Занятия математикой с малышами 4-5 лет, что должен знать ребенок

Интеллектуальные нормы

Сюда входит умение размышлять, анализировать и говорить. Речь в данном случае является самым ярким показателем и дает представление об общем развитии.

Ребенок уверенно говорит небольшими, но связными предложениями
Помимо глаголов и существительных активно используются прилагательные, местоимения и числительные.
Предложения состоят в среднем из пяти и более слов, а упражнения по описанию предметов и событий не вызывают особых проблем.
Умеет концентрировать внимание до 5 минут, но если речь идет о чем-то увлекательном для самого малыша, то продолжительность занятия достигает 30 минут.
Ближе к 5 годам малыш может приступать к изучению букв и пробовать свои силы в чтении

Так же важно сделав упор на сочинении сказок, рассказов или интересных ребенку историй
Таким образом, он сможет оттачивать свои речевые умения и развивать фантазию.. Не пытайтесь отыскать универсальное решение или действовать в рамках школьных правил, ведь все дети очень разные

Так одни начинают читать уже с 3,5 лет, тогда как другие знакомятся с буквами только в возрасте 5 лет и это не является проблемой. В период от 3 до 5 лет мозг ребенка сталкивается с колоссальным количеством информации, которая должна быть осмыслена и усвоена

Не пытайтесь отыскать универсальное решение или действовать в рамках школьных правил, ведь все дети очень разные. Так одни начинают читать уже с 3,5 лет, тогда как другие знакомятся с буквами только в возрасте 5 лет и это не является проблемой. В период от 3 до 5 лет мозг ребенка сталкивается с колоссальным количеством информации, которая должна быть осмыслена и усвоена.

Признаком развития можно считать желание ребенка к общению, причем ему будет важен диалог. При этом не стоит навязывать общение, особенно если ребенок замкнут. Причиной для молчаливой отстраненности может быть множество и разбираться с ними необходимо только под чутким наблюдением опытного специалиста.

Психическое развитие детей 4-х лет

Согласно исследованиям в области психологии, к 4 годам дети чувствуют себя взрослыми, в их лексиконе появляется слово «сам», они стараются избегать помощи взрослых, при этом неосознанно берут с них пример.

Внимание

В 4 года ребенку присуща рассеянность, но дети способны:

Концентрировать внимание на 5-15 минут.
Повторять несложные действия в верной последовательности.
Складывать небольшой пазл без помощи родителей.
Ориентироваться в знакомых местах (двор возле дома, детский сад).

Мышление

Возрастает познавательная деятельность. Через игры дошкольник проявляет следующие навыки, которые сигнализируют о нормальном развитии мышления:

  1. Находит лишний предмет среди похожих.
  2. Собирает и разбирает пирамиды.
  3. Группирует предметы по признакам.
  4. Находит противоположные по значению слова, предметы.
  5. Отличает родной язык от иностранного.
  6. Сравнивает предметы по заданным критериям.
  7. Решает легкие головоломки.

Память

Отмечается пик активности памяти, поэтому в этом возрасте нередко с детьми начинают изучение иностранных языков.

В этом возрасте рекомендуется учить ребенка иностранным языкам, так как именно в 4 года наблюдается большая активность памяти.

Ребенок должен уметь:

  1. Пересказать небольшой рассказ, ситуацию, которая произошла с ним или со знакомым.
  2. Учить наизусть стихотворения.
  3. Самостоятельно находить дорогу из знакомых мест (детский сад, магазин, дом родственников).
  4. Запомнить несколько предметов и перечислять их.
  5. Повторять недлинные фразы, буквы или цифры, которые произнесены вслух.

Эмоциональное развитие

В таком возрасте дети только учатся выражать свои эмоции, хотя это не всегда получается, формируется культура человека, которая определит его дальнейшую жизнь.

Особенности эмоционального развития в этом возрасте:

  1. Дети должны испытывать чувство сострадания при виде чужого горя.
  2. Дети понимают настроение близких людей, боятся чужих.
  3. Различают эмоции, представленные на фотографии.
  4. Усиливается чувство вины и ее признание, за чем должно следовать извинение.

Социальная адаптация

Дети активно заводят новых друзей, не стесняются знакомиться на детской площадке. Необходимо поощрять это умение. Дети еще не умеют уступать, поэтому со сверстниками могут возникать ссоры, которые быстро прекращаются.

В этот период наблюдается гендерное разделение увлечений мальчиков и девочек. Последние помогают маме воспитывать младших детей, делать уборку, интересуются нарядами и куклами.

Бытовые навыки

В 4 года дети должны знать, как самостоятельно одеваться, есть, уметь понимать свои естественные потребности. Ребенок различает столовые предметы и делает правильный выбор при приеме пищи. Дети способны выполнять мелкие поручения по дому: убрать за собой посуду, сложить одежду в шкаф.

Навыки самообслуживания

Основы навыков самообслуживания закладываются еще в трехлетнем возрасте. К четырем годам малыши уже могут самостоятельно, без помощи взрослых, выполнять элементарные бытовые действия.

Ребенок должен уметь:

  • чистить зубы, полоскать рот;
  • умываться, мыть руки, вытираться полотенцем;
  • принимать душ;
  • самостоятельно ходить в туалет;
  • сморкаться в носовой платок и вытирать нос и рот;
  • пользоваться расческой;
  • застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки;
  • надевать и снимать одежду, обувь;
  • пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, кружкой);
  • знать, где лежат разные вещи (туалетные принадлежности, посуда, одежда);
  • понимать, какие вещи можно брать, а какие нельзя;
  • убирать игрушки, складывать одежду.

Некоторые дети в этом возрасте с удовольствием осваивают более сложные бытовые навыки – подметание пола, протирание пыли, мытье посуды. Чем больше взрослые поощряют такую деятельность (естественно, контролируя ее исполнение), тем быстрее малыш развивается в бытовом плане.

Физическое развитие ребенка в 4 года

Рост ребенка в 4 года примерно – 95-110 см, причем мальчики не сильно отличаются по росту от девочек, а вот вес у них обычно немного больше – от 15 до 20 кг, девочки в 4 года весят примерно 14 – 18 кг. В 4 года большинство детей могут похвастаться полным «комплектом» молочных зубов – 20 штук и хорошим аппетитом – малыши с удовольствием едят 4-5 раз в день, хотя часто становятся заметно худее, чем раньше. Спать днем после 4-х лет чаще всего продолжают только дети, приученные к послеобеденному отдыху в садике, большинство «домашних» четырехлеток к этому возрасту уже отказываются от дневного сна.

Физическое развитие ребенка в 4 года несколько замедляется, теперь малыш уже не бегает и не прыгает целый день с утра до вечера. Если раньше маленький непоседа мог бегать и прыгать или танцевать без всякой видимой цели – просто ради движения, то теперь его интересуют только подвижные игры, игры с мячом или другое «осмысленное» времяпрепровождение. Поэтому родителям четырехлеток стоит уделять больше внимания двигательной активности малыша, иначе ребенок может большую часть дня провести перед телевизором, играя с игрушками, рисуя и раскрашивая. Большинство родителей радуются такому поведению, считая, что малыш наконец-то повзрослел и перестал переворачивать с ног на голову весь дом, но снижение двигательной активности не только отрицательно сказывается на здоровье ребенка, но и приучает его к малоподвижному образу жизни.

В 4 года ребенок совершенствует навык владения своим телом, теперь он не только быстро и уверенно бегает, но и прыгает, ходит на одной ножке, залазит на шведскую стенку и может кататься на самокате или трехколесном велосипеде. Многие дети в этом возрасте превращаются в настоящих маленьких обезьянок – они залазают на канаты, турники, деревья, заставляя своих родителей сильно нервничать. Если ваш малыш отличается такой страстью к верхолазству, не стоит ограничивать его развитие – уделяйте больше времени физическим упражнениям, приобретите домашний спортивный комплекс или отведите карапуза в детскую секцию альпинизма.

В возрасте 4-х лет дети уже должны уметь обращаться с любыми столовыми приборами, аккуратно есть и самостоятельно мыть руки, умываться и следить за своим внешним видом. Также считается обязательным, чтобы малыш уже мог полностью контролировать свои естественные потребности, если с этим возникают проблемы, возможно, стоит посоветоваться с детским психологом или невропатологом, так как детский энурез часто возникает на фоне психологических проблем ребенка. Нормальным считается, если ребенок 4 лет очень редко не просыпается вовремя ночью, а днем такие случаи должны быть единичными.

В 4 года малыши уже должны не только раздеваться, но и одеваться самостоятельно, хотя помощь взрослых им все еще требуется – застегнуть пуговицы, завязать шнурки или поправить одежду.

Не менее важными в оценке развития ребенка считаются его навыки самообслуживания – так ребенок в 4 года должен знать, как взять еду из холодильника, самостоятельно открывать кран, чтобы помыть руки, знать, где хранится его одежда и какие сейчас нужно надевать вещи, уметь надевать верхнюю одежду и обувь.

Кроме навыков самообслуживания 4-х летний малыш может и должен помогать родителям по дому, у него должны быть свои обязанности: убирать игрушки, собирать посуду со стола или вытирать с мамой пыль. Это не только приучит ребенка к соблюдению порядка, но и положительно отразится на его самооценке – «я помогаю маме», воспитает в нем настойчивость, самостоятельность и трудолюбие. Причем приучать к такому труду необходимо как мальчиков, так и девочек, не пытаясь поделить занятия по гендерному признаку, ведь в таком возрасте дети большую часть времени проводят с мамой, а выполнять «чисто мужские» обязанности вроде забивания гвоздей и перетаскивания тяжестей четырехлетний карапуз точно не сможет.

Конспект занятия «Знакомство с цифрами 1 и 2»

Татьяна Туева

Конспект занятия «Знакомство с цифрами 1 и 2»

Задачи. Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, высказывать и обосновывать свои ответы.

Демонстрационный материал: две цифры 1; наборное полотно; счётная лесенка; игрушки (кубики, медвёжонок, кукла, юла, ведёрко, мяч, карандаш); карточки с цифрами; матрёшка; чашка, цифра 2, картинки (кубики — 1 красный, 2 синих; 2 самолета; 2 машины; 2 электровоза; лебедь).

Раздаточный материал: палочки, карандаш, касса цифр или математический набор.

Ход занятия. Воспитатель показывает поочерёдно один кубик, одну куклу, один мяч, один карандаш и каждый раз спрашивает, сколько предметов дети видят. Затем предлагает несколько заданий:

1) показать один карандаш и одну палочку;

2) рассмотреть лежащие на столе педагога предметы и сказать, сколько их;

3) посмотреть вокруг себя и назвать предметы, которых в группе по одному.

Воспитатель говорит: «Сегодня будем учиться обозначать число предметов цифрами». Выставляет на наборное полотно один кубик. Спрашивает: «Какую цифру надо взять, чтобы показать, сколько здесь кубиков?» Предлагает ребёнку найти цифру 1 и поставить её на наборное полотно справа.

Затем педагог ставит под кубиком одну чашку, просит найти цифру, которая покажет, сколько чашек, и тоже предлагает поставить её на наборном полотне справа.

Чтение стихотворения С. Маршака «Веселый счет»; «Вот один иль единица, очень тонкая, как спица».

Задания детям:

1) на наборном полотне слева положить круг;

2) под кругом положить столько квадратов, чтобы их было на один больше, чем кругов;

3) показать цифру, которая обозначает число, на единицу меньшее, чем 2;

4) отгадать загадку: «Стоит Антошка на одной ножке. Пляшет крошка, а всего одна ножка».

Выставляет цифру 1 на наборном полотне справа, вызывает одного ребенка и дает ему задание выложить на наборном полотне справа цифру 1, а слева столько красных кубиков, сколько эта цифра обозначает. (Остальные выполняют аналогичную работу за столом.)

Педагог спрашивает: «Когда мы считаем, какое число называем после единицы?» Затем показывает одну машину (электровоз, корабль) и выкладывает ее на фланелеграфе. Задает вопросы: «Что еще видите на фланелеграфе? Как сделать, чтобы машин (электровозов, кораблей) стало две?» (К одному прибавить еще одну.) Дети выполняют задание у доски.

Воспитатель выясняет, кто из детей знает цифру 2, предлагает найти ее и поставить на наборное полотно справа под цифрой 1. Дает задание: «Отсчитайте и положите слева столько синих кубиков, сколько соответствует цифре 2». (Один ребенок выполняет задание у доски, остальные дети работают на местах, используя квадраты.)

Вопросы: «Какое число больше 1 или 2? Какая цифра при счете стоит первой, какая — второй?»

Воспитатель читает стихи С. Маршака: «А вот эта цифра 2. Полюбуйтесь, какова. Выгибает двойка шею. Волочится хвост за нею». Предлагает детям внимательно посмотреть на цифру 2 и сказать, на что она похожа (выставляет на фланелеграфе изображение лебедя). Проводится игра: педагог показывает цифру, а дети выкладывают на планшетке соответствующие количество предметов (повторяется три-четыре раза).

Воспитатель предлагает вспомнить загадки с числом 2: «Два кольца, два конца, посредине гвоздик», «Два братца пошли на речку купаться».

Выслушав ответы детей, спрашивает: «После какой цифры идет цифра 2? Какая из этих цифр показывает большее число? Какая — меньшее? На сколько?».

Нарисуйте в своих альбомах это число. Теперь сделаем рисунок: вот здесь два. Чего? Отлично, у Тани яблони, у Алеши — машины, у Пети — слоны. Кто хочет, может рисовать предметы, а кто хочет — точки, как я. Мне нравятся все ваши идеи и предложения, а точкой можно изобразить что угодно. К тому же я не умею хорошо рисовать машины и слонов. На какие две группы можно разбить это множество? Давайте нарисуем. Итак, два — это один и один. — Достаньте, пожалуйста, ваши камешки. Два камешка. Теперь разделите их на один и один. Какое число идет по порядку за числом два? Да, три (3, с ним мы познакомимся на следующем занятии.

Как научить ребенка считать примеры в пределах 20

Для объяснения основ арифметических действий в пределах второго десятка рекомендуется пользоваться проверенным алгоритмом. Это позволяет осмыслить понятия двухзначных чисел, научиться их складывать и отнимать.

Вначале нужно разложить предметы в два ряда по 10 штук, пронумеровав нижний десяток. Это облегчит запоминание двухзначных чисел. Например, над кубиком «один» будет располагаться «один-на-дцать», над «три» – «три-на-дцать» и так далее до двадцати. Затем повторять упражнение до запоминания.

На следующем этапе нужно попросить ребенка выложить по порядку нижний ряд кубиков так, чтобы получился десяток.

Затем попросить на него выкладывать по несколько элементов, производя математические действия с целыми десятками и несколькими единицами. При этом каждое счетное действие нужно проговаривать с ребенком вслух. Например, «десять плюс пять равно пятнадцать».

Данное упражнение в игровой форме нужно проводить до тех пор, пока малыш не поймет принцип сложения чисел. После этого можно переходить к упражнениям на вычитание, используя такой же развивающий материал и следуя этому же алгоритму.

Как и когда начинать?

Начинать обучение можно уже с двух-трех-летнего возраста.  Главное, запастись терпением и не терять надежды! Помните, мы все индивидуальны, и что дается одному малышу легко, то может оказаться «не по силам» другому. Главное, возьмите за правило – никогда ни с кем не сравнивать.

Итак, каждый ребенок, любит что-то особенное, к примеру, наш малыш – виноград, а это значит, что вы можете отлично воспользоваться этим, и вместе с ним играючи посчитать. Начинайте обучение с самого простого – «давай-ка посчитаем вместе, сколько ножек, глазок, ручек» не забудьте и про носик, лобик малыша. Поддерживать интерес к счету можно и при помощи творчества, если очень постараться, то можно придумать множество занимательных математических стихов и песенок:

Дверь одна,

Подушек две,

Три розетки на стене,

Четыре ножки у стола,

Пять конфеток у меня.

Если же вам трудно дается рифма, то на помощь придут всевозможные учебные пособия, которые в последнее время выпускаются в огромном количестве и в самых интересных форматах, вот некоторые из них: А.К. Звонкин «Малыш и математика», Елена Бахтина «Математика для малышей от 2 до 5 лет», а сколько развивающих мультфильмов можно найти на просторах инета или же на дисках. Один из самых востребованных  — это, конечно же, всеми любимый Лунтик – серия Лунтик «Математика для малышей». Любовь к мультипликационным героям непременно породит у вашего малыша живой интерес к всевозможным пазлам с изображением его любимых героев.

В период обучения обязательно на уровне глаз малыша установите в любимой его комнате красочный плакат с изображением предметов и чисел. Сейчас в продаже имеется огромнейший выбор музыкальных книг и мини-компьютеров, позволяющих не прикладывая особых усилий обучить азам счета – просто слушая и повторяя. А рисование – это еще один прекрасный метод, можно весело и увлекательно выучить счет, повторяя рисунок мамы.

Можно научить малыша сравнивать, на примере большой и маленькой ложки, кружки или тарелочки. Пригласите в гости импровизированных друзей – любимые игрушки малыша, и угостите их вкусным лакомством, но так, чтобы всем досталось поровну.  Все эти несложные занятия в игровой форме – отличный урок для вашей крохи.

Главное всегда помнить: в любой игре – главным должен быть только ваш малыш, тогда его интерес к науке будет усиливаться и при этом вы разовьете фантазию и образное мышление. Не перегружайте малыша заданиями, учите играючи! Желаю вам удачи и отличных результатов.

Каким образом осуществляется оценка результатов?

За выполнение заданий на счет для детей 6 лет на сайте «Разумейкин» предусмотрена целая система поощрений. Она необходима, чтобы повысить интерес малышей к самостоятельному обучению и сформировать положительную мотивацию.

Выполняя задания в разделе «Цифры для детей 6 лет», дошколята получают награду: медали, кубки, вымпелы, грамоты. Оценка упражнения зависит от того, с какой попытки ребенок дал правильный ответ.

Если необходимо, к сделанному заданию можно вернуться. Выполняя упражнение еще раз, малыш сможет улучшить предыдущий результат. А за это, в свою очередь, ему будет присвоена более высокая награда.

Перед тем как приступить к изучению цифр для детей 5 лет, мы рекомендуем пройти предварительное тестирование. По его результатам станет понятно, какие именно упражнения требуют более детального изучения, к каким заданиям стоит приступить в первую очередь и т.д.

Тренировка памяти для запоминания цифр

О том, как выучить цифры, мы обычно думаем, когда в доме растет малыш. Очень полезно на стене поместить красочный плакат, с цифрами от 1 до 10, а потом и от 1 до 20, периодически показывая ребенку на одну из цифр, громко и четко проговаривать ее название. Хорошо играть в кубики, на которых написаны цифры.

Ребенку легче запомнить цифры по ассоциациям. Нарисуйте или купите картинки, на которых нарисовано одно яблоко, с цифрой 1. Две клубнички с цифрой 2 и так далее. Пересчитывая кубики, называйте цифры. Так постепенно легко можно перейти к счету до 10 и 20, складывая кубики.

Запоминать цифры взрослый человек тоже может, пользуясь ассоциациями.

К примеру:

  • визуально ноль похож на бублик;
  • единица на осиновый кол;
  • двойка напоминает лебедя;
  • тройка похожа на повернутые усы;
  • четверка на стул;
  • пятерка на крючок для рыбалки;
  • шестерка на навесной замок;
  • семерка на косу для сена;
  • восьмерка на Ваньку-встаньку;
  • девятка на бублик с ниточкой.

Существуют и другой тип ассоциаций.

Например, цифру можно назвать первой буквой названия:

  • ноль, начинается с буквы Н;
  • единица с буквы Е;
  • двойка с Д;
  • тройка – Т;
  • четверка – Ч;
  • пятерка – П;
  • шестерка – Ш;
  • семерка – С;
  • восьмерка – В;
  • девятка – Д.

Вы можете выбрать для себя тот метод, который вам легче освоить.

Существует еще такой метод, который называется Локации. Он же может называться римской комнатой, методом Цицерона, чертогом разума.

Возможные проблемы

В раннем дошкольном возрасте ребенок вместе с родителями проходит один из кризисов становления личности. В этот период у взрослых часто возникает вопрос — как развивать ребенка, чтобы выйти на новый уровень отношений и сохранить самостоятельность, возникающую в 4 года. Для этого требуется много терпения, мудрости, выдержки и такта.

Ребенок может начать выяснять границы дозволенности, определяя, до какой степени можно испытывать терпение близких. В такой ситуации не стоит идти на поводу и спускать непослушание. Если позволять малышу слишком много, в будущем ему будет трудно приспособиться к требованиям взрослого мира.

Если ребенок отстает в развитии от сверстников, нужно обратиться к специалисту — неврологу, психологу, дефектологу или педиатру. Главное — не упустить время. Отклонения, выявленные в начальной стадии, прекрасно поддаются коррекции и к школе исчезают без следа.

Итак, четыре года — это период становления личности, время активного развития и познания мира, проявления способностей и талантов. Именно в этом возрасте закладывается основа физического, умственного и личностного формирования ребенка. И задача родителей — помочь малышу вырасти достойным человеком.

Список источников:

  • Приказ «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года.
  • Шиляев Р.Р. и соав. Болезни детей раннего возраста: Руководство для врачей // М.; МЕДпресс — информ, 2002, 336с.
  • Калмыкова А. С. и др. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет // Ростов на Дону: Феникс, 2008г, 335с.
  • Справочник педиатра /Под ред. Н.П. Шабалова // СПБ: Питер, 2007, 672 с.
  • Основы здоровья детей и подростков: руководство для врачей. Часть I. Комплексная оценка здоровья детей и подростков // Екатеринбург: УГМУ, 2017, 126 с.4
  • М.А.Рунова. Двигательная активность ребенка в детском саду // изд. «Мозаика-Синтез, М:2004г.
  • Здоровый малыш / под ред. З.И.Бересневой // Москва 2004 г.
  • Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Журнал «Медицинский работник» №6, 2012г.

Автор

Елена Медведева
Специалист

Поделиться

Вы здесь:

Главная

»

Календарь развития ребенка

»

Развитие ребенка в 4 года: навыки, умения, режим дня

Тест

Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:

  • Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
  • Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
  • Картинку с 3 кругами разных цветов;
  • Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).

Задачи:

  1. Спросить, какое сейчас время года.
  2. Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
  3. Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
  4. Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
  5. Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
  6. Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
  7. Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.

Каждый правильный ответ отмечается знаком «+».

Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.

Внимание

В 4 года дошкольник находится на первоначальной стадии развития произвольного внимания. Поэтому:

ему недоступна многозадачность

Он не может заниматься сразу несколькими делами одновременно; он не может сосредотачиваться на мелких деталях, вычленяя их из общей картины событий; он может всматриваться, вслушиваться, мыслить над загадкой или подолгу рассматривать книжные иллюстрации; он может направлять своё внимание на деятельность или предмет по указанию взрослого; он запоминает ранее сказанные слова и может обидеться, если просьба была не выполнена (не купили обещанную игрушку).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий