Назовите методы развития влияющие на личность ответы

Механизмы личностного роста

  1. Присвоение подразумевает формирование личностных качеств в тесном контакте с окружающим. В каком-то смысле, этот механизм является навязыванием человеку устоев, принятых в обществе.
  2. Обособление проявляется в нежелании субъектом принимать правила поведения и стремление выделиться из толпы. Этот механизм способствует формированию индивидуальных качеств, позволяющих обособить человека от общества. Обособление может проходить через внутреннее, то есть темперамент, черты характера или интеллект, внешнее направление, к которому относятся половая принадлежность, национальность и т.д.
  3. Идентификация является наиболее сложным механизмом личностного роста. Речь идет о попытке человека стать похожим на объект симпатии. Копирование может затрагивать физический и эмоциональный уровень.

Знание механизмов и законов развития личности позволяет составить программы обучения, используемые педагогами и психологами. Эти же законы помогают психоаналитикам в работе с пациентами.

Заблуждения

Не редко люди считают,  что психолог и тренер по развитию личности  это одно  и тоже.

Это большое заблуждение, если не сказать больше. Психологи помогают людям решать  различного рода локальные проблемы или группу проблем, но они не являются стимуляторами и могут лишь реабилитировать психологическое состояние человека, который находится либо в депрессии, либо в близком к этому состоянии. Специалисты по личностному росту, прежде всего, СТИМУЛИРУЮТ развитие личности, самосовершенствование человека, а не решают отдельно взятые проблемы. Личностный рост – это путь к решению причин возникновения проблем, а не временное усмирение уже имеющихся неприятностей.

Также часто встречаются мнения о том, что интересоваться личностным ростом, могут только люди разочарованные в своей жизни, те кто находится в состоянии полного отчаяния.

Это заблуждение отчасти схожее с предыдущим, но по уровню объективности находится еще ниже. Все, кто задается вопросом личностного роста, не смотря на положение своих дел и  моральное состояние – люди, в большинстве своем, очень сильные, так как сам факт заинтересованности говорит о том, что эти люди, независимо от статуса, хотят расти и становиться лучше. Личностный рост не предусматривает моментальное решение проблем, и потому ассоциировать его с  слабостью или отчаянием  просто глупо!

Друзья, статья получилась достаточно большая и, может быть, в отдельных местах не очень интересная. Можно писать до бесконечности на эту тему, но главная мысль здесь такова:

Постоянное саморазвитие и самосовершенствование должно быть жизненным кредо каждого из нас!

Рекомендую посмотреть очень полезное интервью с лучшим тренером по личностному росту в России:

НОВОСТЬ №1. Записал для Вас новый видео-курс по личностному росту. Вы можете прямо сейчас получить его в подарок по этой ссылке.

НОВОСТЬ №2. По итогам месяца лучший комментатор блога будет награжден денежным призом.

2.1 Методы развития личности

Методы развития личности являются активными методами обучения. Они направлены на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированного решения нестандартных профессиональных задач. Формирование у них эффективных моделей социального поведения.

В активном социально-психологическом обучении используется 4 группы методов:

– дискуссионные,

– игровые,

– смешанные,

– комплексные.

Групповая дискуссия – метод организации совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи. Дискуссионные методы могут быть в виде группового интервью, сократовской беседы, «круглого стола», «мозгового штурма», дельфийские методы и др.

Групповое интервью – вид групповой дискуссии, нацеленной на изучение общего мнения членов группы о том или ином предмете, событии.

Сократовская беседа – вид дискуссионного диалога, который один из оппонентов последовательно предлагает другому наводящие вопросы.

Круглый – стол это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Использование данных методов приводит к групповым решениям. (кроме сократовской беседы). При этом происходит процесс усреднения групповых решений, который был назван процессом нормализации группы. В1931 г. Дж. Стоупер показал, что групповое решение включает в себя элемент риска в сравнении с индивидуальными решениями. Отсюда следует, что эти методы развития имеют свой потолок, так что каждой личности требуется момент тишины, в который он может принять правильное решение.

Было выявлено, что наиболее значимыми факторами формирования «группового духа» являются очень высокая сплоченность группы, ярко выраженное чувство «мы». Феномен «группомыслия» был открыт И.Джанисом на материале анализа важнейших политических решений. Ирвинг Джанис выделяет несколько причин, способствующих возникновению «группового духа»:

– высокий уровень сплоченности группы. Это могут быть дружеские компании, элитарные группы, группы экспертов и др.

– изоляция группы, отсутствие экспертных оценок извне.

– высокая однородность группы на идеологическом уровне.

– директивное лидерство.

– отсутствие или недостаток процедур поиска и оценивания альтернатив.

– высокий уровень напряжения в сочетании со слабыми надеждами на поиск решения, лучшего, чем предложил лидер группы.

– низкая самооценка группы в связи с прошлыми неудачами при принятии решений.

Цели в личностном росте

Хоть личностный рост и направлен на проработку внутренних моментов, он обязательно находит отражение во внешнем мире. Одним из самых ярких признаков развития является реализация человеком собственных замыслов. Мобилизация внутренних ресурсов позволяет достигать поставленных целей экологичным путем, без нанесения вреда другим людям.

Однако можно посмотреть и с другой стороны. Процесс личностного роста нельзя представить без постановки соответствующих задач. По сути, желание стать лучше уже является самостоятельным намерением. То есть следование определенной цели обеспечивает развитие человека, и наоборот. Но иногда намеченные планы не требуют проработки личностных качеств. Тогда саморазвитие выступает в качестве базиса, помогающего достичь успеха в этом деле.

К примеру, если человеку необходимо прокачать навык убеждения, ему не требуется проработка каких-либо нравственных качеств. Но на многих тренингах обучение данной способности будет преподноситься как личностный рост. В зависимости от того, что подразумевается под развитием, прокачка этого навыка будет или не будет являться личностным ростом.

Если умение убеждать — одно из условий для формирования цельной и гармоничной личности, развитие должно происходить в соответствии с определенными принципами. В случае, если человек отстаивает собственную точку зрения, прибегая к манипуляциям, запугиваниям и давлению, это не имеет никакого отношения к самосовершенствованию.

Как уже было сказано, личностный рост неразрывно связан с принципом экологичности. В данном контексте цель совсем не оправдывает средства, особенно если используемые методы могут нанести вред окружающим.

К примеру, если человек планирует открыть собственное дело, то его целью является запуск данного проекта. При этом следует помнить, что бизнес невозможен без покупателей

Это значит, что нужно уделять внимание не только способам продвижения продукта, но и его качеству. Целью бизнеса должна стать продажа действительно необходимого и качественного товара, а не простое извлечение прибыли

Личностным ростом в данном случае будет ведение честной и достойной предпринимательской деятельности. Для этого достаточно не обманывать своих покупателей: продавать продукты с хорошим сроком годности, не выдавать подделку за оригинал, открыто говорить о всех характеристиках товара и пр.

Да и сама идея будущего бизнес-проекта должна быть экологичной. Не секрет, что сегодня предостаточно фирм-однодневок, которые исчезают с деньгами покупателей или партнеров. Да, это тоже бизнес, но ничего общего с нравственным развитием он не имеет.

Получается, личностный рост должен соответствовать определенным условиям. Недостаточно просто прокачать какой-либо навык — необходимо постоянно работать над своим характером и ценностями.

Организованность

Это способность упорядочивать личную деятельность и определять важность целей и дел для повышения вероятности успеха и минимизации затрат.

Проявляется при появлении большого количества неупорядоченных, хаотичных дел, выполнение которых может быть неэффективным из-за траты ресурсов на менее важные дела

Такие дела подробно описываются, определяются связи между ними, определяется их важность и полезность для самореализации и достижения цели жизни.. Главными средствами для организации являются планирование и систематизация своей деятельности

Для этого можно применять различные системы списков, папок, категорий и т.п. Также можно делегировать выполнение важных дел более компетентным специалистам. Подробнее инструменты для организации описаны в методе Организация личных целей и дел. Также вы можете прямо сейчас начать пользоваться мощным, бесплатным онлайн органайзером.

Главными средствами для организации являются планирование и систематизация своей деятельности. Для этого можно применять различные системы списков, папок, категорий и т.п. Также можно делегировать выполнение важных дел более компетентным специалистам. Подробнее инструменты для организации описаны в методе Организация личных целей и дел. Также вы можете прямо сейчас начать пользоваться мощным, бесплатным онлайн органайзером.

При низкой организованности человек имеет много дел, полезность и зависимость которых ему неизвестна. Он принимает решения хаотично, обычно в зависимости от настроения и желания выполнить наиболее интересное, но не обязательно полезное дело.

При высокой организованности у человека все важные цели и дела подробно описаны, структурированы и организованы в единую систему. С ее помощью он может быстро находить нужную информацию и принимать правильные решения в зависимости от текущих условий и имеющихся ресурсов. Но эта система требует траты дополнительных ресурсов для ее создания и актуализации информации в ней.

Повышает успешность за счет ясного представления того, что нужно сделать для достижения цели, и быстрого получения необходимой информации для принятия решений и выполнения действий.

Развивается с помощью прогрессивного усложнения системы организации деятельности для самореализации и непрерывной актуализации информации в ней. Этому способствует развитие целеустремленности и самодисциплины.

1.1 Предмет социальной психологии.

Социальная психология – научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Социальная группа – два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою групповую принадлежность и участвуют в совместной деятельности. Классификация групп достаточно обширна.

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть носители социально-психологических явлений.

К ним относятся следующие: личность в группе (системе отношений), взаимодействие в системе «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент и т. д.), малая группа (семья, воинский экипаж, группа друзей и т. п.), взаимодействие в системе «личность-группа» (лидер-ведомые, командир-взвод, новичок-школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе «группа–группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, социальный слой, территориальная группа и т. п.)

Основными разделами социальной психологии являются:

– психология общения,

– психология групп,

– социальная психология личности.

Факторы, влияющие на формирование личности

Опыт

На протяжении всей жизни человек участвует в разных видах деятельности. Этот опыт называется личным и включает в себя совокупность полученных знаний, приобретенных умений и навыков. Существует ещё личностный опыт — этот вид опыта связан с психологическими переживаниями субъекта относительно смысла деятельности. Он помогает сформировать убеждения, взгляды, собственные выводы из пережитого.

Наличие опыта помогает человеку познавать и преобразовывать окружающую действительность, реализовать наилучшим образом внутренний потенциал, ставить цели и достигать их. Положительный опыт подталкивает человека продолжать двигаться в том же направлении, а отрицательный тормозит его развитие.

Социальное окружение

С первых дней жизни человек попадает в социальное окружение и включается во взаимодействие с остальными субъектами. Социальное общение начинается с семьи и продолжается в других социальных институтах. Приобретенный в результате опыт постепенно преобразуется во внутренние убеждения, становится частью мировоззрения и неотъемлемой составляющей личности человека. При этом из одинаковых социальных ситуаций разные индивиды могут вынести различный социальный опыт, что служит процессу формирования такого качества личности, как индивидуальность.

Рассмотрим на примере некоторых характеристик окружения, каким образом они могут повлиять на развитие личности отдельного индивида:

  1. Успешность. Окружая себя успешными людьми, человек мотивирует себя на достижение жизненных целей и реализацию амбиций.
  2. Уважительность. Находясь среди членов общества, демонстрирующих уважительное отношение к другим, ребенок перенимает эту манеру поведения. Также верно и обратное.
  3. Наличие высокого интеллекта и уровня культуры. В окружении умных, культурных, образованных людей индивид стремится стать похожим на них.
  4. Здоровье и физическая форма. Если в окружении человека большинство придерживается здорового образа жизни, наглядно демонстрируя его результат, появляется желание присоединиться к ним. Если же подросток попадает в среду, где поощряется курение и выпивка как символ взрослости, велик шанс попасть под влияние этой среды, чтобы не выделяться из толпы.

Культура

Определенный культурный опыт является достоянием всего человечества и одинаково влияет на формирование личности, независимо от общественного строя. Но в то же время каждое отдельное общество предлагает своим членам особенный культурный опыт, отличный от опыта других культур. Большое значение имеет ее религиозная составляющая. Так, личность, воспитанная на основе христианской культуры кардинально отличается от личности, воспитанной в мусульманской среде.

Каждое общество прививает всем членам свои общекультурные ценности, которые впоследствии становятся отличительными чертами любого из них, хоть и в разной степени. Так создается образ типичного англичанина, среднего американца или исконно русского, который соответствует базису культуры общества.

Физическое окружение

Влияние окружения в физическом (географическом, климатическом) смысле на развитие личности не столь значительно, как социальное. Оно имеет значение большей частью для предпосылок формирования националистического, этнического сознания. Однако нельзя отрицать некоторые факты, подтвержденные многолетним опытом большинства людей. Так, например, жители более северных широт по своему характеру более открыты, гостеприимны, доброжелательны к незнакомым людям, чем жители южных широт.

Генетические особенности

В каждой человеческой особи природой генетически заложены предпосылки для ее индивидуального развития. Люди отличаются друг от друга не только по своим физическим качествам, но и по врожденной склонности к некоторым видам деятельности, дающей им преимущества в быстром и качественном освоении определенных профессий. Биологическая наследственность является одним из факторов, влияющих на индивидуальность личности, объясняющих ее отличие от других особей по темпераменту, характеру, способностям

Наследственность

Наследственность относится к группе биологических факторов, оказывающих прямое влияние на развитие личности человека. Структуру этого элемента можно наглядно изобразить в схематической форме:

Как можно понять из иллюстрации наследственность формируется из нескольких факторов. Следовательно, следует разобрать каждый составляющий элемент в отдельности, что поможет сформулировать выводы.

Анатомо-физиологическая структура

Под ее воздействием закладываются базовые способности речи и мышления индивида. Сюда также включают прямохождение и другие признаки вида.

Задатки

По своей природе являются частью анатомо-физиологической системы, но все же с отдельным значением для развития. Задатки – это предпосылки развития способностей

От этих свойств нервной системы зависит уровень работоспособности, внимание, скорость образования связей. Из группы принято выделять специфические задатки к тому или иному виду деятельности

Например, к музыке, танцам, спорту, математике, языкам и так далее. Однако, при отсутствии благоприятных внешних условий и занятий по какому-либо направлению, способности не смогут развиться, даже если существует предрасположенность в виде задатков. Но в случае создания необходимых условий развития и систематических занятий выбранным видом деятельности личность может достичь высшего уровня развития способностей – это талант и гениальность.

Аномалии в развитии

Здесь имеются в виду наследуемые генетические заболевания или же предрасположенности к ним. Нередко данный элемент рассматривается как ведущий фактор, влияющий на развитие личности.

Особенности нервной системы

Процессы в нервной системе организма формируют типы нервной деятельности, являются биологическим фактором и влияют на формирование наследственности.

Физиологические особенности

Этот фактор также передается от поколения к поколению. Под физиологическими особенностями принято рассматривать группу крови, скорость обмена веществ и прочие.

Физические особенности

Также наследуемые качества личности. В группу передаваемых по наследству физических качеств входит цвет волос, расовые признаки, основные черты лица и телосложение.

Различные исследователи все еще спорят о вероятности передачи моральных качеств по наследству. В рамках отечественной педагогики принято рассматривать моральные качества личности как итог взаимодействия с внешней средой, а не наследуемый генетически признак. Данное предположение находит подтверждение в исследованиях генома человека. Удалось выявить отсутствие генов агрессии, зла, добра и прочих, так называемых «нравственных» генов. Однако западная педагогика имеет на этот счет обратное мнение. Там принято считать нравственность частью наследственности, что объясняется наличием инстинктов.

Развитие личности — другие факторы и движущие силы.

Уже в детском возрасте под влиянием воспитательного процесса формируется сознание и самосознание, собственное “Я”—  важнейшие факторы развития личности. Достигнув подросткового возраста, ребенок начинает активно использовать самопознание с целью самовоспитания, создания собственной личности.

Самовоспитание вслед за воспитанием включается в процесс развития личности. Оно выражается в действиях человека, направленных на самого себя, на выработку качеств, которые соответствуют именно его идеалам, жизненной цели.

Индивид начинает работу над собой, формирует характер, волю, другие качества. Меняя себя, личность меняет условия и обстоятельства своей жизни.

Самообразование

В каких бы условиях не жил человек, ему приходится своими усилиями «лепить» из себя то, что он желает.

Определение 1

Самообразованием называется процесс самостоятельного получения образования в определенной сфере.

Самообразование необходимо каждому человеку, без него он обречен на деградацию. Основные стратегии самообразования:

Статья: Способы развития личности в психологии

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

  1. Непрерывный процесс самосовершенствования, способствует интеллектуальному развитию личности. В настоящее время можно учиться до бесконечности, так как знания растут с огромной скоростью. При любом обучении будет существовать «зона ближайшего развития» – то, что человек еще не знает и ему предстоит это освоить.
  2. Самообразование сопровождается высоким уровнем мотивации. Прежде всего, необходимо мотивировать себя для того, чтобы достичь определенного уровня знаний. Следует знать, что перед самообразованием стоят сотни препятствий: усталость после тяжелого дня, бытовые проблемы и т.п. Тот человек, который не поддается этим препятствиям, при любых условиях может сохранить высокую мотивацию к достижению поставленной цели и успеть сделать задуманное.
  3. Процесс самообразования необходимо индивидуализировать. Для изучения иностранного языка, освоения какого-либо творческого процесса необходимо лишь открыть учебник, справочник или включить интернет. Иногда неверие в свои силы может служить препятствием для реализации цели. Принцип индивидуализации самообучения приходит на помощь: мало начитанный человек занимается изучением философии с чтения научных работ Канта. Такое чтение будет сложным для него и вслед за этим он потеряет веру в свои силы. Следует знать, что необходимо начинать с малого, учитывать свои особенности в обучении, запас знаний.

Кто такая сформированная личность

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Движущие силы развития личности

Движущей силой развития личности являются противоречия и другие формы психологических феноменов, провоцирующих индивида к самосовершенствованию, к работе над собой. Таким феноменом может служить конфликт между вновь образовавшимися у человека потребностями и отсутствием у него возможности их удовлетворения.

Противоречия могут возникать между:

  • имеющимися способностями и потребностями более высокого порядка;
  • поведением и сознанием;
  • старыми формами взаимоотношений и новыми духовными потребностями;
  • возрастными изменениями физических способностей и их несоответствием привычному образу жизни.

Противоречия подталкивают индивида к деятельности, позволяющей выработать нужные ему свойства и качества личности. Человек активно стремится поменять что-то в своем характере, поведении, образе жизни. Наличие желаний стимулирует постановку и достижение целей. Ради этого человек может поменять социальное окружение, географическое положение, работу, получить дополнительное образование, сменить социальный статус (создать семью, подняться по карьерной лестнице), заняться спортом, избавиться от вредных привычек и приобрести полезные привычки, навыки и умения.

В случае, когда возрастные изменения меняют физические способности не в лучшую сторону, человек вынужден пересмотреть свой привычный образ жизни и найти новые способы самореализации (например, сменить активные занятия спортом на развитие духовного начала или повышение уровня интеллекта и образованности).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий