Развитие речи детей раннего возраста
Речь и умственные способности ребёнка взаимосвязаны. Поэтому, желая активизировать познавательную деятельность ребёнка, заняться его развитием речи.
Что следует делать родителям малыша?
- Пойте. Ребёнок, недавно появившийся на свет, лучше воспринимает гласные звуки, которые произносятся мелодично, нараспев. Именно поэтому новорождённому должна петь мама: негромко, но внятно. Считается, что замена маминого пения фонограммами в младенческом возрасте не так полезно, как песни в исполнении мамы. Мамины «выступления» способствуют развитию речи, ведь малыш слышит родную речь, её мелодику. Кроме пения, почаще говорите с малышом.
- Реагируйте на плач. Плач малыша — не только сообщение о дискомфорте или голоде, это ещё и призыв к общению. Одевая малыша, купая его, гуляя с ним — во всех ситуациях рассказывайте ему, что вы делаете.
- Артикулируйте. Ваша мимика и артикуляция помогут малышу понять, как правильно произносятся звуки и слова. Так он быстрее овладеет речью.
Упражнения, развивающие речь детей младшего дошкольного возраста.
- Подражание звукам. Гудим, тарахтим, воем, мычим и всячески подражаем звукам животных, механизмов и явлений.
- Тренируем губы и язык. Научите ребёнка вылизывать ложку и снимать капельки с неё кончиком языка, облизывать губы, высовывать язык, цокать, как лошадка, причмокивать, сплёвывать.
- Тренируем речевое дыхание. Пусть малыш выдувает мыльные пузыри, дует на вертушки и сдувает лёгкие предметы (кусочки ваты, бумаги или ткани, кораблики из бумаги). Вдох должен производиться ртом, а выдох — носом.
- Учим сосредотачиваться на звуке. Например, завяжите ребёнку и глазки и позвоните колокольчиком. Глазки откройте и спросите, где звонили (руку с колокольчиком убирать не нужно). Малыш покажет, а впоследствии будет тянуться к колокольчику уже с закрытыми глазами.
- Узнаём по слуху. Познакомьте малыша, как звучат отдельные предметы: барабан, ложка, колокольчик, лист бумаги, дудочка, погремушка. Называйте названия предметов и демонстрируйте их звук. Попросите малыша подражать этим звукам. Далее закройте глазки ребёнку и предложите угадать, какому предмету принадлежит тот или иной звук.
Развивая речь ребёнка с помощью разных методик, следуйте правилам:
- говорите с малышом не спеша, чётко, используя короткие фразы
- ежедневно читайте крохе и описывайте иллюстрации
- развивайте речь малыша в игровой форме
- не сюсюкайте, так как речь взрослых — ориентир для подражания.
Игра “Сложи узор”
состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета, и направлена на формирование элементарных математических навыков. Б.П. Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет. Для начала просто рассмотрите кубики вместе с ребенком
Обратите внимание малыша на то, в какие цвета они раскрашены. Вот и первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета; считаем кубики – учим понятие количества, формируем начальные навыки счета
Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки. Подождите, пока ребенок захочет присоединиться к вам, и продолжайте играть вместе с ним. Сначала строим одноцветные дорожки: “Посмотри, у меня получилась желтая дорожка, по ней весело прыгает белочка (используйте любимые игрушки малыша). А теперь, может, ты попробуешь построить зеленую дорожку для зайчика?” (При этом повторяем и закрепляем цвета.) Когда ребенок сможет уверенно справляться с этой задачей, предложите ему составлять разноцветные дорожки. Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности: “Посмотри, какую дорожку я построила. Что ты замечаешь? – Да, один кубик желтый, другой синий, желтый, синий, желтый, какой будет следующий кубик? Продолжи дорожку. А теперь придумай сам разноцветную дорожку для своего зайчика”. После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков. Сначала будут узоры и порядок действия “как у мамы”, затем переходим к составлению узоров, предложенных в пособии. Позже будет самое интересное: самостоятельное придумывание узоров. Играя, малыш научится понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов.
Специальные особенности и одаренность дошкольника
Особенности развития способностей у дошкольника предполагают активное развитие специальных способностей, в первую очередь, художественных. Дошкольное детство, как никакая другая возрастная стадия, формирует для этого благоприятные условия. Дошкольники включены во все многообразие художественных видов деятельности путем танцев, пения, лепки, рисования.
Любой тип специальных способностей состоит из основных составляющих, включая определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, эмоциональную отзывчивость и восприимчивость.
Особенное место в психологии развития способностей имеет проблема развития одаренных детей. Одаренность представляет собой качественное и своеобразное сочетание способностей, связанное с диапазоном интеллектуальных возможностей человека, своеобразием его деятельности.
Одаренные дети по типу умственного развития опережают своих сверстников. Для них присуще раннее развитие речи, богатый словарный запас, чувствительность к новым сведениям. Ребенок умеет получать такую информацию и систематизирует ее. Он решает сложные проблемы и рассуждает о сложных явлениях.
Тренируем внимание и память
Родители должны подбирать для игры с ребёнком такие игры, которые могут быть элементарными, на первый взгляд, и, не требующими никаких дополнительных предметов. Например, на развитие внимания. Родитель рассказывает ребёнку небольшую историю, сильно загруженную подробными описаниями, но начинается она с фразы, о которой он спросит ребёнка в конце: «Представь, ты машинист поезда. Поезд состоит из 7 вагонов, в каждом вагоне 8 купе. Вагоны зелёного цвета…» Ребёнок может и сам предложить, как будет выглядеть поезд и куда он поедет. В конце ключевой вопрос от родителя: «Как зовут машиниста поезда?» или «Сколько лет машинисту поезда?»
Существуют и более короткие загадки: «В семье 4 сына, у каждого мальчика по одной сестре. Вопрос: сколько всего детей живёт в этой семье?» Такие элементарные вопросы могут заставить задуматься не только ребёнка, но и не самых внимательных взрослых. Самый очевидный, на первый взгляд, ответ не всегда оказывается верным.
Игровая деятельность
Познавательное развитие детей наилучшим образом стимулируется в игре, как и любое другое. Для этого можно подобрать и придумать множество игровых занятий, интересных заданий. Приведем несколько примеров.
- Взрослый ставит какой-то предмет на стол. Ребенок должен достать такой же на ощупь из мешочка, не глядя.
- Малышу предлагают построить лесенку (пирамидку), используя бруски разной толщины, располагая элементы от самого толстого к самому тонкому.
- Перед ребенком выкладывают разноцветные кружочки и просят подобрать к ним в пару, например, квадратики или любые предметы того же цвета.
- Перед малышом ставят несколько игрушек. Его задача – отгадать, какую именно описывает словами взрослый, и показать на нее. Так же можно отгадывать геометрические фигуры.
- Малышу предлагают отгадать, тени каких предметов изображены на листе. При необходимости можно помочь наводящими вопросами.
- Ребенку дают набор картонных геометрических фигурок и предлагают собрать из них определенный предмет. Если самостоятельно дошкольник не справится, можно показать ему готовый образец.
- Из четырех предметов или слов малыш должен выбрать лишний и объяснить признак, по которому он исключил предмет (слово).
- Дошкольнику показывают картинку с изображением, характеризующим какое-то время года (листья, цветы, ягоды, сугробы, лужи, погодные явления). Его задача – назвать время года. Усложненный вариант – угадать время года по словесному описанию взрослого.
- Отличными играми можно назвать «найди отличия», «кто не на месте», «угадай животное (ягоду, транспорт)».
Наградой за успех может быть похвала, яркая наклейка (которые малыш может собирать в специальный альбом для лучшей мотивации), аплодисменты или любой другой вид поощрения, приятный маленькому почемучке.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ
ДЕТСТВА
Кафедра педагогики
и методики начального образования
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Выполнил студент
33 группы
М.Ю. Кожевникова_______
« _____» _________ 2013г.
Специальность:
050715 Логопедия
Форма обучения:
заочная
Научный руководитель: доцент
Кафедры Логопедии
и детской речи
Т.В. Климова
________ «______» _________ 2013г.
НОВОСИБИРСК
2013
Формирование интереса к познанию у старших дошкольников
Взрослым необходимо создать в доме для дошкольников место, где они могут спокойно играть и творить. Пусть в игровой зоне будет достаточное количество конструкторов, развивающих игрушек, книг, материалов для лепки, аппликации, рисования.
Уроки рисования во второй младшей группе на тему «Светит солнышко»
Маленький ребёнок может часто ошибаться, бросать наполовину начатое дело. Нужно убеждать маленьких упрямцев, что необходимо закончить опыт. Если по каким-то причинам у непоседы работа не получается, то это может на какое-то время погасить его энтузиазм и в дальнейшем привести к разочарованию.
Развитие любознательности в дошкольном возрасте
У дошкольников любознательность основывается на наличии познавательного интереса. «Что это?» — незамысловатый вопрос, который отражает удивление малыша, когда он замечает новый предмет или явление в окружающей жизни. Вокруг все подвергается тщательному исследованию, кроха может ломать, кусать, делить предметы на части, чтобы понять, что в них кроется и для чего они предназначены.
Развитие интереса и любознательности у дошкольников проходит несколько этапов:
- Первый этап характеризуется интересом крохи к событиям и предметам вокруг;
- Второй этап — проявление любопытства для более глубокого анализа и познания, когда ребенка интересует предназначение предмета или суть явления;
- Третий и самый важный этап — познавательный интерес достигает такого уровня, что малыш не только постигает сущность окружающей действительности, но и может своими знаниями поделиться с другими.
Старший дошкольный возраст — период, когда активно развивается познавательная мотивация, которую можно обнаружить по следующим признакам:
- Появляются определенные действия по исследованию, которые основаны на широком кругозоре и задействовании логики;
- Формируется мотивация к получению знаний на основе многообразия увлечений и интересов;
- Тяга к познанию определяется желанием постичь свойства и качества предметов и явлений;
- Кроха задает массу вопросов, используя развернутые продуманные предложения и мысли.
Познавательные процессы и способности
Развитие познавательных способностей детей — залог их успешного исследования окружающей действительности и, позднее, социализации. Познавательные способности — это естественные источники информации об окружающем мире, данные человеку с рождения, однако требующие непрерывного развития. Существуют различные виды познавательных способностей, которые всегда взаимосвязаны.
Формирование каждой способности имеет свои особенности, характерные для определенного возраста. Например, развитие восприятия у детей дошкольного возраста отличается от того же процесса у школьника.
Ведущим познавательным процессом ребенка является восприятие. Сразу после рождения малыш оказывается окружен множеством цветов, запахов, прикосновений, вкусов
Остальные познавательные процессы, такие как внимание, память, воображение, речь, мышление, подключаются позже, первично же восприятие, связь ребенка с окружающим миром
Познавательные способности дошкольников проявляются в раннем детстве. Позднее в психике человека появляются способности к индукции, аналогии и т.д
В дошкольном возрасте малыш только начинает познавать окружающее, поэтому важно правильно направлять и сопровождать его
Как понять, какие способности есть у вашего ребенка?
Чтобы ребенок понял свое предназначение, важно как можно раньше определить, какими талантами обладает малыш. Они обнаруживают себя в процессе повседневной жизни, нужно только понаблюдать за тем, к каким видам деятельности тяготеет ребенок, как он взаимодействует с внешним миром, как реагирует на те или иные предложения взрослого. . Родители должны показать малышу многообразие мира, создавать условия для его участия в разных видах деятельности
Родители должны показать малышу многообразие мира, создавать условия для его участия в разных видах деятельности.
Если ребенок демонстрирует предпочтение к определенному виду деятельности, нужно поддерживать его стремления, расширять это направление творческой активности.
Определить область одаренности ребенка можно, если:
В процессе наблюдения за игрой малыша стараться понять, что именно он делает. Играя в песочнице, малыш может искать сокровища, строить замки или наблюдать за жизнью муравейника
Обращая внимание на нюансы деятельности малыша, родители смогут понять истинные его наклонности.
Обратиться к детскому психологу. Такой специалист проведет диагностику интересов ребенка и определит тип интеллекта малыша.
Расспросить воспитателей в группе детского сада, которую посещает малыш, о том, чем в течение дня предпочитает заниматься ребенок.
Формирование познавательных способностей
В младшем дошкольном возрасте активны речь, память, воображение. Ребёнок очень любопытен, он забрасывает старших множеством вопросов, пытается осмыслить суть явлений, которые наблюдает. Образные представления об окружающей действительности, выявление взаимосвязи между объектами, полученный опыт – всё это формирует личность маленького исследователя. Огромное количество информации, которое буквально “сваливается” на голову малыша требует определённой структуры, систематизации.
К старшему дошкольному возрасту темп умственного развития детей не снижается, а остаётся по – прежнему интенсивным. На седьмом году жизни дети овладевают простыми приёмами обобщения, классификации, систематизации. Очень важным для них становится способ моделировать окружающую действительность. В игре дети часто выбирают предметы – заместители. В рисунке, или аппликации они создают наглядные модели реальных объектов. Без труда строят наглядные модели звукового состава слова, математического примера.
Как проявляются познавательные способности
К 3 месяцам главным для младенца становится умение видеть и слышать, наблюдать за действиями мамы. Формируется память, развивается сфера чувств.
С 3 до 6 месяцев важным для него будет манипулирование с различными предметами, например, погремушкой. Улучшается память. Кроха может запоминать действия взрослого человека и повторять их.
Постепенно, младенец начинает постигать и понимать мир через действия с объектами. Он по-разному реагирует на тяжёлые и лёгкие игрушки. Может различать присущие им качества: упругость, вес, холод, тепло, вкус.
К 2-м годам резко возрастает его словарный запас. Он больше понимает назначение предметов и учится сотрудничать с родителями и воспитателями. С трёх лет дети любят рассматривать, действовать с игрушками в соответствии с их свойствами: например, вставлять различные геометрические формы в подходящие для них отверстия. Дошкольники в это время прекрасно запоминают цвет, форму, величину и другие их свойства.
Примерно в 4 года непоседы могут прогнозировать результат своих действий. Так четырёхлетка вполне способен представить себе каким образом нужно построить пирамиду из кубиков, чтобы она не упала и не рассыпалась. У него развивается образная память и фантазия. Он может отличить фантазию от реальности и любит в своих играх создавать вымышленные образы и придумывать приключения несуществующих героев (“путешествие Кузяки”).
Почемучки задают много вопросов, с удовольствием экспериментируют. В это время маленький человек готовится стать школьником. Его привлекают атрибуты школьной жизни, новое социальное положение.
Развитие любознательности у детей раннего возраста
Стремление постичь окружающий мир проявляется у ребенка с раннего детства. Родители, которые ежедневно оказываются под дождем детских вопросов, часто называют малыша любопытным. Но следует понимать различие двух понятий: любопытство и любознательность. Первое понятие объясняется как банальное наблюдение за явлениями жизни, а смысл второго включает живую детскую мысль и деятельный ум. Уже в раннем возрасте дети пытаются исследовать, экспериментировать. Многочисленные вопросы ребенка свидетельствуют о его творческом развитии.
Замысловатые детские вопросы нередко ставят в тупик родителей. Отвечать на многочисленные «почему» — особое искусство.
В раннем возрасте для развития любознательности полезны игры-экспериментирования. Для этого необходимо создать соответствующую развивающую среду: стаканчики, баночки, камешки, контейнеры, ракушки и т.д. Посредством экспериментальной деятельности дети учатся познавать свойства и качества предметов и явлений.
У детей такая деятельность расширяет интерес к познанию, обогащает кругозор, добавляет новые впечатления, что составляет основу гармоничного формирования личности.
Развитие любознательности у младших дошкольников
Четырёхлетних малышей называют “почемучками”. Некоторые вопросы кажутся взрослым глупыми (“девочка плачет, потому что потерялась”? “А верблюд кушает хлеб”)? Их попытки понять и узнать о мире больше ценны для развития личности ребёнка, его самоосознания. Стоит поддерживать и всячески поощрять желание малыша общаться со взрослым, спрашивать. Ведь кроха не только задаёт вопросы, он наблюдает, экспериментирует (“водичка была холодная, а теперь мы её нагрели. Она стала тёплая”). Если удовлетворять интерес “почемучки” и поддерживать общение с ним, то можно в дальнейшем способствовать творческой активности дошкольника, вызвать интерес к школьному обучению.
Что могут родители?
Естественно, ваша задача – поддерживать в ребенке дошкольного возраста познавательные задатки. Что для этого нужно делать?
- Отвечайте на все вопросы своего ребенка – спокойно, без раздражения рассказывайте, что откуда берется, как все устроено. Объясняйте понятными ему категориями. На все «почему?», «откуда?», «как?», «для чего?» своего чада вы должны найти ответ.
- Если вы не знаете ответа, не бойтесь сказать об этом ребенку, добавив, что вы можете с ним вместе это выяснить (посмотреть в энциклопедии или интернете). Так родительский авторитет только укрепится.
- Не отталкивайте кроху («отстань, некогда») в такие моменты. Несколько отказов могут привести к тому, что малыш утратит интерес к познанию. Как что-то узнать, если самый главный авторитет дает понять, что это не самое главное?
- Стимулируйте ребенка к получению новых знаний. Постоянно показывайте и объясняйте ему что-то новое: «Посмотри, какие красивые цветочки на этом дереве. Так цветет яблоня. А ты знаешь, какие у нее плоды? А вот это – одуванчик. Какого он цвета? Правильно, желтого». Для этого вовсе не нужно специально принуждать малыша. Ваши вопросы должны быть ему интересны и ненавязчивы. Такие занятия могут проводиться где угодно, в любой обстановке. Главное – находить что-то новое. Кроме прочего, это способствует и развитию речи ребенка.
Этапы познавательного развития дошкольников
Определение 1
Познавательное развитие – это специально организованная деятельность по формированию интересов детей, активизации их любознательности, развитию стремления к познанию, навыков познавательной работы и активизации творческого потенциала ребенка, за счет которого реализуется изучение окружающего пространства.
Познавательное развитие предполагает формирование познавательной заинтересованности дошкольника и навыков реализации познавательных действий в различных сферах и направлениях обучения, воспитания и развития. Это превращает процесс познавательного развития дошкольников в поэтапную смену одних действий другими т.е. происходит переход от одного этапа развития познания к другому, более расширенному и углубленному исследованию процессов и явлений, объектов и предметов окружающего пространства.
Рассмотрим основные этапы познавательного развития дошкольников:
Этап формирования любопытства. Познавательная заинтересованность начинает формироваться с проявления интереса ребенка к какому-то объекту, процессу или явлению, исходя из его внешней привлекательности для него
Ребенок в двух-трех летнем возрасте начинает уделять внимание объектам, которые привлекли его своими внешними характеристиками: яркостью, цветовой гаммой, формой. При этом, ему неважна сущность и содержание данного объекта
Он проявляет любопытство к нему только по его внешним признакам.
Этап развития любознательности. Любознательность – это стремление ребенка к познанию сущности, заинтересовавшего его явления или события. Ребенок переходит от любопытства к более глубокому познанию: он хочет приникнуть в суть того, что привлекло его внешне. Он чувствует радость от увиденного и желает расширить ее, удовлетворив свой интерес.
Этап формирования познавательного интереса. Его развитие связано с конкретной мотивацией т.е. ребенок желает познать что-то конкретное, им движет стремление к изучению того или иного объекта, он стремится познать его сущность, расширить свои представления не только о внешних свойствах объекта, но и о его внутреннем устройстве. Познавательный интерес может проявляться, как активность ребенка в исследовании какого-то процесса или явления, желание отвечать на вопросы о том или ином объекте, проводить эксперименты в отношении изучения его свойств и процессов.
Этап развития познавательной активности. Познавательная активность дошкольника – это стремление к полноценному и расширенному познанию объектов окружающего мира. Познавательная активность выступает высшей формой познавательного развития и целевым назначением реализации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Развитие познавательной активности реализуется через экспериментальную деятельность дошкольников, решение познавательных задач и упражнений, применение проектных методов работы и творческих направлений деятельности в дошкольном учреждении. Именно познавательная активность дошкольника зарождает его первичные представления о мире и его устройстве, законах его функционирования. Познавательная активность развивается за счет работы познавательной сферы, которая включает в свой состав следующие элементы:
Познавательные процессы – внимание, память, воображение, мышление;
Информационные данные – это сведения о том, как устроен этот мир, история его развития и опыт жизнедеятельности предыдущих поколений, знания и навыки деятельности, передающиеся ребенку в ходе воспитания;
Отношение к миру – собственные чувства и эмоции, испытываемые ребенком в ходе взаимодействия с различными объектами окружающего пространства, его процессами и явлениями, выработка устойчивого отношения к ним.
Игровое пособие “Сложи квадрат”
состоит из квадратов, разрезанных на кусочки различной формы. Игра представлена тремя уровнями сложности, причем чем выше у ровень, тем больше составных частей в квадрате. На первом уровне надо складывать квадрат всего из 2-3 деталей. На последующих уровнях изменяется форма и количество частей квадратов. Когда все эти задачи освоены, можно усложнить игру, высыпав и перемешав детали двух или трех наборов
При этом ребенку нужно будет учитывать, что каждый квадрат (соответственно и егочасти) раскрашен в свой цвет – обратите на это внимание в самом начале игры. Знакомство с игрой можно начать с 9-10 месяцев и позже
Для начала используйте детали квадратов для изучения цвета, формирования навыков счета. Не забывайте описывать и называть фигуры, из которых состоят квадраты: “Это треугольник (трапеция и т.д.), он синего цвета. Давай посчитаем, сколько у него углов… а сторон?” (при этом изучаем форму, названия и свойства фигур). Покажите, что треугольники и другие фигуры бывают разной величины (осваиваем понятие “размер, величина”). Также детали игры можно использовать для собирания не только квадратов, но и других различных фигур и форм – при этом вводим понятия “целое” и “часть”. Игра поможет развить у ребенка пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу – понимание того, что квадрат или другую фигуру можно разделить на различные части и из нескольких частей можно сложить квадрат. Кроме того, развивается мелкая моторика пальчиков – ведь для малышей еще так не просто аккуратно и точно сложить из мелких деталей квадрат; а так же фантазия, творческие и комбинаторные способности детей.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики имеет огромное значение для общего развития ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики не только помогают научиться ловко держать карандаш и ручку, но и способствуют развитию речи, внимания, памяти и мышления.
Для развития мелкой моторики у дошкольников рекомендуется использовать различные упражнения: сжимание пальчиков в кулак и разжимание, перебирание крупы, бусинок, пуговиц, складывание мозаики, работа с пластилином, нанизывание бусин на нитку, застегивание пуговиц, молний, шнурование, рисование, раскрашивание, вырезание и многое другое.
Важно подбирать пособия в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка. Для малышей 2-3 лет лучше использовать крупные предметы, а по мере взросления переходить к более мелким деталям.
Игры и упражнения для развития способностей ребенка
Игра является ведущим видом деятельности ребенка в период дошкольного детства. Психологи рекомендуют развивать способности ребенка в игре. Большим потенциалом для развития способностей обладают такие игры, как:
- головоломки, кроссворды, лабиринты;
- рисование по точкам;
- сочинение истории по серии сюжетных картинок;
- перечисление отличительных признаков того или иного предмета;
- различные игры со словами;
- повторение ритмического рисунка, предложенного взрослым;
- игры на развитие внимания;
- игры на развитие зрительной и слуховой памяти;
- шахматы;
- игры, повышающие скорость реакции;
- игры, в которых нужно дорисовать недостающие детали, а также создать рисунок, добавив к имеющимся фигурам несколько линий;
- подвижные игры по заданным правилам;
- игры на развитие эмоционального интеллекта.
Занятия для развития познавательных способностей (эталоны сравниваем с реальными предметами)
Пример занятия с малышами (2-3 года)
Цель: учить малышей по просьбе взрослого находить геометрические фигуры. Сравнивать их с игрушками, которые находятся на столе воспитателя и складывать вместе.
Например, шар – мяч, треугольник – флажок, квадрат – коробка. Ребята находят нужные предметы и кладут их на отдельный столик с фигурой – эталоном.
Пример занятия со старшими дошкольниками (6 – 7 лет)
Цель: соотносить форму предмета с определённым эталоном.
У каждого ребёнка в руках карточки со схематическим изображением предметов. Воспитатель просит к рисунку подобрать игрушки. Например, на бумаге изображён треугольник (нужно найти пирамидку, башенку, ёлочку). Нарисован круг ( подбираем мячик, тарелку, колесо от машины, руль).
Пример занятия по методике ТРИЗ с ребятами 4-5 лет
Занятия по ТРИЗ обычно нравятся детям. У ребят развивается речь, воображение, логическая память. Мышление дошкольника становится более гибким, подвижным.
Цель: обучить приёмам сочинения загадки. Учить сравнивать и сопоставлять разные признаки объектов, фантазировать.
Игрушка мамонтёнок приходит к детям, приносит рисунки колобка и ёжика. Малышам предлагается послушать загадку и угадать, с кем дружит колобок (ёжик). Затем воспитатель предлагает им назвать основные отличительные качества ежа (колючий, круглый, маленький, серый). Потом педагог интересуется кто кроме ёжика бывает колючим (круглым, маленьким, серым). В итоге ребята сочиняют загадку: “колючий, а не ёлка. Круглый, а не колобок. Серый, а не волк”. Воспитатель отмечает, что “эта загадка новая, дети сочинили её сами”.
Заключение. Через игру дошкольники познают мир, окружение. Сотрудничество со взрослыми, общение с ними – немаловажный фактор для пополнения активного словаря ребёнка, осознания взаимосвязи предметов и явлений. И познавательные способности дошкольника полностью раскрываются, если его не принуждают играть, а помогают расцвести заложенному в нём таланту.
alt: ТРИЗ в детском саду
Воображение и мышление развиваем вместе
У дошкольников мыслительные процессы взаимосвязаны с развитием воображения. Логические задачи и игры помогут малышу научиться мыслить структурированно и развить логику. Однако, не следует злоупотреблять такими игрушками, которые можно назвать «однозадачными».
«Однозадачными» назовём те игрушки, с которыми можно выполнить только одно действие или, к которым производитель приложил подробную инструкцию
Следование инструкции можно сравнить с ездой в машине по навигатору: когда вы слушаете команды навигатора, вы значительно меньше обращаете внимание на дорожные знаки и указатели, хуже запоминаете дорогу. Когда вы едете без подсказок, вы видите значительно больше, замечаете альтернативные маршруты
Также и ребёнок.
Однажды я подарила моей 5-летней племяннице набор для плетения животных из бисера. Сначала она обрадовалась подарку, но когда открыла коробку и достала длинную инструкцию, она сказала, что это скучно, хоть и была зачарована бусинами. Из них она в итоге сделала себе бусы и браслет, потому что так хотела она, а не авторы набора.
Такая реакция ребёнка на подарок в очередной раз доказывает, что дети не признают ограничений, которыми полон мир взрослых. Благодаря этому они развивают мышление и мыслят нестандартно. Точнее, это взрослым детское мышление кажется таковым.
Обучение школьников по интересам
Развитие познавательных способностей школьников должно базироваться на интересах – индивидуальных особенностях личности, направленности детей. Судить о способностях ученика можно по следующим показателям:
- темпу продвижения ученика в овладении определенной деятельности;
- по качеству достижений;
- по склонности к занятиям.
Недостаточно только способностей для успешности осуществления определенной деятельности. Они должны сочетаться с эмоционально-волевыми качествами, потребностями в ведении подобной деятельности.
Склонность проявляется в выборе ребенком конкретной области, в которой ему хочется самостоятельно развиваться, приобретать новые умения и навыки
Чтобы добиться успеха, помимо склонностей и интересов, важно трудолюбие, сосредоточенность, организованность, настойчивость, целеустремленность. Талант – это огромный труд, который предполагает постоянное саморазвитие и самосовершенствование
Организация познавательных занятий
Определение структуры и содержания занятий происходит в соответствии с образовательными целями и их смысловым содержанием. Все занятия рекомендуется проводить в игровой форме с активным использованием разных игровых приемов.
Структура занятия:
- Вступительный этап. Формулирование задачи перед детьми, либо создание определенной игровой ситуации.
- Основная часть. Поиск средств для решения задачи и достижения цели. Во время занятия ребенок получает новый для себя опыт и знания, учится применять их в различных ситуациях.
- Заключительный этап. Дети изучают полученные результаты, делают выводы.
В процессе занятий желательно использовать интересный дидактический материал.
Речь и мышление
Сначала мышление ребенка представляет собой внешнюю речь. Ребенок проговаривает слова, обозначающие предметы и действия, таким образом рассуждая и приходя к неким выводам. Постепенно речь из внешней переходит во внутреннюю. Малышу необязательно проговаривать свою цепочку рассуждений, он произносит ее про себя. Наличие перехода внешней речи во внутреннюю — важный показатель становления коммуникации.
Именно поэтому степень становления речи характеризует развитие мышления, овладение системой условных знаков и возможность строить свои рассуждения на основании законов логики, отраженных в этой системе.
Огромное количество внутренних процессов, представляющих собой познавательное развитие, было бы невозможно без сензитивного периода. В возрасте 3 лет малыш начинает развиваться особенно интенсивно. Никогда в своей жизни человек не столкнется больше с таким огромным количеством неизвестного, как в этом возрасте.
Механизм сензитивного периода позволяет ребенку воспринимать множество информации и даже классифицировать ее, превращая в первичную картину мира, а не в бессистемное нагромождение фактов.
Существуют методики, позволяющие дошкольнику изучать иностранный язык, используя фактически тот же механизм, что и при овладении родным, с помощью восприятия. Ребенок слушает, анализирует и воспроизводит информацию на другом языке так же, как и на родном.
Заключение
В детских центрах развития и садах Бэби-клуб созданы все условия для детей разного возраста. Опытные педагоги проводят занятия для детей от 8 месяцев до 7 лет. Дети дошкольного возраста занимаются ритмикой и фитнесом, изучают английский язык. На занятиях дети учатся работать с пастелью, акварелью и маслом, а в музыкальном классе осваивают игру на пианино и вокал.
Занятия в наших центрах не только способствуют гармоничному развитию личности ребенка, но и дарят ему массу положительных эмоций, радость общения со сверстниками и педагогами. Игровая форма организации занятий способствует развитию устойчивого интереса детей к творчеству и познанию нового. Все это способствует формированию у детей важных социальных черт характера и способствует их творческой самореализации.