Уберите то, что может отвлекать от учебы
Часто ребенок не может хорошо подготовиться к следующему учебному дню, так как отвлекается и не может сконцентрироваться. Чтобы выполнение заданий на дом не вызывало трудностей, рекомендуется:
- заранее перекусить и отдохнуть после прихода со школы. Так у учащегося будет достаточно энергии для того, чтобы быстрее справиться с заданиями и повторением изученного материала.
- сделать ежедневными легкие физические нагрузки. Если регулярно делать зарядку, заниматься спортом или просто часто гулять на улице, то это положительно отразиться на самочувствии. Такие нагрузки помогут зарядиться энергией для выполнения учебных и любых других повседневных задач.
- выключить телевизор, компьютер и оградиться от других шумовых и визуальных отвлекающих факторов. Шум отвлекает детей, не дает им сосредоточиться, поэтому нужно убедиться в том, что они учатся в комфортной обстановке.
- отложить гаджеты в сторону. Соблазн отвлечься на смартфон или планшет во время решения задачи по математике или чтения параграфа по истории высок, поэтому лучше заранее убрать эти устройства из поля зрения. Развлечения стоит отложить до того момента, когда уроки будут сделаны.
Выбрав подходящее для уроков время, убрав все то, что может отвлекать от них и в целом правильно распланировав день учащегося, удастся существенно облегчить его повседневные задачи. Так обучение будет даваться намного легче, а потому и мотивация ребенка к учебе, и его успеваемость повысятся. Кроме того, он научится планировать свой день и станет более ответственным, что также положительно отразится как на его школьной, так и внешкольной жизни.
Почему ребенок не хочет ходить в школу?
Большинство детей просыпаются каждое утро без настроения только потому, что им надо идти в школу. Почему так происходит? Ведь родителям кажется, что в школе так интересно, можно столько нового узнать, пообщаться с друзьями. Но на самом деле в глазах ребенка поход в школу не выглядит столь радужно.
Мы выделили несколько основных причин, из-за которых ваше чадо может проявлять нежелание учиться в школе:
- Если ребенок учится еще в младших классах, то ему обычно интересно. Однако, если вы отправили его в школу в слишком раннем возрасте, он мог еще эмоционально быть не готовым к тому, что от него будут требовать. Ведь все, чего хочет душа пятилетнего ребенка – играть, прыгать, бегать, но никак не сидеть за партой и зубрить уроки, которые он еще не способен понять.
- В подростковом возрасте причины уже более сложные. Ребенку может не нравиться класс, в котором он учится, потому что у него не получается найти общий язык с одноклассниками. Кроме того, у него могут возникать частые конфликты с учителями, которые не хотят к нему искать подход и требуют от ребенка того же, что и от всех детей.
- Ребенок может отказаться ходить в школу, если ему пришлось пережить тяжелую для него стрессовую ситуацию. Это может быть переезд в другой город, развод родителей, смерть близкого родственника или домашнего питомца.
- Если ребенок болезненный, то у него априори не может быть сильного желания ходить в школу, особенно когда пришлось много занятий пропустить, а потом все самостоятельно изучать. Чувство того, что он от всех отстает в классе, только сильнее закрепощает ребенка.
- Если ребенок постоянно слышит в свой адрес, что он бестолочь, а вот его сосед по парте молодец, то его это может только унизить и обозлить. Не получится таким образом мотивировать гордого ребенка, у которого еще не до конца сформировалась психика. Детский максимализм на фоне постоянных унижений только усугубит ситуацию, и ребенок начнет в открытую уже пропускать уроки и не выполнять того, что задается на дом.
- Если родители никак не реагируют на успехи ребенка, то у него просто нет мотивации учиться. Пока это будет продолжаться, желания ходить в школу и добиваться чего-то высокого у ребенка не возникнет.
- Если заставлять ребенка учить предметы, которые ему не нравятся, то от этого его успеваемость не повысится, да и в целом желание ходить в школу пропадет. Ничем и никому дитя не обязано. И если ему больше хочется заниматься математикой, а не литературой, то стоит ему это позволить, иначе стремление выучить досконально хотя бы одну дисциплину таким образом можно легко и просто отбить.
Дети в своем поведении руководствуются только тем, что заложено в них природой. Поэтому всем родителям нужно, прежде всего, задуматься, стоит ли заставлять ребенка учиться. Лучше помочь ему разобраться, для чего нужно ходить в школу, чтобы у него сформировалось правильное восприятие. Далее мы расскажем вам, как это можно сделать.
Не ворчите, а разговаривайте
Дети не любят морализаторства и рассказов о былом, а родители пользуются их зависимостью и щедро выливают весь свой опыт на маленького человека… зачем? Мир меняется на глазах, сейчас люди другие, и Ваш опыт вряд ли (будем откровенны?) поможет ученику преуспеть. В Ваше время ценились юристы, сегодня — программисты, а завтра? Они узнают это завтра, и нет нужды навязывать им свой путь и свои ценности. Лучше поговорить на равных и проявить уважение к новому. Так Вы расположите к себе ребенка и поможете ему выбрать свою дорогу. Применяя золотую семерку правил, одобренных психологами и педагогами, Вы сможете мотивировать ребенка учиться хорошо и даже отлично.
Топ-5 главных ошибок родителей
- Вспоминать «сына подруги» и сравнивать
Даже зная о том, что не стоит сравнивать своего ребенка с другими, бывает сложно удержаться. Но эти сравнения провоцируют лишь обиду и практически не влияют на мотивацию. Напротив, вместо того, чтобы заставить ребенка заниматься, они вызывают нежелание учиться по принципу «все равно у меня ничего не получится».
Объяснять неудачи отсутствием способностей
Убедите ребенка в том, что основные предметы в школе на среднем уровне способны усвоить все — для этого нужно лишь терпение. Не стоит говорить, что ему просто не дано писать без ошибок, потому что у папы/мамы/дедушки тоже были такие проблемы. Даже если в этих словах есть доля истины, они сильно демотивируют.
Критиковать не поступки, а личность
Если вместо того, чтобы отметить ошибку, ребенку скажут: «Ты просто бестолочь», — это совершенно точно не будет стимулом учиться. Одна, две, три и даже 10 неудач не делают человека неудачником, у него всегда есть шанс исправиться.
Помните, что критика поступка или результата работы может задеть, но все же простимулировать к борьбе, а критика личности вызывает только протест или низкую самооценку.
Обещать подарки или деньги за оценки
Сразу скажем: речь не идет об обещаниях купить велосипед или ноутбук за успешное окончание года. Мы говорим о другой практике: платить ребенку за каждую пятерку. Да, первое время она может давать результаты, но готовы ли родители платить все время, до конца школы? И не станет ли сумма слишком мала для подростка?
Такие награды подменяют внутреннюю мотивацию на внешнюю, и школьник учится уже не для того, чтобы достигнуть чего-то в жизни, а чтобы получить моментальное вознаграждение.
Ограничиваться учебой в школе
Даже самая лучшая школа не может обеспечить индивидуальный подход, поэтому для раскрытия способностей ребенка нужны внешкольные занятия. Кому-то они потребуются с первого класса, кому-то — позже. Но только личный наставник поможет вырваться из «уравнивающей» школьной среды и заниматься в своем темпе: в одних случаях опережая программу, а в других — уделяя больше времени закрытию белых пятен.
Нет универсального метода, как заставить ребенка учиться, но есть много возможностей повысить его собственную мотивацию. Попробуйте каждый из них, и в какой-то момент уроки станут уже не тяжкой повинностью, а шансом узнать что-то новое, интересное.
Клинический психолог Аймисай Галимова и директор школы Skysmart Михаил Митин — о таланте и одаренности наших детей. Во втором выпуске «Большого разговора» на канале Skysmart Parents коснулись темы одаренности, таланта и гениальности наших детей.
Зачем нужна мотивация
Этот вопрос выглядит странно только на первый взгляд. Мы то и дело стараемся обойтись без мотивации, когда говорим ребенку «есть такое слово — надо» или «марш за уроки, я сказала». Конечно, так бывает не сразу — вначале мы пытаемся найти дипломатичный подход: уговариваем, обещаем велосипед за четверть без троек, рассказываем о перспективах профессии дворника.
Но если это не помогает — у многих родителей появляется соблазн забросить дипломатию и заставить ребенка заниматься старым добрым методом «кнута без пряника». И поначалу он действительно приносит результаты. От жесткого контроля оценки действительно становятся лучше, но, увы, не надолго. Ребенок учится хитрить, увиливать, а если речь о подростке — родителей с большой вероятностью ожидает бунт. Чем сильнее сжата пружина, тем сильней она стремится к выпрямлению — и не только в физике.
Но хуже другое: пока ребенок под давлением делает то, в чем не видит смысла, в нем формируется отвращение к школе и к учебе в целом. Между тем чтобы прийти к результатам, нужно постоянно учиться новому. Остается только одно — искать, как заинтересовать ребенка учебой и постепенно создавать у него собственную мотивацию.
Начните с цели, которая действительно вдохновит ребенка. Например, «закончить четверть без тройки по математике» звучит понятно для родителя, но скучно для ребенка. Поразмышляйте вместе, что такого приятного может случиться: будь то спокойствие перед контрольными или развитие собственного блога, в котором тоже пригодятся цифры.
А чтобы точно рассчитать, как ребенку достичь целей в учебе, воспользуйтесь нашим бесплатным калькулятором . Он покажет, сколько нужно заниматься, чтобы просто подтянуть оценки или поступить в вуз по профильному предмету.
Стимул к учебе в старших классах
У подростков в 14 лет может резко пропасть интерес к учебе. Поэтому будьте к этому готовыми. Наверняка многие наслышаны про истории, когда успешный ученик скатывается до двоек и троек, начинает прогуливать учебу
Подростки могут связаться с плохой компанией, поэтому родителям важно поддерживать дружеские отношения с детьми, быть в курсе, с кем дружит их любимое чадо
Алкоголизм и наркомания среди подростков – проблема, которую проще предотвратить. Постоянная гиперопека, контроль и жесткие наказания могут подтолкнуть подростка в плохую компанию, тогда ему будет не до учебы. Поэтому расстановка правильных приоритетов в жизни, постановка целей в спорте и учебе важна в этом возрасте.
Причем родители не должны навязывать профессию подростку, проецировать на него нереализованные амбиции, а действительно раскрыть таланты и способности своего сына или дочери.
В 15 лет, и даже раньше подросток может влюбиться, это также не способствует хорошим отметкам в школе
Поэтому важно стать детям другом. Тогда психологические проблемы подростка не будут такими острыми
Ведь он знает, когда можно поделиться проблемами с близкими людьми, получить от них помощь и поддержку.
В первый класс вместе с мамой
На первых этапах школьного обучения многие родители не знают, как помочь ребенку хорошо учиться. К сожалению, многочисленные реформы образования привели к усложнению школьной программы. Если раньше первоклассники до конца второй четверти учились выписывать в тетради палочки и крючки, то теперь они в это время должны научиться бегло читать и довольно сносно писать.
Помимо этого, существуют и дополнительные дисциплины, задания по которым нередко требуют применения художественных и литературных талантов всей семьи. Нельзя сбрасывать со счета неизбежный период школьной адаптации, во время которого от школьного психолога можно получить советы быть к первоклассникам особенно внимательными, сделать так, чтобы привыкание к новой жизни прошло безболезненно.
Надо выбрать золотую середину – всеми силами помочь ребенку освоиться в новой для него среде, и не опекать чрезмерно. Если сразу отбить охоту к получению знаний, после восстановить ее получиться не у всех.
Не ругайте малыша за каждый промах, чаще отмечайте его успехи. Не делайте за него уроки, но прилежно контролируйте их выполнение. Пусть ребенок с вашей помощью втянется в новый ритм жизни, постарайтесь объяснить ему правила жизни в новом коллективе.
Не ограничивайтесь страницами учебника, находите дополнительную информацию про то, что дети изучают на уроках по ознакомлению с окружающим, постарайтесь заинтересовать их теми знаниями, которые расширяют кругозор.
Находите и читайте дополнительно произведения писателей и поэтов, с которыми дети знакомятся на уроках чтения и литературы. Надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от получения новых знаний, тогда проблема, как привить ребенку желание учится, просто не возникнет.
Если ребенок не хочет учиться, что делать? — советы бывалых
Успешны не те, кто всё знает, а те, кто знает, где искать и как соответствовать. Успешен психически стабильный человек, жизнерадостный и самообучаемый. И вот именно понятие успешности как раз и нужно качественно разъяснить ребёнку. Нужно объяснить ребёнку выгоду успешности, сделать её мотивацией.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Обязательно знать, что для того, чтобы быть успешным в классе, нужно с пониманием относиться к труду учителя.
Важен момент именно чувствования, что человек тоже может быть несчастен, заложником обстоятельств, раз выражает недовольство. Но ни в коем случае это не должно перетекать в заискивание или не попирание своих интересов.
Просто иногда для поддержания хорошего «имиджа» нужно поднапрячься и сделать хорошую объёмную работу, чтобы успокоить неусыпный учительский контроль. Нужно прочесть хотя бы на перемене параграф и вовремя поднять руку. Поусердствовать на контрольной, между делом выполнить (да даже если и списать!) домашнее задание.
И вот реально таким образом по крайней мере в средних классах можно учиться не наматывая ни себе ни педагогам нервы на кулак. Это не иллюзия образования, это тот самый баланс, когда не пересекаются ничьи границы. И это, в общем-то, неплохой вариант, чтоб всем участникам школьной эпопеи сохранить себя.
Оставьте свои страхи при себе!
Тем, кого не устроил предыдущий абзац, предлагаю задать себе вопрос, а чего вы, собственно, боитесь? Вырастить невежду? Обнаружить свою непримиримость к тройкам? Боитесь то, что будете мямлить, пытаясь смягчить пилюлю «несоответствия» вашего ребёнка школьным идеалам в разговоре с другими людьми?
Так будьте честны и не прикрывайте свои страхи в виде внутричерепных тараканов разговорами о важности школьного образования для дальнейшего жизненного успеха ребёнка. Это всё – ваше, нажитое травмирующим опытом, и к реальности, тем более реальности новых детей, не имеет совершенно никакого отношения
Это всё – ваше, нажитое травмирующим опытом, и к реальности, тем более реальности новых детей, не имеет совершенно никакого отношения.
Откуда берётся мотивация
Примерно после кризиса трёх лет у человека появляется осознанная мотивация: он начинает понимать, чего он хочет и зачем ему это нужно. Если до этого периода дети часто хотят делать всё и прямо сейчас, то к младшему школьному возрасту у них развивается иерархия мотивов — умение определять для самих себя более и менее важные мотивы. Ребёнок уже не кидается немедленно исполнять то, чего ему захотелось, он способен придержать и в чём-то ограничить себя, если у него есть цель.
Мотивация бывает внешняя и внутренняя.
Внутренние мотивы связаны с самим процессом обучения: это когда ребёнок искренне любит то, чем занимается.
Внешние мотивы связаны с результатами, которые приносит дело. Ребёнок может учиться для того, чтобы занять социальную позицию
Допустим, он хочет получать пятёрки, потому что ему важно быть авторитетом среди одноклассников или он боится разочаровать родителей. Ещё к внешней мотивации можно отнести стремление к учёбе ради того, чтобы родители купили новые вещи, разрешили побольше играть в гаджеты, и страх быть наказанным.
Внешняя мотивация хороша тем, что её можно создать. Но, к сожалению, никакая внешняя мотивация не может быть постоянной.
Организация режима дня
Организованный режим дня – это залог продуктивного обучения. Поэтому если родитель желает развивать ребенка всестороннее и хорошо повлиять на его успеваемость в школе, а также привить любовь к другим полезным вещам, ему стоит задуматься над организацией режима дня ребенка.
Одним из обязательных условий правильного воспитания ребенка, является контроль за его режимом дня. Ведь правильно спланированный режим дня имеет большое влияние на здоровье, а так же и на физическое развитие.
Режим дня – это привычный порядок жизни в течение дня, предполагающий здоровое чередование сна и бодрствования и кроме того разумную организацию разных типов деятельности.
Правильный режим для детей, укрепляет их здоровье, гарантирует трудоспособность, удачное выполнение разнообразных занятий и защищает от переутомления.
От эффективности работоспособности клеток коры головного мозга, напрямую зависит физиологическая база, определяющая длительность работоспособности и характер. Вследствие этого нельзя перезагружать функционированность центральной нервной системы.
На морфофункциональный уровень зрелости организма, влияет режим дня и продолжительность ключевых его элементов, таких как:
- сон
- занятия на свежем воздухе
- учебная деятельность и воспитание
- прием пищи
- игровая деятельность и саморазвитие (творческие занятия, чтение, увлечения)
- личная гигиена
Если у ребенка остается больше времени до сна, то в таком случае следует поинтересоваться у него, что ему интересно было бы изучить. Может он хотел бы заниматься музыкой, рисованием или каким-то видом спорта. Тогда записать его на кружок. Стоит помнить, что если ежедневно проводить одни и те же действия, то они входят в привычку спустя месяц и тогда ребенку полностью привыкнет к нему.
Иногда случается, что во время летних каникул ребенок перестает уделять время учебе. Такого нельзя допустить. Поэтому необходимо ему периодически давать задания, чтобы он не забывал материал, изученный в течение учебного года и после его выполнения поощрять в виде сладостей или, разрешив сходить куда-то с друзьями.
Что происходит в голове подростка в средней школе
В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.
Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.
Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.
Я ему не верю — он просто лентяй!
Чрезмерно строгие родители часто не верят своему ребёнку, если он жалуется на усталость. Таких родителей не так много, но всё-таки последите за собой — не проявляете ли вы чрезмерную строгость по отношению к ребёнку. Иногда лучше поверить, даже если вы уверены, что он просто отлынивает от уроков. Потому что причиной отказа от выполнения домашних заданий могут быть различные заболевания, нарушения или отставание в развитии.
Что делать:
Если ребёнок быстро устаёт, с первых дней в школе жалуется на головные боли и недомогание, нужно обратиться к врачам. Поход к специалистам нельзя откладывать «на потом». Даже если вам кажется, что ребёнок придумывает недомогания, чтобы не ходить в школу. Нужно проверить, нет ли проблем со здоровьем – заболеваний, которые не позволяют ребёнку сосредоточиться, из-за которых могут быть затруднены мыслительные процессы.
Возможно, что никаких заболеваний нет, просто начался новый этап в жизни ребёнка. Или это реакция на перегрузки – эмоциональные и физические. Тогда достаточно будет смены режима, витаминов, необходимых микроэлементов. Но всё это – только после консультаций со специалистами и необходимых обследований. Если нарушения в развитии всё-таки выявлены, это повод для отдельного разговора.
В любом случае (независимо от того, есть проблемы со здоровьем или нет) очень важно «держать руку на пульсе»: вы должны знать, как дела у ребёнка в школе, есть ли друзья, кто они. Заметьте: не выслеживать, а выстроить с ребёнком доверительные отношения
Если это первоклассник – нужно знать, как он адаптировался в новом для него коллективе, насколько ему комфортно. Иногда процесс адаптации проходит достаточно болезненно для ребёнка, и это также может послужить причиной отказа от выполнения домашних заданий. Причём он сам не всегда даже сможет объяснить, в чём дело.
