«Крылья из пепла» – спектакль о внутренней целостности человека

Актеры театра Романа Виктюка. О театре

Как следует из названия, Театр Романа Виктюка — театр авторский, режиссерский. Само понятие возникло в начале 90-х. В 1991 году Роман Григорьевич, активно ставивший спектакли в различных театрах бывшего СССР, Европы и Америки, открыл свою антрепризу спектаклем «М. Баттерфляй», который стал ярчайшим событием театральной жизни, и не только России. В это же время признанный уже легендарным спектакль «Служанки» вышел в обновленной редакции, переживая свое громкое второе рождение.

В 1996 году театр получил статус государственного и собственное здание в Москве, которое является памятником архитектуры эпохи конструктивизма.

Артистов для своего театра Роман Григорьевич собирал по всему постсоветскому пространству: в результате получилась команда, которая в состоянии была воплотить даже самые невероятные идеи режиссера. Виктюк приглашал в постановки театра оперных и балетных звезд. Например, в спектакле «Антонио Фон Эльба» главную роль сыграла знаменитая певица Елена Образцова. Сегодня труппу театра составляют артисты, пришедшие к Виктюку со студенческой скамьи и сформировавшиеся под влиянием его авторской, неклассической методики.

Роман Виктюк знаменит своим собственным неповторимым стилем, который стал началом для целого театрального направления. Спектакли Романа Григорьевича — настоящий ритуал, воплощение абсолютной театральности, в котором сложно не почувствовать сакральной осмысленности происходящего, где каждый жест одухотворен, а слово — пронзительно.

Работы Романа Виктюка обладают острой формой и глубоким содержанием. Соединяя символизм с русским психологическим театром, при этом имея возможность работать с театром игровым, режиссер является одним из немногих, кому действительно поддается жанр трагедии. Виктюк поднимает актера от бытового существования до подлинного драматизма, достигая в процессе чистого трагедийного звучания.

Со своим зрителем Виктюк общается на языке духа, интуиции и воображения. Его мрачная, экспрессивная эстетика гармонично сосуществует со светлой, жизнеутверждающей, отчасти детской энергетикой всех постановок.

Актеры Театра Романа Виктюка — носители неповторимой органики, без которой творчески не выжить в синтетическом, антибытовом, неканоническом театре, где особая поэтика и высокая степень театральности. Они гипнотически говорят, невероятным образом двигаются, мастерски владеют собственным телом. Пластическую выразительность наших артистов отмечают и зрители, и специалисты. При этом не стоит забывать, что труппу составляют актеры драматические, и их хореографические способности и «синтетическая» природа, включающая одновременно драматическую, пластическую и музыкальную составляющие, – результат применения методики Романа Виктюка и тренингов балетмейстера Владимира Аносова.

Аншлаги на спектаклях Романа Григорьевича стали явлением привычным. Несмотря на то, что до 28 октября 2016, когда открылось после длительной реконструкции собственное здание театра на Стромынке, 6, театр постоянно менял площадки и настолько активно гастролировал, что уследить за его передвижениями порой было очень непросто, публике это обстоятельство совершенно не мешало – залы во всех городах традиционно полны.

Сегодня в репертуаре театра 22 спектакля, среди которых постановки Романа Виктюка и работы других режиссеров. Кроме этого, действует своеобразная творческая лаборатория, где происходит постоянный поиск новых интересных театральных, поэтических и пластических форм и решений.

Чернобыль Театр Виктюка. Спектакль Чернобыль

Событий не найдено, измените условия поиска и попробуйте снова.

Отзывов еще нет

В спектакле «Чернобыль» мы оказываемся в мире, о котором никто ничего не знает. Никто, кроме тех, кто остался там, в пространстве, возникшем на Земле 26 апреля 1986 года, в день Чернобыльской катастрофы… Мир этот несет смерть всему живому, но для кого-то он оказывается единственным пристанищем. Он окружен цивилизацией, но внутри него живут таинственные существа древности. И люди, по какому-то дикому стечению обстоятельств оставшиеся здесь, постепенно сами становятся подобными этим существам, переходя день ото дня все больше в мир потусторонний. Здесь мистика становится частью реальности. Русалки оставляют жителям заброшенного секретного города послания, призывают смерть или дарят жизнь. Растения и животные лечат неизлечимые раны, а под землей проходит секретная ветка метро, имеющая выход в другие измерения. Найти жителей этого городка могут лишь сталкеры, обладающие знаниями территорий и сооружений, способные избегать радиации.Это история семьи, которая живет в самом жерле вулкана, в пространстве смерти, но смертельная лава не уничтожает их, а оберегает от самой большой опасности на свете — от других людей, которые в итоге и оказались страшнее любых потусторонних сил и даже страшнее радиации.Про спектакль «Чернобыль» часто говорят, что он нетипичен для театра Виктюка. Что он несет слишком много боли. Но спектакли Мастера тем и интересны, что во всем своем многообразии демонстрируют публике разноплановость – режиссера, актеров, авторов и самого зрителя, конечно, тоже. Делают очевидным тот факт, что в привычном всегда кроется множество неожиданностей… Слово «Чернобыль» за годы, прошедшие с момента трагедии, уже стало почти нарицательным, даже, страшно сказать, – привычным. Но эта общая боль с годами не становится менее острой, мир продолжает кричать о ней…и кричать от нее. И это как раз тот случай, когда этот крик-предостережение, крик-напоминание должен продолжать звучать в душах людей как можно дольше. Ибо нет меры той боли, даже, спустя более, чем тридцать лет.Актерские работы в спектакле «Чернобыль» без преувеличения мощны и экспрессивны. Артисты играют пронзительно, на разрыв, вызывая то приступы смеха остро поданной житейской правдой, то внутреннее оцепенение исповедальностью своих монологов, светлых и трагических одновременно.Как утверждает Роман Григорьевич, мы должны познавать окружающий мир, доверяя природе, и тогда в начале и в конце времен нам будет открываться безобразный… и все равно такой прекрасный мир.Лишь оставшись один на один с природой, один на один с собой, в мистическом пространстве, полном своих чарующих мифов и пугающих легенд, неведомых обитателей и загадочных сталкеров, возможно постичь давно забытую, сверхчеловеческую силу и веру, надежно спрятанную внутри нас.Спектакль был включен в программу «Russian case» театральной премии «Золотая маска» сезона 2014-2015, которая учреждена для зарубежных критиков и продюсеров.

Жить полной жизнью

Не в силах противостоять социуму (чужим ценностям) Джованни убивает Анабеллу. Но и сам погибает. Что несет в себе глубокий символический смысл. Мы могли бы трактовать это так, что, убив свою Аниму, часть мужчины символически умирает, что отражается на всем человеке.

Получается, если в гармоничном состоянии эти части психики призваны уравновешивать и дополнять друг друга, то в случае непринятия каких-то частей себя происходит внутренняя борьба, на которую расходуется огромное количество сил, а вместе с тем и угасает стремление жить насыщенной, раскрашенной разными чувствами жизнью.

Сюжет спектакля становится прекрасной иллюстрацией того, насколько важно принятие себя во всех проявлениях. Только внутренняя целостность позволяет нам жить в гармонии с собой и тратить силы на все новые свершения

Реальность или символизм?

По мнению Карла Юнга, основателя аналитической психологии, символизм инцеста редко имеет отношение к сексуальности. Он не обусловлен биологически и имеет глубокое символическое значение.

Интересный факт

У древних народов, например, Египетских фараонов, символ инцестуозности говорил о привилегированном статусе и был связан с религиозной символикой. Речь шла о символическом браке с матерью как источнике жизни, не имея никакого отношения к реальному половому акту. Сейчас уже сложно поверить в такую трактовку.

По сценарию спектакля, брат и сестра преданно любят друг друга. Монах пытается их вразумить и объяснить, почему надо следовать нормам «морали». И, казалось бы, это служитель Бога, желающий им только добра. Но его голос звучит холодно, бесчувственно, догматично, в нем нет ощущения жизненности и любви к ближнему.

А наши чувства — это подсказка, ориентир, благодаря им мы понимаем, что вокруг и внутри нас происходит. Несмотря на это, монаху удается уговорить Анабеллу выйти замуж за нелюбимого человека, и эта ситуация заканчивается трагедией и чередой смертей.

Венецианка Театр Виктюка. Роман Виктюк представил премьеру спектакля “Венецианка”

В рамках ежегодного театрального марафона Роман Виктюк представил премьеру спектакля «Венецианка». Комедия масок – так определяют жанр постановки его авторы. «Спектакль в спектакле» объединил три эпохи: Возрождение, Серебряный век и день сегодняшний. И посвящён он гениям искусства XX века – Всеволоду Мейерхольду, Казимиру Малевичу и Константину Мельникову.

У ежегодного марафона Театра Романа Виктюка за 16 лет существования появилось много традиций. Одной из них стало то, что в последние годы все спектакли смотра играются на сцене Московского театра юного зрителя. Еще одна традиция – завершается марафон обязательно спектаклем «Саломея». И традиция – едва ли не самая любимая у зрителей – в марафоне всегда есть одна премьера.

Премьера этого сезона – «Венецианка». На сцене – спектакль в спектакле. В студийном театре начала XX века готовится к постановке пьеса неизвестного автора XVI века «Венецианка». Главный герой – Режиссер – собирательный образ, в котором угадываются черты новаторов своего времени – Мейерхольда, Таирова, Евреинова. Он спорит с актерами, создает историю. Свой первый в этом театре режиссерский опыт актер Игорь Неведров посвящает своим учителям, среди которых Юрий Любимов и, конечно, Роман Виктюк.

«Я специально устраивал показы Роману Григорьевичу

И самое важное для меня в этой работе – это диалог с ним. Было очень важно слушать то, что он говорит, но он ничего конкретно не говорил, только: “Этот свет должен пронизывать их”

Или что-то в этом роде. Но это самое важное», – говорит режиссер-постановщик Игорь Неведров.

Репетировали в течение всего сезона – с этюдами, с воспоминаниями о собственных наставниках. Рассуждали о зарождении небытового синтетического театра. И конечно, о противостоянии художника и власти. Главная роль – собирательного режиссера – у Михаила Фатеева. Тема «учитель – ученик» для Фатеева тоже очень важна. Работая над спектаклем, вспоминал и своего мастера – Василия Богомазова.

«Он брал меня за руку и говорил: “Миша, не туда. Плохо”. Но это было сказано с такой любовью, что мне очень хотелось вставить эту фразу в этот спектакль», – рассказывает актер Михаил Фатеев.За кулисами все время спектакля – Роман Виктюк. На поклоны выходит вместе со своим учеником, поздравляет, гордится – доволен. «Все эти годы он не только слышал, он готовился спеть эту песнь любви», – делится основатель и художественный руководитель театра, народный артист России Роман Виктюк.

«Венецианка» – одна из премьер, которыми откроется в будущем сезоне сцена Театра Романа Виктюка на Стромынке, в доме, построенном Константином Мельниковым – архитектором, кому, среди прочих, посвящен этот спектакль.

Театр Романа Виктюка крылья из пепла. Крылья из пепла Романа Виктюка.

Естественно, что о Романе Виктюке я слышала.И даже наверное больше, чем кто-нибудь другой.Однако с творчеством Романа Григорьевича лично знакома не была.И вот, это самое знакомство, визуальное, состоялось. “Крылья из пепла” по роману английского драматурга начала XVII века Джона Форда. В оригинале название звучит – “Tis Pity She’s a Whore”, а переводится как-то так – “Как жаль, что она шлюха”.Выходя из зала через два часа я точно знала, что это не мой театр. Не мой режиссер.Возможно всего лишь пьеса не та. Но…Ведь мне понравились и Игорь Неведров, и Михаил Половенко, и Иван Иванович. И вообще мужские роли, на мой взгляд, сильнее, мощнее, что ли. В них больше страсти, переживаний.В самом начале спектакля, вдруг поймала себя на мысли, а тот ли спектакль я пришла смотреть.Костюмы напомнили мне другой спектакль Виктюка – “Служанки”. Я его не видела, но слышала о спектакле очень много. Причем от людей, которые были знакомы с Романом Григорьевичем еще по Львову.Был момент, когда мне показалось что я смотрю представление театра “Кабуки”.В общем, такой во бардак царил у меня в голове тогда. Да и сейчас, по прошествии времени мало что изменилось.Не мое это… Не мой театр.Хотя, кто знает. Может быть стоит пойти и посмотреть что-то другое. Не знаю.Думаю.На поклоны на сцену вышел Мастер. Мастер мастер эмоций и эпатажа, как о нем говорят.Возможно так оно и есть.Вот как-то так. Я честно не знаю, что писать о спектакле. Об этой истории греховной любви брата и сестры. Увы… К выше написанному мне добавить нечего.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий