Проблема биологического и социального в человеке

Проблема биологического и социального в структуре личности

Проблема соотношения биологического и социального начала в структуре личности человека является одной из самых сложных и противоречивых в современной психологии.

Видное место занимают теории, выделяющие в личности две основные подструктуры, которые формируются под влиянием двух факторов — биологического и социального. Было высказано предположение, что вся человеческая личность делится на «эндопсихическую» и «экзопсихическую» организации. «Эндопсихика» как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психологических элементов и функций, так сказать, внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. «Экзопсихика» определяется отношением человека к внешней среде, то есть ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может относиться тем или иным образом. К «эндопсихическим» относятся такие качества, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, сила воли, импульсивность и т.д., а к «экзопсихическим» — система установок и переживаний человека, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, образованность и т.д. «Эндопсихика», которая имеет природную основу, биологически детерминирована, в отличие от «экзопсихики», которая социально детерминирована.

Социологический подход подчеркивает социально-типическое в личности. Основная проблема социологической теории личности касается процесса формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучения закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Личность как субъект общественных отношений характеризуется, прежде всего, автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противостоять обществу. Личная независимость связана со способностью контролировать себя, а это, в свою очередь, требует наличия самосознания, то есть не только сознания, мышления и воли, но и способности к самоанализу, самооценке и самоконтролю.

  • Биогенетический подход (С. Холл, 3. Фрейд и др.) рассматривает биологические процессы созревания организма как основу развития личности,
  • Социогенетический — (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структура общества, формы социализации, взаимоотношения с другими людьми и т.д.
  • Психогенетические (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.), не отрицая биологических или социальных факторов, освещали развитие самих психологических явлений.

Биогенетический закон был сформулирован Э. Геккелем и И. Мюллером применительно к эмбриону: Во время внутриутробного развития животное или человек ненадолго повторяет стадии, которые вид проходит в своем филогенезе, то есть которые проходит весь вид за время своего существования.

Холл сформулировал аналогичный закон для постнатального развития: онтогенез — это краткое повторение истории человеческого общества.

В рамках биогенетического подхода возникла теория Бюллера о трех стадиях развития ребенка. Бюллер выделил три стадии развития — инстинкт, обучение, интеллект. Он пытался привести факты биологического и социокультурного развития к общему знаменателю. Психическое развитие — это единый и, кроме того, биологический характер процесса.

Проблема соотношения биологического и социального в психике и поведении человека

Проблема соотношения биологического и социального в психике человека имеет долгую историю поиска своего решения, на разных этапах которого идеологические, нравственные приоритеты общества и господствующие научно-познавательные парадигмы не играли ни малейшей роли в том, чтобы склонить чашу весов в ту или иную сторону.

Психосоциальная проблема — это пока нерешенный вопрос о соотношении влияния на психику врожденных и социальных факторов.

Все современное человечество принадлежит к биологическому виду Homo sapiens, который представляет собой уникальную форму жизни, сочетающую в себе биологические и социальные сущности. В основе жизнедеятельности человеческого организма лежат основные биологические механизмы, законы метаболизма и энергообмена, обусловленные морфофункциональными свойствами организма, которые позволяют ему адаптироваться к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза сформировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межличностных и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

В ходе дискуссий о связи биологического и социального в человеке высказываются самые разные мнения.

Человек — это, прежде всего, живое, физическое существо. Это означает, что он представляет собой набор родовых характеристик, присущих Homo Sapiens. В природе заложены внутриутробное развитие рождения, долголетие, наследственность и влияние инстинктов. Как и другие биологические виды, человечество имеет устойчивые разновидности сортов, самые крупные из которых обычно называют расами.

В то же время биологическое в человеке находится в постоянном взаимодействии с социальным и его потомством. Одной из важнейших характеристик человека является его активная натура. В ходе эволюции человек не только приспосабливался к окружающей среде, но и перестраивал ее с помощью трудовой деятельности, компенсируя отсутствие некоторых биологических характеристик. В процессе деятельности формируются общественные отношения, совокупность которых образует общество. Появление общества, его норм, ценностей, закрепленных в таких понятиях, как культура, мораль, государство, право, изменило его создателя — человека, превратило его не только в природное, но и в социальное существо. Как социальное существо, человек характеризуется такими чертами, как несводимость (независимость человека от окружающей среды), неопределенность (свобода), уникальность, невыразимость (невозможность полного понимания). Именно социальность порождает такие человеческие категории, как свобода, творчество, любовь, смысл жизни, счастье, вера, смерть.

Биологическая и социальная формы движения материи «сосуществуют» в эволюционном мировоззрении: в ходе прогрессивного развития материи на основе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней реальности создает сложную проблематику, касающуюся роли и места каждого из них в различных сферах социального.

Будучи биосоциальным существом, человек испытывает взаимодействие генетических и социальных программ. Генетические черты несут молекулы ДНК, а социальную программу несет человеческий опыт, который передается новым поколениям через обучение и воспитание. Естественный отбор уже давно перестал иметь решающее значение в жизни человека.

Виды деятельности

1. Игра– важным является процесс, а не результат, индивид осмысляет итог действия.

2. Учение – процесс, направленный на овладение знаний, умений, навыков.

3. Труд – деятельность, направленная на достижение целей, для удовлетворения собственных потребностей.

4. Общение – взаимодействие людей, основанное на обмене и передаче информации.

Общение включает в себя следующие функции:

  • Информативно-коммуникативная – предполагает формирование, обмен и приём информации. Делится на 3 уровня: на первом происходит выравнивание различий в информированности людей, второй этап заключается в передаче информации и принятии решений, а третий – стремление понять другого человека.
  • Регуляционно-коммуникативная – отвечает за урегулирование поведения человека. В ходе общения осуществляется регуляция не только собственного поведения, но и поведения других.
  • Аффективно-коммуникативная – эмоциональное поле человека, выясняется отношения человека к окружающей среде.

Субъектами общения выступают:

  • Реальные партнёры;
  • Иллюзорные партнёры (домашние животные, растения);
  • Воображаемые партнёры (разговор с самим собой).

Цель общения – то, ради чего происходит коммуникативный процесс:

  • Передача и получение информации;
  • Организация совместной деятельности людей;
  • Укрепление межличностных отношений.

Средства общения – те каналы, по которым происходит передача информации:

  • Устная речь;
  • Письменная речь;
  • Органы чувств.

Смотрите также:

  • Мировоззрение, его виды и формы
  • Виды знаний
  • Мышление и деятельность
  • Потребности и интересы
  • Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Сознание

Сознание – состояние психической жизни человека, выражается в субъективных переживаниях событий действительности. Отображает объективную реальность путём создания чувственных и логических образов. Развивается путём социализации человека. 

 В сознание входит ряд функций:

  • познание, путём восприятия органами чувств;
  • отношения к миру людей;
  • эмоциональные составляющие (переживания, чувства, воспоминания);
  • регулирование поведения в обществе.

В структуру относятся следующие элементы:

Бессознательное – процессы, имеющие власть над поведением человека. Обретают проявление в снах, оговорках, мечтах.
Массовое сознание – общественное мнение, транслируемое в средствах массовой информации, на митингах, демонстрациях.
Самосознание – осознание себя как личности: мотивы, поступки, действия, за которые человек несёт ответственность. 
Самопознание – постижение собственных физических и психологических особенностей.
Самооценка –  носит субъективный характер, отражает оценочную характеристику собственному образу. Разделяется на реалистичную (действительной) и нереалистичную (завышенная и заниженная).
Поведение – поступки, осуществляемые человеком в той или иной ситуации.
Поступки – действия, совершаемые под влиянием мотивов, намерений, целей и средств.

​​​​​​​

Человек – существо социальное

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом не только не принижается социальное, но и отмечается его решающая роль в отделении Homo sapiens от животного мира и превращении его в социальное существо. Теперь вряд ли кто-то осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным данным, но руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений – магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных катаклизмов и катастроф.     

Главное отличие человека от животных, говорящее о социализации человека, – наличие концептуального мышления. Понятие содержит важнейшие сущностные признаки и свойства определяемого объекта, понятия абстрактны. Для животных отражение действительности является конкретным, объективным, а человеческое мышление может быть логическим, обобщающим, абстрактным. В основе поведения животных лежат инстинкты, которые представляют собой врожденные склонности и наклонности, которые выражаются в автоматическом поведении и передаются по наследству. Такое поведение строго ограничено и предопределено, оно не меняется при изменении условий, даже если действие становится иррациональным. А в поведении человека есть цель, для достижения которой он составляет план, который может меняться в зависимости от обстоятельств. Кроме того, человек умеет анализировать результаты своих действий, делать выводы по результатам деятельности и корректировать свое поведение.      

Еще одно различие между человеком и животным, определяющее его социальную сущность, – речь. 

Русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов, изучающий особенности высшей нервной деятельности человека, рассматривал наличие речи у человека как специфическую черту, отличающую его нервную деятельность от нервной деятельности животных. 

Человеческая речь – вторая сигнальная система, первая сигнальная система – это органы чувств, позволяющие улавливать различные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явлений (звук, запах, вкус, температура и т. д.). Первая сигнальная система распространена у людей и животных. Если сенсорные механизмы работают в первой сигнальной системе, то сигналы второй системы – это слова, речь, отделенные от самого объекта, абстрактные и обобщенные. Результаты многочисленных исследований показали, что речь человека может развиваться только при общении с другими людьми, а значит, развитие речи носит социальный характер.    

Труд также является результатом социализации человека. Животные в какой-то степени способны к творческой деятельности, но только человек способен изготавливать сложные орудия труда, планировать трудовую деятельность, корректировать ее в зависимости от результатов и прогнозировать результаты этой деятельности.

В процессе своего развития человек стал независимым от стихий – он овладел огнем, электричеством, научился защищаться от различных природных явлений с помощью одежды, которая сделала человека свободным. Развитие науки, технологий и различные человеческие достижения – все это результат разработок многих ученых, достигнутый в результате взаимодействия между учеными, а также путем передачи опыта из поколения в поколение. 

Человек усвоил разделение труда – уже на начальных этапах развития человеческого общества существовало разделение труда по возрасту и полу. В дальнейшем развитие общественных отношений привело к повышению производительности труда, позволило передать опыт и знания новому поколению. 

Важным положительным результатом социализации, способствовавшим развитию общества и биологической эволюции человека, стало регулирование брачных отношений. Итак, эмпирическим путем человек пришел к необходимости запретить семейные браки, что позволяет избежать накопления негативных мутаций, ведет к обогащению генофонда общества. 

Помимо принципиальных отличий человека от животных, перечисленных выше, человек обладает специфическими, присущими только ему, особенностями строения тела – прямой ходьбой, трудоспособностью, познавательной активностью мозга и др. Естественный отбор сохранил те черты, которые стимулировали совместный поиск пищи, защиту от хищных животных, заботу о потомстве и т. д., Что способствовало развитию стадообразования как начальному этапу развития социальности. 

Важные вопросы в обществе

Биологическая и социальная природа человека должны сосуществовать, а не бороться

Общество должно обращать внимание не только на развитие социальных качеств человека, но также на его биологическое совершенствование. Именно поэтому один из основных вопросов в обществе – здоровье всех его членов

Только биологическое здоровье может позволить человеку стать активным членом общества, создать крепкую семью, бороться за что-то, достигать высот, совершенствоваться, улучшать окружающий мир. Если нет этого базового фактора, то социальная жизнь будет безразлична человеку.

Здесь прослеживается очень интересная взаимосвязь. Мы выяснили, что без здоровья человеку ничего не нужно в жизни. Самое интересное состоит в том, что если индивид полностью здоров, но лишен социального окружения, то он не только теряет свои навыки, но также деградирует на биологическом уровне. Другими словами, человек, лишенный общества, не только нравственно разлагается, но также теряет свои физические преимущества. Во многих случаях это служит тому, что люди начинают демонстрировать антисоциальное поведение, проявлять агрессию и совершать преступления.

Благодаря социуму человек может реализовывать свою естественную природу, но также он обязан подчиняться законам общества, в котором он живет. Человек должен понимать, что общество – это не что-то далекое и непонятное, а это мнение каждого отдельного индивида, который тоже желает выразить себя. Выступая против общества, индивид не только нарушает общую гармонию отношений, но также наносит большой урон себе, ведь он забывает, что также является частью общества.

Проблема биологического и социального, генотипического и средового в психическом развитии и поведении человека

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологии и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае индивид предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда пишет все развитие индивида от начала до конца. Сторонники этой концепции связывают не только сущность человека, но и все человеческое существование с влиянием социальной среды. На этих позициях в нашей стране когда-то стояли люди, которые боролись с генетикой как с «буржуазной» наукой.

Вторая концепция включает в себя различные биологически мотивированные доктрины. В частности, к ним относятся расистские теории, утверждающие естественное превосходство одной расы над другой. Несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность человеческого генотипа происходит не на расовом (или любом социальном) уровне, а на индивидуальном. В природе не существует расового, национального или социального генотипа. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, которые пытались объяснить общественную жизнь на основе дарвиновского учения о естественном отборе.

По мнению современных социобиологов, «теория генетической и культурной коэволюции» должна в корне изменить понимание природы человека. Его суть заключается в том, что процессы органической (генетической) и культурной эволюции человека происходят вместе. Гены и культура неразделимы в своей коэволюции. Однако главная роль в этом процессе отводится генам. Они являются конечными причинами многих человеческих поступков. Таким образом, человек действительно является объектом биологического познания. Вот как И.О. Уилсон определяет задачу социобиологии как «изучение биологической основы всех форм социального поведения….. У всех животных, включая человека». Основные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансцендентных» целей, возникших вне его биологической природы.

Однако было бы неправильно объяснять развитие и поведение человека в основном в терминах и рамках биологии. Как мы уже отмечали, биологическое и социальное в человеке тесно переплетены. Однако младенец, попавший в ловушку животных условий существования, даже если он физически выживает при благоприятных обстоятельствах, не становится человеком. Для этого человек должен пройти определенный период социализации. В связи с этим можно только согласиться с суждением, что: «Ребенок является кандидатом в люди только в момент рождения, но он не может стать им в изоляции: он должен научиться быть человеком в общении с человеческими существами» . Другими словами, вне социальных условий биология сама по себе не делает человека человеком.

Другой аспект влияния социального на биологическое в человеке заключается в том, что биологическое в человеке проявляется и удовлетворяется в социальной форме. Естественная биологическая сторона человеческого существования опосредована и «очеловечена» социокультурными факторами. Это относится и к удовлетворению таких чисто биологических потребностей, как деторождение, еда, питье и т.д. Однако следует отметить, что гуманизация природы не всегда означает гуманизацию на практике. Как человек, в отличие от животного, способен удовлетворять свои естественные потребности в извращенной форме, так и общество способно негативно влиять на естественную среду обитания. Это влияние — не просто факт, а серьезная глобальная проблема, решение которой связано с самим выживанием человека.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Экспериментально-генетический метод
  2. Индивидуальные различия памяти у людей
  3. Взаимосвязь качества жизни и локуса контроля у женщин в декретном отпуске
  4. Психолого-педагогическая коррекция отсутствия определённых интересов
  5. Представители феноменологической модели образования
  6. Жизненные ситуации и активность человека
  7. Виды темперамента
  8. Куклотерапия как метод психологической коррекции
  9. Психологический диагноз и его виды
  10. Исследование смысложизненных ориентаций личности в период взрослости

Природные и социальные черты в человеке

Антропогенез и социогенез находятся в нераздельном взаимодействии друг с другом. Невозможно отделить развитие человека от развития общества.

Точно также невозможно разделить биологические и социальные движущие силы в развитии человека. Из сочетания этих двух процессов возникает антропосоциогенез.

Наконец, мы подобрались к самому главному. Что такое человек? Часть этой мозаики уже на столе.

Мы подробно рассмотрели, что природные и социальные факторы играют важнейшую роль. Соответственно, биосоциальная сущность человека является главным компонентом картины.

Социальная среда играет немаловажную роль в обретении человеком человеческого. Тем не менее генетические факторы также формируют психику человека, его наклонности и задатки.

Например, генетика смогла выявить определенные гены «любви» и «удовольствия», которые отвечают за проявления чисто социальных признаков поведения.

Биологическая сущностьСоциальная сущность
Человек принадлежит к высшим млекопитающимЧеловек не мыслит себя вне общества (входит в социальные группы)
Формирование тела и мозга является результатом природных процессовЧеловек формируется в обществе (труд, речь, мышление)
Человек обладает инстинктамиЧеловек способен подавлять и регулировать инстинкты
Потребность в пище, воде, сне обусловлены биологическими процессамиЧеловек обладает социальными потребностями (общение, развитие, признание)
Анатомия и физиология (мышцы, кровеносная система, нервная система)Человек способен вносить изменения в свое физиологическое строение под воздействием социальной среды (пластические операции под влиянием понятия о красоте)

Биологическое и социальное в человеке

Любая природная предрасположенность человека может реализоваться только в социальных обстоятельствах.

Даже близнецы в процессе взаимодействия в обществе приобретают индивидуальные черты (привычки, вкусы, интересы).

Таким образом, биологические особенности являются предпосылкой существования человека, тогда как социальные — составляют саму сущность человека.

{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}

Человек как результат биологической и социокультурной социологии

Проблема происхождения человека – центральная тема изучения многих наук. Чтобы понять сущность человека и пути эволюции, следует выяснить происхождение вида. Теория возникновения и прогресса человеческой деятельности носит название антропогенез. В науке существуют 4 базовые теории, объясняющие возникновение человеческой расы.

Человек высший вид развития на Земле. Биологически принадлежит к человекоподобным созданиям (homo sapiens), населяющих планету с древности.

По своей сущности человек – биосоциальное существо: является частью природы, но и также неразрывно связан с обществом, которое сам создаёт.

Проблема социального и биологического в психическом развитии индивида

Проблема психического развития личности занимает центральное место в психологической науке. Она принадлежит не только возрастной и педагогической психологии (хотя здесь она является организующей для всех ее проблем), но и так или иначе причастна к проблемам других психологических

Термин «функциональная система» в настоящее время используется в широком смысле. Эта проблема имеет принципиальное значение и для общей теории психологии, без ее тщательной проработки немыслимо полноценное развитие теории.

Пожалуй, нигде больше ограниченность и бесполезность односторонних концепций не становится столь очевидной, а необходимость системного подхода к их решению — столь острой.

Изучая психическое развитие человека, мы в первую очередь сталкиваемся с соотношением биологического и социального. В истории науки исчерпаны практически все возможные формально-логические связи между терминами «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие рассматривалось и как совершенно спонтанный процесс, не зависящий от биологического или социального; и как производное только от биологического или только от социального развития, или как результат их параллельного воздействия на индивида или взаимодействия и т.д..

Концепции спонтанного психического развития рассматривают их как полностью определяемые собственными внутренними законами. Вопрос о биологическом и социальном просто не возникает в этих концепциях. Человеческому организму здесь отводится в лучшем случае роль «вместилища» психической деятельности, находящейся вне его. Что касается социума (особенно культуры), то в лучшем случае признается его модулирующая и направляющая функция, но не более того, т.е. он также выступает лишь как внешний фактор по отношению к психическому развитию индивида.

В биологизаторских концепциях психическое развитие рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, что четко следует за этим развитием, как один из его атрибутов; все особенности психических процессов, состояний и характеристик человека здесь пытаются вывести из биологических законов. Таким образом, очень часто используются законы, открытые при изучении животных, без каких-либо корректировок, которые позволили бы учесть особенности развития человеческого организма.

Часто в этих концепциях для объяснения психического развития индивида привлекается основной биогенетический закон (рекапитуляция), согласно которому в развитии особи в основных чертах воспроизводится эволюция вида, к которому эта особь принадлежит, пытаются найти в психическом развитии индивида повторение этапов эволюционного процесса в целом или, по крайней мере, основных этапов в развитии вида.

Конечно, при желании здесь можно увидеть некоторые внешние аналогии, но они еще не приводят к выводу, что принцип рекапитуляции действителен по отношению к ментальному

Хорошо известно, что в биологии широко обсуждается биогенетический закон. Иногда ее даже объявляют «биологической мифологией» (Эрлих и Хольм). Тем не менее, большинство биологов принимают этот закон или, по крайней мере, считают его правдоподобным в определенных пределах. Такие концепции являются типичным случаем неуместного расширения сферы действия закона о биогенетике.

Идея рекапитуляции не чужда и социологическим концепциям психического развития личности. Только здесь она представлена «несколько иначе: утверждается, что духовное развитие личности в общих чертах повторяет, воспроизводит основные этапы исторического процесса развития общества, прежде всего его духовной жизни, культуры.

Пожалуй, наиболее ярко суть подобных концепций выразил В. Штерн; в предложенной им трактовке принцип рекапитуляции включает в себя как эволюцию психики животных, так и историю духовного развития общества в ее реализации в развитии отдельного человека.

Человек как природное существо

Человек интересно устроен. Организм имеет определенные органы, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. По сути, человеческое строение представляет собой некую систему, каждый элемент которой имеет свои функции и работает исправно в сочетании с другими частями. Нарушается работа одного органа, это, чаще всего, ведет к сбоям в работе других.

И несмотря на то, что человечество давно придумало множество способов избавления от заболеваний, научилось проводить трансплантацию органов, замещать нерабочие ткани организма искусственными и естественными донорскими, все же человек по-прежнему зависит от природы.

Настолько много биологических черт в каждом из нас, что выжить вне природы, пожалуй, невозможно. Человек дышит, испытывает потребность в еде, воде, сне. Это первичные, биологические потребности, без удовлетворения которых не сможет прожить никто. Биологическая природа человека является условием (предпосылкой) для его существования.

Итак, можно выделить следующие природные характеристики человека:

  1. Определенное устройство организма и мышечно-костное строение.
  2. Биологические (естественные) потребности — в пище, воде, свете, воздухе, тепле, продолжении рода.
  3. Наличие природных инстинктов — самосохранение, родительский, пищевой, познавательный, стадный.

Именно присутствием в человеке инстинктов обусловлены его базовые потребности. Но некоторыми инстинктами человек научился управлять, благодаря своему разуму, выработанным социальным нормам и ценностям.

Биосоциальное развитие человека

Как правило, все объяснения биологического и социального как наиважнейших факторов в человеке подвергаются наиболее резкой критике. Обусловлено это тем, что невозможно отдавать главенствующую роль в формировании человека и общества лишь одной группе факторов, игнорируя другую. Таким образом, более логичным кажется взгляд на человека как на биосоциальное существо.

Связь двух базовых начал в данном случае подчеркивает их общее влияние на развитие индивида и общества. Достаточно привести пример с младенцем, который может быть обеспечен всем необходимым в плане поддержания физического состояния, но без общества он не станет полноценным человеком. Только оптимальное соотношение биологического и социального в человеке может сделать его полноправным членом современного общества.

Вне социальных условий одни только биологические факторы не смогут сформировать из ребенка человеческую личность. Есть и еще один фактор влияния социального на биологическую сущность, который заключается в удовлетворении базовых природных потребностей через социальные формы деятельности.

Можно взглянуть и с другой стороны на биосоциальное в человеке, не разделяя его сущности

При всей важности социокультурных аспектов, естественные природные факторы также входят в ряд первостепенных. Как раз благодаря органичному взаимодействию и уживается биологическое и социальное в человеке

Кратко представить биологические потребности, дополняющие социальную жизнь, можно на примере продолжения рода, употребления пищи, сна и т. д.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий