Личность и общество социология

Введение

В первобытном обществе из-за неделимости социальных функций отдельная личность не могла стать полноценной личностью. Дальнейшее развитие общества привело к тому, что человек все больше выделялся из прямого слияния с семьей и природой, выполнял различные социальные функции и тем самым развивал личные гражданские качества. 

Социальная история предстает как фазовый переход с колебаниями различной амплитуды воздействия на локальные аспекты социальной жизни. При этом переходе процесс формирования личности: 

  1. момент универсальности форм движения;
  2. проявление развернутости феномена живого существа, способности рефлексии на уровне сознания;
  3. выражение качества субъект-объекта социальной формы движения материи, в которую входит духовность.

Итак, личность рассматривается в системе взаимодействия природно-социальных форм движения материи, формируется под влиянием социальной среды, а также собственными усилиями личности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Курс «Социология»

Лекция № 8

Слайд 2

Текст слайда:

План

 1. Понятие личности в социологии.2. Теории формирования личности.3. Социализация личности.4. Теория социальных ролей.5. Социальное действие и поведение

Слайд 3

Текст слайда:

Личность – это субъект общественной жизни, общения и деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, способностей, потребностей и интересов.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Слайд 4

Текст слайда:

Личность – формируется и реализуется в процессе деятельности.

Формирование личности – это результат разрешения противоречий между внешними социальными, культурными и экономическими условиями и внутренними потребностями индивида.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Слайд 5

Текст слайда:

Благодаря приобретенным социальным качествам человек становится активным участником социальных групп, институтов и общностей, выстраивает сложную систему социальных связей, приобретает свой социальных статус и социальную роль, обретает возможность удовлетворять свои потребности.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Слайд 6

Слайд 7

Текст слайда:

Теории формирования личности

Психологические теории

1.

Социально-психологические теории

2.

Социологические теории

3.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Слайд 8

Текст слайда:

1856-1939

Зигмунд Фрейд

бессознательное «Оно»

сознательное «Я»

«Сверх-Я»

Слайд 9

Текст слайда:

1875-1961

Карл Густав Юнг

Архетипы

Коллективное бессознательное

Мифы, символы, сновидения

Слайд 10

Текст слайда:

Альберт Бандура

р. 1925

Теория социального научения

внешние факторы

личностные факторы

поведение

Слайд 11

Текст слайда:

Эрик Эриксон

1902-1994

Интегративная концепция развития

Генетически предопределенные этапы

Социально значимые признаки

Личностные кризисы

Слайд 12

Текст слайда:

Гордон Олпорт

1897 -1967

Теория черт

Личность – открытая и саморазвивающаяся система

Наследственность и социально-культурная среда

Потребность в развитии и самосовершенствовании

Слайд 13

Текст слайда:

Эрих Фромм

1900-1980

Гуманистический психоанализ

Экзистенциальные дихотомии – фундаментальные противоречия личности

Авторитаризм

Деструктивизм

Конформизм

Слайд 14

Текст слайда:

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Слайд 15

Текст слайда:

В процессе социализации человек усваивает и воспроизводит реальное поведение, существующее в обществе, тогда как результатом воспитания и обучения является модель желаемого поведения, которое общество или группа хотели бы получить от человека.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Слайд 16

Текст слайда:

Особенности процесса социализации

Социализация продолжается всю жизнь человека.

За процессом социализации со стороны общества и различных социальных групп существует социальный контроль.

Социализация – важнейший фактор стабильности общества.

Социализация подразумевает наличие субъектно-объектных отношений.

Выделяют первичную и вторичную социализацию.

Слайд 17

Текст слайда:

Теория социальных ролей

Социальный статус – место, которое занимает человек в обществе. Статус устанавливает совокупность прав, привилегий и обязанностей.

Социальная роль – это повторяющийся, стандартизированный способ поведения человека, выработанный в данном обществе и определяемый тем местом, которое человек занимает в системе общественных отношений.

Слайд 18

Текст слайда:

Аспекты социальной роли

Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное социальное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.

Роль как система специфических ожиданий индивида, занимающего определенное положение в обществе, по отношению к себе со стороны общества, т.е. как индивид представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами и ответную реакцию со стороны общества.

Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.

Слайд 19

Текст слайда:

Типы социальных ролей

Конвенциональные и межличностные

Классовые роли

Биологические роли

Активные и латентные роли

Классификация ролей по степени интенсивности их исполнения

Слайд 20

Текст слайда:

Ролевые конфликты

Межролевой конфликт

Внутриролевой конфликт

Личность и социальные группы

Все люди в обществе делятся на группы по разным признакам. Это могут быть интересы, ценности, религия, место работы, социальный статус, среда и много других критериев. Давайте вспомним определение из обществознания, которое описывает это явление.

Социальные группы — это совокупности людей, которые объединены общим признаком.

И если общество — это одна большая совокупность людей, то социальные группы — её более мелкие ячейки. В одни из них человек попадает при рождении, в другие — в детстве, а в третьи — только со временем, когда формирует свою личность.

О том, по каким критериям делятся люди в обществе и как проходит этот процесс, читайте в нашей статье «Социальные группы».

Рассмотрим, как человек становится частью разных социальных групп, на примере.

Ира родилась в Кемерово в 1994 году в семье с достатком ниже среднего. Так она с рождения попала сразу в несколько социальных групп. Ира — член семьи как малой группы, женщина, ребёнок и малообеспеченная. А ещё, судя по дате рождения, она принадлежит к «поколению Y» или миллениалам.

Когда Ира пошла в школу, она вступила в новые социальные группы. Самое очевидное — пополнила ряды школьников и стала для кого-то одноклассницей. Чуть позже стало понятно, что она учится на 4 и 5, а потому принадлежит к «хорошистам». И, так как ей нравится книги Дж. Роулинг про мальчика-волшебника, Ира относит себя к фанатам «Гарри Поттера».

Когда Ира получила красный диплом, она стала выпускницей института гуманитарных наук. Затем начала искать работу и в глазах потенциальных работодателей была одной из кандидатов на вакансию. После трудоустройства она стала подчинённой и коллегой, а после покупки машины — водителем. Кстати, к этому моменту она уже давно перестала быть малообеспеченной.

Этот пример иллюстрирует то, как мы меняем социальные группы в течение жизни. Не все группы, к которым мы относились сразу после рождения, «приклеены» к нам навсегда. Человек, индивид, а потом и личность могут переходить из одной в другую, изменяя своё положение в современном обществе.

Бесплатные занятия по английскому с носителем
Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.
Записаться на интенсив

Проверьте себя

В этой статье мы кратко разобрали содержание личности, как она формируется и взаимодействует с обществом. Теперь предлагаем проверить свои знания на заданиях ниже.

Задание № 1

Прочитайте утверждения по теме этой статьи ниже и определите, какие из них верны, а какие — нет. Используйте эту статью о личности и обществе как конспект, который может помочь вам выполнить это задание.

  1. Каждый человек является личностью.

  2. Людей, которые пользуются социальными сетями, можно назвать обществом в узком смысле.

  3. Человек становится личностью в школьном возрасте, но процесс его социализации не останавливается всю жизнь.

  4. С рождения люди входят только в одну социальную группу — семью.

  5. Из одних социальных групп люди выходят со временем, из других — только приложив усилия, а из третьих выйти невозможно.

Задание № 2

Подумайте и перечислите социальные группы,к которым вы принадлежали с рождения. Есть ли среди них те, к которым вы больше не относитесь? Проанализируйте, почему так вышло.

Сегодня мы поговорили о личности, обществе и их признаках, но тема их взаимодействия куда шире, чем можно раскрыть в одной статье. Если вы хотите погрузиться в неё глубже, попробуйте дополнительные занятия с учителем. На курсах обществознания в Skysmart школьники изучают связь личности и общества без заучивания и на жизненных примерах. Это помогает хорошо усвоить тему и подготовиться к контрольным по ней. Начните с вводного урока — это бесплатно!

Что такое общество

Общество — первое из ключевых понятий, которое поможет нам ответить на вопрос о его взаимосвязи с личностью. Этот термин можно объяснить двумя разными способами: в узком смысле слова и в широком.

Общество в узком смысле

Общество в узком смысле — это:

  • совокупность людей, которые проживают на общей территории;

  • совокупность людей, объединённых схожими интересами, общением и деятельностью;

  • особый этап в развитии человечества.

Рассмотрим примеры каждого значения термина «общество» в узком смысле.

Степан и Света хотят в будущем стать актёрами, поэтому записались в драмкружок. Там они встретили других ребят, которым тоже нравится актёрское мастерство. Все участники этого кружка вместе — это маленькое общество в узком смысле слова, членов которого объединяют похожие интересы.

В Сибири есть небольшая деревня N, население которой составляет всего 80 человек. Это — ещё один пример общества в узком смысле: люди, которые живут вместе на одной и той же территории.

И последний пример — первобытные люди. За миллионы лет до н.э. Землю населяли наши предки, и все они занимались примерно одним и тем же. Они делились на племена, охотились, собирали фрукты и уже умели разводить огонь, но ещё не владели членораздельной речью. Всё это — особенности первобытного общества как периода в истории человечества.

Общество в широком смысле

Общество в широком смысле — это часть материального мира, отделившаяся от природы, но связанная с ней. При этом такая часть включает в себя все способы и формы взаимодействия людей.

Иными словами, общество — это система, в которую входят люди и то, как они уживаются друг с другом. У этого явления есть конкретные функции. Например, создавать экономические блага, формировать у его членов важные качества, вырабатывать культурные ценности и т. д.

Больше о том, зачем людям нужна такая система, мы уже писали в статье «Общество в широком и узком смыслах».

Проверьте себя
Придумайте ещё несколько примеров, которые иллюстрировали бы общество в узком смысле с точки зрения каждого из трёх подходов. Объясните ваш выбор.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить

↑ Понятия “Человек, индивид, индивидуальность, личность”. Соотношение понятий.

Человек – целостное биопсихосоциальное существо, связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них, способное производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Человек – субъект общественно-исторического развития, создатель материальных и духовных ценностей. Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности. Социальное в человеке рождается и развивается в ходе его сознательной деятельности и общения. Если предпосылкой развития человека называют наследственность, то источником его развития считают социальную среду. Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие “индивидуальность”, напротив, выделяет человека из сообщества других людей. 

Личность (англ. personality; от лат. persona – маска актера, роль) – 1) особые качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.) Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» может быть выражено формулой: “Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают”. Особо значимый период в развитии личности – подростковый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.

Тест по теме “Человек, индивид, индивидуальность, личность”.

ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.ЗАДАНИЕ 4. ЗАДАНИЕ 5. ЗАДАНИЕ 6. ЗАДАНИЕ 7. ЗАДАНИЕ 8. ЗАДАНИЕ 9. ЗАДАНИЕ 10. ЗАДАНИЕ 11. ЗАДАНИЕ 12. Потребности человека 

ВИД ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ 
Физиологические Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п. 
… Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п. 

ЗАДАНИЕ 13. ЗАДАНИЕ 14. ЗАДАНИЕ 15.ЗАДАНИЕ 16.ЗАДАНИЕ 17.ЗАДАНИЕ 18.ЗАДАНИЕ 19.ЗАДАНИЕ 20.

Что такое личность и как она связана с обществом

Теперь, когда мы разобрались с понятием общества из обществознания, пришло время вспомнить ещё одно — личность.

Личность — это человек, который обладает набором социально значимых качеств и способен к разным типам осознанной деятельности.

Это наша социальная сущность и основной субъект общественных отношений. Причём люди владеют ею не с рождения, а приобретают с возрастом, когда получают социальный опыт. Этот процесс называется социализацией. Его цель — сформировать личность для жизни в обществе.

Социализация

Этот процесс проходит в два этапа. Стадия первичной социализации берёт корни в раннем детстве. В это время ребёнок общается только с людьми, которые входят в его ближайшее окружение: чаще всего это родители и другие члены семьи. Они учат его первым навыкам, важным для жизни в обществе: говорить, ходить, самому одеваться и есть вилкой.

После этого ребёнок отправляется в детский сад, а затем — в школу. Тогда в его жизни появляются новые люди и специальные учреждения. Всё это помогает ему получать новые навыки. И речь не только о знаниях по арифметике: дети в саду, одноклассники, учителя, воспитатели — все эти люди учат ребёнка правилам поведения в обществе. Но уже не напрямую, а через социальный опыт. Тогда и начинается второй этап процесса — вторичная социализация.


Социологи сходятся во мнении, что человек становится полноценной личностью на школьной скамье. Но это не значит, что социализация останавливается на этом этапе. После школы человека ждут новые пути: университет, карьера, своя семья. Всё это — ситуации, в которых мы осваиваем новые социальные роли. А значит, и социализация даёт новый виток.

Проверьте себя
Подумайте, мог ли Маугли из сборника рассказов Р. Киплинга «Книга джунглей» сформироваться как личность без общества? Объясните ваш ответ.

ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

Понятие личности

Рассматривая понятие личности, следует уточнить такие понятия, как человек, индивид, индивидуальность, личность.

Понятие «человек» указывает лишь на качественные различия людей от животных и почти ничего не говорит о социально обусловленные различия между самими людьми.

Индивид это отдельный, обособленный член социальной общности: народа, общества, данной социальной группы. В социологии понятие “индивид” употребляется в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представители социальных общностей, выборочной совокупности (в эмпирическом анализе), которые описываются по принадлежности к данной совокупности. Социолог Игорь Кон отмечает, что словом “индивид” называют человека просто как единичного представителя определенного целого (биологического рода или социальной общности, группы); специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание понятия не входят.

Термин “индивидуальность” означает то особенное, специфическое, что отличает такого человека от всех остальных, включая природные и социальные, соматические и психические качества.

Понятие “личность” помогает охарактеризовать в человеке социальную основу ее жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, то есть в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Понятие личности показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется ее сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции различных типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и его реального носителя.

Если индивидом рождаются, то личностью становятся в процессе социализации. Социализация – это процесс вхождения индивида в социальную среду через усвоение норм, идеалов, ценностей и т. П.

Процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека.

В процессе социализации выделяют три стадии: до трудовая (охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности-детство и период обучения), трудовая (период зрелости человека, его активного участия в трудовой деятельности) и после трудовая, которая относится к периоду жизни человека, совпадает с пенсионным возрастом. На каждой стадии существуют особые институты социализации. На к трудовой стадии социализации главным институтом является семья, также важны дошкольные учреждения, школа. Трудовой коллектив является основным институтом социализации на трудовой стадии

Немаловажное значение в процессе социализации играют неформальные объединения, группы по интересам

Истоки современной концепции социализации находим в работах французского социолога Габриэля Тарда. В основу теории социализации он положил принцип подражания, что лежит в основе человеческих взаимоотношений (отношения “учитель-ученик” он считал типичными социальными отношениями). Развернутую социологическую теорию, которая описывает процессы интеграции индивида в социальную систему через усвоение общепринятых норм, разработал американский социолог Талкотт Парсонс. Органы социализации, включая семью и институты образования, по его мнению, выполняют функцию воспроизводства социальной структуры.

В социологии анализом проблем социализации личности занимались российские и украинские социологи Борис Ананьев, Сергей Бабенко, Михаил Демин, Игорь Кон, Петр Лямцев, Владимир Парыгин и другие. Они отмечали, что анализ социализации человека позволяет определить не только то, как формируется личность и любыми средствами, но и то, что способствует раскрытию механизмов включения индивида в общественные процессы.

Социализация в жизни личности и общества

Общество – это достаточно сложный организм, в котором все структурные подразделения, части и ячейки находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. От деятельности отдельного индивида или более обширной социальной группы во многом зависит эффективность жизнедеятельность всего общества в целом, его развитие, мотивации и возможности прогрессивного существования. В деятельности принимают участие индивиды, которые имеют определенные представления о своей социальной роли в общественной системе. Они осознают, что их действия (или бездействие) может тем или иным образом сказаться на всей общественной системе в целом.

Для того, чтобы обрести сознание, индивид должен усвоить социальные нормы и ценности, культурные образцы и традиционные установки, а также понять, как следует вести себя с другими членами общества, чтобы поведение не повлекло за собой негативных последствий.

Замечание 2

Этот процесс в общем называется социализацией. Он включает в себя разнообразие действие: овладение опытом и знаниями, умениями и навыками более опытных и профессиональных членов общества, а также формирование идеалов и норм, ценностей, которые будут соответствовать общепринятым правилам поведения и взаимодействий.

В социологической науке социализация рассматривается с точки зрения ее двухэтапности:

  • Первичная социализация;
  • Вторичная социализация.

Первичная социализация осуществляется в детском возрасте, когда ребенку прививаются самые элементарные нормы, ценности и правила поведения. Как правило, ответственность за это несут члены семьи ребенка – его родители и ближайшие родственники. Что касается вторичной социализации, то она направлена на усвоение новых, более структурированных и, соответственно, сложных норм и ценностей человеком, когда тот находится в более сознательном возрасте.

Стоит также отметить, что социализация может реализовываться на нескольких ключевых стадиях, которые отражают специфику данного процесса в разные периоды жизни отдельного индивида. Во-первых, стадия адаптации, которая ориентирована на возрастной период от рождения индивида до достижения им подросткового возраста. Во-вторых, это стадия, на которой человек стремится выделиться из общей массы, продемонстрировать свои умения и навыки, уникальные черты – это стадия идентификации. Стремление к самореализации и актуализации себя как личности приводит к третьей стадии – интеграции, когда человек, получив первоначальный опыт и некоторые знания, стремится интегрироваться в окружающую действительность. Постепенно он находит себя в трудовой деятельности, где реализует полученные навыки на практике. Послетрудовая стадия – это пожилой возраст, когда индивид может передавать накопленный им опыт будущим поколениям

Заключение

Человека не устраивает культура, которая ограничивает его свободу, в том числе сексуальную, не дает ему возможности полностью удовлетворить свои сексуальные влечения. Но именно эта неспособность сексуального желания дать полное удовлетворение становится, по Фрейду, источником величайших культурных достижений, поскольку сексуальная энергия переходит в культурную деятельность, воплощается в творчестве, политике, науке и т. д. 

Любовь, полагает Фрейд, в основном оставалась животным, как и с незапамятных времен. Любовные наклонности трудно воспитать. Эта позиция 3. Фрейд обнаруживает недооценку социальной составляющей любви. Секс как культурный феномен половых отношений в его изначальном биологическом измерении (инстинкт продолжения рода) предполагает социальное – общение, общение и т. д. Секс – это сочетание физиологического (биологического) и культурного (социального) взаимодействия. Культура не только посягает на любовную жизнь, но и усложняет ее, делает ее более красивой, утонченной, тонкой, одухотворенной. Социализация превращает животную страсть в человеческую любовь.      

Помимо индивидуальной избирательной любви есть любовь вообще к природе, животному и растительному миру, человечеству.

Итак, человеческое существование многогранно. Как отмечал М. Шелер, человек – это в известном смысле все. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий