Как развить уверенность в себе ребенка и укрепить его самооценку

Виды воспитания детей

В процессе правильного воспитания, ребенок просто обязан развиваться как физически, так и интеллектуально, с целью формирования здорового генофонда, а также интеллектуального вклада в копилку всего человечества.

Существует ряд факторов воспитательного процесса:

• Формирование личностной структуры

Данный процесс не включает в себя накопление знаний профессионального характера и изучение каких-либо дисциплин, он в первую очередь отвечает за понимание разницы между тем, что плохо и хорошо, правильное воспитание ответственности и чувства долга. В общем за все положительные качества человека в целом. Это достаточно важный процесс.

• Развитие интеллекта

Это очень важно в жизни, так как именно от возможности принимать правильное решение зависит успех. В процессе формирования ума человек начинает понимать, что на протяжении всей жизни ему придется учиться абсолютно всему, и в процессе этого обучения человек сделает выбор пути, по которому он пойдет дальше, что будет изучать, и в какой сфере деятельности работать. • Эстетическое формирование

• Эстетическое формирование

Буквально в каждом человеке заложен природный талант к чему-либо. Обязанность родителей — раскрыть этот талант для того, чтобы ребенок понял природу прекрасного в творчестве, природе и жизни. Через любовь к прекрасному и умению выражать прекрасное ребенок эмоционально развивается, а его эмоции носят положительный характер. Именно благодаря творчеству дикий человек стал разумным.

• Физическое развитие

Любовь к физической культуре — основа всего генофонда человечества, и каждый человек просто обязан сделать в него вклад. Занятие спортом способствует не только нахождению в добром здравии всю жизнь, но снижает вероятность проявления множества заболеваний.

• Воспитание трудом

Есть высказывание о том, что труд облагораживает. Самое главное, что воспитывает труд в ребенке — это упорство и усидчивость, те самые важные качества, которые способствуют развитию ребенка в профессиональной деятельности.

Коррекция самооценки у детей в начальной школе

Поднять самооценку помогут 8 простых правил.

Одним из главных правил психологи считают необходимым исключить навязывания других детей в качестве примера. Это позволит детям правильно развиваться и легко выстраивать социальные связи.
Ребёнок чувствует себя более комфортней, когда примером служат его успехи в сравнении с его же достижениями на более раннем этапе. Дети сосредотачиваются на своём развитии, своих успехах. Они начинают воспринимать окружающих людей, как источник поддержки, а не критики.
Собственная оценка, сделанная публично – это, как правило, тяжёлый опыт для детей

Ребенку в это время очень нужна помощь в преодолении внутренних барьеров.
Большую роль в младшем школьном возрасте оказывает помощь взрослых в осознании детьми важности сторонней оценки их деятельности, развитии уважения к критическим замечаниям.
Адекватное восприятие неудач – ещё одна задача, которую родители должны помочь решить ребёнку. Важно научить его понимать, что периодические неудачи — это нормально

Главное извлечь из них пользу и ценный опыт.
Хвалить нужно вовремя и к месту. Ошибочно думать, что с помощью похвалы мы всегда лишь повышаем самооценку ребенка. Дети хорошо чувствуют фальшь и неискренность. Если они поймут, что их высокая оценка далека от правды, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах. Скорректировать самооценку у таких детей станет сложно в дальнейшем.
Развивайте сильные стороны у ребёнка. Не нужно убеждать ребёнка стремиться быть лучше всех
Помогите ему разобраться с тем, что нравиться делать ему и уделите внимание развитию именно этой способности. Не обязательно быть успешным именно в математике или физике
Хорошее умение разбирать и собирать велосипед или плавать, помогут ему быть уверенным в себе ничуть не хуже.
Всемирно известный педагог, врач и писатель Януш Корчак сказал: «Детей нет, есть люди». Родители не должны забывать об этом и не позволять себе ничего такого в отношении детей, чего бы они не позволили в отношении взрослых людей.

Коррекция самооценки — это та работа, которой необходимо постоянно заниматься в любом детском коллективе. Психика у детей в младшем школьном возрасте очень подвижна, ей свойственна большая гибкость, что позволяет производить корректировку их самооценки без особых трудностей. Но если её отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.

Сравнивать ребенка только с ним самим (с его предыдущими результатами)

У детей самопредставление и самооценка еще не сформированы, поэтому самое важное правило: не сравнивайте намеренно своих детей с другими, только с самим собой! Раньше писал диктант на два, а сейчас на три — молодец, умница, успех! Потому что вырос над собой, а не дорос до Пети, Кати или Тани. У детей необходимо сформировать установку: тянуться надо не до других, а до лучшей версии себя

Возможно, «лучшая версия» ребенка может написать диктант на четыре с минусом, и никогда — на пять. Тогда приводить в пример отличников станет губительно.

Рыба не станет птицей, как её не мотивируй это сделать. Из посеянной морковки не вырастет репка. Но можно так сильно ухаживать и следить за морковкой, что из нее вырастет морковь — чемпион сельскохозяйственной выставки, лучшая морковь! Так вот, каждый ребенок — неповторимый плод любви (овощ ли, фрукт ли), и задача родителей сделать его лучшим в своём уникальном роде, а не сделать его другим, таким как кто-то.

Отсутствие сравнения в раннем и школьном детстве способствует возникновению у ребенка адекватной самооценки. Заниженная, как и завышенная самооценка, адекватными не являются. Да, мы все разные, и кто-то лучше другого в чем-то, но это не значит, что этот кто-то лучше тебя как личность.

Если мы говорим о повышении самооценки у детей, значит подразумеваем, что она занижена (то есть неадекватна), и ее необходимо вернуть на прежний, адекватный уровень. В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей. Ребенок в этом слышит не «тянись к Пете, я знаю ты можешь» (что, я надеюсь, подразумевают родители), а «Петя вон хороший, а ты — ну так себе», «как Петиным родителям повезло, что он у них родился, а я… ну что ж… это мой крест и нести его мне». Подобные умозаключения еще никогда и никого не подстегивали становиться лучше. И вообще, идея «стать лучше, чтоб любили и не бросили», деструктивна и дисфункциональна сама по себе.

Как развить правильную самооценку у ребенка?

Взаимодействие детей с другими людьми — главная стратегия, используемая для того, чтобы корректировать их уровень оценки собственных возможностей. Взрослые могут развить необходимые в определенном случае качества характера, если будут бережно и уважительно относиться к предпочтениям, потребностям и особенностям ребенка. Родителям, как и учителям, для формирования у детей правильной самооценки рекомендуется:

  • требовательно и последовательно работать над адекватной оценкой собственных качеств детьми;
  • проявлять заинтересованность к учебным и развлекательным занятиям ребят;
  • каждую личность необходимо оценивать положительно;
  • придерживаться уверенной позиции, позволяющей детям узнать о том, что они способны достичь успеха;
  • регулярно анализировать выполненные ребенком действия вместе с ним, чтобы разобраться в возможно допущенных ошибках, причинах появления сложностей и найти способы решения проблемных ситуаций. 

Для гармоничного развития самооценки в детском возрасте, целесообразно обеспечить маленького человека полноценным общением с его сверстниками. При возникших трудностях в построении таких отношений родителям также следует помочь ребенку выяснить содействующие этому причины, подсказать варианты решения. Взрослым на постоянной основе рекомендуется вселять в детей уверенность в том, что они способны справиться со множеством трудностей, справиться с неудачами, добиться поставленных ими реальных целей. 

Как себя вести родителям?

Очень важно понимать факт того, что маленький ребенок всецело верит своему окружению, в особенности самым близким людям. И то мнение, которое транслируют родители, воспринимается им как 100 % истина

Если мама говорит, что ребенок плохой, то ребенок действительно верит, что он плохой. И он вряд ли задумается о том, что эту характеристику можно поставить под сомнение.

В будущем такой ребенок ощущает на себе все последствия заниженной самооценки, имея множество проблем во взрослой жизни. Я вижу это каждый день, работая с людьми и “раскапывая” вместе с ними корни их проблем.

Именно поэтому повышение самооценки у детей является крайне важным моментом, на который родителям стоит обратить особое внимание. Прежде всего необходимо быть внимательным к своему ребенку

Научиться видеть признаки заниженной самооценки, чтобы иметь возможность помочь и исправить ситуацию

Прежде всего необходимо быть внимательным к своему ребенку. Научиться видеть признаки заниженной самооценки, чтобы иметь возможность помочь и исправить ситуацию.

Факторы, которые говорят о проблеме:

  • нездоровое чувство вины за малейшие ошибки;
  • неудовлетворенность собой, чрезмерная самокритика;
  • синдром “хорошего ребенка”, желание всем угодить;
  • частые обиды и резкая защитная реакция на малейшее замечание;
  • боязнь выражать свое мнение;
  • раздражительность и оборонительная позиция;
  • нерешительность;
  • депрессивные состояния;
  • слепое подражание кумирам;
  • проблемы в коллективе, нежелание ходить в школу или детский сад.

Хвалите его там, где это уместно

Похвалы часто используются не по назначению, но когда они конкретные и заслуженные, то тут же становятся прекрасным способом поднять ребенку самооценку. По словам психологов, именно практика – усилие – должна быть в центре внимания. Не говорите «отличная игра». Скажите ему, что было здорово, когда он передал мяч своему товарищу по команде.

И имейте в виду, что даже небольшая косвенная похвала может творить чудеса. Она российская мать продемонстрировала большую изобретательность в этом деле. Она следила за тем, чтобы ее дети «подслушивали» похвалы в их адрес. Она организовывала все так, чтобы они имели возможность ее подслушивать, и нахваливала их во время диалога со сторонним человеком.

Факторы риска

Существуют наиболее распространенные причины снижения самооценки, связанные с конкретными обстоятельствами. Обычно психологи во время консультации стараются исключить такие факторы:

Тревожный родитель, стремящийся к гиперопеке

Желание оберегать детей от любых невзгод продиктовано инстинктами и родительской любовью, однако во всем должна быть соблюдена мера. Дети следят за поведением своих родителей и на основании этого опыта формируют собственные личностные черты. Патологическая материнская тревога создает предпосылки для развития тревожности у индивида. Человек не учится самостоятельно принимать решение и справляться со сложностями.

Психологическое и физическое насилие — наиболее серьезный фактор риска

Проявляется избыточными наказаниями, попреканиями и критикой. Родитель не помогает детям восстанавливаться после стресса, а лишь усугубляет состояние. Часто матери и отцы, склонные к психологическому насилию, не видят в своем поведении ничего предосудительного.

Недостаточная социализация в раннем возрасте

Этот фактор риска обычно связан с гиперопекой и строгим воспитанием, когда родители из-за собственных страхов и неуверенности в себе запрещают детям видеться со сверстниками. Индивид не получает необходимого опыта для развития самооценки.

Невозможность соответствовать родительским ожиданиям

Детей постоянно упрекают в неудачах в учебе и других видах деятельности. Такая особенность воспитания часто связана с тем, что родитель пытается реализоваться за счет социальных успехов детей. Характерно для нарциссических матерей и отцов.

Социальные неудачи

Межличностные взаимодействия в детском саду и школе не идеальны. Дети могут быть жестокими, насмешливыми и равнодушными. Плохие отношения в коллективе лишь закрепляют патологические черты личности.

Еще одним немаловажным фактором риска является неблагоприятное соматическое состояние. Хронические заболевания приводят к развитию разных психических нарушений, включая тревожность и депрессию. Особенно тяжело приходится детям-инвалидам, поскольку уже в раннем возрасте они осознают свои ограничения. Вырасти уверенным в себе можно путем устранения основных факторов риска.

Что делать, если ребенок не уверен в себе: как воспитать мальчика и девочку уверенными в своих силах

Когда ребенок маленький, избегайте в его оценке слова «плохой». Он не плохой, он просто оступился и сделал неправильно. Старайтесь объяснять, что есть неправильные поступки, причиняющие боль или неприятности, от которых он может пострадать. Даже когда ругаете малыша, подчеркивайте, что он сам хороший ивы его любите, но огорчены неправильным поступком ребенка. Используйте выражения без «не», например, лучше не говорить малышу: «не можешь», «не сделал», «не выполнил». Воспитать девочку или мальчика как можно более уверенными в себе помогут позитивные чувства. Всегда говорите: «С этим ты обязательно справишься», «Тебе это по плечу», «Ты способен еще лучше сделать».

Учите своего ребенка доводить начатое до конца, но, если ребенку какая-то деятельность не по душе, не давите на него, что все это нужно непременно доделать и идти именно по этому пути

Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет становление интересов и выбор профессии; поэтому, чем ребенок больше попробует себя в разных видах деятельности, тем больше шансов, что в дальнейшем он сделает правильный выбор. Хорошая возможность показать ребенку, что вы ему доверяете и надеетесь на его помощь, — с раннего детства давать малышу разные мелкие поручения по дому, потом постепенно приучать выполнять постоянные (ежедневные, рутинные) обязанности. А как помочь ребенку стать уверенным в себе, если он только начинает вливаться в детский коллектив? Помогите ребенку адаптироваться в группе детей

Ведь вся его жизнь с момента, как он пойдет в детский сад, будет так или иначе связана с общением и работой в группе. Это и школа, и студии, спортивная школа, университет, лагерь. В группах детей всегда существует конкуренция, особенно среди детей дошкольного возраста. Дети постарше считают себя взрослыми, опыт общения у них больше, и они запросто могут «заткнуть за пояс» тех, кто помладше. А тем, кто младше, ничего не остается, как подчиниться и «набираться опыта». Если у вашего ребенка нет проблем общения с младшими детьми и со своими ровесниками, он со временем найдет общий язык и с детьми постарше

А как помочь ребенку стать уверенным в себе, если он только начинает вливаться в детский коллектив? Помогите ребенку адаптироваться в группе детей. Ведь вся его жизнь с момента, как он пойдет в детский сад, будет так или иначе связана с общением и работой в группе. Это и школа, и студии, спортивная школа, университет, лагерь. В группах детей всегда существует конкуренция, особенно среди детей дошкольного возраста. Дети постарше считают себя взрослыми, опыт общения у них больше, и они запросто могут «заткнуть за пояс» тех, кто помладше. А тем, кто младше, ничего не остается, как подчиниться и «набираться опыта». Если у вашего ребенка нет проблем общения с младшими детьми и со своими ровесниками, он со временем найдет общий язык и с детьми постарше.

Как правильно развивать в ребенке уверенность в себе, чтобы не навредить

По мнению психологов, уверенность в себе состоит из 3 компонентов:

  • внутренний стержень (чувство уверенности в собственных силах и правильности мнения);
  • решительные действия (отстаивание собственной позиции, уверенные последовательные действия);
  • решимость (отсутствие колебаний после принятия решений).

Воспитывая ребенка и формируя его личность, задача родителей – сделать внутренний мир крохи целостным, научить его вести себя соответственно этим трем показателям. Обдумывая действия, как развить в ребенке уверенность в себе, мамам и папам стоит помнить, что иногда лучше умерить свое желание обучать, достаточно просто любить и уважать маленького человека как личность.

Во время взросления кроха впитывает любую информацию, как губка. Его идеалы, примеры для подражания с самого рождения – родители. Ребенок любит без условностей, без причин и копирует наше поведение, подражает. Поэтому, если вы задумались, как вселить уверенность в ребенка, начните с себя. Возможно, изменив собственные привычки, вы сможете изменить будущее малыша.

В процессе становления личности специалисты выделяют несколько самых распространенных ошибок, которые совершают родители, пытаясь правильно растить малыша:

  1. излишняя опека;
  2. сравнение с другими;
  3. сомнение в его возможностях;
  4. слишком бурная реакция на совершаемые ошибки;
  5. манипуляция чувствами крохи.

Основа неуверенности в себе у ребенка формируется из возникающих страхов. Бояться, – это нормально. В процессе взросления кроха сталкивается со многими страхами. Задача родителей не усугублять их, пугая малыша плохими последствиями.

Решение, как воспитать в ребенке уверенность в себе, может заключаться в 6 рациональных методах действий родителей:

  • серьезно воспринимать детские страхи;
  • не наказывать за испуг;
  • находить компромиссы, не оставлять малыша один на один со своей проблемой (не покидать одного дома, если боится одиночества, при боязни толпы быть рядом, взять на руки);
  • не отожествлять ребенка с другими людьми;
  • аккуратно давать возможности крохе столкнуться со своими страхами и преодолеть их (постепенно уменьшать свет ночника для тех, кто боится темноты, или наблюдать издалека за животными, потом погладить, подержать на руках, тем, кто боится зверей);
  • разговаривать на понятном для малыша языке, не игнорировать его вопросы и все просто и логично объяснять.

Чрезмерное восхваление детей приносит больше вреда, чем пользы

Тейлор говорит, что чувство собственного достоинства происходит от чувства любви и безопасности, а также от развития ответственности, и хотя родители часто осыпают своих детей первыми двумя ингредиентами, ответственность – умение справляться с делами – требует времени и усилий.

На самом деле, преувеличивая заслуги детей, мы приносим больше вреда, чем пользы. Мы понижаем планку для них. Если вы продолжаете говорить своему ребенку, что он уже делает фантастическую работу, вы при этом создаете посыл, что ей больше не нужно заставлять себя. Но уверенность приходит от того, что ты делаешь, от попыток, неудач и попыток повторить все снова – то бишь от практики.

Саманта МакЛауд, у которой четверо мальчиков в возрасте от одного до девяти, считает, что постоянные комплименты могут подорвать самооценку. Либо дети начинают думать, что они идеальны, либо они все время стараются быть идеальными – невозможный стандарт. И неточная похвала их смущает. Если ваш сын не умеет писать, не нужно говорить ему, что он пишет потрясающе, ибо так он привыкает не доверять своим собственным инстинктам. Он также усваивает для себя, что похвала – это просто лицемерная ложь.

Говоря своему ребенку, что он лучший, самый умный или самый талантливый, вы создаете для него проблемы в будущем. Вы создаете эгоиста, который думает, что его каракули – это полотна Рафаэля, но рано или поздно он обнаружит, что он не такой уж и гениальный. И это будет самый страшный момент в его жизни.

Радоваться минимальным успехам

Для повышения самооценки у детей очень важно искренне радоваться их, пусть даже минимальным, успехам. Искренне! Видеть, отмечать малейшие изменения в лучшую сторону, показывать ребенку, как его труд (и целенаправленный, и не очень), приносит результат: «Вот смотри, ты все лето катался на велосипеде, а теперь быстрее всех кросс пробежал в классе»

О таких тонких логических последствиях ребенок может и не догадываться, задача родителя — ненавязчиво ему их показывать: «Вот мы сейчас с тобой на коньках катаемся, а все твои одноклассники читают „Метель“, чтоб к сочинению подготовиться. А ты еще летом прочитал, и как противился, как не хотел! Зато дело сделано, и теперь свободны». Так что родителям необходимо поощрять не только сам результат, но и прилагаемые для его достижения усилия.

Развития уверенности у мальчиков

В развитии уверенности в себе у мальчиков очень важна роль отца семейства, который должен воспитать в сыне настоящего мужчину, не боящегося трудностей, умеющего исполнять любую мужскую работу, знающего такие понятия как совесть, честь. Умеющего дружить и любить, с уважением относиться к женщине.

Когда взрослые относятся к своим детям с любовью, то дети уверены, что их любят. И, наоборот, если взрослые обращаются с ними плохо, унижают, высмеивают, оскорбляют, то и дети чувствуют себя плохими. Они будут озлобленными, затравленными и неуверенными в себе. А это недопустимо. Необходимо помнить, что самооценка ребенка, т.е. осознание своих достоинств и недостатков зависит от отношения родителей к своим детям. В формировании уверенности в себе мальчика родителям нужно помочь развить следующие качества:

  1. Независимость. Здесь подразумевается не материальная или физическая сторона, а возможность принимать решения и самостоятельно мыслить. Независимость — синоним уверенного поведения, такое качество помогает быстро налаживать контакты, решать поставлены вопросы. Взрослым мальчик становится после того, как он способен принимать решения и отвечать за поступки.
  2. Способность к правильному анализу. Умение делать логический вывод, анализировать других и себя, оценивать ситуацию правильно, видеть различие между добром и злом, соизмерять свои возможности.
  3. Умение сочувствовать. Создание нормальных контактов в социуме, проявление этической стороны личности ребенка также оказывает влияние на уверенность в собственных силах.

Уверенность в себе и взаимодействие с учителями

     Подобного рода эмоциональные столкновения недолго остаются в тени. Первым либо позвонит учитель, либо ваш ребенок придет домой, закинет портфель подальше и гневно произнесет: “Я скоро пошлю эту биологичку, достала заваливать”. 

     Идеальные отношения со всеми не складываются ни у одного человека, если только вы не робот)) Поэтому подобные высказывания с обеих сторон – классика школьной поры. 

Как поступить?
  1. Поделитесь своим школьным опытом, у каждого ведь была своя злая “биологичка”;
  2. Покажите, что восприятие школьника не единственное правильное. Попытайтесь взглянуть на ситуацию глазами учителя;
  3. Если ваш случай все-таки классический пример жизненной несправедливости, то объясните ребенку, насколько это закалит его характер и поможет справиться с подобным в будущем; 

Уверенность в себе и рефлексия

Человек — сложно устроенное живое существо, способное анализировать происходящее вокруг и адаптировать свое поведение под текущие нужды. Эволюционный механизм научил приматов выживать в сложных условиях путем взаимодействия с окружающим миром и планирования собственных действий. Этот механизм сохранился и не утратил свою роль. В сознании человека возникают отражения его поступков, мыслей и взглядов на мир. Такая психологическая особенность называется рефлексией.

Виды рефлексии:

  1. Ситуационная. Требуется для адаптации к определенным обстоятельствам. Субъект анализирует ситуацию и находит оптимальный способ решения проблемы. Такой вид рефлексии прочно связан с уровнем мотивации и самооценкой.
  2. Ретроспективная. Человек периодические вспоминает свои поступки и дает им свою оценку. Умеренная ретроспективная рефлексия помогает проводить работу над ошибками и менять свое поведение.
  3. Проспективная. Необходимо думать не только о прошлом, но и о будущем. Требуется анализ возможных действий для достижения результатов. Правильный анализ делает человека более уверенным в себе.

Внутренний взгляд индивида на себя, свою личность и качество собственных поступков имеет двоякое значение. Умеренная рефлексия развивает положительные качества, вроде собранности, эмпатии и сдержанности. Сниженная рефлексия является чертой чрезмерно уверенных в себе психопатов, способных нарушать законы и причинять другим людям боль без каких-либо угрызений совести. Другая крайность также является негативной чертой. Индивид становится зажатым, боязливым и неуверенным в себе. Люди с высокой рефлексией опасны в первую очередь для себя, поскольку это качество становится причиной неудовлетворенности и социальной неустроенности.

Нужно ли ребенку посещать психолога для развития уверенности в себе

Оставлять детей с собственными страхами наедине нельзя. В один день они могут перерасти из небольшой боязни в настоящую фобию с последующим неврозом. В случаях, когда родители не справляются с ситуацией, обязательно нужна квалифицированная помощь специалиста

Для начала маме и папе следует самостоятельно пройти ряд консультаций и попробовать удаленно решить проблему, не привлекая внимание малыша к тому, что в его поведении что-то не в порядке

Если приложенные усилия не приводят к улучшению, потребуется очная встреча ребенка с психологом. Главное – долго не затягивать с принятием этого решения, чтобы не усугубить ситуацию. В очной работе специалиста есть свои преимущества. Профессиональный психолог, с помощью испытанных методик выявления самооценки ребенка, сделает правильные выводы о проблеме и постепенно, вместе с малышом и родителями, преодолеет страхи.

Формирование самооценки у ребенка

Низкая самооценка ребенка делает его очень ранимым и чувствительным. Такие дети часто попадают в неловкие ситуации. Именно эта черта характера становится причиной застенчивости и робости. Из-за низкой самооценки малыш не может постоять за себя и отстоять своё мнение. Некоторые родители так хотят вырастить послушного ребёнка, что воспитывают нерешительных и закомплексованных детей. Таким детям сложно достичь успеха в жизни, ставить перед собой цели и идти к ним. Они думают, что ничего не смогут и не верят в свои силы. Чтобы такого не произошло, нужно изменить отношение к процессу воспитания. Формирование самооценки ребенка – очень важная операция.

Как вселить уверенность в своего ребенка: рассказывайте и спрашивайте

Рассказывайте и спрашивайте!

Рассказывайте:

  • Историю его рождения или усыновления.
  • О том, как вы «нежничали» с ним. когда он был маленький.”
  • Историю о том, как вы выбирали ему имя.
  • О себе в его возрасте.
  • О том, как встретились его бабушки и дедушки.
  • Какие ваши любимые цвета.
  • Что иногда вам тоже сложно.
  • Что когда вы держите его за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает «люблю тебя».
  • Какой у вас план.
  • Чем вы сейчас занимаетесь.

Спрашивайте:

  • Почему, ты думаешь, это случилось?
  • Как думаешь, что будет если…?
  • Как нам это выяснить?
  • О чем ты думаешь?
  • Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
  • Как думаешь, какое «оно» на вкус?

Самооценка и общение со сверстниками

     Сколько сериалов, книг, интервью и рассказов о жизненному опыте подтверждают жестокость и нестабильность подростковой среды. Это настоящий дар, когда ребенку комфортно с друзьями, но ведь бывает иначе. 

     Но не будем говорить об открытой травле, это другое. Даже в самых мирных компаниях каждый индивид играет свою социальную роль. Этот лидер, тот тихоня, третий юморист, четвертый “зажигалка”. И тогда перед каждым ребенком встает вопрос: “А кто же я?”

     “Если лидер Коля, а юморист Света, то я не могу занимать первых позиций и шутки мои больше походят на Петросяна?”

     Порой подобные размышления могут довести до полного отстранения от общества. Вопросы общения со сверстниками обязательно стоит контролировать, ведь друзья – это важнейшая составляющая самооценки ребенка. 

     Вряд ли подросток первым заговорит о том, что чувствует себя лишним, поэтому предпринимать меры родителям следует осторожно. 

Что делать?

     Первый и очень эффективный способ – совместный досуг. Поехать всей семьей в лес, приготовить фирменный пирог и за неформальной беседой узнать, как обстоят дела в общении с одноклассниками. Покажите ребенку, насколько он классный, веселый и добрый, дайте понять, что друзья нуждаются в нем настолько же, насколько он в них. 

     Второй не менее работающий метод – беседа с учителем. Классный руководитель контактирует с ребятами ежедневно и явно знает, как в классе обстоят дела с общением. Разведайте обстановку и после начните что-то предпринимать. 

Поощряйте детское любопытство

Родители иногда не знают, что делать, если ребенок не уверен в себе. Ответ прост: одобряйте его любознательность. Когда малыш входит в возраст «почемучки», мы сами оказываемся в непростом положении. Ребенок постоянно задает вопросы, о которых взрослый даже не задумается. «Почему небо голубое?», «Почему самолет не падает?», «Почему идёт снег?» После этих вопросов мама с папой понимают, что сами мало что знают. Даже не так: родители знают, но не понимают, как лучше объяснить. Малыш ставит их в тупик.

А ведь именно в период неуёмного любопытства у ребенка формируется интеллект, закладывается база знаний, мозг готов к получению новых навыков и умений. Именно поэтому нельзя отвергать малыша в это время. Не ответив на его вопросы, вы оставите его в неведении. Уровень его интеллекта будет оставаться на месте, багаж не будет пополняться знаниями, его успехи будут оставлять желать лучшего. Отсюда возникнет и неуверенность в себе. К тому же, поощряя любопытство ребенка, вы развиваете и свою эрудицию.

Родительское равнодушие – это не только причина неуверенности ребенка, но и вероятность его душевной травмы на всю жизнь. Всё время отнекиваясь от малыша, вы рискуете тем, что он больше не будет у вас ничего спрашивать, станет чужим и отдаленным. Своим равнодушием вы убедите его, что он бесполезный и никчемный. А это даже у взрослого человека пошатнет уверенность в себе.

Именно в детстве закладывается характер человека, формируется его личность. И родители до 7 лет оказывают огромнейшее влияние на психическое развитие ребенка. Поэтому если вы не будете принимать участие в воспитании малыша, существует риск, что он вырастет замкнутым и стеснительным человеком.

Уверенность через привязанность

Уверенность ребенка в самом начале формируется через уверенность в тех, кто о нем заботится. Начинается с ощущения себя в полной безопасности, чтобы начать осваивать мир и понять, на что ты способен. Именно это ощущение может подарить ребенку надежная привязанность к родителям. Или к какому-то взрослому, который постоянно заботится о нем.

Вот что влияет на ощущение ребенком себя в безопасности:

  • Удовлетворяются все его физиологические потребности;

  • Удовлетворяется потребность в привязанности (Мама, ты где, ты нужна мне прямо сейчас?!).

  • Удовлетворяется его потребность в исследовании окружающего мира (Пустите меня, хочу познавать новое!)

  • Удовлетворяется потребность в эмоциональном, чувственном восприятии мира (Дайте мне, я хочу попробовать, увидеть, потрогать, услышать).

  • Удовлетворяется потребность переживать собственный уникальный опыт. Дается шанс увидеть, что ребенок способен что-то изменить (Я на многое способен!)

  • Удовлетворяется потребность и дается возможность избегать неприятностей, опираясь за поддержку. (Помогите мне справиться с бедой!)

Самое главное то, в какой мере эти потребности могут быть удовлетворены для ребенка в семье

Насколько родители осознают их важность и находят ресурсы для их воплощения.. Логика развития уверенности через привязанность такая:

Логика развития уверенности через привязанность такая:

  • Родители обеспечивают ребенку теплые отношения, свои мягкие сердца, опору, чувство защищенности.

  • Ребенок, уверяется, что он в любой момент сможет получить поддержку в виде теплых объятий и успокаивающих слов родителей, что бы ни случилось.

  • Он рискует пробовать новое, исследовать мир, дерзать, экспериментировать.

  • Ребенок накапливает позитивный и негативный собственный опыт, параллельно через обратную связь от родителей определяет себя, как «смог, справился» и «не смог, не справился».

  • Теперь он смотрит на себя глазами родителей, что определяет силу его уверенности в себе.

Чем больше у ребенка позитивного опыта или опыта, оцененного родителями хорошо, тем крепче его уверенность в своих способностях, вера в себя.

Часто бывает, что физиологические потребности ребенка удовлетворяются великолепно, но из-за чрезмерных страхов родителей, они перекрывают ребенку возможность смело исследовать мир, пробовать новое.

Это одна из самых больших проблем в теме развития уверенности в детях. Что, если родители переоценят возможности ребенка и он навредит себе? И что, если родители слишком зажмут ребенка из-за собственных опасений и не дадут ему прочувствовать свое мужество покорять мир?

Решение лежит в том, чтобы родитель смог напитать ребенка близостью с собой так, чтобы потом смочь отправить, отлепить его от себя. Сила привязанности в том, чтобы отпустить и сказать: «Я тебя отпускаю. Я в тебя верю. Ты справишься».

Да, очень страшно отпускать, позволять больше, ослабить контроль, но нельзя этот страх показывать ребенку (работать со своими страхами!), чтобы не подорвать его уверенность в себе.

Метафорой уверенности в себе через привязанность может быть представление, что ребенок находится возле мамы, которая тепло обнимает его. И в то же самое время, не перекрывает ребенку взгляд в небо, чтобы он смог отрастить свои собственные крылья и взлететь. И оттуда, с высоты своего полета сказать маме: «Мама, спасибо тебе, мне летать не страшно!»

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий