Причины игромании среди детей и подростков
Часто родители сами становятся источником аддикции для детей и подростков.
1. Если показывают пример, проводя слишком много времени за компьютером и игровой приставкой, не уделяют внимания ребёнку, не учат его организовывать собственное время.
2. Пытаясь “избавиться” от ребёнка: для того чтобы он не путался под ногами и не мешал, сами дают ему телефон, планшет с закаченными в них “полезными” программами. Так многие поступают уже с годовалого возраста, и даже гордятся тем, что “мой ребёнок разбирается в этих технологиях лучше меня”, но в неокрепшем мозге ребёнка чрезмерная цифровизация производит эффект бомбы. Он не учится жить в настоящем мире, не замечает его красоты и сложности, у него возникаю трудности с общением с другими людьми.
Можно говорить об игровой зависимости у подростков, когда вы замечаете, что у него пропадает интерес ко всем сферам жизни: снижается успеваемость, ухудшаются отношения со сверстниками и учителями.
К симптомам подростковой игромании относятся:
агрессивные протесты на просьбы выйти из-за компьютера;
злость и раздражение, когда приходится всё же отвлечься от игрового процесса;
требование денег на игровые обновления, улучшения, на более мощный компьютер/приставку;
неспособность определить и контролировать время на увлечение;
нарушение режима сна и отдыха : ребёнок не спит всю ночь, играя;
нарушение пищевых привычек: не ест с семьёй за столом, поглощает бутерброды, чипсы, другую вредную “быструю” еду во время игры;
пренебрегает гигиеной;
настроение улучшается только во время игры, если приходится проводить время с семьёй, демонстрирует раздражение и недовольство;
все его “друзья” увлечены тем же, что и он, со сверстниками не играющими в компьютер, он не может или не хочет общаться;
пренебрежение домашними обязанностями, учёбой, спортивными тренировками.
Виды интернет-зависимости
Интернет-зависимость сравнима многими врачами с алкоголизмом или наркоманией. Люди теряют связь с окружающим миром, потому что находят ему альтернативу на просторах сети. Они не видят смысла во встречах с друзьями – можно поболтать в мессенджерах или сделать видео-звонок.
Вместо похода по магазинам люди также пользуются услугами интернета, а остальные развлечения им заменяют онлайн-игры, форумы, просмотр видео или просто серфинг.
Из вышесказанного вытекает, что есть различные виды интернет-зависимости:
1) Игровая зависимость
Этот вид зависимости более всего на слуху. Подвержены ей не только подростки, но и взрослые люди. Все может начинаться весьма безобидно. Человек просто пытается заполнить свободное время игрой, но постепенно игра занимает все его время. Играя в онлайн-игры, человеку гораздо легче достичь успеха, чем в реальной жизни.
Часто из-за такой зависимости распадаются семьи, а люди впадают в бедственное материальное положение, тратя все свои сбережения на игры.
2) Азартная зависимость
Это связано с развитием онлайн-казино и распространением игр на деньги. Вовлеченность в таких занятиях гораздо выше, чем в онлайн-играх, потому что здесь есть возможность быстро выиграть денежные призы.
3) Зависимость от интернет-общения
Жертвами подобной зависимости становятся те, у кого проблемы в общении с людьми в реальности.
Такой зависимости часто подвержены подростки, на которых оказывает влияние гормональная перестройка. Им бывает непросто выстраивать отношения с людьми в реальной жизни, поэтому они делают это в интернете.
Столкнуться с такой зависимостью может и взрослый человек. Это случается, если он так и не научился общаться или же имеет слишком низкую самооценку.
4) Информационная зависимость
Изначально человек пытается узнать что-то новое, но, изучая страницу с необходимой ему темой, увлекается чтением комментариев, рекламой и начинает бесцельно блуждать по просторам сети, перебирая информацию.
Человеку очень сложно обходиться без новой информации, он отслеживает все новости. Зачастую, это негативно влияет на его настроение.
Такой вид зависимости не приносит человеку никаких новых знаний, но влияет на его память и делает рассеянным.
5) Сексуальная зависимость
Причинами такой зависимости является неудовлетворенность в реальной жизни, неумение рассказывать о своих проблемах близким людям.
Это может быть как с подростками, так и со взрослыми. Люди, страдающие от такой зависимости, постоянно нуждаются в просмотре сайтов запрещенной тематики, скачивают непотребные видео или даже распространяют их в интернете.
Выглядит это как безобидное развлечение, но в действительности оно губительно сказываться на жизни людей. Последствия интернет-зависимости могут быть очень серьезными.
Классификация социальной девиации
Девиантное поведение подразделяется на позитивную и деструктивную форму.
Положительное девиантное поведение включает в себя:
- научные достижения и открытия;
- повышенное усердие в школе, на работе;
- творческие увлечения и успехи;
- участие в благотворительных акциях;
- героические поступки, самопожертвование.
Такое поведение считается отклоняющимся от нормы, но отклонение носит позитивный характер.
Отрицательное девиантное поведение – совершение поступков и действий, порицаемых окружаемых большинством. Деструктивная девиация характера может подразделяться на следующие разновидности:
- аддиктивная девиация;
- аморальная девиация;
- делинквентная девиация.
В свою очередь, эти типы подразделяются на несколько видов и подвидов.
Все отрицательные типы девиации могут проявляться 3 формами поведения:
- Неосознанная девиация. Пациент не понимает, почему его поведение считается отклонением от нормы, и нарушает правила общества безотчётно.
- Нонконформистское поведение. Человек осознаёт, что его поступки и действия не вписываются в общественные нормы, и отклоняется от них намеренно.
- Абберантное поведение. Человек понимает неприемлемость своих поступков, и из-за нежелания быть порицаемым совершает их скрытно, втайне от других.
Аддиктивная девиантность
Аддиктивное девиантное поведение – это систематическое бегство от жизненных проблем, выраженное в виде нездоровой увлечённости чем-то, патологических зависимостей.
Девиантная аддиктивность проявляется в виде:
- алкоголизма и наркомании;
- анорексии, булимии;
- религиозного фанатизма;
- нимфомании;
- компьютерной зависимости;
- трудоголизма.
Аддиктивность может быть общественно-полезной, нейтральной и деструктивной. Вне зависимости от подтипа, такое поведение говорит о психологических проблемах и требует вмешательства психотерапевта.
Аморальная девиантность
Подгруппа включает в себя отклоняющееся поведение, нарушающее морально-этические общественные нормы. Поступки аморального человека не представляют серьёзной общественной опасности, однако осуждаются обществом.
К аморальному поведению относится следующее:
- беспорядочные сексуальные связи, проституция;
- бродяжничество и попрошайничество;
- повышенная агрессия по отношению к людям;
- употребление алкоголя, наркотиков;
- отказ от работы, учебной деятельности;
- оскорбление, унижение окружающих людей.
Некоторые классификации девиантного поведения относят аморальный подтип к общественно-нейтральному виду девиантности.
Делинквентная девиантность
К подгруппе делинквентного, или ненормативного поведения относятся типы поведения, нарушающие правовые нормы общества. Они могут проявляться в 2 формах:
- Докриминогенный, или противоправный тип. Нарушает правовые нормы. Проявляется хулиганством, вандализмом, поджогами имущества, драками и побоями, оскорблениями.
- Криминогенный, или преступный тип. Нарушает уголовные нормы. Включает в себя грабежи, кражи со взломом, разбойные нападения, мошенничество, вымогательство, изнасилование и убийство, а также покушение на данные деяния.
Подростковый возраст: родители делают шаг назад
С одной стороны, в подростковом возрасте, мы впервые сталкиваемся со своим бессилием. В пубертате изменить ничего нельзя. Система закрыта и перестает отвечать на сигналы извне.
Всё родительское воздействие в подростковом возрасте – это «я чувствую свое полное бессилие и полную ярость, но ничего сделать не могу». Подростковый возраст надо просто пережить, но это не значит опускать руки и переставать контролировать ребёнка. Просто делать это будет очень тяжело, это будет непрерывная война.
На самом деле очень хорошо, если в этом время у родителей есть, чем заняться самим. Очень благополучный вариант, если родители чем-то увлечены, потому что тогда ребенок колбасится сам по себе, а на жизнь родителей это не очень влияет. При этом на самом деле ребёнка никто не бросает, просто чуть-чуть сделали шаг назад. Чуть-чуть передали вожжи самому ребенку.
Мы по-прежнему проглядываем журнал посещений, всё равно ограничиваем время за компьютером. «Родительский контроль» я бы до окончания школы не снимала, хотя здесь всё очень зависит от ребенка.
Типичные причины компьютерной зависимости у подростков
Компьютерные игры и ролики в соцсетях можно сравнить с фаст-фудом — «быстрой едой» для психики и мозга. В реальной жизни для ярких событий нужна деятельность, активность, а в виртуальном мире достаточно запустить игру. Правда, как и фаст-фуд, виртуальные события только утоляют «голод», но не помогают развиваться.
Застенчивость, проблемы с общением
В играх и соцсетях для того, чтобы привлечь к себе внимание, достаточно прокомментировать чье-то фото или вместе пройти одну миссию. В реальной жизни заводить знакомства намного труднее, поэтому застенчивым подросткам интернет-среда кажется хорошим выходом
Она и вправду расширяет круг общения, но с другой стороны, ребенок так и не научится дружить в обычной жизни. Более того, он может потерять к этому интерес.
Желание доказать превосходство, получить признание
Строя замки, убивая монстров или снимая ролик для соцсети, подросток получает восхищение и поддержку, которых у него нет в реальном мире. Он чувствует себя значимым и важным, видит лайки как одобрение сверстников.
Бесполезно думать, как отучить подростка от компьютерной зависимости, если в офлайне у него нет ситуаций успеха. И такие ситуации не появятся из ниоткуда, если отключить дома интернет, — над ними нужно работать.
Еще один фактор, который может способствовать развитию компьютерной зависимости у детей и подростков, — отсутствие традиций отдыха в семье. Семейные поездки, занятия спортом и хобби, в которых нужно делать что-то своими руками, учат детей развлекаться занимаясь делом. Но если в семье принято проводить время перед телевизором, ребенку негде научиться другому способу избавлять себя от скуки.
Насколько компьютер вреден для здоровья?
Конечно, понятны опасения родителей по поводу здоровья детей.
Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Не нужно забывать об элементарной профилактике — делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста
И обратите внимание на технические характеристики экрана вашего монитора (проконсультируйтесь еще до покупки)
Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки. Но это вовсе не специфическое требование — правильно сидеть нужно и за обычным столом. И малоподвижный образ жизни, и лишний вес свойственны не только компьютерным пользователям.
Так что в отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.
Этапы психологической помощи
Помощь психолога при лечении компьютерной зависимости у подростков крайне необходима для успешной терапии. Психологическая помощь проходит в несколько этапов. Рассмотрим их подробнее.
Главная задача сделать так, чтобы подросток сам осознал проблему и признал наличие зависимости, возможно, при помощи психолога. Бесполезно давить на ребенка, ругать, читать нотации, использовать эмоциональный шантаж. Это только усугубит проблему.
Желание лечиться должно исходить от самого пациента, тогда не будет внутреннего сопротивления, и терапия пройдет успешно.
Помощь близких на этапе психотерапевтического лечения, когда определяются глубинные причины зависимости, состоит в эмоциональной поддержке
Осознать истинную причину проблемы бывает психологически тяжело, и важно знать, что родители и друзья любят и всегда готовы помочь. Врач также направляет и поддерживает пациента.
Когда происходят изменения и отказ от компьютерных игр, важно помочь ребенку занять возникшую пустоту, найти новое увлечение в жизни
Пусть это будет спортивная секция, студия современного танца или театральная мастерская. В идеале, чтобы подросток нашел не только хобби, но и новых друзей, общение
На этом этапе врачу необходимо постоянно обращать внимание на успехи, фиксировать их, и подбадривать пациента.
При помощи квалифицированного специалиста, который найдет подход к подростку и грамотно построит лечение, а также с поддержкой близких людей, прогноз избавления от компьютерной зависимости благоприятный.
Польза и вред интернета для детей
В вопросе пользы и вреда интернета для детей ведутся активные споры, в которых сторонники современных технологий приводят аргументы о ценности интернета для полезного развития ребенка, в то время как скептики видят лишь вред воздействия соблазнов сети.
К полезным свойствам интернета для младшего поколения относят:
- Неисчерпаемый ресурс полезной и познавательной информации и развитие навыков правильно в ней ориентироваться. Благодаря интернету можно развивать любознательность ребенка и обучить его алгоритмам поиска;
- Интернет может стать полезным «тренажером» памяти и внимания, логического мышления ребенка;
- Развивающие игры в интернет при правильном «дозировании» и подборе имеют свойства оказывать большую пользу в расширении эрудиции и кругозора, изучении иностранных языков — поскольку интернет содержит много полезных материалов по всем необходимым предметам познания – на любой возраст.
Важно при этом помнить о случаях, когда интернет может стать вредным для здоровья ребенка:
Долгое нахождение перед экраном компьютера снижает необходимую для развития физическую активность, формирует неправильные свойства осанки, ухудшение зрения. Чтобы избежать таких последствий, родителям стоит серьезно отнестись к вопросу организации места за компьютером. Необходимо отрегулировать высоту стула, которая позволит держать ступни на полу, а колени — согнутыми под прямым углом. Руки, согнутые в локтях, при этом также должны лечь на стол под прямым углом.
Для профилактики глазных заболеваний и ухудшения зрения, во время работы за компьютером ребенку нужно делать регулярные перерывы, а также периодически выполнять зарядку для глаз.
Влияние на психику. В ответственности взрослого — отслеживать, что просматривает маленький ребенок в сети интернет: это предупредит риски столкновения с вредной для психического развития информацией, например, насильственного характера, к которой он в силу своего возраста окажется не готов.
Влияние на социализацию. Свойства длительного пребывания в игровой реальности интернет могут сказаться вредом замены реального общения, необходимого ему для социального развития
Поэтому так важно контролировать частоту и время пользования электронными устройствами: с 3 до 5 лет это должны быть короткие промежутки, несколько минут в день, а к 7 годам время можно увеличить до получаса
Как учат работать на компьютере в начальной школе
То, как сейчас в первом классе учат работать на компьютере – это полная профанация. Я даже не знаю, какими словами это описать. Нам на школу для первого класса закупили компьютерный класс Apple. Потом поверх Mac OS залили Windows. А дальше картина маслом: учительница, у которой своего компьютера нет, она не умеет им пользоваться, и ей всё делают или муж, или ребенок, или родители. И она должна научить детей.
Чему она их учит: открыть компьютер, ткнуть куда-то мышкой. За год они научились делать визитку. Это значит в Worde набирать свою имя, фамилию, первый класс. Так выглядит обучение компьютеру, и я уверена, что это повсеместно. Потому что, кто будет учить? Учительница, которая не знает, как документ на принтер отправить? То есть, ребёнок за компьютером остаётся фактически бесконтрольно.
А потом я получаю вал сообщений: «Мой ребенок восьми лет сидит на порносайтах». Да не сидит он на порносайтах, это вирус вылезает каждую секунду.
Ребенок хочет “Машу и медведя”, но он тут же, естественно, наловил вирусов. Потому что “Машу и медведя” никто же не покупает лицензионную, а все тыкают «смотреть бесплатно». Ну, и тут же «получи фашист гранату» в виде вируса.
А дальше паника, ребенка бьют, наказывают, дальше его тащат к психологу. И хорошо, если он попадет к грамотному психологу, а не к такой же тётечке в школе.
Признаки
Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого
ребёнка, получившего доступ в Сеть. То, что современные дети некоторое
время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально.
Всё-таки мы живём в век цифровых технологий, и многие процессы
действительно проще и удобнее осуществить виртуально.
Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась,
настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги, скорее всего, нет.
Когда же стоит обеспокоиться?
- Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде
(более 6 часов в неделю); - Если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он
пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.; - Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного
режима; - Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно
(агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер; - Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно
вспоминает о делах “в сети”; - Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается
в сети, что ищет, во что играет.
Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:
- игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
- зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам
и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных
сетях в ущерб живому общению; - навязчивый веб-сёрфинг – хаотичные переходы с сайта на сайт,
без конкретной цели.
О личном примере, работе и социальных ориентирах
Следите за собой! Потому что вы можете язык стереть до тряпочки наставлениями, но, если ребенок постоянно видит вас с планшетом на диване в соцсетях и больше никак, именно такое поведение вы задаете ему как норму жизни. Основная же идея в том, что вы должны до пубертата успеть научить ребёнка всем вариантам социального поведения.
То есть, он должен знать, что, помимо интернета, есть что-то ещё. Личное общение, увлечения, разные формы активности и – большими-большими буквами –РАБОТА!
Что работа занимает очень большую часть жизни. И это – не каторга, куда я хожу, где «все козлы, а начальник – дурак». Что это – дело моей жизни, то, чем мне нравится заниматься, то, чему я посвящаю своё время
И именно такое понимание — гиперважно
Ещё никто не осознал, но у нас выросло поколение, которое не хочет работать, активно не хочет. Они сопротивляются работе, но при этом хотят иметь большие деньги, социальный успех, все блага. И этот вопль детей: «Айфончик мне!» — из этой же серии.
Золотко моё, ты не заработал, у тебя нет этих денег. Заработай. Давай, на всё лето в Макдональдс: что заработаешь, всё твое. Хотя должно быть не так: всё, что ты заработаешь надо отдать маме, а мама решит, что тебе надо.
Потому что раньше были представления о том, что ребенку по возрасту, а что — нет. Сейчас они размыты, и, кроме прочего, это очень сильно повышает тревогу. То есть, балуя ребёнка, в том числе и дорогими гаджетами, родители дезориентируют его социально.
Симптомы зависимости от интернета
Не факт, что человек, который много времени проводит в интернете, является зависимым, ведь с помощью компьютерных технологий можно получать образование, решать рабочие вопросы и т. д. Если пользователь с легкостью отвлекается от сети, не испытывает ломки при невозможности зайти в свой блог, то аддикции у него нет. Лишь при высокой степени вовлеченности в сетевые процессы и неспособности переключиться на реальную жизнь можно подозревать расстройство.
Человек наверняка страдает зависимостью от интернета, если он:
сильно радуется каждому выходу в онлайн;
предпочитает прогулкам и другим занятиям нахождение перед монитором;
редко встречается с друзьями, чье количество со временем постепенно уменьшается;
регулярно в течение дня следит за обновлениями на сайтах и добавлением комментариев, проверяет почту и другие ресурсы;
может бесконечно обсуждать сетевые темы и возможности даже с несведущими людьми;
не ощущает сколько времени находится в сети;
находясь в режиме онлайн забывает даже о профессиональных обязанностях, важных делах, назначенных встречах;
читает в интернете даже ту информацию, которая не нужна;
посещает множество сайтов без определенной цели;
тратит серьезные финансы на игры, программы или другие компьютерные возможности;
психологически неустойчив, раздражителен, агрессивен, плохо спит и не соблюдает режим питания (особенно после прочтения негативных новостей или комментариев);
ощущает головную боль, усталость глаз, ломоту в суставах из-за долговременного сидения за монитором;
отказывается от развлечений в реальной жизни;
не следит за своим внешним видом и опрятностью;
все чаще чувствует недовольство родственников своим поведением.
Если вы замечаете эти признаки у себя или своих близких, пора бить тревогу и совершать шаги на пути к избавлению от вредной привычки.
Что делать, если ребенок зависим от телефона?
Как избавиться от зависимости телефона? Можно ли избежать возникновения зависимости от телефона? Однозначного ответа на эти вопросы, конечно, нет. А вот минимизировать вероятность ее появления и наметить пути искоренения – определенно можно.
Рассмотрим наиболее действенные методы борьбы с зависимостью от телефона и Интернета у детей и подростков.
Личный пример родителей
У ребенка зависимость от телефона, что делать?
Прежде всего важно понять, что гаджеты – неотъемлемая часть повседневной жизни современного подростка. Исходя из этого, воздействие по минимизации рисков возникновения зависимости от телефона или ее искоренение должно основываться на особых принципах, среди которых – личный пример.. Не стоит навязывать строптивому подростку какие-либо правила и открытые ограничения
Достаточно на опыте показать, что кроме смартфона и Интернета есть еще масса вещей, способных разнообразить повседневную жизнь.
Не стоит навязывать строптивому подростку какие-либо правила и открытые ограничения. Достаточно на опыте показать, что кроме смартфона и Интернета есть еще масса вещей, способных разнообразить повседневную жизнь.
Досуг, детские секции
Чрезмерное увлечение гаджетами говорит о том, что ребенок находится в поиске интересного занятия, которое сможет принести пользу и подарить положительные эмоции.
Альтернативой и отличным методом борьбы с зависимостью от телефона может стать посещение различного рода секций или же организация досуга, с учетом особых предпочтений и пожеланий ребенка. Так, отвлечься от гаджетов может помочь обычный конструктов, настольные игры или наборы для творчества, способные подарить массу незабываемых впечатлений.
Сделать мобильный телефон полезным
Не хочется, чтобы ребенок тратил время в пустую? Не знаете, что предпринять при зависимости от телефона? Попробуйте обратить ситуацию в лучшую сторону, сделайте так, чтобы гаджет стал полезнее.
Ограничьте время использования телефона
Любое пагубное увлечение требует ограничения. Так должно происходить и с зависимостью от телефона. Чтобы ее побороть, необходимо установить временные лимиты использования гаджетов.
Важно, что в подростковый период сделать это достаточно трудно, однако вполне реально. Отличным помощником в этом может стать приложение родительского контроля, одним из наиболее эффективных среди которых является UsafeKids.. При помощи UsafeKids можно не только ограничить время использования гаджета, а еще и установить дополнительные ограничения на установку игр, совершение звонков и выход в Интернет.
При помощи UsafeKids можно не только ограничить время использования гаджета, а еще и установить дополнительные ограничения на установку игр, совершение звонков и выход в Интернет.