Логопедические упражнения для детей от 5 до 6 лет в домашних условиях

Речевые нормы

Понять, насколько своевременно развивается речь ребенка в этом возрасте, можно, опираясь на следующие ориентиры.

  • Основное качество речи ребенка 4–5 лет – умение говорить связно и последовательно.
  • Малыш употребляет слова соотносимо с их значением.
  • В его речи присутствуют прилагательные, местоимения, предлоги, в том числе сложные (из-за, из-под), наречия.
  • Он умеет управлять силой и темпом голоса – говорить тише, громче, шепотом, медленнее, быстрее.
  • Обычная речь имеет правильный средний темп.
  • Дошкольник в состоянии достаточно полно описать предмет, игрушку, картинку.
  • Рассказывая стихотворение, ребенок активно использует интонацию.
  • Выговаривает практически все звуки. Проблемы могут возникать только с и , иногда продолжают «западать» свистящие и шипящие.
  • Словарный запас в этом возрасте составляет примерно 3–4 тысячи слов, среди которых все больше прилагательных, обозначающих качества предметов, цвета и оттенки; появляются собирательные существительные.
  • Ребенок может начать рифмовать слова, придумывая для рифмы самые невообразимые конструкции («огненок» – искра, «никовойный» – ничей).
  • Предложения малыш в состоянии формулировать не только простые, но и сложные («я надеваю шапку, потому что сейчас зима»; «мне 4 года, а сестричке уже 7 лет»).
  • Допустимы некоторые грамматические ошибки: неверное согласование слов по родам и числам, неправильные окончания глаголов.

Особенности упражнений со специалистами

Прежде чем специалист начинает занятия, выявляется характер дефекта в нарушении речи. Для этого собирается анамнез, рассматривается состояние прикуса, зубов, нёба и прочих речевых органов. Также изучается моторика ребенка, способность к изучению, активность словарного запаса, уровень дикции, выразительность речи, скорость разговора и т. д.

На основании полученных результатов разрабатывается индивидуальная схема тренировок. Продолжительность занятий зависит от степени запущенности. В некоторых случаях достаточно провести 3 занятия для постановки звука, в других ситуациях необходимы долгие месяцы.

В основе тренировок лежат следующие методы:

  1. Игры пальчиковые способствуют улучшению мелкой моторики, развитию памяти и внимания, улучшению речи, ускорению реакций. Дополнительно согласовываются действия правой и левой руки.
  2. Гимнастика артикуляционная укрепляет мышцы аппарата, корректирует звуки.
  3. Звукоподражание, слуховое развитие.
  4. Использование постановочного зонда – специализированного устройства, которое воздействует на артикуляционные органы, корректирует степень произношения слов.

Логопедические упражнения для постановки звуков

Звуковые постановочные упражнения условно подразделяются на два вида – для согласных и шипящих. То есть тех звуков, которые произносить тяжелее всего.

Шипящие. При разработке шипящих звуков необходимо произносить их протяжно – «ж-ж-ж-ж», «ш-ш-ш», «с-с-с-с», «ч-ч-ч-ч», «з-з-з-з». Взрослый человек может делать это самостоятельно, а вот детей нужно заинтересовывать. В этом помогут картинки и игры. Учитель подбирает изображение насекомого, которое жужжит, пищит и т. д. Это может быть комар, оса, пчела, жук. Ребенок должен при виде картинки произнести соответствующий звук. Для разнообразия можно изобразить того, кто на картинке.

Согласные. С согласными буквами сложней, так как их произносить ребенку труднее. Чаще всего это буква «р» и «л».

Для их разработки придуманы специальные упражнения:

  1. Чтобы правильно произносить «р», можно представить, что вместо языка кисточка, которой можно покрасить нёбо. Для этого ребенку нужно водить языком от верхних зубов до горла.
  2. Для этих же целей нужно прижать язык к верхней части нёба, после чего резко опустить вниз вместе с челюстью.
  3. Имитация чистки зубов. Водить языком по внутренней стороне, захватывая каждый зубик.
  4. Для этой же буквы нужно приоткрыть рот и слегка высунуть язык, который придерживается зубами. Произнести: «з-з-з-з-з-з-з-з», после чего переставить язык к верхним зубам, не переставая издавать звук.
  5. Открыть рот, язык упереть о верхние зубы, произносить «д-д-д-д-д-д», не переставая. Взрослый человек должен дотронуться до языковой уздечки обратной стороной чайной ложки, создавая вибрацию влево/вправо. Это позволит преобразовать «д» в «р».
  6. Чтобы разработать «л», нужно имитировать звуки индюка. Для этого открыть рот и очень быстро двигать в разные стороны языком. При этом пытаться произнести «бл».
  7. Упираться сначала в верхние, потом в нижние зубы. Зафиксироваться в таком положении на минуту.
  8. Отлично для буквы «л» помогает цоканье языком по типу лошади.
  9. Для растягивания уздечки нужно максимально вниз опустить челюсть, а язык упереть в верхнее нёбо.
  10. Длительное время произносить «ы-ы-ы-ы», после чего переместить язык в область между зубами, что приведет к произношению буквы «л».

Упражнения при заикании

Если человек хочет избавиться от заикания, необходимо добиться максимальной плавности речи, которая формируется путем применения различных методик, но также важен и прием определенных таблеток.

Что касается постановки речи, то одним из лучшим способов работы в этом направлении является пение, однако есть и специальные упражнения:

  1. Читать стихи под спокойную мелодию, подстраиваясь под музыкальный такт.
  2. Произносить фразы/слова под ритмичные взмахи руками по типу дирижера.
  3. Взяться за руки и идти по кругу. При каждом очередном шаге произносить: «Опа-опа-опа-па, та-та-ти-та-ти-та».
  4. Предложить ребенку поиграть в прыгающих цыплят. Для этого попеременно прыгать на разных ногах и проговаривать: «Хлоп-топ-хлоп, уф-ив-аф, ап-цап-тап, тап-тип-рап, роп-цып-цып».
  5. Чередовать произношение разных гласных звуков. На один хлопок руками сказать «а», на второй – «о», на третий – «е» и т. д. После освоения этой программы упражнение усложняется. Нужно чередовать хлопки с притопами ногами.

Что делаем?

При проведении домашних занятий важно представлять себе их структуру. Как уже говорилось, в один день все виды игр не проводим, используем по 2–3. Занятия могут состоять из следующих компонентов:

Занятия могут состоять из следующих компонентов:

  • игры на развитие мелкой моторики, включая пальчиковую гимнастику;
  • артикуляционные упражнения;
  • тренировка речевого дыхания (читайте о нем в статье «Развитие речи детей дошкольного возраста»);
  • звукоподражательные игры;
  • развитие слуха;
  • логоритмика;
  • игры на пополнение лексического запаса и общее развитие речи.

Мелкую моторику хорошо развивают игры с мелкими предметами (пуговицами, фасолью, лесными орешками, пробками, конструктором, мозаикой), лепка, рисование. Также этому способствуют всевозможные пальчиковые игры (с поглаживанием ладошек друг о друга, самомассажем пальчиков рук, совмещением пальчиков двух рук), сопровождающиеся забавной текстовкой – лучше рифмованной (подробнее об этом – в статье «Пальчиковая гимнастика для детей»).

Артикуляционные упражнения делятся на динамические (когда малышу нужно производить языком или губами какие-то действия) и статические (губам или языку нужно удерживать принятое положение). Вторые гораздо сложнее для детей, поэтому взрослым придется проявить терпение.

Также среди артикуляционных игр есть общие, полезные всегда и всем деткам для развития артикуляционного аппарата, и специальные, подготавливающие органы речи ребенка к произнесению конкретных звуков, с которыми у него проблема. С помощью таких упражнений можно значительно укрепить мышцы губ, языка, щек, сделать язык подвижным и послушным, растянуть короткую подъязычную уздечку (без нее, к примеру, малыш никогда правильно не произнесет ). Подробно о таких упражнениях читайте в статье «Артикуляционная гимнастика».

Сделайте такие занятия увлекательными, сочиняя забавные истории из жизни язычка. Пусть он собирает грибы, убирается в комнате, превращается в блинчик или кошачью спинку в ходе веселого путешествия по волшебной стране.

Звукоподражательные игры учат ребенка регулировать силу голоса, интонацию при произношении, развивают слух и вообще доставляют массу удовольствия. Подражать можно любым звукам: природы (вой ветра, шум листьев), голосам животных, птиц, звукам, которые издает разный транспорт или домашние бытовые приборы. Чтобы занятие не было скучным, подражания нужно обыграть. Например, инсценировать какую-то забавную историю.

Так ребенок потренирует умение выражать эмоции и дополнять свою речь мимикой, жестами. Если добавить к таким играм еще и соответствующие движения, подобрать подходящую музыку – получится занятие по логоритмике.

Игры на развитие слуха помогут малышу не только легче понимать речь других людей, но и замечать ошибки, в том числе в своей речи. Для этого можно угадывать, какой предмет звенит за спиной, затем – где именно звенит (справа, слева, сверху). Развитие фонематического слуха способствует навыку определять наличие звука в слове, его местоположение, дробить слова на слоги.

При этом обязательно нужно помнить, что чем сложнее и запущеннее проблема, тем медленнее будет ощущаться прогресс. Но от этого похвала приобретает только большую значимость. Малышу важен малейший успех. Сейчас главное – систематические занятия, терпение и вера в прогресс. Возможно, он не будет стопроцентным, но улучшения появятся обязательно. Надо только приложить для этого усилия.

Игры с общим подражанием

А если касаться углубленного материала, то со всего многообразия упражнений я выделила основные. Моей девчушке такие были по душе.

«Птички»

Самая лёгкая подражалка. Ручки необходимо сложить крылышками и махать как птичка. А затем пробежаться. От такой забавушки любой сорванец будет в восторге. Особенно когда в происходящем участвует взрослый! Поддерживайте своего сорванца!

«Укладываем куклу спать»

В нашем детстве это называлось «Дочки ― матери». Дайте крохе куклу, организуйте спальное место, одеяло. Попросите своего помощника укачать этого пупсика. А когда он уложит, покажите знак тишины: поднесите указательный палец к губам, сказав «чи-чи-чи». Пусть малыш так попросит остальных кукол помолчать, пока пупс спит. Если крохотный человек уже немного разговаривает, объясните, что делать это нужно шёпотом. В той же манере можно купать, одевать, кормить любимую игрушку.

«Стихотворные действия»

Усложнить задачу можно стихотворными текстами с использованием жестов. Наша кроха любила стишок «Ветер дует нам в лицо».

С чего начинать логопедические упражнения?

Чтобы заняться исправлением нарушений речи крохи 4-5 лет, начать необходимо с определения, какие именно звуки малыш не может выговорить. Для этого необходимо последовательно ему показывать картинки, чтобы ребенок называл слова. Нужный звук должен находиться в разных частях слова: в начале, середине, конце. После того, как будут выявлены проблемные звуки, можно начинать с ними работать. Делать это следует с каждым по отдельности, от легких к более сложным.

Чтобы ребенок 4-5 лет научился правильно говорить, сначала необходимо работать над произношением отдельных звуков, а не слов

Важно правильно объяснить малышу, как должен быть расположен язык и губы. Ему будет проще понять и выполнить указания, если давать их в игровой форме

После того, как у крохи будет получаться, необходимо вводить выученный звук в повседневную речь. Это процесс часто небыстрый и может занять не один месяц. В это же время следует приступать к работе над следующим звуком.

Логопедические упражнения для детей 5-6 лет

Логопедические упражнения для детей 5-6 лет в домашних условиях играют решающую роль в формировании правильного звукопроизношения‚ развитии речи и усвоении языковых навыков. Работа над развитием речи в этом возрасте помогает устранить недочеты и сформировать четкую‚ грамотную речь.​

Одним из ключевых упражнений является артикуляционная гимнастика‚ направленная на коррекцию произношения и улучшение артикуляции. Игровые упражнения со звуками и словами помогают детям правильно воспринимать и произносить звуки‚ что способствует формированию четкой и понятной речи.​

Развитие моторики также играет важную роль в обучении

Упражнения на развитие моторики рук способствуют координации движений‚ что важно как для письма‚ так и для общей ловкости и моторики у ребенка.​. Игровые упражнения на развитие фонематического слуха помогают детям различать и анализировать звуки речи‚ что положительно сказывается на усвоении навыков чтения и письма.​

Игровые упражнения на развитие фонематического слуха помогают детям различать и анализировать звуки речи‚ что положительно сказывается на усвоении навыков чтения и письма.​

Важным элементом логопедических занятий является использование интерактивных игр и материалов‚ способствующих обучению и развитию речи.​ Разнообразные игры‚ загадки‚ ребусы и упражнения помогают детям с удовольствием учиться и развиваться.

Таким образом‚ логопедические упражнения для детей 5-6 лет в домашних условиях играют ключевую роль в формировании правильной речи‚ усвоении языковых навыков и развитии моторики‚ создавая основу для успешного обучения в будущем.​

Артикуляционная гимнастика и фонематический слух

Артикуляционная гимнастика является важным компонентом логопедических занятий для детей 5-6 лет в домашних условиях.​ Эти упражнения направлены на коррекцию и улучшение произношения звуков‚ формирование правильной артикуляции и развитие речевого аппарата у детей.

Чтобы развить у детей фонематический слух‚ логопедические занятия включают интересные игры и упражнения‚ направленные на различение звуков‚ анализ и синтез слогов и слов.​ Это помогает детям осознать различия между звуками‚ что является основой для успешного формирования речи и усвоения навыков чтения и письма.​

Игры‚ включающие работу с фонематическим слухом‚ способствуют улучшению артикуляции‚ произношению‚ а также развитию слухового восприятия.​ Разнообразные упражнения помогают детям разделять сложные и похожие звуки‚ что в дальнейшем облегчит им процесс формирования корректной речи.

Таким образом‚ артикуляционная гимнастика и работа с фонематическим слухом играют важную роль в формировании правильного произношения звуков и развитии речи у детей 5-6 лет‚ создавая основу для успешного языкового развития.​

Помощь логопеда: когда пора?

Надо с грустью признать, что современные средства коммуникации, такие как телевизор, компьютер, резко и основательно вытеснили из жизни общение. Чтение книг свелось к минимуму, а вот просмотр телепередач и мультфильмов занимает чуть ли не полдня. Дети чрезмерно мало общаются как с родителями, так и друг с другом. Телевизор предлагает широкий спектр всего интересного и увлекательного, а значит искать другие пути получения информации нет смысла.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: уроки быстрого чтения для детей в домашних условиях

Отсюда появляются проблемы со звукопроизношением. Встречаются они все чаще и чаще, а усугубление проблемы подчас становится быстрым. За телевизором и монитором родитель может не заметить, что ребенку нужна помощь, а ее стоит оказывать чем раньше, тем лучше. Любая проблема, в частности логопедическая, не терпит отлагательств, тогда возможность исправить неладное и поставить правильную речь значительно увеличивается.

Упражнения для постановки звука «р»

После того, как гимнастика выполнена, можно переходить к постановке звуков. Как правило, чаще всего проблемы возникают с «р». Очень многие карапузы не могут справиться с этим сами и в срок до 5-6 лет. Чаще всего дети или пропускают этот звук, или заменяют его другим. Поэтому родители должны помочь им, для этого существуют специальные логопедические приемы.

Хотя большинство упражнений родители могут сами делать со своим ребенком, консультация у логопеда желательна. Нередко проблемы с речью, и особенно с этим звуком, у детей 4 и 5 лет возникают по физиологическим причинам. Например, дело может быть в недостаточно развитой уздечка, из-за которой язык не достает до неба. Это может определить только и специалист, он же даст рекомендации для исправления ситуации: назначит массажи или хирургическое вмешательство.

Чтобы проверить, как кроха справляется с этим непростым звуком, следует попросить его порычать, затем – произнести слова, в которых «р» присутствует. Если у него не получается одиночный звук, то ставить нужно именно его. Если же проблема возникает только с целыми словами, то прорабатывать слоги. Для некоторых упражнений применяют особый шпатель, который можно купить в специализированных магазинах. Действовать им следует аккуратно, но уверенно.

Занятия чаще всего состоят из ряда упражнений.

  • Малыш, открыв рот и прижав язычок к месту роста верхних зубов, быстро проговаривает «д» несколько раз подряд. Затем делает то же самое, дуя на кончик языка. Так он сможет запомнить вибрацию, сопровождающую «р».
  • Кроха, широко открыв рот, должен произносить «ж». При этом язык необходимо потихоньку поднимать к верхним зубам. После этого взрослый аккуратно вставляет шпатель под язык и двигает им в одну и другую сторону, создавая вибрацию. Малыш в это время должен подуть.
  • Ребенок проговаривает слог «за», оттягивая язык как можно дальше назад. Если в это время ввести шпатель и совершать им ритмичные движения в стороны, то можно услышать явный звук «р».
  • Для более мягкого «р» повторяют предыдущее упражнение, только малыш при этом приговаривает слог «за».

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Дидактические игры по звуковой культуре речи в старшей группе

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки

Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь

При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.. Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук , то топает ножкой, если звук , то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

Учимся говорить чётко

В 5 ― 7 лет дитя уже способно повторить за родителем или педагогом многие упражнения. Но среди них есть и сложноватые. Я постаралась скомпоновать воедино самые простые и эффективные. Кстати, отлично подойдут они и для детишек с ОНР.

Артикуляционная гимнастика

  • Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. А потом вытягиваем губки в трубочку.
  • Напрячь губы, как можно сильнее. Плавно расслабить.
  • Кусать зубками верхнюю и нижнюю губу попеременно.
  • Цоканье копыт. Это всем известное действие. Деткам понравится без сомнения!

По времени достаточно 15 минут. Кстати, такие коррекционные манипуляции прекрасно подойдут не только деткам, но и любым людям с нарушениями звукопроизношениями.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вот ещё несколько примеров на коррекцию развития речевого формирования:

  • Всем известно, как плачут младенцы? Вот и воспроизведём этот звук: Уа, Уа.
  • Попищим, как мышата: Пи, Пи.
  • А как мы шумим, когда заблудимся в лесу? Ау, Ау!
  • Завыл сильный ветер: УУУУ.
  • А теперь сочетание гласных и согласных буковок. Имитация криков животных: Мяу, Му, Ква, Ко-Ко, Га-Га.
  • Рычит медведь: РРР.
  • Распеваем голосок: Ля-ля, ла-ла-ла.

Пение, кстати, очень полезно. Выберите песенку, которая нравится детёнку. Быть может, приуроченную к ближайшему празднику. А ещё им нравится «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Во поле берёзка стояла»

На первый взгляд они простенькие, зато там плавно тянутся слова, что очень важно для коррекционных работ. Этим, кстати, пользуются педагоги детского сада. Там обязательно есть уроки музыки

Но и развивающие мероприятия с логопедом там тоже присутствуют

Там обязательно есть уроки музыки. Но и развивающие мероприятия с логопедом там тоже присутствуют.

Познавательные занятия

Игры для развития речи должны носить также и познавательный характер. Но от родителей требуется проявить творческое начало и подготовиться.

Возможно несколько вариантов таких игр.

  • Заранее подобрать несколько карточек с иллюстрациями, на которых представлены слова с проблемным звуком (это могут быть животные, птицы, овощи, предметы быта), и попросить ребенка назвать их, дать краткую характеристику, дополнить его рассказ. Это поможет и улучшить произношение, и получить новую информацию.
  • «Угадай-ка». Взрослый прячет какой-то предмет, в названии которого есть отрабатываемый звук (например, если это фонема , то можно спрятать игрушечного жирафа), после этого начинает называть малышу ряд характеристик: это животное, с длинной шеей, пятнистой шкурой. Задача малыша – угадать животное и постараться произнести его название.
  • Работа с картинками. Родитель подбирает иллюстрацию и загадывает на ней предмет, в названии которого есть проблемный звук, после чего начинает описывать его. Задача ребенка – понять, о чем речь, показать на картинке и произнести название.

При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире.

Важность уроков логопеда и их домашнего продолжения не стоит недооценивать, поскольку 5-6 лет – это время, когда ребенок еще может решить большую часть речевых проблем и начать обучение в школе наравне с остальными детьми. Если же время будет упущено, то есть риск того, что у него в дальнейшем будет масса сложностей, вплоть до различных комплексов и неуверенности в себе

Занимаемся дома

В сложных случаях одних занятий с логопедом будет не достаточно. Родителям придется заниматься с ребенком самостоятельно. Однако и при более благоприятном прогнозе домашние занятия принесут только пользу. Это и закрепление полученных у логопеда навыков, и полностью домашние игры, если, к примеру, не удалось найти подходящего логопеда или проблема не слишком серьезна.

Вот несколько правил, которые помогут родителям правильно организовать логопедические занятия для детей дома.

  • Превращайте каждое занятие в игру. Если ребенок увлечен, он осваивает нужные навыки ненавязчиво и быстро.
  • Длительность занятий увеличивайте постепенно: начиная с 5 минут, постепенно доводя до 20–35.
  • Не перегружайте малыша информацией. 2–3 игр за один раз вполне достаточно для адекватного усвоения материала.
  • Помните о похвале. Для малыша это лучший стимул.
  • Играйте, когда ребенок бодр и в хорошем настроении (после завтрака или обеденного сна).
  • Помните, что малыш всему учится, подражая вам. Поэтому всегда показывайте ему что-то, повернувшись лицом к лицу.
  • Если при выполнении задания вы знакомите малыша с какими-то природными явлениями, стройте работу так, чтобы они соотносились с реальностью (снег, мороз изучаем зимой, листопад – осенью).

Виды дефектов речи

Прежде чем приступать к упражнениям и занятиям, рекомендуем разобраться с основными видами нарушений при произношении звуков. У ребенка речь может исказиться из-за:

Заикания. Наиболее распространенный речевой дефект. Определить наличие заикания у ребенка можно ближе к возрасту 3 лет, поскольку в этом периоде он начинает строить первые большие предложения. Занятий с опытным логопедом в этом случае не избежать. Специалист предложит игры на устранение дефекта и развитие речи, которые гарантировано дадут положительный результат. Заикание – коварная проблема

Важно не бросать занятия с ребенком даже после достижения успехов, ведь нередки случаи, когда проблема возвращалась. Дислалии

Подобный дефект часто встречается у ребенка 3 5 лет

Если не вдаваться в науку, то дислалия – путаница в произношении некоторых согласных звуков («л», «р», «ш» и другие). С этой проблемой стоит обратиться к логопеду, как только стала заметна кривая речь, желательно в тот же год. Гнусавости. Это явление также относят к категории дефектов, однако основной корень проблемы здесь находится в неправильном строении речевого аппарата. Обнаружив подобную проблему, обязательно обратитесь к отоларингологу, логопед помочь ребенку в этой ситуации не сможет. ОНР (общее недоразвитие речи). Речь ребенка к 6 годам должна быть связной и интересной. Если же дошкольник испытывает определенные трудности при разговоре, то вероятнее всего причина лежит в неправильном подходе к общению с ним. ОНР часто встречается у малышей, чьи родители много сюсюкали, коверкали окончания и произносили только уменьшительно-ласкательные формы слов. Все это создало огромную «кашу» в детской голове, из-за чего теперь ребенок уже самостоятельно путает окончания и использует неверные предлоги. Вовремя устранить дефект можно, если отвести малыша к логопеду до 6 лет. Заболевания на неврологической почве. Если вы заметили, что занятия с ребенком дома не приносят никаких результатов, проконсультируйтесь с квалифицированным неврологом. Возможно требуется особое лечение

Важно отметить, с этой проблемой логопед вашему ребенку помочь не сможет. ЗРР (задержка речевого развития)

К 3-5 году каждый среднестатистический ребенок начинает болтать без умолку. Если же вы заметили, что у вашего малыша маленький словарный запас, стоит обязательно посетить логопеда для проверки речи.

Наблюдайте за своим ребенком и его речью. Регулярно общаясь с малышом, вы обязательно заметите присутствие каких-либо проблем с произношением звуков. В случае обнаружения таковых, обязательно запишитесь на прием к логопеду независимо от того, сколько ребенку лет.

На развитие чувства ритма

Логопедическая ритмика подразумевает двигательные упражнения, преследующие разные цели.

Нормализация мышечного тонуса

Подходящие упражнения: свободное качание рук вперед-назад, в стороны, чередование напряжения и расслабления рук.

Ритмизация движений

Используются ходьба, хлопанье и постукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, пропевание слов и слогов. Пример: прохлопываем песенку «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Эффективно использовать активные упражнения под музыку с проговариванием речевых заданий. Например, ученики произносят текст и сопровождают его движениями: «Над нами дуб высокий (руки в стороны), над нами сосны, ели (наклоны влево-вправо), головами зашумели (хлопок)».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий