Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Цель проведения патриотического воспитания дошкольников

Нужно сформировать у детей основу собственного достоинства, чтобы воспитанники почувствовали себя частью одной большой, великой, дружной семьи под названием Россия. Для этого нужно уважать прошлое, ценить настоящее, задумываться о будущем

Важно заложить понимание, что история страны начинается с каждого из нас. Нет незначительных поступков, каждое действие имеет смысл, накладывает отпечаток на развитие нашей культуры, духовности

Для начала стоит привить любовь к своему родному краю, семье, городу, двору. Рекомендуется спросить у воспитанников, какие традиции и обычаи есть в семье. Потом поинтересоваться об обычаях города или региона. Далее стоит спросить про общегосударственные традиции, обычаи и праздники. Если в процессе разговора возникнут дискуссии и споры, то воспитателю нужно обязательно пресечь распри, научить толерантному отношению к традициям других семей, национальностей.

Методы патриотического воспитания

Важно не только правильно определить цели воспитания. Из опыта работы — это только половина успеха

Нужно использовать актуальные, современные подходы для патриотического воспитания. Среди них:

  • Рассказ воспитателя — простой, доступный и действенный метод. Очень многое зависит от подготовки самого педагога, его харизмы и умения в доступной для воспитанников форме донести сложную для понимания информацию.
  • Наблюдение за переменами в своем населенном пункте, за деятельностью, трудом людей в детском саду, в городе в целом.
  • Показ различных слайдов, иллюстраций, мультфильмов.
  • Прослушивание аудиозаписей разного содержания и направленности. Например, пения птиц, звуков русского леса, русских народных сказок и т. д.
  • Знакомство с нашим народным творчеством: вышивки, росписи и т. д.
  • Знакомство с творчеством прославившихся художников, композиторов, поэтов. Хорошо, если будет возможность пригласить их на открытый урок для общения с воспитанниками.
  • Участие в посильном для воспитанников общественно-полезном труде. Дети должны понять, что их небольшой вклад в общественный порядок является заботой о родном крае.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС

Согласно принятым, действующим федеральным государственным образовательным стандартам, воспитание у дошкольников патриотизма проходит по следующим направлениям:

 Речевое развитие  — детям нужно больше рассказывать о литературных произведениях, доступных для понимания. Идеально подходят русские народные сказки. Они раскрывают национальную идентичность нашего народа, помогают понять его ментальность. Лучше, чтобы изучение сказок сопровождалось иллюстрациями, по возможности рекомендуется использовать мультимедийные средства
Воспитателям полезно давать консультации для родителей, чтобы они также уделяли внимание речевому развитию сына или дочери через сказки

Также продуктивным станет воспитание различными средствами изобразительного искусства.

 Познание  — рекомендуется на доступном языке рассказать о художественной и этнической русской культуре, показать национальные костюмы, научить гуманному отношению ко всем российским народам и национальностям
Важно уделить внимание религии, поинтересоваться о вероисповедании и отношению семьи к церкви. Нужно обязательно подчеркнуть, что недопустимо ссориться на почве разных религий, различного вероисповедания

Несоблюдение этого правила может привести к войнам, острым распрям на религиозной почве.

 Социально-коммуникативное развитие  — стоит рассказать, что от деятельности каждого из нас зависит общее благополучие страны. Для примера можно привести семью, где папа работает и отвечает за материальное благополучие. Мама ответственна за уют в доме. Если родители перестанут выполнять свои обязанности, то семья будет жить плохо. Аналогично и в стране в целом. От поведения каждого из нас зависит благополучие России как в ближайшее время, так и в дальнейшем.

 Физическое развитие  — важно рассказать о важности ведения здорового образа жизни. Воспитатель говорит о пагубности вредных привычек, на конкретных, понятных примерах дает понять, к чему приводит увлечение спиртным, сигаретами и наркотиками. Воспитанники должны еще с раннего возраста уяснить, что не стоит тратить свое время на вредные привычки, часть которых уже уверенно заняли место в национальной культуре страны.

Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников

Определение 1

Патриотическое воспитание – это деятельность по формированию патриотических качеств личности и выработке гражданской позиции.

Данная деятельность носит целенаправленный и специально организованный характер. Она ориентирована на воспитание полноценных граждан общества, усвоения ими гражданских ценностей и норм поведения.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования патриотических чувств и качеств ребенка. Он связан с искренностью детей и их желанием освоить основы устройства мира и познать его законы. Нравственные ориентиры деятельности начинают постепенно вырабатываться и приобретать осознанный характер. Это обуславливает следующие особенности воспитания патриотизма детей данной возрастной категории:

Фундаментом развития патриотических выступает любовь к матери и близким людям. Они связаны с привязанностями ребенка к родным людям, местам проживания, разным видам деятельности. Это создает почву для развитию любви к Родине, родному краю, уважения к близким, своему народу и его традициям;
Долговременный характер переживаний, испытываемых в детстве. Чувства и эмоции, испытываемые в дошкольном возрасте, надолго сохраняются в памяти ребенка и мотивируют его к деятельности. Поэтому, необходимо формировать привязанность к родным местам, уважение к родному краю, чтобы сохранить их в сознании на долгие годы;
Приобщение дошкольников к культуре, ее истории и ценностям способствует развитию патриотических чувств;
Связь патриотического воспитания с формирование духовных основ личности. Требуется воспитывать у детей уважение к труду, развивать их творческий потенциал, приобщать к национальным ценностям и традициям. Все эти компоненты неразрывно связаны и оказывают решающее воздействие на патриотическое становление старшего дошкольника;
Воспитание экологических качеств личности. Формирование уважительного отношения к природе, ее объектам и процессам, необходимость их защиты являются основой становления патриотических качеств личности;
Установление системы взаимодействия с семьями воспитанников. Патриотическое развитие должно происходить в связи с формированием семейных ценностей;
Демонстрация личного примера родителями и педагогами. Старший дошкольник наблюдает за поведением взрослых и перенимает его основы

Потому, важно, проявлять патриотические качества на глазах у ребенка, демонстрируя ему важность уважительного отношения к Родине, народу и его ценностям, проявление любви к родному краю и его обитателям и т.д.

Роль праздников в воспитании патриотизма

Широкие возможности для формирования интереса к истории России предоставляют праздники 23 февраля и 9 мая. Мероприятия, посвященные памятным датам, предполагают, что дети уже знают эти страницы истории России.

Поэтому при подготовке к торжествам педагог рассказывает малышам о Великой Отечественной войне, что такое армия, зачем она нужна. В саму программу Дня Защитника Отечества может входить сюжетно-ролевая игра.

Дети примеряют на себя роль солдат, героев, известных личностей, разыгрывают знаменитые события, что позволяет малышам лучше понять мотивы, чувства и эмоции людей.

Безграничное уважение к подвигам ветеранов, желание стать их достойными наследниками — эти чувства развиваются у малышей во время игры и подготовки к ней.
День Победы — праздник, во время которого каждый ощущает сильнейшую связь поколений, один из наиболее уважаемых праздников. В любой семье имеются свои традиции, связанные с 9 мая, свои истории о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. В День Победы ребенок находится в уникальной атмосфере единения всех граждан страны, вспоминающих своих героев. Малыш получает информацию о предках, принимавших участие в обороне Родины, ощущает сопричастность к истории своей семьи и страны.

В дошкольных образовательных учреждениях ребята учат песни, посвященные Победе, читают стихи о Второй Мировой войне. Проводятся встречи с ветеранами, дети слушают их рассказы, дарят цветы и подарки.

Своеобразие психики детей-дошкольников

Сознанию малышей характерна эмоциональная открытость, готовность к сопереживанию. Дети еще не имеют четких жизненных ориентиров, однако идет активный процесс их построения. Именно поэтому дошкольный возраст как никакой другой подходит для прививания ценности любви к Отечеству, имея целью воспитание основ гражданственности и патриотизма.

Любовь к своей стране — это чувство. Воспитатель работает с эмоционально-волевой сферой психики, оперирует впечатлениями, эмоциями. Патриотическое воспитание дошкольников предполагает целый спектр чувств в душах ребят.

Ощущение прекрасного, способность разглядеть и оценить красоту природы вокруг — тоже составляющая любви к Родине. На помощь воспитателям приходят прекрасные картины русских художников, запечатлевшие поистине волшебные пейзажи родного края

Кроме того, педагог обращает внимание детей на вид за окном или окружающую природу во время прогулки. Ребенок открыт новым впечатлениям, он обращает внимание на то, что раньше казалось ему повседневностью, открывает для себя красоту родного города

Если же детский сад находится в городе, где нет возможности продемонстрировать природу рядом, то уход за помещением группы или участком на улице, посадка цветов и деревьев, забота о них могут преподноситься педагогом как вклад малышей в украшение города. Дети чувствуют, что именно с таких малых дел начинается настоящая любовь к Родине.

Примеры проектов по патриотическому воспитанию в детском саду

Знакомство с известными земляками может быть один из этапов подготовки проекта о родном крае

Проект является наиболее удобной формой реализации задач патриотического воспитания дошкольников. Это связано с тем, что при подготовке работы малыш максимально полно погружается в тему, то есть возникает личностное переживание, которое и формирует нравственное отношение к вопросу. К тому же для подготовки работы необходимо подключать родителей, чтобы возникало чувство причастности ребёнка к общему делу. Конечно, формы и содержание проектов (даже в рамках одной темы) будут отличаться в зависимости от возраста малыша, а также целей работы и сроков их выполнения. Рассмотрим несколько примеров.

Младшая группа

Проект «Без корня и полынь не растёт» (автор Габдулхаева Татьяна Алексеевна, источник — http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/05/pedagogicheskiy-proekt-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov).

Цели: возрождать традиции семейного воспитания, развивать интерес к истории своего рода.

Вид: группой, исследовательский, творческий.

Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель физкультуры.

Срок выполнения — учебный год.

Приёмы реализации: ролевые игры («Дочки-матери»), лото «Моя квартира», «Родня», дидактические игры «Какие у меня мама и папа», выставка рисунков «Герб семьи», «Мамин портрет», фотовернисаж «Мой папа — солдат России» и т.д.

Результаты:

  • дети получили представления о понятиях «род», «семья», «родные»;
  • познакомились с имён и отчествами своих родственников;
  • расширили кругозор, пополнили словарный запас такими словами, как «кровный родственник», «прадед», «прадед», «сводный брат» и т.д.

Средняя группа

Проект «Люби и знай родной свой край» (автор — Нащёкина Елена Валерьевна, источник — http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/02/12/proekt-po-nravstvenno-patrioticheskomu-vospitaniyu).

Цели: воспитание чувства личного достоинства через уважение к прошлому, настоящему и будущему своей страны.

Вид: группой, исследовательский, творческий.

Участники: дети, родители, воспитатели.

Срок выполнения — учебный год.

Приёмы реализации: тематические прогулки (например, «Моя улица»), разработка маршрута «Я иду в детский сад», беседы (например, «Красная книга области»), фотовыставка «Мой дом — моя крепость», создание аппликаций «Гжельский цветок», игра-путешествие «Я живу в России» и т.д.

Результаты:

  • дети познакомились с символикой страны;
  • получили представление о традициях, обычаях и народных промыслах края;
  • познакомились с образцами пейзажной живописи и архитектуры.

Старшая группа

Проект «Моя малая Родина» (автор — Бекетова Ирина Александровна, источник — http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/05/03/proekt-moya-malaya-rodina).

Цели: развитие у детей патриотических чувств и социальной значимости, включение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Вид: группой, исследовательский, творческий.

Участники: дети, родители, воспитатели.

Срок выполнения — учебный год.

Приёмы реализации: конкурс рисунков «Моя любимая улица», беседы «Город раньше и теперь», «Улицы нашего города», «Транспорт»и др., чтение художественной литературы «Семь холмов над рекой» А.Лиханова; «Вятские жемчужины» Н. Дмитриева; «Мальчик из Уржума»; пословицы и поговорки, дидактические игры «Назови театр по афише», ролевые игры «Путешествие по городу», сбор коллекции «Музыка военных лет», выставка рисунков «Ордена и медали ВОВ», акция «Покормим птиц», составление сборника детских рисунков и высказываний «Я за мир на всей земле».

Результаты:

  • дети получили представление о прошлом своего города;
  • расширили литературный кругозор;
  • узнали о героическом прошлом страны;
  • продолжилась работа по охране природы края.

Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников

Дети знакомятся с музыкальным фольклором еще с раннего возраста. Народная музыка дает заряд бодрости, убирает чувство страха, обеспокоенности, тревоги. В ДОУ имеются аудиозаписи сказок, народного оркестра, песен. Обязанность воспитателя — дать понятие о народном хоре, оркестре народных инструментов, мелодичной народной музыке.

Народные песни очень образны, мелодичны, их можно использовать в качестве распевания. Воспитанники очень быстро усваивают музыкальные мотивы. Русская народная музыка идеально подходит для гимнастики, выполнения движений в процессе занятий. Разнообразие музыкального творчества убирает шаблонность в развитии малышей, дает их движениям и действиям определенную эмоциональную окраску.

Хорошо для дошкольного возраста подходит разучивание песен о маме. Как подметил писатель Ю. Яковлев, любовь к Родине и своему родному краю часто начинается с любви к матери. Сам человек, по словам писателя, начинается с его отношения к самому близкому для него человеку. Любя свою мать, ребенок очень легко может перенести эту любовь на свою Родину и Отечество.

Помните, что патриотические чувства не появляются сами по себе. Они являются результатом продолжительного, целенаправленного воспитания. Его рекомендуется начинать с раннего возраста. Именно дошкольное образовательное учреждение должно использовать современные подходы, различные формы и методы для формирования крепкой любви к Отечеству.

Семья как основа воспитания

Последовательность воспитательной работы заключается в том, что началом формирования нравственно-патриотических чувств является атмосфера в семье. Здоровые межличностные отношения внутри семьи — залог успешной воспитательной работы, особенно это характерно для патриотического воспитания. Ответственное и почтительное отношение детей к родителям — это первый шаг к осознанию личности себя как гражданина.

Патриотическое воспитание дошкольников берет начало из семьи. Именно поэтому рассказы старших, чтение детям книг о великих и героических событиях в истории России, фольклор в виде народных сказок, песен, пословиц и поговорок — особенный этап в формировании нравственно патриотических чувств у дошкольников. Ребенок понимает, что живет не просто в семье, а в обществе, у которого есть своя богатая история. Начинается процесс адаптации к социуму, и воспитание патриотизма — это его направление как часть общества. В дальнейшем элементы работы переносятся в стены детского сада, однако семья создает именно тот базис, на котором будет строиться дальнейшая система воспитания отношения к родной стране.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий