Марсианские хроники. Зачем нужна творческая адаптация?

Адаптации

Театр

Дебют театральной адаптации «Марсианских хроник» состоялся в Cricket Theater (The Ritz) на северо-востоке Миннеаполиса в 1976 году.

Фильм

MGM приобрела права на фильм в 1960 году, но фильм так и не был снят.

В 1988 году Советская Армянская студия Арменфильм спродюсировал художественный фильм 13-й апостол с Юозасом Будрайтисом, Донатасом Банионисом, Арменом Джигарханяном по роману «Марсианин». Хроники. Режиссер фильма – армянский актер и сценарист Сурен Бабаян.

Узбекский режиссер Нозим То’лаходжаев снял два фильма по отрывкам из книги: короткометражный анимационный фильм 1984 года «Там будут мягкие дожди» (русский язык: Будет ласковый дождь) и полнометражный боевик 1987 года Вельд (русский: Вельд) с одним из сюжетов по роману Марсианин.

В 2011 году Paramount Pictures приобрела права на экранизацию намерение продюсировать франшизу фильма с Джоном Дэвисом продюсированием Davis Entertainment.

Opera

Марсианские хроники были адаптированы как современная опера композитором Дэниелом Леви и либреттист Элизабет Маргид. Это единственная музыкальная адаптация, санкционированная самим Брэдбери, который отказался от Лернера и Лоу в 1960-х, когда они попросили у него разрешения на создание мюзикла по роману. Работа была впервые прочитана на Фестивале новых пьес Харриет Лейк в Театре Орландо Шекспира в 2006 году и была представлена ​​в форме семинара во время первого сезона Фордхэмского университета Линкольн-центра. Выпускники компании в 2008 году. Эпизод «Ночная встреча» был представлен в сериале «Развлекательная наука» Cornelia Street Cafe 9 июня 2013 года. Вся работа была представлена ​​в виде постановочного чтения с участием бродвейских актеров в Ars Nova Нью-Йорк, 11 февраля 2015 г. Три сцены были представлены в виде мастер-класса с иммерсивной постановкой под руководством Карлоса Арместо из театра C и под управлением Бенджамина Смолдера в Университете Майами, Оксфорд, штат Огайо, 17–19 сентября., 2015.

Радио

Марсианские хроники были адаптированы для радио в научно-фантастическом радиосериале Dimension X. Эта усеченная версия содержала элементы рассказов «Ракетное лето», «Илла», «И Луна еще ярче», «Поселенцы», «Саранча», «Берег», «Межсезонье», » Пойдут мягкие дожди »,« Пикник на миллион лет ».

«и Луна будет такой же яркой» и «Там будут мягкие дожди» также были адаптированы для отдельных эпизодов одного и того же сериала. Рассказы «Марс – это рай» и «Обитатели тишины» также появились как эпизоды «Измерения X». Последнее находится в совершенно иной форме, нежели та, что содержится в «Марсианских хрониках».

Очень сокращенное прочтение устной речи «Придут мягкие дожди» и «Ашер II» было сделано в 1975 году с Леонардом Нимой в качестве рассказчика.

A Адаптация BBC Radio 4, спродюсированная Эндрю Марком Сьюэллом в виде часовой программы с Дереком Джейкоби в роли капитана Уайлдера, транслировалась 21 июня 2014 года в рамках сериала «Опасные видения».

Телевизионный мини-сериал

В 1979 году NBC в партнерстве с BBC заказал Марсианские хроники, мини-сериал из трех эпизодов. адаптация работает чуть больше четырех часов. Он был написан Ричардом Мэтисоном, а режиссером был Майкл Андерсон. Рок Хадсон сыграл Уайлдера, Даррен МакГэвин в роли Паркхилла, Бернадетт Питерс в роли Женевьев Селсор, Берни Кейси в роли Джеффа Спендера, Родди МакДоуолл в роли отца Стоуна и Барри Морс в роли Хэтэуэя, а также Фриц Уивер. Брэдбери нашел мини-сериал «просто скучным».

Телевизионные адаптации отдельных историй

Сериал кабельного телевидения Театр Рэя Брэдбери адаптировал некоторые отдельные рассказы из «Марсианских хроник», включая «Марс – это небо», «Земляне», «И луна будет такой же яркой», «Ашер II», «Марсианин», «Тихие города» и «Долгие годы». Видеоролики сериала включали видеокассету под названием «Хроники Рэя Брэдбери: Марсианские эпизоды», в некоторых выпусках было три эпизода, а в других – пять.

Комиксы

Несколько рассказов из «Марсианина» Хроники были адаптированы в графические романы в стиле журналов EC Comics, в том числе «Там будут мягкие дожди» в Weird Fantasy # 17, «Пикник на миллион лет» в Weird Фантазия № 21 и «Тихие города» в Weird Fantasy № 22.

В 2011 году Hill Wang опубликовали книгу Рэя Брэдбери «Марсианские хроники: авторизованная адаптация» в виде графического романа с иллюстрацией Денниса Калеро.

Другие «марсианские» рассказы

Рэю Брэдбери принадлежит также ряд новелл о «красной планете», которые по той или иной причине не были включены в «Марсианские хроники». Некоторые из них очень близки к событиям, описанным в произведении, другие же противоречат созданной в «Хрониках» картине событий.

  • «Флейтист» (The Piper, 1940)
  • «Защитный механизм» (Defense Mech, 1944)
  • «Деды были у всех» (They All Had Grandfathers, 1947)
  • «Некоторые из моих друзей — марсиане» (Some of My Best Friends Are Martians, 1947)
  • «Любовная история» (The Love Affair, 1948)
  • «Пришелец» (The Visitor, 1948)
  • «Акведук» (The Aqueduct, 1949)
  • «Празднество» (Holiday, 1949)
  • «Разговор оплачен заранее» (Night Call, Collect, 1949)
  • «Одиночество» (The Lonely Ones, 1949)
  • «Были они смуглые и золотоглазые» (Dark They Were, and Golden-eyed, 1949)
  • «Тот, кто ждет» (The One Who Waits, 1949)
  • «Изгнанники» (The Exiles, 1949)
  • «Полный расчёт» (Payment in Full, 1949)
  • «Бетономешалка» (The Concrete Mixer, 1949)
  • «Синяя бутылка» (The Blue Bottle, 1949)
  • «Другие времена» (The Other Foot, 1949)
  • «Марсианский затерянный город» (The Lost City of Mars, 1949)
  • «Ракета» (The Rocket, 1950)
  • «О скитаньях вечных и о Земле» (Forever And The Earth, 1950)
  • «Недолгое путешествие» (A Little Journey, 1951)
  • «Улети на небо» (Fly Away Home, 1952)
  • «Земляничное окошко» (The Strawberry Window, 1954)
  • «Мессия» (The Messiah, 1971)
  • «Колесо» (The Wheel, 2010)
  • «Чума» (The Disease, 2010)
  • «Разгар лета» (Dead of Summer, 2010)
  • «Призраки Марса» (The Martian Ghosts, 2010)
  • «Джемима Трю» (Jemima True, 2010)
  • «Свадьба» (The Marriage, 2010)
В Викицитатнике есть страница по теме: Марсианские хроники

Другие марсианские сказки

  • «Одинокие» (Startling Stories, июль 1949 г. г., перепечатано в Bradbury Stories: 100 его Самые известные сказки )
  • “Изгнанники “(The Magazine of Fantasy and Science Fiction, зима / весна 1950, перепечатано в Иллюстрированный человек )
  • “Тот, кто ждет “(The Arkham Sampler, лето 1949, перепечатано в The Machineries of Joy )
  • « The Disease »(ранее не публиковалось)
  • «Dead of Summer» (ранее не публиковалось)
  • «Марсианские призраки» (ранее не публиковалось)
  • «Джемайма Истин» (ранее не публиковалось)
  • «У всех были деды »(ранее не публиковалось)
  • « Клубничное окно »(Star Science Fiction Stories # 3, изд. Фредерик Поль, Баллантайн, 1954, перепечатано в Лекарстве от меланхолии )
  • «Путь посреди воздуха» (см. Выше)
  • «Другая ступня» (New Story, март 1951 г., стр. Перепечатано в The Illustrated Man )
  • «Колесо» (ранее не публиковалось)
  • «The Love Affair» (The Love Affair, Lord John Press 1982, перепечатано в The Toynbee Convector )
  • «Женитьба» (ранее не публиковавшаяся)
  • «Посетитель» (Поразительные истории, ноябрь 1948 г., перепечатано в Человек в иллюстрациях )
  • «Затерянный город Марса» (Playboy, январь 1967, перепечатано в I Sing the Body Electric )
  • “Holiday” (The Arkham Sampler, осень 1949)
  • “Платеж in Full »(Thrilling Wonder Stories, февраль 1950 г.)
  • « Мессия »(Добро пожаловать на борт, весна 1971 г., перепечатано в Долгое время после полуночи )
  • « Ночной зов, собирай “(Super Science Stories, апрель 1949 г. как« Я, Марс », перепечатано в I Sing the Body Electric )
  • « Синяя бутылка »(Planet Storie s, осень 1950 г., перепечатано в Долгое время после полуночи )
  • “Они были темными и златоглазыми »(Thrilling Wonder Stories, август 1949 г., перепечатано в Лекарство от меланхолии )

История создания

Идея создания «марсианского» цикла относится ещё к детским годам писателя. Как вспоминает сам Брэдбери в одном из своих интервью: «В двенадцать лет я не мог позволить себе купить продолжение „Марсианского воина“ Эдгара Берроуза, ведь мы были бедной семьёй… и тогда написал свою собственную версию».

«Сначала я подумал о тех чертах, которые придадут сходство покорению Марса с покорением Дикого Запада, — писал Рэй Брэдбери в неопубликованном эссе „Как я писал свою книгу“, датируемом 17 октября 1950 года. — С раннего детства я впитывал истории о разнообразных приключениях на Диком Западе, которые рассказывали мне отец и дед. События некоторых из них происходили ещё в начале века, когда этот край был гораздо более пустым, заброшенным и одиноким. В душе я знал, что реальный Марс будет тем новым горизонтом, в который Билли Бак, герой рассказов Стейнбека, задумчиво вглядывался, стоя на побережье Тихого океана: великое „Покорение Запада“ было уже окончено, и перспективы удивительных приключений начали неумолимо рассеиваться».

В 1949 году Рэй Брэдбери, уже всерьёз занимающийся писательской деятельностью, но ещё не получивший признания, отправляется в Нью-Йорк. В большом городе он в течение достаточно долгого времени безуспешно «бегает по редакциям», предлагая всем свои короткие научно-фантастические рассказы. Исследователь Л. Бутяков неудачу Брэдбери объясняет тем, что его проза не соответствовала «литературной моде»: «Рассказы в те годы не пользовались популярностью, публика хотела комиксов и романов „с продолжением“». Судьбу писателя решило знакомство с его однофамильцем — опытным редактором издательской Уолтером Брэдбери, который уловил тематическую общность в большинстве рассказов о «красной планете» (они должны были составить костяк нового задуманного сборника) и предложил автору аранжировать их в некое подобие романного повествования, основным объектом которого стал бы таинственный и недостижимый для современного человечества Марс. Рэй Брэдбери решил последовать совету, объединив «марсианские рассказы» в одно произведение. Он придумал новые названия, позволяющие читателям принять новеллы за главы романа, ввёл хронологию событий и озаглавил всё это — «Марсианские хроники». Спустя год произведение было опубликовано и принесло Брэдбери сначала национальную, а затем и мировую известность.

Советское издание 1965 года

Как может измениться наше тело?

О том, что будущим колонистам Марса придется изменить тело и ум, говорил также польский ученый из Университета информационных технологий и менеджмента Конрад Шоцик. Он даже допускал вероятность изменения органов чувств человека с помощью новейших электронных средств и медикаментов, уменьшающих эмоциональные реакции в момент кризиса.

Американские астронавты во время высадки на Луну демонстрировали прыжки и признавались, что ходить по-земному им неудобно. То же самое может произойти с «марсианами». Пониженная гравитация приводит к изменениям в костной структуре, свидетельствуют ученые, наблюдавшие за космонавтами. За два-три года на Марсе кости человека будут «таять» со скоростью 2% в месяц. Если организм попробует адаптироваться, он может начать уплотнять кости и тогда люди превратятся в крепких коротышек.

Как изменится человек, чтобы приспособиться к марсианским условиям? Возможно, его глаза станут узкими, руки удлинятся, кожа покраснеет, тело покроется шерстью, большой палец на ноге отодвинется в сторону для лучшей устойчивости, фигура станет более коренастой, а кости — более плотными.

Палеоантрополог Мэтью Скиннер из Кентского университета посулил «марсианам» удлинение рук: в условиях ослабленной гравитации людям нужно будет заново учиться хватать окружающее предметы, и ради этой задачи кости будут удлиняться. Одновременно уйдет в сторону и большой палец на ноге для придания телу устойчивости. В итоге анатомически люди Марса станут похожими на земных орангутангов.

Дозы радиоактивного облучения на Марсе в шесть раз превышают максимально разрешенные для сотрудников земных ядерных объектов. Радиация повреждает ДНК и вызывает рак. Но некоторые ученые полагают, что человек сможет выработать некоторую защиту с помощью пигмента, так что все «марсиане» станут чернокожими. А может быть, оранжевыми, как морковка. Проверить эти теории не представляется возможным, так как на Земле и в доступном космосе нет похожих на Марс условий и их невозможно воссоздать искусственно.

Как можно добиться необходимых изменений в физиологии человека? Некоторые идеи есть у специалистов NASA. В 2017 году главный технолог НАСА Дуглас Терьер, выступая на конференции в рамках Лондонского саммита инноваций Codex, предложил внести изменения в гены членов экипажа марсианской экспедиции. Но есть одна загвоздка: генное редактирование клеток человека нигде в мире не разрешено.

Эволюция на Марсе возможна?

Мы попросили прокомментировать идею терраформировать человека ради пребывания на Марсе антрополога Елену Годину — доктора биологических наук, профессора, заведующую кафедрой анатомии и биологической антропологии Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, заведующую лабораторией ауксологии человека НИИ и Музея антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

«Эволюция — это чрезвычайно длительный процесс, — рассказала нам Елена Година. — Сказать, что появится обросшее шерстью существо с огромной грудной клеткой, я не берусь — мы же не фантасты. С точки зрения антрополога совершенно ясно, что в течение неких энных поколений завоевания Марса и других планет человек должен жить в искусственных условиях обитания, иначе он погибнет. Можно даже предположить, что некая марсианская популяция будет как-то меняться хотя бы в силу своей изолированности.

На сегодняшний день единственное, к чему можно обратиться для понимания возможных изменений, — это опыт космических полетов. Да, в условиях длительного космического полета и отсутствия гравитации космонавты чуть подрастали. Да, определенные физиологические изменения происходили. Но к эволюции человека на других планетах это имеет мало отношения».

Увы, надежды на эволюцию человека на других планетах пока нет. Придется все-таки надеяться на развитие технологий, которые позволят будущим колонизаторам Марса существовать в искусственно созданной среде и защитят их от разрушительной атмосферы жестокой Красной планеты.

Текст: Евгения Александрова

Иллюстрации: канал «Наука»

Смысл сборника

Цикл рассказов начинается зарисовкой «Ракетное лето», в которой все пыщет мобилизующей энергией. Затем активное и бодрое повествование прерывает рассказ «Илла» об умиротворенном существовании марсиан. И таких переходов в сборнике будет крайне много.

Фото: goblin-books.livejournal.com

Однако постепенно мы начинаем замечать, что безмятежность марсиан начинает испарятся, так как на их родной планете с каждым годом становится все больше землян. Сначала никто не верит в то, что это действительно существа с другой планеты. Ничего удивительного, ведь марсиане принимают землян за «поехавших» сородичей, которые заигрались с изменение физической оболочки и страдают «вторичными галлюцинациями». Поэтому их подвергают эвтаназии, чтобы облегчить их страдания. Так три миссии землян на Марс погибают.

Первый смысл книги в том, что человечество на протяжении всей своей истории только захватывало, порабощало, заставляло служить себе. Так было при освоении Америки и ряда других стран/континентов. Практически всегда местное население страдало и изничтожалось, либо превращалось в рабов.

Фото: naked-science.ru

В романе «Марсианские хроники» местные жители не ангелы и не демоны, они также одержимы страстями и им не чужды негативные качества. Они практически такие же, как и земляне. Поэтому первая экспедиция погибает в полном составе от рук ревнивого мужа одной из марсианки.

У вас может сложится впечатление, что книга о захвате чужих земель и ужасов ассимиляции. Однако это не совсем так.

«Марсианские хроники» — это цикл рассказов о скоротечности нашей жизни и одиночестве. Все люди, которых мы видим по ходу повествования, ужасно одиноки – и художники, и безумные члены космических экспедиций, и мужья, их жены и дети.

Например, в одном из рассказов землянин не мог вынести гибель своей семьи из-за вируса. Поэтому создал копии своей жены и детей. Однако после его смерти роботы продолжили спокойно заниматься своими бытовыми делами, так как ничего другого они попросту не умели.

Фото: fantlab.ru

В другом рассказе марсианин попадает в поседение землян и, к своему удивлению, понимает, что все вокруг видят в нем своих погибших родственников. Он начинает этим пользоваться, чтобы остаться в живых, и найти здесь место для себя. Однако каждому человеку постоянно нужны новые и новые лица, эгоизм зашкаливает, люди не могут остановится, и марсианин погибает.

Однако самый одинокий персонаж всего цикла – это полностью автоматизированный дом на Земле под управлением ИИ. Система продолжает обслуживать все потребности семьи, однако в живых уже никого давно нет.

А у нас на этом точно все. Так что мирного вам неба над головой и до скорых встреч на страницах новых статей!

Влияния

Работы Эдгара Райса Берроуза оказали влияние. В статье, написанной незадолго до своей смерти, Брэдбери сказал, что книги Джона Картера с Марса и серия Гарольда Фостера 1931 года о Тарзане воскресных комиксах оказали такое влияние на его жизнь, что иначе «Марсианские хроники никогда бы не вышли». Во введении, которое он написал для «Марсианских хроник», Брэдбери процитировал рассказы Барсума и Уайнсбург, Огайо, написанные Шервудом Андерсоном как литературные источники.

Предыст Марса, общая для многих историй, как пустыня планета, пересеченная гигантскими , построенными древней цивилизацией для доставки воды из полярные ледяные шапки – распространенный сценарий в научной фантастике начала 20 века. Это связано с ранними наблюдениями Марса с помощью телескопов астрономами 19 века, которые считали, что видели прямые линии на планете, первые из которых были итальянец Джованни Скиапарелли в 1877 году. Скиапарелли называли их канали (общий термин, используемый для естественных, так и для искусственных «канавок» или «каналов »), который обычно неправильно переводит на английский язык как «каналы», искусственные водные каналы. Основываясь на этих и других доказательствах, идея о том, что Марс населен разумной жизнью, была выдвинута рядом выдающихся ученых на рубежеов, в частности американским астрономом Персивалем Лоуэллом. Это вызвало всеобщее увлечение планетой, которое назвали «марсианской лихорадкой». Планетарный астроном Карл Саган писал:

Марс своего рода мифической ареной, на которую мы проецировали наши земные надежды и страхи.

«Вояджеры»

О «Вояджерах» необходимо сказать несколько слов отдельно, потому что они явились одним из самых значимых космических проектов человечества. Осенью 1977 года две американские автоматические станции «Вояджер-1» и «Вояджер-2» отправились к Юпитеру и Сатурну. Время старта было выбрано не случайно. По расчетам ученых, станции должны были достичь планет-гигантов во время так называемого «парада планет», случающегося раз в 175 лет. Во время этого явления Юпитер и Сатурн находятся на минимальном расстоянии друг от друга. Их сила притяжения ускоряла станции, перебрасывая их от Юпитера к Сатурну и далее в космос. Первоначально целью миссии было изучение двух планет-гигантов и их окрестностей. Но ученые надеялись, что семейка Вояджеров сможет продвинуться и дальше. И аппараты превзошли самые смелые ожидания их конструкторов.

Эта миссия коренным образом изменила наши представления о Солнечной системе.

Надо сказать, что «Вояджеры» сделали столько, сколько не удавалось сделать ни одной станции до и после них. На их счету числятся обнаружение первого вулкана и первой молнии за пределами Земли, открытие 3 спутников Юпитера и 4 спутников Сатурна, 11 спутников Урана и 6 спутников Нептуна, определение границы солнечной системы и многое другое. Сейчас по их следам отправились куда более совершенные космические аппараты, предназначенные для изучения окрестностей Юпитера и Сатурна и, прежде всего, их спутников, которые оказались на много интереснее самих планет – гигантов.

Так космическая станция NASA Cassini представила неопровержимые доказательства того, что под поверхностью спутника Сатурна Энцелада скрывается огромное количество воды, обладающей набором условий, необходимых для возникновения жизни. Подземные океаны были также обнаружены на спутниках Юпитера Европе, Каллисто и Ганимеде.

А что же «Вояджеры»? Они продолжают свой нескончаемый полет уже за пределами Солнечной системы. По расчетам ученых, эти первооткрыватели далекого космоса могут «дожить» до 59 лет, т.е. до 2036 года. После этого связь с ними будет окончательно потеряна. Но свой научный подвиг они уже и так совершили.

2026: Конец Земли. Новые марсиане

Большая война на Земле дошла своего апогея – все пилигримы Марса были призваны на родину, «красная планета» вновь опустела. Двадцать с лишним лет длились сражения. Большая часть населения Земли погибла, ресурсы планеты истощены, на восстановление понадобятся столетия.

Молодое американское семейство – отец, мать и трое маленьких сыновей – прилетает на Марс. Они взрывают свою ракету, чтобы избежать погони. Хотя какая может быть погоня? На Земле практически не осталось ракет.

Люди шествуют по «красной планете». Теперь это их мир. Скоро прилетит еще несколько семей с Земли. И они начнут все сначала… на четвертой планете от Солнца.

Маленький Тимати просит отца показать ему марсиан. Глава семейства ведет детей и жену в долину к водному каналу. «Где же они?» – нетерпеливо спрашивает мальчик. «Вот они. Смотри!» В водной глади отражается пять фигур – Тимати, Майкл, Роберт, мама и папа.

О книге “Марсианские хроники” 1950 года

Роман Рэя Брэдбери – Марсианские хроники издан в 1950 году, состоит из ряда эпизодических новелл и рассказов

Главным сюжетом включает повести о колонизации Марса, но главное внимание, уделено острым социальным проблемам тех годов в Америке реакции против цензуры и расизма, угрозе ядерной войны, тоске по обыкновенной размеренной жизни. В романе рассказывается о первом прибытии людей на Марс, противостояния марсианина с человеком, внезапная земная болезнь и кончина жителей

 Многочисленные критики отмечают литературную и художественную неоднородность книги. Рэй опубликовал часть рассказов до официального релиза книги в журналах. Такая разнородность сюжета разрешает автору книги свободно обращаться к ряду тематик волнующий как автора лично, так и современников. У Рэя  в главах романа присутствуют реминисценции и аллюзий, перекликающихся с автономными произведениями автора, написанными на протяжении  двадцати лет до 1960-х годов.

Книга прославившая автора

Эту книгу опубликовали в 1949 году. Книга делилась из 18 рассказов и 11 связующих глав. Некоторые рассказы из книги приходилось исключить. В 1929 году Рэй впервые в жизни провел междугородный телефонный разговор с Уолтером Брэдбери, в процессе телефонного разговора обсуждали какие рукописи из книги “Марсианские книги” следует отменить. Было решение исключить четыре главы: “Эпидемия”, “Отцы”, “Колесо”.

Вскоре планировалось издание “Марсианских хроник” на весну 1950 года. Рей запланировал поездку на поезде в Нью-Йорк, для того чтобы встретится  с агентом Доном, и с издателем Уолтером Брэдбери. В этой поездке Рэй решил остановиться раньше и сделал остановку в Чикаго, чтобы встретиться с фанатом научной фантастики. Как только Рэй пришел в Художественный Институт, к нему сбежалось группа научной фантастики, держа в руках распечатки “Марсианских хроник”, для того чтобы Рэй Брэдбери оставил автограф на копиях книг.

Рассказ о создании “Марсианских хроник”

Рэй Брэдбери назвал “Марсианские хроники” – случайным романом. Рэй привез собственный сборник рассказов издателю, но издатель дал совет автору переделать рассказы в роман. 

Каждый рассказ объединяются единой темой планеты Марса. Текст состоит из двадцати восьми рассказов. Книга на удивление легкая в чтении, в романе нет ни одного позитивного, радостного сюжета. Автор утверждает, если быть людьми безграмотными, это приведет к разрушению, но так же если человек умнее и воспитанней других, тогда человеку это мало что поможет. Ничто не вечно, а человечество само усугубляют ситуацию.

Читать рассказы с серьезным чувством тяжело, книга поднимает настроение. В произведении люди такие маленькие и смешные, люди наладили межзвездные перелеты в надежде на светлое будущее, но всюду тащат с собой себя. Книга повествует о будущих днях, поэтому в 1997 рассказ сдвинулся на события в 2031 годы. 

2.7

5
(
340

голосов
)

Классическая научная фантастика

Этот роман считается великой классикой научной фантастики в следующих справочниках:

  • Анник Бегин, 100 лучших научно-фантастических фильмов, Cosmos 2000, 1981;
  • Жак Садуль, Антология научной фантастической литературы, Рамзи, 1981;
  • Жак Гоймар и Клод Азиза, Карманная энциклопедия научной фантастики. Руководство по чтению, Presses Pocket, сб. “Научная фантастика”, п о  5237, 1986;
  • Дени Гио, La Science-fiction, Massin, колл. «Мир …», 1987;
  • Цитируется в «Идеальной библиотеке SF» ( );
  • Обзор журнала Fanzine Carnage mondain среди читателей, 1989 г .;
  • Лоррис Мурайл, Мастера научной фантастики, Бордас, сб. «Компакты», 1993;
  • Стэн Барец, Научный словарь, Деноэль, сб. «  Присутствие будущего  », 1994;
  • Сотня книг века из газеты Le Monde .

Брэдбери сказал корреспонденту Weekly Alibi в интервью 27 сентября 1997 г., « Хроники» – это не научная фантастика по собственному определению научной фантастики:

Weekly Alibi : Как вы думаете, с развитием науки писать научную фантастику сегодня сложнее, чем в прошлом?

Брэдбери : Нет. Во-первых, я не пишу научную фантастику. Я написал только одну научно-фантастическую книгу – 451 градус по Фаренгейту, основанную на реальности. Научная фантастика – это изображение реального. Фантазия – это изображение нереального. Так что марсианские хроники – это не научная фантастика, это фантастика. Этого не могло случиться, понимаете? Вот почему это будет продолжаться долгое время – потому что это греческий миф, и мифы имеют непреходящую силу .

А что сейчас

К сегодняшнему дню, автоматические станции легко долетают до Марса, спускаемые аппараты опускаются на поверхность планеты. И ползают там «марсоходы», собирая информацию и передавая ее на Землю. В настоящее время на орбите Марса находятся шесть станций. Три из них – американские Mars Odyssey (с 2001 года), Mro (с 2006 года) и Maven (с 2014 года). Кроме того, есть две европейские – Mars Express, работающая с 2003 года, и Tgo, действующая с 2016 года. Индия тоже не отстает. Ее станция Mangalyaan действует с 2014 года. Индия стала первой страной в мире, с первого раза сумевшей успешно запустить космический аппарат, вышедший на орбиту вокруг планеты.

Марсоходов сейчас всего два. И оба американские. Mars Odyssey лидирует по продолжительности исследовательской миссии (с 2004 года). Curiosity работает с 2012 года и является рекордсменом по своему весу (900 килограмм).

Немного истории

На самом деле освоение Марса началось довольно давно. «И на Марсе будут яблони цвести» – так пелось в старой советской песне, времен первых космических побед. Конечно, это были времена космической эйфории, и казалось, что вскоре человечество сможет все. С той поры много воды утекло. Стало понятно, что колонизация Марса или даже Луны безумно сложное и вряд ли осуществимое дело. А тогда… Тогда казалось, что всего можно добиться.

Все началось в 60-е годы прошлого века. Первая попытка достичь Марса случилась 10 октября 1960 года, когда в СССР был осуществлен запуск ракеты-носителя «Молния 8К78» с целью вывода советской автоматической межпланетной станции к Марсу. Из-за аварии ракеты-носителя пуск закончился неудачей.

Дальше много чего было, но все без толку. То отказывали ракеты, то установленная на станциях автоматика и компьютерные комплексы. Удивляться нечему. Поставленная задача оказалась тогдашнему уровню научно-технического прогресса явно «не по плечу».

Первый прорыв произошел в 1962 году, когда в СССР с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты‑носителя «Молния 8К78», которая вывела на траекторию полета к Марсу советскую станцию «Марс‑1». Сближение станции «Марс‑1» с Марсом наступило 19 июня 1963 года (станция прошла на расстоянии от планеты примерно в 197 тыс. километров), после чего вышла на траекторию движения вокруг Солнца. Связь с ней была потеряна.

После этого советские и американские миссии старались как можно ближе подобраться к Марсу, чтобы делать фотографии его поверхности, собирать данные о составе атмосферы, величине магнитного поля и другие материалы. Но долгое время им не удавалось даже выйти на орбиту вращения вокруг Марса. Они пролетали мимо, едва успев передать кое-какую информацию.

Прорыв произошел в 1971 году, когда советский носитель «Протон-К» вывел на траекторию полета к Марсу советскую станцию «Марс-3». Ей впервые в мире удалось совершить мягкую посадку на Марс, где она проработала 20 секунд. После чего связь с ней пропала. Это был наш последний большой успех в освоении Марса.

Ну да ладно, лиха беда начало. Главное дело здесь было в том, что современные по тем временам технологии научились выводить космические станции на орбиты вокруг Марса, все более близкие к планете, а не просто пролетать мимо нее. Совершенствование спускаемых модулей было уже вторым этапом. Спустя 30 с лишним лет это оказалось довольно обыденным делом.

История публикации

Впервые «Марсианские хроники» были опубликованы в 1950 году в США.

В 1951 году книга была издана в Великобритании под названием «Серебряная Саранча» (англ. The Silver Locusts), с несколько отличающимся от оригинала содержанием. В некоторых изданиях отсутствовала глава «Эшер II» (англ. Usher II), место которой занимала новелла «Огненные шары» (англ. The Fire Balloons).

В испаноязычной версии произведению предшествовало предисловие, написанное аргентинским писателем Хорхе Луисом Борхесом.

В 1997 году при переиздании «Хроник» была изменена датировка событий — развитие действия было перемещено на 31 год вперёд. Таким образом, новые временные рамки в произведении — с 2030 по 2057 год. Также в переиздание была включена новелла «Огненные шары» (The Fire Balloons), ранее не входившая в состав романа; вместо главы «…Высоко в небеса» (Way in the Middle of the Air), менее актуальной в 1997, чем в 1951, была помещена новелла «Пустыня» (The Wilderness). По всей вероятности, решение изменить датировку событий было обусловлено тем, что изначальные временные рамки (с 1999 по 2026) оказались слишком приближенными к действительности, тогда как данное научно-фантастическое произведение, согласно замыслу автора, повествует о будущем.

Более поздние переиздания «Хроник» включают также предисловие («Долгая дорога на Марс» / The Long Road to Mars, 1990) и послесловие («Как я написал эту книгу» / How I Wrote My Book, 2006) автора.

В 2010 году в издательстве Subterranean Press вышло полное собрание сочинений автора о Марсе — «Марсианские хроники. Полное издание» (англ. The Martian Chronicles: The Complete Edition).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий