Нико Пиросмани. Жил-был художник один…

Коллеги

Сказать, что на творчество Пиросмани из его коллег никто не обращал внимания, значит погрешить против истины.

В 1913 году в Москве на улице Большая Дмитровка состоялась выставка живописи художников-футуристов «Мишень». Среди работ на тот момент уже известных Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой были выставлены и картины Нико Пиросмани, привезённые Ильей Зданевичем из Тбилиси.

Через три года Зданевич сумел организовать выставку работ Пиросмани у него на родине в Тифлисе

И не важно, что она проходила всего один день. Главное, что она состоялась

Правда, никто по сей день не знает, посетил ли её сам Нико.

Зато достоверно известно, эта экспозиция заставила заговорить о нём, как о явлении в грузинской культуре. Одни категорично отвергали его искусство. Другие, наоборот, восхищались. К примеру, художник Давид Какабадзе написал: «Ни у кого из художников я не знал подобного ощущения Грузии, как у Нико. Мне кажется, что с появлением его картин моя жизнь стала богаче, счастливее. Когда я любуюсь картинами Пиросмани, я чувствую, как могучие силы и соки земли, заключённые в клеёнки Нико, обновляют меня».

Детектив

С именем Пиросмани связана детективная история, произошедшая в наши дни. В 2011 году на аукционе в Москве за 1,5 млн пытались продать картину Пиросмани «Чёрный лев». Известно, что она находилась в собственности художника Кирилла Зданевича, обладавшего несколькими работами Пиросмани. После революции Зданевич был репрессирован, но успел передать «Черного льва» своей дочери Мирель. В 1993 году вооружённые грабители напали на дом Зданевича и похитили картину. Судебное разбирательство до сих пор не окончено.

Картина Нико Пиросмани «Чёрный лев»

Пиросмани нарисовал более 2-х тысяч картин, из них сохранилось чуть больше трёхсот. Большинство находится в музеях России и Грузии, но часть попала за рубеж в руки коллекционеров и нередко выставлялась на продажу. Знал бы умирающий от холода и голода Пиросмани, во сколько они сейчас оцениваются.

Кстати, конкретное место погребения гения установить не удалось, поэтому могилы на кладбище вы не найдете. Зато в Пантеоне на горе Мтацминда в Тбилиси установлен кенотаф Пиросмани. Кенотафом называют надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного.

Интересные факты из жизни художника

В представлениях о Пиросмани господствуют легенды и стереотипы. Стереотипы услужливо подвертываются на каждом шагу: стереотип сироты, отданного в услужение, стереотип нищего художника, не имеющего денег на краски, стереотип страдальца, загубленного недругами. Легенды возникали уже при его жизни, появляются они и сейчас. В, казалось бы, бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного, да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Необычностью судьбы, своеобразием личности, таинственностью будней он был словно создан для легенды.

По-своему загадочным он казался каждому из обоих миров, знавших его: миру духанов, винных погребов и шарманки — и миру художников, писателей, журналистов. И оба эти мира — каждый на свой лад — творили о нем легенды и чистосердечно соединяли вымысел с фактами.

Мы действительно знаем о Пиросманашвили очень мало, однако гораздо больше, чем принято считать. Еще в конце 1910-х годов энтузиасты — поэты, художники, журналисты — стали отыскивать людей, знакомых с Пиросманашвили, и записывать их рассказы. Многие записи были опубликованы тогда же или несколько позже. Собирание не прекратилось до сих пор, и время от времени рядом с несомненными апокрифами, неуклюжими подделками, беззастенчивыми компиляциями отыскивается нечто новое и интересное, хоть и доходящее до нас чаще всего из вторых или даже третьих рук.

Правда, материалы эти очень уж специфические. Запись устного рассказа вообще не самый надежный источник, а тем более рассказов тех пряных людей, которые окружали Пиросманашвили. Рассказы их временами чрезвычайно увлекательны сами по себе, немало любопытного они сообщают и о художнике. Но они страдают неполнотой и бессвязностью: многое из того, что интересует нас, вовсе не волновало рассказчиков, многое искажено их собственным восприятием; события, отделенные друг от друга годами, оказываются соединенными, о событиях, тесно взаимосвязанных, говорится так, словно они не имеют друг к другу отношения.

Нитка порвалась, большая часть бусинок-фактов потерялась, а оставшаяся перепутана — такой предстает перед нами его биография.

Пиросманашвили ничего не сообщил нам о себе сам. Он переписывался с сестрой, жившей в деревне; письмам этим не было бы цены, но они погибли нелепым образом — их уничтожила сама сестра, внезапно испугавшись чего-то, может быть, все учащающихся расспросов о брате.

Он носил с собой толстую тетрадь и часто делал в ней какие-то записи; тетрадь пропала еще при его жизни. А спутникам его будней были малоинтересны, да и недоступны его внутренние побуждения, и из их воспоминаний можно извлечь только разрозненные намеки, с трудом поддающиеся истолкованию. Лишь к концу жизни Пиросманашвили стал встречаться с людьми образованными, но и они, как будто понимавшие значение его творчества, или, по крайней мере, проявлявшие к нему интерес, оказывались на редкость невнимательны: не записывали, не запоминали.

Известны, правда, и часто цитируются несколько его суждений — о своей работе и об искусстве вообще, о жизни. Но в большинстве своем они не могут быть признаны вполне достоверными, документально точными. В лучшем случае они содержат очень приблизительное воспроизведение того, что сказал художник, сделанное по памяти, спустя много времени. Счастливое исключение — дневники Ильи Зданевича, который в течение нескольких дпей записывал свои впечатления от встреч с ним.

Существование Пиросмани было настолько неофициально, что не оставило после себя почти никаких следов в архивах (кроме четырех лет службы на железной дороге. После него не сохранилось тех бумаг, которые сопровождают жизнь каждого, вполне ординарного человека и отмечают ее основные вехи.

Сегодня они стоят миллионы

Более того, грузинское художественное общество даже разыскало художника и пригласило на собрание. Нико жил очень бедно и поэтому коллеги собрали и вручили ему 10 рублей.

Надо сказать, что Пиросмани был очень гордым человеком и посчитал это своего рода подаянием. Однако деньги всё же принял и пообещал купить краски и написать картину для Художественного общества. Через несколько дней он и верно принёс полотно «Свадьба в Грузии былых времён». Однако больше на собраниях Общества его никто не видел…

Слава, столь внезапно обрушившаяся на художника, сменилась насмешкой. В одной из газет вышла карикатура на Нико Пиросмани, больно его ранившая. Опытные люди понимали, ведётся закулисная борьба сторонников и противников его художественной манеры – примитивизма. Но сам Пиросмани был далёк от интриг.

В отчаянии он уничтожил все свои работы, которыми так гордился. А вскоре и вовсе отвернулся от людей.

Всеми забытый Нико Пиросмани умер в Тифлисе в 1918 году. А вот его живопись оказалась нетленной. Немногие оставшиеся работы теперь стоят миллионы. К примеру, на одном из аукционов «Сотбис» за его картину «Арсенальская гора ночью» заплатили 1.600.000 долларов.

Вывески для духанов

Подведём итог. Достоверно известно, что Пиросмани не был «хрестоматийным» бедным грузином того времени, не обладал знаменитым грузинским весельем, не был хитрым, не мог приспосабливаться к условиям и зарабатывать деньги. Это был честный, тихий интеллигент из крестьянской семьи, который хотел только одного — рисовать.

Но жителям Тифлиса его работы не нравились и никто не спешил их покупать. В результате, спасаясь от голода, Пиросмани возвращается в родной Мирзаани, где с грузинской щедростью устраивает пир, а потом пишет четыре картины. Именно они потом вдруг подсказали ему, как можно заработать на своём увлечении.

Нико вновь возвращается в город и продолжает рисовать картины и вывески для духанов, но теперь это делает за еду, вино и немножко денег. К слову, Пиросмани считал вывески не ремеслом, а настоящей живописью. Изобильные натюрморты с кувшинами, бурдюками, грузинским хлебом, шашлыком, зеленью художник дополнял надписями, вроде «Да здравствует хлебосольный человек!».

Вывеска

Посмотрим на один из шедевров Пиросмани. Художник нарисовал вывеску для пивной «Закатала». Она написана маслом по клеенке в неизвестное время. Произведение полно неясного очарования. То ли за счет колорита, то ли благодаря фаэтону и повозке с пассажирами, запряженными лошадками на первом плане, а, может быть, из-за самой крупной надписи, выполненной красными выпуклыми буквами на белом фоне.

По зеленой траве едут навстречу друг другу два экипажа. За ними разливается как озеро белый фон надписи. В отдалении на фоне гор едет крестьянская тележка, в которую впряжены волы, еще дальше виднеется джигит на коне. И над всем темным, но радостным пейзажем на заднем плане голубеет небо с полной луной. Она освещает дальний город, залитый ее серебристым светом. Однако на фоне гор сияет красное солнце с отходящими от него лучами. Можно думать, что пивная открыта круглосуточно. Восхищение – вот главное, что можно сказать об этой вывеске.

Один в толпе

Нико перебивался случайными заработками и мечтал открыть живописную мастерскую, чтобы зарабатывать на жизнь любимым делом. Но заказчики не спешили к нему. Тогда Пиросмани на все деньги открыл молочную лавку – правда, вести дела в ней он попросил давнего друга, а сам всецело отдался живописи. Он без устали писал картины и продавал их часто за столь ничтожную сумму, что она не покрывала даже расходов на краску.

Новость по теме

Снимок художника Мая Данцига стал лучшей художественной фотографией

Но приступы меланхолии сменялись весельем, и Нико отправлялся в Ортачальский сад – место, где были сосредоточены увеселительные заведения Тифлиса. Благо деньги в его карманах водились, он даже подумывал о покупке небольшого домика на окраине города. Но эти планы были забыты в прекрасный весенний день, когда Нико встретил любовь всей своей жизни и потерял голову.

Тифлис в начале ХХ века славился как место, где можно было увидеть выступления многих европейских знаменитостей. В марте 1909 года на улицах города появились афиши, зазывавшие публику на гастроли французского театра миниатюр «Бель вю». «Изюминкой» представления было выступление прекрасной танцовщицы и певицы Маргариты де Севр. Пиросмани в тот вечер пировал с друзьями в Ортачальском саду, а затем они все вместе отправились в варьете. Нико вошел в зал… и замер. На сцене пела и танцевала изящная девушка с чарующим нежным голосом, искрящимися глазами и осиной талией. Француженка сразила Пиросмани наповал. «Не женщина – жемчужина из драгоценного ларца!» – воскликнул он. После концерта, будто на что-то решившись, Нико покинул приятелей и скрылся. Друзья художника и предположить не могли, что он задумал.

Статья по теме

Убойная живопись. Похождения Караваджо отразились в его картинах

Провальный заказ

Когда Нико исполнилось 20 лет, его отвели к фотографу сделать портрет. Сейчас это одно из трёх изображений художника, дошедшее до наших дней. На нём мы видим ухоженного и хорошо одетого юношу и можем сделать вывод, на тот момент у него всё ладилось…

В 28 лет он устроился работать кондуктором на Закавказскую железную дорогу. Но работником Нико оказался не очень хорошим. Он опаздывал на службу, нарушал инструкции, получал штрафы от начальства, к тому же часто болел… Через четыре года Нико подал в отставку.

Впрочем, есть версия, что сделал он это не по своей воле. Вроде как начальник железной дороги, узнав, что Пиросмани рисует, заказал ему свой портрет с женой. Работа ему не понравилась и он приказал уйти с глаз навсегда.

После увольнения Нико Пиросманишвили на выходное пособие и занятые у друзей деньги открывает собственную молочную лавку. Для чего снимает небольшое помещение, украшает его изображениями коров, а над входом рисует красивую вывеску. Как не удивительно, но дела вскоре пошли в гору. Он раздал долги и даже стал получать прибыль.

Но бизнесмена из Пиросмани всё же не получилось. Через несколько лет он разорился. Скорее всего причиной стало отношение к нему окружающих. Практически все они считали Николая психически нездоровым человеком, с которым невозможно иметь дело. Он даже заслужил такие прозвища как «Семь пятниц на неделе» и «Не от мира сего».

Творчество Пиросмани

Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.

Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.

Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.

Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.

Наиболее известные работы — «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».

Маргарита

Наибольшую известность получила одна из работ мастера — портрет Маргариты де Севр, которая была известной французской актрисой. Ради нее художник потратил все деньги на покупку «миллиона алых роз». Вознесенским, автором прославленного стихотворения, эта история была немного приукрашена, но суть осталась верной. События произошли в Тбилиси в начале XX века.

Актриса Маргарита

Маргарита де Севр была французской танцовщицей, в которую безответно влюбился Пиросмани. Чтобы завоевать ее сердце, он продал все, что у него было на тот момент. А на полученные деньги скупил цветы, какие только нашел в Тбилиси. История произошла весной, поэтому розы еще не цвели. Нико выкупил у торговцев разные виды цветов и усыпал ими всю улицу перед домом возлюбленной. Охапки сирени, акаций, анемон, бегоний, лилий, маков, пионов были разложены прямо на мостовой. Действительно ли их было около миллиона, неизвестно.

От такого цветочного изобилия Маргарите показалось, что в нее влюбился местный богач. Она и не думала, что покорила сердце бедного художника. Измученный, без гроша за душой Нико так и не смог ее заинтересовать. Она вернулась во Францию и связала свою судьбу с каким-то военным. После ее отъезда Нико Маргариту больше никогда не видел. После его смерти, работы художника отправились на выставку в Лувр. К знаменитому портрету подошла старая женщина и сказала, что изображенная на нем женщина — это она. Какой была настоящая жизнь Маргариты, история умалчивает, а вот судьба Нико сложилась печально.

Первая и единственная прижизненная выставка автора прошла в квартире города Тифлиса. Это событие стало возможным с помощью братьев Зданевичей. Они открыли для публики удивительный талант Пиросмани. Нико заметили в «Обществе грузинских художников», но это никак не повлияло на его жизнь. Он все сильнее отдалялся от людей, не принимал ничью помощь, вел отшельнический образ жизни. «Общество грузинских художников» собрало 300 рублей для помощи талантливому живописцу, но его так и не смогли найти, чтобы отдать эти деньги.

Смерть

Перед смертью Нико сильно голодал, вел нищенский образ жизни. Он ушел из жизни 5 мая 1918 года. Введение сухого закона в Тбилиси заставило многих духанщиков закрыть свои заведения, поэтому художник больше не смог зарабатывать себе на еду. Нико был согласен даже на милостыню, хотя ранее отказывался от любой помощи. Он нашел для проживания маленькую комнату, расположенную под лестницей в подъезде старинного дома. Ему не хотелось никого видеть, поэтому он старался не попадаться на глаза соседям.

Только сильный кашель выдавал его местонахождение. У него болели ноги, руки, спина и грудь. В своем убежище он провел в беспамятстве не менее трех дней, когда его нашли соседи и сопроводили в больничные покои. В них он и умер, так и не придя в сознание.

Дом, где провел свои последние дни художник, сохранился. В маленькой комнатке под лестницей оборудован музей, а улица, на котором стоит этот дом, названа в его честь.

Семья Калантаровых

«Элисабет, Калантар, перестаньте спорить с Николаем! Вы же знаете, он у нас безответный», — с улыбкой сказал старший из детей Калантаровых, Георгий. Он, так же как и все в семье, очень любил Николая, которого искренне считал своим братом, и старался оберегать его болезненно чувствительную душу. И уж конечно обидеть его Георгий вовсе не собирался: что же оскорбительного в слове «безответный»?! Но бледные скулы 10-летнего мальчика вспыхнули краской негодования: «Я безответный! Безответный! Я не такой, как вы все! Ведь я не настоящий Калантаров!» Как это ни странно, но это был для него страшный удар — даже смерть собственных родителей он переживал не так остро.

Молодой Николай Пиросманишвили

Впрочем, он был слишком мал, чтобы хоть что-то понимать, когда его отец, садовник в поместье у вдовы Эпросине Калантаровой, вдруг умер, а вскоре умерла и мать, оставив Николая с сестрой Пепуцей круглыми сиротами. Вскоре родные забрали Пепуцу в село Мирзаани, а его почемуто оставили. У вдовы Калантаровой было шестеро собственных детей, и маленький Пиросманашвили вечно играл с ними. «Хватит места и для седьмого», — рассудила Эпросине и взяла сироту в свою богатую и просвещенную семью. Долгие годы Николай был там почти счастлив: «почти» — потому что с того момента, как его назвали «безответным», мальчика ни на минуту не оставляло сознание, что он не настоящий Калантаров. Он вообще был не таким, как все! «Душа у Николая тонкая, и ум острый, и красив мальчик, как кипарис, — объясняла знакомым сердобольная Эпросине. — Только вот странный он у нас. Не то чтобы бездельник, а так, не от мира сего. Живет, как птичка, не оглядываясь на прошлое, не заботясь о будущем. И учиться не хочет!» Даже живописи, которой юный Пиросманашвили был сильно увлечен, он учиться не стал: «Одно для него спасение, — вздыхала Эпросине, — жениться на девушке с приданым»…

…1889 год. Николаю уже 27 лет. Ни к какому ремеслу его так и не удалось приспособить, и он по-прежнему живет у Калантаровых, в их тифлисском доме на Головинском проспекте, хотя Эпросине давно нет на свете. И он, наконец, задумал жениться! Ему даже кажется, что он по-настоящему влюблен. В кого же? В Элисабет, свою приемную сестру! С тех пор как она вышла замуж за состоятельного коммерсанта Ханкаламова, Николай не видел ее несколько лет, а вот теперь она овдовела. И пусть Элисабет под сорок, она подурнела и постарела, но ведь она урожденная Калантарова! Всякий, кто родился в этой семье, казался молодому Пиросманашвили неизъяснимо прекрасным…

Элисабет выразила отказ в очень деликатной форме, но Николай все равно был раздавлен. Это был второй страшный удар: ему снова не удалось стать полноправным членом семьи!

«Поезд в Кахетии»

Рисовать начал с детства

Только через много лет после смерти художника исследователи, решившие изучить его биографию и установить хотя бы основные факты, перевернули архивы и выяснили хотя бы год и место рождения.

Оказалось, что будущий великий художник родился в 1862 году в маленькой кахетинской деревне Мирзаани. Кроме него, в семье росли ещё трое детей — брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца. В 1870 году отец умер, затем скончались мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой, где и провёл около пятнадцати лет.

Хозяева относились к нему как к родному, выучили грузинскому и русскому языку, поощряли увлечения живописью и всячески оберегали. У мальчика была собственная комната, его брали с собой в театр и на молитву в храм. В общем, жаловаться особо юноше было не на что.

Искусствовед Эраст Кузнецов потом напишет: «О маленьком, потом юном, Пиросманишвили вспоминают как о мальчике впечатлительном, живом, сильно увлекающемся и добром. В доме было много детей, он рос с ними, участвовал в их играх. Во дворе играли в театр, и он, возбуждённый, суетился и шумел со всеми – он любил театр… С другой стороны, было в нём нечто необычное, отличавшее его от окружающих, – он замечательно рисовал, был как бы семейный художник, некая достопримечательность дома. Всё это, должно быть, и определило необычность его положения».

Душистый дар

Утром следующего дня Тифлис замер в удивлении, не понимая, что происходит. По улице тянулась процессия, окутанная дивным ароматом. Девять повозок везли к гостинице, где жила Маргарита, охапки цветов. Подъехав к дому, возницы стали неспешно сгружать свой необычный груз. Через несколько мгновений мостовая превратилась в дивный цветистый ковер.

«Никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен…Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень… Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник… Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов – от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов», – так описал необычный дар художника Константин Паустовский в своей «Повести о жизни». Легенда эта жила в памяти горожан, и они спустя десятилетия охотно делились воспоминаниями о своем любимце Нико, дополняя их все новыми подробностями.

Статья по теме

Эволюция гения. Краткий гид по жизни и творчеству Пабло Пикассо

Творчество

Пиоросмани никто никогда не воспринимал всерьёз, считая человеком не от мира сего. Он работал кондуктором на железной дороге и разрешал «зайцам» ездить без билета, держал молочную лавку и раздавал продукты под честное слово.

Когда Пиросмани почувствовал себя художником, неизвестно. В одно время он увлёкся модным для того времени занятием — стал рисовать вывески для кафе, ресторанов и питейных заведений.

В этом квартале долгое время жил «оформитель» духанов Пиросмани

Искусство Пиросмани нравилось хозяевам духанов, и он подолгу жил у них. Одним из главных заказчиков был Бего Яксиев, который держал духан где-то около современного памятника Бараташвили.

Картина «Компания Бего», Пиросмани

Заключение

Бесценными считаются не только живописные полотна мастера, но даже воспоминания о нем. Грузины любят Пиросмани и чтят его творчество.

В давние времена художник воплощал на своих полотнах все, что видел вокруг себя: улочки, местных жителей, соседей. В Районе Абанотубани уютно расположилась скульптура Пиросмани: он стоит на коленях, удерживая барашка в руках. Образ художника немного грустный, но такова была его жизнь. Даже не имея богатства, он смог внести огромный вклад в сокровищницы мировой живописи. Знаменитые слова про «Миллион алых роз» не раскрывают и малой доли того дарования, которым обладал великий мастер.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий