Особенности профессии психолога
Профессия психолога появилась, чтобы удовлетворить потребность людей, не страдающих клиническими нарушениями психического здоровья, но испытывающих определенные трудности в повседневной жизни. Консультирующий психолог/психотерапевт имеет высшее образование в области психологии и выполняет главную задачу – дает клиентам информацию, которая помогает в преодолении сложных ситуаций.
Важно! Медикаментозное лечение может назначать только врач, который дополнительно обучился на психотерапевта, а психолог проводит лишь консультирование или сеансы психотерапии. Давайте разберемся в их отличии и предназначении.
Стрессы переноса/контрпереноса, особенно возникающие в связи с чувствами любви или ненависти по отношению к пациенту
Переживание сильных чувств по отношению к пациенту, которыми нельзя поделиться в лечебном сеттинге, зачастую пробуждают в аналитике желание разделить их с другими. Я говорю здесь о чувствах, дестабилизирующих настолько, что они угрожают превысить способность практикующего анализ к “контейнированию”. Я полагаю, что наибольшую проблему представляет ненависть. Вызывающий ненависть пациент – реальная проблема для аналитического лечения, и эти чувства, когда они возникают у аналитика, необходимо признавать, чтобы появилась возможность их нейтрализации и доступности для понимания матрицы переноса\контрпереноса аналитической пары. Ненависть может возникать вследствие скуки, вследствие неспособности пациента к прогрессу, его заторможенности и ничегонеделаньи при завершении сеанса (Винникотт: “Ненависть выражается существованием конца “часа””), в результате наших идиосинкразических реакций на конкретного пациента, или в особенности вследствие проекции пациентом его собственных непризнаваемых чувств на аналитика. Если аналитик отрицает существование своей контрпереносной ненависти, выше вероятность того, что она будет отыграна. Кроме того, ненависть к пациенту не согласуется с нашими гуманистическими ценностями и возвышенными представлениями о себе – об оказываемой нами заботе. Однако ее необходимо признать, чтобы интегрировать в наше понимание динамики переноса/контрпереноса.
Этапы психотерапевтического процесса
Первая встреча терапевта с клиентом служит для определения потребности в
помощи и мотивации
Наибольшее внимание уделяется построению оптимальных
терапевтических отношений, преодолению первой линии сопротивления
На встрече преподаются принципы построения психотерапевтического
взаимодействия, этические нормы и правила.
Перед началом терапии используются различные диагностические процедуры.
Л.Ф. Бурлачук предлагает ориентировочную схему интервью, которое используется
для сбора информации о клиенте.
1. Демографические данные.
2. История проблемы: когда клиент столкнулся с проблемой, в каком
контексте, как проблема проявляется в поведении и на соматическом уровне, как
клиент ее переживает, каково его отношение к ней, в каком контексте она
возникает, влияет ли проблема на внешний вид других людей и т.д.
3. Они получают психологическую или психиатрическую помощь.
4. Образование и работа (включая отношения со сверстниками, учителями в
школе, удовлетворенность работой, отношения с коллегами, большинство стрессоров
в этой области) 5.
5. Здоровье: наиболее важные проблемы со здоровьем на данный момент,
нарушения сна, аппетита.
6. Социальное развитие: наиболее важные события жизни, ранние воспоминания,
текущая жизненная ситуация, распорядок дня, деятельность, общение, хобби,
ценности, убеждения.
7. Семья, семейное положение, отношения с противоположным полом, пол.
8. Стереотипы реагирования (исследуются через наблюдение за невербальным
поведением).
Эта беседа позволяет оценить психологический статус и общую жизненную
ситуацию клиента, понять особенности проблемы, ее основные трудности, мотивацию
обращения за помощью и пути решения проблемы.
Второй этап посвящен представлению отношений. Психотерапевт описывает
клиенту модель психотерапии и устанавливает отношения взаимной ответственности.
Поскольку в процессе психотерапии происходят определенные личностные изменения,
необходимо обсудить эту перспективу с клиентом. Сознательно или бессознательно
он или она может бояться потерять привычные, непродуктивные, но уже ставшие
привычными способы поведения и отношений. Сотрудничество является необходимым
условием успешной психотерапии, поэтому при организации взаимодействия
психотерапевт учитывает установки, ожидания и стиль общения клиента.
Установление хороших психотерапевтических отношений определяется тем, насколько
клиент и психотерапевт готовы к самораскрытию и обсуждению трудностей в
терапевтическом процессе и особенно в общении. Когда клиент искренне вовлечен в
процесс, пытается работать, открыт, говорит, что психотерапевт правильно
понимает его чувства, а психотерапевт не испытывает напряжения при
самораскрытии или использовании конфронтационных и других техник, можно
переходить к следующему этапу работы.
На третьем этапе происходит постановка целей и разработка альтернатив.
Терапевт обосновывает психотерапевтическую стратегию и описывает ее основные
шаги и компоненты. Выбор стратегии определяется подготовкой психотерапевта,
личностными особенностями клиента и характеристиками проблемы. Работа над
проблемой начинается с ее исследования, что требует от клиента выражения,
принятия и осознания бессознательных эмоций. Для этого используются различные
техники: Работа с переносом (психоанализ), телесные техники
(телесно-ориентированная терапия), метод двух стульев (гештальт-терапия),
психодрама. Выражение чувств оказывает катарсическое действие и снимает
напряжение. Следующий шаг — перейти от выражения чувств к их пониманию,
осознанию и интеграции пережитого опыта. В этом процессе клиент сталкивается с
непризнанными, бессознательными частями своей личности. Она описывается в
терминах инсайта (психоанализ, психодрама) и осознания (гештальт-терапия).
Четвертый этап — работа над поставленными целями. Теоретическая модель структурирует для психотерапевта его взгляд на психологическую реальность и определяет выбор методов. Психотерапевт разрабатывает уникальную стратегию взаимодействия с конкретным клиентом, руководствуясь характеристиками проблемы, личностными особенностями и ресурсами клиента (финансовыми, временными, личными) и ролью ближайшего окружения клиента.
Зависимость от психотереапевта
Это довольно
распространенная характеристика пациентов, которая проявляется в процессе
психотерапии. Большинство пациентов в начале лечения имеют амбивалентную
мотивацию в плане формирования отношений с психотерапевтом: с одной стороны,
стремление к независимости и сопротивление контролю и давлению, с другой
стороны, поиск поддержки, опоры и помощи. У здорового человека баланс потребностей
в независимости — зависимости меняется в процессе социализации: зависимость
уменьшается, независимость увеличивается. В определенных обстоятельствах, у
любого человека, зависимость может периодически усиливаться, например, при
болезни; независимость также может усиливаться, например, при достижении успеха
или в полностью контролируемых опасных ситуациях. Согласно идеям В.Н. Мясева,
зависимость становится все более устойчивой формой отношения пациента к другим
людям и может перерасти в невротическую зависимость как черту характера.
В
психотерапевтическом плане невротическая зависимость связана с такими Согласно
психоаналитической точке зрения, зависимость — это проявление посредничества Я
в интрапсихическом конфликте, выражение сопротивления и защиты. Эта зависимость
возникает в результате недостаточного удовлетворения и формирования завышенных
требований во время оральной фазы психосексуального развития и переживания
тревоги разлуки во время анальной фазы развития. Стремление к доминированию в
анальной фазе подавляется при стойкой зависимости, но другие анальные влечения
проявляются в пассивно-агрессивном контроле объекта со стороны зависимого
пациента. В своей зависимости пациент пытается избежать садистских побуждений,
характерных для более поздних стадий. Эти желания победить соперника и
отомстить объекту, принесшему разочарование (переживания в контексте Эдипова
конфликта), порождают тревогу, связанную со страхом кастрации и разлуки, что
является основной мотивацией для регрессии в аддиктивное поведение.
Зависимость
как сопротивление проявляется в том, что пациент сопротивляется анализу
переноса, фокусируется на реальных аспектах отношений с терапевтом и пытается
сделать его самым важным человеком в своей жизни. Терапевт воспринимается как
основной источник власти. Инсайт не влечет за собой изменения поведения;
пациент стремится быть «хорошим»; он не меняет свою жизненную
ситуацию, потому что это грозит прекращением лечения и отношений с
психотерапевтом.
По мнению
Фрейда (S. Freud), для того чтобы кардинально изменить человека, необходимо
вовлечь его в эмоционально заряженные отношения и воздействовать на него в
желаемом направлении через зависимость. В психоанализе возникновение 3-й о. п.
рассматривается как признак прогресса, поскольку это может способствовать
разрешению невроза переноса. Однако существует опасность развития постоянной
привязанности к психотерапевту, что может неоправданно затянуть процесс
лечения. На пути к развитию более сильного «Я» пациент сначала
обучается доверять терапевту, чтобы развить независимость на основе
доверия-зависимости. Конечно, психотерапевт не поощряет зависимость, но и не
должен делать ничего, чтобы противодействовать углублению зависимости.
В основе
зависимости может лежать невротический конфликт зависимости-независимости,
который отражает столкновение инфантильных требований опеки и стремления эго к
активности и независимости. Часто модель манипулятивного поведения проявляется
в зависимом и беспомощном пациенте, который внешне играет подчиненную роль, но
в действительности использует ее для получения контроля и доминирования над
другими. Такой пациент инстинктивно вовлекает психотерапевта в этот вид
общения, апеллируя к часто неосознаваемой потребности пациента быть всемогущим.
В процессе психотерапии важно сосредоточиться на проработке специфического травматического опыта, связанного с зависимостью. Психотерапевт направляет свои усилия на мобилизацию саногенных личностных ресурсов пациента и преодоление его привычного желания утвердить свою зависимость, переориентируя его на развитие независимости
Раньше люди жили без психотерапии?
Для начала следует заметить, что, несмотря на свою молодость как профессии, психотерапия – вещь не новая. Многие философы древнего мира – Греции, Ближнего и Дальнего востока – отмечали, что лечение некоторых недугов возможно при помощи слов. Те из них, что изучали душу человека и занимались врачеванием, писали о необходимости поддержки и помощи людям, страдающим от уныния, пьянства и т.д. Мысли древних ученых получили свое развитие дальше, в Средневековье, когда своеобразным средством психотерапии служила молитва. Затем, в последующие столетия, постепенно возобновлялась практика словесной, немедикаментозной помощи, и ко второй половине 19 века стало понятно: это отдельное направление в медицине. С этого момента начали появляться различные школы, учения, которые по-своему трактовали психические проблемы людей, но имели одну цель – помочь физически здоровым людям выздороветь психически.
Особенности закаливания детей
Обязательным условием начала закаливания у ребенка – это разрешение педиатра.
Воздушные процедуры можно начинать уже с рождения. Так, при гигиенических мероприятиях (смена подгузника, после подмывания) оставляют ребенка голеньким на 2–3 минуты, постепенно увеличивая время. В дальнейшем можно совмещать воздушные ванны с массажем и гимнастикой.
Грудные дети из-за высоких энергозатрат потребляют кислорода в 2,5 раза больше, чем взрослые. Поэтому летом окна в помещении, где находится малыш, должны быть открыты постоянно, а в холодное время года проветривание проводят 4-6 раз по 10-15 минут, при этом температура воздуха снижается на 1-2 градуса, что и является закаливающим фактором.
В зимнее время ежедневные прогулки продолжаются 3-4 часа, в летнее – желательно, чтобы малыш как можно дольше оставался на свежем воздухе. Во время прогулок тренируются механизмы терморегуляции организма, происходит их адаптация к перепадам температуры, влажности, движению воздуха.
Для ребенка такие гигиенические процедуры, как умывание, мытье рук (до, после еды, после туалета) прохладной водой – это также закаливающий элемент. Постепенно можно расширить режим водных процедур: ввести обтирание тела по утрам или обливание стоп прохладной водой перед сном.
В качестве местного закаливания слизистой ротоглотки применяется полоскание горла прохладной водой после еды с плавным снижением ее температуры с +36 ℃ до +15…+16 ℃ на один градус каждые 5 дней.
Общие обливания тела начинают только тогда, когда ребенок хорошо адаптировался и переносит предыдущие, способы закаливания. Начальная температура воды для обливания составляет +36 градусов, процедура длится 15 секунд. Каждую неделю температуру воды снижают на 1℃ доводя до +22…+25 градусов.
При обнаружении признаков пониженной адаптации ребенка к изменению температуры окружающего воздуха (бледность кожи, мраморный оттенок рук и ног) переходят на более щадящие методы закаливания: малыша раздевают лишь частично и сокращают время воздействия до 5 минут.
Купание в открытых водоемах (река, озеро, море) начинают при температуре воздуха +24-26 ℃, а воды +21 ℃.
Детям дошкольного возраста пребывание на палящем солнце запрещено, 15-30 минутные солнечные ванны допустимы только в тени деревьев или навесов.
Такие экстремальные виды закаливания, как хождение босиком по снегу или купание в ледяной воде противопоказано детям до 16 лет, так как это может спровоцировать сбой в работе сердечно-сосудистой и эндокринной систем.
Проводя закаливающие мероприятия у детей, не следует забывать об индивидуальных особенностях детского организма и внимательно следить за состоянием здоровья. После болезни первое время следует уменьшить холодовые нагрузки, а вернуться к первоначальным тренировкам допустимо только после полного восстановления здоровья.
Закаливающие процедуры у ребенка должны протекать в виде веселой увлекательной игры, доставлять ему удовольствие, а не превращаться в стресс.
Потребность в признании нашей работы
Психоанализ практикуется в изоляции, это стрессогенная задача для аналитика. Мы не можем искать удовлетворения от своих пациентов, поэтому жажда объектной близости, признания и поддержки может стать весьма значительной. Осознавая, насколько трудно работать с пациентами, которые страдают от сильных и болезненных эмоций и демонстрируют регресиию в поведении, мы иногда начинаем сомневаться в своих профессиональных навыках и возможности для пациента достичь прогресса в лечении. Подумаем также о той близости, которая возникает в лечении вследствие общих секретов и которая должна быть защищена правилами сеттинга; понятно, что желание терапевта установить общность с другим человеком, используя в качестве канала связи относящуюся к пациенту информацию, может, при стремлении к одной близости, разрушать другую. Таким образом, в нашем распоряжении остаются лишь сублиматорные удовлетворения, а также дар привилегированного доступа в мир другого человека, к его или ее самым потаенным секретам, и тем самым – к возможности наблюдать воочию волнующие психологические и моральные дилеммы человеческого существования.
Виды психотерапии
- Психодинамическая психотерапия. Этот вид терапии направлен на устранение эмоциональных проблем, которые часто выходят за рамки сознания пациента. Ее цель – улучшить самочувствие и повседневную жизнь. Хорошие отношения между пациентом и терапевтом имеют решающее значение для эффективности лечения. Этот метод особенно эффективен при депрессии, неврозах и тревожных расстройствах.
- Когнитивно-поведенческая психотерапия. Согласно когнитивно-поведенческой психотерапии, все психические расстройства представляют собой усвоенные модели поведения. Метод направлен на устранение страхов, возникающих в результате реальных или воображаемых ситуаций. Обычно метод используется для кратковременного применения людям с расстройством настроения, депрессией, социальным тревожным или биполярным расстройством.
- Гештальт-психотерапия. Гештальт-психотерапия предполагает, что для ощущения полноты необходимо высвободить все эмоции (гнев, печаль, радость). Пациент учится быть независимым и брать ответственность за себя. Терапия может проходить в форме индивидуальных или групповых занятий. Она хорошо работает для людей с расстройствами пищевого поведения, депрессией, эмоциональными расстройствами или обсессивно-компульсивным расстройством.
- Психоаналитическая психотерапия. Цель этого метода – анализировать подсознательные процессы и открывать то, чего мы не знаем о себе. Терапевт создает соответствующие условия, чтобы пациент мог свободно говорить и вспоминать различные события.
ОШИБКИ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ВЫХОДЕ ИЗ ДЕПРЕССИИ
Чтобы все прошло успешно, необходимо не делать следующего:
- Пытаться лечить депрессию, поедая килограммы шоколадных конфет и других сладостей, выкуривая кучу сигарет и злоупотребляя наркотическими веществами и алкоголем.
- Притворяться, что все нормально, хотя на самом деле плохо.
- Назначать самому себе препараты- антидепрессанты.
- Жалеть себя, поддаваться дурному настроению.
- Оттягивать визит к психотерапевту, осознавая, что невозможно решить проблему своими силами.
Автор статьи
Царенко Мария Арменовна
Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог.
Врачебный стаж: 11 лет
Пропаганда здорового образа жизни
Здоровье населения является стратегическим потенциалом любого государства и его больным местом. Подрыв здоровья нации – первый шаг к ее порабощению. Именно по этой причине пропаганда здорового образа жизни на уровне государства необходима для полноценного развития технического и интеллектуального будущего страны.
Направления пропаганды здорового образа жизни
Самая удачная пропаганда здорового образа жизни велась в СССР. Любителям ругать все советское стоит поучить историю и выйти из своего замкнутого мирка “советофобии” и скрытой или явной русофобии. Лучше чем СССР ни одна страна в мире не заботилась о здоровье нации
Именно в Советском Союзе на самых верхах осознавали всю важность воспитания граждан стремящихся к созданию семьи, рождению детей и физической и умственной активности. Любому понятно – чем здоровее потомство, тем сильнее оно может противостоять внешним врагам
На советские экраны не пускали фильмы с пропагандой жестокости и насилия, алкоголизма и наркомании. Так любимая либеральной общественностью перестройка стала началом превращения нашей страны не только в продуктовую, но и в моральную помойку.
“Молодежь, на лыжи!”, М. Нестерова-Берзина, 1945 год.
Нельзя сказать, что пропаганда в СССР была направлена только на одну категорию населения. Нет. Пропаганда была разработана для детей, подростков и взрослых разных возрастов. Например, песня Владимира Высотского “Утренняя Гимнастика”. В ней есть такие слова:
Очень вырос в целом мире
Гриппа вирус – три, четыре! –
Ширится, растёт заболевание.
Если хилый – сразу в гроб!
Сохранить здоровье чтоб,
Применяйте, люди, обтирание!
Смысл этой песни прост и понятен каждому мало-мальски заботящемуся о своем здоровье человеку. Без физической активности – любое заболевание, в том числе и вирус, сможет сломить наш организм. Если закаляться и повышать иммунитет, то можно дать отпор болезням и старости.
Важной частью советской пропаганды здорового образа жизни была мультипликация. Так, в 60-х и 70-х годах выходит целая серия мультфильмов, посвященных различным видам спорта
В 1965 году “Союзмультфильм” выпускает “Ваше здоровье” – один из самых популярных мультфильмов, повествующих о вреде алкоголя и курения. Пропаганда вреда алкоголизма и курения показана в мультфильмах из серии “Ну погоди!”.
В современной России пропаганда здорового образа жизни только набирает обороты. Ей противостоят лень человеческая и производители фастфуда, газированных напитков и псевдо диетического питания. Кроме того, становлению здоровой российской нации мешает зарубежная пропаганда всеобъемлющей толерантности и борьба против института традиционной семьи. Самой подверженной дурному влиянию западной пропаганды является современная молодежь, которая еще не в состояние отличить зерна от плевел. Как результат – процветание гражданских браков, феминизма и идеологии “чаилд фри”. Тем временем Россия не может преодолеть рост числа разводов и абортов.
Что же делается сейчас в рамках пропаганды здорового образа жизни? Прежде всего, следует отметить ограничение в рекламе и продаже алкоголя и табачных изделий. Важен и запрет на курение в общественных местах. Фактором пропаганды здорового образа жизни можно с уверенностью назвать возрождение ГТО и рост популярность спортивного досуга среди населения.
Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд..
Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни
Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности
Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации распорядка дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности.
Примерный распорядок дня младшего школьника
Распорядок дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Воспитание здорового образа жизни в среде молодежи является очень тяжелым трудом, требующим активной пропаганды не только в вузах и училищах, но и в общественных местах, таких как кинотеатры, рестораны и клубы. Современная молодежь, не смотря на тенденции к здоровому питанию и фитнесу, не осознает реальных последствий вредных привычек, в числе которых нерегулярный сон, курение и употребление легких наркотиков .
Факторы, разрушающие психическое здоровье
К ним следует отнести все противоположности тому, о чем было написано выше: нарушенный режим сна, отсутствие физических нагрузок при интеллектуальном труде, лишение регулярного отдыха и избегание стрессов. Кроме того:
Употребление психоактивных веществ
Алкоголь – яд для нервной системы. Даже однократное употребление “некрепкого” алкоголя наносит ущерб нервной системе эквивалентный сотрясению головного мозга.
Курение сигарет – истощает процессы возбуждения в головном мозге, так как никотин – психостимулятор.
Наркотики – вещества искусственно вызывающие психические расстройства (от депрессии до шизофрении).
Перегрузка информацией
Чрезмерное поступление новой информации сначала приводит к перевозбуждению нервной системы, сопровождающемуся повышенной потребностью к информации, а затем к срыву нервной системы.
Ложь, одиночество
Нездоровые отношения, чрезмерное внимание (или полное невнимание) к свому здоровью также можно отнести к разрушающим психику явлениям.
Избегание диспансеризации
Наличие болезней внутренних органов, которые не выявлены и по которым не назначено лечение.
Как это ни банально звучит, внутренние болезни (сахарный диабет, гипертония, онкология и т.д.) сказываются на работе сосудов и нейронов мозга. А психика, по мнению врачей является одной из главных функций головного мозга.
Поэтому раннее выявление любого заболевания (или предрасположенности к нему) будет предотвращать воздействие на мозг и соответственно на психическую сферу.
Рекомендации для клиентов онлайн-консультирования:
- желательно, чтобы на протяжении все психологической работы вы находились в одном месте. То есть, чтобы был одинаковый фон. В этой работе все имеет значение, в том числе, и стабильность места.
- лучше позаботиться заранее, чтобы, если вы живете не одни, вас не беспокоили домашние — можно прямо попросить сделать «час тишины». Скажем так, кино в соседней комнате можно посмотреть и в наушниках. Постарайтесь сделать для себя встречу со специалистом комфортной.
- постарайтесь отключить лишние гаджеты, убедиться, что, например, во время консультации к вам не придет доставка еды. Стабильность места и времени имеет терапевтический эффект.
Это именно рекомендации, пожелания, а не директивы. Желательно эти рекомендации соблюдать, но, если не получится (особенно с первого раза, да и не все можно предсказать) — ничего страшного. Все исправимо.
Как видите, у консультирования и психотерапии онлайн гораздо больше выгод и преимуществ, чем недостатков и ограничений. На обложку этой статьи я вынес изображение Гермеса — древнегреческого бога. У него была уникальная особенность — он мог свободно путешествовать между мирами — Олимпом, земным миром и Царством мертвых, что было недоступно для многих, в том числе, богов Олимпа. Он мог это делать беспрепятственно. Гермес передавал послания между богами и от богов людям. Он был в том числе и богом связи.
Если с кем сравнивать силу интернета, так это с ним, символически Гермес помогает нам наладить связь на расстоянии. Но, как и чем это пространство наполнить — зависит от нас.
В центре FIDEM вы можете записаться на онлайн встречу со специалистом. Мы постараемся создать для вас безопасное онлайн пространство для психологической сессии.
Нарциссические проблемы характера аналитика
Все вопросы, связанные с желанием признания, становятся более актуальными, когда в нашей самости присутствуют нереализованные и неразрешенные нарциссические проблемы. У нас могут возникнуть сложности, связанные с одиночеством, или с эксгибиционистской потребностью продемонстрировать другим свой ум, или с желанием разделить вуайеристское удовольствие от того, что мы видим или слышим от своих пациентов. Как писал Фрейд относительно проблемы признания и нарциссизма: “Встречаются пациенты, которые хотят сохранять свое лечение в тайне, зачастую потому, что сохраняли в тайне свой невроз; этому я не вижу препятствий. И разумеется, здесь не следует принимать в расчет то соображение, что в результате мир ничего не узнает о некоторых наиболее успешных случаях лечения. Очевидно, что решение пациента в пользу сохранения тайны уже раскрывает некую черту его тайной истории”. Мы должны смириться с тем, что иногда мир может так ничего и не узнать о нашей “замечательной” работе. Потребность найти поддержку, отдачу, выразить гордость своей хорошей работой могут стать факторами, приводящими к нецелесообразному распространению информации о пациентах, и особенно это касается проходящих обучение аналитиков. Поэтому энтузиазм новичка может на практике возмущать ту внутреннюю психологическую атмосферу и нарциссический баланс, что необходимы для успешного следования основополагающим правилам лечения. Решение нарушить императив сохранения конфиденциальности, то есть решение аналитика пренебречь тайной, если перефразировать Фрейда, раскрывает некую “черту тайной истории аналитика”.