Первокласснику необходимо помочь освоиться в новой жизненной ситуации, определить новый распорядок дня, оборудовать уголок для занятий, где будут находиться не только его личные вещи, но и учебные принадлежности
Если у ребёнка не так хорошо всё получается, как хотелось бы родителям, очень важно не показывать ему своё разочарование
Очень полезно посидеть рядом с ребёнком, когда он учит уроки. Не делать за него, а именно посидеть рядом. Может, иногда по голове погладить – если отвлекается
Может быть, это странно звучит, но таких детей много – которым просто важно родительское присутствие. Можно иногда и подсказать: вот ты буковку пропустил, вот неправильно сосчитал, посчитай ещё раз
Но чаще – просто посидеть. Малышу, который только начал учиться в школе, очень важно чувствовать себя защищённым.
Надо сказать, что и в школе такое можно наблюдать: не получается у ребёнка задание, а подошёл учитель, постоял рядышком, по голове погладил – смотришь, и дело пошло. Конечно, не все дети такие, но они есть. Может быть, именно ваш ребёнок относится к их числу?
В течение некоторого времени придётся вместе с ребёнком собирать портфель. В первый раз показать, как это делать. Потом – просто присутствовать. Возможно, придётся учить его завязывать шнурки – если обувь со шнурками, а вы не научили его делать это раньше. Казалось бы, мелочь, но эта мелочь может отравить ребёнку жизнь.
И так до тех пор, пока у ребёнка не выработается алгоритм действий в новых жизненных условиях. Алгоритмы необходимы для того, чтобы помочь ребёнку стать самостоятельным. Главное – делать НЕ ЗА НЕГО, а ВМЕСТЕ С НИМ. Заметьте: родителям тоже придётся стать более организованными и дисциплинированными.
Какую позицию должны занять родители
Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Вы не можете действовать шаблонно, не можете воспитывать детей так же, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.
Адекватные родители, во-первых, любят ребенка. Во-вторых, поддерживают его, а, в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии неуспевающего ученика
Важно создать дома тот самый «тыл», где в любых ситуациях можно чувствовать себя любимым и защищенным. Важно любить его не за хорошие отметки, а просто так
Важно не заставлять ребенка учиться, а помогать ему в поиске мотивации и обеспечивать необходимую поддержку в любых ситуациях.
Если вы не справляетесь – идите к психологу. Не для того, чтобы он дал волшебную таблетку и объяснил что-то ребенку, а для того, чтобы он проанализировал ситуацию и объяснил что не так с вами. Дети во многом представляют собой продукт вашего воспитания и отношения. Поэтому в плохой успеваемости и нежелании учиться нет ничьей прямой вины. И если вы не можете помочь ему самостоятельно – не стесняйтесь обращаться к специалистам, пока еще не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных способов воспитания – «кнут и пряник» работают далеко не всегда.
Советы психологов для родителей
В подростковом периоде в жизни ребенка появляются новые авторитеты, возникает первая любовь и яркие увлечения. Учить уроки становится скучно и неинтересно, ведь это мешает общению и прогулкам с друзьями. Нужно ли заставлять чадо отказываться от важных для него моментов в пользу будущей карьеры? Психологи советуют ежедневно соблюдать правила поведения, которые помогут наладить отношения и не спровоцируют ухудшение ситуации.
Несколько правил поведения для родителей
- не ругать за плохие оценки, не оскорблять ребенка;
- ставить реальные задачи на четверть или полугодие;
- не завлекать к учебе новым смартфоном;
- замечать даже небольшие успехи, хвалить за исправленные оценки;
- проявлять уважение к личности, разговаривать без повышения голоса;
- всегда следует предлагать помощь в уроках, но не навязывать ее;
- не сравнивать подростка с детьми знакомых и отличниками из класса.
Объяснять пользу учебы необходимо мягко и без излишней настойчивости
Важно помочь ребенку правильно распределять время между уроками и увлечениями, чтобы не возникало переутомления. Во время экзаменов или сложного тестирования необходимо следить за полноценным питанием, давать витаминные комплексы, создавать условия для отдыха