Народный танец “Калинка-Малинка” танцуют дети

Программа по ритмике

Педагоги детских садов используют различные программы по ритмике для детей. Но все они строятся с учетом возрастных психофизических особенностей и навыков детей на каждом возрастном этапе. На таких занятиях детки приобретают грациозную походку, учатся владеть телом, раскрепощаться для выступлений на публике.

Кроме того, такие программы решают и другие задачи:

  • прививают детям основы музыкальной культуры;
  • помогают развивать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на различную музыку, а также чувство ритма, слух, музыкальную память;
  • учат детей оценивать движения (свои и других ребят), создавать собственные игровые образы.

На ритмических занятиях дошкольники учатся определять и различать:

  • основные музыкальные жанры (такие как песня, танец, марш);
  • основные виды ритмики (игра, упражнение, танец);
  • простые музыкальные термины и понятия (различные темпы, громкость и высоту звуков).

Достижение этих задач возможно, если характер движений будет соответствовать музыкальному образу, его развитию, а при воплощении программы будут использованы основные принципы педагогики: постепенность, последовательность и систематичность. То есть переход от простого к более сложному в соответствии с динамикой развития способностей детей во время регулярных занятий.

Необходимость танцев для гармоничного развития ребёнка

Народный танец — это музыкальное творчество народа, в котором отражается его культура, быт и настроение. Это понятие сформировалось еще в Древней Руси и передается из поколения в поколение с внесенными дополнениями.

Малыши на сцене

Он имеет четыре формы:

  • хоровод — сопровождается движениями по кругу;
  • пляска — прыжки, активные движения;
  • перепляс — танцевальный батл между танцорами;
  • кадрили — несколько фигур парных танцев, сменяющих друг друга по сигналу ведущего.

Русская пляска подходит и для маленьких детей. Она служит помощником в гармоничном формировании личности, познании себя и самовыражении. Это способ развития навыков общения, пополнения словарного запаса малыша, а также преодоления страха перед публичными выступлениями.

Важно! Танцуя, дети вырабатывают навыки артистизма, умение красиво говорить, захватывать внимание публики, что решает проблемы с дальнейшей адаптацией в социуме и обучении

Хоровод

Большой простор русской земли сказывается не только экономическим разнообразием, но и культурным. Народный русский танец за сотни лет существования набирался многогранности под влиянием различных факторов:

  1. Местность. На юге страны хореография была энергична, прерывиста, а вот на себе размеренна. По сей день фигуры с одним названием могут кардинально отличаться друг от друга;
  2. Время года. На формирование искусства, как сказано было выше, в значительной степени повлияли верования древних славян, а их праздники отличались сезонностью — на Масленицу встречали весну, летом собирали урожай с Обжинками, Осенинины помогали подготовиться к холодному периоду, а зимой все ждали Коляду;
  3. История. За время становления государства происходили события, в корне изменившие быт простого населения: завоевание земель различными племенами, расширение территорий, принятие Киевской Русью христианства, свержение империи и другие. Сторонние культуры, новые правители привносили свои обычаи.

Русская народная пляска

Особенностью вида является импровизация и нарастающая сложность движений, коленец, с каждым тактом. Посмотреть на зрелище, а то и поучаствовать, созывали весь окрестный люд. Хоть в центре внимания мог оказаться не коллектив, а один-два человека, народ долго не расходился, а под конец нередко подключался к исполнению.

Существует сразу несколько видов плясок, разнящихся по виду аккомпанемента, песни, количеству участников, жанру и посылу. Хореографические фигуры могли быть парными, массовыми и одиночными. А вот поводов для затеи и вовсе было не счесть — от ритуального праздника. веселой ярмарки до свободной минутки после работы. Выделяют самые популярные виды:

  • бычок — топочущие движения исполняются в быстром или среднем ритме;
  • голубец — изображает ссору двух влюбленных, которое в кокетливой и задорной форме в итоге мирятся;
  • барыня — имеет шутливую форму и ироничный мотив;
  • камаринская — в этом мужском танце чаще повторяются шаговые движения, прискок и присядки;
  • казачок — в быстром темпе и весело исполняются энергичные движения, схожие с гопаком, но без боевого подспорья;
  • трепака — один из разновидностей козачка;
  • топотуша — в приоритете характерные движения стопами;
  • матаня — коллектив движется вокруг аккомпаниатора хороводом под быструю мелодию.

Ансамбль народного танца представляет вниманию зрителя танец Барыня:

Танец представлял собой сольное, парное, массовое действо, которое нередко переходило в перепляс. Этот вид отличался тем, что в его основе заложена конкуренция. Один или несколько участников старались «перетанцевать» друг друга всеми возможными способами. Играли по таким правилам:

  1. В наиболее распространенной вариации исполнители по очереди демонстрировали элементы, которые соперник должен был в точности повторить. Когда у того не хватало сноровки, он отправлялся к проигравшим;
  2. Также случались переплясы, целью которых было не повторить, а показать новое движение, а выигрывал тот, у кого их было больше в запасе;
  3. Танцевали и «на убой» — пока соперник не упадет от усталости. При этом дойти до финального этапа соревнований нужно было достойно и с улыбкой.

Парный танец на выпускной в детском саду

Танец на выпускной в детском саду отличается более сложными танцевальными движениями, которые дети выполняют ритмично, выразительно, отмечают сильные доли такта, сохраняют одинаковые расстояния между собой или между парами.

Музыкально-ритмические композиции на выпускном празднике включают в себя различные перестроения:

– движения парами в колоннах и по кругу;

– танцевальные движения врассыпную;

– движения, которые мы называем «расчесочка», когда сначала часть детей идут к центру круга, а часть из центра, а потом меняют направление движения и двигаются в обратную сторону;

– построение в шеренги;

– и другие.

Ощущение с одной стороны радости, а с другой – ответственности за успешное выступление, сопричастности к торжеству вызывает приподнятое настроение у детей и взрослых.

“Сережки и Наташки, теперь мы первоклашки…”, музыкальный руководитель Ирина Алексеева

“Сережки и Наташки, теперь мы первоклашки…”, музыка А.Ермолов, слова: В.Борисов

Скачать текст песни “Сережки и Наташки, теперь мы первоклашки…”

“Звездная страна”, музыкальный руководитель Мария Воробьева

“Звездная страна”. Хореография – С.В.Грудцина

“Кто тебя выдумал…”. Музыка М. Таривердиева, слова Н Добронравова
Скачать текст песни “Маленький принц”

Необычный рисунок вальса: в две шеренги парами

“Скоро в вальсе листопада…”.Слова: Л.Кириллова, музыка: Н.Май, исполняет Ю.Селиверстова

Скачать слова песни “Прощальный вальс”

“Вальс” в детском саду, музыкальный руководитель Ирина Тетерина

Музыкальный руководитель Тетерина Ирина Николаевна, ГБОУ Школа № 41, город Москва, делится опытом в постановке парного танца в детском саду «Вальс» к выпускному празднику. «Вальс» Notre Dame De Paris (Espanol).

«Вальс» Notre Dame De Paris (Espanol)

“Вальс” в детском саду, музыкальный руководитель Татьяна Марычева

Выпускной в детском саду 2021 года. Еще одна интерпретация парного танца “Вальс”. Видео представлено без музыкального сопровождения. Чтобы совместить видео и аудио записи, аудиозапись включите на 14 секунде видео.

https://youtube.com/watch?v=B-_QuaMgq40

“Вальс расставания”, музыка Яна Френкеля

Парный танец со шляпами, “Привет, лето!”, музыкальный руководитель Ирина Тетерина

Работая над сценарием выпускного в детском саду, Ирина Николаевна Тетерина, ГБОУ Школа № 41, город Москва, предложила детям “почти” парный танец в детском саду, танец со шляпами «Привет, лето!». Музыка: Jerry Herman (Hello, Dolly). Слова: Виталия и Наталии Осошник

“Привет, лето!”, Музыка: Jerry Herman (Hello, Dolly). Слова: Виталия и Наталии Осошник

Русские народные танцы в детском саду (основные движения)

Краткое описание работы: Русский танец – это творчество народа, его души

Важно, чтобы дошкольники перенимали традиции русского народного творчества

Русские народные танцы в детском саду (основные движения)

Русский танец – это творчество народа, его души. В нем отобразилась деятельность человека, жизнь, надежды и мечты. Развитие народного танцевального искусства связано с историей народа. Каждая пережитая эпоха приносила в него свои детали. Русский народный танец имеет свои особенности. Двигаясь под музыку, народный исполнитель старался проявить самые лучшие свои черты. Он танцевал, прежде всего, для собственного самовыражения. За столетия, русский народный танец устоялся, в нем сложились определенная хореография, музыкальное сопровождение и количество участников. Он делится на два вида – хоровод и пляска, в каждом из которых много разных подвидов. Народные танцы можно изучать и танцевать в любом возрасте. Движение под музыку приносит удовольствие от взаимодействия с ней. Общение с народными танцами позволяет прикоснуться к огромному пласту культуры, сформированной на протяжении столетий.

Танцевальные движения для дошкольников

 «Крылья» – плавные маховые движения руками, разведенными в стороны.

«Ладушки» – хлопки ладонями впереди или сзади

«Блинчики» – на «раз» – удар правой ладонью по левой, на «два» – наоборот

«Тарелочки» – младший возраст – «отряхни ладошки», старший возраст – ладони обеих рук имитируют скользящие движения оркестровых тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука – снизу, вверх.

«Спокойная ходьба»- шаг начинается с носка вытянутой правой (левой), ноги, носок развернут в сторону.

«Хороводный шаг» – этот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью.

«Приставной хороводный шаг» – на «раз» – небольшой шаг с носка правой (левой) ноги, на «два» – носок другой ноги приставляется к пятке опорной.

«Шаг с притопом на месте» – на «раз» делают шаг на месте левой ногой рядом с правой; на «два» – притоп правой ногой впереди левой, без переноса на нее тяжести тела. Затем на «раз» – шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» – притоп левой впереди правой; все повторяется сначала.

«Боковой приставной шаг» – на «раз» – вправо (влево), на «два» – левая (правая) нога приставляется к опорной. Носки ног вместе или врозь, в зависимости от исходного положения.

«Подскок» – поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге.

«Боковой галоп» – то же, что и боковой приставной шаг, только на прыжке.

 «Пружинка» – стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина прямая.

«Притоп» – стоя на левой ноге, ритмично притоптывать правой, чуть пружиня обеими.

«Приседание» – на «раз» – приседание, на «два» – возвращение в исходное положение. При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, спина прямая.

«Поворот вокруг себя» (кружение) – начинать движение вправо. Легко на носочках повернуться на месте вокруг себя и остановиться в исходном положении.

«Расческа» – дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг от друга лицом в одном направлении.

Все движения как плясовые, так и хороводные, должны соответствовать с соблюдением физических возможностей детей успевать и петь, и танцевать.

Музыкально-ритмические движения

К основным видам музыкально-ритмических движений относятся танцы, игры, упражнения, драматизации.

Игры

Игры в ритмике имеют не только правила, но и определенный сюжет, могут выполняться под музыку или пение. В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку.

Игры под пение представляют собой вождение хороводов или инсценирование песен. В процесс по очереди вовлекаются дети по отдельности, небольшими группами, все вместе. Во время таких игр происходят перестроения (детям необходимо встать парами, шеренгами, в круг, в колонну), смена направления движения.

Танцы (пляски, хороводы)

Танец в ритмике может включать элементы не только народных, но и классических движений. Можно выделить следующие виды танцев и плясок:

  • с фиксированными движениями;
  • комбинированные – из фиксированных и импровизированных движений;
  • свободные – творческие, позволяющие детям, используя знакомые им движения и элементы, создавать собственную пляску;
  • плясовые хороводы с инсценировкой сюжета при помощи плясовых движений;
  • характерные танцы – исполняют определенные персонажи (медведи, снежинки, куклы);
  • бальные танцы с повторяющимися элементами (вальсовый шаг, галоп, шаг польки).

Ритмические упражнения

Используются, когда необходимо разучить или отработать с детьми определенные движения или элементы, рисунок, перестроение. В таком случае педагог предлагает детям игру по их отработке. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка

Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь

Движения в танце Калинка

Постановкой описываемого вида танцев занимается большое количество различных хореографов. Хорошо, что есть уже примерный шаблон из танцевальных действий, который включает в себя следующие движения:

  • танцоры делают плавные переходы, что очень сильно напоминают хоровод;                                       
  • постоянно присутствуют взмахи руками, что помогают подчеркнуть всю широту движений;                                                                                                                                                             
  • присутствуют разные виды присядок;                                                                                                                  
  • под музыку происходит хлопанье руками и топот ногами.

Такой энергичный танец, как Калинка имеет в репертуаре множество разных танцевальных коллективов. Очень привлекателен танец в исполнении детей.

Детский танец Калинка очень веселый, задорный и переполнен национальным духом. Все желающие, которые приходят посмотреть на танец, всегда покидают зал только с хорошим настроением.

Благодаря этому танцу многие люди делятся своим счастьем, радостью и удалью.

Большого колорита танцу придают очень красочные костюмы, которые оформлены в народном стиле. Также в танце можно легко увидеть мужское и женское начало. Так, для мужчин будут характерными сила, мужество, а для женщин – красота, гордость, величие. Во многих песнях в основном идет рассказ о царях и великих героях.

Как граждане России очень любят народные танцы, так и жители других стран очень интересуются культурой и национальной спецификой этой страны.

Благодаря отличной игре танцоров каждый желающий может в таком задорном танце, как Калинка увидеть целую интересную историю. Танцорам очень хорошо помогают движения, мимика и жестикуляция.

Каждый, кто хочет лучше ознакомиться с этим танцем, может с легкостью найти его в сети интернет, достаточно ввести запрос «калинка танец видео», как появится множество вариантов этого танца в исполнении прекрасных ансамблей. Каждый из вариантов не оставит никого равнодушным.

  • Танец смуглянка
  • Танец летчиков
  • Танец Катюша
  • Военный танец
  • Танец моряков

Русская народная музыка для танцев

Если в основу национальной песни ложился быт, трудовые будни, лирика отношений, ритуальные возношения, то в танцах данные аспекты жизни еще больше усиливались. При этом в танке, к примеру, музыкальные инструменты не использовались, а вот в орнаментальном хороводе запевала вступал лишь для создания темпа, а дальше к нему подключался весь хор участников.

Веселый ритм и драматическую мелодию помогали создавать традиционные музыкальные инструменты, которые, впрочем, могли отличаться кардинально или приоритетно, в зависимости от местности:

  • балалайка;
  • гармонь;
  • гудок;
  • гусли;
  • домбра;
  • скрипка;
  • рожок;
  • кугиклы;
  • жалейка;
  • баян;
  • мандолина;
  • гитара.

Русская плясовая в исполнении хора Александрова:

Танцы народов мира

  • Польский народный танец
  • Хорватский народный танец

Русский танец

Русские танцы являются неотъемлемой частью русской национальной культуры.

Известный исследователь фольклора народов России Якоб Штелин в XVIII веке писал:

Движения в некоторых танцах имитировали движения животных и птиц, в других — отражали трудовые процессы (посев, жатва, ткачество). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому в календарно-обрядовых танцах сохранилось много архаичных черт.

Связь русского народного танца с обрядами была характерна для многих хороводов и некоторых видов пляски. Одиночная пляска, перепляс и кадриль не были связаны с обрядами.

Русский народный танец в зависимости от местностях исполняется по-своему. На Севере — степенно, величаво. В Центральной части — то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге — задорно, с удалью. Вместе с тем существуют и общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно.

Украинский танец

Сценический украинский танец в исполнении ПГАТиНМ «Виорика»

Специфика жизни древних восточнославянских племён — древлян, дреговичей, вятичей, северян, волынян, белых хорватов, бужан и других — служили за основу самобытного, оригинального, хореографического искусства украинского народа. Все обряды, магические обращения, заклинания и т. п. напрямую зависели и были органически связаны с земледелием и анималистическим культом.

Танцевальные движения характерны для «Гопака», «Казачка», «Метелицы», составляют основу танцев Центральной Украины, определяют главные национальные черты украинской народной хореографии, если посмотреть украинские хороводы и сюжетные танцы, легко заметить, что среди этих произведений являются одноимённые произведения. Все украинские народные танцы, которые сохранились в художественном быту народа, выполняют под музыкальное сопровождение. Украинский народ создал своё самобытное, оригинальное хореографическое искусство, которое занимает одно из ведущих мест в мировой духовной культуре.

Белорусский танец

На протяжении длительного времени белорусский танец был малоизвестен даже на родине и редко выходил за пределы деревни. В появлении и популяризации белорусских народных танцев на сценических площадках не только Белоруссии, но и за её пределами большая заслуга труппы Игната Буйницкого — талантливого самородка, создавшего в 1907 г. белорусский народный театр, в котором сам Буйницкий принимал участие как режиссёр, актёр и танцор. В концертах исполнялись народные песни, произведения белорусских поэтов и танцы под аккомпанемент традиционной «траістай» музыки — скрипки, цимбал и дуды. В сценической интерпретации народных танцев И. Буйницкий почти не отходил от фольклорной основы.

Белорусская национальная хореография сохранила богатое творческое наследие прошлого. Наиболее популярны белорусские народные танцы — «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка», «Полька-Янка», «Чарот», «Таукачыкi», «Чобаты», «Лянок», «Кола», «Бульба», «Ручнікi», «Млынок», «Касцы», «Козачка», «Мяцеліца», «Мікiта», «Дударыкi», «Бычок», «Казыры».

Особенность белорусского танца динамичность и жизнерадостность, эмоциональность и коллективный характер исполнения. В настоящее время белорусский народный танец представлен профессиональными танцевальными коллективами, самые известные из которых — Государственный ансамбль танца Беларуси, ансамбль «Хорошки», «Лявониха».

Примечания

  1. ↑ . Soundtimes.ru (2020). Дата обращения: 24 июля 2023.
  2. Сканави А. . Культура.РФ. Дата обращения: 24 июля 2023.
  3. . Текст Слова Песни (2020). Дата обращения: 24 июля 2023.
  4. . Новости мирового шоу-бизнеса (9 сентября 2018). Дата обращения: 24 июля 2023.
  5. Донских Н. . Московская правда (31.08.2020). Дата обращения: 24 июля 2023.
  6. Сергиевский С. . Независимая газета (26.11.1999). Дата обращения: 24 июля 2023.
  7. . Дата обращения: 24 июля 2023.
  8. . Россияне – ансамбль русского танца (27 Июль 2014). Дата обращения: 24 июля 2023.
  9. . Хореографический ансамбль “Вдохновение”. Дата обращения: 24 июля 2023.

Русские народные танцы для детей в детском саду

Детские танцы бывают современными и русскими народными. Вторые более распространены в ДОУ за счет развития ритмических способностей. Техника исполнения простая: дошкольники водят хороводы под детскую песню, повторяя слова, меняя направление и используя жестикуляцию.

«Калинка-малинка»

«Калинку-Малинку» танцуют дети под русскую народную песню с аналогичным названием автора А. П. Ларионова. Движения веселые, энергичные, веселые и не перестают нравиться детям и взрослым.

Номер «Калинка-Малинка», танцуют дети в детсаду

Основные движения:

  • хоровод;
  • приседания;
  • топанье ногами;
  • хлопанье руками.

«Метелица»

«Метелица» танцуется в парах под песню «Русская метелица». Основные движения изображают метель за счет ритмичных перестроений, кружения по залу, бега, разновидности шагов, сопровождаемых движениями рук.

К сведению! Постановка в детском саду часто проходит в рамках зимних праздников.

«Во поле березка стояла»

Младший дошкольный возраст подразумевает начало обучения народной танцевальной технике. Знакомство начинается со знаменитой песни «Во поле березка стояла». Движения состоят из плавного хождения по кругу, кружения, сужения, расширения хоровода.

«Как на тоненький ледок»

Исполнение происходит в виде хороводной игры. В танцевальной игре «Как на тоненький ледок» дети поют песню, танцуя вокруг «Вани», который выполняет движения по тексту.

Русская кадриль

При Петре Первом в России произошло немало перемен, связанных с интеграцией европейских новшеств. Французский танец проник за стены дворцов по той же причине, а вот стал народным уже иначе. Император не заставлял крестьян разучивать изысканные «па», скорее простой люд, увидев и запомнив его, понес искусство в массы.

Слуги и придворные исполняли кадриль со своими родными, знакомыми, на скромных посиделках и шумных гуляниях. Конечно же, изучить хореографию сполна не было возможности, поэтому фигуры додумывались, придумывались с нуля. Кадриль преобразилась до неузнаваемости, стал более размашистым, простым, но все же сохранил кокетство и изящество.

Игровые русские народные танцы

Нередко кроме общего сюжета в хореографических фигурах присутствовали конкретные персонажи, разыгрывалась постановка, а в истории были все элементы произведения: завязка, конфликт, разрешение ситуации и завершение. Главные герои активно используют актерские навыки, а кроме движений в ход идет мимика и второстепенные жесты.

Исполняются как в виде хоровода, так и попарно, и массово. Чаще всего в центре внимания два-три персонажа, которые разыгрывают костяк сюжета, а остальные участники изображают стихийные процессы или отображают бушующую жизнь, которая царит вокруг на фоне драматических страстей.

Народный танец с медведями

Славяне чтили этих животных и не забывали их в своих ритуалах. Если королем саванны был лев, то наши предки были знакомы только с лесным жителем и безусловно считали его сильнейшим представителем фауны. Культ медведя на Руси отразился в мифическом персонаже — Лешем, который носил его шкуру и был покровителем охотников. Также в некоторых областях встречали весну с момента выхода косолапого из берлоги, на Комоедицу.

В хореографии обряд отразился другим образом — один или два участника наряжались в шкуры или костюмы медведей, а другие танцоры с удалью пытались их разозлить, прыгая и выплясывал вокруг. Это древнейшее выражение искусства было даже зафиксировано в летописи о Вещем Олеге, датированной 907 годом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий