Как подготовить ребенка к школе: полезные советы и рекомендации

С какого возраста начинать подготовку?

Родители нередко интересуются, когда можно приступать к подготовительным занятиям, чтобы не было поздно, но при этом чтобы малыш не переутомился. Однозначного ответа нет, все зависит от индивидуальной предрасположенности каждого конкретного крохи и его желания узнавать новое. В 3 годика можно считать пальцы на руках вместе с ребенком, рассказывать ему о животных, показывать картинки, фрагменты видео, находить зверей и птиц во время прогулки (например, показать крохе вживую, как выглядит голубь).

Специалисты советуют начать знакомство с буквами и цифрами в 4 года, а 5-6 лет считается наиболее удачным возрастом для обучения чтению.

Торопить малыша не следует – заставляя его заниматься насильно, можно лишь убить тягу к знаниям, поэтому родителям важно проявить хитрость: использовать игровую форму, маскировать «уроки» так, чтобы кроха даже не догадался, что его чему-то учат. Для подготовки можно использовать каждую свободную минуту

Например:

Для подготовки можно использовать каждую свободную минуту. Например:

  • на прогулке находить предметы определенного цвета;
  • считать, сколько вы увидели собак, автобусов;
  • найти предметы, в названии которых есть звук .

Эти формы занятий интересны детям, поэтому они с удовольствием выполняют задания, не испытывая скуки.

Отметим, что если в более раннем возрасте, например в 3 года, ребенок демонстрирует интерес к буквам, цифрам, то можно познакомить его с ними в легкой ненавязчивой форме.

Формы подготовительных занятий

Родители часто задают вопрос: в какой форме должна проходить подготовка к школе? Специалисты дают следующие советы родителям будущих первоклассников.

Важно! Развивающие занятия могут проводиться в любом возрасте. Рекомендуемый период основной подготовки составляет один год, оптимальный возраст – шесть лет

Более раннее обучение лучше проводить без акцента на жестких требованиях, рекомендуется использовать игровые формы.

Обратите внимание! Занятия должны восприниматься легко, исключая ощущение однообразия, скуки, принудительной работы. Занятия с дошкольниками допускают использование разных форматов

Возможны такие варианты: готовить чадо самостоятельно либо доверить работу опытному педагогу. Выбор формы подготовки определяется семейными обстоятельствами, особенностями характера ребенка. Преподаватели работают на базе школьных курсов, детских образовательных центров, частной практики

Занятия с дошкольниками допускают использование разных форматов. Возможны такие варианты: готовить чадо самостоятельно либо доверить работу опытному педагогу. Выбор формы подготовки определяется семейными обстоятельствами, особенностями характера ребенка. Преподаватели работают на базе школьных курсов, детских образовательных центров, частной практики.

Школьные курсы

Подготовка школьными учителями очень популярна среди родителей. Главные причины востребованности:

  1. Шестилетка привыкает к школьной атмосфере, дисциплине, правилам.
  2. Занятия строго соответствуют требованиям данного образовательного учреждения.
  3. Есть возможность заранее узнать учителя.
  4. Дошкольник чувствует себя более спокойно, уверенно, начав впоследствии учебу.

Минусы подобных предложений:

  • Курсы исключают индивидуальный подход.
  • Школьные занятия достаточно однообразны, утомительны.
  • После посещения курсов дети часто жалуются, что школа им надоела.
  • Услуги имеют неоправданно высокую стоимость.

Обязательно стоит учесть психологические особенности ребенка. Шалуну, непоседе будет полезна школьная обстановка. Строгие требования учителя станут ограничителем. Для эмоционального, тревожного малыша лучше рассмотреть альтернативные варианты. Тогда процесс будет более мягким, постепенным.

Желательно перед началом посещения курсов поинтересоваться характером, профессиональными качествами учителя.

Образовательные центры

Многие детские центры предлагают услуги подготовки будущих первоклассников. Такая форма занятий также пользуется спросом. Плюсами подобных занятий являются небольшие группы с индивидуальным подходом к детям. Родителям обычно предлагается выбрать удобное для занятий время.

Выбирая занятия в частном центре, следует заранее уточнить программу, разделы плана. Большое значение имеет репутация учреждения в родительской среде. Ведь качество подготовительных занятий непосредственно сказывается на уровне подготовленных к школе детей.

Репетитор

Индивидуальные занятия выбирают многие мамы, желая обеспечить ребенку максимум внимания. Такой подход положительно окрашивает обучение.

Минусом считается отсутствие детского коллектива. Занимаясь в группе, ребята привыкают выслушивать чужой ответ, принимать чужое мнение. Группа помогает развитию уважения. Хорошим навыком является распределение ролей, работа сообща. Индивидуальная подготовка исключает возможность подобного взаимодействия.

Программа подготовки ребенка к школе в домашних условиях

Подготовка ребенка к школе в домашних условиях за лето перед поступлением в первый класс должна содержать упражнения и задания, которые всесторонне развивают маленькую личность. Программа развития в обязательном порядке должна содержать занятия по математике, правописанию, чтению, творческие упражнения. Также каждый родитель может онлайн получить консультацию специалиста.

Занятия по математике для малышей

Не зря математику считают царицей наук. Она очень хорошо развивает логическое мышление и образное представление. Именно поэтому, различного рода математические представления необходимо начать формировать с раннего детства. Очень полезными считаются упражнения с листком бумаги в клетку. Малышу можно предложить обвести несколько клеток, дорисовать их необходимое число внизу или вверху основной фигуры, подсчитать количество зарисованных и подобные задания.

Также следует включать задания по счету предметов, находить в ряду недостающее число, элементарные навыки сложения и вычитания. На примерах рассматривать основные геометрические фигуры, которые малыш должен научиться находить и называть самостоятельно.

Как научить ребенка писать

Обучение письму рекомендуется начинать с начертания печатных букв. Ребенку объясняется, как правильно они получаются. Тренируясь с ручкой или карандашом, малыш развивает мелкую моторику пальчиков, которые учатся правильно держать предмет письма, правильно сидеть.

Важно! Занятие не должно длиться более 15 минут. После чего нужно провести небольшую физическую разминку

Пропись, с помощью которой ребенок будет тренировать руку, можно самостоятельно распечатать.

Обучение дошкольников чтению

Очень важно, чтобы обучение проводилось в игровой форме, которая наиболее доступна малышу в раннем возрасте. Прежде чем начать строить слова, нужно изучить буквы

Они представляются в форме легко запоминающихся образов. Проводятся упражнения по развитию фонематического слуха. И только после проведения таких манипуляций происходит обучение складыванию букв в слоги.

Творческие занятия

Кроме основных занятий по подготовке к первому классу задания на дому должны содержать творческую составляющую. Необходимо приобщать ребенка к красоте. Развивать его психику. Этому способствует проведение совместных игр на природе, лепка пластилином или природными материалами, различные упражнения со шнуровкой и мелкими деталями

Также важно, чтобы ребенок проявлял творческую инициативу и что-то мастерил своими руками. Задача родителей при этом обеспечить малыша всеми необходимыми материалами

На заметку! Такого рода занятия можно сопровождать презентациями по соответствующим темам.

Рекомендация № 3. Не сваливайте всю ответственность на педагогов

Какой бы вариант подготовки вы ни выбрали для своего ребенка, нужно заниматься с ним еще самостоятельно в домашних условиях. По чуть-чуть и каждый день. Не стоит относиться к этому как к каторжному труду. Наоборот, это возможность больше времени проводить со своим будущим первоклашкой и узнать, чему же его уже научили.

Занятия, кстати, не сводятся только к чтению или счету. Возьмите на вооружение игры и упражнения, которые развивают память и внимательность, мышление и усидчивость. Без этого в первом классе никуда.

На организационном собрании перед началом подготовительных курсов, выступала учительница. Запомнила я ее фразу. Она сказала: «Ребенок может не уметь читать и писать. Главное, чтобы он умел сосредотачиваться, был внимательным, и я его легко всему научу».

Специальную литературу по теме домашней предшкольной подготовки с методическими рекомендациями от специалистов можно легко найти в любом книжном магазине

Зачем нужна подготовка к школе?

Этим вопросом задаются даже любящие и ответственные родители. Казалось бы, зачем чему-то учить ребенка, если очень скоро этим займутся педагоги, не лучше ли будет продлить счастливые моменты его детства? Своя логика в этом есть, но необходимо понимать, что современные образовательные программы рассчитаны на детей с определенным уровнем подготовки. Перед зачислением в начальную школу ребенку предложат пройти тест или проведут устное «собеседование». Реалии современной жизни таковы, что большинство первоклассников переступает порог школы, уже умея читать. Вот почему, чтобы ребенок не чувствовал себя «хуже всех», не получил чрезмерную нагрузку, в 5 лет необходимо приступить к целенаправленным занятиям для дошкольников.

Ведь если окажется, что уровень знаний недостаточен для конкретной школы, могут даже отказаться в приеме, предложив посетить специальные коррекционные классы, где учатся дети, отстающие в развитии. Это, несомненно, окажет свое негативное влияние на становление детской личности.

Распространен еще один вариант – родители до последнего тянут обучение, а летом, за 3 месяца до школы, начинают активно «пичкать» ребенка знаниями, что ведет к серьезной нагрузке и утрате интереса. В таком ускоренном обучении таится опасность для нервной системы и иммунитета дошкольника.

Еще одна актуальная проблема – вечная нехватка времени у родителей. Многие мамы вынуждены выходить на работу, поэтому не имеют возможности полноценно готовить малыша к первому классу. Поэтому и нужно начинать раньше, чтобы по 10-15 минут в день уделять получению знаний и умений, имея в запасе 2-3 года на закрепление и проработку трудных моментов.

Также отметим, что подготовка в домашних условиях предусматривает не только получение знаний, но и формирование самостоятельности, ответственности, целеустремленности, интереса к учебе. Без этих важнейших моментов ребенку будет очень сложно в первом классе.

Кому можно доверить подготовку ребенка к школе

Проводить подготовку к школе можно с возраста 5 лет и лучше, если этим будут заниматься профессиональные специалисты, которые имеют представление о детской психике. Но перечислить стоит все возможные варианты:

  1. Родители. Но если они не имеют педагогического образования, это может не помочь, а то и навредить. Даже при использовании интернет-каналов, которые помогают развивать ребенка, родители не смогут верно прорабатывать и степень восприятия;
  2. Индивидуальные занятия с репетитором (частные педагоги) – такие курсы приносят свои плоды, но их минусом является то, что материал подбирается исходя из запроса родителей и при этом малыш не может общаться со своими сверстниками;
  3. Подготовительные группы при школах – если начинать с таких занятий, то ребенок будет иметь возможность познакомиться с классом, привыкнуть к школе. Также ко времени поступления он будет знать правила поведения в школе. Минус в том, что как правило, эти занятия проводят по вечерам, а к этому времени дети уже устают;
  4. Занятия в детском саду – здесь детей начинают готовить к школе со старшей группы. Преподаватели знают программу и ориентируются на требования учителей к первоклассникам. Плюс в том, что ребёнок не чувствует дискомфорт, как занимается в комфортной обстановке и в форме игры. Но при этом уровень знаний может быть недостаточен для поступления в школу;
  5. Детские развивающие центры — это место, в котором можно выбрать любой тип подготовки ребёнка, учитывая его способности и родительские пожелания. Всего за один год ребёнок пройдёт сильную подготовку при участии различных специалистов, которые помогут развить все необходимые навыки.

Примерный перечень знаний

Чтобы проверить, насколько малыш готов к новому этапу своей жизни, можно свериться со следующим списком умений. Сразу заметим, что информация примерная, ребенок может знать что-то одно, но совершенно не разбираться в другом – это нормально, ведь способности у всех разные. Но примерный список знаний и умений родителям следует взять на вооружение.

К 6 годам ребенок должен хорошо знать:

  • свои Ф.И.О., адрес (начиная со страны), дату рождения и возраст;
  • Ф.И.О. родителей, а также где они работают (не нужно требовать от малыша заучивания точного наименования предприятия – профессии и сокращенного названия будет достаточно);
  • названия животных, их потомства;
  • овощи, фрукты, ягоды – уметь показывать на картинках и в реальности;
  • приводить примеры зимующих и перелетных птиц, садовых и полевых цветов, диких и домашних животных, пояснять, чем они различаются;
  • месяца в году (как называются, в какой последовательности расположены в календаре, какой сейчас месяц);
  • основные цвета и оттенки;
  • алфавит – знать последовательность букв русского языка, как какая выглядит, в каких словах есть.

Некоторые дети знают еще и английский алфавит, но это необязательно.

Все это ребенок должен знать перед тем, как впервые войдет в двери учебного заведения.

Что ребенок должен знать и уметь в 1 классе

Уровень знаний должен быть:

Развитие кругозора для своего возраста: знать времена года, месяцы, числа, профессии, первичное знакомство с правилами дорожного движения, правилами спортивных игр и прочее (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение).
Знание букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т. д.
Обязательное развитие мелкой моторики, то есть — занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга)

То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы — все это развивает также внимание и усидчивость.
Тренировка памяти — то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе).
Тренировка умения анализировать, классифицировать — то есть просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку.

Другие навыки, которые определяют готовность ребенка к школе

важно уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет;
не бояться коммуницировать со взрослыми и сверстниками, уметь находить общий язык с окружающими, договариваться;
уметь отстаивать свою позицию и не проявлять агрессии;
понимать смысл дисциплины, уметь подчиняться установленным правилам в школе: то есть сидеть на уроке определенное время, руководствоваться указаниями учителя, когда можно есть, или следует идти на физкультуру в спортивный зал;
иметь огромное желание учиться и узнавать что-то новое;
уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой портфель и следить за выполнением домашних заданий: если вы с первого класса возьмете это на свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность останется на них до выпускного бала).

Мелких деталей в подготовке на самом деле очень много. И определить, стоит ли отдавать малыша в 1 класс в 6 лет или нет — может осознанный родитель

Обращайте внимание, что чувствует ребенок, открыт ли он с вами или закрывается в трудной ситуации, как проходит привыкание к новым условиям: например, если начали ходить на новую секцию, как знакомиться со сверстниками…

Будьте осознанны со своими детьми.

2 часть статьи о подготовке к школе

Дополнительные советы

Мама и папа со своим ребенком должны не только учить буквы, цифры и геометрические фигуры. Родители должны расширять кругозор своего чада. Наилучший способ – беседовать с крохой «о жизни», совместно читать книжки и обсуждать события происходящие в них.

Важно развивать мелкую моторику ребенка. Малышу необходимы задания для подготовки к школе, которые развивают ловкость пальчиков и кистей

Благодаря этому ребенок будет быстрее развиваться в целом. Он станет более усидчивым и внимательным.

Для развития моторики рекомендуется больше рисовать, заниматься с конструктором, работать с мелкими предметами (бусинками, спичками, монетами).

Ребенку, у которого хорошо развита память, намного проще учиться. Новый материал запоминается легко

Родители, подготавливая своего малыша к школе, должны особое внимание уделить тренировке памяти. Отлично подойдет такой способ, как заучивание детских стишков и песенок

Важно, чтобы ребенок:

  • умел отстаивать свою позицию, приводить аргументы;
  • осознавал смысл обучения в школе;
  • позитивно относился к окружающему миру и к самому себе;
  • понимал смысл слова «дисциплина» и умел подчиняться правилам;
  • умел по своей инициативе работать над заданием, планировать, организовывать свои дальнейшие действия;
  • осознавал возможные последствия своих поступков.

Когда лучше начинать подготовку ребенка к школе

Многие родители уверены, что подготовительные занятия лучше начинать за год до поступления ребенка в первый класс. Специалисты готовы поспорить: по их мнению, самый благоприятный для старта подготовки возраст – чуть более 3 лет.

Полноценным обучением с трехлетними малышами заниматься пока рановато, а проводить эффективные игровые занятия в этом нежном возрасте не только можно, но и необходимо. Если занятия с трехлеткой – это, в большей степени, игра, то с ребенком пяти-шести лет нужно работать более серьезно и основательно. В любом случае, начинать подготовку к школе никогда не поздно, если выбирать интенсивность занятий в соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальными особенностями.

Психологическая подготовка

Очень важно, чтобы ребенок хотел идти в школу и получать новые знания. Родителям необходимо выполнить с ним специальные упражнения, которые помогут обрести психологический комфорт

Например, поиграть в школу: роль учеников исполнят куклы и игрушки, а малыш на время станет учителем. Далее мама дает установку – ребенку нужно хорошо учиться, все запоминать, чтобы потом объяснить материал куклам. Еще интереснее, если учениками станут родители.

Поможет и выбор наряда вместе с ребенком. Во многих учебных заведениях существует дресс-код, однако это не мешает взять ребенка с собой в магазин, чтобы он подобрал для себя подходящий под обязательные стандарты костюм, рюкзак, пенал, ручки. Все это поможет поддержать заинтересованность.

Можно ли подготовить ребенка к школе за год?

Да, если вы готовы серьезно отнестись к вопросу и следовать советам психологов. Но помните: здраво оценивать свои силы — не значит быть плохим родителем. Если вы считаете, что без опыта, времени и знаний детской психологии не сможете все сделать правильно, доверьтесь педагогам.

Курс подготовки ребенка к школе от Skysmart — это увлекательное интерактивное приключение с сюжетом и интересными персонажами для детей 4–7 лет. Мы составили его так, чтобы будущий школьник развивался комплексно:

учился читать и красиво разговаривать;
узнавал базовый счет;
развивался творчески;
изучал основы окружающего мира;
тренировал внимание, память и логику;
привыкал к формату школьных уроков;
формировал уважительное отношение к учителю.

Узнать, подходит ли вам онлайн-формат подготовки ребенка к школе, можно на вводном уроке — это бесплатно.

Чем полезны игры для подготовки к школе дошкольников

Ведущая деятельность в 5–6 лет — игровая. Она остается такой у 70% детей в первом классе: замечали, как через 15 минут занятий дети начинают смотреть в окно и качаться на стульях? При этом в настольную игру ребенок может «рубиться» полтора часа и просить еще! Вот она игровая деятельность! Значит, и готовить к школе продуктивнее всего в игре, а не сидя за столом.

Когда мама дает ребенку задания в стиле школьных, он устает, и ему уже не хочется никуда идти. Бездумная подготовка к школе часто дублирует то, что дети изучают в первом классе. В итоге ребенок в первый же год обнаруживает, что он всё знает, всё это проходил по похожим тетрадкам. Интересно ему учиться? Увы, нет.

Это не значит, что надо снижать планку знаний, если ребенок готов их впитывать. Все знания и навыки он может приобрести в игре.

Даже если ребенок относится к тем 30%, который с раннего детства способен не отрываясь корпеть над тетрадями и учебниками, все равно начните с игры, а потом уже добавляйте обучение. Так в первом классе у ребенка не будет ощущения, что он уже все это проходил, и мотивация учения не будет падать.

Примерное расписание домашних занятий

Родители должны проводить занятия с понедельника по пятницу, как это бывает в школах. Можно следовать следующему расписанию:

  • Понедельник: чтение и правописание.
  • Вторник: математика и рисование.
  • Среда: чтение, иностранный язык, лепка.
  • Четверг: математика, правописание, иностранный язык.
  • Пятница: чтение, рисование.

Родителям не стоит забывать, что малыш должен быть подготовлен и в физическом плане. После занятий можно прогуляться с ребенком. Полезны будут развивающие игры для детей при подготовке к школе.

У малыша должно быть два выходных дня – суббота и воскресенье. Желательно это время проводить всей семьей на природе, устраивать пикники, посещать зоопарки или аттракционы. В зимнюю пору можно ходить на лыжную прогулку.

Шаг 5. Воспользуйтесь лайфхаками хоумскулеров

На марафоне «Учимся вместе! Учим с любовью!» своим опытом делились не только эксперты, но и мамы детей, которые получают знания на семейном обучении

Лейла Сазонтова, автор книги «Жизнь без школы», рассказала, на какие моменты в обучении ребёнка она обращает внимание, и поделилась советами с родителями

По мнению Лейлы, самое главное, что должен сделать родитель — научить ребёнка учиться: чтобы он привык получать, фильтровать и применять информацию. Человек, который умеет это, из всего получит пользу. 

Чтобы сформировать у ребёнка это желание, важно отталкиваться от его интересов. Лейла рассказала о том, что её сын долго интересовался астрономией, и она старалась строить обучение вокруг этого предмета

Однажды в планетарии мальчик подружился с лектором. Тот рассказал ему, что для полёта на МКС недостаточно только знания астрономии: нужно ещё быть в хорошей форме и как минимум знать английский язык. Так у ребёнка появился стимул изучать другие предметы и заниматься спортом. Да и сама астрономия подталкивала к тому, чтобы изучать биологию, химию и физику. 

Ещё важно показать ребёнку, что получить информацию он может разными способами — из книг, видео, подкастов, на лекциях и онлайн-уроках, общаясь с тьютором или наставником. 

Что означает готовность к школе?

В психологии принято выделять 4 уровня подготовки малыша к первому классу.

Наименование уровня готовности
Краткая характеристика
Физическая
Подразумевается общее состояние здоровья, рост и вес малыша (к 7 годам эти показатели составляют 116-130 см и 21-27 кг для мальчика, 116-125 см и 20-25 кг для девочки).
Интеллектуальная
У ребенка должен быть определенный словарный запас, сформированные умения и навыки.
Личностная
Будущий школьник должен понимать, что в его жизни открывается новая страница, что он приступает к постижению нового вида деятельности

Важно, чтобы ребенок осознавал специфику своего поведения, умел общаться со сверстниками и учителями.
Эмоционально-волевая
Малыш должен уметь ставить цель и прикладывать усилия к ее достижению.. Если же родители не приложат должных усилий в подготовке к поступлению в школу, то ребенок столкнется с серьезными трудностями, что может стать причиной его нежелания учиться

Если же родители не приложат должных усилий в подготовке к поступлению в школу, то ребенок столкнется с серьезными трудностями, что может стать причиной его нежелания учиться.

Можно ли подготовить ребенка к школе самостоятельно?

Школа — это начало нового важного этапа в жизни ребенка и родителей. Перемены вызывают радостное волнение и некоторую тревогу: какие требования предъявляют к школьникам? Как подготовить ребенка к школе самостоятельно, если он не ходил в детский сад?. Не стоит паниковать, ребенка вполне можно подготовить к школе дома

Мы постарались собрать для вас полезные рекомендации

Не стоит паниковать, ребенка вполне можно подготовить к школе дома. Мы постарались собрать для вас полезные рекомендации.

Прежде, чем говорить о подготовке, стоит обсудить и возраст будущего школьника. Сегодня в школу может отправиться, как шестилетний, так и восьмилетний ребенок. Два года — это большой срок для маленького человека и ориентироваться в решении отдать ребенка в школу стоит, в первую очередь, не на возраст, а на степень его готовности.

Если ваш малыш посещал детский сад, рекомендации дадут воспитатель, логопед и психолог. Если вы занимались дома, рекомендуем посоветоваться с психологом о том, когда ребенок будет готов к изменению привычного уклада жизни.

Физиологическая адаптация

Первый этап физиологической адаптации психологи называют «физиологическая буря» — это период, когда все системы в детском организме работают в полном напряжении и ребёнок тратит множество ресурсов на то, чтобы привыкнуть к огромному количеству новшеств в своей жизни.

— В это время ребёнок испытывает перегрузки, сравнимые с теми, которым подвергают космонавтов перед выпуском на орбиту. Могут возникнуть повышенная утомляемость, медлительность, склонность к капризам. Ребёнок может захотеть на время вернуться к дневному сну. Всё это нормально. Помните, что его организм сейчас подвергается сложнейшим перегрузкам, и проявите понимание.

Второй этап физической адаптации — «неустойчивое приспособление», когда системы организма ребёнка уже справляются с напряжением, но это всё ещё очень энергозатратно.

И наконец, наступает третий этап — период относительно устойчивого приспособления. Он связан с тем, что школьные вызовы стали для детского организма чем‑то более или менее привычным. Ребёнок уже не тратит все силы на то, чтобы научиться просто существовать в новой среде, и может начать осваивать школьную программу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий