Основной конфликт романа отцы и дети кратко

О романе

Роман Тургенева «Отцы и дети» появился на свет в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда молодые люди переосмысливали старые ценности и, наконец, когда герою-дворянину на смену приходит герой-мыслитель, герой-разночинец.

В самом романе мы отмечаем два конфликта: внешний и внутренний. Внешний – это конфликт «отцов» и «детей», противостояние разных поколений, а также конфликт между героем-дворянином и разночинцем-демократом. Проявляется он в отношениях Павла Петровича Кирсанова и Базарова, Николая Петровича Кирсанова и Аркадия. Внутренний же конфликт представляет собой противостояние идей, борьбу двух мировоззрений. Два конфликта и определили важнейшие линии романа.

Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров называет себя нигилистом. Суть его теории в отрицании большей части научного и культурного наследия, в утверждении материальных ценностей и «натурфилософского» взгляда на природу. Всё в главном герое провокационно, и при том он имеет явное влияние на окружающих, он прирождённый лидер. Однако на протяжении всего романа Тургенев сталкивает Базарова с трудностями: словесными баталиями между Павлом Петровичем Кирсановым, историей любви Николая Петровича и Фенечки, чувствами Аркадия к Кате, влюбленностью самого Базарова в Анну Одинцову. Благодаря всему этому автор показывает, насколько теории и убеждения Базарова узки и надуманны. Базаров не признавал религию, отрицал старые устои, опирался только на науку, считая необходимым разрушить всё старое, чтобы потом только на «голом фундаменте» стоить что-то новое. Но весь роман, каждая деталь его, каждая сцена убеждают нас в порочности нигилистической теории.

Внутренний конфликт романа построен на противопоставлении Базарова и Николая Петровича. Между ними нет открытых споров, да в открытом споре Николай Петрович никогда и не выиграл бы у Базарова. По замыслу Тургенева, Николай Петрович – носитель высоких нравственных ценностей, тех, которыми жизнь движется: любовь к людям и искусству, восхищение окружающим миром. Именно всё это противостоит нигилизму Базарова. Именно это и побеждает в конце романа.

Чтобы усилить акцент на изначальной ограниченности и противоречивости базаровских идей, Тургенев вводит в роман еще двух персонажей – Ситникова и Кукшину. Только такие пародии на людей взрастают на мёртвой почве нигилизма. Два этих персонажа считают себя последователями идей Базарова, но между ними и Базаровым оказывается мало общего. Взять хотя бы их образы жизни. Если Базаров, следуя своей философии, много учится и работает, то Ситников и Кукшина тратят свою жизнь впустую. И в итоге их интерес к теории Базарова проходит, как проходит любая мода. После кончины Базарова Ситников устраивается в жизни благодаря родственникам, а Кукшина меняет место жительства и свои интересы.

«Прозрение» Базарова начинается с того момента, как он влюбляется в Анну Сергеевну. До того, как познакомиться Одинцовой, Евгений относился к любви скептически, рассматривал её лишь с физиологической точки зрения. Герою нравилась женская красота, но любовь он считал болезнью. Однако встреча с Одинцовой меняет его взгляды на это чувство. Всё в героине влечёт к ней Базарова: её красота, обаяние, ум, умение держать себя с тактом и благородством. Но чувство, которое возникло по отношению к Анне Сергеевне, тяготит и раздражает героя, потому что его нигилистические убеждения вступают в борьбу с его человеческими, естественными чувствами. Базаров любит горячо и страстно, но в то же время сам себя не понимает и даже ненавидит. Примиряется он со своей любовью только перед смертью. В сцене прощания с Одинцовой он показан как настоящий романтик. Слова о догорающей свече, а также просьба позаботиться о родителях после его смерти как нельзя лучше опровергают все бывшие заявления Базарова! Эта сцена показывает, что перед лицом смерти отступает всё наносное, надуманное, а остаётся только главное – любовь к женщине и старикам родителям.

После смерти Базарова люди, окружавшие его, продолжают жить своей обычной, устоявшейся жизнью. Аркадий женится на сестре Одинцовой – Кате Локтевой, Николай Петрович – на Фенечке, у обеих пар рождаются дети; Павел Петрович уезжает за границу, благословив брак брата, а Анна Сергеевна выходит замуж. Все отпустили прошлое и живут настоящим. Родители Базарова скорбят о потере единственного сына и ходят на его могилу, а природа как незыблемый символ красоты и вечного перерождения окружает место последнего пристанища мятежного сердца героя.

Отношение к нигилизму

Во время спора главные герои высказали свое мнение по отношению к нигилизму в современном мире. Павел Кирсанов порицает нигилистов, считая их изгоями общества. Он рад, приверженцы нигилизма являются меньшинством.

Базаров положительно относится к нигилизму. При подробном разборе произведения можно предположить, что он сам является нигилистом. Евгений считает, что нужно рушить устоявшиеся традиции и проводить культурную революцию в стране. Он предпочитает делать громкие заявления о деградации людей, что вызывает негодование у других героев романа. Герой выступает против следующих элементов общественного строя:

  • самодержавие;
  • религия;
  • крепостное право;
  • отсутствие демократических свобод.

Знакомство с романом «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети» Ивана Тургенева был опубликован в 1862 году и стал значимым произведением своего времени. Главные герои романа – Евгений Базаров, представитель молодого поколения, студент-медик, и его отец Василий Никитич.

Автор использует этих персонажей для выявления конфликта между двумя поколениями: прогрессивными молодыми людьми, стремящимися к изменениям в обществе, и консервативными отцами, упорно защищающими старые ценности.

Евгений Базаров является типичным представителем новой интеллигенции – человеком свободного мышления, скептически настроенным к авторитетам и традициям. Он отрицает всеобщие нормы общества того времени и верит только в научный подход к жизни.

Василий Никитич – представитель бывшей знатной семьи, который не может принять новые идеи своего сына. Он продолжает жить по старым правилам и пониманию жизни, отвергая взгляды молодежи.

Конфликт между этими двумя героями является основой романа «Отцы и дети» и символизирует широкий конфликт поколений в русском обществе XIX века.

Объяснение сюжета

В романе Тургенева «Отцы и дети» смысл названия носит двойственный характер. Отцы и дети символизируют не только непонимание между родителями и детьми, но и борьбу двух мировоззрений.

Смысл конфликта двух поколений – разность интересов, ценностей, неспособность принять чужие взгляды, идеалы.

Помимо темы противостояния поколений, автор поднимает вопросы:

  • любви;
  • дружбы;
  • семейных отношений.

Но основной смысл романа Тургенева – рождение нового явления в обществе – нигилизма, ставящего под сомнение существующие государственные устои. Базаров в глазах автора не только нигилист, но и революционер, новатор, отличающийся новыми идеями, стремлениями.

Роман писался во время «переходного периода». Мир стоял на пороге изменений. Но время таких людей, как Базаров, еще не пришло. Для них нет места в обществе, они лишние.

О романе

Роман Тургенева «Отцы и дети» появился на свет в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда молодые люди переосмысливали старые ценности и, наконец, когда герою-дворянину на смену приходит герой-мыслитель, герой-разночинец.

В самом романе мы отмечаем два конфликта: внешний и внутренний. Внешний – это конфликт «отцов» и «детей», противостояние разных поколений, а также конфликт между героем-дворянином и разночинцем-демократом. Проявляется он в отношениях Павла Петровича Кирсанова и Базарова, Николая Петровича Кирсанова и Аркадия. Внутренний же конфликт представляет собой противостояние идей, борьбу двух мировоззрений. Два конфликта и определили важнейшие линии романа.

Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров называет себя нигилистом. Суть его теории в отрицании большей части научного и культурного наследия, в утверждении материальных ценностей и «натурфилософского» взгляда на природу. Всё в главном герое провокационно, и при том он имеет явное влияние на окружающих, он прирождённый лидер. Однако на протяжении всего романа Тургенев сталкивает Базарова с трудностями: словесными баталиями между Павлом Петровичем Кирсановым, историей любви Николая Петровича и Фенечки, чувствами Аркадия к Кате, влюбленностью самого Базарова в Анну Одинцову. Благодаря всему этому автор показывает, насколько теории и убеждения Базарова узки и надуманны. Базаров не признавал религию, отрицал старые устои, опирался только на науку, считая необходимым разрушить всё старое, чтобы потом только на «голом фундаменте» стоить что-то новое. Но весь роман, каждая деталь его, каждая сцена убеждают нас в порочности нигилистической теории.

Внутренний конфликт романа построен на противопоставлении Базарова и Николая Петровича. Между ними нет открытых споров, да в открытом споре Николай Петрович никогда и не выиграл бы у Базарова. По замыслу Тургенева, Николай Петрович – носитель высоких нравственных ценностей, тех, которыми жизнь движется: любовь к людям и искусству, восхищение окружающим миром. Именно всё это противостоит нигилизму Базарова. Именно это и побеждает в конце романа.

Чтобы усилить акцент на изначальной ограниченности и противоречивости базаровских идей, Тургенев вводит в роман еще двух персонажей – Ситникова и Кукшину. Только такие пародии на людей взрастают на мёртвой почве нигилизма. Два этих персонажа считают себя последователями идей Базарова, но между ними и Базаровым оказывается мало общего. Взять хотя бы их образы жизни. Если Базаров, следуя своей философии, много учится и работает, то Ситников и Кукшина тратят свою жизнь впустую. И в итоге их интерес к теории Базарова проходит, как проходит любая мода. После кончины Базарова Ситников устраивается в жизни благодаря родственникам, а Кукшина меняет место жительства и свои интересы.

«Прозрение» Базарова начинается с того момента, как он влюбляется в Анну Сергеевну. До того, как познакомиться Одинцовой, Евгений относился к любви скептически, рассматривал её лишь с физиологической точки зрения. Герою нравилась женская красота, но любовь он считал болезнью. Однако встреча с Одинцовой меняет его взгляды на это чувство. Всё в героине влечёт к ней Базарова: её красота, обаяние, ум, умение держать себя с тактом и благородством. Но чувство, которое возникло по отношению к Анне Сергеевне, тяготит и раздражает героя, потому что его нигилистические убеждения вступают в борьбу с его человеческими, естественными чувствами. Базаров любит горячо и страстно, но в то же время сам себя не понимает и даже ненавидит. Примиряется он со своей любовью только перед смертью. В сцене прощания с Одинцовой он показан как настоящий романтик. Слова о догорающей свече, а также просьба позаботиться о родителях после его смерти как нельзя лучше опровергают все бывшие заявления Базарова! Эта сцена показывает, что перед лицом смерти отступает всё наносное, надуманное, а остаётся только главное – любовь к женщине и старикам родителям.

После смерти Базарова люди, окружавшие его, продолжают жить своей обычной, устоявшейся жизнью. Аркадий женится на сестре Одинцовой – Кате Локтевой, Николай Петрович – на Фенечке, у обеих пар рождаются дети; Павел Петрович уезжает за границу, благословив брак брата, а Анна Сергеевна выходит замуж. Все отпустили прошлое и живут настоящим. Родители Базарова скорбят о потере единственного сына и ходят на его могилу, а природа как незыблемый символ красоты и вечного перерождения окружает место последнего пристанища мятежного сердца героя.

Конфликт взглядов

В своем произведение Тургенев раскрыл простую и болезненную истину – разницу поколений. Старомодные родители Базарова только ухудшают, хотя и не специально, отношения с сыном. Все образы романа «Отцы и дети» – очень сильные личности, и для них сломать собственные взгляды в пользу чужих является вещью недопустимой.

Молодой человек не делится с родителями, представителями другого поколения, своей философией. Они набожны, а он – атеист, они люди первой половины века, он – второй. И родители, зная о замкнутости сына, не пытаются влезть в его мир новых принципов. Так, и первые и второй радуются той малой доли близости, которая есть.

Возможно, если бы жизненный путь Евгения был длиннее, он сам стал отцом, то с годами понял бы то, что не открывалось ему – юному мечтателю. И тогда конфликт поколений в романе «Отцы и дети» смог бы найти логичное решение. Но автор решил исправить ситуацию в судьбах своих читателей через горе персонажей.

Исход сюжетной линии

В целом Базаров относится к категории людей дела. Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета. Герой находится в ежедневных поисках истины. Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова. Таблица четко показывает противоречия между ними.

Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят. Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе. Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.

Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе “Отцы и дети”. Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови. А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.

Мир, который не дорос до взглядов Базарова

События в романе происходят с мая 1859-го до зимы 1860-го. Это знаменательные годы для истории России. Именно тогда зарождались новые идеалы. И первым, кто начал их распространять, был Евгений Базаров. Но мир оказался не готов к его убеждениям, поэтому единственное, что осталось одинокому герою, это оставить свои попытки изменить страну. Но судьба выбрала для него другой путь.

Смерть положила конец страданиям на земле, где никто его не понимал. Вместе со смертью Базарова решились и все конфликты, которые создал автор в произведении. История романа «Отцы и дети» — это рассказ безродного человека. Он был забыт друзьями, сторонниками и любимой. И только престарелые родители продолжали оплакивать свою единственную радость.

Проблема «отцов и детей» возникает во всех сферах человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе. Этот вопрос удастся решить, если старшее поколение будет терпимее относиться к младшему, где-то, возможно, соглашаясь с ним, а «дети» при этом будут проявлять большее уважение.

Отцы и дети

◄ Предыдущая: Базаров и женские образы в романе Следующая: Экранизации романа И. С. Тургенева ►

  Проблема «отцов» и «детей». В заголовок романа И. С. Тургенев вынес главный конфликт произведения — противостояние «отцов» и «детей». Название имеет несколько толкований (схема 12).

  Главная особенность романа Тургенева — это многоплановость конфликта «отцов» и «детей». Он носит одновременно социальный, философский, психологический и культурно-исторический характер.

Схема 12. Многозначность названия романа «Отцы и дети»

  Социальный аспект конфликта обусловлен разным положением героев в обществе. Дворяне Кирсановы принадлежат иному окружению, чем разночинец Евгений Базаров. Мировосприятию «отцов» свойственна гармония, которая вступает в конфликт с философией всеобщего отрицания, несущей раскол и хаос.

  Политическое противостояние героев связано со взглядами на социальные преобразования, которые ожидались в России. Павел Петрович как умеренный либерал стоит за сохранение существующего общественного строя, «старых» порядков. Он согласен лишь на мелкие изменения, приспособление к новым условиям, как это делает его брат.

   Тургенев понимал нигилизм Базарова как революционность. Но в политических взглядах Базарова есть недостатки: главную задачу нигилизма Евгений видит в том, чтобы «место расчистить». Строить что-то на разрушенном месте он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы, поэтому его политические идеи не могут считаться прогрессивными, а Кирсановы на этом фоне отстаивают социальную стабильность и не выглядят как отсталые реакционеры.

  Важным аспектом противостояния «отцов» и «детей» является отношение к искусству. Павел Петрович считает, что нигилизм, «эта зараза», уже захватил эту область. По его мнению, новые художники-передвижники отказываются от академических традиций, от следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю, поэтому они «бессильны и бесплодны до гадости». Базаров отрицает и старое, и новое искусство, потому что плохо знает эту часть культуры. Его интересует только наука, он рассматривает её как силу, поэтому природу Базаров не отрицает, но видит в ней только источник познания и сферу для человеческой деятельности. У него хозяйский взгляд на природу. Он понимает её как «мастерскую», в которой человек — «работник».

По мнению писателей П. Л. Вайля и А. А. Гениса, в романе происходит столкновение «цивилизаторского порыва с порядком культуры». Это борьба мировоззрений, жизненных философий. В этом главное и неразрешимое противоречие эпохи: те, кто являются хранителями культуры, и те, кто стремятся к обновлению всего, не способны найти ни малейших точек соприкосновения и пойти на компромисс.

  Отказываясь от ценностей, важных в жизни «отцов», Базаров не может отрицать любовь и смерть: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» Масштаб личности Базарова не позволяет ему вписаться, найти место в своём времени. Он человек из будущего, герой-одиночка, которого не понимает даже свой народ.

  При своей последней встрече с Одинцовой умирающий Базаров скажет: «Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… <…> Я нужен России… нет, видно, не нужен…» Не случайно жизнь в Марьино после его смерти пошла опять неспешно, своим чередом. Даже свадьбы отца и сына состоялись в один день. Фенечка стала хозяйкой имения, «в свежем шёлковом платье, с широкою бархатною наколкой на волосах», Николай Петрович получил общественно полезное дело и разъезжает по уезду, «либеральный барич» Аркадий стал «рьяным хозяином» своей «фермы», Одинцова «вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей», «лишний» Павел Петрович уехал в Европу, в Дрезден.

Характеристика героев

Чтобы понять смысл произведения «Отцы и дети», нужно кратко изучить образы персонажей романа

Ведь именно с их помощью, автор пытается передать все свои мысли и переживания, донести читателям важное сообщение:

  • Евгений Васильевич Базаров — выходец из народа, получивший хорошее образование. Проявляет небрежность в одежде и манерах, никто не воспитывал в нем аристократа. У парня современные революционно-демократические взгляды, он стремится разрушить старый уклад. Отрицая религию и веря лишь науке, он теряет себя.
  • Павел Петрович Кирсанов — дворянин, следит за своим внешним видом даже в селе, имеет аристократические манеры, духовно ограничен. Ценит старый уклад, но не знает, как правильно выражать свои чувства.
  • Николай Петрович Кирсанов — брат Павла, окончив университет, не добившись успеха на службе, душевный человек, миролюбивый, старается сгладить любые конфликты, покорный.
  • Аркадий Николаевич Кирсанов — несостоявшаяся личность, мнимый последователь Базарова, из-за полного отсутствия собственного мнения в финале произведения товарищи расстались.
  • Одинцова Анна Сергеевна — умна, уверена в себе, ценит больше материальный аспект, чем духовность. Это отражается в сцене, где героиня выходит замуж не по любви, а из расчета.

Сюжет

Действия романа происходят в 1859 году, практически накануне крестьянской реформы, проведенной в 1861 году.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Закончив учебу в университете, Аркадий Кирсанов возвращается в свой родной дом в Марьино — к отцу Николаю Петровичу и своему дяде Павлу Петровичу. Вместе с ним приезжает Евгений Базаров — его товарищ. Аркадию оказан теплый прием, однако с Базаровым у Кирсановых отношения не заладились. Дело в том, что он — ярый нигилист, что вызывает острое неприятие у аристократа Павла Петровича. Различие во взглядах приводит к постоянным столкновениям между ними, и никто из двоих не намерен уступать.

Нигилизм — философия, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. 

Напряженная обстановка вынуждает Базарова покинуть Марьино, и Аркадий едет вместе с ним. В губернском городе они знакомятся с Кукшиной и Ситниковым, которые стараются следовать современным, прогрессивным взглядам, однако представляют собой лишь бледную копию нигилистов. Гораздо больше симпатий у обоих юношей вызвала Анна Сергеевна Одинцова, которую они встретили на балу. В ее присутствии Евгений Базаров начинает вести себя не как обычно — так показалось Аркадию. Базаров, отрицающий все, и любовь в том числе, начинает испытывать чувства к молодой женщине. Аркадий тоже влюбляется в Одинцову.

Анна Сергеевна, однако, отвергает Базарова, а Аркадий увлекается ее младшей сестрой — Катей. Друзья на время уезжают к родителям Евгения, где между ними происходит разлад: Аркадий начинает сомневаться в идеалах своего товарища. Тем не менее, вскоре они вместе покидают дом Базаровых и возвращаются в Марьино.

Конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем достигает своего пика, когда молодой человек целует Фенечку — возлюбленную Николая Кирсанова. Павел Петрович вызывает его на дуэль, на которой отделывается легким ранением. Базаров возвращается к родителям и с головой уходит в работу. Во время вскрытия умершего от тифа крестьянина он случайно порезался и получил заражение крови. В горячке он просит послать за Одинцовой и перед смертью признается ей в любви.

Полгода спустя Аркадий женится на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Павел Петрович покидает страну. Жизнь идет своим чередом. А могилу нигилиста Базарова навещают только его постаревшие родители.

Мир, который не дорос до взглядов Базарова

События в романе происходят с мая 1859-го до зимы 1860-го. Это знаменательные годы для истории России. Именно тогда зарождались новые идеалы. И первым, кто начал их распространять, был Евгений Базаров. Но мир оказался не готов к его убеждениям, поэтому единственное, что осталось одинокому герою, это оставить свои попытки изменить страну. Но судьба выбрала для него другой путь.

Смерть положила конец страданиям на земле, где никто его не понимал. Вместе со смертью Базарова решились и все конфликты, которые создал автор в произведении. История романа «Отцы и дети» – это рассказ безродного человека. Он был забыт друзьями, сторонниками и любимой. И только престарелые родители продолжали оплакивать свою единственную радость.

Проблема «отцов и детей» возникает во всех сферах человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе. Этот вопрос удастся решить, если старшее поколение будет терпимее относиться к младшему, где-то, возможно, соглашаясь с ним, а “дети” при этом будут проявлять большее уважение.

Человечество находится в постоянном движении, развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать все накопленное идущим следом, так как все это не только позволит выжить в условиях реальности, но и добиться успеха, счастья. Новое время рождает новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели. Многое из опыта предков действительно становится неприемлемым в новой реальности, но огромная часть должна служить опорой для дальнейшего развития.

Что же оставить, а что взять с собой в жизненный путь новому поколению? В этом-то и заключается вечная проблема двух поколений: старшего, стремящегося передать все знания, весь опыт, и нового, сметающего все на своем пути. Естественно, подобная проблема не могла не волновать писателей и поэтов разных эпох. В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева сталкиваются характеры представителей 40-х и 60-х годов XIX века. К лагерю 40-х годов – «отцов» – он относит Павла Петровича Кирсанова, а к лагерю 60-х годов – «детей» – принадлежит Евгений Базаров. Оба они совершенно противоположные по характеру люди. Каждый из них воспитывался в своей эпохе и поэтому имеет свои взгляды на жизнь.

При первой же встрече будущие враги почувствовали друг к другу неприязнь: Павел Петрович Кирсанов был поражен нарядом Базарова с длинными кистями, а также его высокомерием; Базаров же даже не стал здороваться с этим аристократом.

Вскоре и без этого напряженная обстановка еще более накалилась, и между ними завязывается спор. В нем раскрываются характеры, идейные позиции этих людей.

Павел Петрович, который «ждал только предлога, чтобы накинуться на врага», неправильно понимает высказывание Базарова об аристократах. Он расценивает слова «дрянь и аристократишко» как нанесенное аристократам оскорбление и начинает отстаивать их права. Сам он во всем старается подражать английским аристократам: модно одевается, от него всегда пахнет одеколоном.

Родство, что сильнее убеждения

Так, со временем Аркадий отказывается от своей теории и прекращает попытки приобщиться к созданию нового мира. Не отстает и Николай Петрович. Он в конце романа женится на простолюдинке Фанечке. А Аркадий выбирает себе в жены скромную и тихую Екатерину. Их конфликт разрешается.

Характеристика романа «Отцы и дети» – анализ тогдашнего общества. Тургенев показывает, что мысли Базарова не прижились, конфликт, который возник в этой семье, замялся, так и не дойдя до логического решения. Но в конце книги, во время двойной свадьбы отца и сына, автор делает незначительный акцент и говорит, что ни один ни другой не выглядит счастливым.

Роль всей жизни Базарова

Неприступное сердце не так уж и неприступно. С первых строк романа читатель наблюдает, как пренебрежительно относится Евгений к старшему поколению. Въедливый, напыщенный, самовлюбленный, он отказывается от любых чужих мыслей. Его высокомерие и холод отталкивают. Он бесчеловечен и равнодушен к старости.

Но стоило ему оказаться в доме родителей, как большая часть его презрения исчезает. Главная тема романа «Отцы и дети», разница поколений, ярко выражается именно в отношениях Евгения и его родителей. Изменение среды меняет образ мыслей Базарова. Он становится мягче, терпимее, нежнее. Несмотря на то что он редко наведывается на родину, он горячо любит близких, хотя и старательно это скрывает за маской рассеянности. Основная его проблема в том, что он так и не научился выражать чувства, особенно если это касается светлых, положительных эмоций. Именно с такой стеной неумения и непонимания столкнулись родители.

Проблема отцов и детей в романе

В действительности, проблема отцов и детей на момент создания романа не была новой. Это одна из вечных проблем: столкновение двух разных поколений имеет место в любой период человеческой истории, и эта тема не утрачивает своей актуальности и в наши дни.

Содержание этого конфликта состоит в том, что молодежь придерживается иных взглядов, отличных от убеждений старшего поколения, а те, в свою очередь, отказываются понимать и принимать их. Мы видим, что Базаров отвергает все принципы «отцов», отрицает искусство и чувства. По его мнению, верить нужно только в то, что приносит материальную пользу — например, в науку.

Полярную точку зрения выражает Павел Петрович Кирсанов: «Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Он ценит традиции, привычки и отказывается принимать изменения, которые назревают в обществе. Он искренне восхищается произведениями искусства, природой. Базаров же видит в природе чисто прагматическую пользу: например, он ловит лягушек для обучения врачеванию.

Но самая важная сторона этого конфликта — в их взглядах на общество, на российский народ. Как считает Кирсанов, аристократическое дворянство — двигатель общественного прогресса, и по их мнению, государство должно идти путем реформ; Базаров, напротив, революционер, и считает, что аристократы для общества бесполезны.

Таким образом, Павел Петрович, хоть и прославляет крестьянскую общину и патриархальность, совершенно не способен общаться с простыми людьми, тогда как Базаров с гордостью заявляет о том, что его дед пахал землю. И потому именно Базаров, вероятно, лучше понимает нужды простого рабочего народа.

Базаровские убеждения, однако, не выдержали испытания чувством. Тем не менее, получив отказ от Одинцовой, он принял его с достоинством. С точно таким же достоинством он принимает и собственную смерть, не жалея себя, чтобы не ранить еще больше собственных родителей — это лишний раз говорит о том, что в глубине души он их любил и заботился о них.

Тургенев в эпилоге пишет о Базарове, что это человек, необходимый России, обладающий умом и нестереотипным мышлением. И несмотря на то, что в романе взгляды Базарова терпят крах, писатель искренне любит этого героя и считает его «своим любимым детищем».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий