Почему ребенок не запоминает прочитанное

Ситуации, когда не хотеть спать – нормально

  • Нарушен режим сна. Если ваш ребенок спит днем, поздно просыпается, и засыпает, вос-становление режима может занять определенное время. Это нормальная реакция организма, и все, что нужно — постепенно восстановить режим сна так, чтобы он соответствовал цир-кадным ритмам. Составьте график сна, введите ритуалы перед засыпанием и постепенно переводите время подъема на более раннее.
  • Ребенок вырос и уже не спит днем. Обычно ребенок в возрасте одного года спит днем не менее двух раз. В среднем с полутора лет начинается переход на новый режим с одним дневным сном продолжительностью около 2,5 — 3 часов. Такой режим, с постепенным со-кращением продолжительности сна, обычно сохраняется до 6−7 лет, когда ребенок, как правило, уже обходится без дневного отдыха. Иногда дети отказываются от сна днем раньше — в 3−4 года. И это абсолютно нормально, ведь, как мы сказали выше, по-требность в сне снижается с возрастом! Если ваш ребенок отказывается спать днем и чув-ствует себя хорошо, вам не стоит беспокоиться.

«Тяжело в учении – легко в бою»

Реально ли научить ребенка читать быстрее? Вполне. Для этого разработаны разнообразные методики, среди которых – развивающие игры. С ними можно познакомиться на интернет-сервисе IQКлуб. Но чтобы достичь результата – нужно набраться терпения. Маме с папой придется на время отложить какие-то свои дела и посвятить свободное время развитию скорости чтения ребенка. Но при этом не стоит его ругать, если слова прочитаны неправильно; не нужно наказывать малыша чтением: «не пойдешь гулять, если не прочтешь 60 слов в минуту»…; не грозите своему школьнику «ремнем». Лучше направьте свою энергию на то, чтобы привить вашему маленькому вундеркинду любовь к чтению.

Занимайтесь в день по 15-30 минут. Постарайтесь сделать урок интересным, чтобы ребенок не уставал, а читал с удовольствием. Если вы видите, что у ребенка нет настроения, он нервничает, волнуется – лучше перенести занятие.

Читайте вместе

Чтобы увеличить скорость чтения ребенка, можно и нужно заниматься, причем, делать это систематически. И родителям тут придется приложить определенные усилия, проявить настойчивость, возможно, преодолеть собственную лень, ведь нужно заниматься каждый день, но благородная цель – дальнейшее развитие ребенка – того стоит. Делайте все с любовью и ваши занятия не оттолкнут дитя от чтения, а наоборот, заинтересуют.

Проявите изобретательность, придумывайте различные ухищрения, чтобы ребенок полюбил читать и делал это не «из-под палки». Например, пишите ему записки, в которых просите, чтобы он ответил письменно. Если в семье есть младшие дети, пусть ваш школьник им почитает – и общение, и тренировка. Читая на ночь любимую сказу, предложите малышу прочитать часть текста самостоятельно. Похвалите его, даже если прочитано так себе. Попросите ребенка пересказать прочитанное, ответить на вопросы. Это тоже, своего рода, занятия, о которых ваше чадо даже не подозревает и потому не станет упрямиться.

Пусть у вас в доступном месте будет детская литература, красочные журналы, книги, любая печатная продукция, которая может заинтересовать вашего юного следопыта. Очень может пригодиться детская энциклопедия. Там, как правило, яркие картинки, текст изложен доступно и разбит на небольшие блоки. Можно поиграть с ребенком, задавая вопросы на различные темы из этой книги, привлекая его, таким образом, к чтению.

Пять принципов быстрого чтения

Долгое просиживание за учебниками раздражает и малышей, и родителей. Взрослым кажется, что ребенок просто оттягивает момент и пытается увильнуть от выполнения задания. Школьник уверен: родители требуют от него невозможного. В этой ситуации нужно не только восстановить взаимопонимание, но и найти способ эффективного выполнения заданий.

Быстро проглатывать книжные страницы и превратить чтение в увлекательное занятие позволит овладение следующими пятью принципами:

Концентрация внимания. Сложно не заметить одну важную деталь: с интересной книгой ребенок справляется гораздо лучше и быстрее, чем со скучным учебником

Игра «Концентрация» позволит тренировать внимание малыша, чтобы он не отвлекался во время выполнения домашних заданий.
Подавление привычки проговаривать текст. Молчаливое чтение помогает быстрее справляться с книжными страницами.
Совершенствование способности держать несколько абзацев перед глазами

Научите малыша понимать структуру текста и читать его «по диагонали» – и ваш ребенок будет не только быстро проглатывать книжные страницы, но и успешно справляться с игровыми видами спорта, в которых нужен «зоркий глаз».
Управление информацией. Объясните малышу, что ему не нужно запоминать весь текст, слово в слово. Поиграйте с ним в детектива и разыщите полезную информацию во всем массиве напечатанных слов.
Развитие памяти. Скорочтение позволит вашему ребенку справляться с учебниками в 2-3 раза быстрее, чем его сверстники. Однако без способности запомнить прочитанное, навык будет бесполезным. Игры «Следопыт» или «Буквенный охват» помогут тренировать память, чтобы ребенку хорошо удавалось и чтение, и воспроизведение информации из текста.

Введите эти принципы в ваш ежедневный рацион питания новыми знаниями – и выполнение домашних заданий больше не будет долгим и изнурительным процессом для школьника.

Как часто материал используется

Чем реже мы повторяем информацию, тем скорее она забудется. Этот вывод можно сделать на основе кривой забывания (кривой Эббингауза), которая показывает, что уже через час после изучения чего-то нового мы забудем 60% материала.

Чтобы бороться с кривой забывания, важно повторять информацию через промежутки времени — проводить интервальное повторение. Но язык — это комплексный навык, а не просто объем информации, который нужно запомнить

Поэтому нельзя утверждать, что интервальное повторение отдельных слов, например, в мобильном приложении Skyeng, заменит занятия. Языком необходимо пользоваться: общаться с людьми, смотреть фильмы или сериалы, читать на английском, чтобы навыки не ослабевали

Но язык — это комплексный навык, а не просто объем информации, который нужно запомнить. Поэтому нельзя утверждать, что интервальное повторение отдельных слов, например, в мобильном приложении Skyeng, заменит занятия. Языком необходимо пользоваться: общаться с людьми, смотреть фильмы или сериалы, читать на английском, чтобы навыки не ослабевали.

Чтобы обмануть кривую забывания, нужно регулярно проводить повторение хотя бы в одной из форм:

  • проводить тесты, контрольные работы и экзамены;
  • проводить уроки на повторение или revision lessons в конце темы или юнита;
  • повторять отдельные темы, немного дополняя и видоизменяя материал;
  • включать рецептивное (пассивное) повторение, когда изученная лексика и грамматика встречается в аудировании или чтении через несколько уроков.

Еще одно решение — заниматься чаще. В статье Как интенсивность занятий влияет на результат? мы уже писали, что минимальное количество уроков иностранного языка в неделю — два раза. Конечно, можно частично компенсировать недостающее занятие самостоятельной работой, но заниматься с преподавателем — лучше.

Зачем детям общаться?

Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры

Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка

Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!

Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.

Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.

Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?

Трудный пересказ – почему и отчего?

Достаточно много детей, особенно младшеклассников (1, 2, иногда 3 класс) не могут пересказать текст по одной простой причине – они не поняли его. Зачастую ребенок 6-8 лет старается прочитать слова правильно и быстро

При этом сути не уделяется должное внимание

Дополнительно на качество пересказа влияют:

богатство словарного запаса;
способность концентрировать внимание;
объем памяти;
навык (практика) пересказывания прочитанного;
волнение ребенка, уверенность в своих силах.

Родители нередко совершают ошибку, ругая детей за то, что они пересказывают текст иначе, чем они себе это представляют. Ребенок может потерять мотивацию и начать избегать подобных заданий. Следует запастись терпением. Кто-то быстро осваивает навык пересказа, а кому-то необходимо время.

Почему ребенок читает медленно?

Есть и другие причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:

  • ребенку не удается сконцентрироваться (к концу предложения он забывает, что было в начале);
  • недостаточный размер оперативного поля зрения (концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);
  • слабый словарный запас;
  • проблемы с артикуляционной системой и дикцией;
  • отсутствие интереса к чтению;
  • зрительная регрессия (возвращается глазами к словам, которые уже прочитал);
  • сложный текст (не по возрасту).

Чем вы можете помочь ребенку в домашних условиях?

Ежедневные занятия помогут сделать процесс коррекции более быстрым и успешным, а достигнутый результат – устойчивым и длительным. Вот некоторые из упражнений, которые советуют логопеды центра развития «Каркуша».

1. Развивайте мелкую моторику

Пальчиковый массаж, игры типа «Колечка», лепка, собирание пазлов, сенсорные коробки с мелкими предметами, рисование, в том числе и зеркальное, – все это способствует лучшему притоку крови к центру речи, развитию слуховой, речевой и зрительной памяти.

2. Диктанты

Небольшие диктанты объемом до 200 знаков не утомляют ребенка, и их можно проводить ежедневно. Не исправляйте ошибки, а делайте пометки на полях строчек, где они допущены, цветной ручкой. Использовать красную пасту нежелательно, так как этот цвет ассоциируется с плохой оценкой. Предложите ребенку самому найти свои ошибки. Для диктанта выбирайте отрывки из хорошо знакомых текстов, например, сказок.

3. Работайте над произношением

Выделяйте ежедневно 10-15 минут на артикуляционную гимнастику, особое внимание уделяйте тем звукам, которые представляют для ребенка наибольшую трудность. Просите ребенка проговаривать слова при написании

Не торопите его при чтении. Пусть он читает медленно, но более-менее связно. Не ругайте за ошибки.

4. Изучайте грамматику, играя

Вам понадобятся карточки со словами. Составьте из них предложение, которое вы произносите. Затем попросите сделать то же самое ребенка самостоятельно на слух. Начинайте с самых простых предложений, постепенно переходя к более сложным конструкциям.

5. Найди слово

Это упражнение помогает развить фонематический слух. Возьмите карточки с изображениями знакомых предметов, подписанные с обратной стороны. Разложите карточки картинками вниз. Попросите ребенка найти слово, которое вы называете. Постепенно усложняйте задание, добавляя новые слова, обозначающие действия и признаки.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центр развития «Каркуша», наши логопеды обследуют ребенка, поставят точный диагноз, разработают индивидуальную программу коррекции и дадут четкие рекомендации по самостоятельным занятиям дома.

Почему ребенок не хочет спать? Разбираемся в причинах

Когда дети выходят из младенческого возраста, они все еще нуждаются в большом количе-стве сна, чтобы расти и поддерживать свое физическое и эмоциональное здоровье. По дан-ным Национального фонда сна, малышам обычно требуется от 11 до 14 часов сна. Дети в возрасте от 3 до 5 лет должны стремиться спать от 10 до 13 часов. Дети в возрасте от 6 до 13 лет должны спать от 9 до 11 часов, а подростки – от 8 до 10 часов.
Однако эти диапазоны являются лишь ориентировочными и могут не подходить для каждо-го ребенка. Если ребенок спит чуть больше или чуть меньше, это, скорее всего, не повод для беспокойства.
Но дети могут сопротивляться отходу ко сну по ряду причин, даже если они явно уста-ли. Некоторые дети, особенно с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), могут быть слишком возбуждены и им трудно успокоить свой разум и тело, чтобы подгото-виться ко сну

Другие дети могут отказываться от сна и капризничать, потому что это спо-соб привлечь внимание родителей (даже отрицательное). Дети могут беспокоиться о чем-то или грустить

Некоторые исследователи даже предполагают, что дети протестуют против отхода ко сну из-за эволюционного несоответствия, которое заставляет их подсознательно бояться одиночества в темноте.
Регулярный сон неизменно улучшает внимание и настроение, а также снижает импульсив-ность и гиперактивность. С другой стороны, дети и подростки, которые постоянно плохо спят, подвергаются большему риску депрессии, беспокойства, раздражительности и более низкой успеваемости.

Это важно!

В большинстве случаев проблемы со сном — это этап, из которого дети вырастают с под-держкой и пониманием. Однако, возможно, стоит обсудить с врачом постоянные проблемы.

Что мешает мотивации старших школьников?

  • устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других;
  • желание самому выбирать для изучения только те предметы, по которым он будет сдавать ЕГЭ;
  • предэкзаменационный стресс, разнообразные страхи; депрессивные состояния;
  • неудовлетворенность формой учебных занятий, некоторые ощущают недостаток творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
  • негативное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя и родителей;
  • чувство взрослости и ценность отношений;
  • сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);
  • недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.

Проблема 1: недостаточная заинтересованность

Один из ключевых факторов, влияющих на запоминание информации, – это заинтересованность в теме. Если изучаемый предмет кажется вам скучным, и вы не видите от него пользы, вряд ли ваш мозг сможет усвоить материал. У каждого из нас свой круг увлечений, поэтому одна и та же тема воспринимается всеми по-разному. Отсутствие интереса приведёт к тому, что вы будете часто отвлекаться и в итоге ничего не запомните.

Решение

Постарайтесь поменять своё отношение к теме с отрицательного на положительное. Даже если вам не доведётся применить полученную информацию в жизни, вы можете порадоваться своим успехам: вам удалось открыть для себя новую область познаний. Кто знает, какие вопросы жизнь поставит перед вами в будущем?

Личный опыт

Алёна Апрелкова, методист

Моему сыну шесть лет. Как ответственная мама я скупила все книги, которые должен прочитать ребёнок в этом возрасте. Он категорически отказывается слушать про Ивана-царевича и Василису Премудрую, зато с радостью несёт мне книжки про Молнию Маккуина и «Корпорацию монстров». Для него русские народные сказки — это брокколи, которые он готов проглотить, только если стоит выбор: лечь спать или прочитать книгу из маминого детства. Поэтому мы читаем так: одну я выбираю, а две — он сам.

Как педагог скажу, что произведения школьной программы далеки от мира наших детей. Это одна из главных проблем, из-за которых дети не читают. Кажется, что большинство произведений признаётся только в старших классах, когда есть какой-то накопленный жизненный опыт. Именно тогда происходит всё то, что описано в литературе: любовь, предательства, разочарования, разделение на добро и зло. А вот школьникам среднего возраста сложно пропускать через себя текст.

У меня как у репетитора есть ученица Злата. Она учится на отлично, мечтает уехать в Китай и стать врачом. В течение года ей физически не хватает времени на чтение, но она скупает книги, расставляет на полке и ждёт лета, чтобы насладиться. В свои 14 лет она размышляет на уровне взрослого и хорошо образованного человека. Парадокс заключается в том, что её нелюбимый предмет — литература. А всё потому, что на уроках не разрешают высказывать своего мнения, а произведения и вовсе неинтересные.

Жанна Ралдыгина, учительница начальных классов

У меня был четвероклассник на заочном обучении. В семье культуры чтения не было, а Дима читал 20 слов в минуту и вообще не понимал смысл прочитанного. Мама сказала мне, что это не главное, ведь он слушает аудиокниги, смотрит фильмы и мультики по школьной программе, свободное время проводит за компьютерными играми. Дима завалил аттестацию, потому что не успевал прочитать задание и понять его смысл. После этого родители отобрали все гаджеты и заставили читать. Сейчас он посещает психолога, нейропсихолога и ненавидит книги.

А ещё однажды ко мне обратилась мама двухлетней девочки, которая только-только начала говорить. Родители много читали сами и постоянно обновляли детскую библиотеку. Ребёнка не приучали к гаджетам и телевизору. В три года Варя уже читала по слогам. У неё была большая любовь к книгам. Сейчас она учится в 6-м классе, отличница. Победительница и призёр многих конкурсов и олимпиад, учит три языка, ведёт инстаграм-страницу о книгах и увлекается программированием. Любовь к книгам не прошла.

Алёна Хромова, дефектолог

Когда я работала в началке, у меня была идея фикс: привить культуру чтения. Мы с детьми в классе собрали пару полок интересных книг, у всех были читательские билеты в школьную библиотеку, а с середины года мы завели читательские дневники. Оценки за это я не ставила, у меня был первый класс, но наклейки за старания при заполнении приклеивала.

Методика улучшения запоминания

Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

  1. Оцените материал и определите цель чтения. Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.
  2. Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.
  3. Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.
  4. Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.
  5. Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе — через несколько дней, а третье — прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  6. Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии — бесценная возможность применить то, чему вы научились. 

Вопрос-ответ

Ребенок читает, но не запоминает, что делать?

В основе хорошей памяти лежит полноценное питание, здоровье и баланс между отдыхом, физическими и умственными нагрузками. Необходимо откорректировать режим дня ребенка. Также следует убедиться, что он не угнетен и верит в свои силы. Очень плохо влияет на запоминание негативная оценка и критика со стороны взрослых

Чтобы ребенок хотел и мог запоминать текст, важно вызвать интерес к материалу. Например, можно сказать: «Кажется, я читала это произведение в твоем возрасте

Не помню, кто победил, Змей или богатырь. Как прочитаешь, поделишься со мной?».

Зачем нужен навык пересказа текста?

Глубокая работа над текстом, анализ прочитанного развивает интеллект ребенка, улучшает его память и концентрацию внимания. Существенно обогащается словарный запас и повышается грамотность. Навык правильного, качественного пересказа позволяет грамотно составлять предложения, связно и красиво разговаривать, писать. Детям становится легче устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию из учебников. Они могут более успешно сдавать экзамены, писать изложения, контрольные работы. Повышается успеваемость в школе в целом.

Умение пересказывать текст один из важнейших навыков. В век технологий многие дети и родители пользуются ГДЗ, готовыми пересказами, поэтому навык не развивается. Вначале с заданием справится нелегко. Чтение произведения целиком, переработка информации могут отнимать много сил и времени. Но иначе нельзя. Проблема будет только усугубляться, так как в каждом последующем классе требования к пересказу повышаются

Лучше уделить внимание вопросу в раннем возрасте. Научиться качественно пересказывать текст младшекласснику много легче, чем ученику средней школы

Чтение способствует вашему изменению

Отвечая на вопрос о том, какая книга смогла вас изменить, следует знать, что правильным ответом будет “каждая”.

После прочтения любой книги человек становится чуточку другим. Даже если вы не ощущаете явных изменений после прочтения книги, может пройти много времени, прежде чем вы поймёте, как именно произведение отложилось у вас в голове.

“Преступление и наказание” меняет людей навсегда. “Макбет” Шекспира меняет людей навсегда. И даже любительские детективные рассказы меняют людей, как бы сложно не было в это поверить. Обозревая мир книги, человек лучше обозревает мир вокруг. Чем это не повод для чтения?

Причины развития дислексии

Причины, по которым ребёнок никак не может научиться читать, различны. В большинстве случаев дислексия появляется при наличии минимальной мозговой дисфункции. При этом ребёнку могут прекрасно даваться любые другие науки, поскольку причина патологии не в умственной отсталости, а в неправильной работе конкретного отдела головного мозга.

Почему ребёнок плохо читает? Это может произойти из-за:

  • врождённых патологий;
  • тяжёлых родов, связанных с асфиксией, отслойкой плаценты;
  • поражения центральной нервной системы;
  • наследственного фактора;
  • черепно-мозговых травм и сотрясений мозга;
  • заторможенности ряда отделов головного мозга;
  • перенесённых нейроинфекций.

В любом случае ребёнку с дислексией необходима профессиональная помощь. Дети, которые никак не могут научиться читать, должны пройти обследование у невролога, психиатра, логопеда, психолога и нейропсихолога. В первую очередь необходимо установить причину патологии у ребёнка, а также тип дислексии.

Насколько полную информацию мы даем

Что значит знать слово или грамматическую конструкцию? Достаточно ли выучить определение слова из словаря?

Если на уроке вы дадите лишь определения или перевод новых слов, то ученики не смогут уверенно использовать их в речи. В лучшем случае они узнают лексику на письме, потому что будут знакомы с письменной формой. Без активного применения новое знание не перейдет в долгосрочную память, и через неделю ученики забудут слова.

Поэтому для запоминания новой лексики недостаточно просто сказать, что она значит.

Например, если вы хотите, чтобы ученик научился распознавать ключевые слова урока на слух и сам начал употреблять их в речи, то до прослушивания нужно:

  • разобрать значение слов;
  • разобрать коллокации и фразы с новыми словами, которые встретятся в аудио;
  • разработать произношение новых слов внутри фраз, чтобы учесть искажения звуков под влиянием connected speech. Причем проработать произношение нужно не только продуктивно (как правильно произносить), но и рецептивно — как слова звучат в речи.

Читайте по теме: Как разрабатывать нестандартные упражнения на грамматику

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Скорость чтения

И все же, поскольку скорость чтения сказывается на успеваемости в целом и не только в младшей школе, разработаны соответствующие нормативы, которые определяют, сколько слов в минуту должен читать ученик начальной школы. А именно:

  • в первом классе – от 25 слов в минуту;
  • во втором – от 50 слов;
  • в третьем классе – от 75;
  • в четвертом – от 95.

По окончании начальной школы ребенок в идеале должен уметь читать со скоростью 120-150 слов в минуту. Это как раз очень близко к скорости речи.

Однако, дорогие родители, обратите внимание на важный аспект: ребенок не будет читать быстрее, чем говорит, если он в жизни медлительный, долго думает, прежде чем ответить на вопрос. В таком случае, он, понятное дело, и читать будет медленнее

Но в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы ваше дитя читало осознанно.

Почему дети не понимают прочитанное?

Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?

Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.

Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.

В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.

Почему дети перестают читать

Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»

Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.

Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем:

Варианты мотивации

Приучение к книге начинается не в первом–втором классе или детском саду, а еще в младенчестве. Если родители декламируют грудничкам стихи, показывают после 6 месяцев красивые иллюстрации из сборников прибауток и потешек, то взрослый ребенок привыкает к ежедневному чтению быстрее.

Покажите пример. Отпрыски с детства копируют взрослых. Если папа проводит свободное время за гонками в планшете, то сын поступит так же. Читайте сами, сделайте это семейным ритуалом.
Заведите домашнюю библиотеку. Обязательно выделите полку для детских книг. Наполняйте ее по мере взросления детсадовца.
С раннего детства учите с малышом стихи.

Заученные фразы развивают связную речь, облегчают восприятие написанного в книгах. Это упражнение помогает избежать механического чтения.

Читайте то, что интересно ребенку. Классическую литературу, списки книг для развития интеллекта, кругозора возьмите на вооружение позже, когда чтение станет ежедневной привычкой.
Сочиняйте истории вместе. Придумывайте продолжение уже прочитанных рассказов, пересказывайте сказки по-новому, добавляйте своих героев в сюжет. Это упражнение развивает воображение, необходимое для восприятия текстов. Чтобы найти источник для фантазии, малыш будет самостоятельно тянуться к новым книгам.
Устраивайте домашние спектакли по мотивам сказок. В 4 года детсадовцам необходимы ролевые игры. Предложите разыграть сценки из любимой книги. Участвовать в представлении должны все члены семьи. Когда запас историй закончится, ребенок попросит новую книгу.
Если дошкольнику совсем не нравится читать самому, предложите делать это вслух по очереди. Возьмите сказку с большим количеством диалогов. Распределите роли. Читайте в театральной, игровой манере, тщательно проговаривайте интонацию речи персонажа. Это должно быть смешно, интересно. Через несколько недель совместного чтения малыш захочет посмешить родных и покажет, чему научился.
Ведите беседы о том, что уметь читать — это здорово. Не нужно нудных нотаций, делайте это исподволь, без истерик. Например, когда малыш задаст вопрос, скажите, что в этой книге на него есть ответ. Если бы ты умел читать, то обязательно все знал.

Если ребенок читает плохо, отвлекается, используйте диафильмы

Картинки с текстом держат внимание сконцентрированным, помогают развивать воображение.
Играйте с книгой. Используйте метод иллюстрирования, копирования картинок из сборника

Малыш почувствует себя сопричастным к созданию книги.

Часто родители путают понятия «любовь к книге» и «необходимость ежедневного чтения». Запугиваниями, истериками привить восторженное отношение к литературе нельзя. Дайте малышу понять, что книга — источник таких знаний и ощущений, которые нельзя получить из телевизора, компьютера. Любите чтение сами, тогда ваше чадо последует примеру взрослых.

А вот, что советует детский психолог Марина Романенко.

Диагностика

При подозрении на дислексию проводится комплексное обследование, целью которого является точная идентификация расстройства и исключение других патологий, в том числе – соматических, сопровождающихся схожими симптомами. Как правило, диагностику проводит врач-логопед.

Первым этапом обследования является сбор данных анамнеза. При этом уточняется наличие схожих расстройств у кровных родственников, а также патологий беременности, родовых травм и врожденных заболеваний и других патологий, которые могли приводить к повреждению ЦНС. 

Далее проводится логопедическое обследование, в рамках которого оцениваются следующие показатели: 

  • Сформированность лексики, грамматики, фонематики, звукопроизношения, связной речи.
  • Состояние письменной речи (списывание с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо).
  • Уровень освоения чтения (темп, правильность, способ чтения, осмысление текста, наличие типичных ошибок).
  • Состояние анализа и синтеза речи.
  • Уровень сформированности зрительного распознавания букв.

При необходимости дифференциации с неврологическими и психическими расстройствами назначается консультация смежных специалистов: невролога, психиатра. Также могут проводиться аппаратные методы диагностики: электроэнцефалография (ЭЭГ), магнитно-резонансная томография (МРТ). Признаки зрительных расстройств являются поводом для обращения к офтальмологу и прохождения соответствующих диагностических тестов.

Советы родителям

Прививать культуру чтения ребёнку получится, если родители сами читают. Ребёнок повторяет модель поведения за взрослыми.

Добавьте элемент игры

Превратите чтение в игру. Например, создайте домашний театр или придумайте квест по мотивам сказки. А ещё можно создать собственные виммельбухи — практически игры-бродилки.

Разрешите читать то, что нравится

Покажите, что мир литературы удивительно богатый: пускай ребёнок сам выберет, что ему нравится. Не навязывайте свои предпочтения.

Заведите домашнюю библиотеку

Оформите хотя бы одну полку с книжками для ребёнка. Пускай он расставит всё так, как ему нравится.

Ориентируйтесь на ведущую деятельность

В дошкольном возрасте — это игра, в младшем школьном — учёба, в подростковом — социальное взаимодействие. Именно поэтому малышам будут интересны игры с книгами, тем, кто постарше, — энциклопедии, а совсем взрослым детям — почитать про любовь.

Не ставьте условий

«Пока десять страниц не прочитаешь, из комнаты не выйдешь!» — это та самая фраза, которую не стоит использовать. Иначе книга станет врагом номер один.

Выбирайте красивые и интересные книги

Книга должна притягивать взгляд ребёнка, иначе проиграет мультику и компьютерным играм

До 12 лет превалирует наглядно-образное мышление, поэтому важно всё: обложка, бумага, иллюстрации

Читайте вместе

Если ребёнок маленький, читайте ему вслух. Если уже побольше, разделитесь по ролям.

Ходите на книжный шопинг

Пускай это станет семейной традицией. Например, раз в месяц выбираться в книжный. Позвольте ребёнку выбирать то, что ему нравится.

Введите день без гаджетов

Чтение развивает творчество и фантазию

Если вы человек творчества или просто любитель искусства, то книги отлично помогут вам укрепить креативное мышление. Объяснить это очень просто.

Книга – это единственный “инструмент”, декодирующий символы в образы. Как музыка рождает образы в нашей голове, так и книги с помощью слов автора рождают наши собственные, неповторимые изображения в голове.

Сколько бы Лев Толстой не описывал пшеничное поле, каждый читатель “увидит” его по-разному. Ни художник, ни фотограф, ни режиссёр не смогут конкурировать с тем множеством образов, которые создает писатель в голове у читателя.

Воображение рождается из памяти человека, поэтому если вы страдаете от недостатка воображения, то книга может стать вашим верным помощником.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий