Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

Содержание

Слайд 1

г. Емва 2017 г.

Слайд 2
В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путём укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребёнка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию старшего друга, ребёнок начинает задавать вопросы «Как это сделать?». Он может теперь получать не только два, но иногда три указания сразу, если действия просты и знакомы.

Слайд 3
Появляются первые попытки работать самостоятельно

Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим.

Слайд 4
В средней группе в первые начинают проводится эксперименты по выявлению причин отдельных явлений

Например: «Воздух, легче воды?», «Тонет не тонет».

Слайд 5
При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо

Слайд 6
Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу – пока только разницу.

Слайд 7
В средней группе можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментальными в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.

Слайд 8
Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования являются:1. активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему мячик катится?, Почему лужи ночью замерзают а днем оттаивают?)2. Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?)

Слайд 9
3. Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая)

Слайд 10
Основное содержание исследований проводимых детьми, предполагает формирование у них следующие представлений:-о материалах(глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса) – «Какими свойствами обладает глина?»- «Как движется сухой песок?»- «Как сравнить сухой песок и сухую глину?» и т.д.

Слайд 11
– О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы- песок, вода, снег, лед: игры с цветными льдинками)

Слайд 12
– О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений, условия необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло)«Что нужно для роста растению?»

Слайд 13
– О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда) О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма)

Слайд 14
– О человеке(мои помощники глаза, рот, уши, нос), «Можно ли ртом уловить запах», «Вкусовые зоны языка», «Язычок-помощник», «Наш помощник – умный нос»

Слайд 15
Таким образом, детское экспериментирование, как метод в педагогической практике, является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличение объема знаний, умений и навыков.

Слайд 16

Посмотреть все слайды

Оформление центра экспериментирования

Организация предметно-пространственной среды в рамках развития практических навыков дошкольников заключается в создании центра экспериментирования или мини-лаборатории в помещении группы. В этом познавательном уголке хранятся в подписанных ящиках материалы для самостоятельных исследований:

  • природный и бросовый материалы: веточки, скорлупки, семена, колпачки от фломастеров, обёртки;
  • неструктурированные материалы: песок, соль, сода, мука, сахар;
  • другие материалы: образцы пластмассы, тканей, бумаги, резины;
  • приборы: магниты, цветные линзы, лупы, линейки, весы, лампы и фонарики, микроскоп, подзорная труда, бинокли;
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, пластиковые бутылки, пузырьки;
  • медицинские материалы: резиновые перчатки, шприцы без иглы, ватные диски и палочки, бинт, активированный уголь, перманганат калия;
  • фартуки, косынки, нарукавники, защитные очки.

Доступ к материальной базе уголка открыт каждому воспитаннику. Здесь предусмотрен рабочий стол и стульчики для юных исследователей. Однако исследовать вещества из раздела «Медицинские материалы» разрешается только в присутствии педагога, после повторения воспианниками правил техники безопасности.

В центре экспериментирования может быть выделена зона песка и воды: здесь дети проводят опыты, играют и просто отдыхают.

Оформляется исследовательский уголок фотографиями детских экспериментов, выставкой созданных воспитанниками моделей, плакатами и стенгазетами.

Познавательный центр может иметь забавное название: «В гостях у профессора Знайки», «Наукоград», «Вход для учёных», «Познавай-ка» и др.

В центре экспериментирования для дошкольников открывается широкий простор для опытно-познавательной деятельности

Воспитатель составляет паспорт центра экспериментирования, где указывает его оснащённости и цели функционировании и подробно описывает возможные опыты. Для рассматривания воспитанниками в уголке должен быть альбом или картотека с названиями этих опытов, фотографиями/картинками или символьными схемами проведения. Если ребёнка заинтересовал какой-либо опыт из альбома, он пробует найти необходимые для него вещества/приборы и экспериментирует в рабочей зоне.

Современная система дошкольного образования направлена на воспитание разносторонней личности в ребёнке. Занятия по опытно-экспериментальной деятельности делают детей уверенными в постановке вопросов и разрешении проблемных ситуаций. В детях не угасает любознательность, получение знаний опытным путём даёт возможность почувствовать себя первооткрывателями. Дошкольники хотят знать всё об окружающем их мире и применять ценные знания с умом.

Комплексно-тематическое планирование по экспериментированию для детей 4-5лет

Месяц № п/п

Неделя

Тема Цели и задачи Литература
Сентябрь 1 Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем Закрепить представление детей об органах чувств, их значение (уши-слышать, узнавать различные звуки; нос- определять запах) Игра «Угадай, что звучит»

Игра «Отгадай по запаху»

Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Чистякова А.Е.Ст9
Сентябрь 2 Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем Продолжить закреплять представления детей об органах чувств, их значение (пальцы- определять форму, структура поверхности; язык- определять на вкус) Игра «Отгадай на вкус»

Игра «Отгадай на ощупь»

Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Ст9
Сентябрь 3 Почему все звучит? Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Игра «Что звучит?» Экспериментальная деятельность

Тугушева Г.П. Ст10

Сентябрь 4 Почему все звучит? Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Игра «Что звучит?» Экспериментальная деятельность

Тугушева Г.П. Ст10

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Пояснительная записка

Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» также является состав­ляющей частью образовательного направления «Познание». Детские исследовательские проекты яв­ляются эффективным и дидактически оправданным методом обучения. Исследовательская дея­тельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить её до положительного результата, проявлять инициативу и твор­чество.

Основной целью этого раздела является формирование потребности в исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

— создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей;

— формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности;

— создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности;

— привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.

В конце года дети могут:

• самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;

• составлять план

исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;

• сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обоб­щения

Месяц № п/п

Неделя

Тема Цели и задачи Литература
октябрь 5 Прозрачная вода Выявить свойства воды(прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). Игра «Кто такая капелька? С чем она любит играть?»Игра «Узнай и назови»

Игра «Какая вода?»

Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Ст11

Уголок экспериментирования в группе

Дети 5–6 лет и более старшего возраста с удовольствием будут проводить время в таком уголке и осуществлять эксперимент. Для его оформления подойдет широкий детский стол и стульчики, рядом с которым удобнее всего разместить шкаф с открытыми полками. Мебель должна быть устойчивой и закрепленной. Оборудовать можно огромным количеством интересных вещей, представить дидактический материал по ФГОС:

  • Развивающими плакатами (осень, зима, лето, весна, насекомые, животные, растения, планеты), обучающей литературой, карточками, журналами.
  • Готовыми экспериментальными наборами.
  • Приборами для измерения веса (весы напольные, весы кухонные электронные и механические, безмен).
  • Приборами для измерения длины (метр деревянный, рулетка, линейка, сантиметровая лента).
  • Приборами для измерения времени (часы песочные, механические, электронные, будильник, секундомер).
  • Микроскопом, лупами.
  • Глобусом, компасом, картами.

Уголок экспериментирования должен быть в каждой группе

  • Магнитом, металлическими вещами.
  • Различными коллекциями (бабочек, шишек, коры деревьев, листьев, пуговиц, монет, семян, камней и другого).
  • Стаканчиками, банками, пробирками, колбами.
  • Подробными описаниями опытов и экспериментов.
  • Перчатками, губками, тряпочками, нарукавниками и фартуками.
  • Контейнером с песком и формочками.
  • Живыми цветами и ростками.
  • Развивающими играми для детей дошкольного возраста.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе очень разнообразна. Она способна легко увлечь детей 5-6 лет. Они с удовольствием будут открывать для себя этот удивительный мир.

Как провести занятие с опытами

Маленьким любителям неизведанного эксперименты, проводимые в детском саду, однозначно понравятся. Ребенок удовлетворяет свое природное любопытство, получает новые знания, систематизирует и закрепляет уже имеющиеся.

НОД по экспериментированию в средней группе

Проводится экспериментирование в средней группе по теме «Такой интересный песок».

Материалы:

  • леечки с водой;
  • контейнеры с песком;
  • формочки;
  • ложки;
  • лопатки;
  • лупы;
  • стол.

Игры с песком развивают мышление

Воспитатель составляет конспект занятия, в котором прописывает цели и задачи.

Ход НОД:

  1. Дети имеют перед собой открытый контейнер с сухим песком. Педагог предлагает им поиграть с формочками и песком. Конечно же, у дошкольников ничего не выйдет, т. к. песок сухой.
  2. «Ребята, почему у вас не получилось сделать формочки? Правильно, песок сухой».
  3. «Возьмите лупы и посмотрите, что представляет собой песок. Видите, это множество мелких частиц, которые между собой в сухом виде никак не связаны».
  4. «Посмотрите, что есть у вас на столе, что сможет исправить ситуацию? Вода в леечках».
  5. «Полейте ваш песок, и он станет не таким рассыпчатым. Вода поможет частичкам склеиться между собой. Теперь попробуйте сделать формочки. Получается».

Дидактические игры

Такие игры по экспериментированию увлекательны для детей из средней группы ДОУ. Они с удовольствием принимают в них участие.

Игры:

«Утонет или поплывет?». Воспитатель дает детям небольшие образцы из разных материалов и различные предметы. Каждый объект кладется ребенком в центр емкости с водой. Задача заключается в том, чтобы наблюдать, что тонет, а что плавает. Для игры подойдут: скорлупа грецкого ореха, кусочек пенопласта, кусочек картона, пластилин, деревянный брусок, пластиковый кубик, ручка, кружка, металлическая игрушка и прочее.
«Живая вода». Подготовительный этап: ребята совместно с воспитателем садят в стаканчики с землей семена растений. Часть семян не поливают, а часть регулярно поливают водой. Через некоторое время поливаемые семена взойдут. Это наглядный пример того, что растения нуждаются в воде, как люди в пище.
«Знакомый аромат». Детям по очереди завязывают глаза и предлагают по запаху угадать, что же это за съедобный объект. Для этой игры подойдут апельсины, лимоны, огурцы, бананы, творог, шоколад

После игры важно рассказать детям, что такое обоняние, его значение, особенности у человека и некоторых животных.

Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников

Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 4–5 лет.

Фотогалерея: примеры оформления исследовательского уголка

Стенды с материалами и оборудованием в исследовательском уголке привлекают внимание воспитанников

В некоторых случаях для оптимизации пространства группы исследовательский уголок объединяют с экологическим

В лаборатории ребята с увлечением проводят разнообразные опыты

Желательно, чтобы материалы для опытов были аккуратно разложены по коробочкам или контейнерам

В лаборатории малыши могут проводить опыты с песком и водой

Организация детской деятельности в рамках познавательно-исследовательской направленности является важным механизмом разностороннего развития личности. В процессе экспериментирования дошкольники непосредственно контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется чувственным опытом, формируются черты исследовательского типа мышления и анализаторские способности. Изучая особенности природных явлений и объектов, дети начинают лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.

Ход деятельности

1 часть Мотивационная

Воспитатель: Ребятки, прислушайтесь. Вы что-то слышите? Кто же это может быть? (ответы детей). Вы думаете, что это курочка? Где же она?

Входит Курочка.

Воспитатель: Здравствуй Курочка! Почему ты такая грустная?

Курочка: Я насыпала пшено в тарелку, чтобы покормить цыплят. Но озорной цыпленок Цып так расшалился, что опрокинул коробку со скрепками. Скрепки упали прямо в тарелку с пшеном.

Воспитатель: Ребята, можно таким пшеном кормить цыплят? Почему? Вы знаете как помочь Курочке? (ответы детей). Поможем Курочке?

II часть Основная

Игра «Почистим пшено»

Воспитатель: Ребята, нам надо очистить пшено от скрепок. У меня есть предмет, который поможет быстро достать скрепки. Вы хотите узнать что это? Есть такой камень, который притягивает к себе металлические предметы. Это магнит. Возьмите по магниту и будем очищать пшено от скрепок.

Дети с помощью магнитов добывают скрепки.

Воспитатель: Посмотрите, все скрепки прилипли к магниту. Мы их аккуратно соберем в баночку. Пшено стало чистым и Курочка может кормить своих цыплят.

Курочка: Ребята, большое спасибо. До свидания.

Игра-эксперимент «Магнит и предметы»

Воспитатель: Мы выяснили, что магнит притягивает скрепки. А может ли магнит притягивать другие предметы? Возьмите поднос с предметами из различных материалов. Рассмотрите их. К каждому предмету поднесите магнит. К какому из этих предметов приклеится магнит. Найдите этот предмет. (Опросить каждого ребенка о том, какой предмет прилип к магниту и уточнить почему. Потому, что этот предмет металлический).

ВЫВОД: Магнит притягивает только металлические предметы. А на подносе остались… — перечисляются оставшиеся предметы и проговаривается из каких материалов они сделаны. (На мольберте воспитатель показывает схемы таблицы «Что притягивает магнит».

Игра «Фокус»

Воспитатель: У меня для вас есть один фокус.

Воспитатель предлагает детям пройти к столу, где будет проводится фокус. Педагог надевает цилиндр и плащ фокусника.

Воспитатель: Але-оп и вот я превратилась в фокусника. Ребята, у нас на столе стакан с водой. Я опускаю скрепки в этот стакан. А теперь вопрос «Как достать скрепки, не опуская руки в стакан?»

Ответы детей.

Воспитатель: А в этом нам поможет …

Каждому ребенку предоставляется стакан с водой, скрепками, магнит. Дети достают скрепки из стакана с помощью магнита.

Дети справляются с задачей.

III Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Какое доброе дело мы с вами сегодня сделали? С каким камнем познакомились? Что умеет делать магнит? Что было сложно?

Посмотрите, курочка ушла и оставила нам в подарок игру «Зайка-попрыгайка». Хотите в нее поиграть?

Описание игры «Зайка-попрыгайка». На листе картона изображен лес. На картон помещается фигурка зайчика с магнитом. Ребенок проводит магнитом под листом, а на листе зайчик перемещается по лесу.

Условия, необходимые для организации элементарной поисковой деятельности с детьми.

  1. Первое условие связано с пространственной организацией опытов. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребёнок должен иметь возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета. Педагогическое требование к пространственной организации опыта заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Хорошим подспорьем в организации опыта является раздаточный материал. Воспитатель также должен помнить, что слово идет за чувственным познанием — только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
  2. Второе условие связано с временным параметром: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, умственного напряжения. Такая деятельность трудна дошкольникам. Следовательно, продолжительность наблюдения должна быть примерно 3-10 минут -–это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации. Дети должны начать и завершить опыт в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления — в этом заключается успех и воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия.
  1. Третье условие связано со структурой опыта. Каждое из них имеет начало основную часть и конец. Функции их различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.
  2. Четвертое условие. Это диагностирование воспитателем уровня знаний у детей о явлениях живой и неживой природы. А также уровня развития логического мышления. Это нужно для того, чтобы выбрать наиболее доступные знания не сложные для данного уровня, а также правильную методику проведения опыта (дополнительные вопросы, более долгое рассматривание и т.д.).

Таким образом, соблюдение этих условий позволяет осуществить познавательно- исследовательскую деятельность с детьми педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для образования детей.

Примеры проектов

Исследовательская работа «Экологические проблемы родного города»

Проблема загрязнения окружающей среды – это одна из основных угроз для всех людей, живущих на планете. И наш город – не исключение. В данной работе ученик исследует экологические проблемы родного города и пути их решения.

Проект по направлению история «Дорога жизни»

Проектная работа посвящена юбилею снятия блокады Ленинграда. Цель работы: изучение одной из страниц истории Великой Отечественной войны – блокады Ленинграда.

Исследовательская работа «Удивительное рядом»

Я уже знаю, что гусеница потом превращается в куколку, но как это происходит, я никогда не видела? Сможет ли гусеница окуклиться у меня дома. Цель работы: стать свидетелем превращения гусеницы в куколку.

Исследовательская работа «Невидимки»

Маше 6 лет, и она не верила, что на наших руках остаются бактерии, пока сама это не проверила. Ее целью стало узнать, действительно ли существует на наших руках невидимая глазу грязь (микробы, бактерии)?

Мороженое в домашних условиях

Данный краткосрочный проект “Мороженое в домашних условиях” для старшей группы детского сада посвящен изучению истории мороженного. рассмотрению рецептов приготовления мороженного в домашних условиях и практической деятельности воспитанников.

Проект “Чудеса из мыла”

Детский проект в ДОУ на тему «Чудеса из мыла» создан воспитанницей старшей группы детского сада под руководством мамы с целью, изучить историю мыловарения и попробовать самостоятельно изготовить мыло в домашних условиях.

Круговорот воды в природе

В исследовательской работе в старшей группе детского сада “Круговорот воды в природе” содержатся исследования дошкольника об испарении воды, рассматриваются основные принципы круговорота воды в природе на простых примерах.

Проект в средней группе ДОУ “Волшебница – вода”

В исследовательской работе в средней группе “Волшебница – вода” содержатся педагогические разработки по проведению краткосрочного проекта в средней группе детского сада, направленного на знакомство воспитанников с водой и ее свойствами.

Краткосрочный проект в средней группе: “Маленькие исследователи”

В исследовательской работе в средней группе “Маленькие исследователи” содержатся педагогические разработки по проведению краткосрочного проекта в средней группе детского сада, направленного на знакомство воспитанников с вулканами.

Почему извергаются вулканы?

Предложенный краткосрочный проект в ДОУ в средней группе на тему “Почему извергаются вулканы?” направлен на изучение воспитанниками природных особенностей вулкана, его строения и причин извержения.

Проект в ДОУ “Числа в сказках”

Предложенный краткосрочный проект в ДОУ в средней группе на тему “Числа в сказках” направлен на изучение воспитанниками значения чисел в сказках и определение смысла употребления разных чисел в контексте сказки.

Что могут добрые слова?

Данный проект в ДОУ на тему «Что могут добрые слова?» разработан воспитателем детского сада с целью ознакомления воспитанников старшей группы дошкольного образовательного учреждения с теорией влияния слов на живые организмы.

Исследовательская работа «Что же такое иммунитет?»

В течение своей жизни мне ни один раз приходилось слышать фразы: «Вадик гулять не пойдет, он опять заболел, иммунитета совсем нет»; «Нужно правильно питаться, кушать натуральные продукты. Иначе не будет сил и иммунитета». Меня заинтересовало: Что же такое иммунитет и почему о нем так часто говорят?

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их

  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
  • совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
  • Макет вулкана,
  • поддон,
  • сода,
  • уксус,
  • красная краска,
  • моющая жидкость,
  • лист бумаги для фиксаций наблюдений,
  • цветные карандаши,
  • чайная ложка,
  • пипетка.

Гора стоит, из неё дым валит,Потом шум, да гром —Всё горит кругом. (Вулкан).

Насыпаем ложку соды.
Добавляем красной краски.
Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя)
Это уксус, наливать можно только взрослому

Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово

Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).

Временной план занятия

Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

  • младшая группа — 15 минут;
  • средняя группа — 20 минут;
  • старшая группа — 25 минут;
  • подготовительная группа — 30 минут.

Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (сюрпризный момент)Дидактическая играФизкультминуткаИсследование свойств бумагиПодведение итогов
Время проведения2 минуты2–3 минуты1–2 минуты7 минут1–2 минуты
Структурный компонент занятияМотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок)Дидактическая играПодвижная играИсследование свойств воды (проведение опытов)Подведение итогов
Время проведения2–3 минуты3 минуты3 минуты10 минут1–2 минуты
Структурный компонент занятияМотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки)Зарядка на свежем воздухеИсследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце)Трудовые порученияПроведение опыта с льдинкамиПодведение итогов
Время проведения3–4 минуты5 минут10 минут5–7 минут4 минуты2 минуты
Структурный компонент занятияМотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео)Эвристическая беседаПодвижная играДидактическая играИзучение условий появления радуги (проведение опыта)Подведение итогов
Время проведения3 минуты3–5 минут3–4 минуты3 минуты12–14 минут1–2 минуты
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий