Как разговаривать с ребенком: важные принципы и советы психолога

Говорим на равных

Необходимо давать детям возможность участвовать в домашних хлопотах и принимать их помощь. Дети хотят быть похожими на своих родителей, берут с них пример. Видя, как мама убирает, они тоже стремятся убрать где-то. От таких помощников только грязи больше. К домашней работе детей нужно приучать в форме игры. Если же ребенка отстранили от помощи, в его голове будут мысли, что он непригоден для домашних дел. И через какой-то период времени, когда ребенок станет подростком, он не будет помогать семье. Надо идти ребенку на встречу, пусть убирает с вами, чтобы он почувствовал, что он полезен своей семье. И в будущем вырастет хороший помощник.

Совет №2. Беседуйте перед сном

— В этот промежуток времени «защита» ребенка падает. Скорее всего, именно перед сном он будет готов говорить о том, что его волнует, что тревожит и так далее.

Приставать с распросами сразу после возвращения из школы — не самое хорошее решение. Ученик только-только вернулся из места, где ему и так задают очень много вопросов. Скорее всего, он устал, еще не успел переключиться на «домашний режим» и вряд ли захочет откровенничать. А заставляя отвечать, родитель превращается все в того же учителя, который «хочет от меня что-то узнать».

Не становитесь следователем. Дайте школьнику возможность переключиться и почувствовать себя защищенно в родных стенах.

Как воспитывать и справляться с капризным ребенком

Капризный ребенок – пробел в поведении родителей. Но при понимании, где произошла ошибка, проблема устранима. Постоянно скандалящие дети преследуют похожие цели, не отличающиеся разнообразием

Если проявить внимание и выявить причины капризов, станет ясна необходимая модель поведения в данных ситуациях

Основных мотивов капризов 2:

  1. Манипуляции. Дети умны и моментально запоминают, как могут добыть желаемое. Если мама или папа в один момент прогнулись и купили ненужную игрушку после длительной истерики, то в будущем она обязательно повторится. Это работает не только с покупками, но и с нежеланием спать, есть, мыться, и другими необходимыми действиями. Стоит лишь раз дать слабину и ребенок обязательно это заметит, а потом использует в личных интересах.
  2. Привлечение внимания. Какому ребенку уделяется максимум внимания от окружающих? Естественно, шумному, беспокойному, постоянно действующему наперекор. Если один ребенок спокойно рисует на мольберте, а второй – на обоях, мама моментально подбежит ко второму и начнет с ним контактировать. Поэтому малыши, страдающие от нехватки заботы и тепла, порой капризничают, лишь бы родители побыли рядом.

Зная, почему ребенок капризничает, с ним становится легче справляться. Если он привык манипулировать, то нужно четко обозначить границы дозволенного, и не выходить за рамки. С малышом, желающим внимания, еще проще. Необходимо просто дать ему требуемое, обязательно выкроив минимум полчаса времени на совместное времяпровождение.

Не ищите психологических проблем там, где их нет

Психологи себя так сейчас разрекламировали, что свято верящие в них готовы обращаться к ним с любым чихом. Большинство современных родителей уже не знает, как отличить нормальное детское поведение от нарушения в развитии. Конечно, есть и реально серьёзные поводы, чтобы пойти к специалисту. Чаще всего они связаны со стойкими или резкими переменами в поведении ребёнка: был всегда резвым живчиком, и вдруг превратился в грусть-печаль, раньше любил поесть, а потом стал безразличен к еде

Это как раз поводы для серьёзного беспокойства.
В дошкольном и младшем школьном возрасте особенно важно, как родитель ощущает ребёнка. Если ему кажется, что отпрыск в порядке, в меру самостоятелен, на улице проводит достаточно времени, ходит в школу, имеет хотя бы единственного друга, то он может расслабиться и заняться своими делами, поскольку помощь ребёнку не нужна

Какой метод лучше

Как правильно воспитать ребенка? Раннее воспитание детей до года предлагают многие авторы. Классикой жанра является: семья Никитиных, Мария Монтессори, Глен Доман, Сесиль Лупан. Воспитание ребенка 5 лет в большинстве методик предполагает максимальное развитие интеллекта, физических возможностей и творческих возможностей малыша.

Некоторые методики противоречат друг другу. Так, Вальдорфская педагогика не принимает интеллектуальное развитие маленьких детей в любом виде. Большинство других методов рассматривают воспитание ребенка до года в неразрывной связи с интеллектуальным обучением. Основателем Вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, он же создатель религиозно-мистического учения – антропософии.

Православная церковь осуждает антропософию Штайнера за связь с оккультизмом. Педагогическая методика Штайнера неразрывно связана с антропософией, основываясь на ее принципах. Несмотря на кажущуюся привлекательность Вальдорфского метода, который предусматривает отсутствие оценок в школе и свободу самореализации, он не пользуется особой популярностью в России.

Выбирая, какой педагогический метод лучше, необходимо обращать внимание на три основных момента:

  • на чем основано воспитание детей, основополагающая философия метода и история его возникновения;
  • какие результаты были получены другими людьми, применявшими воспитание ребенка с рождения по этому методу;
  • подходят ли правила, заложенные в конкретной методике лично вам и вашему малышу.

Незаслуженно забытыми стали воскресные школы для детей, которые находятся при храмах. Воспитание детей от года в семьях искренне верующих в Бога людей – это уникальное явление. Почтение к родителям является Божьей заповедью. Это единственная заповедь с обетованием.

За ее исполнение Бог обещает долголетие. Чтобы помочь детям исполнить эту заповедь, родители со своей стороны не раздражают детей. Недопустимыми являются насилие и грубость. По атмосфере любви, взаимопонимания и порядка в семье христиан можно судить об искренности их веры.

Критика ребенка

Даже когда критика необходима, важно «оформить» её в позитивные, конструктивные слова. Это значит, что следует говорить ребёнку о том, какое поведение вы ожидали от него, чем ругать его за то, как он вёл себя на самом деле

В первом случае, ребёнок поймёт, как ему нужно было вести себя. Во втором случае ребёнок услышит лишь то, что он сделала что-то не так.

Например: «Не рисуй на полу!» можно заменить на: «Пожалуйста, рисуй только на бумаге. Сейчас нужно вытереть краску с пола».

Ещё очень важно не путать поведение ребёнка с его личностью. Согласитесь, есть большое различие между: «Ты не убрал свои носки на место» и «Ты — неряха», между: «Ты сказал мне неправду» и «Ты — обманщик», между: «Ты не убрала игрушки» и «Ты — лентяйка»

А лучше всего, конечно, сказать: «Нужно убрать свои носки на место», «Нужно говорить только правду», «Нужно убрать игрушки». Приучайте себя к этому, и ваш труд обязательно принесёт свои плоды!

Налаживаем контакт с подростком

Как разговаривать с подростком и найти общий язык с юным бунтарем? Прежде всего, помним, что он больше не маленький ребенок. Он требует уважения и имеет на это право.

1 Общение нужно строить на равных, как с лучшим другом. Позиция родитель-ребенок изживает себя.

2 Не стоит настаивать на разговоре, если он не хочет. Пройдет время и он по собственному желанию подойдет поговорить.

3 В комнату все-таки лучше стучаться. Это еще раз покажет ваше уважение к нему и его личному пространству, подкрепит его чувство значимости, так необходимое в этом возрасте.

4 Не надо смеяться над одержимостью подростка своей внешностью, лучше помогите с этим справиться: отведите в парикмахерскую, спортзал или к врачу, поддержите, помогите.

Но при этом помним:

  • перед нами тот же ребенок, не стоит перегружать его обязанностями, делами и ответственностью, просьбы и поручения должны быть посильны;
  • его друзей лучше знать лично (устройте для ребенка праздник, пригласите всех его друзей);
  • общение поможет контролировать ситуацию и сохранить контакт (почаще делитесь с ним своими мыслями, чувствами, воспоминаниями о себе в его возрасте);
  • совместные хобби никто не отменял (попросите спеть его любимую песню или вместе посмотрите его любимый фильм, похвалите его картину или стихотворение);
  • он по-прежнему как ребенок нуждается в вашей любви (чаще говорите, как вы его любите).

Попытайтесь передать подростку ощущение безопасности и доверия вам. Он должен знать, что вы его примете, поймете, не станете наказывать, а постараетесь помочь. Тогда в сложной ситуации он пойдет за советом к вам, а не к неизвестным друзьям на улице.

И, наверное, самое главное, что поможет понять, как правильно общаться с подростком: вспомните себя в его годы. Чем вы жили, о чем мечтали, чем увлекались, на что обижались, с кем общались, как проводили свой день. Почувствуйте это состояние, эти эмоции. Делитесь ими со своим подростком, и снова чувствуйте. Вы были такими же, как и он. Вы его понимаете. Эта мысль, это чувство — ключ к построению доверительных отношений, к подписанию мирного договора между подростком и взрослым.

Безусловное принятие

Первое правило общения родителя с ребенком — принятие его таким, какой он есть, без условий и требований. Ребенок
должен жить с ощущением, что он в любом случае любимый, желанный, ценный и дорогой, даже если он поступил
неправильно.

Неправильный подход — условная любовь, основанная на поведении ребенка. Когда ребенок думает, что он плохой
и нелюбимый из-за своих действий. Воспитание ребенка — это не дрессура. Здесь нельзя просто наказывать за плохое
поведение и поощрять хорошее. В любой ситуации ребенок должен чувствовать себя любимым.

Ребенок нуждается в постоянном сообщении от близкого человека: «Когда ты рядом, мне хорошо; я рад тебя видеть; ты мне
нравишься». Условная любовь разрушает эту эмоциональную подпитку. Это эмоциональный фундамент отношений. Когда есть
безусловная любовь и уверенность друг в друге, дальше проще.

Пять советов от психологов про общение с детьми

Внимательно слушать

Если ребенок чем-то обеспокоен, обижен, испуган или же просто устал – очень важно выслушать. Когда родитель заинтересован проблемами и беспокойствами своего дитя, ему намного проще наладить с ним контакт

Чадо чувствует поддержку родителей и воспринимает волнующую ситуацию совершенно по-другому. Ему легче открыться родителям, если он осознает, что получит поддержку и отдачу со стороны близких.

Если ребенок агрессивен или рассержен, его также стоит выслушать. Не стоит разговаривать на повышенных тонах. После того, как вы дадите ребенку высказаться выплеснуть все эмоции, скажите: «Я понимаю тебя. Ты сейчас очень рассержен и злишься…». Ребенок более спокойно начнет воспринимать и оценивать ситуацию, и вы вместе сможете найти решение проблемы.

Оценивайте не личность ребенка. Оценивайте поступки

Большинство психологов советуют объяснять детям правильность или недопустимость поступков и действий. Не стоит при общении с ребенком употреблять выражения «Ты плохая девочка/плохой мальчик», «Ты глупый?», «Ты меня не слышишь?». Такие выражения могут очень расстроить юное создание и нанести ему непоправимый ущерб — детскую психологическую травму. Стоит объяснять ребенку, почему те или иные поступки являются неправильными и недопустимыми в обществе.

«Не разговаривай за столом — так ты можешь подавиться», «Ты ударил Мишу? Это очень плохо, ведь ему неприятно и больно»

Также стоит не только правильно объяснять ребенку плохие поступки, но и правильно хвалить. Следует восхищаться тем, что именно сделал ребенок (построил башню, написал стих), а не просто говорить ему, что он большой молодец. Дети должны понимать и чувствовать значимость своих поступков. В дальнейшем они будут оценивать не себя, а совершенное дело.

Чаще обнимайте ребенка

Этот совет дают не только детские, но и взрослые психологи. Ребенок в родительских объятиях на подсознательном уровне чувствует себя в безопасности, чувствует, что родители всегда помогут и поддержат.

Важность объятий объясняют и ученые с биологической стороны. Во время объятий в организме людей вырабатываются гормоны счастья – эндорфины и окситоцины

Они помогают организму переживать стресс, улучшают работу мозга, способствуют развитию памяти и снятию напряжения. Поэтому объятия – не только приятный, но и полезный элемент общения с ребенком.

Превращайте рутину в игру

Многим родителям порой достаточно сложно заставить ребенка совершить необходимое дело: убраться в комнате, одеться на улицу, собрать игрушки и пр. Приказной тон дети воспримут агрессивно и с сопротивлением. Поэтому многие психологи настоятельно рекомендуют рутинные дела превращать в игру: кто быстрее соберется на улицу, составить последовательность уборки в виде чек-листа или в виде картинок и пр

Так у ребенка сформируется больший интерес к совершению нужного и важного дела. Ведь это будет являться не просто рутинным занятием, а каждодневной игрой

Не выражайте свое недовольство «я-высказываниями»

Психологи утверждают, что выражения родителей «Ты меня разочаровал», «Я очень недоволен тобой» могут сильно повлиять на детскую психику и травмировать ее. Слыша эти высказывания от своих родителей, ребенок начинает чувствовать и осознавать свою «никчемность», происходит развитие неуверенность ребенка в себе. В дальнейшем у него может развиться комплекс неполноценности. Детям всегда следует объяснять и разъяснять ситуацию. Родители не должны изображать недовольство или беспокойство по поводу небольшого поступка. «Я-высказывания» быстро разрушают доверительное отношение между родителями и детьми, так как ребенок в будущем старается сделать дело не просто хорошо, а так, чтобы не расстроить своих родителей.

Воспитание детей – достаточно сложный процесс. Он требует усидчивости, уверенности, внимания и спокойствия

Родителям очень важно слушать и слышать своих детей. Теплые и доверительные взаимоотношения в семье достигаются долгой и упорной работой родителей и детей

Важно наладить контакт и не потерять доверие.

Совет №8. Не устраивайте допрос, лучше пофантазируйте вместе

— Спрашивайте не о ребенке, а о некой отвлеченной ситуации. Например, чтобы понять, с кем он дружит в классе, можно задать следующие вопросы:

  • Если бы ты отправлялся в путешествие по морю, кого из класса ты бы взял с собой?
  • А почему именно этого человека, какими качествами он обладает?

Можно углубиться и узнать про самого ребенка:

А что бы ты привнес в команду на корабле? Как ты думаешь, в чем твои сильные стороны?

Сценарий может быть любым. Спрашивайте про остров сокровищ, космическую экспедицию или что-то еще, что увлекает именно вашего ребенка.

Узнавать можно и про учителей:

  • Если бы ты стал учителем, на кого из своих преподавателей ты бы равнялся?
  • А на кого из педагогов ты не хотел бы быть похож? Почему?

Через такие необычные проекции вы определите умения и навыки ребенка, о которых он знает сам, поймете, что он ищет в других, как воспринимает учителей, коллектив в школе, что вообще происходит в его голове. И на такие вопросы ребенок ответит с большим энтузиазмом, чем на обычное: «Как дела в школе?»

Как правильно воспитывать детей: советы психолога

Рождение ребенка – момент волнующий и, пожалуй, самый долгожданный для родителей. С появлением детей их жизнь кардинально меняется и приобретает иной смысл, а все силы направлены на воспитание и обеспечение лучшей жизни потомства. Именно поэтому на родителях лежит большая ответственность, ведь именно они формируют характер маленького человека

И очень важно к вопросу воспитания подходить серьезно, ведь от этого зависит то, насколько счастливым вырастет ребенок. Как же воспитать своих детей, чтобы оградить их от ненужных комплексов и неуверенности в себе? Что необходимо давать ребенку с самого рождения, чтобы он шел по жизни с ощущением счастья и гармонии, и какие ошибки чаще всего допускают родители в воспитании детей? Чтобы получить ответы на эти непростые вопросы, мы обратились к психологу Софье Чарышевой

СОФЬЯ ЧАРЫШЕВА, психолог, старший научный сотрудник кафедры психологической помощи факультета психологии МГУ им. Ломоносова, к. п. н.

Воспитание детей – это целая наука и довольно ответственное дело. Дети, как правило, копируют модель поведения своих родителей, поэтому воспитывать их можно только своим собственным примером.

Категорически важная ошибка в воспитании детей заключается в том, что родители не воспринимают ребенка как личность, которая уникальна в своих талантах и потребностях, зачастую сравнивают с кем-то и путают такие понятия, как «забота» и «воспитание».

В целом существует три этапа развития ребенка: с рождения до пяти лет, где мир малыша – сплошной «Диснейленд», он в нем царь, если это мальчик, и принцесса, если это девочка. Затем с пяти до 11 лет, где ребенок становится учеником и его «Диснейленд» сталкивается с иной социальной средой, родителям нужно помочь ему со всем этим разобраться и максимально заинтересовать учебой. Примерно с 11 лет наступает самый сложный, как для ребенка, так и для родителя, период, где правят гормоны. Здесь главное – остаться для ребенка другом, помочь ему осознать свои новые границы, набраться терпения и переждать, пока все наладится.

Родителям важно вовремя уловить момент перехода из одного возраста в другой и своевременно менять свою роль в общении, быть в курсе всего, что интересует ребенка на каждом этапе. Крайне важно на всех этапах развития ребенка много разговаривать и интересоваться, чего он хочет, что ему нравится и что не нравится, что он думает и что чувствует, и, конечно, всегда предоставлять ему выбор или хотя бы создавать иллюзию выбора

Чтобы ребенок на всех этапах развития рос полноценной личностью, крайне важно всегда стараться находить время, чтобы выслушать его, и считаться с его мнением. Также жизненно необходимо дать ребенку нужную ему дозу любви и внимания, ведь полноценный человек, в первую очередь, наполнен ценностью самого себя, а недолюбленный ребенок посвящает всю свою последующую жизнь поискам любви и признания от других людей

В большинстве случаев у взрослых комплексы появляются именно в результате психологических травм в детстве. Ребенок рождается вообще без какой-либо самооценки. Родители – это первые люди, кого он видит и от кого получает реакцию на себя. Зачастую родители сами неуверенные в себе люди и передают свои комплексы ребенку, пытаются решить за ребенка, как ему надо прожить жизнь, навязать ему то, чего сами очень хотели, но не смогли достичь.

Чтобы правильно выстроить коммуникацию с ребенком, нужно почаще вспоминать, что нравилось и что категорически не нравилось тебе в своем собственном детстве, и не повторять этого со своими детьми.

Понятие о приеме «я высказывание»

Рассказчик, сглаживая отрицательные эмоции, использует требуемые высказывания от первого лица, тем самым, исключая прямую обвинительную речь, направленную на слушателя

Обращая внимание на положительные стороны собеседника, стирается грань преткновения и непонимания. Чтобы мягче и деликатнее подойти к проблеме, человек говорит непосредственно о своих чувствах, состоянии, мыслях и делах, без обвинения окружающих

Получается открытый диалог о желаниях и возможностях.


Прием уместен среди близких и знакомых. Выражая свои наболевшие тревоги и недоумения, вы перестаете оставаться наедине с грустными мыслями, которые порой совершенно не обоснованы. В результате откровенной беседы выявляются пути разрешения снятия напряжения, находятся необходимые слова и фразы. Такие высказывания выступают в качестве профилактического способа. Гораздо легче конфликт предупредить, чем разбирать в последствие, кто больше виновен в происшедшем событии.

Как воспитать счастливого ребенка

В конце прошлого века в России при воспитании детей упор делался на гендерные различия. Девочкам старались привить скромность, послушание, терпение, хозяйственность. Мальчиков учили не проявлять эмоции, быть сильными, умелыми, работящими. Никого не заботило, что половая принадлежность человека не должна определять стиль жизни. В XXI веке большинство родителей это наконец-то осознали и захотели растить детей счастливыми. Чтобы они могли быть свободными в выборе жизненного пути и делать то, что действительно любят.


Нужно стремиться воспитать счастливого ребенка

Точного рецепта, что же нужно сделать, чтобы ребенок однажды проснулся с мыслью: «Я счастлив!», не придумано. Но есть непреложная истина, что начинать нужно с себя. Ведь малыш не только слушает, что говорят мама и папа, но как губка впитывает их поведение. В воспитании необходимо обращать максимум внимания на свои ошибки, и пытаться их исправлять, а ребенок скопирует все без лишних напоминаний.

Что делать:

  • Брать на себя ответственность. Всем знакомы ситуации, когда родители ругают малыша за какой-нибудь пустяк. Это следствие не плохого поведения отпрыска, а отсутствие ответственности за действия у взрослых. Раздраженность и усталость нужно сбрасывать другими путями, не пытаясь переложить проблемы на детские плечи. Если осознавать свои действия именно как свои, а не спровоцированные ребенком, то их будет гораздо проще взять под контроль.
  • Не вовлекать ребенка во взрослые переживания. Особенно таким грешат одинокие родители после расставания со второй половинкой. В ход идут рассказы про плохого партнера и людей в целом, сложности в работе, различные тяготы жизни. Мама или папа облегчают душу, совершенно не осознавая, что должно быть наоборот. Не ребенок должен быть психотерапевтом для взрослых, а они обязаны понимать, сочувствовать и помогать.
  • Анализировать свои поступки. Злость, гнев, обиду, раздражение, ненависть и остальные негативные эмоции не в силах вызвать крохотный родной человек. Мама кричит на малыша, случайно разлившего суп, не потому что он совершил проступок века, а потому что устала от постоянной уборки. Папа грозится наказать за разрисованные обои, не потому что их жалко, а потому что принято жить в идеальной квартире, и ему придется зарабатывать на дальнейший ремонт. Нужно подумать, что провоцирует гнев, и сдержаться в несправедливом обрушивании его на ребенка.
  • Учится выстраивать доверительные отношения. Наказать, отшлепать, поставить в угол, прикрикнуть, а при случае поощрить конфеткой – проще простого. Но это путь дрессировки, применяемый к животным, а не к людям. Ребенок при такой системе воспитания всего лишь научится при родителях казаться паинькой. Только постоянными разговорами, объяснениями, совместным времяпровождением можно добиться взаимопонимания и уважения, когда мать и дитя – друзья, а не враги.
  • Воспитывать себя. Если выбрасывать мусор на газон, а не в урну, то ребенок не станет бережно относиться к окружающей среде. Если играть в компьютерные игры ночами напролет, то малыш не воспылает страстью к чтению. Походы в Макдональдс однозначно не спровоцируют любовь к здоровому образу жизни. Поэтому, если хочется спортивного и подтянутого отпрыска – добро пожаловать на пробежку. Хочется умеющего готовить – берем фартук и вместе идем к плите. И так абсолютно во всем.
  • Не судить себя слишком строго. Все мы люди, и каждому свойственно уставать, не высыпаться, болеть или хандрить. Никто после рождения ребенка не превращается в супер-родителя, способного безошибочно следовать выбранной линии поведения. Нужно разрешать себе нарушать правила, но при необходимости обсуждать это с ребенком. Нет ничего страшного в горе грязной посуды или куче мятого белья. Главное, донести до малыша, что так происходит из-за усталости мамы, а не лени.
  • Видеть в ребенке лучшую версию себя. Нужно верить в малыша, поддерживать в начинаниях, не высмеивать смелые идеи и не сравнивать с остальными детьми. Изначально он любит родителей и старается их радовать. Но ребенку не всегда понятно, что хорошо, а что плохо, поэтому указать верный жизненный путь – первостепенная задача родителей. При этом нужно воздержаться от воплощения своих стремлений через ребенка. Например, если мать мечтала стать балериной, то вовсе не обязательно, что дочь тоже этого захочет. Задача состоит не в том, чтобы сделать свою улучшенную копию, а в раскрытии потенциал малыша.

Не делайте из воспитания соревнования

У взрослых есть право выбора, вступать ли им в конкурентные отношения с другими взрослыми. Но когда речь идёт о сравнении детей, то их тем самым заставляют конкурировать помимо их воли. Поэтому детям эта конкуренция часто кажется борьбой за родительскую любовь. Кого-то это может подстегнуть, заставить больше напрягаться, но другого, более слабого, отвратит от соревнования навсегда. Поэтому в семье лучше не устраивать конкурсов, а любить каждого таким, каков он есть. А детьми можно управлять через интерес, понимание ими собственных потребностей.

У каждого человека есть право на счастливое детство, ведь в этот период жизни у него формируются способности удовлетворять важную для человека потребность в признании. Ародителям все же стоит ознакомиться с правилам, которые помогут выстроить здоровые отношения с ребёнком.

Мнимые болезни

Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные
дети «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как будто
их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности) или
даже «создают» себе болезни. Для этого достаточно особо внимательно прислушаться
к своему организму. «Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже
нет. А живот? О, кажется, меня немного тошнит!». Внутренние органы «не любят»
слишком пристального контроля за своей работой. Такое прислушивание к себе
нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов – и действительно
могут возникнуть тошнота, боли, спазмы.

Чрезмерные волнения окружающих по поводу самочувствия ребенка побуждает
его все чаще прибегать к этому способу привлечения к себе внимания. Затем
тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей –
например, для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок недостаточно
готов.

⭐ Права, не зависимые от возраста

Все неотъемлемые права россиян по Конституции распространяются и на детей. Соответственно, дети имеют право на безопасность, охрану здоровья, образование, труд, частную собственность и пр.

Базовые права ребенка закреплены в Семейном кодексе. В числе важнейших законодательных гарантий детям предоставлены:

  1. Право на жизнь и воспитание в семье.
  2. Право знать своих родителей.
  3. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  4. Право на заботу со стороны родителей и совместное проживание с ними.
  5. Право общаться с родителями и прочими родственниками.
  6. Право на ФИО.
  7. Право выражать свое мнение.
  8. Право получать содержание от родителей и членов семьи.

. Родители могут оплачивать дополнительные медицинские и образовательные услуги, но только по своему желанию. Высшее образование так же можно получить бесплатно, но по результатам конкурсного отбора.

Ребенку гарантируется место в детском саду в порядке очереди и в школе – по территориальному принципу. Никаких экзаменов для поступления в первый класс в школе быть не может, только если это не дополнительные места.

Ребенок имеет право на жилье. До 14 лет он проживает с родителями и согласия на его прописку не требуется. Даже если родители снимают квартиру, чтобы оформить временную прописку ребенку – им не нужно добиваться согласия от собственника. Оформить постоянную регистрацию в квартире с бабушкой, если мама проживает по другому адресу – недопустимо.

Право собственности гарантируется ребенку уже при рождении. Ребенок имеет право на личные вещи. Это может как его любимая кукла, так и крупная недвижимость, например, квартира. Недвижимость может быть куплена на ребенка, подарена ему или унаследована.

При наследовании имущества детям принадлежит по российскому праву преимущественный статус. Они входят в состав наследников первой очереди и обладают дополнительными привилегиями. Так, если их отец решит оставить всю квартиру гражданской жене, то ребенок до 18 лет все равно получит свою долю вопреки завещанию родителя. Ему отойдет 50% от собственности.

Несмотря на комплекс неотъемлемых прав, до 18 лет практически все важнейшие решения принимают за детей родители: представляют в суде, заключают сделки, возмещают причиненный вред, платят налоги и штрафы и пр.

Новый закон об обеспечении ребенка жильем

Закон о горячем бесплатном питании школьников

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

  • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
  • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
  • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
  • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.

В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.Совет №4 от детского психолога Ю

Гиппенрейтер

  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.

Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Воспитание детей в возрасте 5-6 лет

С точки зрения психологии этот возраст связан с многочисленными запретами, ограничениями. Дошкольники достаточно много времени проводят за компьютером, играя. Если замечается тяга к компьютеру, нужно проявлять строгость, ограничивать время нахождения за ним. При бурной реакции детей на подобного рода запреты стрелялки, гонки заменяют на развивающие игры, связанные с цифрами, буквами, языками, историей. Стоит постараться как можно чаще отвлекать ребенка различными делами. К примеру, предложить пройтись по магазинам и купить новую игрушку, вкусности, сходить в зоопарк, цирк, кино, попросить помочь по дому, прогуляться на свежем воздухе, пообщаться со сверстниками. Дети дошкольного возраста налету схватывают услышанное, поэтому окружающим стоит следить за речью, не употреблять плохих выражений. Но, если малыш услышал нецензурные выражения и периодически их повторяет, нужно провести беседу с членами семьи, воспитателями. Во многих случаях именно в садике дети могут услышать от сверстников нецензурную лексику. Не стоит ругать ребенка или игнорировать сказанное, надеясь, что ребенок забудет. Нужно спокойно донести ему, что его поведение недопустимо.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий