Что означает «отец-одиночка»?
В ТК РФ перечислены следующие категории работников с детьми, которым предоставляются трудовые гарантии:
женщины, имеющие ребенка в возрасте до 3 лет;
одинокие матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка в возрасте до 14 лет;
лица, воспитывающие указанных детей без матери;
родители (иные законные представители ребенка), являющиеся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до 3 лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях;
опекуны, попечители.
То есть одинокая мать среди льготных категорий в Трудовом кодексе упоминается. А вот одинокий отец нет. Но отца-одиночку можно отнести к категории лиц, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка в возрасте до 14 лет без матери.
Причины, по которым мать воспитывает ребенка одна и которые позволяют присвоить ей статус матери-одиночки, не указываются в кодексе. Раньше одинокой мамой считали женщину, имеющую ребенка, в свидетельстве о рождении которого в графе «Отец» был прочерк либо запись, произведенная в установленном порядке по указанию матери. Этот факт подтверждался соответствующей справкой. И это был практически единственный признак матери-одиночки.
Но понятие одинокой матери намного шире. Оно разъясняется в абз. 2 п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» (далее – Постановление № 1). Так, одинокой матерью считается женщина, которая воспитывает своих детей (родных или усыновленных) и занимается их развитием самостоятельно без отца, в частности, если он:
умер, признан безвестно отсутствующим;
лишен родительских прав, ограничен в родительских правах;
признан недееспособным (ограниченно дееспособным) либо по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка;
отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказался взять своего ребенка из образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или аналогичной организации.
Упомянуты и «иные случаи». К ним можно отнести случай, если родители находятся в разводе, воспитанием ребенка занимается один родитель, а второй не только не занимается воспитанием, но и не выплачивает на ребенка алименты. Такой вывод делают суды (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 20.11.2019 по делу № 33-52672/2019).
Исходя из положений Трудового кодекса и Постановления № 1 одинокий отец – это лицо, воспитывающее несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет без матери по причинам, перечисленным в абз. 2 п. 28 Постановления № 1. К таким лицам можно причислить и опекуна (попечителя) несовершеннолетнего, и других лиц с учетом конкретных обстоятельств, свидетельствующих о воспитании этими лицами ребенка,
Работник может быть отнесен к лицам, воспитывающим детей без матери, и в иных ситуациях. Значение здесь имеет, в частности, вид актуальных льгот и компенсаций (трудовых, налоговых, социальных) и регион, в котором проживает отец-одиночка. Так, в целях предоставления трудовых гарантий статус отца или матери-одиночки определяется в соответствии с нормами Трудового кодекса и Постановления № 1. Для оказания же социальной поддержки и предоставления налоговых льгот статус отца и матери-одиночки устанавливается региональными нормативными актами, и он несколько другой.
Социальные гарантии отцу-одиночке
Отец-одиночка как одинокий родитель прежде всего имеет право на пособия, выплачиваемые всем без исключения родителям:
в связи с рождением ребенка (ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»);
по уходу за ребенком (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
Кроме этого, он получает:
алименты с супруги, если они развелись (ст. 80 СК РФ);
пенсию по потере кормильца, если жена умерла. Пенсия положена для ребенка в возрасте до 18 лет, а также до 23 лет в случае очного обучения (ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Отцы-одиночки могут получать и дополнительные социальные пособия, субсидии или выплаты (в том числе и как малоимущие граждане в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»). Порядок и размеры таких выплат устанавливаются законами и другими нормативными актами субъектов РФ.
Например, в соответствии с законами г. Москвы от 03.11.2004 № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка», от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», постановлениями Правительства г. Москвы от 28.12.2004 № 911-ПП, от 24.01.2006 № 37-ПП одиноким матерям и отцам предоставляются следующие выплаты:
1. Ежемесячные пособия на ребенка до 3, от 3 до 7 и от 8 до 18. Предоставляется одиноким матерям (отцам), по уровню имущественной обеспеченности приравненным к малообеспеченным семьям, имеющим доход ниже величины московского прожиточного минимума в расчете на душу населения.
2. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания. Назначается одиноким матерям (отцам) на детей в возрасте до 3 лет.
3. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни. Назначается одиноким матерям (отцам) на каждого ребенка до 16 лет (обучающегося в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, – до 18 лет).
4. Ежемесячная компенсационная выплата по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до 23 лет. Устанавливается одиноким матерям (отцам), как работающим, так и не работающим.
5. Ежемесячная компенсационная выплата на ребенка до 18 лет. Устанавливается на каждого ребенка до 18 лет, если одинокая мать (отец) не работает и является инвалидом I или II группы.
Региональным законодательством могут быть установлены и другие льготы:
компенсация расходов на оплату детского сада;
льготы на оплату коммунальных услуг;
оплата питания детей в школах;
оплата приобретения учебников и канцтоваров к школе.
Конкретный перечень льгот отцам-одиночкам следует уточнять в органах соцзащиты.
Что дает положение
Граждане, которые воспитывают детей без участия второго родителя, вправе претендовать на помощь материального характера, трудовые, налоговые, жилищные льготы. Объем их может разниться в зависимости от региона проживания семьи, поскольку часть преференций установлена на федеральном уровне, а часть на основании регионального законодательства.
Налоговые льготы
Одинокий отец вправе рассчитывать на увеличенные размеры налоговых вычетов по НДФЛ. Чтобы их использовать, налогоплательщику нужно быть официально трудоустроенным либо подать декларацию по форме 3-НДФЛ, если получение дохода не связано с осуществлением трудовой деятельности по месту основной работы.
Суммы налоговых вычетов составляют:
- на первого и второго ребенка – по 2800 рублей;
- на третьего и последующих детей – по 7000 рублей;
- на ребенка-инвалида – 24 тысячи рублей.
Как правило, налоговые вычеты предоставляются до момента совершеннолетия детей.
Трудовые
Одинокий папа с ребенком имеет определенные преференции в части отношений с работодателем. Трудовой кодекс РФ определяет для них целый ряд послаблений. Среди них следует выделить:
- невозможность без согласия работника привлечения его к сверхурочным работам, командировкам;
- невозможность увольнения по сокращению штатов (до достижения ребенком возраста 14 лет);
- возможность получения отпуска по уходу за ребенком до полутора и трех лет;
- предоставление права на неполную рабочую неделю или сокращенный трудовой день (до достижения ребенком возраста 14 лет).
Если отец воспитывает ребенка-инвалида, то ему положены дополнительные дни отдыха от осуществления трудовой функции.
Внимание! Если работник трудится в крупной коммерческой организации или в бюджетном учреждении, то следует обратить внимание на положения коллективного договора, в котором могут быть оговорены и иные преференции для сотрудников, воспитывающих детей без второго родителя.
Кроме этого, одинокий отец вправе пользоваться служебным помещением, предоставленным ему работодателем, даже после увольнения из организации. Основанием для освобождения жилплощади служит предоставление ему другого жилья в соответствии с установленными нормами.
Налоговые льготы для одиноких отцов
В качестве налоговой льготы отцам-одиночкам (согласно обозначению «единственный родитель» в НК РФ) предоставляется стандартный налоговый вычет на детей в двойном размере.
Размер удвоенных налоговых вычетов составляет:
по 2 800 руб. на каждого из первых двух детей;
по 6 000 руб. на третьего и каждого последующего ребенка, находящегося на содержании мужчины;
24 000 руб. на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Налоговый вычет предоставляется на основании заявления отца-одиночки и документов, подтверждающих его статус.
Отметим, что понятие «единственный родитель» в части налоговой льготы означает отсутствие второго родителя у ребенка, в частности, по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, объявления умершим.
Одинокий папа не считается одиноким родителем, если не состоит в браке, разведен, а второй родитель не платит алименты или лишен родительских прав (письма Минфина РФ от 12.03.2020 № 03-04-05/18934, от 30.10.2018 № 03-04-05/78050).
Если отец-одиночка вступит в брак, предоставление указанного налогового вычета прекращается со следующего месяца.
* * *
Подводя итог, можно сделать вывод, что правовой статус, который имеет одинокий отец, идентичен статусу одинокой матери, поскольку в соответствии с Семейным кодексом обязанности по воспитанию ребенка лежат на обоих родителях, они обладают равными правами и обязанностями.
В части предоставления гарантий и льгот одиноким отцам трудовые гарантии, налоговые льготы и некоторые социальные выплаты установлены на федеральном уровне. При этом в каждом субъекте отцам-одиночкам предоставляются дополнительные выплаты и компенсации. О них работнику придется узнавать самостоятельно. За их назначением следует обратиться с пакетом документов в органы соцзащиты, непосредственно в уполномоченный орган исполнительной власти, МФЦ или через Единый портал госуслуг.
Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей
Целью социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании ребенка является помощь ребенку в процессе социализации и создание условий для его самореализации в обществе.
Для достижения этой цели специалистам по социальной и педагогической работе с неполными семьями необходимо:
- Проводить мероприятия по изучению личности ребенка и окружающих его людей, анализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;
- Предвидеть развитие проблемы и ее решение в развитии и образовании ребенка
- Организовать взаимодействие между всеми членами неполной семьи на основе диалога
- исправлять ошибки в воспитании, которые оказывают негативное влияние на развитие личности ребенка
- помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя
- информировать о возможных правовых мерах по защите неполных семей
- для оказания помощи в области эмоционального и психического здоровья;
- формировать моральную и правовую устойчивость неполной семьи.
Таким образом, специалист, работающий с неполными семьями, информирует о важности и возможностях взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию ребенка; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) пути создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в неполной семье; защищает права ребенка в тех случаях, когда мы имеем дело с полной деградацией личности матери (отца) и вытекающими отсюда проблемами неустроенности быта, недостатка внимания, человеческого отношения к ребенку. Объектом влияния в неполных семьях может быть ребенок, взрослые члены семьи и неполная семья в целом как коллектив
Деятельность специалиста, осуществляющего социально-педагогическую работу с неполной семьей, как и со всей семьей, включает три основных компонента социально-педагогической помощи: педагогический, психологический, посреднический. Давайте рассмотрим каждый компонент по очереди
Объектом влияния в неполных семьях может быть ребенок, взрослые члены семьи и неполная семья в целом как коллектив. Деятельность специалиста, осуществляющего социально-педагогическую работу с неполной семьей, как и со всей семьей, включает три основных компонента социально-педагогической помощи: педагогический, психологический, посреднический. Давайте рассмотрим каждый компонент по очереди.
Воспитательный компонент включает в себя два направления деятельности социального педагога: Помощь в воспитании и образовании. Помощь в воспитании направлена на профилактику семейных проблем и формирование воспитательной культуры родителей. Помощь в воспитании социальный педагог оказывает в основном с родителями — через консультирование, а также с ребенком, создавая специальные воспитательные ситуации для решения проблемы своевременной помощи семье для ее укрепления.
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи также включает два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье, обычно во время краткосрочного кризиса. Коррекция межличностных отношений в основном происходит при наличии психологического насилия в семье, которое приводит к нарушению нервно-психического и физического состояния ребенка. Этот вид насилия включает в себя запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Технология разноуровневого обучения
- Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации
- Классификация принципов обучения
- Логика процесса обучения
- Кризис 3-х лет: значимость для ребенка, особенности и пути успешного преодоления
- Визуальные средства обучения
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с зпр
- Личность учителя и её направленность
- Приоритетные ценности профессионально-педагогической деятельности в xxi веке
- Особенности воспитания в многодетной семье
Это только один пример из жизни
Прожив 15 лет, они расстались. Причина? Лучше указать на точку кипения. Она выгнала мужа, который вытащил ее со дна, не зная другого маршрута «дом-работа-дом». А поменяла его на … подружку. Дети плачут и сейчас, спустя почти год после распада семейства. Папа, когда ты с нами снова станешь жить…
Мать не справляется ни с воспитанием, ни со своей «половинкой», которая посмела уже руки распускать на чужих деток. Отец разрывается между работой, которая позволяет ему платить достойные алименты, и между своими проблемами, которыми постепенно оброс. Ведь надо снимать жилье, ухаживать за собой, ну и т.д.
Типичные ошибки
Ошибка: Отец ребенка, не состоящий на учете как человек, нуждающийся в улучшении жилищных условий, претендует на внеочередное предоставление ему квартиры.
Комментарий: Подобная льгота установлена исключительно в отношении одиноких отцов, вставших на учет для улучшения жилищных условий до марта 2005 года.
Ошибка: Работодатель уволил сотрудника, являющегося одиноким отцом, и выселяет его из служебной квартиры вместе с ребенком.
Комментарий: Пока отец-одиночка не подберет соответствующее санитарным и техническим нормам жилье, наниматель не имеет права выселять его с ребенком.
Роль и участие отца и матери в воспитании ребенка после развода
Развод родителей. Самая распространенная причина появления неполных семей – развод. В такой ситуации ребенок получает колоссальную психологическую травму, как бы родители ни старались смягчить ее. Но большинство мам и пап даже не пытаются этого сделать, забывая про роль отца и матери в воспитании ребенка – они погружаются в череду ссор и обид, забывая о собственном ребенке как раз в тот момент, когда он наиболее нуждается в их поддержке и любви. После развода мама сразу пытается стать для своего чада и матерью, и отцом, но это невозможно. В полной семье роли распределены таким образом, что только при взаимодействии обоих родителей можно найти золотую середину, благодаря которой воспитание и получается «правильным». Что же делает мама после развода? Она хочет заменить своему ребенку отца. Что она предпринимает для этого? Она ведет себя как папа, т. е. становится строгой, жесткой и требовательной. К чему может привести такое поведение матери? К тому, что ребенок, недавно лишившийся папы, останется и без мамы. Любовь, теплота и ласка – это те потребности человека, которые не зависят от возраста, они являются не только залогом уверенности в себе и доверия к обществу, но, что самое главное, источником хорошего эмоционального и физического состояния. Участие матери в воспитании ребенка в этом случае играет важнейшую роль.
В большинстве случаев после развода дети остаются с мамой, и женщине приходится исполнять не только свои обязанности матери, но и взять на себя роль отца, если, конечно он сам не принимает участия в воспитании детей. Но она не должна бросаться «в омут с головой», а прежде всего, помнить, что ее ребенок нуждается в заботливой, доброй и любящей маме, а не в строгом и требовательном наставнике.
Вот некоторые самые распространенные ошибки в воспитании детей после развода.
Навязывание ребенку мысли о том, что папа плохой, что он его не любит
Мамам важно помнить, что у детей такая постановка вопроса может сформировать чувство неполноценности, которое негативным образом скажется на уже выросшем сыне или дочери.
Запрещение общаться отцу с ребенком. Понятно, что общение папы с сыном или дочерью необходимо, но как реагировать маме, когда ребенок приходит после таких встреч весь в слезах от того, что папа уходит, а если он еще уходит в другую семью? Естественно, мама запрещает подобные встречи, потом оба родителя, чтобы не расстраивать ребенка, начинают заваливать его подарками
Со временем он учится извлекать выгоду из такой ситуации, манипулировать родителями, постепенно в нем формируются зачатки эгоиста, которые в дальнейшем будет сложно искоренить.
Появление нового папы. Естественно, к появлению в семье нового мужчины должна быть готова не только женщина, но и ребенок. Нельзя насильно навязывать ему другого человека, особенно в том случае, если родной папа участвует в его жизни. Конечно, в семье, где появляется другой мужчина, не избежать трудностей психологического характера, например, как реагировать маме на повышение голоса отчимом или его крик на ребенка, а может даже и на телесное наказание? Поэтому, создавая новую семью, женщина должна убедиться в том, что новый папа и новый сын или дочь найдут между собой общий язык, ведь эмоциональной травмой для ребенка может стать не столько наказание отчимом, сколько новый развод мамы.
Как сказать об этом
Рассказать ребенку о травмирующей ситуации необходимо сразу же честно и откровенно. Если случилась трагедия и мама малыша ушла из жизни, необходимо объяснить ситуацию в зависимости от возраста сына или дочери
Пережитое вместе горе сближает, в такой ситуации нужно акцентировать внимание на неизбежности окончания жизненного пути и памяти об ушедшем человеке. Маленькому ребенку можно сказать, что его мама покинула этот мир и находится в другом месте, откуда может наблюдать за ним и помогать, но увидеть ее и поговорить с ней нельзя
Подростку не будут нужны подробные объяснения о сущности жизни и смерти, он должен знать, что должен жить так, чтобы ушедшие родные могли гордиться ним.
Если у матери ребенка появились новые отношения и она оставила прежнюю семью, не следует настраивать малыша против родительницы. Обида будет поддерживать сложную психологическую проблему, формировать негативное отношение к взаимоотношениям мужчины и женщины. В такой ситуации не нужно запрещать общение. Ребенку необходимо объяснить, что если мама переехала жить в другое место, это не значит, что она разлюбила малыша.
Как сделать травму не-травмой
Несмотря на то что исследования подтверждают важность наличия отеческой фигуры в жизни малыша, сегодня в мире растет запрос от лесбийских пар и одиноких женщин на деторождение с помощью донорской спермы. В 11 европейских странах это право закреплено законодательно
Недавно их число пополнила Франция.
По мнению кандидата философских наук, доцента кафедры общей социологии и социальной философии философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС Ирины Дуденковой, такая тенденция могла сложиться под влиянием сразу нескольких факторов. Во-первых, сейчас сложно определить период наступления зрелости, понятие профессии размывается, набирает популярность идея непрерывного образования — всё больше людей откладывают рождение детей на потом. При этом мысль о «тикающих часиках» давит на женщин с той же силой, поэтому они решаются завести ребенка «для себя» в 27–28 лет (средний возраст рожающих впервые россиянок), когда достигают экономической стабильности (речь о жительницах крупных городов).
Алексей Боченков рекомендует женщинам, которые решают растить детей самостоятельно, при необходимости попробовать компенсировать мужскую фигуру. Это может быть дедушка, дядя, друг семьи или тренер. Кроме того, информацию о том, как проявляют себя мужчины, ребенок в такой семье может черпать из фильмов и книг.
А эмбодимент-практик Александра Гриева говорит, что в такой ситуации важен честный рассказ матери о том, почему в их семье нет папы. Иначе человек, которого обманывали или которому что-то недоговаривали, может потратить больше лет в терапии, чтобы добраться до правды. «А правда и согласие с ней — это то, что в итоге делает травму не-травмой. Если мы можем выдерживать реальность и не улетать при этом, не рассыпаться на тысячу осколков, значит, мы здоровы и целостны. А это уже достаточный фундамент для всего хорошего в жизни».
Условия восприятия ребёнка в неполной семье
Неполные семьи создают особые условия для взросления детей. Дезинтеграция семьи негативно влияет на отношения между родителями и детьми, нарушает стабильность эмоциональной атмосферы. Поскольку родители сами находятся в эмоциональном расстройстве, у них обычно не хватает сил помочь своим детям справиться с возникшими проблемами именно в тот момент, когда они особенно нуждаются в их любви и поддержке.
Даже если мать пытается компенсировать отсутствие отца и делает все, чтобы объединить обоих родителей, в принципе невозможно реализовать обе родительские позиции — матери и отца. Понимая, что ее сыну нужен отец, мать-одиночка сознательно или бессознательно стремится компенсировать его отсутствие для ребенка и принимает на себя мужские функции (жесткость, требовательность, жесткие родительские стратегии). В результате мальчик лишается не только отца, но и, в некотором смысле, материнской любви, терпимости и тепла. Известно, что именно эти особенности материнского отношения в раннем возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего позитивного само восприятия.
Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье — это такое же нормальное, обычное воспитание, только проходит оно в более сложных условиях. Он утверждает, что необходимо, прежде всего, учитывать особенности личности человека, который остается наедине с ребенком. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет гораздо большую роль в формировании личности ребенка, чем тот факт, что семья неполная. Ребенок должен чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого, будь то обещание, угроза или откровенный разговор. Авторитет и уважение не могут быть внушены упреками или призывами к сочувствию. Авторитет должен расти постепенно в результате культурного общения с людьми, серьезного, разумного, понятного ребенку подхода к решению проблем, вопросов и самое главное — правдивости и искренности учителя .
Кроме того, нельзя забывать, что сам ребенок через свой темперамент влияет на формирование собственной личности. Ребенок не является пассивным участником образовательного процесса. А жизнь в неполной семье — это такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по всем критериям полноты.
Даже если мать пытается компенсировать отсутствие отца и делает все возможное, чтобы объединить обоих родителей, она в принципе не может реализовать обе родительские позиции — матери и отца. Понимая, что ее сыну нужен отец, мать-одиночка сознательно или бессознательно стремится компенсировать его отсутствие для ребенка и принимает на себя мужские функции (жесткость, требовательность, жесткие родительские стратегии). В результате мальчик лишается не только отца, но и, в некотором смысле, материнской любви, терпимости и тепла. Известно, что именно эти особенности материнского отношения в раннем возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего позитивного само восприятия .
Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье — это такое же нормальное, обычное воспитание, только проходит оно в более сложных условиях. Он утверждает, что необходимо, прежде всего, учитывать особенности личности человека, который остается наедине с ребенком. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет гораздо большую роль в формировании личности ребенка, чем тот факт, что семья неполная. Ребенок должен чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого, будь то обещание, угроза или откровенный разговор. Авторитет и уважение не могут быть внушены упреками или призывами к сочувствию. Авторитет должен расти постепенно в результате культурного общения с людьми, серьезного, разумного, понятного ребенку подхода к решению проблем, вопросов и самое главное — правдивости и искренности учителя.
Кроме этого, нельзя забывать и о том, что ребенок сам особенностями своего темперамента влияет на формирования собственной личности. Ребенок вовсе не пассивный участник воспитательного процесса. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной.
Неполные семьи — сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными.
Мальчик в неполной семье
Мудрая мама (родившая сына «для себя», вдова, разведенная) закладывает базовые качества: мужественность, смелость, уважение к женщине, великодушие. Растит защитника Родины и семьи. Важная задача, ведь мир активно стирает границы мужественности, половые различия. А социальная роль мужчины – быть главой семьи, добытчиком, охранником своих домочадцев.
В неполной семье мальчик растет в атмосфере психологического неблагополучия. Без мужской руки меняется личность будущего защитника. Мало знать свою половую принадлежность и уметь продолжить род. Требования к мужчине неизменные – ответственность за себя и близких.
Если вечно занятая мама не готовит парня к такой роли, у него нет мужского примера, кроме крутых интернетовских супергероев, то парень вырастает инфантильным, не способным принимать решения, не готовым к отцовству.
Мужественность – не значит агрессия, экстрим, криминал, беспорядочный секс. Поэтому, воспитание ребенка, мальчика, в неполной семье, проходит успешно, когда родительницы следуют советам психологов:
Рекомендации психологов дают результаты, но незначительные. В этом проблемы воспитания детей, особенно мальчиков, в неполной семье. Сын воспринимает любой факт через мамину призму.
В доме нужен мужчина, иначе парень не вырастет полноценным психоэмоционально. Главным человеком для него останется женщина, которая будет принимать решения.