Техники развития творческого мышления
У всех людей с рождения есть определенный творческий потенциал. Например, любой малыш — экспериментатор и исследователь во всех сферах деятельности. Его мышление не ограничено шаблонами, поэтому он постоянно создает какие-то оригинальные решения — картины на обоях, домики из стульев, подушек, одеял. По мере взросления у многих творческие способности ослабевают. Обучение в школе, институте, воспитательное воздействие со стороны родителей и учителей формирует у нас шаблонное мышление и поведение.
Но в любом возрасте творческие способности можно развить с помощью специальных техник.
ТРИЗ
В середине прошлого века советский изобретатель, рационализатор и писатель Генрих Альтшуллер разработал теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), направленную на развитие логики, творческого мышления и фантазии. Теория нашла применение не только в технических областях, но также в психологии, педагогике, искусстве, литературе, бизнесе.
Основа ТРИЗ — 40 изобретательских приемов и 76 шаблонов решений, пригодных для широкого круга задач. Некоторые из них применяются для развития творческого мышления у детей.
Этот прием многие творческие люди использовали еще до появления ТРИЗ. Например, к нему прибегал Генри Форд — американский промышленник, бизнес-магнат, изобретатель. Именно Форд стал первым использовать конвейер для поточного производства автомобилей, а также придумал, как его выгодно чинить.
Генри Форд. Источник
У Форда шла постоянная вражда с ремонтной бригадой, которая обслуживала конвейеры на его заводе. Ремонтники работали медленно и часто занимались вредительством — если нужной детали под рукой не было, они заменяли металл на дерево, резину на тряпки. В итоге техника простаивала, Форд нес убытки.
Логичное решение в этой ситуации — увольнение ремонтников. Но Форд поступил наоборот: он создал им зону с мягкими диванами, телевизором и стал платить за время отдыха. Как только выходил из строя заводской конвейер, зарплата переставала начисляться. Такая тактика оказалось выгодной как для производства, так и в финансовом плане.
Принцип обратного эффекта можно использовать в любом виде творчества. Например, не получается классический рисунок — трансформируйте его в креативный:
- Сделайте белого снеговика черным.
- Переверните предмет вверх тормашками.
- Превратите твердое в текучее, как это сделал Сальвадор Дали в картине «Постоянство памяти».
Картина «Постоянство памяти» Сальвадора Дали.
Мозговой штурм, брейнлайнинг
Известным исследователем творческого мышления был Алекс Осборн — американский менеджер, учредитель знаменитого рекламного агентства BBDO.
Возглавляя один из филиалов BBDO, Осборн столкнулся с неспособностью сотрудников генерировать творческие идеи. Это сподвигло его разработать технику мозгового штурма. Он предложил проводить коллективную генерацию идей в неформальной обстановке и разбивать этот процесс на несколько этапов:
- Четкое изложение проблемы, постановка одной понятной цели.
- Генерация идей без их анализа, привязки к реальности, критики. На этом этапе участники мозгового штурма высказывают все, что им приходит в голову. Чем фантастичнее идея и чем больше их генерируется, тем лучше.
- Анализ, оценка, критика предложенных идей, выбор лучшего решения.
Мозговой штурм в нью-йоркском офисе BBDO в 1950-х годах. Источник
Современная модификация мозгового штурма — брейнлайнинг, или электронный мозговой штурм, который может проводиться в чатах или видеоконференциях. Некоторые психологи отмечают, что брейнлайнинг эффективнее стандартного мозгового штурма.
Метод интеллектуальных карт
Метод интеллектуальных карт британского психолога Тони Бьюзена за многофункциональность называют «швейцарским армейским ножом мозга». Он развивает ассоциативное мышление, память, помогает генерировать идеи, подходит для решения разноплановых задач.
Еще во время обучения в университете Бьюзен заметил, что студенты, которые при ведении конспектов подключают воображение и ассоциативное мышление, имеют лучшие оценки. Их конспекты были усеяны какими-то странными цветными рисунками и стрелочками. Бьюзен стал изучать этот вопрос глубже и выяснил, что такое визуальное отображение информации использовали некоторые гении — Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн.
На основании своих наблюдений ученый придумал метод интеллектуальных карт. В центре карты находится основная идея. Вокруг нее — важные мысли и категории, которые тоже можно разбивать на подпункты до тех пор, пока не будет структурирована вся информация. Объекты карты дополняются ассоциативными изображениями.
Не формируйте картину мира, полную опасностей
«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.
Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.
Мифы о креативности в школе
Призывая к революции образования, Робинсон предлагает отбросить старую систему и принять совершенно новую концепцию экологии человека, внутри которой начнется переосмысление богатства человеческих способностей. Но неужели все так ужасно на сегодняшний день?
Образование — это огромный и очень сложный механизм, включающий в себя много-много разных деталей. Можно вводить новые стандарты и использовать лучшие учебники, но, будет ли все это работать, зависит от учителей, от каждого педагога.
Дети меняют методики обучения…
Конечно, в школах еще встречаются учителя, застрявшие где-то в 90-х, не признающие и не принимающие изменения, выступающие против всего нового, но большинство все-таки готовы идти в ногу со временем и стараются найти пути, которые помогают выявить и развить детские способности. А для этого сначала нужно хотя бы попытаться понять детей и то, как устроен сегодня ИХ мир.
Нынешнее поколение Z показало нам, что мы воспринимаем информацию совершенно по-разному. Дети с клиповым мышлением очень неохотно реагируют на другие форматы. Часто таких учеников приходится подолгу тренировать, прежде чем они научатся слышать и видеть так, как понятно и привычно нам. По этой причине многие учителя перестраивают формат своей работы. То есть они получают такой же результат, но другими методами, комфортными для детей.
…и формат образования
Сегодня сложно встретить ребенка, который станет всерьез работать над проектной или исследовательской работой просто потому, что надо. Сначала он должен получить ответ на вопрос, зачем ему это нужно. И здесь на первый план выходит роль руководителя, который увлекает, направляет и помогает воплотить в жизнь самые смелые идеи.
Кто-то с удовольствием изучает труды современных ученых и даже спорит с ними, а кто-то с восторгом изучает архивы и находит такую информацию о своих предках, которая действительно способна удивить.
Что такое креативность в школе в принципе?
Когда мы говорим о творчестве вообще, нам кажется, что для самым главным для достижения успеха является свобода. Человек всего добьётся, если не мешать ему.
Развитие креативности учеников — это очень тяжелый труд. Это непрерывный труд. Невозможно заниматься творчеством время от времени. Любая пауза будет означать конец истории. И, приступая к новому проекту, стоит сначала оценить свои силы – хватит ли их, чтобы довести начатое до конца.
Когда нужно сбивать температуру
Сама по себе лихорадка — не болезнь, а защитная реакция организма, которая направлена на борьбу с вирусами и бактериями.
Цифры на градуснике не всегда считаются критерием применения жаропонижающих средств.
Дать жаропонижающее следует в тех случаях, если:
- ребенок плохо себя чувствует, не может уснуть, капризничает, жалуется на сильную головную боль;
- есть озноб, ребенок дрожит, кожные покровы стали бледными, с мраморным оттенком;
- есть заболевания нервной системы, болезни обмена и сердца;
- ребенок до года, недоношенный;
- на фоне повышенной температуры у малыша появились судороги (или такое состояние наблюдалось в прошлом).
Как правильно критиковать ребенка
Конструктивная критика помогает получать новый опыт и знания, выбирать верные решения, быть гибким и адекватным. Но приносить пользу она может лишь при правильном использовании — иначе все превращается в упреки, укоры и оскорбления. Причем, увы, обоюдные.
Чтобы критика действительно развивала ребенка и шла на пользу вашим отношениям, родителю важно начать с себя:
- Говорить спокойным тоном, не превращать критику в наказание. Крик снимет ваше напряжение, но ребенок автоматически начнет «защищаться» слезами, обидой или хамством в ответ. Заискивать тоже не нужно, выбирайте спокойный тон и простые слова.
- Не допускать оскорблений. Критика должна быть доброжелательной. Если вы грубите, то обижаете ребенка, он слышит только ваше недовольство. Если вы чувствуете, что готовы вскипеть, возьмите паузу: просто выйдите из комнаты на пару минут, сделайте глубокий вдох, досчитайте до десяти, попейте воды.
- Критиковать не ребенка, а его поступок. Никто не застрахован от ошибок, мы все ошибаемся. Поэтому не стоит скатываться в обобщения в духе «Ты что, слепой?», «У тебя руки кривые?», «Ты читать не умеешь?». Четко отделите действие ребенка от его личности и анализируйте именно действие. Умение исправлять ошибки намного важнее способности их не совершать.
- Критиковать наедине. В присутствии третьих лиц (особенно близких) все замечания воспринимаются гораздо больнее. Даже конструктивная критика при посторонних может иметь не самые благоприятные последствия. Если вам нужно сделать замечание — сделайте это тактично и незаметно, а лучше — обсудите ситуацию позже, когда останетесь с ребенком вдвоем.
- Не возвращаться к прошлому и не обобщать. На эмоциях мы любим вспоминать все «грехи» человека за всю его жизнь. Но такой подход усугубляет чувство вины и снижает самооценку. Запомните правило: обсудили один раз — закрыли тему, даже если очень хочется напомнить об аналогичной ситуации.
- Предложить альтернативу. В критике, которая не содержит ничего, похожего на решение проблемы или альтернативу, нет никакого смысла. Попробуйте вместе с ребенком разобрать ситуацию без лишних нравоучений и помочь принять решение, которое устроит обе стороны.
По мнению психологов, на одно критическое замечание должно приходиться семь похвал. Можно руководствоваться любыми советами, главное — почаще говорите, что любите ребенка и будьте на его стороне.
Марина Филькина, клинический психолог, кпт-терапевт, психодраматист | Держите в голове запрет на “сына маминой подруги”: избегайте сравнений ребенка и его действий, достижений и результатов с другими людьми, собой, героями книг и кинематографа. Сравнения ощутимо подрывают самооценку ребенка и в будущем сделают его неуверенным, тревожным, с высокой потребностью в подтверждении собственной ценности извне. В учебных заведениях и так всех со всеми сравнивают. Будьте готовы говорить об этом и объяснять ребенку, какие сильные стороны у него есть, даже если он написал контрольную по математике хуже, чем сосед по парте. |
Самый частый повод для критики — школа. Мнение родителей здесь смешивается с общественным, а разгребать последствия бесконечных упреков и замечаний приходится детям.
Чтобы научиться правильно злиться, адекватно реагировать на детские успехи и провалы, мы создали бесплатный курс для современных мам и пап от психолога Екатерины Мурашовой «Учеба без слез» . На протяжении месяца раз в неделю вы будете получать письма с решением самых важных родительских проблем — и станете спокойнее и ближе с ребенком.
Отличительные черты креативности
Как определить, насколько развита креативность у вас или вашего ребенка? Отследите основные отличительные особенности такого мышления:
разработка оригинальных способов решения проблемы и создание уникальных идей, стремление к их реализации;
умение находить множество различный вариантов и выбирать оптимальный из них;
способность быстро переключаться с одного задания на друге, а также умение систематизировать и применять информацию из различных сфер познания для решения определенной задачи;
скорость мыслительной реакции и поиска ответа на поставленный вопрос;
умение быстро построить ассоциативный ряд и создать цепочку последовательных образов;
преобладание не логической, а образной стороны мышления.
Сложно представить человека с таким набором особенностей. Но таковые существуют. Это позволяет им находить совершенно нестандартные варианты решения определенной проблемы и мыслить шире, чем большинство представителей человеческой расы. У них в голове абсолютно уникальный мир, с помощью которого они создают креатив вокруг себя. Такие люди – находка для сферы рекламы и продаж.
Восстанови старые контакты
У каждого из нас есть люди, которых мы хорошо знали в прошлом, но общение с которыми по каким-либо причинам прервалось. Это могут быть друзья детства, приятели, одноклассники или однокурсники, люди с предыдущих мест работы. Никогда не поздно восстановить общение с ними, если они не против.
Отправь человеку сообщение, найди его в соцсетях, позвони по номеру, который у тебя остался. Не переживай, что не найдёшь слов, чтобы объяснить, почему вы не общались так много времени. Вполне вероятно, что человек просто будет рад слышать тебя, а уже после сложившегося разговора вы оба решите, стоит ли продолжать общение, или лучше поставить точку в ваших отношениях.
Практикуйте с ребенком социальные сценарии
Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.
Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение”сочини рассказ”. Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».
«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».
«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.
Как развить в ребенке креативность
12/10/2015
7 Дней
Говоря простыми словами, креативность – это способность мыслить и генерировать новые идеи и мысли. Креативность является побочным продуктом воображения. Кроме того, ее можно рассматривать как способность создавать различные возможности, которые могут быть полезны в решении проблем и трудностей. Понимание концепции творчества в детях относительно простое, поскольку воображение у детей постоянно развивается за счет того, что им присуще делать по природе – задавать вопросы, импровизировать, сочинять, узнавать что-то новое, придумывать и даже делать ошибки.
Следующие способы помогут развить креативность в характере вашего ребенка:
- Не исправляйте, а спрашивайте
Когда ваши дети делают ошибки, неправильно употребляют слова или демонстрируют плохие манеры, не спешите их ругать или поправлять. Вместо этого, спокойно поговорите с ними и узнайте, почему они это сделали, или почему они считают, что так делать или говорить правильно? Например, если ваш сын берет стакан сока и начинает шумно его прихлебывать – не кричите на него, а спросите, почему он думает, что так пить сок правильно. Скорее всего, он скажет, что он хочет пить или так ведут себя друзья в школе. В этот момент вы должны начать разговор о поведении за столом, уважении ко взрослым и так далее. Как родитель, опекун или даже учитель, вы должны понимать, что это ваша ответственность – научить ребенка задавать вопросы, поскольку именно это – важная характеристика творческого ума.
- Учитесь вместе
Познавая мир, дети начинают задавать много вопросов, на которые вы не можете ответить. Большинство родителей в этом случае отделываются поспешным: «Я не знаю» или «Я думаю, что…». Вместо этого говорите «Давайте найдем ответ на твой вопрос вместе». Только не ищите в Интернете напрямую, а возьмите книгу. Это поможет выработать в вашем ребенке привычку читать, поскольку книги являются наиболее надежным источником информации. - Применяйте технику мозгового штурмаКаждому родителю стоит пользоваться эффективным методом мозгового штурма. В свободное время проведите с вашим ребенком обсуждение различных бытовых предметов. Например, из картинки можно сделать телескоп, а щетка для волос может быть микрофоном. Можно даже сделать из этого игру. Обязательно хвалите ребенка за богатое воображение.
- Играйте с ребенком
Вместе с ребенком придумывайте различные игры, используя соответствующий реквизит. Это поможет ему узнавать новую информацию кроме той, что ему преподают в школе. Игры помогают взглянуть на что-то с другой точки зрения – важный элемент творчества. - Дайте ребенку свободу и независимость
Дайте вашим детям свободу и автономию, чтобы они могли спокойно познавать мир, постигать свои идеи и мысли. Старайтесь не командовать, не давить на детей. Не давайте им инструкций и указаний. Вместо этого, поощряйте их, давайте возможность узнавать и изобретать новые вещи. - Позвольте ребенку думать самостоятельно
Позвольте вашему ребенку принимать простые решения – например, что есть в обед или куда идти на пикник. Так вы будете поощрять самостоятельное мышление малыша, предоставляя свободу творчества.
Творчество очень важно для детей, поскольку оно помогает им приобретать и развивать навыки и опыт познавания. Если креативность в ребенке развивается с самого раннего возраста, дети учатся находить решения своих проблем и более логично и разумно действуют во взрослом возрасте
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Вопросы для размышления и самопроверки
Предлагаем вам поразмышлять над прочитанным и потренировать собственную креативность.
- Что такое креативность?
- С какого возраста, на ваш взгляд, можно начинать развитие творческих способностей ребенка:
- с рождения;
- с одного года;
- с двух лет;
- с трех лет;
- с четырех лет;
- с пяти лет;
- с шести лет;
- с семи лет?
Объясните свой выбор.
Каковы физиологические основы креативности?
Какие условия необходимо создать детям для оптимального развития креативности?
Что такое психологическая инерция, и какие упражнения, на ваш взгляд, будут способствовать ее снижению эффективнее всего?
Придумайте новые задания на преодоление психологической инерции.
Вместе с ребенком найдите как можно больше способов решения задач из предложенных (в том случае, где это допустимо)
Придумайте новые упражнения для развития творческого мышления.
Найдите картины с фантастическими изображениями и обсудите их с ребенком, придумайте целую историю о том, что это (подойдут картины сюрреалистов).
На какое чудо вы обратили (обратите)сегодня внимание своего ребенка?. Творческие способности помогают не только малышам, но и их родителям
Креативный подход позволяет находить оптимальные выходы из самых затруднительных ситуаций. Несомненно, одной из таких ситуаций является старт посещения ребенком детского сада. Кто-то уже прошел (и возможно, не один раз) через это, а кому-то еще только предстоит. Как проходила адаптация вашего малыша? Использовали ли вы нестандартные приемы, чтобы помочь своему ребенку легче пережить этот период? На что стоит обратить внимание родителям, чьим детям только предстоит начать посещение детского сада? Эти и многие другие вопросы, касающиеся адаптации к детскому саду, обсудим ровно через месяц, ведь сентябрь не за горами!
Творческие способности помогают не только малышам, но и их родителям. Креативный подход позволяет находить оптимальные выходы из самых затруднительных ситуаций. Несомненно, одной из таких ситуаций является старт посещения ребенком детского сада. Кто-то уже прошел (и возможно, не один раз) через это, а кому-то еще только предстоит
Как проходила адаптация вашего малыша? Использовали ли вы нестандартные приемы, чтобы помочь своему ребенку легче пережить этот период? На что стоит обратить внимание родителям, чьим детям только предстоит начать посещение детского сада? Эти и многие другие вопросы, касающиеся адаптации к детскому саду, обсудим ровно через месяц, ведь сентябрь не за горами!
Помогите детям активировать свои чувства
В ребенке как развить креативность и творческое мышление? Для этого в первую очередь важно раскрыть их. Лорен Резник — автор книги «Сила воображения вашего ребенка: как превратить стресс и беспокойство в радость и успех», советует знакомить ребят с миром
Это важно, для того, чтобы они могли использовать все свои чувства. Опять же, это не означает дорогостоящие или сложные, долгие поездки. Отведите их в библиотеку, музей и на улицу, сказала она. Попросите их представить, на что может быть похоже путешествие в далекие места, сказал Резник. С какими животными они столкнутся? Как будет выглядеть окружающая природа? Какой запах вы почувствовали бы? Какие звуки будут издавать животные?
Как приобщить ребёнка к творчеству
Вот несколько рекомендаций, как развить креативность у ребёнка.
Совет 1. Найдите хобби по интересам. Творчество бывает разным: рисование, коллажи, лепка, керамика, рукоделие, бижутерия, кулинария, конструкторы Lego. Не бойтесь перепробовать разные начинания — главное, чтобы ребёнок в итоге нашёл что-то по душе.
Совет 2. Вдохновляйте. Внедряйте искусство в жизнь ребёнка — возможно, что-то его заинтересует, и ему захочется это повторить. Посещайте выставки, мастер-классы, лекции, курсы для соответствующего возраста в вашем городе.
Совет 3. Не критикуйте творческие работы ребёнка. Французский уличный художник Тьерри Гетта утверждал: «Искусство не может быть подвергнуто критике, поскольку каждая ошибка является новым творением». Если требовать от детского творчества результатов и достижений, можно отбить тягу к креативности вообще. Поэтому творчество должно вдохновлять и окрылять, а не давить и нервировать.
<<Форма демодоступа>>
Ещё важно помнить, что нетворческих или неспособных к творчеству детей не бывает. В каждом ребёнке есть стремление к познанию, природная любознательность и желание пробовать
Но иногда это в корне убивают взрослые, школа и окружение.
Воздержитесь от лишней критики и предоставьте ребёнку творческую свободу: рисует розовых слонов — здорово, выходит за поля раскраски — ну и пусть, лепит что-то непонятное — на здоровье, делает не по канону — ещё лучше.
Совет 4. Включите творчество в расписание. Подойдите к развитию креативности как к формированию привычки — выделите на это конкретное и регулярное время. Например, каждый день с 16:00 до 17:00 — творческий час. Здорово, если у ребёнка будет свой уголок для креатива: в отдельной комнате или в общей. Разложите там все нужные материалы, которые найдутся дома — пластилин, макулатуру для коллажей, краски, конструкторы, бусинки. Показывайте пример — предложите вместе сесть и смастерить что-то по туториалам из интернета.
Совет 5. Устраивайте семейный детокс от гаджетов. Планшеты, ноутбуки и смартфоны сильно затягивают — ребёнку хочется бесконечно смотреть видео, которые предлагает YouTube, вместо того, чтобы заняться творчеством. Если у ребёнка нет возможности сидеть в гаджете (например, в определённое время мама их забирает) — сразу просыпается желание полепить из пластилина, построить скворечник, связать крючком.
Совет 6. Выполняйте упражнения на развитие креативности. Вот примеры: нарисовать несуществующее животное и придумать ему название, составить связную историю с сюжетом на основе двух случайных слов, сочинить альтернативный конец для любимой сказки.
Совет 7. Рассмотрите альтернативные варианты обучения. В традиционной школе творчеству уделяется совсем мало времени. Даже сочинения и эссе требуется писать по строгому шаблону. А если отойти от принятой линии — получаешь плохую оценку и выговор. Это мало способствует развитию творческого потенциала и креативности ребёнка.
В альтернативных школах, наоборот, творчество играет важную роль в формировании личности ребёнка. В вальдорфских начальных школах можно писать в тетради карандашом вместо ручки и рисовать в конспектах. В школах Монтессори дети всё время развивают мелкую моторику: лепят, строгают, мастерят и рисуют.
А в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» созданы такие условия, чтобы у ребят было достаточно времени на личные творческие хобби: здесь можно учиться через интернет и в удобном темпе. Не надо тратить время на дорогу до школы и обратно — лучше порисовать, слепить что-то или сходить в любимый кружок. В «Экстернате Фоксфорда» регулярно проходят творческие онлайн-курсы, где дети могут развивать креативность и учиться самовыражению.
Книги для развития креативного мышления
Долгое время подбирала себе «полку» книг, можно заказать со скидкой 10% из списка:
- Владимир Петров. Думай иначе. Креативное мышление
- Борис Лемберг. Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление
- Майкл Микалко. Взлом креатива
- Твайла Тарп. Привычка к творчеству
- Алехандро Ходоровски Психомагия. Воображение как основа жизни
- Чарльз Филлипс. Креатив и образное мышление: 50+50 задач для тренировки мозга
- Дэвид Иглмен, Энтони Брандт. Креативный вид
- Тина Силиг. Креатив по правилам
Детям:
- В. Г. Дмитриева. Мои первые головоломки. Креативное мышление
- Анатолий Гин, Марк Баркан. Фактор успеха. Учим нестандартно мыслить
И в заключение обсуждения, как развить креативность, рекомендую заниматься 5-10 минут в день. Можно брать любые упражнения и чередовать их. Главное, не прерываться. И тогда через 3 недели, Вы точно будете уверены в наличии у себя креативности и творческого мышления. Это огромный шаг саморазвития (с чего начать самосовершенствование в отдельной статье).
***ответ на упражнение 10.
3 круга используются как основа для написания слова прописными буквами»два».
С верой в Ваш успех, Светлана Васенович
информацию