Правила поведения в общественных местах для школьников

Этикет для самых маленьких

Очень важно научить ребенка правильно себя вести в общественных местах, не забывая, конечно, и о поведении дома. Ведь именно из дома чадо выносит первые представления о том, как поступать в той или иной ситуации

И если мама с папой учат его правилам поведения, а дома совсем о них забывают, то и ребенок не станет придерживаться: авторитет родителя сильнее детсада и школы. Так что показывайте на собственном примере. Как вы будете себя вести на людях, точно такого же поведения ожидайте и от своего малыша.

Помните, если вы, к примеру, в магазине здороваетесь и не благодарите продавца за то, что он вас обслужил, то и от своего ребенка этого никогда не дождетесь. Если в транспорте вы будете грубы с пассажирами и кондуктором, или не уступаете место пожилому человеку или беременной женщине, или просто уставшей даме с тяжелыми сумками, то ваш ребенок не будет этого делать, когда подрастет. В случае с транспортом стоит помнить и о плохой ролевой модели: когда вам уступают место, то садитесь сами, и ребенка, особенно мальчика, – он же будущий мужчина, – сажайте на колени, не оставайтесь стоять, когда ребенок сидит. Ведь мама (или бабушка) – прежде всего женщина, она устала, и ей нужно сесть. Иначе стоящая женщина запечалится в голове у ребенка и останется нормой.

Правила безопасности

Правила безопасного поведения обязательны к соблюдению при любых ситуациях. Они придуманы для того, чтобы сохранить здоровье человека, который пользуется автобусом, трамваем, поездом или самолетом. Касаются они как взрослых, так и детей, особенно школьников, которые могут уже самостоятельно без сопровождения родителей пользоваться услугами разного транспорта. Рассмотрим основные из них.

Памятка: Правила посадки, высадки

  • Ожидать транспортное средство необходимо только на специальном оборудованном остановочном пункте (остановке);
  • Подходить к входным дверям автобуса, поезда нужно только после полной остановки, запрещено запрыгивать в открытые двери на ходу;
  • Если заметили, что автобус или троллейбус переполнен, лучше подождать следующего;
  • Перед входом в автобус или другое транспортное средство, нужно пропустить всех выходящих пассажиров;
  • Заходить следует не спеша, соблюдая очередность, не стараясь опередить всех;
  • После посадки не останавливаться у самого входа (если только не придется выходить на ближайшей остановке), спокойно пройди в середину, оставив место тем, которые заходят после;
  • Не нужно пытаться выйти из автобуса, троллейбуса первым – лучше всего подождать пока основная толпа пассажиров уйдет;
  • Переходить улицу после высадки желательно после отъезда транспортного средства от остановки;
  • При посадке на трамвай его необходимо всегда обходить спереди, автобус, троллейбус – сзади.

Детям о пожарной безопасности: памятка о порядке действий при пожаре

Памятка: Правила безопасного поведения в пути

При поездке нужно всегда вести себя достойно и придерживаться некоторых правил безопасности и этикета.

Главные правила безопасности:

  • Нельзя шуметь, толкаться, причинять другие неудобства пассажирам;
  • В любом транспорте запрещена перевозка горючих, легковоспламеняющихся веществ, острых предметов. Большие предметы (сумки, рюкзаки) лучше всего ставить там, где они не будут мешать другим пассажирам;
  • Нельзя отвлекать водителя во время его работы;
  • Нужно обязательно держаться за специальные ремни, поручни;
  • В транспорте лучше стоять лицом в сторону по ходу движения или вполоборота. Не стоит останавливаться около дверей, тем более высовываться из окон на ходу или дверей при начале движения;
  • Домашних животных перевозят в специальных клетках -переносках; собак – в наморднике.

Памятка: Правила поведения в автобусе (троллейбусе) в ходе поездки

При поездках на любом транспорте необходимо соблюдать вежливость по отношению к остальным пассажирам и выполнять следующие правила:

  • Входя, нужно снимать сумки, рюкзаки, чтобы не задеть других пассажиров, не запачкать их;
  • В автобусе не стряхивают снег со своей одежды, капли дождя;
  • Согласно общепринятым правилам поведения при посадке в любой транспорт первыми всегда входят пожилые люди, беременные женщины, инвалиды. Именно им школьники обязаны уступать. То же самое нужно делать, выходя из транспортного средства общественного пользования;
  • К выходу желательно готовиться заранее (особенно если очень пассажиров много). Спрашивать у впереди стоящих: “Вы выходите на остановке?” Извиняясь, просить разрешения пройти, а не расталкивать, локтями прокладывая себе молча путь;
  • В салоне необходимо уступать места людям престарелого возраста, женщинам с маленькими детьми, с тяжелыми сумками, инвалидам;
  • В транспорте нельзя толкаться, стараться не наступать на ноги, не опираться локтями на человека, который находится рядом, не толкать его;
  • В салоне автобуса, троллейбуса, трамвая не разговаривают очень громко, не высовываются из окна, не мешают пассажирам при выходе, на входе;
  • Обязательно нужно оплачивать проезд и при необходимости показывать талон или билет контролеру, кондуктору после поездки билет выбрасывается в урну;
  • Если пользуетесь проездным документом, то держать его при посадке нужно наготове, чтобы не отнимать время у кондуктора и не доставлять неудобств другим пассажирам при его поиске;
  • Если в переполненном салоне держаться неудобно, а в руках цветы или торт, то не нужно стесняться и попросить пассажиров подержать их;
  • Не принято разглядывать пассажиров в упор, опираться на них или заглядывать в телефон, книгу сидящего, стоящего рядом человека;
  • Нельзя грубить другим пассажирам. Если замечание сделано по поводу – стоит взять его на заметку, постараться исправиться;
  • Нельзя пачкать сиденья, забираться на них с ногами, разрисовывать их, есть мороженое, пирожные, причесываться, чистить ногти, громко смеяться, разговаривать, обсуждать проблемы во всеуслышание и многое подобное.

Правила поведения на перемене в школе

Этикет поведения в помещениях общего назначения

Правила хорошего тона и этикета в помещениях общего назначения таковы:

  • В дверях мужчина пропускает вперед женщину, младший – старшего, рядовой сотрудник – начальника.
  • Из равных по возрасту и статусу первым проходит тот, кто ближе к двери. Если расстояние до двери одинаковое, входящий пропускает выходящего.
  • Следует придержать дверь, если кто-то идет следом.
  • Если двери двустворчатые, придерживайтесь правила «правостороннего движения» и оставляйте левую створку для идущих навстречу.
  • Вниз по лестнице первым идет мужчина, вверх – женщина. Если лестница темная или помещение незнакомое для женщины, вверх по лестнице первым идет мужчина.
  • Сторону лестницы у перил следует уступать женщинам, пожилым людям и детям. Из двух людей одного пола уступает младший.
  • В лифте стоящий ближе к кнопкам должен спросить у всех остальных этаж и нажать нужные кнопки.
  • Зашедший в помещение первым здоровается с теми, кто уже находится внутри.
  • Следует воздержаться от прослушивания музыки или просмотра фильмов без наушников.
  • Не стоит разглядывать в упор кого-либо, даже если вас что-то заинтересовало в человеке.
  • Женщинам позволительно не снимать в помещении шляпу и перчатки, однако они обязаны снимать шапку и варежки.
  • Не инициируйте рукопожатие в туалетной комнате.

А теперь стоит сказать несколько слов об этикете в транспорте.

Правила поведения на уроках

На уроке нельзя пользоваться сотовым телефоном, разговаривать с товарищем по парте. Смеяться и мешать другим школьникам также некрасиво. Без уважительной причины уходить с урока или опаздывать на него запрещено регламентом любого учебного заведения. Если возникли то нужно представить справку от врача или записку от родителей.

Ходить по классу во время урока строго запрещается. Также нельзя выкрикивать ответ без разрешения учителя. Обязательно стоит поднять руку. Только невоспитанный ученик будет перебивать преподавателя. Стоит помнить, что в классе одновременно находиться до тридцати ребят. Все они хотят учиться и нормально воспринимать информацию.

Правила поведения ребята должны изучить с первых дней пребывания в учебном учреждении. младших школьников в большей степени зависит от воспитания.

Когда дети гуляют одни: несколько «нельзя»

В первую очередь ребенка нужно научить избеганию потенциальных угроз, которые исходят от разных субъектов и объектов: люди, животные, транспорт, многое другое. Для обеспечения безопасности нужно выполнять требования следующей памятки:

Нельзя поддерживать разговор с незнакомыми людьми, нельзя принимать от них подарки, сладости, не уходить с ними и не садиться в машину, а если посторонний человек начинает удерживать силой, то нужно очень сильно кричать и бежать в людное место; Нельзя заходить в подъезд, лифт если у входа стоит незнакомый человек; Нельзя подходить к опасным сооружениям (заброшенные здания, подвалы, чердаки, стройки, трансформаторные подстанции, электрические щитки, канализационные люки); Нельзя брать в руки, даже близко подходить к предметам, представляющим опасность (ножи, стекло, шприцы); Нельзя надевать на улицу украшения, брать с собой другие аксессуары, например, дорогой мобильный телефон, привлекающие внимание посторонних не всегда доброжелательных людей; Нельзя носить с собой крупные деньги, нужно быть осторожным при расчете за билеты в транспорте, при покупках; Нельзя вешать ключи на шею; Нельзя уходить далеко от дома; Нельзя убегать от родителей, прятаться от них. Примените сразуЧтобы избежать проблем в случае, если ребенок потерялся, необходимо заранее выучить алгоритм действий: к кому подходить (человек в форме, продавец в магазине, кондуктор автобуса), как звать на помощь, где ожидать

Примените сразуЧтобы избежать проблем в случае, если ребенок потерялся, необходимо заранее выучить алгоритм действий: к кому подходить (человек в форме, продавец в магазине, кондуктор автобуса), как звать на помощь, где ожидать.

Эти правила больше касаются детей дошкольного возраста и младших школьников. Для школьников старшего возраста. Кроме перечисленных добавляются еще несколько правил:

  • Нельзя гулять до темноты и тем более после ее наступления;
  • Компании незнакомых подростков лучше сразу обходить стороной;
  • Нельзя отправляться одному в дальние поездки;
  • Уходя из дома, ребенок должен сообщать куда и к кому, он идет, оставлять контактный номер телефона. Перед уходом из гостей, кино, кафе обязательно отзваниваться родителям.

Есть еще несколько рекомендаций:

Для избегания неприятных ситуаций нужно научиться смотреть по сторонам, не только при переходе дороги, но и просто при нахождении на улице во время игр или прогулок; Ребенок всегда должен знать свое имя, фамилию, адрес и телефон родителей; Желательно, чтобы ребенок гулял не один, если не с родителями, тогда со сверстниками; С раннего детства необходимо учить, какие предметы могут потенциально нанести травмы (острые, тяжелые, горячие); Если ребенок ходит в школу самостоятельно желательно досконально проработать с ним его маршрут. Скорее всего такая школа будет находиться недалеко и родителям не составит много труда показать самую оживленную дорогу, указать все наиболее опасные места

А лучше найти одноклассников, с которыми он будет ходить вместе

В любом возрасте ребенок должен знать телефоны экстренных служб, куда можно обратиться самостоятельно, если что-либо случилось с ним или с окружающими; Важно, чтобы у ребенка с родителями складывались дружеские, доверительные отношения и обо всех ситуациях, произошедших на улице он им рассказывал

Внешний вид и манеры

Внешний вид школьника вряд ли станет непосредственной причиной возникновения конфликта, зато может спровоцировать насмешки или осуждение. Что касается манер, то «неправильное» поведение и вовсе может спровоцировать окружающих на самую неожиданную реакцию. Достаточно следовать нескольким простым советам, чтобы избежать таких ситуаций.

На улицу нужно выходить только в лучшем своем образе: причесанным и аккуратно одетым.
Крайне невежливо кашлять или чихать на других людей. Заболел – прикрывай рот рукой, но даже если болезни нет, эта рекомендация остается актуальной. При насморке лучше не шмыгать носом, а воспользоваться носовым платком.
Решил покушать на людях – делай это аккуратно и тихо

Не следует привлекать внимание громким чавканьем или видом измазанного соусом лица. Незаменимым помощником в этой ситуации станут салфетки.
Каждый человек имеет право на собственное мнение, однако не следует высказывать его во всеуслышание в присутствии незнакомых людей

Кого-то такая точка зрения может задеть, тогда результат будет непредсказуемым.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Правила поведения школьников
в общественных местахЩербакова Е.В.МАОУ СОШ № 2г. Реж

Слайд 2Культура поведения в общественных местах, соблюдение всех правил этикета общения

свидетельствует о высоком культурном развитии человека, о его воспитании и

манерах. Общение с воспитанным интеллигентным человеком приносит много положительных эмоций, с ним всегда приятно проводить время и вести дела.

Слайд 3
Правила поведения детей
за пределами дома
На улице и в общественных

местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям.Проявлять

вежливость к взрослым людям, покровительствовать маленьким. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.Придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться, беречь зеленые насаждения.Беречь общественное и чужое имущество.Не совершать недостойных поступков и уберегать от них друзей. Это означает: не обижать и оскорблять других, не брать чужие вещи, не издеваться над животными и др.Без сопровождения взрослых дети до 16 лет не могут находиться на улице после 21 часа.Посещение подростков зрелищных мероприятий разрешается не позже 21 часа 30 минут.

Слайд 4Запреты для школьников и подростковПринимать участие в любых акциях, нарушающих

карты в общественных местах.Заниматься торговлей и перепродажей.

Слайд 5Нельзя забираться в подвалы, на крыши, на железнодорожные вагоны.Ездить на

проезжающий транспорт, накладывать разные предметы на рельсы.

осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду

и оставить большую поклажу (сумки, портфели, пакеты и т. п.). Сориентироваться в больших музеях и на выставках помогут специальные
каталоги-путеводители,
продающиеся при входе
в выставочные залы.

Слайд 7По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать

или кричать, подзывая друга, недопустимо. Признаком дурного тона также считается

громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов. Посетители могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями.
Но делать это нужно вполголоса,
так, чтобы не побеспокоить
стоящих рядом.

Слайд 8Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать

перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр,

освободит место. Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается. Об этом каждому посетителю напоминают специальные таблички, имеющиеся в каждом выставочном зале или прикрепленные к футлярам экспонатов.

Слайд 9
Правила поведения в театре
В театр следует приходить заранее,

минут за 15-20 до начала спектакля,
чтобы было время спокойно

раздеться,
привести себя в порядок, купить
программку, пройти на свое место.
Приходя на спектакль в последнюю минуту, опоздавший мешает тем, кто уже занял свои места.
Войдя в фойе, юноша снимает головной убор, а при выходе надевает его в дверях. В гардеробе помогает спутнице снять пальто или плащ, и только потом раздевается сам.

Слайд 10Если вы встретили в театре
знакомую или знакомого
и захотели

сесть вместе,
можно своему ближайшему
соседу предложить поменяться
местами, но

только на место
равноценное или лучшее.

Слайд 11Не рекомендуется приносить в зрительный зал кулечки или коробки с

конфетами: всегда есть возможность во время антракта пройти в буфет.

Девушка, отправляясь в театр, не должна злоупотреблять духами. Рядом могут оказаться люди, чувствительные к запахам.

Слайд 12Никаких громких комментариев или замечаний вполголоса во время спектакля или

кинофильма делать не следует. Поговорить можно во время антракта.Нельзя кричать

“бис” после конца действия, т.к. “Бис” – это просьба к артистам повторить то, что они
показали. Это возможно только
после концерта.

Слайд 13
Как вести себя в библиотеке?
Необходимо соблюдать полную тишину, когда пребываешь

в читальном зале библиотеки.Необходимо говорить вполголоса или шепотом, чтобы не

мешать работать с книгами другим посетителям библиотеки.Страницы книги переворачивать
бесшумно, не загибать страницы
у книг, не делать подчеркивание
различными ручками, карандашами.
Надо помнить о том, что книгой будут
пользоваться другие люди.Задерживать больше отведенного
срока книгу не рекомендуется.
Нужно помнить, что книга нужна и
другим посетителям библиотеки.

Особенности

Порядок в обществе обеспечивают законы и нормы морали. Дети несут ответственность перед законом только после достижения определенных возрастных рамок, однако это не значит, что они остаются безнаказанными.

Причин, почему школьники ведут себя плохо, может быть несколько:

  • они могут попросту не знать, как это нужно делать;
  • правила могут соблюдаться чисто формально, без осознанного желания;
  • дети часто просто не понимают, для чего существуют правила поведения, и какие преимущества дает их соблюдение.

Чтобы этого не возникало, важно следующее

Своевременно объяснять ребенку как нужно себя вести. Для этого проводятся индивидуальные и групповые беседы, размещаются плакаты и памятки. В раннем детстве источником знаний являются родители. Когда ребенок становится воспитанником детского сада или школы, к воспитанию также подключаются специалисты. Связывать теорию с практикой. Подробно разобрать все ситуации невозможно, но можно дать учащимся основные принципы, согласно которым они будут выстраивать свою модель поведения. Контролировать нарушения, разбирать проблемные ситуации

Важно научить ребенка основам самоанализа

Вместо заключения

Дети – самостоятельные личности, но вместе с тем они — продолжение нас, взрослых, наше отражение. Глядя на то, как ведет себя ребенок с окружающими его людьми, можно сделать далеко не поверхностные выводы о нормах приличия, принятых в его семье. Не зря говорят, что воспитывать нужно не детей, а себя, потому что дети берут пример с тех, кого они видят каждый день, кого они любят и кому хотят подражать.

Подавайте хорошие примеры, и тогда поведение ваших детей не разочарует вас. Даже на расстоянии вы будете уверены, что вам не придется краснеть, приносить извинения и проводить неприятные беседы с ребенком в надежде исправить то, в чем промахнулись.

Этикет для детей в гостях

Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:. Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите

Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите

Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д. Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д

В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно Не стоит надолго задерживаться в гостях Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение К себе гостей стоит приглашать заранее В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит. Плохое поведение в гостях

Плохое поведение в гостях

Перечень правил поведения детей за пределами дома

Существуют официальные правила поведения детей – их перечень можно найти в детских и учебных учреждениях. Требования к поведению подростков, конечно, намного сложнее, чем для малышей, но основные, общие для всех, приведены в списке:

  • На улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям.
  • Проявлять вежливость к взрослым людям, покровительствовать маленьким. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.
  • Придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться, беречь зеленые насаждения.
  • Беречь общественное и чужое имущество.
  • Не совершать недостойных поступков и уберегать от них друзей. Это означает: не обижать и оскорблять других, не брать чужие вещи, не издеваться над животными и др.
  • Без сопровождения взрослых дети до 16 лет не могут находиться на улице после 21 часа вечера (во время каникул дети старше 12 лет могут гулять до 22 часов).
  • Посещение подростков зрелищных мероприятий разрешается не позже 21 часа 30 минут.

Эти основные требования включают и целый ряд запретов для школьников и подростков:

  • Принимать участие в любых акциях, нарушающих порядок в общественных местах.
  • Распивать спиртные напитки, курить, сквернословить, играть в карты в общественных местах.
  • Заниматься торговлей и перепродажей.
  • Нельзя забираться в подвалы, на крыши, на железнодорожные вагоны.
  • Ездить на подножках общественного транспорта.
  • Самостоятельно купаться без сопровождения взрослых.
  • Хулиганить, бросая камни в проезжающий транспорт, накладывать разные предметы на рельсы.

Для подростков существует также запрет ездить по дорогам на велосипеде до 14 лет, а на мопеде или скутере – до возраста 16 лет.

Правила поведения в пути

Оказавшись внутри транспортного средства, нужно пройти в середину салона, чтобы освободить пространство для других пассажиров. Возле выхода можно остаться в том случае, если нужно выйти на следующей остановке.

При входе в транспортное средство нужно оплатить водителю или кондуктору проезд, а полученный билет следует хранить до конца поездки. В противном случае контролёр потребует оплату штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте.

Для школьников нередко действуют льготы: скидки на оплату проезда.

Рис. 2. Салон автобуса.

Во время поездки нужно вести себя достойно, и придерживаться определённых правил безопасности и этикета:

  • Нельзя шуметь, толкаться, задевать пассажиров и доставлять им неудобство.
  • Нельзя отвлекать водителя во время работы.
  • При движении транспортного средства нужно крепко держаться за специальные ремни или поручни.
  • Рюкзак следует снять с плеч и держать в руке, а большую сумку лучше поставить в месте, где она не будет мешать другим пассажирам.
  • Нельзя высовываться из окон или дверей транспортного средства.
  • Недопустимо плеваться в транспортном средстве, принимать пищу, забираться на сидения с ногами.

Во время движения транспорта рекомендуется стоять лицом по направлению движения или вполоборота. Это нужно для того, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на неё среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадёте лицом вперёд, что гораздо безопаснее падения на спину.

Рис. 3. Трамвай — разновидность общественного транспорта.

При выходе из транспортного средства нужно подождать, пока оно отъедет, и лишь затем переходить улицу. При этом нужно запомнить, что автобус или троллейбус обходят сзади, а трамвай — спереди.

Что мы узнали?

Правила поведения в транспорте важны для безопасности, поэтому их изучают уже во 2 классе на уроках по окружающему миру. Проезд в общественном транспорте требует от пассажиров определённых норм поведения. Если кратко, ни в коем случае нельзя высовываться из окон и дверей во время движения, отвлекать водителя, вести себя некультурно по отношению к другим пассажирам.

  1. /6

    Вопрос 1 из 6

Что обязан знать ребенок?

Родители не должны забывать: когда-нибудь ребенку придется прибегнуть к услугам общественного транспорта самостоятельно. Его нужно заранее подготовить. Это вовсе не сложно

Все, что необходимо – перестать таскать свое чадо за собой, ни на что, при этом не обращая внимание, ничего не объясняя

Нужно почаще рассказывать ребенку о том, как вести себя при поездке, как правильно заходить в автобус, выходить из него. Объяснять, что в транспорте нельзя толкаться, стоять у входа, обязательно снимать рюкзак, уступать места инвалидам, престарелым людям и некоторые другие несложные для запоминания правила. Лучший способ их усвоения – личный пример.

Как такового установленного законом перечня правил этикета, поведения в общественном транспорте для школьников на транспорте не существует. Поведение пассажиров разных возрастов при передвижении на транспорте устанавливают «Правила проезда в общественном транспорте», правила дорожного движения. Они законодательно описывают права, имеющиеся у пассажиров, обязанности, которые неукоснительно все обязаны соблюдать. Кроме них всегда существовали неписанные правила этикета при поездках.

Главные правила поведения можно объединить в несколько несложных памяток, которые помогут ребенку и родителю освоить основные моменты безопасного и высокоморального поведения школьников в общественном транспорте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий