Артикуляционная гимнастика
- зубы сомкнуты;
- губы округлены и чуть выдвинуты вперед;
- верхние и нижние резцы видны.
«Месим тесто»
- улыбнуться;
- спокойно положить язык на нижнюю губу;
- пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
- закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«Блинчик»
улыбнуться;
приоткрыть рот;
положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
- улыбнуться;
- открыть рот;
- языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
«Вкусное варенье»
- улыбнуться, рот открыть;
- медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
- нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Чистим зубы»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончиком языка с внутренней стороны «почистить» верхние зубы;
- делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом сверху – вниз;
- нижняя челюсть при этом не двигается.
- рот закрыт;
- кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
- на щеках образуются твердые шарики — «мячики».
«Чашечка»
- открыть рот;
- широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
- прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.
«Лошадка»
- присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
- щелкать языком медленно и сильно;
- нижняя челюсть должна быть неподвижной!!!
- улыбнуться;
- присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;
«Гармошка»
- улыбнуться;
- сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
- не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
«Парашютики»
- улыбнуться;
- положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.
Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения шипящих звуков.
Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.
Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков»
Буква Р
Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:
- дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
- может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
- иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).
Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?
- Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
- «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
- «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
- «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
- Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
- «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
- «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
- «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
- Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.
Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.
Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.
Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.
Игры с буквой Р
Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков
- «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
- Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
- Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
- Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
- Короткие песенки или стихотворения. Например:
Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!
Скороговорки с буквой Р
- Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
- Проворонила ворона вороненка.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
- Грянул гром — гроза в разгаре.
- Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
- Тридцать три трубача трубят тревогу.
Обследование произношения звука «Ш»
При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш»
Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш»
Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.
Правила проверки в домашних условиях:
- Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
- Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.
У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.
Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?
Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.
Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:
- замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
- замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
- замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
- шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
- вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
- вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.
Разминка
Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.
Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:
- язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
- сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
- выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
- сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
- поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
- сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
- плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
- челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
- облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.
Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.
Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:
- дуть на перышки, свечи, вертушки;
- пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
- распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
- на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.
Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.
Мимическая гимнастика
Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.
Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:
- Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
- Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
- Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
- Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
- Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
- Изображение любых смешных рожиц.
Ход занятия
1. Организационный момент
Сегодня к нам на занятие пришла змейка. Какой звук змейка произносит, как она делает (шипит-ш-ш-ш-ш-ш.). Сегодня мы с тобой будем учиться шипеть, как змейка.
2. Артикуляционная гимнастика
«Наказать непослушный язык».
Цель: сделать язык широким, вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
«Вкусное варенье».
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука .
«Маляр».
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
«Чашечка».
Цель: укреплять мышцы языка и отрабатывать подъем языка вверх.
«Лошадка».
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
«Грибок».
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
«Гармошка».
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
3. Упражнения на формирование воздушной струи
«Фокус»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
«Загнать мяч в ворота»
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
«Вертушка»
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
4. Формирование кинестетического образа звука с применением модели артикуляции звука
Ребенку объясняется и показывается модель артикуляции звука.
При произнесении звука губы округлены — на модели круг, кончик языка у верхних резцов – стрелка вверх. При произнесении звука воздушная струя сильная, широкая, теплая
Держа руку ребенка у рта логопеда, обращается внимание на то, что выдыхаемая воздушная струя теплая. Ребенок должен почувствовать тепловые ощущения и давление выходящей воздушной струи. 5
Закрепление изолированного произнесения звука
5. Закрепление изолированного произнесения звука
Посмотри, змейка заблудилась, давай поможем ей найти свой домик. Нужно вести змейку по дорожке и произносить звук ш-ш-ш-ш-ш (ребенок выполняет задание). Молодец помог змейке добраться до своего домика.
6. Упражнение на развитие фонематического восприятия
А сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук». Как только услышишь звук ,сразу лови его — хлопай в ладошки: М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш.
7. Развитие мелкой моторики
Объясняем ребенку что, звук при письме мы будем обозначать буквой «Ш». Ребенок конструирует из ракушек букву «Ш», при этом развивает мелкую моторику.
Итог занятия
Сегодня на занятии ты научился шипеть, как змейка, помог змейке добраться до своего домика и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Как мы обозначаем звук на письме? Буквой «Ш». Ты сегодня очень старался, молодец!
Буква Ш
Чтобы буква Ш произносилась правильно, речевой аппарат должен быть хорошо натренирован.
При верном произнесении буквы Ш язык располагается строго симметрично. Губы всегда округленные, а зубы максимально приближены друг к другу. Посередине широкого языка идет теплая струя воздуха, которую легко ощутить ладонью у рта. Голосовые связки разомкнуты.
Зачастую детям сложно выполнять подобные действия языком и губами. Поэтому встречаются разнообразные способы выговаривания буквы Ш.
- межзубное произношение (звук в этом случае шепелявый, а язык просунут между зубами),
- произнесение «в нос»,
- способ, при котором язык упирается в зубы, и звук становится похожим на Т,
- при нарушении прикуса звук похож на Ф,
- звук, напоминающий С.
Букву Ш можно научиться выговаривать дома. Для этого надо ежедневно выполнять упражнения для постановки дыхания и тренировки мышц языка и губ.
Кроме этого, обязательно нужно выполнять игровые задания для закрепления изученных навыков.
Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, в начале занятия
Важно размять не только язык, но и губы
- Упражнения для языка:
«Спрячь конфетку». Ребенок должен удерживать широкий язык на нижней губе. На его край взрослый кладет маленький кусочек зефира или пастилы. Малышу нужно спрятать кусок сладости, зажав его языком за верхними зубами и прилепив на нёбо. Упражнение выполняется в медленном темпе. Рот не должен открываться шире 2 см.
«Футбол». Нужно улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Перед этим надо подготовить кусочек ваты. Ребенок должен дуть на вату, произнося звук Ф. Нужно докатить ее до противоположного конца стола
Важно следить, чтобы звук произносился как Ф, а не Х — это повлияет на ширину струи воздуха. Щеки не должны надуваться.
«Гармошка». Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот
Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.
Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот. Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.
- Упражнения для губ:
«Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и беззвучно произносить букву У.
«Зайчик». Надо улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы. По очереди поднимается верхняя и нижняя губы
Важно следить, чтобы зубы были сомкнуты, а губы возвращались в исходное положение.
Игры с буквой Ш
- Закончить фразу (или повторить ее). Стоит заранее подготовить картинки в помощь. Например:
Шу-шу-шу — Маша кушает лапшу. Ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши.Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.
- Игра «Измени слово». Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук «ш». На первых порах может потребоваться помощь взрослого. Но скоро ребенок сможет изменять слова по образцу самостоятельно.
Горох — горошек, орех — орешек, воробей — воробушек, хлеб — хлебушек и т.д.
- Шипеть, как змея, как спущенный воздушный шарик и т.д.
- Песни, потешки, стихотворения.
Буква Ш — Шипящая, Иногда-Шуршащая, Часто- Шелестящая, Изредка- Шкварчащая.
Змея шипит,шипит,шипит, Полгода учит алфавит, Устала бедная уже, А знает только букву — Ш-Ш-Ше.
Шу-шу-шу — шуршала мышь, Шу-шу-шу — шумел камыш, Дятел шустрый, шалунишка, Шелушил шестую шишку. Что за шорох? Слышат уши, Кто-то дышит глуше, глуше, Кто-то машет выше, выше, Кто-то шепчет: «Тише, тише».
Скороговорки с буквой Ш
Хороший способ в увлекательной форме закрепить изученный навык произнесения буквы Ш — учить забавные скороговорки.
- Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки.
- Шура шилом для шиншиллы в шалаше сапожки шила.
- Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
- Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель.
- Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
- Паша Саше шьёт сапоги, а Саша Паше печёт пироги.
- Шили рубашку с кармашками, сшили, ушили, перешили, зашили, да не вышили.
Когда нужна коррекция речи ребенка
Формирование звукового произношения начинается с первых месяцев жизни. Первые звуки возникают непроизвольно, обычно они самые простые в произношении («а», «о», «у»). До 3-х лет замена звуков, искажения в их произношении считается возрастной нормой. К 5-ти годам активно формируется полноценный фонематический ряд.
Если к 5 годам у ребенка не получается правильно произносить «ш», необходимо помочь ему с произношением звука артикуляционной гимнастикой и другими методами.
Постановка звука «Ш» возникает между третьим и пятым годом жизни. Первое время произношение ребенка страдает, звук получается нечетким. Иногда дети используют свистящий С вместо шипящего.
Наиболее распространены такие причины отставания в этапах речевого произношения: неправильное развитие речевого аппарата (проблемы с прикусом или уздечкой языка); малоподвижная нижняя челюсть.
Чтобы приступить к правильному формированию звукопроизношения, сперва необходимо разобраться в звуках, которые ребенку трудно произносить, в чем заключается трудность. Первой в обязательном порядке проверяется группа шипящих, свистящих и сонорных. Для корректной проверки нужно попросить ребенка рассказать стихотворение, историю, сказку.
Нарушение твердой согласной чаще всего сопровождается неправильным произношением мягкой. При этом проверяется произношение звука отдельно от слова. Если в таком виде ребенок правильно произносит звук, тогда заниматься нужно путем повторения фраз и слов. Когда понятно, что звук искажается, необходимо начинать работу по его постановке.
Причины
Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.
Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука Ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:
- движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
- на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
- зубочелюстные аномалии;
- нарушение работы слухового канала.
В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.
Когда обращаться к логопеду
Дома можно заниматься с детьми в случае легких нарушения. Например, если нет проблем со словарем и лексико-грамматическим строем речи. В таком случае родители могут проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику.
Помощь логопеда требуется в случае общего недоразвития речи и дизартрии. При таких нарушениях не существует быстрых способов исправить звукопроизношение.
Выявить такие проблемы легко. При первом диагнозе у ребенка отмечается бедность словаря, он может неправильно связывать слова и затрудняться осуществлять словообразование.
При дизартрии нарушается иннервация мышц. В таком случае дошкольнику тяжело проговаривать схожие звуки, у него слабое дыхание и у него гипертонус или гипотонус мышц артикуляционного аппарата.
Важно! При любой проблеме родители являются непосредственными участниками коррекционного процесса. При дизартрии и общем недоразвитии речи нужна не только педагогическая помощь, но и медицинская
При дизартрии и общем недоразвитии речи нужна не только педагогическая помощь, но и медицинская.
Как произносится звук [Ж] в норме.
Звук Ж
согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука Ж
в норме органы речи принимают следующее положение:
губы несколько выдвинуты вперед;кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Артикуляция звука ж
отличается от артикуляции звукаш наличием голоса.
Постановка звука ШЬ
Он же звук Щ, глухой и мягкий.
Артикуляция следующая:
- язык поднимается к верхней челюсти, его боковые края прижимаются к внутренней стороне зубов;
- языковые мышцы напряжены;
- при выдохе кончик языка давит на небо;
- губы вытянуты трубкой;
- между верхними и нижними зубами щель не больше 5 мм.
Изо рта выходит более сильный теплый поток воздуха, чем при проговаривании Ш. Звучание более тягучее, напряженное. Воздух не вибрирует.
Звук ШЬ ставят после полноценного формирования Ш. Пациента просят произносить долгий звук Ш, вытягивая губы в улыбке и направляя язык вперед, пока не послышится Щ. Иногда Щ формируется самостоятельно, когда пройдена постановка всех других шипящих.
Упражнения перед началом занятий
Перед началом занятий с малышом обязательно проведите зарядку для ротовой полости. Состоять она будет из нескольких несложных упражнений.
- Кладем язычок на нижнюю губу и задерживаем его в таком положении на 15 секунд.
- Создаем из нашего языка чашку и держим в таком положении 10 секунд. Расслабляем. Снова держим. Это эффективное упражнение для тренировки мышц языка.
- Опускаем и поднимаем «чашечку». Делаем упражнение плавно, не спешим.
- Поцокаем язычком. Не спеша, «растягивая» процесс.
Поставьте малыша перед зеркалом: так ему будет очень весело строить рожицы, и стараться он будет усерднее. Можно также разбавлять процесс интересными смешными историями.
Буквы Ё и О в суффиксах и окончаниях
После шипящих согласных под ударением пишется гласная О:
- В окончаниях имён существительных:
грачо́м, ножо́м, плащо́м, шалашо́м.
В безударных окончаниях пишется Е:
ту́чей, ба́ржей, пи́щей, но́шей.
- В окончаниях имён прилагательных:
чужо́го, большо́го.
В безударных окончаниях пишется Е:
ры́жего, хоро́шего.
- В суффиксах -ок, -онок и -онк имён существительных:
запашо́к, щелчо́к, кружо́к;
волчо́нок, мышо́нок, медвежо́нок;
книжо́нка, девчо́нка, рубашо́нка.
- В суффиксах -ов и -он (с беглым о) имён прилагательных:
моржо́вый, камышо́вый, парчо́вый;
смешо́н.
- На конце наречий:
хорошо́, горячо́, свежо́.
После шипящих согласных под ударением пишется гласная Ё:
- В окончаниях глаголов:
бережёт, напечёт, подожжёшь.
- В глагольном суффиксе -ёвыва-:
разжёвывать, выкорчёвывать.
- В суффиксе -ёвк отглагольных существительных:
размежёвка, выкорчёвка.
- В суффиксе -ёр имён существительных:
ухажёр, дирижёр.
- В суффиксах -ённ и -ён страдательных причастий:
завершённый – завершён,
сокращённый – сокращён.
Отглагольных прилагательных на -ён и в производных словах:
тушёный – тушёнка,
копчёный – копчёности.
- В предложном падеже местоимения что:
о чём, на чём.
А также в словах:
причём, нипочём.
Практические советы: учим ребенка говорить играя
Упражнения и уроки могут проводиться с любым дошкольником, изменяется только подход:
- игра;
- тональность;
- время и т.п.
Родитель знает своего малыша и без проблем сможет применить домашние занятия по обучению на практике.
Чтение книги
Шнуровка
Мелкая моторика рук (ММР) тоже должна постоянно развиваться, ведь руки, как говорят ученые, являются вторым речевым органом.
Мама должна делать массаж пальчиков, играть с ними в потешки, ладушки, сороку-ворону.
Когда ребенок станет постарше, необходимо подключить к играм различные предметы. Пользу принесет шнуровка. Вместе с малышом надо шнуровать специальные заготовки или ботиночки.
Зарядка для язычка
Не следует игнорировать зарядку языка и губ. Пользу принесут гимнастические упражнения для развития мускулатуры детского лица:
- Вытянуть губки трубочкой.
- Растянуть губы в улыбке.
- Широко улыбнуться, показав зубки.
Также отличной разминкой будет, если кроха просто покорчит потешные рожицы перед зеркалом
Важно приучить заниматься регулярно
Имитация звуков животных и предметов
Хорошо включить уроки загадки с имитацией звуков животных. Хорошо, если ответ будет в рифму. Например: «Иго-го! — кричит малыш, значит это (лошадка)». Или: «Чирик-чирик! Не робей! Я бывалый (воробей)».
На заметку. Главное условие успеха — не заставить ребенка, а вызвать интерес, желание общаться, разговаривать.
Картины из кусочков бумаги
На мелкую моторику рук (ММР) оказывают влияние такие виды творчества. Например:
- рисование;
- лепка из пластилина;
- вырезание из бумаги и картона.
Мама должна ставить ребенку простую задачу рисовать:
- шар;
- солнышко;
- облако;
- дом.
Хорошей идеей будет рассказ сказки и составление из кусочков бумаги главного героя. Контакт с мелкими элементами позитивно сказывается на словарном запасе, развить речь.
Разминка пальчиков
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это неотъемлемая часть развития детской речи. Упражнения-игры:
- «Вылови из воды» (в таз с водой набросать ветви). Предложить ребенку выловить все эти предметы с помощью ковша или ситечка, держа в правой ручке. Если малыш левша – в левой.
- «Размести по порядку» (насыпать в миску пуговицы разных размеров и оттенков). Предложить собрать в одну тарелку пуговки одного цвета и размера, в другое – другого. Собирать надо тремя пальцами.
- «Змейки, колобки, блины» (лепка из пластилина).
- Еще одна полезная игра «Открой и закрой». Надо перед обучаемым поставить несколько банок с закрытыми крышками. Предложить открыть емкости, а потом вновь закрыть, правильно подобрав крышки. Банки должны быть различного размера и формы.
Упражнения для постановки звука «ш»
Практикуем следующий перечень упражнений для постановки произношения:
- «Движущаяся чашечка». Создаем язычком чашечку и начинаем ею двигать. То поднимаем края, то опускаем в нижнюю часть рта.
- «Свободный полет». Делаем «чашечку» и вынимаем ее из полости рта. Берем маленький кусочек ватки и кладем его на носик ребенка. При выдохе воздух будет отталкиваться от стенки «чашечки» и подниматься вверх, а ватка улетать. Очень веселое и эффективное упражнение по предотвращению шепелявости.
- «Корабль в море». Поднимаем и опускаем «чашку» с задержками 1 — 3 секунды.
Все упражнения выполняются перед зеркалом и сопровождаются самыми разными веселыми историями, какие вы только сможете придумать.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной