Как выучить алфавит с ребенком 4, 5 или 6 лет

Публикация «Консультация для родителей „Как выучить буквы и алфавит с ребенком 3–6 лет“» размещена в разделах

  • Буквы. Консультации для родителей
  • Консультации для родителей
  • Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
  • Подготовительная группа
  • Старшая группа
  • Темочки

Первыми вводите буквы, чаще встречающиеся в русской речи, самые простые по начертанию и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К. Не следует подряд вводить БиВ, РиФ, ГиТ – их легко спутать. Гласные вначале надо взять – А, О, У, Э. Не берите те буквы, которые ребенок плохо произносит.

Насыпьте крупы на стол или лист. Пусть малыш попробует написать буквы пальцами. Меняйте крупу: рис, гречка, пшено. Попробуйте нарисовать узор, домик, дерево.

Пусть ребенок обводит буквы по трафарету. Напишите букву пальцем на спине ребенка, и пусть он отгадает ее.

На картоне клеем напишите буквы, которые ребенок запоминает с трудом. Сверху насыпьте крупную соль. Такие буквы надо обводить всеми пальчиками по очереди. Пусть ребенок попробует отгадать буквы на ощупь.

Находите знакомые буквы в словах, вычеркивайте определенную букву в газете. Устройте соревнование: кто быстрее вычеркнет все буквы А в абзаце.

Вырежьте буквы из различных кусочков ткани и наклейте их на картон. Пусть ребенок обводит их. Попробуйте выкладывать слова из этих букв.

Вначале напишите одну букву и украсьте ее разноцветными пуговицами, в дальнейшем можете писать слова из 3-4 букв. Объясните, что мы всегда пишем и читаем слева направо и поэтому должны класть пуговицы вначале на самую левую букву, а не начинать с середины или с конца. Украшая букву, называйте звук, который она обозначает.

Если у Вас есть магнитная азбука, то на видном месте (например на холодильнике) прикрепите 5 букв и каждый день заменяйте 2 буквы. Спрашивайте, какие буквы исчезли, какие появились.

На машинах напишите буквы, это будут их марки. Машины перевозят только те предметы, которые начинаются с этой буквы. Например: буква С – сахар, соль, сушки, селедка и т. д.

Игра «Буквоед» : напишите «испорченные» буквы (недописанные) и попросите ребенка восстановить их.

Если Вы используете плакаты с буквами, то придерживайтесь правила: каждой букве должны соответствовать 2-3 картинки: В – ворона, волк. Если используете готовый плакат, то дорисуйте или наклейте дополнительно картинки, начинающихся с соответствующих букв.

Сделайте из пластилина колбаски и попросите ребенка сделать из них букву. Предложите изменить что-то в ней, чтобы получилась другая буква.

Придумайте свои игры с буквами.

Пусть проведенное с малышом время будет приятным и полезным для вас и для него.

Учим алфавит: цели и задачи

Прежде чем приступить к изучению алфавита, родители должны для себя ответить на вопрос: с какой целью? Ведь все поступки и действия совершаются для достижения определённой цели, и развитие детей не является исключением. Некоторые амбициозные мамы и папы мечтают вырастить всесторонне одарённого и развитого ребёнка, поэтому стараются приступить к обучению как можно раньше. Другим просто хочется при каждом удобном случае хвастаться успехами своего чада.

Но для адекватных родителей главная цель изучения букв – научиться читать. И здесь уже встаёт совсем другой вопрос: а готов ли ребенок на данном этапе к этому? Для начала давайте подробнее поговорим о том, что такое алфавит. Итак, это:

  • не просто буквы, а буквы в строгой последовательности, которые являются базой для любого языка;
  • знание алфавита является фундаментом для освоения азов чтения;
  • алфавит – ваш спутник на всю жизнь: это основа для систематизации документов, справочников, словарей, архивной информации.

Конечно, научить малыша алфавиту можно в любом возрасте. Достаточно каждый день показывать ему карточки с буквами или изучать азбуку по красочной книге, и он уже к двум годам запомнит алфавит

Но любые знания должны применяться на практике, и важно понимать, что не все дети готовы читать с ранних лет

Поэтому нет смысла тратить время и силы на изучение алфавита просто для развития памяти и внимания. Вероятность того, что ребенок забудет буквы к тому моменту, когда будет готов учиться читать, весьма велика. Для раннего развития есть масса других способов. Малышей 2-3 лет можно просто знакомить с буквами, не придерживаясь последовательности.

Но если речь идёт о детях 5-6 лет, у которых на горизонте маячит школа, то учить алфавит надо обязательно.

До 7 лет: позволяем наиграться и читаем ребёнку вслух

В сети часто рекомендуют учить детей читать ещё до детского сада. Например, учёные из университета Вашингтона предложили учить читать малышей в три года. С этим не согласны многие, в том числе российские психологи.

Лев Выготский и Даниил Эльконин доказали, что основная деятельность дошкольников — игра, а не обучение. В игре ребёнок моделирует ситуации. Выбирая роль, он создаёт зону своего ближайшего развития. Несмотря на то, что читать и писать можно учить в игровой форме, такая игра всё-таки навязана ребенку.

Игры под тип восприятия

Чтобы обучающие игры действительно понравились дошкольнику и помогли научиться читать или писать, рекомендуем подбирать их под тип восприятия вашего ребенка. Определить его поможет простой тест. Достаточно сходить вместе в незнакомое место и вечером спросить, что запомнил ваш ребёнок. Результаты смотрите в таблице:

Результат эксперимента: что запомнил ребёнок 

Тип восприятия

Подходящие обучающие игры

Цвет здания или пушистая кошка в полоску

Визуал

Методики с иллюстрациями. Подойдут кубики Чаплыгина, где в каждом блоке — чёрная согласная и красная гласная буква. Предлагаем ребёнку покрутить кубики и найти пару. 

Пение птиц, песни детей во дворе

Аудиал

Чтение вслух, проговаривание букв вслух. Например, в букваре Жуковой и кубиках Зайцева упражнения на слоги завершаются пропеванием звуков

Запах пирожков, чересчур жёсткие качели

Кинестетик

Техники с прикосновениями.  Например, 3D кубики, карточки с выпуклыми буквами в методике обучения чтению Марии Монтессори.

Образец для подражания

Чтобы дети воспринимали чтение не только как нужное, но и как интересное занятие, полезно подавать пример. Когда малыш чаще будет видеть родителей читающими книги, а не сидящими перед телевизором или ноутбуком, то он сделает вывод, что читать — это здорово. Если же другие члены семьи проводят время за гаджетами, то и ребёнок будет тянуться к тому же. 

Аналогичный лайфхак — с объяснением слов. Если гуглить ответы на все детские вопросы, дошкольник запомнит, что интернет — главный источник знаний. Поэтому намного полезнее — находить ответы в домашней библиотеке. И подробно рассматривать интересные дошкольнику темы в книге.

Чтение вслух

Прививать интерес и любовь к чтению можно, сделав ценным такое совместное времяпрепровождение. Пока ребёнок ещё не умеет читать сам, создайте ритуал — читать каждый день, например, перед сном. Делайте это с выражением, разными голосами для разных героев

Если есть возможность, привлекайте всех членов семьи к такому чтению —  тогда внимание ребенка точно будет сфокусировано на сюжете книги, он будет с интересом ждать и просить продолжения

Когда ребёнок научится читать сам, полезная идея — читать по ролям. Например, подойдут произведения Агнии Барто и Самуила Маршака. К тому же, такой ритуал объединит вашу семью общим интересом к культуре и творчеству.

Первые прописи

Чтобы ребёнок не устал учиться ещё до школы, рекомендуем воздержаться от перфекционизма в обучении письму. Для ребёнка 5­‒6 лет главная задача — не столько умение писать буквы, сколько выделение звуков и подготовка рук к письму. Об этом пишет педагог Наталья Бакка в Методических рекомендациях по обучению грамоте детей 5­‒6 лет. Поэтому в этом возрасте полезно купить дошкольнику прописи. Но не стоит ругать ребёнка за то, что не получаются ровные буквы или он изрисовал поля своих прописей котиками.  

Кроме прописей, в 5­‒6 лет можно попробовать игры на развитие навыков письма. Например, для разминки рук пригодится игра «Стрельба по мишеням». Она развивает мелкую моторику. На листе с правой стороны проставьте точки. Дайте ребенку ручку или карандаш и попросите провести прямую линию справа налево до точки.

В каком возрасте можно начинать обучение

У педагогов и психологов нет строгих предписаний по поводу конкретного возраста, с которого дошкольника можно знакомить с буквами. Однако самым благоприятным временем для этого специалисты всё же считают пять лет. Такая рекомендация основана на том, что у совсем маленьких детей преобладает наглядно-действенный тип мышления. А вот к 5 годам мозг уже способен воспринимать абстрактную информацию, знаковые изображения, которыми являются буквы.

Кроме того, до 5 лет речевой аппарат ещё только формируется, поэтому кроха часто не может правильно произносить названия некоторых букв. Есть вероятность, что он запомнит их неправильное звучание, что в будущем создаст проблемы при обучении чтению.

По мнению психологов и педагогов, оптимальный возраст для изучения алфавита — 5 лет

Ещё один важный момент. Родители должны понимать, что изучение букв и алфавита тесно связано с обучением чтению. Если начать знакомство с алфавитом слишком рано, малыш может просто забыть буквы к тому времени, когда пора уже будет осваивать чтение (чтобы этого не случилось, повторять их нужно практически ежедневно).

Тем не менее это только общие рекомендации. Не нужно забывать, что каждый малыш индивидуален. И кто-то способен отлично осваивать буквы уже в три года, а для кого-то эта задача становится посильной только к школе.

Правильное знакомство с русскими буквами в 3 года

К трём годам у многих детей уже есть любимые сказки, книжки. В этом возрасте можно выучить с малышом лишь отдельные буквы, и уж точно не зацикливаться на их последовательности (не затрагивать алфавит).

Трёхлетнему малышу стоит сделать или приобрести буквы-игрушки — объёмные, красочные, интересные для разглядывания. На помощь родителям придут различные кубики (лучше объёмные, мягкие) с нарисованными буквами и картинками. Изображение можно выбирать определённой тематики (например, только животные).

Для трёхлетнего малыша буквы лучше всего связывать с игрушками, например, объёмными мягкими кубиками

Например, у меня в детстве был большой надувной мяч, на котором были изображены все буквы алфавита с чёрно-красными картинками. Я помню, что очень любила с ним играть, подолгу рассматривала изображения. Первое знакомство с буквами у меня связано именно с этой игрушкой.

Мама также может выкладывать крохе буковки из счётных палочек, спичек, пуговиц, рисовать их на бумаге, мелом на асфальте. Затем нужно стимулировать малыша повторять эти действия.

4 года: играем и запоминаем

Рекомендации для четырёхлетнего крохи будут теми же, только взрослый начинает использовать для изучения ещё и различные игры: домино, лото, «Волшебный мешочек» и пр.

Кроме того, можно приобрести интерактивную азбуку в виде плаката или книги. Малышам обычно очень нравится нажимать на ней кнопки. В памяти ребёнка отложится форма буквы, он будет связывать графический символ со звуком.

Интерактивная азбука будет связывать графический символ с картинкой и звуком

Ребёнку уже можно показывать различные обучающие мультфильмы, видео, где алфавит, например, предстаёт в виде забавной песенки.

Видео: весь алфавит в виде весёлой песенки

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/__K1u5nGvKM

5–6 лет: школьные приёмы обучения в комфортных домашних условиях

В 5 лет уже можно учить непосредственно алфавит, то есть буквы в их правильной последовательности. Нужно рассказать ребёнку, что алфавит — это основа нашего языка. Его знание помогает в жизни, например, так гораздо легче ориентироваться в библиотеке, когда нужно найти книгу, начинающуюся на определённую букву.

