ВВЕДЕНИЕ
Проблема духовно-нравственного
образования сегодня стоит в
нашем обществе как никогда остро.
Причин тому достаточно много и одна
из них – абсолютная деидеологизация
общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого
привёл к распаду «связи времён», чувства
сопричастности к истории своей родины.
Тиражируемые на всю страну средства массовой
информации ведут разрушительную антидуховную
пропаганду, становятся причиной снижения
критериев нравственности и даже угрожают
психологическому здоровью человека.
Бороться с этим пагубным влиянием необходимо
всем просвещенным членам общества, особенно
тем, которые имеют возможность оказывать
непосредственное воздействие на подрастающее
поколение – учителям, психологам, воспитателям.
Перед общеобразовательной школой ставится
задача подготовки ответственного гражданина,
способного самостоятельно оценивать
происходящее и строить свою деятельность
в соответствии с интересами окружающих
его людей. Решение этой задачи связано
с формированием устойчивых духовно-нравственных
свойств личности школьника.
Основы нравственности
утверждали Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и В.Н. Сухомлинский.
Значительный
вклад в изучение развития духовно-нравственных
ценностей и осуществления духовно-нравственного воспитания внесли
работы А. А. Бадаловой, Е. П. Белозерцева,
В. А. Беляевой, О. С. Богдановой, Н. И. Болдырева,
Т. И. Власовой, И.С.Марьенко, А.В.Мудрика
и др.
Современные взгляды
на нравственное воспитание личностных
качеств человека изложены по нескольким
направлениям: личностно-ориентированный
(Н.М. Таланчук), культурологический (Г.Н.
Волков, К.Ш. Ахияров, Я.И. Ханбиков и др.),
ценностный (Е.А. Климов, Н.Д. Никандров,
В.А. Караковский), гуманистический (Ш.А.
Амонашвили).
Актуальность работы определяется тем, что
в современных условиях моральные и нравственные
ценности приобретают особое значение.
Анализ психолого-педагогической литературы
свидетельствует о том, что данной
проблеме было уделено немало внимания.
Предмет исследования – духовно-нравственное
воспитание подростков.
Объект исследования – развитие духовно–нравственных
качеств подростков в процессе учебной
деятельности.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное
воспитание будет осуществлено в том случае,
если:
– В содержание
внеклассной работы будут включены
компоненты способствующие формированию духовно-нравственного сознания,
чувств, мышления.
– Будут использоваться различные
виды, формы и методы духовно-нравственного
воспитания.
– Учитель личным
примером будет способствовать воспитанию
духовности и нравственности.
Цель исследования: изучение возможностей
духовно-нравственного воспитания младших
школьников в процессе учебной деятельности.
В соответствии
с проблемой, целью, объектом, предметом
исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать
состояние проблемы духовно-нравственного воспитания
подростков в научной литературе.
2. Раскрыть сущность
понятия «духовно-нравственное развитие».
3. Раскрыть цели
и задачи духовно-нравственного
воспитания подростков.
4. Подобрать методы исследования
духовно-нравственного воспитания
подростков.
5. Провести экспериментальное
исследование и интерпретировать полученные
результаты.
Методы исследования:
– изучение психолого-педагогической
и методической литературы по проблеме
исследования;
– наблюдение за деятельностью
школьников; беседа, анкетирование;
– опытно-экспериментальная
работа, направленная на духовно-нравственное
воспитание подростков.
База исследования: Юркинская СОШ.
Ученики 7-8 классов.
Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложений.
Проблемы нравственности среди молодежи
Потребительский век породил общество потребителей. Все продается и покупается, даже то, что должно быть незыблемым и бесценным. Молодежь оказалась в эпицентре это потребительского водоворота. Современные проблемы нравственного образования берут свое начало во всем, что окружает подростков:
- Телевидение. С экранов телевизора льется нескончаемый поток информации со знаком минус. От простейших мультфильмов и сериалов до полноценных художественных фильмов. Каков бы ни был благородным сюжет – фоном проходит:
- насилие;
- секс;
- агрессия;
- эгоизм;
- потребительство;
- жажда власти.
Супергерои, положительные, казалось бы, персонажи обладают рядом недостатков, дурных привычек, и иногда ругаются нецензурной бранью. Образ женщины в современных (подростковых) фильмах являет собой полностью анти-женственную фигуру. Изображение женщины матери и жены всегда искажено до безобразия. Материнская фигура часто представлена как неухоженная, некрасивая, почти всегда, бесформенная. На место женственности выставлена сексуальность, распущенность. Быть секси, выглядеть секси и сводить с ума – это то, что транслирует кино. Это то, чем девочки хотят стать.
- Пресса. Всевозможные женские журналы так мало внимания уделяют истинным женским проблемам, но так много рекламе (доход превыше всего). С каждой страницы, прямо или косвенно, предлагаются товары, без которых, как утверждается, мы не можем быть красивыми, любимыми, желанными, успешными и знаменитыми. Поднимаются интимные секреты звезд, пресса рукоплещет скандалам, разводам, интимным похождениям. Пресса дает то, что люди хотят читать – да, но именно она «подсадила» народ на желтые и грязные сплетни.
- Опыт из детства. Сегодняшняя студенческая молодежь – это почти все дети тех, кто в юном возрасте пережил распад СССР. Потеря ориентиров, падение культуры, обрушение ценностей. У людей выбили почву из-под ног. Не было стабильности, уверенности. Создавая семьи, молодые родители уже не знали, чему учить своих маленьких детей. Воспитывать их было некогда – борьба за выживание ставила жесткие условия – дети были предоставлены кому угодно – родители должны были работать. Сегодня это наша студенческая молодежь. Они добрые и хорошие, но в их детском прошлом остался пробел – полноценного воспитания в семье они не видели, поэтому ценность семьи они не могут ощутить.
Как мы к этому пришли
Когда рушится какой-либо политический строй, по цепочке за ним падают идеалы, цели, социальные ориентиры. В нашей стране такое уже случалось. Достаточно вспомнить первое время после революции 1917 года. В одночасье обрушилось все, во что верили. Стране не нужна была духовность – нужны были рабочие руки, сила, работа в команде. Страна переживала тяжелый духовный кризис до тех пор, пока не окрепла, старые ориентиры сменились на новые. Общество стало видеть нового человека – как честного, работящего, доброго, самоотверженного – патриота своей Родины.
Падение СССР, события 90-х годов повело народ по аналогичному сценарию. Но в отличие от постреволюционного времени, на смену павшей идеологии людям не дали ничего. Ничего, кроме рек информационного мусора, хлынувшего к нам из-под поднятого «железного занавеса». Никогда еще наша страна не переживала подобного – молодежь стыдилась своих корней, своей народной культуры. Детские фольклорные коллективы пустовали. С телевизоров сыпалась пропаганда Американской культуры и западного образа жизни. «Американ бой, уеду с тобой» – пела популярная тогда группа «Комбинация», они же пели «Как-то раз, пошла гулять я с иностранцем». Они пели – мы подпевали. «Мама, не стоит плакать, я русского люблю» – такой вот текст у певицы Каролины. Это только малая толика огромной беды, той, что постигала наше общество. Выживание, гонка за наживой, мафиозные столкновения. Главари банд вместо Робин Гуда, джинсы вместо платья, накаченная грудь взамен скромного румянца. На этом росли дети. Это не их вина, но отпечаток эпохи в душе, словно клеймо. Сегодня эти дети – родители тех, кого мы видим в детских садах и школах. Вы еще спрашиваете, где мораль?
Внеурочная деятельность
Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:
- общешкольные или семейные праздники;
- коллективные творческие дела;
- интерактивные квесты;
- интеллектуальные викторины;
- конкурсы;
- диспуты;
- ток-шоу.
Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:
- кружков;
- клубов по интересам;
- секций.
Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.
Как мы к этому пришли
Когда рушится какой-либо политический строй, по цепочке за ним падают идеалы, цели, социальные ориентиры. В нашей стране такое уже случалось. Достаточно вспомнить первое время после революции 1917 года. В одночасье обрушилось все, во что верили. Стране не нужна была духовность – нужны были рабочие руки, сила, работа в команде. Страна переживала тяжелый духовный кризис до тех пор, пока не окрепла, старые ориентиры сменились на новые. Общество стало видеть нового человека – как честного, работящего, доброго, самоотверженного – патриота своей Родины.
Падение СССР, события 90-х годов повело народ по аналогичному сценарию. Но в отличие от постреволюционного времени, на смену павшей идеологии людям не дали ничего. Ничего, кроме рек информационного мусора, хлынувшего к нам из-под поднятого «железного занавеса». Никогда еще наша страна не переживала подобного – молодежь стыдилась своих корней, своей народной культуры. Детские фольклорные коллективы пустовали. С телевизоров сыпалась пропаганда Американской культуры и западного образа жизни. «Американ бой, уеду с тобой» – пела популярная тогда группа «Комбинация», они же пели «Как-то раз, пошла гулять я с иностранцем». Они пели – мы подпевали. «Мама, не стоит плакать, я русского люблю» – такой вот текст у певицы Каролины. Это только малая толика огромной беды, той, что постигала наше общество. Выживание, гонка за наживой, мафиозные столкновения. Главари банд вместо Робин Гуда, джинсы вместо платья, накаченная грудь взамен скромного румянца. На этом росли дети. Это не их вина, но отпечаток эпохи в душе, словно клеймо. Сегодня эти дети – родители тех, кого мы видим в детских садах и школах. Вы еще спрашиваете, где мораль?
Старшеклассники
Нравственность старшеклассников — одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:
- утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
- проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.
Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не семья. Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей
Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:
- нравственность и духовность
- интеллектуальное развитие
- ценность семьи
- здоровый образ жизни.
Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:
- Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
- Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
- Семейное воспитание.
- Отношения между разными полами.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Любовь к родине.
- Эстетическое воспитание — любовь к прекрасному.
- Бесконфликтное общение.
- Правильное отношение к труду.
- Финансовая грамотность.
Актуальны следующие формы работы: благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.
Как происходит развитие личности?
Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.
Младенчество – формируется базовое доверие к миру в лице матери. Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания. Возраст от 2 до 5 лет. Важный период в жизни малыша, который влияет на духовно-нравственное развитие и воспитание
В этом возрасте главное положение в жизни занимает игра, через которую ребенок учится общаться с миром, знакомится с азами некоторых форм духовно-нравственного развития – религиозного, умственного, морального Поэтому важно уделить игре особое внимание. Школьный возраст. На помощь семейному развитию приходит школьное, где ребенок получает новые знания и навыки В этот же период он может столкнуться с неудачами в школе, что может привести к неуверенности
На помощь семейному развитию приходит школьное, где ребенок получает новые знания и навыки В этот же период он может столкнуться с неудачами в школе, что может привести к неуверенности
Поэтому важно поддержать его в этот период и объяснить, что неудачи – это всего лишь повод стать лучше. Средняя и старшая школа
Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап. Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни. Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях. Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.
2 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
В проекте Федерального
государственного стандарта общего образования
духовно-нравственное развитие, воспитание
и социализация обучающихся определены
как задачи первостепенной важности. Согласно требованиям Стандарта,
в структуре основной образовательной
программы в дополнении к фундаментальному
ядру содержания образования, базисному
учебному плану, примерным программам
по отдельным учебным предметам и другим
разделам предусматривается концепция
духовно-нравственного воспитания школьников
и примерная программа воспитания и социализации
обучающихся
Концепция и примерная программа
задают основные характеристики организации
воспитательного процесса в современной
школе .
Направления духовно-нравственного воспитания и развития
В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:
- религии;
- семье;
- творчеству;
- обществу;
- государству.
Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:
- ближайшего окружения, верующего в бога, — членов семьи;
- школьных педагогов;
- священнослужителей;
- религиозных организаций;
- средств массовой информации;
- религиозной литературы.
Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.
Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:
поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка; обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей; дает ребенку постигать мир в его разнообразии; формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного; создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности; прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия: задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям; привлекает к семейным традициям; возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений; воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества; поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека. Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания
На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев
Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.
Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, —фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:
- психологического воздействия на учащихся;
- изучения их эмоционально мира;
- формирования духовности и высоких нравственных качеств;
- развития эстетических взглядов;
- для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
- увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.
Социальное и патриотическое воспитание — во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин — близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.
Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:
- привязанность к родным местам;
- уважение к своему языку;
- соблюдение интересов общества и государства;
- стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.
Аннотация
В
статье анализируется состояние духовно-нравственного воспитания
личности в современных условиях. Духовно-нравственное воспитание
подрастающего поколения как педагогическая проблема по-прежнему остается
в числе наиболее актуальных в нашей стране. Существующие в настоящее
время возможности, которые личность использует в своем развитии и
самосовершенствовании, не всегда оказываются полезными для ее духовной
сферы, а подчас и вовсе ведут к утрате «человеческого в человеке».
Итогом сложившейся ситуации стала дезориентация современной молодежи: у
значительной части подрастающего поколения искажены либо вовсе
отсутствуют основные представления о тех ценностях, которые составляют
ядро нравственности личности. Использование методов
культуро-педагогического и теоретико-педагогического обзора, оценки
документов Министерства образования и науки РФ, изучение периодической
печати и публикаций по вопросам духовно-нравственного воспитания делает
проведенный анализ более объективным. Осуществленное исследование
позволило обозначить и раскрыть основные проблемы духовно-нравственного
воспитания — девальвация ключевых педагогических категорий, отсутствие
воспитательного идеала, малоэффективный характер нововведенного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе его
вариативного модуля «Основы православной культуры». Основная же причина
актуализации проблемы духовно-нравственного воспитания в настоящее время
заключается в том, что до сих пор не сформулирована цель
духовно-нравственного воспитания. В статье не только выявлены основные
проблемы духовно-нравственного воспитания, но и обозначены пути решения
этих проблем, направленные на духовнонравственное оздоровление
российского общества. Представленный материал может быть использован в
научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение
духовно-нравственного становления и развития современной личности в
воспитательнообразовательном пространстве России.
Проблемы духовно-нравственного воспитания с точки зрения церкви
Атеистические взгляды постреволюционного советского периода изменили духовно-нравственное состояние общества. Будущее России православная церковь видит за детьми и молодежью, а это значит, что проблемы воспитания молодежи следует рассматривать, как глобальные проблемы.
? Несмотря на то, что русский народ поколения за поколениями воспитывался в духе нравственности, высокой культуры, чувства чести и милосердия, среди молодых ребят все чаще распространена ориентация на западную культуру. Даже не на саму культуру, а именно на современную атрибутику показушной европейской жизни.
Основными проблемами реализации духовно-нравственного воспитания церковь выделяет:
- Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания и структурированного учебного курса, включающего в себя компоненты православия;
- Проблема ограниченной представленности народной культуры и традиции;
- Отсутствие методологии православной культуры;
- Разрушение традиционного уклада жизни, извращении модели семьи;
- Неподготовленность большинства жителей России к принятию духовной части традиционной культуры;
- Политическая проблема. Проникновения в духовно-нравственную культуру элементов западной идеологии;
- Экономическая проблема. Отсутствие средств на разработку и создание учебной методической продукции по духовному воспитанию детей (подростков).
Нужно отметить влияние церкви в воспитании молодежи. Молодые люди все чаще обращаются в церковные институты, потому, как генетическая память, заложенная в ДНК наших детей, все равно толкает их на поиск истины. Той, что знали и помнили их предки. Молодежь ищет ответы, и она получает искомое в стенах православных храмов.
Что должна сделать церковь? Обеспечить достойные кадры, которые будут не только духовными наставниками, но тонкими психологами – педагогами.
Проблемы нравственного голодания в нашей стране – есть. Но при этом чувствуется явная тенденция к возрождению. С каждым днем все больше и больше молодых ребят ищут способ сближения с родной культурой. Это хорошо прослеживается в стенах ВУЗах культуры, где количество абитуриентов на кафедры народного пения, танца и народных инструментов ежегодно растет. Среди студентов художественных образовательных учреждений наблюдается увлеченность народным декоративно-прикладным искусством, а вместе с ним – иконописью. Растет уровень патриотизма среди молодежи, он ощутимо выше, чем в предыдущем десятилетии. Интерес ребят к народному творчеству, культуре и истории растет. Несмотря на то, что проблемы духовно-нравственного воспитания существуют, они уже решаются. Успех, непременно, будет за нами.
6 способов нравственного воспитания
Так как же организовать нравственное воспитание в семье? Есть несколько способов, которые помогут вам в этом.
1. Личный пример
Дети часто ориентируются не на нравоучения, а на поступки родителей. Если у взрослых слова расходятся с делом, например, родители запрещают драться, но сами бьют детей, ребёнок будет считать правильным именно такое поведение
Поэтому важно самим демонстрировать поведение, которое вы ждёте от своих детей
2. Положительное подкрепление
Замечайте то поведение, которое вы хотите видеть чаще, хвалите и благодарите ребёнка за него. Если ваш сын первый раз сам помог младшему брату, не стоит раздражённо бросать что-то типа: «Ну наконец-то, давно пора». Выделите положительные стороны: «Я заметил, что ты помог брату переодеться после прогулки, я очень рад, что ты сам вспомнил об этом, взрослеешь». Одобрение взрослых поможет ребёнку увидеть, что он поступает правильно.
Однако если ребёнок делает что-то, что вам не нравится, не оскорбляйте его и не навешивайте ярлыки «оболтус, безалаберный, вырастешь преступником», не отказывайте ребёнку в любви (такого плохого мальчика я не буду любить). Лучше концентрируйтесь на эмоциях: «Мне кажется, Лена расстроилась, что ты толкнул её. Никому не нравится, когда его толкают, и мне не нравится, думаю, что тебе тоже было бы неприятно». И не ждите мгновенных извинений и раскаяния. Для того чтобы желаемое поведение закрепилось и перешло в личные убеждения, необходимо время.
3. Взаимодействие с эмоциями
В основе нравственности лежит отзывчивость и способность понимать, что чувствуют другие, поэтому важно не запрещать ребёнку испытывать эмоции, а, наоборот, интересоваться тем, что чувствует ребёнок и рассказывать о себе. «Почему ты расстроился? Что ты чувствуешь? Я очень испугалась, когда ты задержался после школы, а твой телефон не отвечал»
Это поможет детям развить эмпатию и научиться понимать себя и других.
4. Книги и фильмы
То, что ребёнок смотрит и читает, существенно влияет на его развитие. Хорошие мультфильмы могут уменьшать асоциальное поведение и улучшать результаты обучения в школе
Поэтому важно внимательно относиться к тому, чем увлечены ваши дети. Полезной традицией может стать совместный просмотр фильмов и чтение (причём читать можно даже с подростками)
Это не только сблизит вас, но и даст возможность обсудить прочитанное, сделать акцент на тех качествах, которые вы хотите видеть в своих детях. Например: «Помнишь, в мультфильме Флип взял в магазине леденец без спроса и не заплатил? Как думаешь, почему он его взял? … И мне кажется, что он ему очень понравился. Как теперь Флипу исправить ситуацию? … Да, согласен, а в будущем он мог бы попросить маму или папу купить леденец».
5. Примеры других людей
Школьники могут копировать не только поступки родителей, но и поведение посторонних. Например, если дети наблюдают агрессивное поведение, то и сами ведут себя агрессивно. Эту закономерность хорошо демонстрирует эксперимент с куклой Бобо. Поэтому чаще знакомьте детей с биографиями людей, чьи качества вам кажутся достойными, делайте акцент на этих качествах, обсуждайте их с ребёнком
Важно именно разговаривать со школьником, а не поучать или читать нотации
6. Программа нравственного воспитания детей
Конечно, чем раньше вы начнёте закладывать основы нравственности, тем проще будет даваться процесс нравственного воспитания детей в дальнейшем. Но при этом никогда не поздно помочь ребёнку изменить своё поведение на более конструктивное.
Курс изменения поведения 7Sps – это программа нравственного воспитания подростков. Занятия проходят дистанционно, дети занимаются самостоятельно, а психологи оказывают поддержку и отвечают на вопросы по телефону, электронной почте или в онлайн-чате — способ общения школьник сможет выбрать сам.
Воспитаем нравственные качества
Записаться на консультацию
Также программа изменения поведения станет отличным подспорьем, если у вас есть возможность уделить время развитию нравственности у своих детей, но вы не знаете, с чего начать и как научить главному. Через 2-6 недель вы заметите, как меняются убеждения вашего школьника, и, как следствие, его поступки.
Занятия полностью анонимны, поэтому ни у вас, ни у вашего ребёнка не будет необходимости объяснять учителям и одноклассникам, почему вы решили обратиться за помощью.
И помните, хотя духовно-нравственное воспитание личности возможно в любом возрасте, не стоит пускать этот процесс на самотёк и ждать, когда подросший ребёнок разберётся сам. Помогите ребенку сформировать нравственные ценности уже сейчас.
- Л. Обухова, «Возрастная психология».
Проблемы нравственности среди молодежи
Потребительский век породил общество потребителей. Все продается и покупается, даже то, что должно быть незыблемым и бесценным. Молодежь оказалась в эпицентре это потребительского водоворота. Современные проблемы нравственного образования берут свое начало во всем, что окружает подростков:
- Телевидение. С экранов телевизора льется нескончаемый поток информации со знаком минус. От простейших мультфильмов и сериалов до полноценных художественных фильмов. Каков бы ни был благородным сюжет – фоном проходит:
- насилие;
- секс;
- агрессия;
- эгоизм;
- потребительство;
- жажда власти.
Супергерои, положительные, казалось бы, персонажи обладают рядом недостатков, дурных привычек, и иногда ругаются нецензурной бранью. Образ женщины в современных (подростковых) фильмах являет собой полностью анти-женственную фигуру. Изображение женщины матери и жены всегда искажено до безобразия. Материнская фигура часто представлена как неухоженная, некрасивая, почти всегда, бесформенная. На место женственности выставлена сексуальность, распущенность. Быть секси, выглядеть секси и сводить с ума – это то, что транслирует кино. Это то, чем девочки хотят стать.
- Пресса. Всевозможные женские журналы так мало внимания уделяют истинным женским проблемам, но так много рекламе (доход превыше всего). С каждой страницы, прямо или косвенно, предлагаются товары, без которых, как утверждается, мы не можем быть красивыми, любимыми, желанными, успешными и знаменитыми. Поднимаются интимные секреты звезд, пресса рукоплещет скандалам, разводам, интимным похождениям. Пресса дает то, что люди хотят читать – да, но именно она «подсадила» народ на желтые и грязные сплетни.
- Опыт из детства. Сегодняшняя студенческая молодежь – это почти все дети тех, кто в юном возрасте пережил распад СССР. Потеря ориентиров, падение культуры, обрушение ценностей. У людей выбили почву из-под ног. Не было стабильности, уверенности. Создавая семьи, молодые родители уже не знали, чему учить своих маленьких детей. Воспитывать их было некогда – борьба за выживание ставила жесткие условия – дети были предоставлены кому угодно – родители должны были работать. Сегодня это наша студенческая молодежь. Они добрые и хорошие, но в их детском прошлом остался пробел – полноценного воспитания в семье они не видели, поэтому ценность семьи они не могут ощутить.