Как правильно учить буквы с ребенком 3-5 лет

Учим буквы с ребенком по карточкам и кубикам

Для этого вам нужно изготовить для ребенка карточки с каждой буквой самостоятельно или воспользоваться нашими готовыми русскими буквами или буквами русского алфавита в картинках.

Распечатайте буквы и изучайте с ребенком. Начните с букв, которые малышу проще всего воспроизвести, это буквы:  А, О, В, М, Н, И, Ы, С, Л.

Когда малыш их усвоит, добавьте к изучению еще буквы: К, Б, Э, Р, П, Д, Т.

В конце будут  буквы: Ч, Г, Х, Ц, Й, Я, Ж, З, Е, Щ, Ю, Ф.

Обязательно помните не называйте буквы  по алфавитному названию, говорите лишь тот звук, который она означает, не «ЭМ», а «М», не «ПЭ», а «П».

Можно при изучении букв, сразу составлять с малышом небольшие слова, например учите букву А, то сразу изучите и М, будет слог МА, а там и слова МАМА. Можно складывать знакомые короткие имена, например ЮРА, ОЛЯ и так далее.

Можно разучивая буквы или слоги попросить ребенка найти их в любимой книжке, это будет занятие на узнавание.

Кубики это вообще игрушка универсальная, можно построить башню, а можно составлять небольшие слова.

Вы можете играя в кубики, рассказать сказку, о том, что есть страна где живут одни только буквы. Они дружат, берутся за руки, получаются слоги, когда водят хороводы получаются слова.

Играть и заниматься нужно до того момента, пока это ребенку интересно, как только вы заметите, что ребенку надоело, прекратите занятие. Иначе в следующий раз он уже не захочет изучать буквы.

Развивающие игры от 3-6 лет

Азбука в кубиках

Эта методика подходит для деток от 3-х лет. Правила задают самые разнообразные, например: найти пример, который начинается с определенной буквы, найти одинаковый буквы и т.д. Таким способом проводят игру, используя карточки или кубики.

Сегодня существуют специальные интерактивные игры, которые устанавливают на любой гаджет. Не стоит увлекаться последним вариантом, так как планшет или компьютер не приносит много пользы.

Игры с манкой

Такая методика обучения подходит для детей 2-3 лет. Ни для кого не секрет, что все малыши очень любят рисовать. Так почему бы не использовать это в целях обучения алфавита?

Допускается использовать любой крупой, которая оказалась под рукой (манка, мука, пшеница и т.д.):

  • ее необходимо рассыпать на ровной поверхности и пальчиком прописывать каждую букву;
  • Дайте ребенку самостоятельно повторять все движения. Только так возможно получить результат обучения. Сегодня альтернативой манки является специальный кинетический песок.

Ассоциация букв

Этот метод подходит как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста. Такой процесс намного эффективнее, ученик с легкостью запоминает буквы согласно вызванным ассоциациям:

  • для каждой буквы нужно придумать свой предмет (овощ, фрукт, животное и т.д.). Если малыш не может запомнить какую-то ассоциацию, то нужно на время отложить эту позицию и вернуться к обучению через время;
  • для упрощения рекомендуется использовать готовые карточки или картинки.

Лепим буквы

Для укрепления знаний ученику нужно предложить слепить выученный алфавит. Этот способ подходит для детей от 4 лет. Для лепки используют пластилин или тесто, приготовленное самостоятельно. Слепив весь алфавит можно закрасить его любимым цветом или украсить разноцветными бусинами.

Другие способы обучения

Помимо всех перечисленных для детей 5-6 лет можно приобрести специальную азбуку, в которой нужно разукрашивать или обводить буквы. Помимо этого нужно чтобы ученик называл, с чем у него они ассоциируются.

Ещё одним прекрасным методом является:

  1. Электронный алфавит. Его приобретают в детских магазинах, прикрепить на стену или просто использовать там, где малыш проводит больше всего времени. Он работает от обычных пальчиковых батареек, при нажатии на определенную букву зачитывается стишок или песня. Таким образом, ему будет интересно самостоятельно обучаться, а у мамы появится немного свободного времени.
  2. Педагоги очень часто используют вариант магнитной азбуки. Для этого рекомендуется использовать специальную доску или холодильник, например. Таким образом, малыш будет не только запоминать алфавит, но и со временем учиться составлять отдельные слова. Также такая азбука очень яркая, выполняется в различных вариациях (бумажная, пластиковая и т.д.). Ещё одним неоспоримым плюсом такой методики является то, что магниты выпускаются в разной форме и цветах. Так ученик изучает не только сам алфавит, но и другой полезный материал.

Учим алфавит: цели и задачи

Прежде чем приступить к изучению алфавита, родители должны для себя ответить на вопрос: с какой целью? Ведь все поступки и действия совершаются для достижения определённой цели, и развитие детей не является исключением. Некоторые амбициозные мамы и папы мечтают вырастить всесторонне одарённого и развитого ребёнка, поэтому стараются приступить к обучению как можно раньше. Другим просто хочется при каждом удобном случае хвастаться успехами своего чада.

Но для адекватных родителей главная цель изучения букв – научиться читать. И здесь уже встаёт совсем другой вопрос: а готов ли ребенок на данном этапе к этому? Для начала давайте подробнее поговорим о том, что такое алфавит. Итак, это:

  • не просто буквы, а буквы в строгой последовательности, которые являются базой для любого языка;
  • знание алфавита является фундаментом для освоения азов чтения;
  • алфавит – ваш спутник на всю жизнь: это основа для систематизации документов, справочников, словарей, архивной информации.

Конечно, научить малыша алфавиту можно в любом возрасте. Достаточно каждый день показывать ему карточки с буквами или изучать азбуку по красочной книге, и он уже к двум годам запомнит алфавит

Но любые знания должны применяться на практике, и важно понимать, что не все дети готовы читать с ранних лет

Поэтому нет смысла тратить время и силы на изучение алфавита просто для развития памяти и внимания. Вероятность того, что ребенок забудет буквы к тому моменту, когда будет готов учиться читать, весьма велика. Для раннего развития есть масса других способов. Малышей 2-3 лет можно просто знакомить с буквами, не придерживаясь последовательности.

Но если речь идёт о детях 5-6 лет, у которых на горизонте маячит школа, то учить алфавит надо обязательно.

Как ребенка научить запоминать буквы: методики

В мире существует множество интересных и легких способов, методик, как выучить алфавит. Они могут быть представлены как в классическом виде, так и в виде компьютерных игр, лепки или специальных раскрасок.

Раскраски букв

Классические методики

Базовый вариант изучения алфавита — использование карточек с буквами, слогами и образами для закрепления ассоциаций и развития зрительной памяти. Азбука также является отличным вариантом, чтобы обучить основам грамоты.

Обратите внимание! Во время обучения не стоит торопиться, если ребенок устал или перестал заниматься, ему трудно запомнить новое, стоит устроить перерыв и вернуться к этому моменту позже. Для начала стоит заучить базовые гласные (О, У, А, И), а после этого приступить к простым согласным (М, Н, Т, Б, П, Г). Ребенок должен научиться произносить не название буквы, а её произношение

То есть не «ЖЭ» «ЭН» «БЭ», а «ЖЖ», «НН» и «ББ». Начинать изучение шипящих звуков стоит позднее, когда малыш запомнит более простые звуки

Ребенок должен научиться произносить не название буквы, а её произношение. То есть не «ЖЭ» «ЭН» «БЭ», а «ЖЖ», «НН» и «ББ». Начинать изучение шипящих звуков стоит позднее, когда малыш запомнит более простые звуки

Для начала стоит заучить базовые гласные (О, У, А, И), а после этого приступить к простым согласным (М, Н, Т, Б, П, Г). Ребенок должен научиться произносить не название буквы, а её произношение. То есть не «ЖЭ» «ЭН» «БЭ», а «ЖЖ», «НН» и «ББ». Начинать изучение шипящих звуков стоит позднее, когда малыш запомнит более простые звуки.

Приучать к изучению букв надо как в домашней обстановке, так и на свежем, особенно летнем воздухе: стоит заинтересовать малыша узнаванию изученных ранее букв на детских и взрослых рекламных щитах, вывесках, английских надписях в онлайн-режиме в играх.

Авторские методики

Созданы все условия, большое количество авторских методик, чтобы выучить буквы, звуки и алфавит. У каждого метода свои достоинства и недостатки.

Занятия театрализованной деятельностью во 2-х младших группах ДОУ

Важно! Не стоит пытаться использовать и комбинировать все способы сразу. Стоит остановиться на той методике, с которой комфортно и интересно работать малышу

Учим буквы: игровая методика Полякова

Основа метода Полякова — множественное показывание и озвучивание групп символов с постепенной их заменой. В русском языке образуются группы рифмующихся гласных (Э-Е, А-Я, О-Ё, Ы-И, У-Ю).

Продолжительность занятий всего 7-10 минут, частота — 2 раза в неделю. В свободное время надо закреплять ранее пройденный материал.

В этой методике используются карточки с буквами и применяется игровой подход, что облегчает и делает процесс интересным для ребенка.

Кубики Зайцева

Кубики помогут в обучении чтению с 2 лет. Обучение происходит, как увлекательная игра, в ходе которой дети начнут читать намного раньше, чем им наскучит занятие.

Принципы методики Зайцева:

  • Системная подача информации.
  • Наглядная подача информации, которая задействует разные каналы восприятия.
  • Подача информации от частного к общему и наоборот.

Основной принцип методики — обучения не по слогам, а по складам. Склад — созвучие согласного и гласного звука, отдельный гласный звук в виде слога или отдельный согласный звук в закрытом слоге, а также согласной с мягким или твердым знаком.

Карточки Домана

Карточки Домана

С рождения мозг настроен на изучение и познание окружающего мира. С помощью этой особенности можно приступать к успешному раннему обучению. Методика помогает сформировать тягу к знаниям, закладывает основы для высокого уровня интеллекта и помогает научиться раннему чтению.

Обратите внимание! Использовать карточки Домана для обучения можно с шести месяцев. Они представляют собой изображение и обозначающее его слово-надпись. Чаще всего, представлены в тематических наборах

Чаще всего, представлены в тематических наборах

Они представляют собой изображение и обозначающее его слово-надпись. Чаще всего, представлены в тематических наборах.

Последовательность выстроена от простого к сложному: начинается с простых слов, далее изучаются словосочетания и простые предложения, затем переходят к распространенным предложениям и начинают читать.

Методика Ольги Соболевой

Методика Ольги представляет собой творческий подход к процессу изучения звуков и букв, где задействован доминирующий вид памяти. Процесс обучения разделен на три информационных раздела для:

  • визуалов;
  • кинестетиков;
  • аудиалов.

Процесс обучения построен на игровой форме с плавным переходом к работе с книгами. Необходимо помочь ребенку полюбить печатное слово, а не бояться его.

Рекомендуемый возраст для начала занятий 3-4 года.

Буквоед.

У вас дома может появиться веселый Буквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку.

Например вот этот петушок –

очень необычный! Он ест буквы! Ну-ка! Дай ему покушать букву Б! А теперь он хочет букву А! Ах как вкусно ты петушка кормишь!

В буквоешку можно поиграть и по-другому:

В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики человечков – прорези в коробке).

Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках):

Кормим человечков (каждому человечку свою букву, если малыш ошибется – человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит (фасолькой со “своей” буквой):

Как заинтересовать ребёнка (а не заставить!)

Конечно же, для успешного освоения алфавита взрослым необходимо заинтересовать малыша, вызвать у него мотивацию. Способов для этого множество:

На прогулке мама показывает ребёнку, что буквы окружают нас повсюду — на магазинных «завлекательных» вывесках, рекламных баннерах

Обращать внимание следует на красочные варианты, где буквы крупные, цветные. Связывать буквы с конкретными образами («Смотри, О похожа на колечко или бублик, Ж — на жука, П — на турник, Г — на подъёмный кран, Д — на дом и т

д.»).
Устроить чаепитие с буквами

Связывать буквы с конкретными образами («Смотри, О похожа на колечко или бублик, Ж — на жука, П — на турник, Г — на подъёмный кран, Д — на дом и т. д.»).
Устроить чаепитие с буквами

В магазине можно постараться найти печенье в форме букв или же испечь его дома. Кроме того, в продаже бывают макароны аналогичной формы.

Можно предложить дошкольнику стопку красочных глянцевых журналов и разрешить ему вырезать оттуда буквы.
Приобретать различные игры, связанные с буквами: лото, домино, парные картинки (где нужно соединить по принципу пазла букву с изображением).

Разрешить ребёнку печатать в программе World — нажимать на различные буквы и смотреть на их изображение на экране. При этом нужно выставить красивый крупный шрифт яркого цвета (можно сделать цветную заливку для каждой буквы).
Внести элементы обучения в интерьер детской и других комнат. Это могут быть подушки в виде букв, коврики-пазлы, шторы с таким узором.

Естественно, исходя из указанных игр и занятий, родителям нужно будет заготовить необходимый дидактический материал (ведь алфавит не получится изучать «на пальцах»). Это кубики с изображением букв (мягкие, деревянные, пластмассовые и т. д.), плакаты, карточки, азбука (в том числе интерактивная). Для занятий также понадобится бумага, цветные карандаши, фломастеры, счётные палочки, природный материал и пр.

Дидактического материала для изучения букв может быть очень много, главное — желание родителей

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?

Главное: не учите буквы — запоминайте звуки! Ребёнку важно знать не названия букв, а то, как произносится звук. Когда вы учите букву «п», говорите: , а не

Если ребёнок запомнит название, как в алфавите, а не звук, то будет читать слово «папа» как «пэ-а-пэ-а».
На этом этапе важно чётко проговаривать согласные буквы, а гласные как бы пропевать, так малышу будет проще их различать.
Чтобы запомнить сами начертания букв, можно лепить их из пластилина, выкладывать из пуговиц, рисовать пальцем на блюдце с манкой, раскрашивать.
Как только ребёнок выучит буквы, можно переходить к слогам. Для начала пусть это будут слова, в которых слоги повторяются: ма-ма, ба-ба, ку-ку. Потом — более сложные, из трёх и четырёх слогов. Стремитесь к тому, чтобы малыш читал звуки слитно, целыми словами.

Чтение слогов лучше довести до автоматизма и только после этого обращаться к тексту

Также важно не только учить выразительно читать, но и понимать прочитанное: некоторые дети без запинки «шпарят» тексты, но пересказать, о чём они, не могут.

Для детей 3 лет

В этом возрасте дети любят слушать, когда им читают, но сажать их за книги и просить запоминать алфавит еще рано, так как малыши не могут сидеть на одном месте и долго сосредотачиваться. Придется применить некоторые хитрости.

Вкусная азбука

Можно написать кремом буквы на десерте для детей. Можно вырезать их из фруктов или выложить на поверхности каши из ягод. Испечь в виде букв сладкие булочки или нарезать колбасу для бутерброда

Такие съедобные составляющие алфавита обязательно привлекут внимание ребенка и надолго останутся в памяти

Не стоит каждый раз готовить одну и ту же букву, ожидая, когда малыш выучит ее назубок. Это может надоесть, и интерес будет утерян. Лучше знакомить его с 3-4 буквами в неделю, чередуя их между собой.

Знакомые буквы

Понадобятся фотографии мамы и папы, изображения любимых животных и предметов, а также магнитная азбука. Принцип следующий: на холодильник, шкаф или другую подходящую поверхность крепится картинка, а под ней выкладывается нужное слово.

Малышу говорят, что написано под изображением. Каждый раз, глядя на фотографию мамы, он видит слово – “МА-МА”. Так кроха задействует зрение, в уме проговаривает слово, и буквы становятся узнаваемыми. Подобное изучение приносит хорошие результаты.

Также, детям в 3 года можно показывать развивающие мультфильмы про алфавит.

Перегружать ребенка опасно

Сейчас чтение, через полчаса — рисование, еще через час — английский, а потом письмо… В таком темпе деткам сложно запоминать новую информацию. Бесконечные уроки начиная с двух с половиной лет кажутся родителям правильным направлением в развитии крохи. Но в этом случае они упускают одну важную вещь — ребенок учится, играя. И значительно лучше усваивает знания, которые подаются ему в игровой форме. Кроме того, нельзя пытаться одновременно «нагрузить» малыша и русскими буквами, и английскими, и цифрами, и знаками препинания в придачу. Это не принесет ожидаемого родителями эффекта. Обучение должно быть размеренным, постепенным.

Кстати, именно поэтому изучение английского языка в школьной программе было перенесено на второй класс. Первоклассники должны освоить родной язык, который также начинается с азбуки. Букв в нем много, звуков — тоже. Одновременно они знакомятся с цифрами, математическими знаками. Добавьте к этому еще и иностранную азбуку, и получится «каша». Поэтому английский алфавит для детей второго класса стал способом облегчить задачу школьникам и их родителям. В первом классе школьник должен освоить родную азбуку, а во втором — иностранную. И только потом постепенно начинать читать простые слова и предложения.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Старше 9 лет: прививаем любовь к чтению

Во время летних каникул дети читают в среднем всего три-четыре книги, несмотря на список для чтения. Отчасти это связано с тем, что в период обучения чтению некоторые из них получили негативные установки. Их ругали, если дети коверкали слова или читали слишком медленно по сравнению с одноклассниками — иначе, чем ожидали педагоги и родители. Это подтвердил опрос ВЦИОМ в 2021 году «Отношение российских детей и подростков к чтению книг».

Некоторые родители доплачивают за прочтение книг. Но это — не лучший выход, потому что так можно привить разве что любовь к деньгам, но не чтению.  Разбираемся, что поможет привить любовь к книгам.

Метод Кассиля

Чтобы мотивировать ребёнка самого прочесть книгу, хорошая идея – воспользоваться методом детского писателя Льва Кассиля. Для этого понадобится книга с захватывающим сюжетом. 

Схема простая, но действенная. Читаем до самого любопытного места, ссылаемся на важные дела и оставляем школьника наедине с книгой. Тогда ребёнок сам захочет прочитать её, чтобы узнать, что произошло дальше. Ещё одна полезная идея — читать вместе: например, страницу — вы, страницу — ваш ребёнок.

Схема простая, но действенная. Читаем до самого любопытного места, ссылаемся на важные дела и оставляем школьника наедине с книгой. Тогда ребёнок сам захочет прочитать её, чтобы узнать, что произошло дальше. Ещё одна полезная идея — читать вместе: например, страницу — вы, страницу — ваш ребёнок.

Мотивация в мире ребёнка

Чтобы привить ребёнку настоящую любовь к чтению, важно объяснить ценность процесса на языке ребёнка. Ценности уровня «руководить всеми в абстрактном будущем» или «натренировать грамотность» для большинства детей малоинтересны

Заинтересовать может ваше личное отношение, персональная выгода ребенка — причём в настоящем времени или в ближайшем будущем. 

Как говорить с ребёнком о книгах: демотивирующие и мотивирующие детей  формулировки

Не мотивирует

Мотивирует

Читающие люди управляют теми, кто смотрит телевизор/ютуб.

Классическая литература развивает грамотную речь.

Эту книгу сказала прочесть твоя  учительница.

Тебе обязательно нужно прочесть эту книгу.

Эту книгу рекомендовала тётя Зина.

Ты получил двойку и вот в наказание тебе книга: завтра жду подробный пересказ, иначе никаких прогулок с друзьями!

Книга круче киноверсии, потому что не ограничивает воображение.

Классика — литература элиты, богемы и сообщества успешных людей.

Эта моя любимая книга, хочу тебя с ней познакомить.

Это книга автора, который тебе понравился.

Это любимая книга актрисы из фильма, который тебе нравится.

Ты меня очень порадовала: выполнила все мои просьбы, вот тебе за это подарок — моя любимая книга.  

Правильное окружение

Чтобы повысить интерес к книгам, рекомендуем окружать школьника книгами везде. Хорошо, если кроме основной библиотеки у него в комнате будет собственная. А также филиалы большой библиотеки на кухне, в гостиной, на балконе.  

Ещё больше мотивацию читать повышают сверстники. Здесь можно пойти двумя путями. Первый — предложите ребёнку и его другу коллекционировать книги одного жанра или одного автора. Второй — отведите ребёнка в социум, где он встретит таких читающих друзей.

Куда отвести ребёнка, чтобы обрести друзей-интеллектуалов:

  • детский клуб литераторов;
  • детский книжный клуб;
  • театральная студия;
  • библиотека.

К счастью или к сожалению, удовлетворение познавательной функции в наше время взял на себя интернет. Поэтому те же театры, книжные клубы и библиотеки можно найти в сети. Кроме художественной литературы, предлагаем знакомить школьника и с полезной, которая поможет ему выбрать призвание.

И ещё один неочевидный лайфхак напоследок. Чтобы ребёнку было проще учиться читать и писать, рекомендуем развивать полезные привычки: и у школьника, и у всей семьи. Так же, как и семейное чтение, совместные здоровые завтраки, обеды и ужины сформируют полезные привычки и улучшат состояние организма. Отличить по-настоящему здоровые привычки от бесполезных, но тиражируемых, помогает курс Здоровое питание от А до Я.

Практические задания на изучение букв от childdevelop

Чем быстрее ребенок выучит буквы, тем быстрее он научиться читать. На нашем сайте размещены практические задания на изучение букв. Практические задания изучаем буквы способствуют лучшему усвоению материала ребенком, при этом, задания не покажутся ему скучными, и он с радостью будет выполнять их вместе с родителями. Буквы для малышей – это нечто новое, своеобразная ступень в развитии, поэтому мы собрали только те упражнения, которые позволяют совмещать процесс обучения с игрой. Таким образом, ребенок усвоит, что ничего страшного в том, чтобы учить буквы в игровой форме нет, и с интересом будет ждать следующего урока.

Если Вы считаете, что такие занятия можно проводить и самостоятельно, не прибегая к специальной помощи педагогов, но не знаете как выучить буквы с ребенком – скачайте наши обучающие практические задания и выберете из них наиболее привлекательные для Вас. Раздел ” учим буквы играя” можно применять по отдельности, или совмещать уроки. Вы можете заниматься по одной методике, затем подключить другую, что только поспособствует лучшему запоминанию материала малышом.

Главное – помнить, какое бы направление в изучении новой для малыша темы вы не выбрали, главное – это систематический подход к обучающему процессу. Он не только дисциплинирует ребенка и приучит к тому, что есть время для занятий, но и не даст ему забыть в скором времени пройденную букву или урок. Перед тем, как учить детские буквы, выберете определенные часы для занятий – всего несколько минут в день и придерживайтесь режима. Ежедневные практические задания на изучение букв уже очень скоро принесут результаты. Занимаясь с ребенком с детства можно хорошо развить память, логическое мышление и воображение.

Всегда хвалите ребенка за успехи

Хвалить и поощрять ребенка нужно не только за успехи, но и за проявленный интерес к обучению. Категорически не нужно наказывать за неправильно или криво написанные буквы. Если не получается запомнить букву или слово, попробуйте сделать перерыв в обучении, а затем в новой и необычной форме повторите урок.

Ребенок не должен чувствовать себя виноватым за то, что неспособен запомнить буквы так быстро как хотелось бы родителям. Дети очень чувствительны к несправедливости по отношению к себе и очень верят в добрую, всепрощающую, всепонимающую маму. А такая мама всегда найдет свой особенный подход к своему уникальному ребенку.

Хвалите ребенка, когда учите с ним буквы, за каждый его успех

Для детей 5 лет

В 5 лет дети начинают проявлять осознанный интерес к чтению. Этот возраст считается оптимальным для изучения алфавита.

Хороший способ помочь малышу выучить буквы, это подарить ему букварь. У него должны быть и другие детские книги. При покупке лучше отдавать предпочтение экземплярам, в которых слова напечатаны по слогам крупным шрифтом. Хорошо, когда родители, читая книгу, водят пальцем по тексту. Так ребенок сможет связывать услышанное с увиденным и запоминать буквы.

В 5 лет дети по-прежнему любят играть. Обычно родители в этот период активизируются, уделяя больше времени тому, чтобы провести подготовку к школе

Хорошо, если они проводят с детьми обучение в форме школьных занятий и посещают разные кружки, но не следует забывать, что важно оставлять достаточное время на игры, в том числе те, которые помогут ему освоить азбуку

Игры для изучения алфавита

Чтобы облечь процесс изучения букв в игру, вам понадобятся кубики с изображением букв (можно самостоятельно сделать аналог, разрезав листы бумаги и написав на них все буквы алфавита по одной на кусочке). Ребенок сможет их двигать самостоятельно, формируя слоги.

Для начала сконцентрируйтесь на открытых гласных (А, О, У, Ы, Э), рот при их произношении открывается шире. К мягким (Е, Ю, Я) можно будет перейти позже, когда закрепятся первые. Объясните ребенку, как строится слог, для начала, из двух букв: одна согласная, другая — гласная. Раскладываем нужные нам кубики и следующим шагом добавляем элемент игры. Игры вы можете придумывать самостоятельно по подобию примеров ниже.

1. Песенка птиц. Введите несколько персонажей: гусь, который говорит «‎ГА», курица, которая говорит ‎«‎КО», кукушка, которая говорит ‎«‎КУ» и сова, которая говорит «ВУ». ‎Ребенок в этой игре зритель, который «‎записывает»‎ выступление, чтобы рассказать, о чем пели птицы, своим друзьям. Вы рассказчик. Роли участников хора достаются игрушкам. Любая объемная поверхность, к примеру, диван — сцена.

‎«‎Дождавшись гостя, они начали петь песню, которую очень долго репетировали. “ГА”, “КУ”, “ВУ”, “КО”» — пропеваете вы и просите петь с вами ребенка.

‎«‎Гостю так понравилась песня, что он решил записать ее слова для друга, чтобы потом спеть ее вместе с ним» — произносите вы и просите сложить ребенка слова каждой птицы, помогая при возникновении трудностей.

2. Когда ребенок привыкнет к слогам, можно переходить к более продвинутым вариантом. В этом вам отлично помогут холодильник и магнитики в форме букв на нем.

Нарисуйте с ребенком предмет или животное, птицу, например, кукушку. В процессе рисования спрашивайте ребенка, как кукушка поет. Он уже знает ответ на этот вопрос, так как вы играли с ним в игру с участием кукушки.

Затем вместе с ребенком повесьте рисунок на холодильник и попросите его выложить из букв-магнитов, как поет кукушка. Далее добавьте слог «ШКА». Объясните ребенку, что так получилось название птицы. 

Таким образом вы превратите обучение ребенка в веселую игру, где он будет активным участником. Это поможет развить в нем интерес и построить ассоциации, благодаря которым он будет запоминать все больше слогов и постепенно станет собирать их в слова.

Проблемы при неправильном обучении чтению

Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а  это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.   

Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух

Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове

А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

Методические основы обучения чтению по слогам

В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

Как учатся малыши

Для того, чтобы понять, как научить ребенка буквам, нужно разобраться в том, а как вообще учатся маленькие дети. Детская психика отличается от психики взрослого человека и целенаправленно учиться малыши не могут. Все обучение у ребятишек до семилетнего возраста происходить должно в игре. Ведь именно игра и есть в этом возрасте самое главное детское дело, через игру ребенок учится и осваивает мир вокруг себя. Поэтому ответ на вопрос : «Как научить ребенка буквам?», — будет прост – учите играя.

Еще одна особенность маленьких детей состоит в том, что они познают окружающий мир всеми органами чувств и чем больше каналов восприятия задействовано при обучении, тем оно будет успешнее. Ребенок должен не только видеть или слышать познаваемое, ему нужно объект и потрогать, и попробовать на вкус, и понюхать. Как научить ребенка буквам? Задействуйте для этой цели все органы чувств: рассматривайте буквы, пропевайте их, трогайте, рисуйте и лепите, и играйте, играйте, играйте.

Как легко выучить с ребенком буквы?

Любая работа лучше спорится тогда, когда она интересна. И воспринимается не как обязанность, а как развлечение. Превратить изучение букв в игру, от которой ребенок будет получать удовольствие получится, если игра и обучение станут единым целым. Как выучить с ребенком буквы, играя? Используйте для этого красочные кубики с буквами, открытки со стихами и азбукой или просто читайте на улицах вывески магазинов во время прогулок с ребенком.

Учимся буквам с помощью кубиков

Если понаблюдать за малышом во время его игры с любимыми игрушками, несложно будет придумать свой уникальный метод обучения. Например, если мальчик любит играть с машинками, – можно нагружать кубики с буквами в кузов и одновременно рассказывать, какие буквы попали в грузовик. Если у ребенка есть игрушка у которой есть имя, попробуйте составить это имя из пластмассовых букв и расскажите ребенку, что вы написали. Подражая вам, он сам захочет писать имя своей любимой игрушки.

Учим буквы играя

Первым шагом для изучения алфавита может стать запоминание самых легких для восприятия букв, для большинства детей, это гласные. Например, будет полезно показать букву «О», правильно ее при этом произнести, и сказать на что она похожа на какой-то предмет, чтобы запустить механизм запоминания методом ассоциаций.

Если вы считаете, что ребенок запомнил и букву, и то как она произносится, переходите к следующей букве.

Переходите к изучению следующей буквы, тогда когда ребенок запомнит предыдущие

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий