Иноязычная культура и общение
Одна из важнейших потребностей – общение, но из-за разногласий в традициях и обычаях оно также может сократиться. В одном обществе принято при встрече прежде всего интересоваться здоровьем и успехами всех родственников собеседника до десятого колена, и если в такой ситуации окажется человек, не знакомый с этой культурной особенностью и начинающий сразу говорить о делах, его могут счесть минимум невежливым и невоспитанным. И наоборот: если кто-то будет вести себя так в европейской стране, он будет восприниматься (и это будет самым безобидным) как человек со странностями, и относиться к нему будут с подозрением.
Подобные ситуации могут снижать возможность общаться с другими людьми, препятствовать удовлетворению потребностей в общении и снижать удовольствие от общения. Сокращаются контакты не только с другими людьми, но и с внешним миром вообще. В учебном процессе это отрицательно сказывается на успеваемости. Так, исследования Дж. Хопкинса неинтеллектуальных связей успехов и неудач студентов показали, что большинство обучающихся, имеющих малое количество друзей и ограниченных в общении, не успевает в учебе или отстает от курса.
Если человек, живущий среди общества, мыслит в соответствии со своими привычными категориями , прямо или косвенно обособляя себя от окружающих, то он становится не способным адекватно воспринимать их . В этом случае трудно понять других, выставить к ним какие-либо ожидания, предугадать поведение; неприятие людей приводит и к неприятию всей социальной информации, и это может стать предпосылкой социального конфликта. Что делать для предотвращения подобной ситуации?
Поскольку людей иной культуры можно справедливо относить к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности (с нарушением сенсорной сферы), то следует говорить о педагогической коррекции как наиболее эффективной работе. Требуется превратить обучающихся-иностранцев из стороннего наблюдателя в часть социальной среды, так устранится их противопоставление остальным, будет снижена вероятность возможных конфликтов, повысится качество жизни и учебы. Подобная работа должна проводиться, соответственно, не преподавателями русского языка.
Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка
Мотивация школьников очень важна в процессе обучения иностранному языку
Иностранный язык – предмет сложный и специфический Для того, чтобы удержать внимание учащихся их следует заинтересовать не только лингвистическими аспектами языка, но и культурными и информационными
К сожалению, на данный момент, обучение иностранным языкам в основном носит искусственно-учебный характер в силу слабо развитой потребности в межкультурной коммуникации у школьников.
Для оптимальной организации учебного процесса необходимо следующее:
- глубокое знание мотивов учения школьника,
- умение правильно выявлять мотивы учащихся и разумно управлять ими.
Анализ имеющейся отечественной и западной литературы показал следующее. На данный момент нет единого мнения или однозначного решения данной проблемы, а именно, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности. Поиск путей решения вопроса о мотивации учения возможен в плане психологических исследований этого направления, где рассматриваются психологические основы мотивации. По словам И. А. Зимней, “мотив – это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего”. В области обучения ИЯ психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др
В зарубежной литературе так же уделяется большое внимание роли мотивации, называемой зарубежными авторами “Motor”, “Key-word” в обучении иностранным языкам
Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.