В это время подспорьем для родителей опять-таки будут игры, более сложная продуктивная деятельность (например, пластилинография, выполнение нетрадиционной аппликации из семян, крупы, салфеток и пр., лепка). На помощь придут различные пособия (печатные азбуки), специальные рабочие тетради, прописи (ведь буквы можно не просто изучать, а сразу учиться их писать).

В 5–6 лет ребёнку можно уже предлагать специальные рабочие тетради, прописи

Кроме того, существует множество полезных приложений для смартфонов, планшетов. Это развивающие игры, помогающие осваивать алфавит.

Как научить ребенка алфавиту: когда начинать и как обучать

Большинство детей начинают запоминать около трех-четырех букв из 33-х в возрасте от 2-х до 3-х лет и могут идентифицировать больше половины между 4 и 5 годами. Это означает, что вы можете начать обучение вашего малыша алфавиту, когда ему около 2-х — но не ждите весомых результатов в течение короткого времени.

Маленьким крохам, чтобы учиться, также как и более старшим деткам, пригодятся карточки с буковками, книжки, кубики и другие подручные средства. Любые визуальные материалы, такие как красочные азбуки с картинками, помогут крошке часто смотреть на крупные буквы и пытаться распознавать их, кроме того, с легкостью осваивать цвета, фигуры, животных и другие объекты в книге.

Первым шагом в обучении алфавиту становится чтение сказок. В возрасте двух-трех лет дети, которые часто слушают сказки, понимают, что книги содержат слова, которые состоят из букв.

Есть много действенных способов, чтобы ввести в обучение отдельные звуки. Подписывайте рисунки именем малыша, а затем показывайте каждый звук в нем по одному. В конце концов, он догадается, что каждая из них обозначает его имя.

Можно усилить эту идентификацию разными способами: напишите имя на двери его комнаты, показывайте игрушки, в названиях которых присутствуют знакомые звуки.

Составляйте слова с помощью предварительно вырезанных карточек

, кубиков

и магнитов

, пусть дите пытается отыскать среди нескольких разбросанных буковок необходимые.

После того, как сумеете разделять и складывать слова на слоги/звуки, играйте в игру «С какой буквы начинается слово?», предлагайте ряд слов и спрашивайте какой звук в них первый.

Можно использовать первую букву имени для того, чтобы придумывать другие слова, начинающиеся с такой же. Спрашивайте какие игрушки, фрукты, мебель, посуда известны малышу. Можете купить карточки с картинкой и словом и вместе искать нужный звук в слове, или же нарисуйте их вместе с карапузом, так будет еще интереснее.

Формируем привычку читать книги с младенчества

В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):

Личный пример

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни

Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.

Яркие иллюстрации

Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.

Регулярное чтение

Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.

Возможность выбора

Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

Ограничение просмотра TV

Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.

Прогулки по городу

Прекрасно помогают запоминать новые буквы и закреплять уже изученные прогулки по городским улицам. Город – это всегда вывески, объявления, номера автомобилей и прочее. Для примера возьмем «Макдональдс». Все мы с легкостью узнаем большую желтую букву на столбе этой популярной сети фастфуда. Вот прям на ней и можно отрабатывать. Стал узнавать ее, четко называет? Пусть придумывает слова на букву «М»: машина, мама, меч, молоко и т.д. Потом можно переходить на более сложные вывески и объявления.

А автомобильные номера это возможность выучить не только буквы, но и цифры. У нас правда цифры уже давно изучены, но закрепить не помешает, особенно с учетом желания научить воспринимать двухзначные и трехзначные цифры.

Учим алфавит с учетом возраста ребенка

3-4 года

Если вы считаете, что ваш ребенок в три года уже готов изучать буквы, то вам пригодятся некоторые советы и рекомендации, которые помогут добиться отличных результатов.

В первую очередь, ни в коем случае не заставляйте и не принуждайте ребенка к занятиям, они должны проходить исключительно по желанию малыша, в увлекательной игровой форме, и заканчиваться сразу же, как вы увидите признаки усталости и ослабевания концентрации. Оптимальное время занятия для трехлетки – 5-7 минут.

Не ставьте цели выучить весь алфавит за короткое время, это в лучшем случае бессмысленно, а в некоторых случаях может быть даже вредно – до определенного момента мозг ребенка может быть просто не готов к тем или иным знаниям. Не пытайтесь перехитрить природу, в три года ваша задача больше сводится к тому, чтобы заинтересовать, увлечь ребенка, показать ему основы.

Не перегружайте малыша большим количеством информации – пусть ваши «уроки» проходят не более двух раз в неделю, остальное время отведите для закрепления и повторения изученного материала. При этом очень важна регулярность занятий, проводить их от случая к случаю – не лучшая идея, ребенок будет путаться и забывать то, что вы с ним проходили.

Начните с гласных. Переходите к согласным только тогда, когда вы будете уверены, что ребенок твердо выучил все 10 гласных и довел навык до автоматизма. Гласные лучше всего учить парами: А – Я, О – Ё, У – Ю, Э – Е, Ы – И. Так малышу будет проще запомнить. Позже это поможет и с усвоением принципа твердости-мягкости согласных.

Используйте книжки с яркими и крупными картинками. Ближе к четырем годам ребенка заинтересуют также кубики с буквами, раскраски и наклейки, плакаты с озвучкой и без; но с плакатами внимательнее – помните, что нам нужно учить звуки, а не названия букв, поэтому ищите плакаты, которые произносят именно звуки. Помогут и магнитные буквы – их можно поместить на магнитную доску или просто на холодильник. Можно учить стишки и песенки с упоминанием звуков, которые вы изучаете, играть с вырезанными из бумаги буквами.

Пусть ребенок сам изображает букву разными способами – рисует, лепит из пластилина, складывает из палочек или проводит линии в песке или крупе. Такие занятия полезны еще и для мелкой моторики, а это для малыша очень важный навык, который влияет, в том числе, на развитие речи.

Согласных в русском языке больше, поэтому на их изучение потребуется более длительное время, а если учесть, что у большинства согласных звуков есть и твердый, и мягкий варианты, то задача еще усложняется. Но при правильном подходе особенных затруднений быть не должно. Если ребенок уже освоил все гласные и понимает разницу между, например, «А» и «Я», то ему не составит труда с вашей помощью разобраться, чем отличаются «ма» и «мя».  Можно составить таблицу, где такие пары слогов будут показаны наглядно. Главное – сами всегда четко произносите звук и добивайтесь такого же произношения у ребенка. Правильная артикуляция – это залог и хорошей дикции, и правильного чтения в будущем.

5-6 лет

При всей нашей тяге к раннему развитию, многие специалисты сходятся во мнении, что оптимальный возраст для изучения алфавита – 5-6 лет. Ребенок скоро пойдет в школу, а значит, его мозг уже вполне готов к тому, чтобы запомнить все буквы и постепенно научиться читать

В этом возрасте особенно важно, чтобы ваш дошкольник говорил чисто и правильно, поэтому обращайте максимальное внимание на его речь, на то, все ли звуки выговариваются без проблем, не нужно ли какие-то из них скорректировать самостоятельно или с помощью логопеда

Если в три года акцент делается на игровой составляющей занятий, то к 5-6 годам можно немного сместить его в сторону сознательности ребенка. Расскажите о том, как здорово будет самому читать книжки, как знание алфавита пригодится в школе. Сохраняйте элементы игры, пользуйтесь теми же методами, которые подходят для четырехлетних детей, но увеличивайте время урока, вводите больше печатных материалов. Вам пригодятся специальные прописи для дошкольников, книги и пособия с творческими заданиями, различные наборы карточек.

Знакомьте ребенка со слогами. Используйте карточки с отдельными буквами, чтобы показать, как составляется слог – например, скажите, что согласный и гласный звуки бегут или притягиваются друг к другу и продемонстрируйте их сближение, одновременно проговаривая слог. Позже применяйте на уроках карточки с уже готовым напечатанным или вручную нарисованным слогом. Не забывайте о регулярности занятий и постоянном повторении пройденного материала.

Методики

Есть несколько популярный методик, как правильно учить буквы русского алфавита, в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Давайте рассмотрим их подробней.

Методика запоминания букв по образам

Суть методики:
Одной из популярных методик, которую предпочитают многие родители, является обучение алфавиту следующим образом: ребенку предлагается выучить и запомнить букву, закрепив ее восприятие изображением предмета, который на эту букву начинается.

Пример:
«А» в большинстве случае предполагает нарисованный рядом арбуз, «Д» – дом, «Р» – рыбу и так далее. Это не совсем правильно, и вот почему.

Минусы:
Часто родители жалуются, что в итоге ребёнок запоминает не произношение отдельно взятой буквы, а всю зрительную цепочку целиком – то есть «А» у него – это арбуз. И в дальнейшем на просьбу показать «А» ребенок показывает на арбуз, а когда спрашиваешь его, какая это буква, он отвечает – «арбуз».

Совет:
Поэтому профессиональные педагоги рекомендуют использовать такие азбуки или карточки, только на начальном этапе – в возрасте 2-3 лет, для того чтобы заинтересовать детей самим изучением алфавита.

В последнее время большую популярность в обучении детей алфавиту и чтению приобрела методика Е. Бахтиной – педагога и автора одноимённого букваря.

Суть методики:
Е. Бахтина предлагает выучить алфавит следующим образом: закрепить за каждой буквой ее определённый образ, ассоциацию, которая возникнет у малыша, когда он будет видеть ее. Так, например, «А» может ассоциироваться у ребенка со звуком, который издают маленькие дети, когда еще ничего не умеют говорить.

Е. Бахтина предлагает воспользоваться тем, что начертания многих букв можно подкрепить аналогией с изображениями предметов, уже знакомых малышу.

Пример:
Бегемот с большим животиком, очень похож на изображение «Б», «У» хорошо напоминает улитку, несущую на спине домик, а «Е» и «Ё» отличаются друг от друга тем, что у «Е» «глазки» закрыты и их не видно, а у «Ё» – открыты.

Недостатки:
Нужно сказать, что изучение букв по этой методике требует достаточно развитого ассоциативного мышления, а это не обязательно свойственно каждому ребенку.

Плюсы:
Е. Бахтиной пользуется популярностью, так как процесс изучения алфавита изложен в ней четко и последовательно, что позволяет пользоваться ею не только профессиональным педагогам, но и родителями самостоятельно.

Для того чтобы лучше понимать, как научить ребенка буквам, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Сделайте карточки с изображением всех букв алфавита, желательно чтобы на карточках не было изображено ничего более, кроме самой буквы, при этом она должна быть яркой и красочной, на светлом фоне. Прикрепляйте карточки по мере изучения над рабочим столиком ребенка, либо на стене его игровой комнаты, тренируя, таким образом, его зрительную память.
  • Выучить простейшие гласные «А», «О», «У», «И» на начальном этапе будет проще, поэтому начинайте обучение с них. Произносите их правильно, как бы, «пропевая». В дальнейшем это сильно поможет, когда вы будете учить ребёнка составлять слоги.
  • Нужно обучить ребенка произносить не название буквы — «ЭМ», «ЭС», «ЖЭ», а ее произношение, звук «ММММ», «СС», «ЖЖ».
  • Изучение согласных начинайте с «Б», «П», «М», «Н», «Т», «Г», «К». Щипящие согласные «Ч», «Щ», «Щ» лучше выучить в последнюю очередь, особенно если их произношение вызывает у малыша затруднения.
  • Не спешите! Если ребенку трудно запоминать какие-то буквы, сделайте перерыв. Через время вернитесь к ним снова.
  • Изучаем буквы не только, когда вы занимаетесь дома, но и на улице, во время прогулок. Предлагайте юному ученику узнавать уже знакомые буквы на вывесках, в названиях магазинов.

Почему ребенку сложно запомнить буквы?

Буква – это символьное изображение, которое имеет определенный визуальный образ. При этом на начальных этапах знакомства с алфавитом ребенок может с легкостью путать похожие по написанию символы, к примеру, статистически гласные усваиваются быстрее согласных.

При достаточно развитых когнитивных способностях, даже редко используемые буквы, усваиваются быстро. А систематическое повторение и игровая форма подачи материала позволяет ежедневно закреплять полученные знания. Однако на практике столкнуться с проблемами при изучении букв может практически каждый ребенок.

Причиной для этого могут стать:

  • Недостаточный уровень получаемой зрительной информации. В данном случае мозгу сложно проанализировать форму самой буквы, разбить ее на составляющие элементы (вертикальные, горизонтальные черточки) и определить их положение относительно друг друга. Подобное состояние проявляется тем, что ребенок в попытках запомнить буквы, постоянно путается. Буква «И» становится похожа на «Н» и так далее.
  • Низкое развитие зрительной памяти. В данном случае мозг может не испытывать проблем с анализом построения самой буквы, но ему не хватает ресурса долгосрочной памяти для автоматического распознавания. В таком случае буква просто запоминается, а ребенок вынужден анализировать каждую букву снова и снова, так как будто видит ее впервые. Без внимания к проблеме малыш так и не сможет запомнить алфавит либо ему потребуется значительное количество времени.
  • Низкий показатель нейродинамических процессов. В данном случае можно говорить о низкой концентрации и недостаточном объеме внимания. На бытовом уровне это проявляется как быстрое исчезновение интереса и «витание в облаках». При этом даже в момент концентрации можно наблюдать затруднения, связанные с анализом поступающей информации.

Даже если вы обнаружили у своего ребенка проблемы с запоминанием букв, важно не ставить диагнозы, а обратиться к специалисту. Он не только определит основные причины низкого результата обучения, но и поможет скорректировать процесс с учетом индивидуальных потребностей

Это позволит улучшить работу мозга в целом, а не только заучить требуемые символы.

Знакомство с учеником

Приветствие является важным аспектом первого занятия репетитора и ученика. Помимо словесного: “Здравствуй”, лично я еще предпочитаю рукопожатие с мальчиками любых возрастов, а с девочками кивок головой, это создает некоторые доверительные отношения, а также вы проявляете свое уважение к ученику.

Начать разговор с учеником стоит с рассказа о себе: кто я, кем работаю, откуда приехал, мое образование и, конечно, интересы и хобби. Стоит очень внимательно выслушать ученика, когда он будет рассказывать то же самое — это пригодится при создании учебной программы и поможет вам выбрать направления для более интересных занятий. 

Например, у меня был ученик, который любил футбол. И я практически все задачи переделывал под футбольную тематику. А был ученик которые любил театр, и мне приходилось для его большей заинтересованности использовать героев из различных пьес и театральных постановок. 

Я даже советую записать эту информацию: всё и обо всех помнить достаточно сложно, а тут будет подсказка

Пишем буквы

Писать буквы и одновременно их запоминать можно как обычной ручкой, так и яркими красками или карандашами. Очень интересным занятием для малыша будет рисование растений, животных, людей и подписывание получившихся картинок. Картинки и слова не должны быть слишком сложными.

Первые успехи в написании букв и составлении слов дадут положительный эмоциональный заряд и вдохновят малыша на дальнейшее обучение. Конечно, первые буквы и слова, выведенные детской рукой, не получатся идеально ровными и красивыми. Не стоит на это обращать внимания. Стоит похвалить за правильное, пусть и не идеальное, написание.

Учим ребенка писать буквы

4 эффективных способа запомнить алфавит с ребенком

Запоминайте буквы по звукопроизношению. Му-у- у – мычит корова, А-а- а – мама поет песенку, Ж-ж- ж – жужжит пчела, С-с-с -течет вода, З-з-з – жужжит комар и т.д.. К каждой букве алфавита можно подобрать запоминающуюся ассоциацию со знакомым ребенку предметом

При этом важно показывать саму букву. Не обязательно выделять для обучения строгие временные рамки – учить звуки можно за обедом, поднося ложку ко корту, увидев на поле корову, которая мычит Му-у-у, играя в парке в прятки АУ-АУ, слушая, как жужжит Ж-ж-ж жук на цветке. 

Печатайте буквы в программе Word разных цветов и размеров – разрешите малышу напечатать букву на клавиатуре своего компьютера

Поставьте побольше шрифт, выберите яркий цвет, и посмотрите как этот процесс завораживающе действует на малыша. Ведь он сам что-то делает, а получается буква! 

Создавайте поделки из букв. В отношении показа букв нет предела полету вашей фантазии: можно распечатать буквы-раскраски и предложить малышу немного порисовать, украсить литеры пластилином, камушками или аппликацией, зарисовать букву «А» арбузами, букву «Б» – бананами и т.д., разрезать листочки с буквами и предложить ребенку собрать их из половинок, напечатать на листе буквы различного цвета, размера и стиля и предложить сосчитать количество «Т» или «С», гласных или согласных, красных или синих и т.д.

Сочиняйте простые сказки и веселые истории про звуки. Каждый звук в сознании ребенка связан с определенным образом. Сказки, в которых звуки бывают добрыми и отважными героями, отправляются в путешествия и помогают друзьям, обязательно понравятся детям. Например, “Три веселые подружки А, О и Х пошли гулять в лес и увидели большой гриб. А и Х воскликнули «АХ», положили его в корзинку, и пошли дальше. Но дорогу им преградила лужа. О и Х тяжко вздохнули «ОХ» и стали думать, как им эту лужу обойти” и т.д.

Чтобы занятия были интересными, необходимо не только включить фантазию и запастись терпением, но и подготовить обучающие материалы – азбуки с четверостишиями, кубики с литерами, красочные рисунки, буквы на магнитах, алфавиты различных видов (плакаты, пазлы), картинки. 

Изучаем алфавит в 5 лет

В возрасте 5 лет ребенок уже осознанно интересуется чтением. Он понимает, что буквы могут складываться в слова, а слова могут складываться в предложения. Пятилетний ребенок может самостоятельно делать буквы из подручных предметов и лепить их из пластилина без помощи родителей.

В этом возрасте очень полезна электронная мантра — она заинтересует и увлечет ребенка

В этом случае важно сделать правильный выбор. Буквы должны произноситься так, как они звучат (не «эр», а «п» или «эн», а «н»)

Для детей четырех и пяти лет есть специальная рабочая тетрадь «Учим буквы», где они могут учиться вместе с родителями или самостоятельно.

В этом возрасте самое главное, чтобы ребенок говорил правильно и связно. Для этого родители должны попросить ребенка рассказать что-нибудь, например, что он сегодня делал, рассказать свою любимую сказку и т.д.

Урок № 4: закрепление всех гласных

К началу четвертого урока дети знают парами следующие гласные: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, а буквы А, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных Ы и И.

Закрепляющие игры.

Вы уже поняли, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя буквами, на третьем — с шестью, а теперь в эти пять игр нужно сыграть уже с восьмью буквами.

Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

АЯ
ОЁ
УЮ
ЫИ

Показ трех пар гласных (У — Ю, Ы — И, Э — Е).

На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А — Я и О — Ё, а достаете последнюю изготовленную вами пару Э — Е. Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку. Общее количество показываемых букв равно шести и стишок остается таким же легким для запоминания

Важно и то, что буквы Е и Ё, которые дети часто путают, никогда не «встречаются» при показе: когда «пришла» буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже «ушла». Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке

УЮ
ЫИ
ЭЕ

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме). Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия

Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже последние три пары гласных, отложив хорошо знакомые ему А — Я и О — Ё. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И (пока без Э, Е)

Статья предоставлена сайтом «7 ступенек к книжке»

Источник

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий