Для заключения
Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему …? Мне представляется, что…
И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
Подводя итоги, хочется вспомнить изречение …
В заключение хочу вспомнить слова…
Заканчивая рассуждение на тему …, нельзя не сказать, что люди должны…
Подводя итог, хочется сказать…
Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы
Думаю, надо …
Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что…
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
На мой взгляд, именно …
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
Таким образом, можно сделать вывод: …
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
Нельзя не согласиться с тем, что
Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать…
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте помнить о…!
Нельзя проигнорировать тот факт, что
Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
В заключение хочется отметить…
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …!
Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…
… В этих словах выражена мысль о ….
Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
В заключение хотелось бы отметить…
Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…
Итак, можно сделать вывод, что…
Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
Хочется верить, что…
Таким образом, мы приходим к выводу: …
Хотелось бы, чтобы люди задумались…
Мне бы хотелось верить, что…
Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой …? Думаю, надо…
Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
В заключение хочется сказать, что…
Автор текста тоже считает, что .…
Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
Аргументация подтверждает то, что
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
Невольно напрашивается вывод…
Обобщая сказанное, хочется сказать, что…
У человечества есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
В заключение хотелось бы отметить, что…
Переход к основной части
Формулирование проблемы должно, в конечном счёте, раскрывать позицию автора по затронутому вопросу, а также дать возможность для выдвижения тезиса и выражения собственного мнения о проблеме. Перед тем как использовать аргументы и ссылки на художественную литературу (для подтверждения своих слов), необходимо чётко выразить свою позицию по поводу основной проблемы текста, а также согласиться или не согласиться с автором. Примером могут послужить следующие высказывания и рассуждения:
- «Оснвная мысль текста, на мой взгляд, заключается в том, что… и я согласен (не согласен) с автором, так как…».
- «Хотя позицию автора сложно назвать однозначной, я считаю, что…».
- «Я склонен считать, что…».
- «Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: „…“».
При написании основной части текста нужны содержательные мысли и рассуждения выпускника, которые в обязательном порядке будут подкреплены ссылками на известные литературные произведения
Следует с осторожностью включать в сочинение события из собственной жизни, так как нередко описание своего опыта в контексте имеющегося материала будет просто лишним и даже неуместным (что никак не умаляет ценности подходящего примера).
Критерии оценивания
Чтобы получить зачёт за всё сочинение, необходимо получить зачёт по трём критериям: «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» — в обязательном порядке, а также по одному из других критериев.
Соответствие теме
Здесь проверяют содержание сочинения. Главное — отвечать на вопрос, поставленный в теме, размышлять над проблемой, обозначенной во вступлении.
Незачёт ставится, если сочинение не соответствует теме, нет ответа на поставленный вопрос, нет ясной цели высказывания.
Типичные ошибки
- Непонимание формулировки темы и, как следствие, — несостоятельная аргументация.
- Нарушение логики, перескакивание с темы на тему.
- Неумение сформулировать главную мысль, выдвинуть тезис.
Аргументация. Привлечение литературного материала
Этот критерий позволяет оценить, умеете ли вы строить рассуждение и доказывать свою позицию. Кроме того, так проверяют ваш литературный багаж. Для аргументации используйте художественные произведения, публицистику, мемуары, научную литературу и даже устное народное творчество, за исключением малых форм. Можно брать как отечественных, так и зарубежных авторов.
Незачёт ставится в случаях, если:
- сочинение не соответствует теме,
- в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме,
- в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания.
Во всех остальных случаях выставляется зачёт.
Типичные ошибки
- Фактические ошибки — искажение содержания произведения, неправильные исторические даты или имена героев и т. п.
- Отсутствие примеров — автор сочинения упоминает название и автора, но не приводит конкретный пример из произведения.
Композиция и логика рассуждения
Здесь оценивается, насколько хорошо вы умеете выстраивать свои мысли.
Незачёт ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Типичные ошибки
- Отсутствие смысловых связей между частями сочинения.
- Отсутствие связи между вступлением и заключением. Внимательно следите, чтобы тезис из начала сочинения имел вывод в конце.
Качество письменной речи
Этот критерий оценивает, насколько хорошо вы умеете излагать свои мысли письменно.
Незачёт ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Типичные ошибки
- Неправильно употреблённые слова, например, не в том значении.
- Обильное использование канцеляризмов, речевых штампов.
- Неуместное использование эмоционально окрашенных слов или синтаксических конструкций. Например, слова «ужасный», «замечательный», множество вопросительных или восклицательных знаков, многоточий.
- Немотивированное использование просторечных или устаревших слов.
- Использование слов-паразитов.
- Смешение лексики разных исторических эпох.
- Плеоназмы: употребление лишних слов.
- Тавтология: повторение или двойное употребление близких по смыслу слов, однокоренных слов.
- Необоснованный пропуск слова.
- Неправильный порядок слов, который приводит к неверному пониманию предложения.
Грамотность
Незачёт ставится, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
<<Лидген для статьи>>
Формулировка проблемы
Для того чтобы определить основную проблему текста, необходимо найти главную позицию автора, которая, в большинстве случаев, выражается в виде вопроса. Под проблемой понимается сложный теоретический или практический вопрос, требующий вдумчивого исследования, осмысления и решения. При желании можно попутно рассмотреть и косвенные моменты, связанные с основной проблемой. Для сочинения вполне могут подойти следующие вводные фразы:
«Данный текст посвящён важной проблеме (или теме)».
«…!» — этот призыв, обращённый к сердцу каждого из нас, звучит в тексте (имя автора)”.
«Что такое …(к примеру, дружба или любовь)? Какое значение она имеет жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…».
«Публицист ставит/излагает/анализирует/рассматривает/обсуждает перед нами очень неоднозначную тему (название главной мысли, к примеру, смелость на войне и в мирное время)».
«Текст автора заставляет меня серьёзно задуматься о (наименование проблемы)».
«В центре внимания автора — (название проблемы, к примеру, взаимоотношения между разными поколениями)».
Для лучшего раскрытия вопроса недостаточно просто указать на существование проблемы, поставленной автором. Необходимо дать несколько комментариев по теме, показывая своё личное отношение как к тексту, так и к серьёзным вопросам, поднятым в нём.
Для комментирования проблемы можно использовать такие клише: «Особого внимания заслуживает мнение автора о…», «Чувствуется, что симпатии автора находятся на стороне героя, который…», «Публицист вступает в полемику с…».
Для тезисов
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что…
- Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
- В наше время людям уже известно, что…
- Не подлежит сомнению тот факт, что…
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ….
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
- Конечно, сегодня мы понимаем, что…
- Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что…
- Нельзя не признать, что в наши дни…
- По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
- Сегодня мы понимаем, что…
- Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
- Моя позиция по этому вопросу однозначна:
- По всей видимости, смысл … заключается в том что,
Характерные ошибки
Сочинение относится к публицистическому жанру, и оно должно быть написано в соответствии с требованиями к этому жанру. Помимо грамотного правописания, использования литературного языка и нейтральной лексики существует перечень того, чего в композиции сочинения быть не должно. К этим критериям относятся:
- Использование грубых и нецензурных слов.
- Излишнее употребление канцеляризмов.
- Разговорная лексика, молодёжный либо профессиональный слэнг.
- Устаревшие слова и выражения.
- Большое количество неологизмов, англицизмов и пр.
- Высокопарность и витиеватость речи.
- Частые использования глаголов-связок (это, суть, быть, есть).
В сочинении необходимо чётко соблюдать разбивку на абзацы — в противном случае это приведёт к снятию баллов (нарушение абзацного членения). На один абзац должен приходиться 1 пункт плана (само собой, допускаются и некоторые отступления от такого алгоритма)
При этом важно знать, что типичный план в 2019 году, по которому должно писаться итоговое сочинение ЕГЭ, отличается от алгоритмов, принятых в предыдущие годы. На текущий момент план сочинения выглядит следующим образом:
Вступительная часть (2−3 предложения
Цель — подвести читателя к проблеме).
Оценка проблемы (как правило, она сформулирована автором в начале и в конце текста, следует обращать внимание на ключевые слова).
Связь между выделенной проблемой и последующим 1-м комментарием. 1−2 предложения, подводящих к оценке и к анализу главной мысли текста.
Комментарий к проблеме № 1 (наиболее важный пункт по баллам)
Комментарий должен состоять из примера, взятого из текста, его пояснение, а также сравнение с похожими ситуациями или вопросами из художественных сочинений.
Пояснение к комментарию.
Второй комментарий к проблеме, построенный по тому же принципу.
Пояснение к комментарию.
Краткий вывод (обобщение).
Позиция автора.
Собственное мнение.
Отношение экзаменуемого к точке зрения автора. Обоснование и аргументация.
Заключение.
Основные правила написания и критерии
Итоговое сочинение в 2023 году пройдет 6 декабря. Также есть резервные дни — 2 февраля и 4 мая 2024 года. Школьникам предстоит за 3 часа 55 минут написать развернутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
- Объём должен быть не меньше 250 слов, иначе будет поставлен незачет.
- Сочинение должно быть написано самостоятельно.
По структуре итоговое сочинение в 2023/2024 учебному году сильно отличается от сочинения ЕГЭ
Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны лишь разделы и подразделы банка тем. Поэтому важно заранее их проработать, прочитать нужные произведения, подобрать список аргументов и набить руку на тренировочных текстах — всё это можно сделать на нашем курсе подготовки к итоговому сочинению
Итоговое сочинение 2023/2024: критерии оценивания
Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или зачет или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним зачет, экзамен провален. Чтобы получить зачет за сочинение в целом, нужно справиться с первыми двумя критериями и еще хотя бы одним.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум один литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев
- вступление (тезис),
- собственное мнение, которое доказывается аргументами,
- аргумент 1 (доказательство и микровывод),
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод),
- вывод (итог рассуждений).
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.
5. Грамотность
Незачет поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарем! Этот поможет свести орфографические ошибки к минимуму.
Советы по подготовке
Читайте
Чем больше вы прочитаете самых разных книг, тем больше у вас будет материала для рассуждения и аргументов.
Начните с литературы по школьной программе. Не бойтесь использовать «банальные» произведения и аргументы. Главное — не блеснуть оригинальностью, а правильно аргументировать мысль и не наделать фактических ошибок. Поэтому берите те произведения, в которых точно уверены. Если сомневаетесь — лучше не надо.
Используйте готовые списки произведений по направлениям итогового сочинения. Они уже подготовлены специалистами и выложены в интернет.
Не старайтесь найти универсальное произведение, в котором найдутся аргументы для всех тем. Такого не существует. Конечно, в объёмных произведениях — например, в «Войне и мире» — поднимается больше проблем. Но есть и короткие книги с разными темами и конфликтами, например, рассказы Чехова.
Ведите читательский дневник
Он может быть бумажным или электронным. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:
- имя, отчество, фамилию автора, годы жизни;
- имена всех или основных персонажей, если их очень много;
- краткую характеристику героев с цитатами;
- тему произведения;
- собственные впечатления от произведения;
- основные мысли.
Таким образом, вы лучше запомните произведение и получите заготовку для приведения аргументов.
Смотрите фильмы
Если не успеваете всё прочитать, смотрите советские экранизации классических произведений — они наиболее близки к оригиналу. Просмотр фильма дополняйте чтением краткого пересказа сюжета. Но помните о фактологии и всегда сравнивайте экранизацию с оригиналом.
Анализируйте чужие сочинения
Найдите в сети примеры сочинений прошлых лет, которые получили хорошие баллы. Разберите, как они написаны. Попробуйте скомпоновать из нескольких сочинений на одну тему ещё один текст. На самом экзамене так делать не надо, но для тренировки этот способ подойдёт.
Можно использовать не только хорошие, но и плохие сочинения, пусть они станут образцом, как не надо делать. Анализируя чужие сочинения, отмечайте удачные предложения и идеи, выписывайте их, неудачные старайтесь исправить.
Составляйте план
Составление плана помогает придерживаться главной мысли и не совершать логических ошибок. Потратьте лишние 5–10 минут на обдумывание.
В плане пропишите:
- Тезис — главную мысль вашего сочинения. Его нужно написать во вступлении.
- Аргумент 1 — какое произведение, какую мысль подтверждает.
- Аргумент 2 — то же самое.
- Вывод — кратко поясните, какие заключения можно сделать. Не забудьте «закольцевать» тезис — обратиться к нему.
Подсказка: чтобы сформулировать тезис, используйте ключевые слова в названии темы.
Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? —> Часто между людьми по тем или иным причинам возникают конфликты.
Какова роль любви в жизни человека? —> В жизни человека любовь играет главную/важную роль. ИЛИ В жизни человека любовь не играет никакой роли.
Пишите сочинения для тренировки
Если не можете придумать, о чём написать, оглянитесь и посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один, напишите историю от лица предмета. Этот способ помогает снять напряжение и писательский блок.
Дальше переходите к более серьёзной подготовке. Выберите 5–10 тем из списка итогового сочинения предыдущего года и к каждой напишите тезисы. Затем составьте план аргументов, как описано выше. Это нужно для того, чтобы не потерять мысль и не сделать логическую ошибку.
Если не получается логично и связно выразить свои мысли письменно — попробуйте наговорить ваши мысли на диктофон, а потом послушайте, запишите и отредактируйте то, что получилось.
Пишите так часто, как получается. Вы сформируете навык, перестанете бояться чистого листа, научитесь быстро формулировать тезисы и подбирать аргументы.
Отдавайте готовые сочинения на проверку
Не пишите в стол. Если сочинение никто не увидит, то и с ошибками не поможет. А они наверняка будут, как минимум в первых работах. Если вы готовитесь без преподавателя, обменивайтесь сочинениями с одноклассниками или просите почитать родителей. Здесь нужно быть уверенным, что проверяющий увидит ошибки, а не похвалит за них. Можно читать своё творение вслух, это помогает со стороны увидеть проблемные места в тексте.
Клише для аргументов
Клише для обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента
Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт показывает, что…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
Он акцентирует внимание читателя на …
Он осуждает…
Этот поступок героя говорит о…
Мы видим, что герой поступил так потому…
Автор показывает, к каким последствиям привело…
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
Писатель осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор подчеркивает…
Автор утверждает…
Автор повествует о…
Для вступления
- Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.
- Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
- Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
- О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
- Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
- Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
- Что же самое главное …?
- … когда-то сказал ….
- Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
- Как следует относиться к …?
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- Каждый из нас сталкивался с…
- Почему же нужно …?
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
- Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
- На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
- Говоря о … , нельзя не заметить, …
- Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
- Почему же необходимо …?
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Позволю себе высказать свою точку зрения
- В чем же причина …?
- Невольно задаешься вопросом: зачем …?
- Задумаемся: должны ли мы…?
- Могу предположить, что …
- На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
- … в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …
- Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
- Как нужно относиться к …?
- Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
- Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
- Зададимся вопросом: почему….?
- Как мы должны относиться к …?
- Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы
- Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
- С давних времён люди задумывались над вопросом …
- Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….
- Во все времена остро стоял вопрос …
- Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
- Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
- Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
- Как часто мы слышим о….
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Люди часто размышляют о том, что ….
- … играет огромную роль в жизни людей.
Речевые клише для основной части итогового сочинения
Переходим к основной части будущей идеальной работы — аргументации. Помните, что важнее всего грамотность и логика изложения мыслей. Если аргументы, даже отличные и детально проработанные, будут написаны «вперемешку», то шанс получить «незачёт» возрастёт.
Но не будем о плохом… Лучше перейдём к устойчивым фразам, которые не оставят экзаменаторов равнодушными.
- Моя позиция по этому вопросу достаточно ясна / предельно проста
- Именно поэтому в лирическом / прозаическом произведении … автор (имя) раскрывает тему
- Кому, как не (имя писателя) рассуждать о… . В его / её произведении… актуализирована проблема / тема
- Многие авторы затрагивали тему… . Среди произведений, раскрывающих поставленный вопрос, я вспоминаю (название произведения и имя автора)
- Закономерность этого явления доказывает / иллюстрирует произведение
- Свою позицию могу проиллюстрировать аргументом из…
В аргументации не забудьте сформулировать позицию автора. В этом помогут предложения:
- Позиция автора ясна…
- Писатель позволяет понять…
- Автор выражает категорический протест…
- Этому поступку / явлению автор противопоставляет
Обратите внимание, что недостаточно назвать произведения и перейти к заключению. Ваша цель — проанализировать написанный пример и сформулировать микровывод
К счастью, для микровыводов тоже существуют клише.
- Произведение позволяет прийти к выводу…
- Прочитанная книга наталкивает на мысль о…
- Таким образом, автор иллюстрирует…
- Автор выделяет проблему … на примере прочитанного произведения…
- Могу прийти к выводу
- Писатель считает, что
- Моя позиция соответствует точке зрения автора…
Структура итогового сочинения
Сочинение должно иметь чёткую структуру. План написания включает три блока: вступление, основную часть и заключение. При этом объём введения и заключения должен быть небольшим, примерно 70% текста займёт основная часть. Каждый блок строится по определённым правилам, с использованием установленных клише. Рекомендуется перед началом написания работы составить краткий план, расписав основные тезисы, аргументы и выводы. Опираясь на них, будет проще сформулировать свою позицию, и на её основании построить вступление и заключение.
Также план поможет определить примерный объём каждого логического блока итогового сочинения. Хорошо рассказано о структуре сочинения в этом видео:
https://youtube.com/watch?v=cOir5AGBlIg
Вступление
Вступление должно состоять из трёх-четырёх предложений:
- Сформулировать проблему или вопрос, относящийся к теме сочинения. Естественно, если их несколько, нужно выбрать и «озвучить» один, который будет рассмотрен в сочинении.
- Указать на многогранность проблемы. При написании используются такие клише: «Однозначно ответить на этот вопрос нельзя», «Каждый человек относится к этой проблеме по-разному», и так далее.
- Выполнить переход к основной части, также с помощью клише: «Попробую ответить, как считаю я», «Я напишу своё мнение об этой проблеме», или других.
Над формулировкой введения можно подумать заранее, так как оно стандартно и не зависит от конкретной темы.
Основная часть
В основной части итогового сочинения необходимо выразить свои мысли, рассуждения по теме, сформулировать отношение к проблеме, а также привести два-три аргумента из литературы, подтверждающих позицию. Для начала этого блока используются фразы-клише: «Рассуждая о проблеме, я пришёл к выводу, что …», «Отвечая на вопрос о …, я могу сказать, что …» и аналогичные. Затем в нескольких предложениях расписать свою точку зрения. Можно указать на актуальность проблемы: «Этот вопрос особенно актуален сейчас, так как …», или «Данная проблема будет актуальна всегда, ведь …».
Для следующих логических блоков структура строится следующим образом:
- Выделяется один из тезисов проблемы.
- Приводится доказательство с литературным примером.
- Формулируется краткий вывод по данному тезису.
В качестве тезиса берётся утверждение, касающееся одной из граней проблемы. То есть все они относятся к одной и той же теме. Тезисы в итоговом сочинении не должны противоречить друг другу. Также можно выделить всего один тезис, и для его подтверждения привести несколько аргументов в соответствии с планом.
Оформляется эта часть следующим образом: сначала кратко записывается тезис. Для перехода к аргументам можно использовать такие речевые конструкции: «Вспоминается произведение (автор, название), в котором ставится этот вопрос», «Например, (автор) в своём рассказе (название) рассуждал на эту тему». Далее следует подробнее описать, в каком ключе фигурирует в произведении указанная проблема, кто из героев в каких обстоятельствах сталкивается с ней, и как выходит из ситуации. Дополнительно можно привести цитату из произведения, если она подходит к обозначенной точке зрения. Логичным окончанием аргумента станет вывод о том, как именно он подкрепляет позицию ученика.
Следующие тезисы оформляются так же. Для переходов между ними использования особых речевых конструкций не требуется. Главное, чтобы смена тезисов при написании работы не была слишком резкой, для этого можно добавить дополнительное вводное предложение. Текст должен читаться легко и естественно, не выглядеть рваным и путаным.
Приводить больше трёх примеров нет смысла, так как, согласно плану, их будет достаточно для максимальной оценки по соответствующему пункту. Поэтому, основную часть можно закончить и переходить к заключению.
Заключение
Заключительную часть начинать следует с таких фраз: «Подводя итоги написанного, можно прийти к выводу, что …», «Таким образом, из изложенного выше следует вывод: …». В последнем предложении заключения можно использовать призыв к чему-либо: «Помните об уважении к …», «Давайте будем …». Другой вариант завершения – выразить надежду: «Я надеюсь, что в будущем …», «Хочется верить, что …». Также уместна будет ёмкая цитата по теме сочинения
Но использовать её нужно осторожно, только будучи уверенным, что она не противоречит основной мысли сочинения
Аргументы для итогового сочинения 2023/2024
Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задает себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.
Возможные темы
Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
Можно ли оправдать плохой поступок?
Может ли любовь спасти заблудшую душу?
Литературные аргументы
- Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
- А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
- А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
- С. Коллинз. «Голодные игры»
- У. Голдинг. «Повелитель мух»
- М. Горький. «Старуха Изергиль»
- Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
- А. Грин. «Зеленая лампа»
- М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
- А. Дюма. «Граф Монте-Кристо»
- С. Есенин. «Черный человек»
- А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
Возможные темы
Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
Как окружение влияет на ребенка?
На что готов пойти человек ради своей семьи?
Человек должен жить для себя или на благо общества?
Литературные аргументы
- Л. Н. Толстой. «Война и мир»
- Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»
- Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
- М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
- А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
- Дж. Роулинг. «Гарри Поттер»
- Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
- А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела подталкивают к рассуждению об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки. Также темы могут быть связаны с вопросами экологии и роли природы в жизни человека.
Возможные темы
Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Литературные аргументы
- Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
- О. Хаксли. «О дивный новый мир»
- И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
- Дж. Оруэлл. «1984»
- Е. И. Замятин. «Мы»
- С. Коллинз. «Голодные игры»
- У. Голдинг. «Повелитель мух»
- В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
- Д. Киз. «Цветы для Элджернона»
Помимо доступа к экзаменам, хорошо написанное итоговое сочинение гарантирует до 10 дополнительных баллов к сумме ЕГЭ. При поступлении в вузы с высокой конкуренцией вроде Бауманки или Вышки несколько баллов могут стать решающими — это еще один повод ответственно подойти к подготовке. Преподаватели MAXIMUM Education на курсе по итоговому сочинению объясняют ученикам, как писать пробные тексты, и дают развернутую обратную связь, которая на реальном экзамене поможет добиться зачета.