Особенный человек
Будучи
центральной фигурой
романа, именно Базаров несёт на себе основную идейно-смысловую нагрузку произведения. Это вполне справедливо, ведь личность он незаурядная, натура сильная и глубокая. Тургенев называет его «самоломанным», подчёркивая, что львиную долю своих выдающихся качеств герой сформировал и воспитал в себе сам. Афоризмы Базарова, коих в тексте произведения представлено множество, помогают писателю ярче раскрыть, а нам, читателям, понять парадоксальную, своеобразную личность Евгения Васильевича, проследить этапы его умственного и
духовного развития
, формирование мировоззрения.
Внутренний конфликт в романе. Испытание любовью
В романе есть два ключевых персонажа, которые якобы играют эпизодическую роль. На самом деле они отражают отношение Тургенева к нигилизму, они развенчивают это явление. Нигилизм Базарова начинает осмысливаться им самим немного по-другому, хотя прямо автор нам этого не говорит. Итак, в городе Евгений и Аркадий встречают Ситникова и Кукшину. Они передовые люди, которые интересуются всем новым. Ситников – приверженец нигилизма, он выражает свое восхищение Базаровым. Сам же при этом ведет себя как шут, он выкрикивает нигилистические лозунги, это все выглядит нелепо. Базаров относится к нему с явным презрением. Кукшина – эмансипированная женщина, просто-напросто неряшлива, глупа и груба. Это все, что можно сказать о героях. Если они являются представителями нигилизма, на который Базаров возлагает такие
большие надежды
, то каково же будущее страны? С этого момента в душе героя появляются сомнения, которые усиливаются, когда он встречает Одинцову. Сила и слабость нигилизма Базарова проявляют себя именно в главах, где говорится о любовных чувствах героя. Он всячески противится своей влюбленности, ведь это все глупый и никому не нужный романтизм. Но сердце ему говорит о другом. Одинцова видит,что Базаров умен и интересен, что в его идеях есть доля истины, но их категоричность выдает слабость и сомнительность его убеждений.
Вечное одиночество
Будучи смертельно больным, главный герой ищет встречи с любимой, он хочет увидеть ее в последний раз. Одинцова приезжает, но не бросается к Евгению. Она ведет себя сдержанно. Анна лишь принимает человеческое участие, не более того. Итак, главный герой умирает отвергнутым, однако к концу жизни он начинает понимать силу родительской любви, и здесь не обойтись без цитаты Базарова: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Увы, слишком поздно он осознает ценность человеческих отношений.
В романе «Отцы и дети» отношение Базарова к любви показано в динамике: сначала он презирает это чувство, смеется над романтическими порывами Аркадия Кирсанова. Для главного героя всякое проявление любви – это лишь голос инстинкта. Он ярый нигилист, сторонник материалистических убеждений. Встреча с Анной Одинцовой переворачивает сознание Евгения. Он признается в любви к ней и признает свое поражение. В конце романа Базаров умирает, осознавая собственное одиночество.
Знаменитый роман «Отцы и дети» Тургенев написал в 1862 году и затронул в нем глубокие философские, политические и нравственные проблемы людей того времени. Главным героем стал молодой демократ-разночинец Базаров Евгений. Чтобы глубже раскрыть тему «Отношение Базарова к любви», сначала разберемся с тем, что это был за человек. И заранее упомянем то, что именно любовь сломала этого сильного и волевого человека, сыграв с ним злую шутку. Но обо всем по порядку.
Молодой Базаров с первой встречи с другими героями романа представлен человеком из простого народа, который абсолютно этого не стесняется и даже наоборот гордится этим. Правил этикета дворянского аристократического общества, собственно, он никогда не придерживался и не собирался этого делать.
Базаров – человек дела, твердых убеждений и бескомпромиссных суждений, натура очень увлеченная наукой и медициной. Нигилистические взгляды делают его в чем-то интересным, а в чем-то отталкивающим и непонятным.
Чего только стоят его рассуждения об искусстве. Для него художник Рафаэль «гроша ломанного не стоит», красоты природы для него тоже не существует, так как создана она не для того, чтобы ею любоваться, а как мастерская для человека. Отношение Базарова к любви – свое личное и ненавистное. Потому как он считает, что ее и вовсе не существует. Любовь в его понимании – это только физиология и, если хотите, обычные «потребности организма».
До встречи с вдовой Анной Сергеевной Одинцовой он был человеком холодного рассудка, трезвого и глубокого ума, гордый и целеустремленный, уверенный во всем, где только можно, отстаивал идеи нигилизма, стараясь сломать привычные стереотипы, все старое и ненужное, и тут же добавлял, что вот строить – не их дело.
«Романтизм» и «гниль» еще недавно ставил в один ряд Базаров. Отношение к любви однако ему пришлось переосмысливать заново. Сначала Одинцова привлекла его чисто «физиологически» и говорил он о ней так: «Что за фигура, на остальных баб не похожа»; «У нее такие плечи, каких я не видывал».
Что касается темы «Базаров: отношение к любви», надо отметить, что Одинцова в беседе стала выбирать темы интересные для него, они стали говорить на одном языке, и это не могло не повлиять положительно на их взаимоотношения.
Любовь для этого героя стала слишком серьезным экзаменом на верность нигилистическим идеалам. Базаров никогда до этого не испытывал ничего подобного и вообще думал, что не склонен к романтике. Но на деле оказалось, что все люди одинаковы в отношении любви, ведь она не спрашивает, когда ей приходить. Нездоровым становится отношение Базарова к любви. Цитаты о любви в конечном итоге начинают разниться.
Одинцова была очень умной женщиной, и нельзя сказать, что она не увлеклась этим удивительным человеком. Анна Сергеевна много думала о нем и даже вызвала его на откровенность, однако, получив в ответ признание в любви, тут же отвергла его, потому что всего дороже ей был привычный уклад и комфорт, чем простое мимолетное увлечение. Однако тут уже не мог совладать с собой Базаров. Отношение к любви у него стало меняться, и в итоге добило его.
Неоцененная любовь приводит Базарова к тяжелым душевным переживаниям и совсем выбивает его из колеи. Он потерял цель и смысл жизни. Чтобы хоть как-то развеяться, он уезжает к родителям и помогает отцу в его медицинской практике. В итоге он заразился тифом и умер. Но сначала погибла от любви его душа, не сумевшая пережить любовные страдания. А уже потом и тело.
В конце произведения Тургенев подытоживает, что человек создан для того, чтобы любить, восхищаться и чувствовать. Отрицая все это, он просто обречен на смерть.
Афоризмы Базарова как отражение мировоззрения героя
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» – произведение спорное, интересное, не потерявшее актуальности и в наши дни. Отношения между поколениями, новаторство и преемственность, борьба старого с передовым, уважение к жизненному опыту, следование авторитетам и умение находить свой жизненный путь – эти и многие другие проблемы рассматриваются в произведении основательно и всесторонне. Как живые, встают перед нами «старички Кирсановы», символизирующие старшее поколение, и «молодёжь» – Аркадий и его приятель Евгений Базаров.
Особенный человек
Будучи центральной фигурой романа, именно Базаров несёт на себе основную идейно-смысловую нагрузку произведения. Это вполне справедливо, ведь личность он незаурядная, натура сильная и глубокая. Тургенев называет его «самоломанным», подчёркивая, что львиную долю своих выдающихся качеств герой сформировал и воспитал в себе сам. Афоризмы Базарова, коих в тексте произведения представлено множество, помогают писателю ярче раскрыть, а нам, читателям, понять парадоксальную, своеобразную личность Евгения Васильевича, проследить этапы его умственного и духовного развития, формирование мировоззрения.
Если попытаться сгруппировать все афоризмы Базарова по семантическим особенностям, то можно заметить такую закономерность. Герой высказывается о вещах, живо волнующих самого автора. И Тургенев, который далеко не всегда согласен со своим детищем, спорит с Базаровым, приводя «железные» аргументы. Касается это, в первую очередь, взглядов молодого разночинца на природу и искусство. Афоризмы Базарова этой тематики выдают в нём материалиста до кончиков ногтей, во всех сферах жизни стремящегося найти только практическую пользу. Безапелляционно он утверждает, что природа является не храмом божественной красоты и гармонии, а всего лишь мастерской, и человек в ней не просто получает эстетическое наслаждение и радость от общения с прекрасным, а должен работать. Также утилитарно относится персонаж к искусству. По его мнению, Рафаэль не стоит и медного грошика, а хороший химик куда полезнее всех поэтов и писателей, вместе взятых.
Естественно, что Тургенев, тонкий ценитель красоты окружающего мира, вдохновенно воспевший её в произведениях, не приемлет такие афоризмы Базарова, не может с ними согласиться. Используя приём контраста, он отвечает своему герою тем, что в следующей сцене описывает неповторимую прелесть летнего вечера, сладость напоённого ароматами цветущей природы воздуха, высокую прозрачность сумеречного неба в сверкающем блеске звёзд. Пейзажная зарисовка передаётся автором через Николая Петровича Кирсанова, во многом близкого Тургеневу по образу мыслей, складу характера и духовным ценностям. И стихи, которые вспомнились герою, соответствуют поэтической картине вечерней природы. Так Тургенев опровергает функционально-потребительское отношение ко всему прекрасному, проповедуемое Базаровым. Человек, лишённый эстетического начала, не может быть полноценной личностью, не может быть тем духовным существом, каким создал его Господь. В этом убеждён Тургенев. И потому ещё раз весьма твёрдо развенчивает он эти афоризмы Базарова. «Отцы и дети» – роман не только об общественно-политической обстановке в России 2-й половины 19-го века. Это и психологический роман о внутренних бурях и эволюции души. В сцене признания Базарова в любви к Одинцовой, чтобы ярче передать бурю чувств и эмоций в душе героя, писатель вновь рисует ночной пейзаж. И уже совсем по-другому воспринимает его Евгений, без всякого показного скептицизма. Ведь состояние природы оказалось на редкость сродни его собственному!
Философские воззрения
Но далеко не все афоризмы Евгения Базарова воспринимаются автором «в штыки», хотя и кажутся порой излишне категоричными. К примеру, стоицизмом, настоящей бойцовской волей исполнены его слова: «Кто злится на свою боль – тот непременно ее победит». И мы помним, как мужественно умирал Базаров, как стойко держался перед лицом физических и нравственных страданий. Недаром Писарев назвал последние минуты жизни героя подвигом. Ещё одно высказывание, выдающее и гордость, и самоуверенность, большое самомнение, но и высшую степень человеческого достоинства, независимости, встречаем мы в тексте романа: «А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». Действительно, заявить так могла только самодостаточная личность!
Язык Базарова – яркий и образный – не ограничивается перечисленными высказываниями, давно уже ставшими крылатыми. Чтобы лучше узнать и понять героя – читайте текст романа! «Отцы и дети» стоят вашего времени!
Отношение Тургенева к своему герою
Недаром вокруг романа “Отцы и дети” развернулась бурная полемика. Во-первых, тема была очень злободневной. Во-вторых, многие представители
литературной критики
были, как и Базаров, увлечены философией материализма. В-третьих, роман был смелым, талантливым и новым.
Существует мнение, что Тургенев осуждает своего героя. Что он клевещет на молодое поколение, видя в нем лишь только плохое. Но это мнение ошибочно. Если посмотреть на фигуру Базарова повнимательнее, то в нем можно рассмотреть сильную, целеустремленную и благородную натуру. Нигилизм Базарова – лишь внешнее проявление его ума. Тургенев, скорее, чувствует разочарование в том, что столь талантливая личность зациклилась на таком малооправданном и ограниченном учении. Базаров не может не вызывать восхищение. Он дерзок и смел, он умен. Но, кроме этого, он еще и добр. Неслучайно к нему тянутся все крестьянские детишки.
Что же касается авторской оценки, то наиболее полно она проявляется в финале романа. Могила Базарова, на которую приходят его родители, буквально утопает в цветах и зелени, над ней поют птицы. Противоестественна ситуация, когда родители хоронят детей. Противоестественными были и убеждения главного героя. А природа, вечная, красивая и мудрая, подтверждает, что Базаров был неправ, когда видел в ней лишь материал для достижения целей человека.
Таким образом, роман Тургенева “Отцы и дети” можно рассматривать как развенчание нигилизма. Отношение Базарова к нигилизму – это не просто философия жизни. Но это учение подвергается сомнению не только представителями старшего поколения, но и самой жизнью. Базаров, влюбленный и страдающий, погибает от случайности, наука не в силах ему помочь, а над его могилой все так же прекрасна и спокойна Природа-мать.
просмотров
Любовная линия в романе
Произведение Тургенева показывает нам силу чувств представителей двух поколений. Яркие представители старого поколения – братья Кирсановы. Николай Петрович, отец Аркадия, не представляет свою жизнь без любви. Но это чувство для Кирсанова – нечто спокойное, тихое, глубокое. Любовь для Николая Кирсанова – источник жизни. В молодые годы он беззаветно любил жену, мать Аркадия. После ее смерти Николай Петрович долго не может прийти в себя и находит счастье с простенькой Феничкой. Чувства к ней так же глубоки, сильны, но при этом безмятежны.
Аркадий по возрасту – представитель поколения «детей». Но, будучи сыном своего отца, он напитался любовью в родительском доме и, естественно, ждал, что в его жизни появится такое же чувство. Взгляды Базарова взволновали его ум, но все меняется, когда в его жизни появляется Катя. Аркадий влюбляется в нее, девушка отвечает взаимностью. Чувства, которые зарождаются между ними, сильны и спокойны.
Павел Петрович Кирсанов – представитель поколения «отцов». В молодости он был очень привлекателен и, бесспорно, нравился женщинам. Павла Кирсанова ждал успех и высокое положение в обществе, но все изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. Это была замужняя дама, легкомысленная и пустая. Она не отвечала на его чувства, гнала прочь. Кирсанов оставил службу и следовал за своей любовью всюду. Узнав о ее смерти, Павел Петрович был потрясен и вернулся в деревню, чтобы обрести душевный покой. Старший Кирсанов был таким же однолюбом, как и его брат Николай. Однако роковая встреча переменила всю его жизнь, и он не мог помыслить о том, чтобы жениться на другой женщине.
Отдельно следует сказать о том, какие душевные волнения испытывает Евгений Базаров. Отношение к любви главного героя неоднозначно, он всячески отрицал и высмеивал это чувство. Однако, встретив женщину, которая стала полностью поглощать его мысли, Базаров не в силах противиться любви, он признает ее существование.
Испытание любовью
Молодой человек довольно цинично воспринимал любовь и нежность. Он не понимал людей, поддавшихся чувствам, считал это даже неприличным, а подобное поведение невозможным для мужчины с самоуважением.
Все меняется, когда Евгений знакомится со вдовой Одинцовой. Вначале он отрицает и сопротивляется своей увлеченности. После встречи с Аркадием Кирсановым и Одинцовой в ее номере он почувствовал несвойственное ему смятение.
Анна пригласила друзей в свое имение. Аркадий не мог скрыть радости, ведь поездка могла быть отличным способом установить отношения и получить расположение хозяйки.
Судьба распорядилась по-своему — поездка в деревню Анны Одинцовой погубила влюбленность Кирсанова, но обнадежила Базарова. В мужской дружбе произошел раскол.
Поначалу Евгений пробовал скрывать собственные чувства. Он вёл себя до неприличия развязано и вольготно. Но вскоре в Базарове вспыхнула любовь: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней, он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».
Непривычный стыд и растерянность постепенно уступают, и Базаров принимает решение признаться в своих чувствах, но не встречает взаимности. Одинцова симпатизирует ему, но отвергает, не решаясь разрушить привычный распорядок жизни, что действует на молодого человека еще более удручающе. Евгений не может осознать причину отказа, но у него не хватает смелости спросить это у самой возлюбленной. Это сильно повлияло на молодого человека, он принял решение вернуться домой.
Евгений — противоречивый герой романа. Умный и эрудированный, он перечеркивает все свои достоинства из-за своего:
- цинизма,
- грубости,
- категоричности суждений,
- неспособности приходить к компромиссу с людьми.
Он возмущен одним фактом несогласия со своей точкой зрения. Готовность выслушать оппонента является тактическим ходом для того, чтобы доказать собственную позицию. Но когда герой знакомится с темой любви не по книгам и сочинениям, а в реальной жизни, новое чувство заставляет его раскрываться новым взглядам и реальности, к какой он не был готов. Базаров погибает, однако его смерть нельзя назвать проигрышем, поскольку чувство открыло для него неизвестную ранее сторону жизни.
Сопоставительная характеристика Кирсанова и Базарова
Сочинение на тему: Сопоставительная характеристика Кирсанова и Базарова
Сопоставительная характеристика Кирсанова и Базарова
Сопоставительная характеристика Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.Эпиграф к сочинению.Я попытался представить конфликт двух поколений.И. С. Тургенев.План сочинения.I. Вечная проблема поколений.II. Противоположность взглядов главных героев.2.1. Жизненное кредо двух героев.2.2. Внешний вид П. П. Кирсанова и Е. Базарова.2.3. Споры между главными героями:а) об общественном строе в России;б) о народе;в) об искусстве;2.4. Любовь в жизни героев.III. Преемственность двух поколений.Читая произведение Тургенева “Отцы и дети”, мы сталкиваемся со знакомой нам не понаслышке проблемой противоречия поколений. Старшие убеждают, что всё лучшее в прошлом, новизна вызывает у них зачастую негативное отношение. В силу жизненного опыта они не склонны к резким потрясениям, глобальным изменениям, предпочитая эволюцию как естественный ход общественного развития. Молодежь более темпераментна, инициативна и в погоне за яркими событиями смело отметает жизненный опыт предшественников, стремясь создать новое и светлое будущее, опираясь на собственное видение окружающего мира. Такими показывает нам И. С. Тургенев главных героев романа П.П. Кирсанова и Е. Базарова. Сопоставляя их, мы видим совершенно разных людей.Евгений не принимает образ Петровича и называет его “несчастным”, который “скорее сожаления достоин, чем насмешки”. Кирсанов вошел в жизнь по проторенной дороге, а Базаров считает: “Всякий человек сам себя воспитывать должен…”.Очевидно их резкое отличие и во внешнем облике: одежде, прическах, манере поведения. Ухоженный и благоухающий представитель старшего поколения несовместим с равнодушным к своей внешности, грубоватым и бесцеремонным нигилистом.Базаров и Кирсанов – люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей сдержанности отсутствие конфликтов между ними невозможно.Разногласия главных героев наблюдаются в спорах, где раскрывается их отношения к общественному строю, к народу, о роли искусства.Узнав от племянника, что они с Базаровым нигилисты, не уважающие ничьи интересы, авторитеты и все отрицающие, Павел Петрович с негодованием воскликнул: Нам дорога – цивилизация. Нам дороги её плоды…”. В этих словах и заключен главный предмет спора между “отцами” и “детьми”. Но, в отличие от “сидящих сложа руки” аристократов, нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. В итоге,Павел Петрович был вынужден признать, что в обществе не все в порядке. Но Базаров считает, что мелкое обличительство ничего не дает, если прогнили его основы. “Исправьте общество” – только в этом он видит пользу.В споре о русском народе представитель “отцов” умиляется отсталостью, патриархальностью, Базаров же понимает, что “грубейшее суеверие душит страну”, и не желает мириться с этими недостатками. По-моему, разговор о народе вообще был лишним, ведь от того, что поконфликтуют два человека, миллионы обычных людей не изменят своего образа жизни.В конфликтах сталкиваются также эстетические позиции двух героев. Евгений полагает, что читать Пушкина “никуда не годится, пора бросать эту ерунду”, а Рафаэль “гроша ломаного не стоит”, что “порядочный химик в двенадцать раз полезнее всякого поэта”. Однако Кирсанов считает, что без искусства – нет жизни, что каждый человек должен знать хотя бы основы живописи, поэзии и невозможно сделать шаг вперед не имея представления о прекрасном.Тем не менее, в душе Базарова все-таки присутствует многое из того, что он отрицает, например, его способность любить. Чувства к Анне Сергеевне Одинцовой раскрыли ему бездонность собственной души. Сердце его бурлит от неиспользованных чувств и это в полной мере раскрывается на пороге его смерти. В истории же Петровича любовь, ради которой он бросил все, зачеркнул свою карьеру, все-таки вытеснила из жизни всю силу человека и привела к духовной его гибели.Таким образом, Тургенев в романе “Отцы и дети” показал идейную борьбу двух поколений, сражение отживающих свой век старых и только зарождающихся новых идей и убеждений. Ни в коем случае нельзя отбрасывать наследие предков. Крепкая нить должна связывать одно поколение с другим, только тогда возможна преемственность лучших традиций, реальное движение вперед.
Сочинения на все темы школьной программы
Что такое нигилизм?
Нигилизм – это идейно-философское течение, согласно которому, нет и не может быть авторитетов, ни один из постулатов не должен приниматься на веру. (как отмечает он сам) – это беспощадное отрицание всего. Философской основой для формирования нигилистического учения послужил немецкий материализм. Неслучайно Аркадий и Базаров предлагают Николаю Петровичу вместо Пушкина читать Бюхнера, в частности его труд “Материя и сила”. Позиция Базарова сформировалась не только под влиянием книг, преподавателей, но и из живого наблюдения за жизнью. Цитаты Базарова о нигилизме подтверждают это. В споре с Павлом Петровичем он говорит, что с радостью бы согласился, если Павел Петрович представит ему “хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания”.
Взгляды на природу и искусство
Если попытаться сгруппировать все афоризмы Базарова по семантическим особенностям, то можно заметить такую закономерность. Герой высказывается о вещах, живо волнующих самого автора. И Тургенев, который далеко не всегда согласен со своим детищем, спорит с Базаровым, приводя «железные» аргументы. Касается это, в первую очередь, взглядов молодого разночинца на природу и искусство. Афоризмы Базарова этой тематики выдают в нём материалиста до кончиков ногтей, во всех сферах жизни стремящегося найти только практическую пользу. Безапелляционно он утверждает, что природа является не храмом божественной красоты и гармонии, а всего лишь мастерской, и человек в ней не просто получает эстетическое наслаждение и радость от общения с прекрасным, а должен работать. Также утилитарно относится персонаж к искусству. По его мнению, Рафаэль не стоит и медного грошика, а хороший химик куда полезнее всех поэтов и писателей, вместе взятых.