Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Методы социального воспитания
Методами социального воспитания в педагогике являются:
- социально-экономические;
- психолого-педагогические;
- организационные;
- самовоспитание и перевоспитание;
- арт-терапия.
Методами работы социального педагога являются способы взаимодействия между специалистом и воспитанником, направленные на решение определенной социальной проблемы.
Процесс выбора методов, средств, форм и приемов социально-педагогической работы, находится в зависимости от поставленных задач, содержания социально-педагогической деятельности, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанника, специфики его окружения, уровня образованности, адаптивных возможностей, а также профессионального мастерства педагога.
Общепризнанная классификация методов социального воспитания в педагогике:
По отношению к направленности методов:
- формирование взглядов, понятий, суждений и т.д.
- формирование стремлений и эмоциональных чувств;
- формирование навыков самовоспитания;
- формирование общепризнанной модели поведения, привычек, деятельности, взаимоотношений с окружающими.
По характеру взаимоотношений между педагогом и воспитанником:
- методы общения и взаимодействия;
- методы организации различных видов деятельности;
- методы поддержки и опеки;
- методы формирования навыков самореализации и индивидуальной коррекции деятельности.
По характеру влияния окружающей среды на личность воспитанника: методы общения, взаимодействия, тренировки, диалога и т.д.
При рассмотрении методов социального воспитания с точки зрения профессиональной деятельности социального педагога, выделяют:
- диагностические методы, направленные на выявление социальных ценностей конкретной личности;
- методы профессионального взаимодействия с воспитанниками;
- организация эффективного социально-педагогического процесса;
- формирование сознания и самосознания личности;
- оказание стимулирования на деятельность и поведение воспитанника;
- организация разнообразных видов деятельности;
- социально-экономические методы;
- организационно-управленческие методы.
Замечание 1
Эффективность использования каждого из указанных методов зависит от профессионализма и мастерства социального педагога. Данные методы могут быть использованы как по отдельности, так и в виде специально разработанной системы.
Выбор методов социально-нравственного воспитания
Одним из самых важных в работе педагога является метод наблюдения. Педагог с помощью дневника фиксирует основные моменты взаимодействия личности в коллективе школы, в семье, а также склонности ребенка к труду и обучению. Для подготовки дневника составляется план наблюдения в различных ситуациях. Педагог изучает школьные документы, характеристики, медицинскую карту ребенка. Выделяют несколько форм наблюдения:
- Включенное (когда ребенок взаимодействует с педагогом),
- Систематическое (проводится циклично, долгое время и беспрерывно),
- Несистематическое (педагогом рассматриваются только внезапные, экстремальные условия воздействия на личность),
- Ситуативное (выбирается конкретная ситуация – повседневная/экстремальная в семье, школе).
Следующий по значимости —, метод беседы. В непосредственном контакте ребенка и педагога может открыться мировоззрение воспитанника, его проблемы и трудности. Педагог должен профессионально подойти к диалогу, так как от правильной реакции ребенка зависит степень доверия в беседе.
Читайте еще: Как воспитать ребенка личностью
К беседе необходимо тщательно подготовиться, вопросы должны быть четкими, но при этом не задеть ребенка. Каждый вопрос должен быть логичен и последователен
Ключевые вопросы следует расположить в середине диалога, чтобы не акцентировать не них внимание. Беседа требует от педагога собранности, концентрации и полного погружения в проблему ребенка
Метод анкетирования выступает отчасти аналогом беседы. С помощью грамотной анкеты и ключевых вопросов можно понять проблему и выяснить причины её возникновения. Анкетирование бывает:
- Закрытое (с выбором вариантов ответа),
- Открытое (большое количество вопросов, частично требующих письменный ответ ребенка).
Метод интервью способствует получению информации на определенную заданную тему.
Метод тестирования сможет заинтересовать ребенка и направить его мысли на нужную социальному работнику тему. Тесты могут быть рисуночными, цветовыми, а также представлять собой личностные опросники.
Методы поддержки личности используются, когда ребенку нужна помощь в сложной жизненной ситуации. Социальный педагог помогает ему понять свои эмоции, сделать правильный выбор при сложившейся проблеме.
Методы преодоления конфликта способствует разрешению споров сразу в нескольких малых группах: семье, школе. Педагог выслушивает мнении сторон, помогает прийти к согласию, помочь ребенку в преодолении проблем в общении.
Методы воспитания на природных началах способствуют еще и творческому развитию личности. Это может быть создание кружков, формирование групп для походов, проведение мероприятий по созданию экологически чистых продуктов и другие.
Методы социального воспитания
Социальное воспитание – это специально организованная деятельность, направленная на формирование социально значимых навыков, знаний, умений и качеств личности. Для достижения своих целей социальное воспитание применяет разнообразные методы и приемы.
Одним из основных методов социального воспитания является пример. Личный пример взрослых, преподавателей, родителей является основой для формирования ценностей и норм поведения у детей и подростков. Взрослые должны быть к ним более ответственными и заботливыми, чтобы дети видели их в роли положительного образца. Поступки и слова взрослых могут кардинально изменить представления и взгляды детей на мир.
Вторым методом социального воспитания является обучение. Образовательная система, будь то школа или университет, направляет свои усилия на развитие интеллектуальных способностей и мышления учащихся, формирование навыков самостоятельности, социальной адаптации и саморазвития
При этом, особое внимание уделяется формированию знаний и навыков, необходимых для успешной социальной интеграции
Третьим методом социального воспитания является воспитание через сотрудничество и сотрудничество. Взаимодействие между людьми и совместное решение проблем способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе, принимать общественные решения, учитывать интересы других людей.
Одним из возможных методов социального воспитания является использование педагогической перенастройки. Этот метод подразумевает изменение существующей системы ценностей и норм, а также изменение нежелательного поведения. Суть педагогической перенастройки заключается в поиске новых форм влияния и возможностей воздействовать на поведение и мировоззрение человека.
Другим методом социального воспитания является театрализация и ролевые игры. Они помогают детям понять свою роль в обществе, прожить различные ситуации и научиться адекватно реагировать на них. Такие методы игрового характера помогают детям понимать на какие взаимодействия и категории людей нужно реагировать тем или иным образом.
Каждый метод социального воспитания имеет свои преимущества и недостатки, и эффективность их применения зависит от конкретной ситуации и целей воспитания
Важно, чтобы применяемые методы социального воспитания были направлены на развитие творческих способностей и самостоятельности личности, формирование гражданских и моральных качеств, а также научили детей принимать рациональные решения и решать проблемы в социальной среде
Есть ли жизнь вне общества
Кратчайшее определение социализации – это встраивание в общество (признание иерархии и принятой системы ценностей). По словам Аристотеля, человек по своей природе есть существо общественное – то есть вне общества он и не существует.
Так ли это? Возможна ли в принципе жизнь вне общества? Навыки общения частично теряют даже взрослые состоявшиеся люди в результате длительной изоляции.
Описано множество (сотни) достоверных случаев так называемых детей Маугли, когда дети вырастают среди диких животных вне человеческого общества – с самосознанием и многими свойствами животного. Они не поддаются воспитанию – с трудом возможна только дрессировка. Речь с трудом восстанавливается только до уровня, который был достигнут до потери контакта с людьми.
Стоит отметить, что вполне социализировавшиеся люди позволяли себе проводить подобные эксперименты над детьми «во имя науки», достигнув тех же печальных результатов – понимания, что без общения ребёнок не вырастет человеком. Социализация происходит в общении и самое первое общество – это семья.
Социализация в садике
В популярной психологической энциклопедии Степанова сказано, что социализация продолжается всю жизнь, но чаще о ней говорят в детстве и юности.
Как быть с тем, что одни родители приравнивают детские садики к детским домам с волчьими законами, а другие полагают, будто социализация начинается и проходит только в садике?
Известны результаты исследований американского Национального института детского здоровья и развития человека (NICHD), что чем дольше ребёнок ежедневно находится в детском учреждении, тем больше он будет иметь проблем в поведении и общении, а также что у детей в садике повышена выработка кортизола – гормона стресса (что в принципе естественно в неестественной ситуации).
На самом деле воспитание в садике только дополняет семейное. Только так и следует воспринимать садик, потому что это неестественная среда для детей. Однако, там дети учатся общаться, а социализация в качестве образовательного направления там регулируется государственными требованиями к дошкольным образовательным программам.
Весь профессионализм педагогов направлен на развитие у детей коммуникативных компетенций – поддерживать контакты, выражать и распознавать эмоции, уважать и терпеть всех и при этом иметь высокую самооценку и пребывать в эмоциональном благополучии (звучит идеально). Естественно, что какой-то успех в этом возможен только в случае, когда родители активно сотрудничают с педагогами садика.
Опытные педагоги всегда готовы к сотрудничеству и родители всегда смогут сами у них поучиться
Следует поддерживать связь, помогать узнать педагогу особенности ребёнка и спрашивать рекомендации, на что обратить внимание дома; согласовывать требования к детям и методы воспитания
Приемы воспитания
Приёмы воспитания относятся к составной части методов. Так выражаются педагогические действия, оказывающие внешнее воздействие, изменяющие взгляды и поведение ребёнка.
Основные задачи
К основным задачам относятся:
- формирование гражданской ответственности, уважения к окружающим людям, самоуважения;
- развитие способности к социализации в обществе;
- усвоение сути нравственных, моральных, правовых норм;
- воспитание добросовестности, инициативности, соблюдения трудовой дисциплины;
- формирование экономического мышления, навыков трудовой деятельности;
- развитие духовных и культурных качеств;
- развитие способностей к постоянному самообразованию.
Педагогические требования
Педагогическое требование — это метод воздействия на действия учеников, корректировка их качеств.
Поведенческие формы учеников ограничиваются чёткими предписаниями. Требования служат стимулированию или торможению деятельности воспитанника. Педагогический наказ может быть прямым — точным, определённым. А может быть косвенным — выраженным как совет, просьба, намёк. Оба помогают установить порядок, дисциплину, управляют учащимися.
Требование-совет убеждает, от требования-игры дети даже получают удовольствие, требование-просьба влияет на взаимосотрудничество, проявление доверия и уважения. Прямые запреты вызывают, как правило, негативную реакцию и внутреннее сопротивление.
Оценки
Оценка относится к методам поощрения и наказания. Её функции:
- Регулирующая: педагог является для ребёнка неоспоримым авторитетом.
- Стимулирующая: через оценивание ребёнок переживает свой успех или провал.
- Ориентирующая: учащийся осмысливает результаты обучения, полученные знания.
Оценка способствует выявлению мотивации деятельности, формирует трудолюбие, определяет эмоциональное состояние. Прямая оценка указывает на недопустимость или легитимность поступка: отрицательная связывается с негативным действием, положительная оказывает воспитательный эффект. Косвенная оценка даёт характеристику действиям иного лица. Отсутствие оценки считается недопустимой в педагогической практике, закрепляет неправильные формы поведения.
Формы и методы социального воспитания в школе
Применение различных методов и форм социального воспитания зависит от индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.
В зависимости от возраста учащихся (класса обучения), педагогами используются наиболее оптимальные и эффективные методы и средства социального воспитания. Так же большое значение имеет и его направление в каждой возрастной группе.
Основные направления социального воспитания в школе:
Начальные классы – освоение групповых правил и норм поведения, формирование у младших школьников умения сопереживать.
Средние классы:
- 5-6 класс – формирование у учащихся навыков самоутверждения в различных видах деятельности.
- 7-8 класс – формирование навыка самоутверждения в коллективе, воспитание навыков ответственного и здорового образа жизни.
Старшие классы – формирование у учащихся способности к самоопределению, воспитания культуры поведения.
Основные методы социального воспитания в школе:
- методы, направленные на формирование у учащихся сознания;
- методы, направленные на организацию различных видов деятельности;
- методы, направленные на стимулирование и мотивацию;
Основные формы социального воспитания:
- Индивидуальные формы воспитания – создание комфортных условий каждому учащемуся в зависимости от его возможностей и потребностей.
- Групповые формы воспитания – направлены на формирование межличностного общения и взаимодействия. Учащихся объединяют в группы в соответствии с характерными признаками, присущими учащимся. Реализуется в форме кружковой работы, самоуправления и т.п.
- Массовая форма воспитания – направлена на воспитание общих норм и правил социального поведения, формирование социального сознания. Достигается посредством проведения общешкольных праздников, встреч с выдающимися людьми и т.д.
Школа объединяет элементы социального воспитания, что позволяет ей стать успешным институтом социализации
Школьному образованию всегда уделялось внимание во всех странах в разные периоды истории. Только оно с поддержкой других институтов способно создать полноценного члена общества и гражданина своей страны
Особенности физического воспитания
Содержание физического воспитания представляет собой педагогический процесс, который направлен на развитие и совершенствование разнообразных функций организма, а также формирование разного рода навыков. Стоит отметить, что данное явление зародилось еще на самых ранних исторических этапах, и постоянно совершенствовалось. Данное направление нельзя недооценивать, ведь оно является основой полноценного развития личности.
В период школьного обучения содержание физического воспитания сводится к следующим положениям:
- формирование двигательных навыков и умений;
- укрепление здоровья, а также обеспечение нормального физического развития, соответствующего возрастным параметрам;
- выработка у воспитанников философии здорового образа жизни;
- формирование интереса к регулярным физическим нагрузкам, а также заинтересованности в определенных видах спорта.
Формирование положительных качеств у дошкольника
В перевоспитании ребенка дошкольного возраста могут применяться следующие приемы и методы:
- Переубеждение (воспитатель должен продумать все аргументы в защиту своей точки зрения),
- Переучивание (изменяется досуг и основные увлечения ребенка в позитивную сторону),
- Переключение (привлечение ребенка к общественно полезным делам, получение им положительного нравственного опыта),
- «Взрыв» по А.С. Макаренко (резкое психологическое воздействие, в корне меняющее мировоззрение ребенка).
В перевоспитании ребенка используются методы самовоспитания, с помощью которых достигается самостоятельное выяснение проблем, корректировка поведения, вера в свои силы, формирование здоровой силы воли и др. Дошкольники могут быть не поняты в силу неправильного выражения мыслей, неверных поступков.
Социальными педагогами применяются методы самоорганизации. Нередко ребенок не может самостоятельно контролировать течение времени, с помощью данного метода вырабатывается культура. Благодаря этому ребенок точно знает, когда он должен быть на занятиях, сколько времени отводить досугу, играм. Данный метод помогает улучшить успеваемость в школе у детей более старшего возраста.
Метод делового общения развивает в ребенке культуру ведения диалогов, умением грамотно вести светские беседы, общаться в трудных коллективах. Педагог объясняет дошкольнику, как правильно обращаться к взрослым, что делать в случае необоснованной агрессии со стороны сверстников, показывает все действия на примерах, с помощью игры.
Роль ролей в социализации
Определённые роли человек обязан выполнять в обществе (муж, жена, ребёнок, ученик, сотрудник, представитель власти и т.д.) и делать это качественно. В обществе не случайно принято выделять естественные роли – так, во многих странах есть национальные мужские и женские праздники.
Например, в Японии ежегодно 5 мая украшают дома изображениями карпа (и запускают такие в небо) – рыбы, в поведении которой важно, что ради будущего она плывёт против течения – то есть преодолевает трудности. Праздник девочек отмечают 3 марта (праздник цветения персиков) – цветы символизируют нежность, доброту, красоту и счастливый брак
Усвоение естественных ролей является неким залогом благополучия всего общества. Однако слишком часто противоестественные роли (патологических руководителей и неудачников, агрессоров и жертв, гиперответственных и разгильдяев, нерях и аккуратистов, клоунов и т.д.) навязываются в детстве.
Дело в том, что какая-то из этих ролей может из досадного ярлыка превратиться в клеймо и на всю жизнь лишить человека полноценного общения даже с самыми близкими, сделать его глубоко несчастным и передаться следующему поколению.
К деструктивным ролям относятся также инвалиды и брошенные жёны. Мамы-одиночки часто неосознанно взращивают в детях антисоциальные навыки – обидчивость и недоверие в девочках (которые торжествуют, разрушив отношения и подтвердив установку) и безответственность в мальчиках (которая также не способствует укреплению семей). Распространён опасный стереотип, что якобы воспитание детей – дело мамы, а папа отстранён (часто даже по выходным) в силу тяжёлой роли добытчика.
Ребёнок укрепляется в навязанной роли с каждым повтором неразрешённого конфликта, а они могут происходить ежедневно. Так, дети-инвалиды, воспринимаемые родителями сквозь призму своих отклонений, не только сами страдают сверх меры, но их братья и сёстры могут потерять в глазах родителей право на детство (тогда коммуникации страдают у всех).
Однако, есть счастливые примеры, из которых одним из самых ярких, пожалуй, является Ник Вуйчич, которого (без рук и ног) родители заставили воспринимать себя как абсолютно нормального и даже отдали в общую школу. У него нет проблем с социальными навыками, как и у его братьев, сестёр, жены и двоих детей.
Классификация методов социального воспитания
В науке принято разделять методы воспитания по нескольким направлениям.
- По направленности:
- На сознание ребенка (формирование и изменение стремлений, взглядов, идеалов);
- На самосознание ребенка (формирование самоорганизации, внутренние стремления к позитивному поведению);
- На привычки и поведение ребенка с окружающими.
- По взаимоотношениям педагога и ученика:
- Формы деятельности;
- Методы взаимодействия;
- Опека.
- По влиянию группы на личность:
- Общение, диалог, перестроение, мнение и другие;
Формирование новой среды (другая деятельность, изменение идей, сознания, мировоззрения, смена среды/ситуации).
Использование тренингов в перевоспитании ребенка
Метод тренинга способствует развитию наблюдательности, усидчивости, умению разбираться в проблемах других людей. Ребенок переносит проблемы внутри, отвечает на вопрос «какой я?», узнает мнение окружающих («какой ты?»), в заключении чего изменяет своё поведение к людям, пересматривает свою жизненную позицию.
Для решения сложных проблем ребенка используют методы музыкотерапии. Они помогают расслабиться, направить мысли на красоту и искусство. Данный метод включает в себя проведения под классическую музыку занятий ИЗО, пение, игровую форму сеанса психотерапии. Зачастую метод применяется в интернатных учреждениях, летних лагерях, где обстановка напряженная. Музыка способствует снятию напряжения, беспокойства, чрезмерной возбудимости.
Заключение
Вплоть до старшего школьного возраста главной школой общения остаётся семья. Если бы конструктивные социальные нормы и общепринятые ценности передавались только в детских образовательных учреждениях, то детдомовские дети должны быть самыми социализированными и воспитанными носителями этих норм. Однако, в подавляющем большинстве они несчастны и даже склонны к антисоциальному и суицидальному поведению.
Усвоенные нормы человек привносит в своё окружение в дальнейшем. Есть роли, которые надо учиться выполнять качественно и есть роли, разрушающие общество и заставляющие личность страдать. Навязанные в детстве роли (в том числе роли инвалида, брошенного, или неудачника) программируют негативные установки и делают уже взрослого человека несчастным заложником некой безвыходной модели поведения.
Напротив, открытость, чуткость и неравнодушие являются необходимым условием для полноценного общения, подлинно счастливой жизни и, как будет показано в дальнейшем, для выживания в экстремальных условиях, когда рушатся принятые моральные нормы и система формальных отношений. Следующий урок посвящён нравственному и духовному аспектам воспитания.
Рекомендуемая литература:
- А. Фабер, Э. Мазлиш. Братья и сёстры. Как помочь вашим детям жить дружно
- У. Сирс. Воспитание ребёнка от рождения до 10 лет
- Ник Вуйчич. Жизнь без границ. Путь к потрясающе счастливой жизни
- Людмила Петрановская. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка
- Карлос Гонсалес. Целуйте меня! Как воспитывать детей с любовью