«Невыплаканные слезы…», или Почему дети часто плачут?

Истоки и перспективы психосоматики

К сожалению, научный прогресс не пошел на пользу данному направлению науки. Общедоступность и «всезнание» Мировой паутины привели к тому, что психосоматике и психосоматическим расстройствам бесконечно и далеко не всегда корректно «перемывают косточки». Более 20 миллионов источников (это только в одной поисковой системе) предоставлено желающим узнать подробнее о психосоматике. К ещё большему сожалению, информация в них в большинстве случаев (переходящая «из рук в руки») переиначенная, искаженная.

Подобное легкомысленное отношение к психосоматике и любительские попытки самолечения чреваты серьезными последствиями. Человек едва ли решится сам себе, к примеру, вырезать аппендицит, но при этом с легкостью (прочитав несколько из тех 20 млн. источников) спешит сам себе, а то и другим, ставить психосоматические диагнозы.

Обидно за психосоматику, когда её ставят в один ранг с астрологией и гороскопами, в то время как она является научным направлением медицинской и психологической науки и достойна такого же серьезного отношения, как терапия или психоанализ. Конечно, эта отрасль сложна, в ней нет однозначных ответов. С данной проблемой сталкивались практически все исследователи взаимосвязи души (psyche) и тела (soma).

Современная психосоматика, как межотраслевая научная дисциплина, имеет несколько подходов:

  1. Психоаналитический, который за основу принимает внутриличностный конфликт, считаемый главной причиной психосоматических расстройств.
  2. Сторонники когнитивного подхода описывают телесные недуги как нарушение познавательных процессов и, как следствие, торможение процесса развития личности.
  3. Поведенческий подход говорит о том, что к соматическим заболеваниям приводят определенные поведенческие стратегии, в первую очередь, избегание.
  4. Гуманистический же подход корнем психологических проблем считает кризисы и невозможность самовыражения личности.

Химический состав слез

Сдерживать слезы вредно для нашего здоровья. Так, люди, которые не плачут, гораздо чаще страдают тяжелыми нервными расстройствами и психическими заболеваниями.

Ученые проводили исследования по изучению химического состава человеческих слез. Они открыли, что из организма во время плача вместе со слезами выводятся вредные химические вещества, а также и катехоламины, которые являются стимуляторами стресса. Эти стимуляторы наибольшую опасность представляют для молодого организма. Именно по этой причине дети плачут намного больше взрослых. Этот естественный защитный природный механизм уберегает детское здоровье. Слезы также способствуют выработке молока у кормящих матерей. В них также содержатся антибактериальные вещества.

Кстати, организм человека ежегодно вырабатывает целый стакан слез. Причем, их количество не зависит от возраста или пола людей.

Облегченный курс психосоматики

В рамках упомянутых подходов по-разному описываются сложные механизмы запуска психосоматических расстройств и разнообразные причины, приводящие к тем или иным психосоматическим проявлениям. Непосвященному человеку без соответствующего образования сложно разобраться в этой «путанице». Потому в последние годы набрал популярность более систематизированный и упрощенный подход к психосоматике.

Речь идет, в первую очередь, о своеобразных сводных таблицах взаимосвязи конкретных заболеваний с вероятными психическими причинами. Насколько обоснованы эти предполагаемые взаимосвязи и подтверждены ли они эмпирически (в исследованиях), сказать трудно.

Но возвращаясь к изначальному вопросу о том, почему полезно плакать: многие из этих таблиц описывают невыплаканные слезы, невысказанные обиды и прочие скрываемые эмоции — как причины множества (если не всех) психосоматических расстройств. Потому напрашивается вывод: плакать полезно!

Польза эмоциональных слез

Эмоциональные слезы вызываются различными сильными эмоциями. Большая часть психологов считают, что плакать полезно для здоровья.

При этом имеются в виду только настоящие эмоциональные слезы, а не вызванные искусственно. Доказано, что слезы являются в какой-то степени болеутоляющим средством. Когда человек испытывает сильные потрясения, в его организме вырабатывается множество «гормонов стресса». В тяжелой ситуации человеку хватает сил обычно только на то, чтобы выплакаться. Но именно это и приносит ему психологическое облегчение.

Кроме того, путем плача организм человека избавляется от вредных веществ, которые могли бы причинить ему вред.

Слезы также способны нормализовать кровяное давление и оказывают антистрессовое воздействие.

Ученые открыли, что слезы даже помогают заживлять небольшие ранки на коже. Это их свойство помогает коже под глазами длительное время не стареть.

Почему мы плачем

Причин для слез множество: это и физическая боль, и личная утрата, и сочувствие, и ритуал, связанный с коллективными воплями, и вид собственной квартиры, после того как в ней сделала ремонт подозрительная бригада рабочих, и, конечно, искусство.

Место греческих трагедий с их катарсисом заняли фильмы. Современный зритель чаще сморкается в платок, сидя перед экраном, чем в театре. Немецкие исследователи заинтересовались, какие моменты в кино вызывают самый сильный отклик у зрителя. У студентов, смотревших фильм, измеряли показатели сердечной и дыхательной активности, а заодно следили за реакцией кожи — чтобы не пропустить момент, когда люди начнут покрываться мурашками. Кроме того, участники не стеснялись плакать и уже после фильма указывали уровень своих переживаний в специальной анкете.

Никакой Америки немецкие психологи не открыли — сильнее всего (в 70% случаев) людей задевают грустные эпизоды: расставания, умирающие возлюбленные, старики, доживающие последние мгновения. На втором месте оказались радостные события — воссоединение героев после долгой разлуки, достижение целей и прочие фанфары.

Причины психологической травмы

Психика человека в момент получения психотравмы воспринимает ситуацию как экстремальную. В некоторых случаях она реально таковой является. 

Именно накал событий может отвлечь человека от переживаний, поскольку требует от него прямых действий по выживанию. Однако позже, когда  беда остается позади, в состоянии покоя психика вновь и вновь начинает воспроизводить драматические переживания. Так возникает посттравматический синдром, который нельзя оставлять без внимания.

Причиной психотравмы может быть уход из жизни близкого человека, развод или разрыв отношений с любимым человеком, официальное подтверждение серьезного диагноза (рак, диабет, аутоиммунные заболевания и т.д). Еще одна категория причин психологической травмы связана с потерей источника дохода или материальных ценностей: увольнение, крах бизнеса, кража или порча имущества и т.п.

Наиболее травматичным и значимым событием для психики человека всегда является угроза смерти – собственной, близкого человека, ребенка, родственника. Иногда – даже абсолютно незнакомого человека. В этом случае включаются эмпатия, сострадание. На этом феномене, кстати, выстраиваются события остросюжетных фильмов, киноэпопей в жанре «пост-апокалипсис». Страх смерти и невозможность реализовать инстинкт выживания в угрожающей ситуации – доминирующее по стрессогенности событие, с ним не сравнится ничто другое. Причем совершенно необязательно самому участвовать в драматичных событиях. Главное, чтобы они так или иначе эмоционально затрагивали индивидума. Нередко таким психотравмирующим фактором становится просмотр новостей и новостных репортажей из горячих точек. Если вам трудно отграничить себя от драматических событий, которые происходят не с вами, лучше тщательно фильтровать и дозировать подобную информацию. Ведь своими переживаниями вы никому не поможете, а себе психологическую травму можете нанести.

Существует мнение, что стресс – это личное восприятие произошедшего, и одни и те же события на разных людей влияют по-разному: одна и та же ситуация может стать для кого-то трагедией всей жизни, а для кого-то – всего лишь неприятностью и досадным недоразумением. Однако, согласитесь, трудно найти такого человека, для которого война, голод, смерть близкого человека, вынужденная эмиграция, ограбление и потеря имущества, насилие окажутся всего лишь «досадным недоразумением». Поэтому высказывания оптимистичных адептов «позитивного мышления»: «Ты не можешь изменить обстоятельства, меняй свое отношение к ним» – в работе с психологической травмой не совсем уместно. Позже, уже после успешной интеграции психотравмы, человек изменит отношение к произошедшему, возможно, расширит свое восприятие, на базе опыта пережитого что-то создаст. Но в сам момент острого действия психотравмы советовать человеку «изменить свое отношение» к ней некорректно, а для психолога или психотерапевта – просто недопустимо.

Психика эмоциональных детей

Любой ребенок растет счастливым, если развитие идет в заданном ему направлении. Или несчастным, если пытаться его переделать.

Чтобы понять, как правильно развивать таких чутких детей, надо понять их психику.

Эмоциональные дети внимательны к окружающему миру, от их даже мимолетного взгляда не ускользнет ни одна деталь. Любят яркие, красочные картинки, пейзажи, игрушки. Чуткие к запахам и к эмоциям других людей.

У них богатое воображение, способное оживить игрушку, торт в виде героя мультфильма и картинку, увидеть в пустоте бабайку или невидимого друга.

Очень эмоциональные, за пять минут радостная улыбка может смениться у них слезами и обратно.

Родители часто запрещают таким детям плакать, призывают быть сильными, даже применяют жесткие меры в воспитании — и чтобы никаких слез! Но в слезах есть сила. Душа проявляет себя эмоциями, чувствами. Слезы, как смена внутренних состояний, приносят облегчение, очищение.

Слезы бывают разные: не только от страха, боли, но и от сопереживания, любви.

Такие дети с рождения всего боятся, пугаются. Им страшно зайти в темное помещение, воображение рисует там ужасные картинки. В процессе развития такой ребенок учится воспринимать мир иначе — проявляет чуткость, сострадание, эмпатию, и на место страха приходит любовь.

В процессе воспитания важно не оставить ребенка в состоянии страх, а развить его до следующих состояний

Искусственные слезы

Особенно важно увлажнение слизистой оболочки глаза для тех, кто долгие часы проводит за компьютером или перед телевизором. Очень часто такие люди страдают сухостью глаз

Возникает ощущение, как будто внутри глаза все время что-то мешает.

Поэтому таким людям рекомендуется почаще моргать. Во время моргания по поверхности глаза распределяется слезная пленка, которая стоит из трех слоев: слизистого, водяного и липидного. Однако некоторым и это не помогает. Для таких случаев учеными и были созданы искусственные слезы. Их применение позволяет избежать высыхания слизистой оболочки глаз.

Невыплаканные слезы матери

Вот, например, семья. Муж, жена, старшие родственники.

Все молодые или моложавые, здоровые или с несерьёзными проблемами по здоровью, счастливые, жизнерадостные, много путешествуют, покупают много хорошего, следят за модой, на месте не сидят.

Конечно, много работают и хорошо зарабатывают. Старшие помогают младшим. Младшие уважают старших.

Жизнь бьет ключом. Нет времени на грусть. Депрессия считается придурью и следствием безделья. Опыт их семьи это как раз подтверждает.

Ну реально, не прикопаться: идеальная счастливая семья. Все идёт как по маслу.

В семье происходят смерти, увольнения и предательства близких друзей.

Но у них никто не плачет, тяжёлых и неприятных чувств очень стараются не замечать, просто все идут вперёд, справляются сообща, утешают друг друга, слезы считаются странной слабостью и «надо быть спокойнее», жизнерадостность и выдержка считаются высшим благом и достоинством, все живут в любви, радости, благодати и счастье.

 И тут в этой семье рождается ребёнок. Замечательный ребёнок, никаких проблем со здоровьем нет.

Но он постоянно плачет. Малейшая причина — и плач. Причины нет — все равно плач.

Вы скажете: что такого, младенцы плачут, так бывает.

Да. Но его ведут по врачам и делают УЗИ мозга. Причин не находят. Проблем со здоровьем нет.

Он плачет. Не все время, бывают хорошие дни, но в целом он постоянно плачет. Он заводится с полуоборота и начинается визг.

Он не вписывается в основное правило и миф этой семьи.

Мама мечется и не знает, что делать. К такому жизнь ее не готовила.

Она лечит и веселит, развлекает и развивает. Каждый день заполнен до предела.

Она считает, что уверенность и жизнерадостность — главные причины успешного воспитания ребёнка.

Она забыла, что 5 лет назад ее предали и унизили. Она не плакала, только расчесала себе все руки.

Она забыла, что 4 года назад в семье произошло самоубийство. Это ее не касалось, это не с ней, она тут ни при чем. Никто не плакал, и она не плакала.

Она не помнит, что есть мерцающий член семьи, который то здесь, то нет. И никто об этом не говорит.

При приближении к этой теме в разговоре у всех стекленеют глаза, и тема мгновенно меняется.

И ей бы поплакать обо всем этом. Выплакать весь ужас, горе, отвращение и ярость.

Но плакать — это признать плохое.

А признать плохое — значит разрушить основной миф семьи.

А разрушить миф — это значит разрушить семью. Это еще больший ужас, чем предательства, алкоголизм и смерти.

Поэтому в семье плачет ребёнок. Мужественно терпит всех врачей и развивашки. Он маленький, но знает: лучше тут плакать ему, чем всем остальным.опубликовано econet.ru.

Елена Надеева

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

https://youtube.com/watch?v=9emxg41oMo8

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet

Топ-4 причины эмоционального истощения

Причина эмоционального истощения – хронический стресс. Но он связан не только с изнурительной работой или проблемами в семье, отношениях. Есть и другие − менее очевидные, но не менее популярные − причины:

Навязчивые размышления и гиперконтроль

Чаще всего человек зацикливается в размышлениях о том, что уже не может изменить – или о том, что не подконтрольно ему полностью (например, при работе в команде). Такое мыслительное блуждание забирает время и силы, которые можно потратить на что-то полезное в настоящем.

А еще – оно утомляет, приводит к постоянной фоновой тревожности, может стать причиной развития невротических расстройств, депрессии, посттравматического стрессового расстройства.

Подавление эмоций и токсичная позитивность

Кажется, что подавление и скрывание эмоций – отличная идея, ведь это временно помогает поведенческому самоконтролю: вы ни на кого не накричите, ни перед кем не «расклеитесь».

Но такие привычки приводят к целому комплексу проблем:

Накопление негативных эмоций – «взрыв» или истощение. Согласно исследованию Техасского университета, непроработанные и подавленные эмоции способны усиливаться и накапливаться. В результате они продолжают жить внутри нас, отнимают силы и могут спровоцировать неожиданные «эмоциональные взрывы».

Проблемы с физическим здоровьем. Прежде всего, это психосоматика – нарушения работы, органов и, опорно-двигательного аппарата. Более того, согласно исследованию Гарвардской школы общественного здравоохранения, у сдерживающих эмоции людей на 30% повышается риск преждевременной смерти, и на 70% − риск рака.

Синдром жертвы

Зачастую синдром жертвы появляется на фоне привычки уходить от ответственности, отказа принимать самостоятельно важные решения, а также.

Синдром жертвы приводит к постоянной изнуряющей тревожности, чувству беспомощности – ведь от человека, по его мнению, ничто не зависит, а кругом подстерегают проблемы, которые он не может решить. Эти чувства заставляют его находиться в состоянии хронического стресса – и вызывают эмоциональное истощение.

Неумение или страх отказывать

Готовность прийти на выручку окружающим – это неплохое качество. Но оно часто основано на деструктивных мотивах, которые в итоге вредят человеку:

Низкая самооценка

Человек соглашается на работу или помогает близким, потому что не уверен в своей значимости и боится потерять расположение, внимание и любовь:. Патологическое чувство вины

Человек привык брать на себя ответственность за проблемы окружающих и заниматься самобичеванием:

Патологическое чувство вины. Человек привык брать на себя ответственность за проблемы окружающих и заниматься самобичеванием:

Такие ошибки мышления ставят человека в затруднительное положение: он не может объективно оценивать ситуацию и не понимает, когда помощь адекватна и необходима, а когда – носит «паразитический» характер или серьезно нарушает его собственные планы, вредит его психологическому и экономическому благополучию.

В результате человек берет на себя слишком много задач, игнорирует собственные потребности в угоду чужим, чрезмерно устает – и выгорает.

О том, как защититься от эмоционального истощения и справиться с ним, мы подробнее писали.

А вы сталкивались с эмоциональным истощением? Как справлялись с ним?

И будьте здоровы!

Как пережить травму

Если же все-таки произошло какое-либо событие в жизни ребенка, травмирующее его психику, надо дать ему возможность открыться, выговориться, выплакаться. Постараться понять чувства ребенка. Не уходить от ответов, поддерживать, чтобы эта боль не ушла в бессознательное, не осталась невыплаканной, невысказанной. Если сможете понять и почувствовать его страдания, ребенку станет легче.

Невыплаканные слезы в детстве останутся внутренней болью взрослого человека. Ведь чувства никуда не денешь. Рвущаяся наружу чувственность, не имея выхода, будет выражаться страхами, паническими атаками. И превращать человека в вечного ипохондрика или эмоционального инвалида с подавленными чувствами.

Психологическая травма: симптомы

Первый симптом – изменение поведения и привычек человека. Если вы всегда знали его как дисциплинированного, ответственного, подтянутого, сильного, общительного и жизнерадостного, а в какой-то момент он стал расхлябанным, необязательным, унылым и замкнутым, избегает общения со старым кругом друзей – скорее всего, он пережил психотравму. В таких случаях говорят: «Человек сломался».

Также у него могут проявляться резкие перепады настроения: от апатии и безразличия до раздражительности, гнева и ярости, которые он в некоторых ситуациях не контролирует, и потом ему очень стыдно за подобные эмоциональные проявления. Однако стоит ему начать жестко подавлять негативные эмоциональные реакции, контролировать всплески эмоций, как вскоре у него обнаруживают сердечно-сосудистое или эндокринное расстройство, а то и вовсе онкологическую патологию. Так проявляют себя на телесном уровне невыплаканные слезы и подавленные эмоции.

Постоянным эмоциональным фоном у человека с психотравмой может быть чувство тоски и безысходности, а вместе с ним – чувство вины, что он никак не смог предотвратить случившееся. Тревожность становится доминирующим эмоциональным состоянием.

Еще одним симптомом психологической травмы является рассеянность, трудности с концентрацией внимания. Человеку трудно сосредоточиться, у него все валится из рук.

Наконец, главное, что может произойти с человеком в результате психотравмы, – утрата веры в человеческие ценности. Если ваш знакомый, которого вы знали как добряка и оптимиста, вдруг начинает говорить циничные фразы, демонстрировать неверие в людей и добро, это говорит о том, что он получил серьезную психотравму, и она исказила его личность. Добрым человеком он быть не перестал, и человеческие ценности для него остались прежними, но психотравма заставляет его воспринимать эти качества как проявление слабости, уязвимости, и он их начинает прятать.

Психосоматические симптомы психотравмы

К ним относятся нарушения сна и ночные кошмары, тахикардия, боли в разных частях тела без органических причин, нарушения естественной двигательной активности – от ступора до нервных компульсивных движений, ослабление иммунитета, аутоиммунные расстройства, онкология, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания.

Виды психологических травм

Психологические травмы могут быть разных видов.

Первая классификация включает шоковые, острые и хронические психотравмы.

  • Шоковая травма является результатом ситуаций, угрожающих жизни человека и его близких. Наиболее сильное влияние шоковая ситуация оказывает именно в первое время. Далее человек адаптируется.

  • Острая психотравма появляется в результате событий, не угрожающих жизни человека, но резко ухудшающих ее условия: унижение, разрыв отношений, потеря работы, бизнеса, имущества, источника доходов.

  • Хроническая психотравма является результатом затянувшейся неблагоприятной ситуации, она часто длится десятилетиями. Например, это детство в токсичной, как сейчас говорят, семье или подобный брак, в котором человек испытывает подавление, физический и психологический дискомфорт. К хроническим психотравмам относятся также любые неблагополучные отношения, где человек находится в униженной, невыигрышной роли. Человек настолько привыкает к неблагоприятным обстоятельствам своей жизни, что принимает их за норму и даже не пытается изменить.

Вторая классификация выделяет следующие виды психотравм:   

  • травмы потери;

  • экзистенциальные травмы;

  • травмы совершенных ошибок.

  • травмы отношений.

Травма потери проявляет себя в страхе одиночества. Все, что нам принадлежит, наше имущество, наше жизненное пространство – это продолжение нас самих, проявление самоидентификации. В свое время весь материальный мир нам подарили родители, и это было проявлением любви. Во взрослом возрасте мы этот мир вокруг себя создаем сами. Когда у нас что-то отнимают и чего-то лишают, мы воспринимаем это как то, что нас оставляют одних. 

Экзистенциальные травмы подобны шоковым. В них присутствует реальная смертельная угроза человеку и его близким или его убежденность в существовании этой угрозы.

Травмы совершенных ошибок – это стыд за содеянное или чувство вины. Причем совершенно необязательно, что «содеянное» совершено самим человеком. Человеку часто бывает стыдно за поведение других людей.

Травма отношений появляется, например, после предательства близкого человека, и в этом случае возникают сложности в будущем с доверием к людям.

В двух словах о психосоматике

Если быть точнее, то психосоматика вытекает из психологии и медицины, является их направлением и занимается изучением взаимосвязи психологического и физического состояния человека.

Она базируется на утверждении, что некоторые психологические факторы и личностные предпосылки приводят к возникновению телесных недугов, которые в данном случае называют психосоматическими расстройствами. Основная сложность в том, что отличить обычное физическое недомогание или болезнь от расстройства, вызванного (грубо говоря) психосоматикой, порой довольно сложно.

В случае если последнее принимается за типичное заболевание (например, вирусной природы) и лечится медикаментозно, существует большой риск ухудшения состояния здоровья. Ведь в большинстве случаев фармакологические методы против психосоматических расстройств бесполезны. Потому как причины подобных нарушений здоровья лежат куда глубже, нежели очевидная «встреча» с вирусом, бактериями и т. п.

Как оградить от травм

Чувствительные дети живут эмоциональными связями. И если у родителей не получается по каким-то причинам наполнить чувственную жизнь ребенка, требующую постоянной подпитки, — он создает эти связи с плюшевыми зверями, домашними питомцами или воображаемым другом.

Эмоциональная связь с животными взамен близких, доверительных отношений с родителями часто приводит к психологическим травмам. Страшная потеря любимого «члена семьи» для таких детей часто оборачивается тяжелым ударом, часто со значительным снижением зрения. Для них это реальная потеря, как для взрослого потеря близкого человека.

Если с ребенком созданы близкие, доверительные отношения, когда он чувствует незримую, но прочную связь с родителями, способными его понять, — это является крепким фундаментом для развития и помогает избежать многих травм.

Как развивать

Внимательность к чувствам ребенка рождает эмоциональную связь и доверие.

Когда ребенок приходит из детского сада или школы, часто спрашиваем: что ел? что делал на занятиях? какие оценки принес? Подобные вопросы позволяют сказать, что мы интересуемся жизнью ребенка. Вот и наши мамы так же делали.

Гораздо реже нас спрашивали, что мы чувствуем, о чем переживаем, грустим и чему радуемся. И складывается впечатление, что это правильно. Раньше этого было достаточно, но сегодня — мало. Разговаривать о том, что чувствует ребенок, — необходимость в современном мире.

Иногда ребенок рассказывает о своих переживаниях, а мы невнимательно слушаем, погружены в свои бытовые проблемы и собственные мысли. Не можем услышать ребенка, готового поделиться своими эмоциями. Невысказанные чувства впечатлительного ребенка вечером перед сном проливаются страхом и истериками.

Доверие родителям, возможность делиться своими чувствами, переживаниями дает ребенку ощущение защищенности, уверенности, что никто не осудит, не обсмеет, не скажет, что плакать над мелочами глупо. Для него все переживания не мелочи, не бред, не наигранность. Это его реальные ощущения, его жизнь. Безразличие к тому, что у ребенка в душе, причиняет боль и может обернуться психологической травмой.

Развитие чувственности

Очень важно научить ребенка различать свои эмоции, называть словом. Чувственная сфера развивается чтением, поэтому развитие начинается со сказок

Тщательно отобранные сказки помогают ребенку преодолеть страхи. Не должно быть сцен каннибализма, как в сказках «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка». Когда мы читаем сказки, в которых персонажа съедают или хотят съесть, ребенок примеряет все на себя и ему очень страшно. Это взращивает в нем страх за свою жизнь

Чувственная сфера развивается чтением, поэтому развитие начинается со сказок. Тщательно отобранные сказки помогают ребенку преодолеть страхи. Не должно быть сцен каннибализма, как в сказках «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка». Когда мы читаем сказки, в которых персонажа съедают или хотят съесть, ребенок примеряет все на себя и ему очень страшно. Это взращивает в нем страх за свою жизнь.

Сказки на сострадание, такие как «Девочка и спички», «Гадкий утенок», «Оловянный солдатик», «Снежная королева», заставляют душу развиваться, чувствовать боль других, понимать, что есть сострадание и любовь.

Потом классическая художественная литература. Когда ребенок читает, он развивает воображение, нарабатывает словарный запас и развивает свою чувственную и сознательную форму жизни. Избавляется от страха за себя, сопереживая героям рассказов.

Таким детям подходят и занятия музыкой, они нарабатывают чуткость и чувственность.

Театральные кружки также очень полезны

Зрительные дети любят быть заметными, и в дальнейшем они будут привлекать внимание либо своим артистизмом и эмпатией, либо истеричностью, требованием любви к себе, — все зависит от того, насколько они разовьют свою способность чувствовать, любить, а затем применят ее во взрослой жизни

Чувствам нужно учиться, так же как математике или литературе. В воспитании чувств — задачки на сострадание. Сначала на маленьких примерах постигать работу души. Каждая решенная задача на сострадание, например за героя сказки, помогает ребенку развиваться и дает ему очень приятные ощущения.

Слезы продлевают жизнь

Слезы в некоторой степени способствуют продлению жизни. Возможность как следует выплакаться, дает организму сильную психологическую разрядку. Можно сказать, что, таким образом, плач помогает нам эффективно бороться со стрессом.

Как известно, женщины живут дольше мужчин. Это связано сразу с несколькими факторами. Одним из них является эмоциональная сдержанность мужчин. Мужчины не плачут, мешая тем самым своим эмоциям вырываться наружу. Негативные эмоции при этом накапливаются внутри, постепенно подтачивая здоровье. Женщины же, наоборот, склонны давать волю своим эмоциям и слезам.

Плач также полезен и с точки зрения физиологии. Он приводит к расслаблению и замедлению дыхания, обладает успокаивающим эффектом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий