Насилие в детстве провоцирует депрессию в юности

Виды психологического насилия

Психологическое, а также называемое ещё моральным и эмоциональным, насилие – это форма нефизического давления на психику человека, которое приводит к тревоге, депрессии или даже посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР).

Важно понимать, что в большинстве случаев это не разовое притеснение, а постоянный фактор, который формирует определённый климат в отношениях или семье, где один доминирует, а другой – подчиняется. Обычно психологическое и моральное насилие проявляется в виде:

  • обидных замечаний и шуток, которые направлены на унижение достоинства или высмеивают физические особенности;

  • контроля действий (тиран требует отчёт о каждом проделанном шаге, устраивает допросы и ограничивает круг общения для жертвы);

  • навязывания определённых установок мышления и мнений;

  • эмоционального манипулирования (провоцирование определённых эмоций);

  • внушения чувства вины или долга;

  • запугиваний;

  • обесценивания достижений.

Средства психологического террора могут быть разными – от ядовитых шуточек до вполне убедительной демонстрации огорчения (настолько убедительной, что вы невольно чувствуете вину за то, что расстроили его). Тиран может притворяться великодушным и щедрым, что нередко вводит в заблуждение. Но, по сути, это что-то вроде «я тебе дам желаемое, но потом будешь должен».

Результатом систематического давления почти всегда является принятие установок партнёра, ощущение никчёмности, несамостоятельности и т.д. Психологическое и моральное насилие может проявляться в семье, в отношениях с детьми, родственниками, друзьями и коллегами на работе. Существует психологическое насилие женщины и психологическое насилие мужчины.

Реакционные основы дезорганизации действий

Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.

Для деток младшего возраста таковыми являются:

  • протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
  • отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
  • имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
  • компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.

Реакции у подростков:

  • эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
  • группирование – создание антисоциальных группировок;
  • увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.

Советы родителям: как помочь своему ребенку?

Родители – самые близкие люди для малыша, и они первыми замечают, что их чаду плохо. Как именно можно помочь ребенку справиться с психологической травмой?

Прежде всего, следует изменить воспитательную стратегию на более мягкую и доброжелательную, для чего нужно самим владеть достаточно высоким уровнем знаний в психологии и педагогике.

Основной задачей этого непростого периода должно стать создание для сына или дочки максимально комфортной обстановки, в которой он не будет испытывать беспокойства и страха, а сможет полноценно развиваться и общаться.

Чтобы быть уверенным в верности своих действий, можно пройти наш дистанционный курс обучения на кризисного психолога или обратиться за квалифицированной помощью к детскому психотерапевту, который подберет верный метод коррекции, учитывая индивидуальные особенности вашего малыша.

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры укрепления психического здоровья и профилактики призваны усилить способность человека контролировать свои эмоции, расширить круг альтернатив рискованным формам поведения, выработать жизнестойкость, позволяющую успешно справляться с трудными ситуациями и неблагоприятными факторами, а также способствовать формированию благоприятной социальной среды и системы социальных взаимоотношений.

Эти программы должны осуществляться на многих уровнях с использованием различных платформ, например через электронные СМИ, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений или среди местного населения, а также различных стратегий, обеспечивающих охват ими подростков, особенно наиболее уязвимых.

Диагностика и лечение

Поставить диагноз может только квалифицированный врач. Даже в том случае, если у человека наблюдаются пять и более симптомов из выше перечисленных, еще рано говорить о его психологическом расстройстве.

Если же симптомы ярко выраженные, имеет длительный и постоянный характер, а у человека наблюдаются трудности в социальной адаптации или проблемы с законом, то стоит бить тревогу и обратиться к врачу.

Нужно отметить, что лечение очень сложное и длительное, так как не существует специальных медикаментов, которые лечат именно пограничное расстройство личности. Поэтому терапия направлена на купирование определенных симптомов (депрессии, нервозности, агрессии).

В зависимости от симптомов возможно понадобится консультация невролога, нарколога, гинеколога, уролога.

Так как пограничное расстройство почти всегда сопровождается депрессивным состоянием, то назначается курс антидепрессантов. Они призваны помочь в восстановлении психического здоровья пациента. Чаще всего назначаются лекарства группы СИОЗС, как наиболее безопасные и современные.

Кроме того, назначаются антипсихотические препараты (снижают стремление к получению новых ощущений, которые могут нанести вред здоровью), стабилизаторы настроения, противотревожные препараты (анксиолитики).

Не обойтись без многочасовых сеансов психотерапии. Только психотерапия дает положительные и видимые результаты, помогает разобраться в корне проблемы, найти причины ее возникновения и обрести душевное равновесие пациенту.

Очень важно, чтобы у пациента возникло чувство доверия к психотерапевту. Чтобы он мог максимально открыть свои душевные переживания и чувства

Грамотный врач направит пациента в нужную сторону, поможет ему найти собственное «Я», проведет терапию «переноса» в те ситуации в жизни человека, которые могли спровоцировать возникновение и развитие заболевания. К каждому случаю необходим индивидуальный подход. Поэтому выбор психотерапевта имеет определяющую роль в лечении.

К последствиям пограничного расстройства личности можно отнести уже раннее названые: алкоголизм, наркоманию, ожирение, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

К более глобальным: социальная изоляция, одиночество (следствие невозможности построения длительных отношений), проблемы с законом, судимость, суицид.

Пограничные расстройства не повод для отчаяния. Во время ремиссии такие люди заводят друзей, строят семьи, живут полной жизнью. Нужно просто правильно выбрать лечащего врача или клинику для лечения в период обострения.

Откуда берется депрессия

Есть такое понятие как биопсихосоциальная модель депрессии. Согласно этой модели, депрессия развивается в результате сложного взаимодействия биологических, социальных и психологических факторов:

  • генетическая предрасположенность;
  • негативный ранний детский опыт ребенка — он влияет на то, как человек в будущем будет воспринимать окружающий мир;
  • критические события и стрессовые ситуации, которые происходят прямо сейчас.

Первые два фактора оценить самостоятельно сложно, это может сделать специалист. А про критические события можно поговорить подробнее, потому что именно они часто запускают депрессию.

► 

  • большая нагрузка по учебе;
  • буллинг;
  • тяжелые расставания;
  • переезды;
  • разрыв со своим социальным окружением.

Запустить депрессию также может тяжелая болезнь или смерть кого-то из близких, потеря домашнего питомца, не очень успешная сдача экзаменов.

Когда идти к специалисту?

Если вы увидели, что ребенок чуть более грустный, чем обычно, меньше общается с друзьями, у него поменялся аппетит, он часто плачет, начал хуже учиться, ему тяжело сосредоточиться — все это уже повод для того, чтобы обратиться к психологу.  Причин такого состояния может быть много, но лучше сразу обратиться к специалисту. Если ребенку не нужна будет терапия, никто не будет ее навязывать насильно.

Обращаясь к психологу, вы всегда можете задать ему вопросы. Например: что происходит с подростком, что вы будете делать, нужны ли занятия, какие сроки работы, как можно будет отслеживать динамику, почему вы думаете, что посещение психиатра необходимо? Профессионал всегда ответит на эти вопросы.

Если у человека была депрессия, стоит ли постоянно мониторить состояние?

Да, но без фанатизма. Нужно следить за сном, питанием, беречь себя, если предвидится стрессовая ситуация, заранее получать поддержку.

Поведенческие нарушения

Поведенческие нарушения чаще встречаются у младших, чем у старших подростков. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), характеризующийся трудностями с концентрацией внимания, чрезмерной активностью и действиями без учета последствий, встречается у 3,1% подростков 10–14 лет и у 2,4% подростков 15‑19 лет (1). Расстройство поведения (при котором возникают такие симптомы, как деструктивное, проблемное поведение) встречается у 3,6% подростков 10–14 лет и у 2,4% подростков 15–19 лет (1). Поведенческие нарушения могут негативно влиять на обучение подростков, а расстройство поведения может становиться причиной противоправного поведения.

Виктимблейминг. Или кто виноват в насилии?

В совершении насилия всегда виноват насильник. Но почему-то слишком часто мы встречаемся с идеей, что жертва насилия сама виновата в том, что с ней произошло. Это явление называется «виктимблейминг».

Обычно люди сами очень боятся оказаться в позиции жертвы насилия. И когда они сталкиваются с тем, что над кем-то совершили насилие, они сознательно или бессознательно очень пугаются, что с ними тоже может такое случиться. И их психика прибегает к защите – они внушают себе то, что насилие случилось потому, что жертва что-то сделала не так, и поэтому с ней такое произошло. И если бы она вела себя «правильно», то насилия бы не случилось.

Такая идея защищает этих людей от тревоги, что подобное насилие может произойти и с ними. Ведь они же все будут делать «правильно», в отличии от жертвы насилия, и тогда с ними ничего такого не случится.

Но эта защита делает их неэмпатичными, нечувствительными к переживаниям человека, пострадавшего от насилия. Они не могут оказать ему поддержку, а вместо этого еще больше усиливают его травму.

Ведь для того, чтобы сочувствовать и поддерживать человека, пережившего насилие, нужно смочь поставить себя на его место. Нужно либо внутренне обратиться к собственному опыту, когда мы переживали опыт насилия, либо нужно предположить, какого было бы нам, что бы мы чувствовали, если бы были на месте этого человека. А для людей, склонных к виктимблеймингу, это очень страшно. И поэтому их психика прибегает к защите.

Также, сталкиваясь с тем, что кто-то пережил или переживает до сих пор опыт насилия, и что мы не можем на это повлиять, не можем этого изменить – мы чувствуем бессилие. А когда чья-то психика по каким-то причинам не справляется с этим переживанием, то она может от него защищаться с помощью агрессии. И тогда обвинение жертвы в произошедшем насилии – позволяет такому человеку сбрасывать эту агрессию, под которой на самом деле скрывается переживание бессилия.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ сотрудничает с партнерами в целях сокращения случаев молодежного насилия путем осуществления инициатив, которые способствуют выявлению, количественной оценке и принятию ответных мер в отношении данной проблемы, включая:

  • разработка программ профиликатики насилия в школе;
  • привлечение внимания к значимости проблемы молодежного насилия и необходимости профилактики;
  • сбор фактических данных о масштабах и видах насилия в различных условиях;
  • разработка рекомендаций для государств-членов и всех соответствующих секторов в целях профилактики молодежного насилия и усиления ответных мер для борьбы с ним;
  • оказание поддержки предпринимаемым на национальном уровне усилиям по профилактике молодежного насилия;
  • сотрудничество с международными учреждениями и организациями в целях сдерживания молодежного насилия во всем мире.

Признаки недолюбленного ребенка

Психологи сходятся в едином мнении, что в большинстве случаев, равнодушие родителей к своему ребенку, становится причиной многих проблем с их чадом в будущем.

Как влияет недостаток любви на детей:Отсутствие доверия к людям. Неспокойная обстановка дома, непонимание между родителями, частые ссоры, крик, приводят к развитию фобий. Малыш в раннем возрасте перестает доверять родителям. Затем он начинает чувствовать себя ненужным, одиноким. В последствии, личная жизнь не складывается, он постоянно преодолевает трудности.

Эмоциональные расстройства. Постепенно взрослея, большинство детей пытается выразить свои чувства, происходит это при помощи слов, жестов

Подавленные невниманием дети не могут побороть свои страхи, управлять всплесками негативных эмоций. Из этого следует, что переходя во взрослую жизнь, ребенок будет бороться с ветряными мельницами

Страхи – мельницы будут повсеместно его преследовать. Выработать иммунитет к прессингу, давлению на его неокрепшую психику так и не получится.

Боязнь ошибиться

В тех семьях, где детям уделяют очень мало внимания, с равнодушием относятся к их жизни, у малышей теряется чувство значимости, важности. Их достоинство отходит на второй план, они становятся нерешительными, стараются не выбиваться в лидеры

Такая нерешительность порождает в них чувство боязни. Они стараются не брать на себя ответственность, чтобы не стать виноватым, не ошибиться. Ведь никто не станет на их защиту, не придет на помощь. Такой ребенок во взрослой жизни соглашается с ролью жертвы, да и в детские годы его часто унижают сверстники.

Маленький взрослый. Ребенок, который в детстве не смог ощутить себя любимым часто повзрослев, остается маленьким. Из детства переносится чувство долга. Он считает, что все вокруг ему что-то должны. Должны любить, опекать, заботиться, ведь ему этого не просто хочется, он этого требует. Показывает это довольно интересным способом, капризничает, не слушается, кричит, не ходит в школу, отказывается учить уроки, ему ничего не интересно. Более того, такой ребенок провоцирует родителей на скандал. Происходит это из-за того, что ему не хватает внимания, заботы.

Психические расстройства. Практически все дети, которым не хватило родительской любви, страдают некими расстройствами, так сказать фобиями. Им все детство кажется, что их преследуют, критикуют, обижают, что они не такие как все, даже не так одеты. Они довольно часто впадают в депрессивные состояния, из которых не видят выхода. Чувство страха и тревоги их второе я, им снятся плохие сны, такие детки часто видят плохие сновидения, галлюцинации. Более того, они могут в сильно встревоженном состоянии упасть в обморок, иметь кровотечения из носа. Все это последствия постоянного стресса, нервного перенапряжения.

Болезненные воспоминания. Дети, чувствующие себя ненужными, очень больно реагируют на любую критику. Как правило, родители вспоминают об их присутствии очень поздно, когда ребенок уже отдалился. Взрослея, дети стараются убежать из дому, поступают учиться за тридевять земель, очень рано создают семьи. Им хочется как можно раньше стать взрослыми, независимыми, больше не терпеть надругательств, унижения.

Бываю случаи, когда от безысходности они вынуждены жить с родителями. Тогда обоюдные упреки отравляют всем жизнь. Как правило, укоры идут от детей. Они стараются, во что бы то ни стало показать родителям их ошибку, винят во всем происходящем только родителей.

Дети у детей. Ситуация двуликая. Может быть так, что в воспитании уже своих детей будут повторяться те же методики, которые применялись родителями. Но бывает и по-другому. Понимая, что их детство прошло не совсем радужно, потакают во всем своим детям, излишне балуют. Что в свою очередь приводит не всегда к пониманию, уважению, страданию уже в роли родителей.

Рискованные формы поведения

Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ и рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте. Рискованные формы поведения могут быть неудачными попытками справиться с эмоциональными трудностями и могут иметь тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.

В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15–19 лет в мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей (3).

Обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет. Каннабис – наркотик, употребление которого наиболее распространено среди молодежи: в 2018 г. его хотя бы раз употребляли около 4,7% подростков 15–16 лет (4).

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкой успеваемости, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2019 г. межличностное насилие было признано одной из основных причин смертности юношей старшего подросткового возраста (5).

Психологические последствия сексуального насилия

Стать жертвой изнасилования может любой человек, независимо от пола и возраста. Но чаще всего в роли пострадавших оказываются женщины, а мужчины являются насильниками.

Специалисты отмечают два вида сексуального насилия:

  • жестокое изнасилование незнакомцем. В этой ситуации насильник неожиданно нападает на жертву, угрожая оружием;
  • изнасилования доверия. Жертва знакома с насильником и не боится его.

Ситуация может начинаться вполне безобидно, но в определенный момент насильник переходит к жестким действиям.

Согласно статистике, первый тип изнасилования менее распространен. Большая часть женщин стали жертвами своих знакомых, которым до этого доверяли. Утрата такого доверия является сильнейшим стрессом, который неизбежно отразится на психологическом состоянии жертвы.

Часто жертвы сексуального насилия скрывают это от окружающих, поскольку опасаются их осуждения и боятся повторения стрессовой ситуации. После изнасилования женщина находится в шоковом состоянии и может поступать иррационально. Если в роли насильника выступал знакомый человек, то жертва будет избегать общения со всеми мужчинами, считая их всех потенциальной угрозой.

Самообвинение – это еще одна реакция на стресс. Жертва часто винит в происшедшем себя, поэтому пытается изменить внешность или привычки. При этом ее поведение бывает неадекватным.

Навязчивые мысли о происшедшем возникают у жертвы постоянно помимо ее воли, снова и снова возвращая в стрессовую ситуацию. Психологическая помощь жертвам сексуального насилия позволяет им вернуть контроль над собственным поведением и жизнью.

Признаки детской депрессии:

В суете рабочих дней родители не всегда успевают полноценно общаться с детьми. Но заметить негативный настрой можно и за короткий промежуток времени

Обратите внимание на следующие симптомы:

  • снижение интереса к любимым занятиям (к учебе или хобби)
  • нарушение сна (например, вечером не может долго уснуть или просыпается несколько раз за ночь)
  • изменение веса (набор лишних килограмм или похудение)
  • состояние повышенной усталости
  • перебои в аппетите, длительный отказ от еды
  • чувство вины или стыда
  • рассеянность, не может сосредоточиться на конкретном задании
  • нежелание общаться с кем-либо
  • мысли о суициде

В течение дня симптомы могут проявляться не сразу, а постепенно: подросток просыпается с хорошим настроением, завтракает, с удовольствием собирается в школу. Сталкиваясь с трудностями на занятиях или общаясь со сверстниками, он начинает заполнять себя негативными эмоциями. Часто происходит зацикливание на своих переживаниях, замыкание в себе; может придя домой, сидеть неподвижно, смотреть в одну точку, отказаться от еды. В такие моменты подростки часто жалуются на окружающих, критикуют любую ситуацию, замечают только негативную сторону, не видя позитивных нот.

В голове поселяется мысль (я некрасивый/ толстый/скучный/ у меня нет друзей/ меня никто не любит/я никому не нужен), которая сопровождает его на протяжении подавленного состояния. Постоянно думая об этом, он не может спокойно уснуть, что приводит к нарушению сна.

Депрессия у детей сопровождается внезапным всплеском хорошего настроения — ребенок радуется, шутит, общается. Но через час снова сидит уставший, грустный, недовольный.

ПТС – это психологическое отклонение?

В то же время человек стремиться думать, чувствовать и действовать так, чтобы избежать тяжелых воспоминаний. Подобно тому, как мы приобретаем иммунитет к определенной болезни, наша психика вырабатывает особый механизм для защиты от болезненных переживаний. Когда этого не происходит и человеку не удается, по тем или иным причинам, найти способ разрядить внутреннее напряжение, его тело и психика находят способ как-то примениться к этому напряжению. В этом, в принципе, и состоит механизм посттравматического синдрома, симптомы которого в комплексе выглядят как психическое отклонение, хотя на самом деле являются всего лишь глубоко укоренившимся способом поведения, связанным с экстремальными событиями в прошлом.

Депрессия у ребенка (подростка) 10-17 лет: советы экспертов

Депрессия у ребенка в возрасте 10-17 лет выражается немного иначе, чем у взрослых. Родителю необходимо знать, как заподозрить этот недуг. Самостоятельно подростки редко говорят о своей депрессии, обычно они не способны распознать ее или не уверены, что встретят понимание родителей. Тем не менее состояние подавленности, апатии, агрессии может свидетельствовать именно о наличии депрессии. Задача родителей вовремя отследить тревожный симптом и обратиться к специалисту.

В этой статье мы поговорим о причинах депрессии у ребенка, способах ее определения и методах лечения. Своевременная работа с проблемой способна предотвратить ее развитие и найти эффективные пути решения

Насилие пережитое в детстве. Как преодолеть последствия?

Главная задача при проработке пережитой в детстве травмы насилия, если это травма произошла в отношениях с родителями или другими значимыми людьми – это получить опыт ненасильственных отношений. То есть, отношений, где ваши личные границы уважают, «не ломают» их.

В обычной жизни – это сделать довольно сложно, т.к. наша психика устроена таким образом, что мы снова и снова перепроживаем свои непроработанные психологические травмы. К тому же, если вы росли в насильственной семье – то вы, скорее всего, не умеете выстраивать отношения таким образом, чтобы в них не было насилия.

Гораздо больше шансов на успех, если вы будете работать над собой в личной терапии у психолога. Если вы будете проделывать всю эту работу совместно с психологом. Тогда у вас будет возможность в этих терапевтических отношениях получить опыт ненасильственных отношений, где к вашим границам относятся достаточно уважительно и бережно.

И этот накопленный опыт поможет вам в будущем замечать и распознавать людей, которые тоже уважительны к вашим личным границам.

Особенности протекания депрессии у подростков

Если говорить о подростках в общем, то выделяют следующие особенности протекания депрессии:

  • частые депрессивные колебания настроения;
  • в пубертатном периоде преобладают у мальчиков, после завершения — у девочек;
  • учащаются суицидальные мысли и попытки.

Однако в зависимости от возраста клиническая картина депрессии будет меняться.

Так, у подростков в возрасте от 11 до 15 лет депрессия проявляется в виде раздражительности, деструктивного поведения, драчливости и вспышек гнева. У ребенка появляется ненависть к себе и ко всему, что его окружает, он теряет интерес к учебе и играм, снижается самооценка и концентрация внимания. Соматические симптомы характеризуются общим недомоганием, нарушением сна, расстройством пищеварения, аллергией.

В старшем подростковом возрасте (15–18 лет) появляются аффективные расстройства — в основном, тоскливые или дисфорические, которые по своему клиническому проявлению приближаются к депрессиям у взрослых.

Почему возникает насилие над детьми в семье

Можно выделить пять основных причин, по которым наиболее часто в семье возникает насилие над детьми.

Причина 1: у родителей за плечами имеется собственный печальный детский опыт

В большинстве случаев взрослые, которые применяют насилие в отношении ребёнка, в детстве также подвергались подобным методам воспитания. Дети — продолжение своих родителей. Значимую часть своих особенностей, поведения, мышления и восприятия дети берут именно у нас. По сути, родители — авторы сценария будущей жизни своего ребёнка.

Бывают ситуации, когда агрессия родителя к детям избирательна: например, агрессивному поведению со стороны отца подвергаются только девочки. Подобная ситуация может быть следствием психологической травмы, который получил мужчина в детстве от деспотичной матери. Такие мужчины во взрослой жизни начинают ненавидеть и избегать всех женщин вокруг. Им тяжело создать семью, а если это и удаётся, то жёнам и дочерям приходится несладко.

Причина 2: низкая самооценка родителей

Взрослые с низкой самооценкой находятся всегда в подавленном состоянии: они чувствуют себя неудачниками, что способствует накоплению в душе злобы, обиды и других негативных эмоций. Очень часто такие люди для собственного самоутверждения находят более слабое звено, но котором можно отыграться.

Низкая самооценка у взрослых — распространённая причина насилия над детьми

Дети физически и психологически гораздо слабее взрослых. Дети зависят от родителей во всех аспектах жизни, а также чаще всего не могут дать сдачи. В большинстве случаев любые родители для ребёнка — непререкаемый авторитет. Именно поэтому дети — удобная мишень для выплеска родительской злости, ярости и агрессии.

Причина 3: неблагоприятная социально-экономическая обстановка в семье

Косвенными причинами агрессивного поведения родителей по отношению к детям могут стать такие факторы:

  • сложное экономическое положение, которое может быть вызвано тем, что родители не работают или имеют очень маленькую зарплату;
  • отсутствие постоянного жилья;
  • неполный состав семьи.

Любой из этих факторов может привести к формированию у взрослых сильных отрицательных эмоций и стать причиной агрессивного отношения к детям.

Причина 4: алкогольная или наркотическая зависимость родителей

Насилие в семьях, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков — очень распространённое явление. Регулярное употребление алкоголя и наркотических средств вызывает нарушение работы центров головного мозга, которые отвечают за формирование у человека позитивных эмоций. Поэтому наркозависимые люди могут быть агрессивны по отношению к детям и другим окружающим не только в состоянии эйфории, но и после него.

Алкогольная зависимость способствуют возникновению у человека частой агрессии

Причина 5: психические расстройства

Причиной агрессивного поведения родителей по отношению к ребёнку могут быть различный психические расстройства. Например, импульсивное расстройство личности — патологическое состояние, которое характеризуется склонностью человека к конфликтам, вспышкам гнева, агрессивному поведению. Самостоятельно справиться с психическими расстройствами невозможно: человеку всегда требуется помощь специалиста.

Невроз — психоз — пограничная личность

Важно дифференцировать пограничную личность от невротика или психа, а также последних двух друг от друга. У человека с диагнозом пограничное расстройство личности нарушен процесс обработки информации (особенно чувств и эмоций)

Неврозы же, никак не меняют процессы, которые протекают в структуре самой личности

У человека с диагнозом пограничное расстройство личности нарушен процесс обработки информации (особенно чувств и эмоций). Неврозы же, никак не меняют процессы, которые протекают в структуре самой личности.

Невроз – это что-то временное, от чего можно избавиться. Личностное расстройство оказывает огромное влияние на структуру личности, на восприятие и способы реагирования на внешние события.

Пациент, у которого невроз, осознает, что с ним что-то не так, пытается преодолеть это состояние, стремиться обратиться за помощью к специалистам. Индивидуум с личностным расстройством не осознает, что с ним что-то не так. Его реакция и поведение воспринимаются им как вполне реальные и единственно возможные. Такие люди верят, что реальность именно такая, какой они ее видят и понимают.

Невроз – это патология нервной системы, чаще возникает из-за сильного стресса, глубоких переживаний, длительного пребывания в напряженном состояния, вызывается истощением нервной системы.

Разновидности неврозов:

  • (не)обоснованные страхи;
  • истерия;
  • навязчивое состояние;
  • неврастения.

Психоз – психическое заболевание, которое проявляется в странном, неадекватном поведении и восприятии окружающего мира, а также нестандартной реакцией на события и внешние раздражители.

Люди, страдающие неврозом, критично относятся к себе и окружающим, не теряют связь с реальностью происходящих событий. Человек анализирует свое состояние, идет на контакт, принимает помощь, охотно соглашается на лечение.

Психозы сопровождаются слуховыми и визуальными галлюцинациями, бредовым расстройством, странным поведением, зацикленностью.

Пограничное расстройство личности и психоз – это психические расстройства, которые связаны с глубоким нарушением психики, прогрессирующим ухудшением социализации человека, чаще всего вызваны рядом психологических и наследственных причин, детских воспоминаний и ситуаций. Часто второе следует из первого, если вовремя не было начато лечение.

В отличии от них, невроз – это заболевание нервной системы, которое человек может заметить самостоятельно и с помощью несложного терапевтического лечения его преодолеть. Неврозы, чаще всего, носят единичный характер (не склоны к повторному появлению).

Пограничное расстройство личности и психоз – заболевания, которые можно «залечить», но не излечить полностью. Возможны длительные периоды ремиссии, с возникающими время от времени кризисами.

Виды психологической помощи

Психологическая помощь, оказываемая жертвам сексуального насилия, может отличаться в зависимости от самой ситуации изнасилования. Учитывается ее масштабность, а также частота повторения и возраст жертвы. Но специалисты выделяют три основных этапа работы с потерпевшими:

Срочная психологическая помощь заключается в стабилизации текущего состояния жертвы, как психического, так и физического. Существуют правила оказания такой помощи, например, нельзя обнимать жертву. Следует избегать телесного контакта

Во время беседы не стоит акцентировать внимание на подробностях, пусть жертва говорит о своих чувствах и переживаниях.
Кризисная работа направлена на уменьшение и полную ликвидацию травмирующих переживаний. Необходимо вернуть жертве чувство полноценности, уверенности в себе, сформировать адекватную самооценку.
Исследовательская работа позволяет определить поведенческие факторы, способные привести к повторению сцены изнасилования

Этот этап является наиболее длительным, в некоторых случаях он может длиться два года.

Выздоровление жертвы сексуального насилия наступает тогда, когда воспоминания о травмирующем событии возникают по собственному желанию. При этом женщина может их контролировать и переключаться на другие мысли и действия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий