Методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Дошкольный (3-7 лет)

Это период активного развития фонематического восприятия звуков родного языка. Это важнейший навык, необходимый для слухового контроля за собственным произнесением. Хотя еще отмечается неправильное произнесение шипящих, свистящих, мягких, к 4-5 годам ребенок дифференцирует все звуки. Словарный запас продолжает увеличиваться, к 6 годам он составляет 3-4 тысячи слов. Значения слов уточняются, их использование становится все более правильным. Ребенок пытается уловить логику возникновения слова, возникает активное словотворчество (вместо «перчатка» – «пальчатка»). Грамматика речи усложняется, к 4 годам устанавливается структура простых предложений. В 5 лет появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок может построить короткий рассказ из 40-50 предложений, что свидетельствует об успешном овладении монологической речью. Формируется контекстная речь – обобщенная, лишенная наглядной опоры.

Речевое поведение и проявление дефектов речи

Важный фактор, это то, как ребенок сам анализирует свои речевые проблемы

Чаще этот дефект преувеличен в восприятии ребенка, он акцентирует свое внимание на нем и замыкается, значительно снижая потребность в общении. В результате полноценно не будут развиты две основные формы коммуникации — монологическая и диалогическая детская речь

Будущее детей зависит от их коммуникабельности

Попросту, ребенок не сможет сформулировать свою мысль. В дальнейшем это будет выражаться:

  • Низким уровнем или вообще отсутствием инициативы общения;
  • Неумением договариваться и вести спор;
  • Поддерживать беседу и вслушиваться в смысл сказанных слов собеседника будет сложно;
  • Долгое включение в беседу или ограниченный круг собеседников (не более двух).

Речь — важный фактор жизни

Дисграфия

Так называется нарушение письменной речи, при котором ребенок постоянно делает одни и те же ошибки. Письменная и разговорная речь регулируются разными отделами мозга. Поэтому дисграфия нередко остается незамеченной до поступления ребенка в школу. Как правило, педагоги своевременно выявляют нарушение и рекомендуют родителям обратиться к специалисту. Однако мама и папа также должны внимательно относиться к речи ребенка. 

Первоклассник может допускать некоторые ошибки при письме, например, путать похожие буквы или неправильно располагать их в пространстве

Однако дисграфия имеет несколько специфических признаков, на которые нужно обратить внимание. Например, это:

      • замена букв похожими;

      • неправильное разделение или объединение слов при написании;

      • перестановка или пропуск букв;

      • ошибки при образовании прилагательных от существительных (например, «снеговой» вместо «снежный»);

      • написание букв в зеркальном отражении или неразборчиво.

Обратите внимание, соблюдает ли ребенок строки и поля, не выходит ли за их пределы. Насторожить должна замена звуков и слогов, добавление лишних элементов

Фонетико-фонематическое недоразвитие

При ФФНР дети заменяют некоторые звуки или переставляют слоги. Например, «шака» вместо «каша». Существует 3 степени подобного нарушения, определяются они с учетом выраженности признаков:

      • При ФФНР легкой степени ребенок ошибается в произношении, но слоги не путает. Наиболее ярко нарушение проявляется, когда ребенку приходится говорить сложные слова.

      • При ФФНР средней степени ребенок не способен различать звуки разных групп.

       • Тяжелая степень проявляется неспособностью определения последовательности звуков и их выделения в словах. При несвоевременной коррекции такая форма вызывает необратимые нарушения речи и письма.

Подготовительный (с рождения до 1 года)

Первые голосовые реакции (крик, плач) способствуют развитию движений речевого аппарата. В этот период развитие речи идет одновременно с эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональные отношения с матерью устанавливаются к двум месяцам и появляется лепет – сочетания артикулируемых звуков. Подражание артикуляции окружающих, повторение звуков и их закрепление наблюдается уже в 5 месяцев. В 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, осваивает тон, ритм, темп, интонацию. Во второй половине первого года у ребенка можно наблюдать способность понимания речи – происходит восприятие определенных звукосочетаний. Ребенок начинает связывать звукосочетания с предметами и действиями («тик-так», «бах!»). Он реагирует не только на слова, но и на интонацию. С 10-11 месяцев реакция на отдельные слова, ситуации, интонации становится постоянной. Правильное прохождение подготовительного речевого этапа – залог успешности речевого развития.

Виды дислалии у ребенка

Как видно из причин, выделяют 2 формы патологии. Функциональная дислалия речи делится на 3 вида:

  • моторная, которая возникает вследствие нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звук малыш подбирает правильно. Этот феномен называется фонетическим дефектом;
  • сенсорная форма сопровождается такими же нарушениями, но уже в речеслуховом анализаторе. Возникают трудности в слуховом различении фонем, сходных по произношению: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, шипящих и свистящих. Малыши заменяют одно с другим, смешивает их, причем замены всегда повторяются. Эта форма определяется как фонематический дефект;
  • особенностью сенсомоторной дислалии является присутствие и замен, и искажения звуков.

По количеству патологических звуков выделяют простую дислалию, когда малыш неправильно произносит 1 – 4 звука, и сложную дислалию — более 4 звуков.

В зависимости от звуков и характера дефекта

В зависимости от того, какие признаки звуков затронуты (акустические, артикуляторные), и какой характер дефекта присутствует, выделяют следующие виды нарушений при дислалии:

  • акустико-фонематическая форма, по ошибке называемая иногда акустической дислалией — малыш не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносит правильно, без дефекта, но либо пропускает их, либо заменяет, например, говорит «ш» вместо «ж» в слове «жук»;
  • артикуляторно-фонематическая форма характеризуется использованием «неправильных» звуков из-за нарушений фонематического слуха и неспособности ощущать положение органов речи и контролировать их движения;
  • артикуляторно-фонетическая форма, ошибочно — артикуляционная дислалия, обусловлена искажением звуков вследствие патологически сформировавшихся артикуляторных позиций, при этом малыш на слух звуки воспринимает правильно.

По недостатку произношения звуков

В логопедии применяется классификация с использованием греческого алфавита: она учитывает недостатки произношения звуков разных групп.

Термин

Недостаток произношения

Ротацизм

твердый, мягкий «р»

Ламбдацизм

твердый, мягкий «л»

Сигматизм

свистящие, шипящие

Йотацизм

«й»

Гаммацизм

твердый, мягкий «г»

Каппацизм

твердый, мягкий «к»

Хитизм

твердый, мягкий «х»

Отклонения оглушения/озвончения

замена звонких согласных глухими и наоборот

Отклонения твердости/смягчения

замена мягких согласных твердыми и наоборот

Встречаются и комбинированные дефекты.

Коррекция речевых нарушений

Любое речевое расстройство — не повод отчаиваться, ставить на ребёнке клеймо и стыдить его. Современная логопедия может помочь даже в сложных случаях.

Чтобы скорректировать расстройства речи, необходимо научить ребёнка правильно управлять речевым аппаратом. Это кропотливая работа, задействующая центральную и периферическую нервную систему, мозг, органы дыхания и артикуляции.

Работа над произношением звуков проходит в четыре этапа:

  1. Подготовка. Ребёнок учится правильно распознавать звук.
  2. Постановка звука. Артикуляционные упражнения на произнесение отдельного звука.
  3. Автоматизация. Постепенное встраивание освоенного звука в речь, оттачивание произношения.
  4. Дифференциация. Закрепление умения различать и воспроизводить звук в спонтанной речи.

В каждом детском саду работает логопед, который регулярно проводит с детьми занятия по развитию речи. Для детей, которым требуется более серьёзная поддержка, открыты логопедические садики. Правда, попасть туда можно только по направлению психолого-медико-педагогической комиссии.

Если вашему ребёнку нужна помощь в развитии речи, приглашаем посмотреть наш бесплатный логопедический видеокурс. Забавные персонажи научат вашего малыша правильно выговаривать , , шипящие и свистящие звуки. За пять коротких занятий-мультфильмов ребёнок освоит эффективные упражнения для развития дыхания, артикуляции, слуха, внимания и просто от души повеселится. Комментарии профессионального логопеда позволят вам отследить прогресс.

Причины речевых нарушений

Проблемы с речью у ребёнка иногда очень удивляют родителей, особенно если в семье никто не сталкивался с подобными трудностями. Специалисты делят речевые нарушения на две группы: органические и функциональные. 

Органические причины изменяют механизмы в центральном и периферическом речевом аппарате, из-за чего возникают сложности с произношением.

Функциональные причины нарушают нормальную работу здорового речевого аппарата.

Существуют следующие органические причины нарушений:

  1. Внутриутробная патология

В первый триместр беременности плод очень восприимчив к любым воздействиям. Травмы матери, лечение сильными лекарствами, курение, перенесённые вирусные заболевания и другие факторы могли повлиять на будущую работу речевого аппарата ребёнка. 

  1. Родовые травмы

Речь о воздействии на ребёнка во время родов, при котором могут возникать внутричерепные кровоизлияния. Они могут затрагивать речевые зоны ребёнка, что в будущем способно повлиять на его речь. Среди причин таких травм — узкий таз матери, механическая стимуляция, которая применяется во время беременности, наложение щипцов на головку ребёнка во время родов.

  1. Наследственная предрасположенность

Особенности строения речевого аппарата могут передаться ребёнку по наследству, например строение нёба, форма прикуса, особенности челюсти и даже тенденция развития речевых зон в головном мозге. 

Специалисты также выявили наследственную предрасположенность к заиканию. Несмотря на это, каждый случай уникален и исследователи не всегда придают значение генетической предрасположенности. Исключать элемент наследственности нельзя, но речевые нарушения не всегда возникают по этой причине. 

  1. Проблемы со здоровьем в первые годы жизни ребёнка

Чаще всего тяжёлые заболевания с осложнениями могут привести к полной или частичной потере слуха, что впоследствии повлияет на развитие речевого аппарата. 

К функциональным причинам логопеды-дефектологи относят следующие:

  1. Социально-бытовые условия жизни ребёнка

Ребёнок может научиться говорить только в социуме: ему необходимо слушать чужую речь, участвовать в разговоре, выражать свои мысли. Если у детей нет этой возможности, они начинают говорить позже сверстников и обычно с дефектами.

  1. Психологические травмы

Нарушения в речи могут возникнуть из-за сильного испуга или стресса. Травмирующий опыт может привести к заиканию, задержке речевого развития, прекращению вербального общения с другими людьми.

  1. Речь окружающих 

Зафиксированы случаи, когда ребёнок заикался или неправильно произносил звуки из-за подражания взрослым с дефектом речи. Особенно часто такие ситуации происходят в семьях, где вместе живут слышащий ребёнок и слабослышащий или глухой родитель. 

<<Лидген для статьи>>

Коррекция общего недоразвития речи

Коррекционная программа зависит от причины заболевания. Например, если ОНР развилось на фоне дизартрии, сначала нужно устранить проблемы, которые связаны с иннервацией речевого аппарата; при сенсорной алалии – развить фонематический слух.

В любом случае лечение проводят в комплексе. При недоразвитии речи 1 – 2 уровня с маленьким пациентом работает логопед и нейропсихолог или невролог.

Врачи ведут коррекционную работу сразу в нескольких направлениях:

  1. Развивают подражательную деятельность. Малыш повторяет звуки, которые слышал ранее;
  2. Тренируют моторику рук. От ловкости маленьких ручек зависит и развитие речи. Специалисты проводят с малышом занятия, которые развивают координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
  3. Тренируют артикуляционный аппарат — мышцы губ, языка, щек. Этому способствуют логопедические упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

В программу входят также упражнения на тренировку памяти, развитие понимания речи. Цели занятий зависят от степени нарушения.

Коррекция ОНР у детей 1-го уровня

Цель — научить ребенка понимать обращенную к нему речь, активизировать самостоятельную речевую активность малыша, память, мышление и внимание. Важна грамматическая составляющая речи

А вот фонетическое оформление пока значения не имеет.

Коррекция нарушения 2-го уровня

Цель — развить у малыша речевую активность, научить его понимать речь, обучить фразовой речи, проработать звукопроизношение (звуки, которые ребенок выговаривает неправильно или вообще не говорит).

При ОНР у детей 1 – 2 степени обучение возможно только в специализированных школах для деток с тяжелыми нарушениями речевого развития.

Коррекция нарушения 3-го уровня

Цель — развить у малыша связную речь, усовершенствовать лексико-грамматическую ее составляющую, закрепить правильное произношение звуков и фонематическое восприятие

На данном этапе важно готовить малыша к усвоению грамоты. Дети с этим диагнозом учатся в коррекционных классах обычной школы

Коррекция нарушения 4-го уровня

Цель — довести речь малыша к возрастной норме, чтобы в школе у него не было проблем с обучением

Логопед уделяет внимание совершенствованию и закреплению правильного звукопроизношения, лексико-грамматической и фонематической составляющим речи. Логопед развивает развернутую фразовую речь и графо-моторные навыки, а также обучает малыша азам письма и чтения

Учатся детки с речевыми нарушениями 4-й степени в обычных классах.

Кроме логопедической работы, невролог может назначить медикаментозную терапию, транскраниальную магнитную стимуляцию, массаж, лечение у остеопата.

Организация полноценной речевой среды

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых — родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс.

Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; ведут просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова — сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения. Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза

произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза

Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е

произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза

Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи. Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие.

Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Организация работы по развитию артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

В ходе предметной и игровой деятельности малышей с помощью специально организованных упражнений логопедом решаются задачи:

– развития понимания обращенной речи;

– уточнения значений слов, имеющихся у детей в активном запасе;

– знакомства с новыми словами и ситуациями их употребления;

– уточнения значений имеющихся в речи детей грамматических форм;

– овладения новыми грамматическими формами и конструкциями и использования их в самостоятельной речи;

– формирования и совершенствования слоговой структуры слов;

– формирования навыка связной диалогической и монологической речи;

– совершенствования звуковой стороны речи.

Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно значительно ослабить, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.

Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате можно добиться полной компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.

Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить

Мельник Г.В., учитель-логопед, г. Челябинск

Диагностика дислалии у детей

Обследование при нарушении речи состоит из неврологической, логопедической диагностики:

Логопедическое — заключается в выяснении информации о протекании беременности у мамы, перенесенных болезнях и особенностях родов. Специалист собирает данные о раннем развитии: физическом, нервно-психическом, заболеваниях и травмах;
Следующий этап — оценка строения органов артикуляции, их подвижности, участия в воспроизведении речи. Специалист также определяет восприятие звуков. Затем логопед оценивает состояние звукопроизношения

Обращает внимание, какие звуки произносятся правильно, а какие — нет. Выясняет характер нарушений: замена, пропуски, искажение, смешение, а также условия возникновения дефекта и его место в слове.

На основе этих данных специалист определяет вид нарушения, подбирает схему коррекции для преодоления дислалии. При необходимости пациента осматривают оториноларинголог — для исключения патологии слуха, стоматолог — для исключения заболеваний полости рта, аномалий строения зубов и челюстей, невролог — для исключения неврологической патологии. Могут понадобиться и аппаратные методы исследования: рентгенография, МРТ или КТ, аудиометрия.

Нарушения в развитии речи

Основу развития всех сторон речи составляет освоение правильного произношения звуков и слов – звуковая культура речи. Дошкольники чувствительны к норме произношения родного языка. Даже если ребенок не высказывает определенные звуки или искажает слова, он не приемлет повторения слов окружающими в его версии. Дети чувствуют свои ошибки в произношении, и переживают, если они не устраняются.

Артикуляционная гимнастика

Развитие речи находится в прямой зависимости от соответствующих физиологических особенностей организма.

Очевидно, что встречаются органические нарушения в строении речевого и слухового аппарата, что определяет дефекты речи. Это сугубо медицинский вопрос, и с такими детками работают исключительно специалисты.

Но часто нарушения в звукопроизношении наблюдаются у обычных детей, у которых есть все данные для формирования правильной речи. В этой статье говорим именно о таких детях.

Нарушения речи при условии, что слух и физиологические особенности речевого аппарата соответствуют норме, называют функциональной дислалией. По сути, этим термином обозначают частичные расстройства звукопроизношения.

Причины нарушения речи у детей

Ребенок осваивает произношение звуков на основе механизма подражания. Он смотрит на артикуляцию взрослого, прислушивается, как звучит его речь, и старается повторить также.

Главным условием усвоения ребенком произношения является четкое различение звука, заданного нормой звуковой стороны языка. При этом основная нагрузка приходится на слуховое восприятие.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста могут произойти по следующим причинам:

  • Низкий уровень слухового внимания (ребенок улавливает общую мелодику слова и повторяет по-своему, не придавая значения отдельным звукам);
  • Недоразвитие фонематического слуха, приводящее к затруднению в выделении схожих звуков (д-т, ш-с, б-п);
  • Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата (ребенок мало говорит, соответственно, недостаточно тренируется);
  • Неправильное отношение к развитию речи детей взрослых, которые подражают детскому лепету, вводят в обиход неправильные (потешные, на их взгляд) высказывания детей.

Виды речевых нарушений у дошкольников

Для исправления недостатков произношения у ребенка, прежде всего, нужно разобраться, какое нарушение имеет место:

  • Искаженное произношение звуков
  • Замена одних звуков другими
  • Пропуски звуков
  • Перестановка звуков местами

Под искажением звука понимают такое явление, когда ребенок вместо правильного воспроизведения произносит звук, отсутствующий в русском языке. Особенно распространено искажение звука «р». Практически, это самый частый камень преткновения в речевом развитии дошкольника. Р – звук, образующийся в результате вибрации кончика языка. Пока не выработается такой микродвигательный навык, получается совершенно инородный звук.

Замена одного звука другим – частое явление в младшем дошкольном возрасте. Сложно произнести «жук», ребенок заменит на «зук» или «шук». Не поддается слово «рука», значит, будет звучать «юка» или «лука». Вместо «Мишки» и «кубика» — «Миска» и «купик», и т.п.

Такое нарушение как пропуски звуков говорит само за себя. Всем известны детские доога (дорога), пачик (пальчик), сетофор (светофор) и даже олесо (колесо), реп’а (репка).

Иногда дети конструируют свои слова, переставляя рядом стоящие согласные звуки или меняя в слогах. Им легче произнести матрышка (мартышка), менлица (мельница), такушка (катушка).

Какие бы виды нарушения речи у детей дошкольного возраста не наблюдались, они не случайны. Ребенок не ради забавы искажает словопроизношение. Он испытывает сложности в овладении речью и нуждается в помощи.

Ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений

Организация: МКДОУ Д/С № 193

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Статья посвящена вопросу ранней профилактики, выявления и устранения речевых нарушений. Рассматривается использование современных методов обучения и воспитания лиц с ОВЗ. Выявлены основные направления педагогической деятельности, обеспечивающие эффективное развитие здоровых дошкольников.

Логопедия, педагогика, речевая деятельность, дошкольный возраст, специальное обучение и воспитание.

По мнению философа Аристотеля: «Ясность – это главное достоинство речи».

Все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности. Результатом является острая необходимость подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные проблемы

Важно обучить и воспитать таких детей, которые будут владеть грамотной, чётко поставленной, а главное правильно сформулированной речью. Ранний возраст в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом

В это время развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера, ориентировочно – познавательная деятельность, речь

Ранний возраст в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом. В это время развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера, ориентировочно – познавательная деятельность, речь.

По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Основные причины нарушений речи:

  1. Внутриутробная патология.
  2. Пренатальная патология.
  3. Заболевания в первые годы жизни ребёнка.
  4. Травмы черепа.
  5. Наследственные факторы.
  6. Неблагоприятные социально – бытовые условия.

Совместные усилия детских врачей и педагогов должны быть направлены на выявление отклонений от нормы в состоянии здоровья детей, сказывающихся на развитии речи или способствующих речевой патологии. Практика указывает на желательность осмотра ребёнка логопедом уже в конце первого года жизни.

Константин Дмитриевич Ушинский писал о том, что лингвистическое воспитание ребёнка должно начинаться рано. А если ребёнок попадает в группу риска, и на первом году жизни у него возникают отклонения в нервно – психическом развитии, необходимо незамедлительно прийти ему на помощь и начать коррекционно – педагогические мероприятия.

Основные направления работы по профилактике речевых нарушений:

  1. Медицинское сопровождение детей «группы риска».
  2. Развитие моторной сферы.
  3. Развитие высших психических функций.
  4. Развитие импрессивной речи.
  5. Развитие экспрессивной речи.
  6. Ознакомление с окружающим миром.
  7. Работа с родителями.

Большое значение для выбора адекватных путей и методов коррекционного воздействия имеют достижения современной психологии обучения, направленной на создание условий, способствующих управлению учебным процессом, т.к. обучение представляя собой процесс формирования личности ребёнка, развитие мотивации его поведения, не может быть сведено к формальной передаче знаний, к отработке речевых действий и операций.

Следует учитывать принципы как общей, так и коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения;
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип учёта соотношения первичного нарушенияи вторичных отклонений в развитии ребёнка;
  • принцип генетический и др.

Таким образом, ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений имеют важную роль в правильном и здоровом развитии ребёнка, которое будет способствовать успешному преодолению нарушений речи и исключит различные проблемы и трудности в обучении.

Список литературы

  1. Боровцова Л. А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Гаудеамус. – 2015. – №1. – С. 111-120.
  2. Карпушкина Е. А. Психолого – педагогическое обеспеченье логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями // Известия высших учебных заведений. – 2008. – №2. – С. 151-155.
  3. Нищева Н. В. Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста: Материалы международной научно – практической конференции (г. Москва, 21-23 ноября 2013 г.) / Под ред. А. М. Бывшевой, В. С. Шишкиной. – М.: Изд-во Мозаика-синтез, 2014. – С. 1 – 4.
Опубликовано: 02.06.2020

Причины нарушений речи

Нарушения речи — это отклонения в речевом развитии при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Оно связано с физиологическими, неврологическими или психическими проблемами.

Согласно исследованиям, на проблемы с речью у дошкольников жалуются 40–50% родителей. Причинами могут быть наследственность, врождённые патологии, осложнения во время родов, а также травмы и заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни. Но часто бывает, что трудности возникают у вполне здоровых детей. В этом случае проблема имеет социальные корни. Например:

Гиперопека. Родители стараются предугадать все желания ребёнка до того, как он их озвучит, не дают ответить на вопрос самостоятельно, постоянно подсказывают и договаривают за него слова.

Тревожность. Опасаясь за здоровье ребёнка, родители мешают ему исследовать мир — свободно перемещаться, трогать «взрослые» предметы — и тщательно перемалывают пищу, затрудняя развитие мышц ротовой полости.

Подгузники

Дети вынуждены регулярно привлекать внимание родителей, чтобы справить естественную нужду или устранить последствия этого действия. У ребёнка, круглосуточно одетого в памперс, такой проблемы нет. Нет и повода для коммуникации

Нет и повода для коммуникации.

Соска тоже часто становится проблемой для развития речи современных дошкольников. Если рот ребёнка постоянно занят, речевой аппарат не развивается.

Дефицит общения. С ребёнком просто не разговаривают, считая его недостаточно развитым для этого. Взрослые как будто ждут, что он подрастёт и заговорит сам. Однако дети не могут научиться говорить, просто слушая телевизор и разговоры родителей. Речь развивается только при непосредственной коммуникации, когда обращаются к ребёнку лично, задают вопросы, ведут диалог.

Чрезмерное давление. От ребёнка требуют, чтобы он как можно скорее научился говорить: «Повтори! Скажи правильно!» Ребёнок пугается, сопротивляется давлению, и у него развивается речевой негативизм: человек понимает речь, но сам говорить отказывается.

Повторение за взрослыми. Если ребёнок постоянно контактирует с человеком, который испытывает проблемы с речью, например картавит, то перенимает эту особенность.

Запреты. «Закрой рот! Перестань петь! Молчи, когда старшие разговаривают!» — если ребёнок часто слышит подобное в свой адрес, у него пропадает желание говорить.

Опережающее развитие. Некоторые родители одержимы идеей воспитать гения. Например, едва ребёнок начал говорить, требуют, чтобы он общался с одним из родителей только на иностранном языке. На практике такие дети редко вырастают билингвами, но часто имеют речевые проблемы: путают слова и звуки разных языков.

Учитесь бесплатно

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод и занимайтесь бесплатно в течение недели Промокод действует только для новых пользователей

Получить демодоступ на неделю

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий