Содержание образовательных областей по ФГОС ДО
26 июня, 2016 admin
В ФГОС ДО все направления развития и образования дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Основные задачи образовательных областей можно посмотреть здесь.
А в данной статье мы разберем содержание каждой области, то есть выясним, что входит в то или иное направление развития и образования.
Такая структуризация будет достаточно условной, так как многие личностные качества (самостоятельность, инициативность и др.), а также знания, умения и навыки воспитанников развиваются и формируются при обязательном учете принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Например, эмоциональное или творческое развитие дошкольников нельзя «вставить» в какую-то одну образовательную область. Эмоциональность и творчество развиваются во всех сферах деятельности детей.
Тем не менее, основное содержание образовательных областей такое:
- Социально-коммуникативное развитие:
— нравственное воспитание,
— патриотическое воспитание,
— правовое воспитание,
— гендерное воспитание,
— коммуникативное развитие,
— трудовое воспитание,
— формирование основ безопасности жизнедеятельности.
- Познавательное развитие:
— ознакомление с окружающим социальным миром,
— ознакомление с окружающим природным миром,
— ознакомление с окружающим предметным миром,
— формирование элементарных математических представлений,
— экспериментирование и исследовательская деятельность,
— сенсорное развитие.
- Речевое развитие:
— формирование звуковой культуры речи,
— формирование словаря,
— формирование грамматического строя речи,
— развитие связной речи,
— развитие речевого творчества,
— ознакомление с художественной литературой,
- Художественно-эстетическое развитие:
— развитие восприятия произведений искусства и литературы,
— музыкальное развитие,
— рисование,
— лепка,
— конструирование,
— аппликация.
- Физическое развитие:
— охрана и укрепление здоровья,
— развитие физических качеств,
— формирование представлений о здоровом образе жизни.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Опубликовано в рубрике ФГОС дошкольного образования
Физическое развитие
Физическое воспитание в детском саду должно содержать следующий перечень мероприятий:
- организация двигательной деятельности;
- выполнение упражнений на координацию и гибкость;
- правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
- развитие моторики;
- формирование представлений о видах спорта.
Все перечисленные задачи должны быть направленны на формирование правильного поведения по здоровому образу жизни.
Охрана и укрепление здоровья
Стандарты образованию включают в себя мероприятия по полноценному развитию детского здоровья. Полноценное физическое развитие влияет на эмоциональное состояние. Охрана и укрепление предусматривает комплекс мероприятий, включающих в себя:
- воздушные ванны;
- пальчиковую гимнастику;
- утреннюю зарядку;
- физкультминутки;
- спортивные игры на свежем воздухе.
Важно! В течение всего года с родителями проводятся профилактические беседы о правилах укрепления здоровья детей
Физкультминутка в ДОУ
Развитие физических качеств
Под физическими качествами понимается состояние ребенка, его конституция, физиологическое строение. Для его развития в детских садах разрабатываются комплексы упражнений в зависимости от возраста.
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Занятий по формированию основных правил здорового образа жизни должны быть комплексными и затрагивать различные виды деятельности. Рекомендуется для закрепления материала использовать творческие методы, например, предложить детям нарисовать рисунок на тему закаливания.
Большую роль в изучении норм здорового образа жизни играет пример родителей. Поэтому работа должна вестись не только в детском саду, но и закрепляться дома. Родители должны действовать совместно с педагогами.
Использование всех пяти областей в образовательном процессе дошкольников позволяет сформировать у детей необходимые знания для дальнейшего успешного освоения школьной программы.
Особенности развития технического творчества дошкольников
Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:
- Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
- Планировать свою деятельность.
- Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
- Выделять части и объединять их в целое.
- Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.
Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.
Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру
Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата
Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.
Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:
- магнитные конструкторы;
- строительные наборы;
- различные кубики;
- блочные конструкторы;
- наборы для моделирования;
- конструкторы с суставным креплением;
- конструкторы с болтовым креплением.
Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников
Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.
К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:
- Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
- Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
- Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
- Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
- Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
- Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
- Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.
Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.
Познавательное развитие
Направление познавательного воспитания включает в себя развитие любознательности в детском возрасте. Основными задачами можно назвать:
- обучение познавательным действиям;
- формирование представлений об окружающем мире;
- становление знаний о себе;
- изучение понятий формы, цвета, размера.
Обучение строится на развитии воображения и творчества.
Ознакомление с окружающим социальным миром
В основе программы лежит ознакомление с нормами поведения в семье, взаимоотношении со сверстниками и старшими. Формируются представления об эмоциональном состоянии людей, моральными качествами.
Ознакомление с окружающим природным миром
Занятия по изучению окружающего мира проводятся в детском саду на протяжении всего учебного года. Они включают в себя изучение явления природы, времени года, признаках. Теоретический материал необходимо подкреплять проведением экскурсий, сочетать с творческой деятельностью, рисованием, лепкой, созданием аппликаций.
Ознакомление с окружающим предметным миром
Задача воспитателей детского сада в процессе проведения образовательной деятельности с дошкольниками сформировать у них элементарные представления об окружающем их мире. Дети учатся обобщать предметы, формировать их по группам, определять свойства.
Формирование элементарных математических представлений
Особое внимание в детском саду уделяется формированию начальных математических знаний. Занятия в этом направлении проводятся с самого раннего возраста, преимущественно в игровой форме. Дети изучают понятие формы, пространства, количества, изучают порядковый и количественный счет
Дети изучают понятие формы, пространства, количества, изучают порядковый и количественный счет.
Знакомство с цифрами
Экспериментирование и исследовательская деятельность
Одним из методов познания окружающей среды для детей дошкольного возраста является постановка экспериментов. Они дают возможность детям получить представление о предметах с разных сторон.
Эксперименты и исследовательская деятельность положительно влияет на творческие способности детей.
Сенсорное развитие
Под сенсорным воспитанием в образовательном процессе понимается развитие представлений о внешнем мире
Этому направлению уделяется наибольшее внимание. От того, насколько эффективно сенсорное развитие в раннем возрасте, зависит дальнейшая успеваемость в школе. Это фундамент умственного развития, который закладывается с самого рождения
Это фундамент умственного развития, который закладывается с самого рождения.
Формы и приёмы
Чтобы привлечь малышей к художественно-эстетическому обучению, воспитателям необходимо использовать определённые методы. В детских садах они применяют разные формы организации развития:
- Игровая деятельность. Позволяет ребёнку познакомиться с множеством разновидностей и особенностей искусства. Часто такая деятельность может принимать форму арт-терапии, драматерапии, танцевальной терапии и т. п. Все они имеют игровую направленность и вызывают положительные эмоции у детей.
- Учебные занятия. На них дети учатся рисовать, лепить фигурки из пластилина, делать аппликации, работать с конструктором.
- Выставка. Позволяет оценить результаты творческой деятельности малышей и определить, сколько ещё понадобится времени, чтобы улучшить их навыки.
- Праздники. Праздничная атмосфера позволяет повеселить дошкольников творческими конкурсами, концертами, тематическими постановками, музыкальными сказками.
Дошкольное образование включает множество приёмов эстетического воспитания детей. Воспитатели показывают малышам картины, объекты природы и искусства. Затем взрослые устраивают увлекательную беседу и учат дошкольников комментировать увиденное.
В старших группах требуется более высокий уровень развития мышления. Детям необходимо сравнивать творческие работы и анализировать их.
К примеру, на уроках рисования воспитатель направляет руку ребёнка с кисточкой по бумаге. В средней группе дети следят за движениями взрослого и повторяют за ним. Старшие воспитанники должны расширять представления о форме и структуре объектов. Они максимально обследуют предметы и учат новые слова, с помощью которых они описывают произведение искусства.
Необычные техники творчества
Для старших групп воспитатели используют более сложные методики. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности помогают разнообразить занятия и сделать их интереснее:
- «Пальцевая живопись». Малыши наносят краску на бумагу с помощью пальцев, а не кисточки. Красители наливают в плоские розетки, рядом ставят стакан с водой. В нём детки моют пальцы, которые затем протирают сухими салфетками. Если планируется рисовать ладошкой, то краску наливают в блюдце.
- Кляксография. Малыш ставит на бумаге кляксу, которая капает с кисточки. Затем ребёнок берёт лист и наклоняет его в разные стороны. Краска расходится по бумаге и образует узор. С помощью нескольких клякс возможно создать целый рисунок.
- Монотипия. При этой технике краску наносят на кусочек бумаги или стекла. Затем дошкольник водит им по листу и прижимает, чтобы получилось изображение. Рисунок зависит от размера кусочка бумаги с краской и степени надавливания.
Необычные техники часто дополняют другими приёмами. Например, при кляксографии можно использовать сырой лист бумаги, с которой получится сделать рисунок ярче и интереснее. При монотипии нередко используют поролон, ватную палочку или листья деревьев.
Положения для детского сада
- Положение о профессиональной этике работников ДОУ
- Положение о комиссии по профессиональной этике работников ДОУ
- Положение об официальном сайте ДОУ
- Положение о запрете курения в детском саду
- Положение о контрольно-пропускном режиме в ДОУ
- Положением о привлечении и расходовании добровольных пожертвований в ДОУ
- Положение об организации питания воспитанников ДОУ
- Положение об административном контроле организации и качества питания в ДОУ
- Положение о бракеражной комиссии в ДОУ
- Положение о порядке взимания родительской платы в ДОУ
- Положение о работе контрактного управляющего в ДОУ
- Положение о сотрудничестве ДОУ с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
- Положение о премировании и материальной помощи в ДОУ
- Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат, надбавок, премий, материальной помощи в ДОУ
- Положение о системе видеонаблюдения в ДОУ
скачать: инструкции для пищеблока (кухни) Инструкции для пищеблока Школы, ДОУ, Столовой, Ресторана, Кафе. Обновление: 05.04.2021
ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие
4 ноября, 2014 admin
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха. Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач: — развитие творческого потенциала ребенка; — развитие образного, ассоциативного мышления; — развитие самостоятельности и творческой активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: — развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; — становление эстетического отношения к окружающему миру; — формирование элементарных представлений о видах искусства; — восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; — стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; — реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: 1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях; 2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника
Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
В рубрике «Художественно-эстетическое развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению. Для музыкальных руководителей создана отдельная рубрика — «Музыкальное развитие».
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Опубликовано в рубрике ФГОС дошкольного образования
3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечиваетмаксимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности;
● в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
● учёт возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
● наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
● свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
● исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
3.3.5. Организация и индивидуальный предприниматель самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, в соответствии со спецификой Программы.
Слайд 11Музыкальная деятельностьПение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развиватьумение подпевать
фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональностьи образность восприятия музыки через движения. Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом),выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, , менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
Слайд 9Конструктивно-модельная деятельностьВ процессе игры с настольным и напольным строительным материалом знакомить
детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр) Учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.Способствовать пониманию пространственных соотношений.Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, со-размерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.Поддерживать желание детей строить самостоятельно.В летнее время способствовать строительным играм с использованиемприродного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).