Клише для вступления сочинения по литературе

План сочинения

Структура и композиция сочинения — это памятка, необходимая в работе над эссе. Ее желательно выучить, чтобы на месте спокойно работать по давно знакомому плану

Важно помнить, что необязательно начинать со вступления, можно накидать основную часть и отталкиваться от нее, чтобы все части работы были логически обоснованы и связаны

Эпиграф. Это не обязательно, но может добавить баллов. Нужно подобрать точную цитату из произведения, чтобы она была логически связана с содержанием работы. Если не уверены в точности формулировки или в ее смысловой нагрузке, не пишите эпиграф (он оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек).

Вступление ‑ в самом начале сочинения можно рассказать об истории создания книги, соответствующей культурной эпохе или об авторе. Также необходимо логически подвести мысль к рассуждению на выбранную тему, сформулировать вопрос, от которого вы будете отталкиваться в последующих частях

Важно указать, какая именно проблема есть в тексте, и над чем именно задумывается сам автор. Самыми популярными «вступлениями» можно назвать риторический вопрос (Что же хотел сказать Булгаков между строк?) или цитату из опорного произведения (книги, которую вы используете в качестве источника аргументов)

Однако второй вариант сложнее, ведь цитату легко переврать, да и у жюри могут возникнуть сомнения в вашей честности (А не списал ли он часом?).

Основная часть. В этом разделе текста вы указываете, какое место проблема занимает в самом тексте, её значение в современном обществе. Для солидности можете указать мнение писателя насчет той или иной проблемы. Самое главное ‑ это точная передача его мысли. Собственное мнение тоже необходимо, хотя бы на уровне согласия или несогласия с точкой зрения автора. Но помните, что отрицать ее нужно, опираясь на что-то, и критика авторской позиции значительно сложнее. Хотя бы потому, что писатели в таких текстах транслируют базовые истины, которые принято разделять хотя бы на словах. Бывает, что умный ученик получает меньше баллов, чем посредственный, только потому, что он отстаивал свои убеждения, запутал проверяющего волной эмоциональных выпадов против автора и настроил учителя против себя. Но основа этого раздела — это, разумеется, литературные аргументы. В пример вы приводите только те произведения, в которых есть похожая проблема. При необходимости можно кратко пересказать содержание, но самое важное — логически обосновать, как ваш аргумент связан с темой сочинения.

Заключение ‑ обобщение всего вышесказанного. Это то же вступление, но там вы задавали вопрос, теперь самое время дать ответ. Вы должны подытожить ваши рассуждения, излагая те же мысли, что и вначале, но другими словами.

Важно помнить, что в сочинении по литературе большое внимание уделяется терминологии. Для высокого балла текст должен иметь как минимум 5 терминов (например, роман, автор, герой/героиня, завязка, эпитет, сравнение и т.п.)!

Основная часть

Для начала работы с основной частью сочинения вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам.

Отбор материала

Что входит в этот отбор?

  • заранее составленная таблица произведений по темам (да, отбор должен начинаться задолго до написания сочинения на экзамене!);
  • заранее подготовленные цитаты из произведений;
  • знание мнений критиков и их цитат (желательно по каждому из произведений);
  • подготовленные вами лично заметки (анализы) по произведениям;
  • биография писателей и их этапы творчества.

Все, что вы в конечном итоге подготовите, нужно будет выучить наизусть. На экзамене нельзя пользоваться печатными источниками и художественной литературой — в вашем распоряжении будут только бланки, вариант и гелиевая ручка.

Изложение

Изложение мыслей всегда должно быть связано с главной темой сочинения, иначе логика вашего рассуждения потеряется. Именно поэтому в самом начале нашей статьи мы указали на план — он не даст Вам потеряться в собственных мыслях.

При написании основной части сочинения ЕГЭ по литературе есть определенная схема:

  • Введение
  • Доказательство
  • Микро-вывод

Ваш каждый аргумент должен иметь подобную структуру для сохранения целостности и логичности.

1.Введение

Изложение лучше начинать с повторения тезиса и введения автора/произведения (если тема еще не обозначила вам автора и произведение), по которому вы будете доказывать основную мысль:

2. Доказательство

Далее начинайте рассуждать и анализировать по выбранному герою, произведению, эпизоду, исходя из темы сочинения:

3.При доказательстве вашей позиции нужно использовать цитаты и комментарии критиков (здесь мы вспоминаем про пункт «отбор материала»):

4. Микро-вывод

После цитат, доказательств, анализа необходимо сделать подытог всего сказанного по доказательству:

При написании основной части сочинения по такой схеме вы также экономите своё собственное время — подобное планирование не направит вас на неверные рассуждения.

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Клише использовать необязательно, но, чтобы тебе было проще написать сочинение, мы попросили Олесю Косовскую поделиться макетом, с помощью которого ты без труда справишься с заданием:

Вопрос-проблема? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте ФИО.

Комментарий к проблеме

«Чтобы привлечь внимание читателя, автор обращается к воспоминаниям/ рассуждает о/вспоминает историю из жизни/ обращается к истории из жизни героя. ФИО пишет: «Ля-ля-ля»

Этот пример свидетельствует о том, что… Не только на это обращает внимание автор, но и на … Эти слова убеждают в том, что… Оба примера, дополняя друг друга/будучи противопоставленными друг другу, доказывают, что…(тут объединяем два пояснения к примерам применительно к проблеме). Взаимосвязанные примеры помогают понять позицию автора.»

  • Позиция автора. «Имя Фамилия считает, что …./ Хотя позиция автора не выражена напрямую, она прослеживается в словах и поступках героя, который… (тут всегда не меньше 2 предложений)».
  • Собственная позиция. «Я разделяю позицию автора. Действительно, тут мы пишем своё мнение. Тут мы его подтверждаем рассуждением или конкретным примером».
  • Заключение. «В заключение хочется подчеркнуть, что… (тут всегда не меньше 2 предложений)».

Как написать сочинение/эссе по литературе: составляем план

Перед началом выполнения задания нужно четко продумать, по какому плану это делать, чтобы поток мыслей выстраивался в стройные, логически последовательные предложения.

Сразу после получения темы сочинения в голове начнут возникать идеи и образы (конечно, если вы читали произведение). На черновом листке набросайте фразы или слова, которые в первую очередь приходят в голову. Потом их можно развить до целого сочинения.

Итак, тщательно продумайте, что хотите сказать по теме. Затем тезисно запишите на бумаге в столбик мысли. А уже потом решите, в какой последовательности хотите эти мысли отображать на бумаге. Это нужно для четкой и ясной структуры работы.

Аргументация собственной позиции

Чем сильнее и разнообразнее аргументация и обоснование выдвинутых тезисов, тем выгоднее будет смотреться сочинение, так как крайне важно не только уметь формулировать своё мнение, но и доказать, что оно имеет право на жизнь. Для этого существуют несколько основных приёмов, которые опираются на жизненный опыт, а также на позицию читателя и зрителя

К ним относятся такие шаблоны:

  • «Как часто приходится сталкиваться с (название проблемы)…».
  • «Разве не стали нормой жизни (обычными) такие явления, как…?».
  • «К сожалению, вокруг нас нередко происходят подобные случаи/явления…».
  • «До сих пор среди нас встречаются люди, которые…».
  • «Подобные явления, увы, стали нормой… Вспомните хотя бы тот случай, когда…».
  • «Обратимся к великому роману (имя автора и название произведения)…».
  • «Вспомним героя повести (название)…».
  • «Идея (общности русского народа, единства с природой и пр.) ясно выражена в стихотворении (автор, название)…».
  • «Особенно остро эта проблема поставлена в произведении (название)…».

Как писать аргументы в сочинении?

Чтобы доказать собственную позицию, нужно обратиться либо к тексту произведения, которое выступает основой для сочинения, либо использовать высказывания авторитетных языковых критиков. Первый путь более простой, т. к. запомнить критические обзоры длинного списка литературы для сочинения ЕГЭ непросто.

Совет: читая произведения, сразу отмечайте те отрывки, которые выступят в роли аргументов по разным темам.

Выпускники часто интересуются: «можно ли сделать сочинение без аргументов?». Можно, но тогда вы потеряете до 6 баллов, которые могут стать решающими при поступлении. Еще для получения высшего балла лучше использовать 

цитаты для эссе по литературе.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как правильно написать итоговое сочинение

Написание итогового сочинения по литературе в 11 классе нацелено на проверку знаний произведений, понимания их сути, умения аргументировать свою точку зрения. Также оцениваются знания по русскому языку: грамотность, стилистику. Структура сочинения по литературе для 10 класса аналогична итоговому.

Темы подбираются таким образом, чтобы в них скрывалась одна или несколько проблем. Под проблемой здесь понимаются какие-либо противоречия, «вечные» вопросы, или неоднозначные события. Ученик должен правильно выделить из темы этот вопрос, и при написании итогового сочинения выразить своё мнение по нему.

Но одних своих мыслей будет недостаточно. По плану написания сочинения, для подтверждения своей позиции необходимо привести два-три литературных аргумента. Ограничений по литературе для аргументации практически нет: допускается использование художественной, научной, публицистической, биографической или иной литературы для подтверждения своей точки зрения. Принимаются работы и отечественных, и зарубежных авторов.

Когда ученику выдаётся тема сочинения, он должен первым делом понять, какая проблема может быть с этой темой связана. Затем ему нужно вспомнить, в каких произведениях поднимался такой вопрос. По выделенной проблеме формулируются один или несколько тезисов, каждый из которых и доказывается литературным аргументом. При этом нужно не только указать автора и название произведения, но и кратко расписать, как именно оно соотносится с тезисом: какие именно герои и в каких обстоятельствах столкнулись с заданной проблемой, как переживали это, и как в итоге смогли её решить.

Лучше всего для аргументации при написании итогового сочинения подходят классические литературные произведения, изучаемые в школьной программе. Именно в классике каждое произведение поднимает сразу несколько фундаментальных вопросов и проблем, по которым и даются темы сочинений. А ещё классические произведения хороши тем, что можно смотреть на них под разным углом. В них почти всегда найдётся такой герой, на которого можно сослаться в подтверждение своего мнения.

При этом необязательно, чтобы пример был из основной линии сюжета. Если запомнился какой-то эпизодический отрывок, который относится к теме сочинения, он подойдёт в качестве аргумента. Опять же, произведения школьной программы богаты второстепенными сюжетными линиями, поэтому из них можно найти примеры для любого сочинения.

Также при проверке сочинения оцениваются знания учащегося по русскому языку. Будет учитываться всё: от орфографии до знаков пунктуации, от правильного склонения до использования деепричастных оборотов, от понимания значений используемых слов до изложения общеизвестных фактов. Ученик должен уметь не только чётко сформулировать свои мысли, но и корректно изложить их на бумаге. Следует избегать грамматических, лексических, речевых и логических ошибок.

Для повышения грамотности будет полезно чтение любых материалов: от глубоких литературных произведений до заметок в газетах и журналах (если это, конечно, не «желтая пресса»). Также можно найти в интернете различные тесты по русскому языку, и отрабатывать по ним свои ошибки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий