Полезные советы о том, как заставить свой мозг работать на 100 процентов

Книги

Если вы очень любите читать, то книги для развития мозга – ваше все! Ниже опишу наиболее популярные и полезные произведения в этой теме.

  1. Ричард Нисбетт “Мозгоускорители. Как научиться эффективно мыслить, используя приемы из разных наук” (электронная версия на ЛитРес).
  2. Роджер Сайп “Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru).
  3. Антон Могучий “Самая популярная книга-тренажер для развития мозга! Новые тренинги для ума”.
  4. Чарльз Филлипс “Супертренажер для мозга” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru).
  5. Ричард Галланд “Головоломки Шерлока Холмса”.
  6. Джо Диспенза “Развивай свой мозг. Как перенастроить разум и реализовать собственный потенциал” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru).
  7. Рюта Кавашима “Японская система развития интеллекта и памяти” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru).
  8. Дэвид Рок “Мозг. Инструкция по применению” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru).
  9. Джоэл Леви “Зарядки для мозгов. Повысь свой IQ!” (бумажная версия на labirint.ru).
  10. Мэтью Макдональд “Научи свой мозг работать” (бумажная версия на labirint.ru).

Татьяна Черниговская “Как тренировать мозг, память, мышление” – это видеоролик, в котором доходчиво описаны основные принципы тренировки мозга.

Ходите пешком, чтобы побороть негативные мысли

Целых 15 процентов американцев хотя бы раз испытывали приступ депрессии. Хотя всем нам случается предаваться печальным мыслям, настоящая депрессия — упадок настроения, потеря интереса к привычным занятиям и удовольствия от них, проблемы с аппетитом, сном или самооценкой, — начинается тогда, когда мы зацикливаемся на негативных мыслях. 

Доктор Марк Берман, специалист по когнитивной нейробиологии, рассказывает: «Сканирование активности головного мозга показывает, что когда негативная информация попадает в сознание человека, находящегося в депрессии, то от нее очень трудно избавиться». Если отвлечься на другие стимулы или занятия, симптомы временно отступают, но, предупреждает Берман, негативные мысли обычно возвращаются, едва дело закончено. 

Однако наука говорит, что негативные мысли стоит не заглушать, а по-новому к ним прислушиваться. Когда вы не в духе, попробуйте прогуляться в парке. «На природе, в менее напряженной обстановке лучше получается пересмотреть свои проблемы», — отмечает Берман. Сосредоточьтесь на зрительных и слуховых впечатлениях, пока ваше сознание прорабатывает негативные мысли, и, возможно, так будет легче от них избавиться. Но если симптомы депрессии не становятся слабее больше двух недель, стоит обратиться к врачу.

Оптимальный режим

Многие люди привыкли эксплуатировать свой мозг на протяжении длительного времени, не давая ему никаких передышек. Это неправильный подход к организации рабочего времени

Важно понимать несколько простых секретов, которые были открыты учеными и исходя из низ выстраивать свой рабочий процесс, используя максимальный потенциал своего ума. Итак, как устроен мозг?

  • Он может работать максимально продуктивно короткий промежуток времени.
  • Мозг может максимально продуктивно, если в этот короткий промежуток времени вписана только 1 задача, независимо от уровня ее сложности.
  • Мозг для дальнейшей продуктивной работы нуждается в восстановлении на протяжении 15-20 минут.

Именно так работает наш мозг, и мы не в силах как-то изменить такое положение вещей. Поэтому, делая выводы, можно сказать – для решения задачи нужно дать мозгу отдохнуть, настроиться на короткий промежуток времени, выжать из него максимум и дать восстановиться перед следующей задачей. Попробуйте выстраивать свою деятельность так, и вы увидите, как буквально за 20 минут решаются задачи, на которые раньше вам приходилось тратить по несколько часов.

Способы тренировки органа

Мозг подвластен влиянию извне, как мышцы. К такому выводу пришли исследователи, которые изучали его реакцию на какие-либо действия. Если в течение долгого времени его не нагружать, он становится аморфным, вялым, нетрудоспособным. Вот почему в любом возрасте нужно заставлять его работать.

Чтобы заставить его «встряхнуться», следует его удивить, дать новую информацию для осознавания. Несколько вариантов тренировки мозга:

  • попытаться периодически делать привычную работу, но неосновной рукой (например, правшам написать фразу, резать бумагу левой рукой и наоборот);
  • уйти от шаблонов: например, идти на работу непривычной дорогой, запоминая расположение домов;
  • запоминать телефонные номера (сочетание цифр запомнить сложнее, поэтому мозг при этом будет работать в усиленном режиме);
  • учить каждый день иностранные слова;
  • полезно учить наизусть стихи или прозу.

Часто можно услышать, что мозг незачем тренировать, ведь все равно человек не способен использовать больше 10% его потенциала. Это миф. Наш орган способен развиваться в любом возрасте, было бы желание. Просто конкретный вид деятельности активизирует только часть нейронов, находящихся в определенной области мозга или полушарии.

Остальная часть остается менее функциональной. Даже во время сна мозг не отключается полностью. Левое и правое полушария по-разному откликаются на реакции человека, но лишь при их полном взаимодействии обеспечивается здоровая функциональность всего организма.

Чтобы дать мозгу отдохнуть и «перезагрузиться», полезно научиться расслабляться. Для этого стоит освоить йоговские асаны (позы), заняться медитацией под приятную, расслабляющую музыку.

Свободное время

13) Правило «То, что мы не тренируем, перестает развиваться» полностью отражает законы развития и мышечной, и мозговой ткани. У мышей, живших в клетках, где стояло вращающееся колесо и лежало много всяких предметов, создающих лабиринты, были зафиксированы увеличение мозговой ткани и рост сообразительности.

Не обязательно становиться «белкой в колесе», но регулярные физические нагрузки и в целом активный образ жизни, — это, пусть и вполне ожидаемый, но проверенный ответ на вопрос, как заставить мозг работать лучше.

14) Плавая в бассейне, возьмите за правило, задерживать дыхание на столько, насколько у вас хватит сил. Такое упражнение обеспечивает одноразовый мощный приток крови к мозгу, что дает ему сильный дополнительный импульс развития.

15) Всего лишь 40 минут ходьбы 2 раза в неделю приводят к существенной активности связей между нервными клетками и, как следствие, улучшению работы памяти и интеллекта. Это доказали ученые, предложив такой режим ходьбы группе испытуемых, которые вели преимущественно сидячий образ жизни. Через год результаты тестов показали существенные улучшения.

16) Когда психологи из лондонского колледжа проанализировали результаты сканирования мозга 125 студентов, а затем посчитали их контакты в Facebook, то обнаружили, что студенты с наибольшим количеством друзей также имели значительно большее число нейронных связей, особенно в зонах, связанных с памятью и эмоциональными реакциями. Поэтому они советуют расширять число своих контактов и развивать свое умение общаться, причем с самыми разными людьми.

17) Студенты, которые по условиям эксперимента, смотрели телевизор больше 2 часов в день, демонстрировали после этого разные формы нарушения внимания. Чем больше вы смотрите телевизор, тем хуже вы справляетесь с тестами интеллекта – такой вывод сделали ученые по результатам тестирования 4000 человек. Самые низкие баллы оказались у тех, кто сидит у телевизора более 4 часов. Итак, чем меньше внимания вы уделяете телевизионным просмотрам, тем эффективнее ваша умственная деятельность и сохраннее функции внимания.

18) Хорошо выполненная компьютерная игра или развивающая компьютерная программа (например, «Викиум» и ей подобные), как выяснилось, являются неплохим решением того, как заставить мозг работать быстрее и эффективнее. Бельгийские учёные сделали анализ МРТ мозга у 150 подростков. Выяснилось, что у тех, кто регулярно играл в видео игры, было больше мозговых клеток в области, ответственной за контроль, а также взаимодействие эмоций и поведения, а, следовательно, выше потенциал для обучения новому.

Будьте здоровы: избавляйтесь от пищевых зависимостей, заменяйте вредные продукты натуральными

Исследования показывают, что различные добавки в пище, особенно химикаты, способны изменять наш мозг. Наши предки употребляли жиры, сахар и соль, как и мы. К сожалению, в данный момент все эти вещества сильно рафинированы, и мы получаем их все больше и больше. Когда человек получает слишком сильное удовольствие от еды, вырабатывается большое количество эндорфинов, а это прямой путь к зависимости.

Не позволяйте своему мозгу слишком сильно увлекаться рафинированными продуктами, выбирайте натуральную пищу. Употребляйте как можно больше необработанных продуктов, употребляйте здоровые заменители сахара, например такие, как стевиа. Слишком сильно привязаны к шоколаду? Замените его кэробом (порошок из плодов рожкового дерева). Так постепенно вы избавитесь от всех пищевых зависимостей.

Визуализируйте информацию

Умение человека фантазировать и представлять информацию в голове прямо влияет на то, как быстро будет работать его мозг. В 2007 году Гарвардская медицинская школа опубликовала исследование группы ученых под руководством нейробиолога Альваро Паскаль-Леона. Он провел такой опыт. Одну группу добровольцев неделю учили играть на настоящем пианино, а другую лишь просили представлять, что они музицируют. В конце эксперимента выяснилось, что область двигательной коры мозга, которая отвечает за движения пальцев, увеличилась в обеих группах одинаково. То есть те, кто представлял себе фортепианные упражнения, задействовали мозг точно тем же образом, как и те, кто на самом деле играл на инструменте. Другими словами, умственные упражнения играют важную роль в развитии мозга и использовании его возможностей. Применяйте ассоциативное мышление, старайтесь выделять главное и запоминать информацию тезисно — ваш мозг обретет гибкость и пластичность и станет работать быстрее.

Правильный режим дня

Увеличить работоспособность мозга помогает не только правильная еда, но и режим дня. В него входит:

  • полноценный сон;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • физические нагрузки.

Тем, кто заинтересован в эффективной мозговой деятельности, следует пересмотреть свой режим дня

Очень важно сочетание времени сна и отдыха

Помимо критериев по возрасту, учитывающих количество часов сна в сутках для взрослых и детей, существуют еще и индивидуальные особенности организма: одному человеку для восстановления сил достаточно 6 часов сна, а другому не хватает и положенных восьми. Каждый сам должен корректировать эти правила. Исключение составляют дети: их режим дня определяют родители, ведь они лучше других знают потребности своего ребенка.

На скорость электрических импульсов, от которых зависит острота мышления, влияет кислород. Жителям больших городов в этом плане повезло меньше всех, потому что воздух в мегаполисах перенасыщен вредными веществами, отрицательно отражающимися на здоровье человека и его мозговой деятельности.

В условиях плохого состояния окружающей среды, в частности наличия взвесей, газов и других вредных компонентов в воздухе, уменьшается количество кислорода, его не хватает для функционирования человеческого организма. Такое кислородное голодание (или гипоксия) приводит к заторможенности развития детей и плохому самочувствию их и взрослых. Живя в таких условиях, в старости возрастает процент развития инфарктов и инсультов.

Признаки гипоксии:

  • медленный обмен веществ;
  • обострение хронических заболеваний;
  • депрессивные состояния;
  • нарушение сна;
  • ухудшение когнитивных функций.

Поэтому для оптимизации работы мозга следует спать столько, чтобы организм полностью восстановил свои силы. А чтобы сон был крепким, нужно:

  • не наедаться на ночь;
  • совершать прогулки за 2–3 часа до сна;
  • на ужин употреблять легкую пищу;
  • придерживаться нормального температурного режима в спальне (22–25˚С);
  • часто проветривать помещение;
  • регулярно делать влажную уборку.

Мозг чутко реагирует на физические нагрузки. Ученые давно доказали прямую связь между занятиями спортом и состоянием психики. Этому есть объяснение. После умеренной физической нагрузки у человека появляется чувство эйфории. Это происходит благодаря производству в мозге нейромедиаторных молекул, которые стимулируют действие нейронов. В результате:

  • у человека увеличивается аппетит;
  • улучшается память;
  • снижается чувство тревоги;
  • организм адекватно реагирует на стресс;
  • появляется чувство радости.

У человека не всегда есть желание или возможности регулярно посещать тренажерный зал, но ему достаточно делать ежедневную зарядку, если перед ним не стоит задача накачать мускулы или сбросить вес. Главное – помочь мозгу активизироваться, задействовать свои скрытые резервы. Следует подобрать несложный комплекс упражнений на все группы мышц – и этого будет достаточно, чтобы улучшить память и работу мозга в целом.

Движение рук, ног, тела помогает развивать мозг. Доказательством этому служат советы для родителей заниматься с маленькими детьми упражнениями на развитие моторики пальцев рук. Это активизирует кровообращение сосудов головного мозга и развивает коммуникативные и когнитивные навыки. Ребенок быстрее учится говорить и логически мыслить. Недаром пожилым людям советуют заниматься ручным трудом (вышивать, рисовать, вязать), чтобы избежать проявлений старческой деменции (слабоумия).

Физическая активность полезна в любом возрасте: новорожденным делают массаж, чтобы активизировать двигательные функции, а значит, и работу мозга. Не менее важны физические упражнения для подростков, когда у них происходит резкий скачок развития и увеличиваются нагрузки в школе.

Как помочь мозгу всё запомнить

Существуют приёмы, позволяющие лучше запомнить и понять новое:

  • Метафора. К новому понятию подбери красочную метафору или аналогию. Это позволит напрячь старую мозговую цепочку и поможет осознать информацию через то, что ты уже понимаешь. Чем бредовее ассоциация, тем лучше она запоминается. Например: дендриты нейронов похожи на волосатые ноги.
  • Мнемонические правила. Если представить долговременную память как бесконечную картотеку, то мнемоническое правило ― это путь к нужной полке и ящику. Можно пользоваться уже существующими правилами или придумывать свои. Подойдут не только фразы типа: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», но и картинки. Например, чтобы запомнить число Пи, можно представить Змея Горыныча с тремя головами, одним туловищем, четырьмя хвостами и т. д.
  • «Дворец памяти». Древнеримский метод, основанный на мысленно-пространственных ассоциациях. Допустим, тебе надо запомнить номер телефона: 2-84-10. Представь локацию, которую хорошо знаешь, например, свой дом. Расставь все цифры по комнатам, и пофантазируй в красках, на что они похожи. Вот по прихожей ползёт змея-двойка. Она ищет на кухне свои очки-восьмёрку. Находит на стуле-четвёрке. Переползает в ванную и обвивается вокруг швабры-единицы. Ты, конечно, в шоке. Поэтому твой рот напоминает ноль. Больше абсурда! Он помогает запоминать.
  • Сочинение песенок. Многие учили в школе английский алфавит, распевая его на несложный мотив. В результате он запомнился намертво. Такой творческий подход работает и с более сложными понятиями.
  • Конспект от руки. Писать рукой медленнее, чем печатать. Во время конспектирования мы автоматически отмечаем главное в тексте, и дендритные шипы растут. Перед сном можно просмотреть свои записи и дать таким образом нейронам задание на ночь.

«Можно арбуз с горчицей съесть – это уже новый опыт»: как развивать креативность

Читать подробнее

Зарядка для мозга

Чтобы мозг начал работать в полную силу ним нужно регулярно работать и тренировать его. Одним из эффективных упражнений можно назвать то, что для работы мозга необходимо учиться чему-то новому, и речь идет не об умственных способностях. Вы можете учиться играть на фортепьяно, плести фигурки из резинок, учить какой-то язык или осваивать навыки шитья. Хорошо на работу мозга и сказывается изменение действий. Например, вы всегда чистили зубы правой рукой, а если вы будите делать это левой рукой, то это тоже тренировка для мозга.

Зарядка для мозга не должна быть сложной. Например, вам нужно вспомнить всех известных людей с именем Виктория. Чтобы натренировать память можно решать кроссворды. Настольные игры тоже оказывают хорошее влияние на работу мозга. Но вот с телевизором злоупотреблять не стоит, даже если вы смотрите только научные передачи.

Нужно как можно больше запоминать, и тогда ваша голова станет активнее работать. Нужно учить новые стихи, песни, имена нужных вам людей. Нужно как можно больше производить подсветов в уме, а не с помощью калькулятора. Хорошо тренирует работу мозга Кубик-рубик.

Работа над собой

Как заставить мозг работать на 100 процентов в понедельник утром? Никакой жалости к себе. Чтобы не случилось с вами вчера – ноги в тапки и в душ. Желательно контрастный. Несколько взмахов руками, приседания, упражнение на пресс.

Физические нагрузки на свежем воздухе способствуют выработке серотонина (гормона счастья) который отвечает за хорошее эмоциональное состояние. Легкий завтрак, витамины. Все, вы готовы к новой трудовой неделе.

Наш мозг «запоминает» наши настроения. Искусственно создавайте внутри себя ощущение подъема. Со временем это войдет в привычку и станет вашей второй натурой. Надо научиться правильно распределять свое время и не тратить его на плохие эмоции.

Путь к совершенству проходит через самоограничение и дисциплину. Следует не только вести правильный образ жизни, но и принуждать себя постоянно развиваться и повышать уровень интеллектуальной деятельности.

Доказано что употребление табака значительно понижает работоспособность. Сто грамм алкоголя может временно повысить вашу работоспособность, но затем наступает спад, потеря внимания и концентрации.

Но не стоит превращаться в отшельника или аскета. Просто не теряйте чувство меры, а все, что вы делаете – делайте с удовольствием. Хорошее настроение – залог высокой работоспособности.

Каковы же практические рекомендации на тему, как развить мозг на 100 процентов? Самый простой способ развить когнитивные способности – решать интеллектуальные задачи. Развитию памяти, мышления и интуиции хорошо способствуют занятия с шахматами, разгадывание кроссвордов, написание статей или ведение дневника.

Но чтобы добиться серьезного прогресса в развитии своих способностей надо подходить к процессу обучения систематически и регулярно. В этом деле нет лучшего помощника чем высшее образование.

Учиться никогда не поздно. Хотите быстро повысить свой интеллект – добро пожаловать в институт. Если у вас нет возможности тратить столь много времени на обучение, запишитесь на какие-либо курсы, или получите дополнительное образование.

Будьте активны и любознательны. Установите новою операционную систему на вашем ПК, пишите стихи, изучайте новые виды деятельности. Старайтесь не лениться и не бойтесь проблем, которые ставит перед вами жизнь. Быстрый способ развить мозг на 100% — больше работать «головой».

Фармакология – чудо современной медицины. С середины 50-х годов прошлого столетия в мире начался настоящий бум. На свет появились чудо препараты которые сразу обрели популярность. Всевозможные пищевые добавки, витаминные комплексы и настойки изготовленные на основании «древних рецептов», а также вполне серьезные медицинские препараты используемые в современной психиатрии.

Действительно, многие из них доказали свою эффективность. Но будьте осторожны. По-настоящему качественные лекарства вам может порекомендовать только квалифицированный врач. Не стоит экспериментировать на своем здоровье.

Как работает мозг?

Мозг человека составляет не больше 3% от массы тела. Это приблизительно 1,5-2 кг. Для его бесперебойного функционирования организму требуется 20% от общего количества кислорода, поглощаемого легкими.

Человеческий мозг – это многоуровневая биологическая система. Его состав представляет собой высокоорганизованную структуру. Мозг имеет несколько областей, каждая из которых отвечает за конкретные функции. Некоторые области отвечают за сенсорную информацию – прикосновения, ощущаемые телом. Другие регулируют моторику – движения человека. Третьи области контролируют когнитивные функции – способность мыслить. Четвертые отвечают за чувства и эмоции.

Мозг человека устроен таким образом, что неактивные области временно перестают функционировать. Допустим, когда человек не ходит, область мозга, отвечающая за этот процесс, становится неактивной за ненадобностью в этот момент. Когда человек замолкает, часть мозга, регулирующая способность к воспроизведению речи, становится неактивной. Когда находимся в тишине, нейроны мозга, контролирующие слух, прекращают работу. Представим, что бы было, если бы все области мозга работали непрерывно. Организм человека не вынес бы такой нагрузки.

Когда мозг работает некорректно, человек моментально подвергается галлюцинациям из-за необходимости испытывать больше ощущений, чем положено. Мышление и мозговая активность – это сложная область знаний. Ни один специалист не сможет подробно ответить на вопрос, что случится, если единовременно возбудить все нейроны человеческого мозга.

В работе мозга важно придерживаться «золотой середины». Лишняя интеллектуальная активность губительно сказывается на жизнедеятельности человека

В том, что невозможно одновременно заставить работать все области мозга, есть несомненное преимущество. Ведь когда человек принимает пищу, ему не нужно петь, когда сидит у компьютера – нет необходимости танцевать, когда пишет диссертацию – мысли о чем-то кроме нее только помешают. Таким образом, необходима не только активность «нужных» нейронов, но и блокирование «ненужных». Нарушение баланса работы мозга приводит к психическим заболеваниям и лишним проблемам.

Примером нарушенного баланса работы мозговой структуры выступает тяжелое заболевание эпилепсия. Человек подвергается судорогам, когда блокирования «ненужных» областей мозга не происходит. В момент припадка мозг активирует те нейроны, которые должны быть заблокированы. Волна перевозбуждения нейронов и приводит к судорогам в мышцах. Ощущения человека при приступе эпилепсии описать нельзя, так как во время припадка память не функционирует.

Заставить мозг работать на все 100%, активируя все нейроны, опасно. Но стимуляция мозговой активности, чтобы улучшить эффективность работы мозга, вполне возможна.

Записывайте (даже если не будете перечитывать)

А ну-ка, быстренько, когда вы в последний раз что-то писали? Когда расписывались в паспорте? Когда припарковывались во втором ряду и оставляли записку тем, кого вы заблокировали – так и так, припарковался, пошел за спичками, вот номер телефона? Что-нибудь из избранных сочинений Есенина (или, как вариант, Маяковского) на стене подъезда? В наш век смартфонов, СМС-ок и соцсетей, мало уже кто умеет хотя бы шантажировать блудное начальство с помощью записок, изящно выведенных от руки на листке бумаги. И очень жаль, ибо тем самым мы жертвуем эффективным методом применения моторной памяти для запоминания абстрактной информации.

Метод:

Процесс написания от руки вызывает всплеск активности нервной системы, о котором не стоит и мечтать тем, кто просто «долбит по клаве». Во время эксперимента, проведенного в Индианском университете, ученики-первоклашки, изучавшие алфавит, были распределены в две группы. Первой показывали буквы и разъясняли что к чему, а вторую заставляли еще и практиковаться в написании тех самых букв. Когда детишек запихнули в магнитно-резонансный томограф, мозги «писателей» светились, как чернобыльская капуста. Активность головного мозга была не просто повышена, но и напоминала картинку вполне взрослых особей гомо сапиенс, хотя и без взрослых глупостей, вроде «раз уж я в этом ящике, может, уровень холестерина проверите?».

Иначе говоря, этот метод схож с методом Локи, описанным выше. Схож в том смысле, что мы можем задействовать дополнительную часть мозга для помощи с запоминанием. Клавиатуру изобрели потому, что печатать выходит быстрее и проще, чем писать от руки. Но в то же время, мы пожертвовали уникальной способностью рукописи отпечатывать информацию в памяти. Помните те самые карточки со словами для заучивания? Вместо того чтобы распечатать карты, подпишите их от руки. Плюс к запоминанию гарантирован.

Исследования подтверждают, что этот метод особенно эффективен при работе с совершенно непонятными буквами или цифрами: языками программирования, иероглифами, счетами за горячую воду и т.д. Повторим: сложные движения рук задействуют моторную память, усиливая эффект запоминания.

Итак, головой можно есть и запоминать. Но это еще не все! Следующий пример будет интересен тем из нас, у кого в наличии ярко выраженный темперамент.

Вопросы и задачи

Это очень простой способ — пробуйте решать время от времени какие-либо задачки, загадки на логику. В течении недели две девочки из редакции занимались тем, что каждое утро в течении получаса решали логические загадки — все они есть в сети, если кто желает. По результатам этой недели можно сделать следующие выводы:

  • это реально работает;

если заставить мозг с утра хорошо потрудиться, он потом в течении всего дня работает на 100 процентов;

в интернете не так много хороших загадок;

это входит в привычку и помогает поднять самооценку.

На работе это отразилось положительно, у обеих девушек улучшился слог и они стали быстрее справляться с привычным объемом работы (для того, чтоб в свободное время опять решать свои загадки).

Живой суперкомпьютер

Нередко функции мозга сравнивают с работой компьютера, хотя это сравнение весьма условно. Наш живой «компьютер» состоит примерно из 100 млн. нейронов. По словам директора Института мозга человека академика Святослава Медведева, чтобы описать взаимодействия между ними потребуется компьютер с памятью, по объему сравнимой с числом частиц видимой нами Вселенной.

Информация распространяется в мозгу со скоростью 1400 м/сек. Компьютер это делает намного быстрее – фактически со скоростью света. Однако в плане энергоэффективности – он абсолютный аутсайдер. Энергозатраты мозга сопоставимы с мощностью автомобильного аккумулятора, в тоже время только на охлаждение мощных компьютеров расходуются десятки киловатт.

По разным оценкам, наш мозг – это настоящая Terra Incognita, изученная в лучшем случае на 15 %. По-прежнему тайной за семью печатями остается то, как нейроны организуются при столь медленной работе мозга, при этом его эффективность оставляет далеко позади все достижения самых современных компьютеров.

Подружись с математикой

Не зря математика — царица наук. Она конкретно прокачивает твое логическое мышление, помогает тебе не запутаться в своих же рассуждениях и в рассуждениях собеседников. Можешь просто взять учебник по алгебре и вспомнить решение какой-нибудь первой попавшейся задачи. Возьми за привычку решать по нескольку задач в день — и ты заметишь, как улучшится твоя способность логически мыслить.

Каждый день по 3 часа стоишь в пробке? Попробуй посчитать какие-нибудь бытовые расходы и доходы в уме. Сначала это будет немного сложно, руки потянутся к калькулятору на телефоне, но это заметно поможет тебе лучше и быстрее соображать, если ты все-таки не будешь забывать, что самый лучший и мощный калькулятор находится у тебя в голове. Но этот калькулятор надо частенько использовать, чтобы твои нейроны не забывали, для чего они нужны.

Развитие ребенка или как возраст влияет на работоспособность ЦНС

Большинство ученых придерживаются гипотезы о наличии у человека врожденной способности к обучению. Правда это способность имеет свои возрастные ограничения.

Яркий пример этого феномена «Маугли» — ребенка выросшего в дикой среде. Мальчик не имел контактов с людьми.Попав в цивилизованное общество в подростковом возрасте он так и не научился внятно говорить и не смог стать полноценным членом социума.

Профессиональные спортсмены, добившиеся высоких результатов, начинали свое обучение в раннем детском возрасте.

Мозг ребенка восприимчив ко всему новому, но если в определенном возрасте не заложить основы, со временем это будет сделать труднее. Считается, что физиологически мозг человека продолжает свой рост примерно до 24-26 лет.

Далее выносливость и креативность постепенно уступает место опыту и профессиональной интуиции.

Начни излагать свои мысли в письме

Процесс изложения мыслей заставляет твой мозг совершать очень трудоемкую комплексную работу, когда ты выбираешь, о чем написать, как написать и какие слова больше подойдут. Самое приятное, что это действительно сильно увлекает и делает мозговую деятельность очень приятной. Да и вообще, это же очень здорово, когда ты можешь красиво выражать свои мысли, без всякого напряжения выражаясь витиеватыми фразами.

Кстати, положительным моментом здесь является то, что так ты можешь проследить свое развитие, сравнивая тексты из разных хронологических промежутков. Попробуй начать с любой темы, хоть с того, что ты делал прошлым летом, потому как здесь самое главное — начать, и потом ты просто не заметишь, как твои мысли превратятся в реку слов и предложений. Так же не забывай про навыки пунктуации и орфографии, которые со временем забываются, которые ты тоже можешь подтянуть.

Если не знаешь, о чем писать, ты можешь просто делать краткие содержания книг, которые тебе очень понравились, либо записывать свои интересные идеи, чтобы их не забыть. Развивай их, и, возможно, одна из них в следующем веке изменит будущее, прямо как Герберт Уэллс за сотню лет предсказал появление тех же наушников.

Удерживайте информацию в памяти с помощью рационального повторения

Время имеет подлую привычку наобум стирать файлы в нашей памяти. Вот и получается, что вспомнить теорему Пифагора – никак, зато перечислить второй состав сборной Ямайки по хоккею – запросто. По этой же причине студенты так любят готовиться к экзаменам в последнюю ночь – это не только из-за характерного разгильдяйства, но и из-за страха забыть часть материала при подготовке заранее в течение, скажем, месяца. Вот и получается, что впихивают всю информацию в голову в последний момент, зная, что сразу после экзамена она улетучится. Еще ничего, если это не студенты медицинского университета… Скальпель не давать.

Что нам требуется, так это способ запоминать много и надолго, но без лишних заморочек. Другими словами, научный метод оптимизации темпорально-энергетических затрат при увеличении объема сохраняемой информации до максимального уровня в пределах биологически допустимых норм. Элементарно!

Метод:

Процесс потери информации головным мозгом можно измерить с помощью так называемой «кривой забывания». Для всех она немножко разная, но одинаково кривая. Суть в том, что чем больше проходит времени, тем больше вы забываете, причем наиболее быстро забывание происходит в первые же дни. Если вы хотите, чтобы информация не терялась, для этого есть отличный метод. Придется затратить больше времени, чем в случае с методом Локи, но если на кону работа или диплом, оно того стоит. В общем, необходимо выяснить с какой скоростью вы забываете данные, и адаптироваться с помощью «осмысленного запоминания» методом «рационального повторения».

Предположим, что вы учите испанский, а через четыре месяца грядет сессия. Самый примитивный вариант осмысленного запоминания потребует написания русских слов и их испанских аналогов (которые и являются целью) на карточках

Кроме того, потребуются три картонных коробки (в случае дефицита коробок, можно просто распределять карты по трем кучам, не важно) с маркировкой:

  1. Ежедневно
  2. Еженедельно
  3. Ежемесячно

Маркировка указывает на то, как часто вам придется просматривать карты в конкретной коробке. «Еще чего! Я и так могу запомнить!» – скажете вы. Можете, только ненадолго. А вот для того, чтобы определить насколько, нужны наши коробочки. Итак, целью метода является максимально возможное сокращение времени, потраченного на полное запоминание.

Поначалу, просматривайте карты каждый день. Те, которые вы запомнили, перемещайте из ежедневной коробки в еженедельную. Спустя неделю пересмотрите карты в еженедельной коробке. Те, что не вспомнили, положите обратно в коробку для ежедневной проверки. С каждым днем количество карт в ежедневной куче будет уменьшаться. Спустя пару-тройку недель вы заметите, что некоторые карты сидят в еженедельной коробке безвылазно. Можно попробовать переместить их в ежемесячную коробку. По истечении месяца проверяем третью, ежемесячную кучу и если что-то там забыли, кидаем забытое в еженедельник. В итоге все карты должны мигрировать в последнюю коробку, а слова прочно осесть в памяти. Растягивание же периодов проверки служит для экономии времени. Зачем зубрить определенное слово каждый день, если достаточно сделать это раз в неделю или в месяц?

Естественно, периоды повторения в нашем примере чисто условны. Если экзамен через две недели, то можно сортировать материал по иным трем группам: раз в день, раз в два дня, раз в три дня. Главное – постепенно увеличивать длину периода между просмотрами.

И да, метод работает, да еще как! Один польский ученый по имени Петр Возняк провел на себе эксперимент, в ходе которого он запоминал бессмысленный набор из нескольких тысяч слогов. Оказалось, что он смог вспомнить эту абракадабру спустя три года! Так что, если вы видите на улице бомжа, бормочущего какую-то несуразицу себе под нос – это он выпрямляет свою кривую забывания рациональным повторением. Не верите – спросите сами!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий