Главное правило психотерапии – конфиденциальность взаимна!

Особенности профессии психолога

Профессия психолога появилась, чтобы удовлетворить потребность людей, не страдающих клиническими нарушениями психического здоровья, но испытывающих определенные трудности в повседневной жизни. Консультирующий психолог/психотерапевт имеет высшее образование в области психологии и выполняет главную задачу – дает клиентам информацию, которая помогает в преодолении сложных ситуаций.

Важно! Медикаментозное лечение может назначать только врач, который дополнительно обучился на психотерапевта, а психолог проводит лишь консультирование или сеансы психотерапии. Давайте разберемся в их отличии и предназначении.

Стрессы переноса/контрпереноса, особенно возникающие в связи с чувствами любви или ненависти по отношению к пациенту

Переживание сильных чувств по отношению к пациенту, которыми нельзя поделиться в лечебном сеттинге, зачастую пробуждают в аналитике желание разделить их с другими. Я говорю здесь о чувствах, дестабилизирующих настолько, что они угрожают превысить способность практикующего анализ к “контейнированию”. Я полагаю, что наибольшую проблему представляет ненависть. Вызывающий ненависть пациент – реальная проблема для аналитического лечения, и эти чувства, когда они возникают у аналитика, необходимо признавать, чтобы появилась возможность их нейтрализации и доступности для понимания матрицы переноса\контрпереноса аналитической пары. Ненависть может возникать вследствие скуки, вследствие неспособности пациента к прогрессу, его заторможенности и ничегонеделаньи при завершении сеанса (Винникотт: “Ненависть выражается существованием конца “часа””), в результате наших идиосинкразических реакций на конкретного пациента, или в особенности вследствие проекции пациентом его собственных непризнаваемых чувств на аналитика. Если аналитик отрицает существование своей контрпереносной ненависти, выше вероятность того, что она будет отыграна. Кроме того, ненависть к пациенту не согласуется с нашими гуманистическими ценностями и возвышенными представлениями о себе – об оказываемой нами заботе. Однако ее необходимо признать, чтобы интегрировать в наше понимание динамики переноса/контрпереноса.

Этапы психотерапевтического процесса

Первая встреча терапевта с клиентом служит для определения потребности в
помощи и мотивации

Наибольшее внимание уделяется построению оптимальных
терапевтических отношений, преодолению первой линии сопротивления

На встрече преподаются принципы построения психотерапевтического
взаимодействия, этические нормы и правила.

Перед началом терапии используются различные диагностические процедуры.
Л.Ф. Бурлачук предлагает ориентировочную схему интервью, которое используется
для сбора информации о клиенте.

1. Демографические данные.

2. История проблемы: когда клиент столкнулся с проблемой, в каком
контексте, как проблема проявляется в поведении и на соматическом уровне, как
клиент ее переживает, каково его отношение к ней, в каком контексте она
возникает, влияет ли проблема на внешний вид других людей и т.д.

3. Они получают психологическую или психиатрическую помощь.

4. Образование и работа (включая отношения со сверстниками, учителями в
школе, удовлетворенность работой, отношения с коллегами, большинство стрессоров
в этой области) 5.

5. Здоровье: наиболее важные проблемы со здоровьем на данный момент,
нарушения сна, аппетита.

6. Социальное развитие: наиболее важные события жизни, ранние воспоминания,
текущая жизненная ситуация, распорядок дня, деятельность, общение, хобби,
ценности, убеждения.

7. Семья, семейное положение, отношения с противоположным полом, пол.

8. Стереотипы реагирования (исследуются через наблюдение за невербальным
поведением).

Эта беседа позволяет оценить психологический статус и общую жизненную
ситуацию клиента, понять особенности проблемы, ее основные трудности, мотивацию
обращения за помощью и пути решения проблемы.

Второй этап посвящен представлению отношений. Психотерапевт описывает
клиенту модель психотерапии и устанавливает отношения взаимной ответственности.
Поскольку в процессе психотерапии происходят определенные личностные изменения,
необходимо обсудить эту перспективу с клиентом. Сознательно или бессознательно
он или она может бояться потерять привычные, непродуктивные, но уже ставшие
привычными способы поведения и отношений. Сотрудничество является необходимым
условием успешной психотерапии, поэтому при организации взаимодействия
психотерапевт учитывает установки, ожидания и стиль общения клиента.
Установление хороших психотерапевтических отношений определяется тем, насколько
клиент и психотерапевт готовы к самораскрытию и обсуждению трудностей в
терапевтическом процессе и особенно в общении. Когда клиент искренне вовлечен в
процесс, пытается работать, открыт, говорит, что психотерапевт правильно
понимает его чувства, а психотерапевт не испытывает напряжения при
самораскрытии или использовании конфронтационных и других техник, можно
переходить к следующему этапу работы.

На третьем этапе происходит постановка целей и разработка альтернатив.
Терапевт обосновывает психотерапевтическую стратегию и описывает ее основные
шаги и компоненты. Выбор стратегии определяется подготовкой психотерапевта,
личностными особенностями клиента и характеристиками проблемы. Работа над
проблемой начинается с ее исследования, что требует от клиента выражения,
принятия и осознания бессознательных эмоций. Для этого используются различные
техники: Работа с переносом (психоанализ), телесные техники
(телесно-ориентированная терапия), метод двух стульев (гештальт-терапия),
психодрама. Выражение чувств оказывает катарсическое действие и снимает
напряжение. Следующий шаг — перейти от выражения чувств к их пониманию,
осознанию и интеграции пережитого опыта. В этом процессе клиент сталкивается с
непризнанными, бессознательными частями своей личности. Она описывается в
терминах инсайта (психоанализ, психодрама) и осознания (гештальт-терапия).

Четвертый этап — работа над поставленными целями. Теоретическая модель структурирует для психотерапевта его взгляд на психологическую реальность и определяет выбор методов. Психотерапевт разрабатывает уникальную стратегию взаимодействия с конкретным клиентом, руководствуясь характеристиками проблемы, личностными особенностями и ресурсами клиента (финансовыми, временными, личными) и ролью ближайшего окружения клиента.

Зависимость от психотереапевта

Это довольно
распространенная характеристика пациентов, которая проявляется в процессе
психотерапии. Большинство пациентов в начале лечения имеют амбивалентную
мотивацию в плане формирования отношений с психотерапевтом: с одной стороны,
стремление к независимости и сопротивление контролю и давлению, с другой
стороны, поиск поддержки, опоры и помощи. У здорового человека баланс потребностей
в независимости — зависимости меняется в процессе социализации: зависимость
уменьшается, независимость увеличивается. В определенных обстоятельствах, у
любого человека, зависимость может периодически усиливаться, например, при
болезни; независимость также может усиливаться, например, при достижении успеха
или в полностью контролируемых опасных ситуациях. Согласно идеям В.Н. Мясева,
зависимость становится все более устойчивой формой отношения пациента к другим
людям и может перерасти в невротическую зависимость как черту характера.

В
психотерапевтическом плане невротическая зависимость связана с такими Согласно
психоаналитической точке зрения, зависимость — это проявление посредничества Я
в интрапсихическом конфликте, выражение сопротивления и защиты. Эта зависимость
возникает в результате недостаточного удовлетворения и формирования завышенных
требований во время оральной фазы психосексуального развития и переживания
тревоги разлуки во время анальной фазы развития. Стремление к доминированию в
анальной фазе подавляется при стойкой зависимости, но другие анальные влечения
проявляются в пассивно-агрессивном контроле объекта со стороны зависимого
пациента. В своей зависимости пациент пытается избежать садистских побуждений,
характерных для более поздних стадий. Эти желания победить соперника и
отомстить объекту, принесшему разочарование (переживания в контексте Эдипова
конфликта), порождают тревогу, связанную со страхом кастрации и разлуки, что
является основной мотивацией для регрессии в аддиктивное поведение.

Зависимость
как сопротивление проявляется в том, что пациент сопротивляется анализу
переноса, фокусируется на реальных аспектах отношений с терапевтом и пытается
сделать его самым важным человеком в своей жизни. Терапевт воспринимается как
основной источник власти. Инсайт не влечет за собой изменения поведения;
пациент стремится быть «хорошим»; он не меняет свою жизненную
ситуацию, потому что это грозит прекращением лечения и отношений с
психотерапевтом.

По мнению
Фрейда (S. Freud), для того чтобы кардинально изменить человека, необходимо
вовлечь его в эмоционально заряженные отношения и воздействовать на него в
желаемом направлении через зависимость. В психоанализе возникновение 3-й о. п.
рассматривается как признак прогресса, поскольку это может способствовать
разрешению невроза переноса. Однако существует опасность развития постоянной
привязанности к психотерапевту, что может неоправданно затянуть процесс
лечения. На пути к развитию более сильного «Я» пациент сначала
обучается доверять терапевту, чтобы развить независимость на основе
доверия-зависимости. Конечно, психотерапевт не поощряет зависимость, но и не
должен делать ничего, чтобы противодействовать углублению зависимости.

В основе
зависимости может лежать невротический конфликт зависимости-независимости,
который отражает столкновение инфантильных требований опеки и стремления эго к
активности и независимости. Часто модель манипулятивного поведения проявляется
в зависимом и беспомощном пациенте, который внешне играет подчиненную роль, но
в действительности использует ее для получения контроля и доминирования над
другими. Такой пациент инстинктивно вовлекает психотерапевта в этот вид
общения, апеллируя к часто неосознаваемой потребности пациента быть всемогущим.

В процессе психотерапии важно сосредоточиться на проработке специфического травматического опыта, связанного с зависимостью. Психотерапевт направляет свои усилия на мобилизацию саногенных личностных ресурсов пациента и преодоление его привычного желания утвердить свою зависимость, переориентируя его на развитие независимости

Раньше люди жили без психотерапии?

Для начала следует заметить, что, несмотря на свою молодость как профессии, психотерапия – вещь не новая. Многие философы древнего мира – Греции, Ближнего и Дальнего востока – отмечали, что лечение некоторых недугов возможно при помощи слов. Те из них, что изучали душу человека и занимались врачеванием, писали о необходимости поддержки и помощи людям, страдающим от уныния, пьянства и т.д. Мысли древних ученых получили свое развитие дальше, в Средневековье, когда своеобразным средством психотерапии служила молитва. Затем, в последующие столетия, постепенно возобновлялась практика словесной, немедикаментозной помощи, и ко второй половине 19 века стало понятно: это отдельное направление в медицине. С этого момента начали появляться различные школы, учения, которые по-своему трактовали психические проблемы людей, но имели одну цель – помочь физически здоровым людям выздороветь психически.

Особенности закаливания детей

Обязательным условием начала закаливания у ребенка – это разрешение педиатра.

Воздушные процедуры можно начинать уже с рождения. Так, при гигиенических мероприятиях (смена подгузника, после подмывания) оставляют ребенка голеньким на 2–3 минуты, постепенно увеличивая время. В дальнейшем можно совмещать воздушные ванны с массажем и гимнастикой.

Грудные дети из-за высоких энергозатрат потребляют кислорода в 2,5 раза больше, чем взрослые. Поэтому летом окна в помещении, где находится малыш, должны быть открыты постоянно, а в холодное время года проветривание проводят 4-6 раз по 10-15 минут, при этом температура воздуха снижается на 1-2 градуса, что и является закаливающим фактором.

В зимнее время ежедневные прогулки продолжаются 3-4 часа, в летнее – желательно, чтобы малыш как можно дольше оставался на свежем воздухе. Во время прогулок тренируются механизмы терморегуляции организма, происходит их адаптация к перепадам температуры, влажности, движению воздуха.

Для ребенка такие гигиенические процедуры, как умывание, мытье рук (до, после еды, после туалета) прохладной водой – это также закаливающий элемент. Постепенно можно расширить режим водных процедур: ввести обтирание тела по утрам или обливание стоп прохладной водой перед сном.

В качестве местного закаливания слизистой ротоглотки применяется полоскание горла прохладной водой после еды с плавным снижением ее температуры с +36 ℃ до +15…+16 ℃ на один градус каждые 5 дней.

Общие обливания тела начинают только тогда, когда ребенок хорошо адаптировался и переносит предыдущие, способы закаливания. Начальная температура воды для обливания составляет +36 градусов, процедура длится 15 секунд. Каждую неделю температуру воды снижают на 1℃ доводя до +22…+25 градусов.

При обнаружении признаков пониженной адаптации ребенка к изменению температуры окружающего воздуха (бледность кожи, мраморный оттенок рук и ног) переходят на более щадящие методы закаливания: малыша раздевают лишь частично и сокращают время воздействия до 5 минут.

Купание в открытых водоемах (река, озеро, море) начинают при температуре воздуха +24-26 ℃, а воды +21 ℃.

Детям дошкольного возраста пребывание на палящем солнце запрещено, 15-30 минутные солнечные ванны допустимы только в тени деревьев или навесов.

Такие экстремальные виды закаливания, как хождение босиком по снегу или купание в ледяной воде противопоказано детям до 16 лет, так как это может спровоцировать сбой в работе сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

Проводя закаливающие мероприятия у детей, не следует забывать об индивидуальных особенностях детского организма и внимательно следить за состоянием здоровья. После болезни первое время следует уменьшить холодовые нагрузки, а вернуться к первоначальным тренировкам допустимо только после полного восстановления здоровья.

Закаливающие процедуры у ребенка должны протекать в виде веселой увлекательной игры, доставлять ему удовольствие, а не превращаться в стресс.

Потребность в признании нашей работы

Психоанализ практикуется в изоляции, это стрессогенная задача для аналитика. Мы не можем искать удовлетворения от своих пациентов, поэтому жажда объектной близости, признания и поддержки может стать весьма значительной. Осознавая, насколько трудно работать с пациентами, которые страдают от сильных и болезненных эмоций и демонстрируют регресиию в поведении, мы иногда начинаем сомневаться в своих профессиональных навыках и возможности для пациента достичь прогресса в лечении. Подумаем также о той близости, которая возникает в лечении вследствие общих секретов и которая должна быть защищена правилами сеттинга; понятно, что желание терапевта установить общность с другим человеком, используя в качестве канала связи  относящуюся к пациенту информацию, может, при стремлении к одной близости, разрушать другую. Таким образом, в нашем распоряжении остаются лишь сублиматорные удовлетворения, а также дар привилегированного доступа в мир другого человека, к его или ее самым потаенным секретам, и тем самым – к возможности наблюдать воочию волнующие психологические и моральные дилеммы человеческого существования.

Виды психотерапии

  • Психодинамическая психотерапия. Этот вид терапии направлен на устранение эмоциональных проблем, которые часто выходят за рамки сознания пациента. Ее цель – улучшить самочувствие и повседневную жизнь. Хорошие отношения между пациентом и терапевтом имеют решающее значение для эффективности лечения. Этот метод особенно эффективен при депрессии, неврозах и тревожных расстройствах.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Согласно когнитивно-поведенческой психотерапии, все психические расстройства представляют собой усвоенные модели поведения. Метод направлен на устранение страхов, возникающих в результате реальных или воображаемых ситуаций. Обычно метод используется для кратковременного применения людям с расстройством настроения, депрессией, социальным тревожным или биполярным расстройством.
  • Гештальт-психотерапия. Гештальт-психотерапия предполагает, что для ощущения полноты необходимо высвободить все эмоции (гнев, печаль, радость). Пациент учится быть независимым и брать ответственность за себя. Терапия может проходить в форме индивидуальных или групповых занятий. Она хорошо работает для людей с расстройствами пищевого поведения, депрессией, эмоциональными расстройствами или обсессивно-компульсивным расстройством.
  • Психоаналитическая психотерапия. Цель этого метода – анализировать подсознательные процессы и открывать то, чего мы не знаем о себе. Терапевт создает соответствующие условия, чтобы пациент мог свободно говорить и вспоминать различные события.

ОШИБКИ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ВЫХОДЕ ИЗ ДЕПРЕССИИ

Чтобы все прошло успешно, необходимо не делать следующего:

  1. Пытаться лечить депрессию, поедая килограммы шоколадных конфет и других сладостей, выкуривая кучу сигарет и злоупотребляя наркотическими веществами и алкоголем.
  2. Притворяться, что все нормально, хотя на самом деле плохо.
  3. Назначать самому себе препараты- антидепрессанты.
  4. Жалеть себя, поддаваться дурному настроению.
  5. Оттягивать визит к психотерапевту, осознавая, что невозможно решить проблему своими силами.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог.

Врачебный стаж: 11 лет

Пропаганда здорового образа жизни

Здоровье населения является стратегическим потенциалом любого государства и его больным местом. Подрыв здоровья нации – первый шаг к ее порабощению. Именно по этой причине пропаганда здорового образа жизни на уровне государства необходима для полноценного развития технического и интеллектуального будущего страны.

Направления пропаганды здорового образа жизни

Самая удачная пропаганда здорового образа жизни велась в СССР. Любителям ругать все советское стоит поучить историю и выйти из своего замкнутого мирка “советофобии” и скрытой или явной русофобии. Лучше чем СССР ни одна страна в мире не заботилась о здоровье нации

Именно в Советском Союзе на самых верхах осознавали всю важность воспитания граждан стремящихся к созданию семьи, рождению детей и физической и умственной активности. Любому понятно – чем здоровее потомство, тем сильнее оно может противостоять внешним врагам

На советские экраны не пускали фильмы с пропагандой жестокости и насилия, алкоголизма и наркомании. Так любимая либеральной общественностью перестройка стала началом превращения нашей страны не только в продуктовую, но и в моральную помойку.

“Молодежь, на лыжи!”, М. Нестерова-Берзина, 1945 год.

Нельзя сказать, что пропаганда в СССР была направлена только на одну категорию населения. Нет. Пропаганда была разработана для детей, подростков и взрослых разных возрастов. Например, песня Владимира Высотского “Утренняя Гимнастика”. В ней есть такие слова:

Очень вырос в целом мире

Гриппа вирус – три, четыре! –

Ширится, растёт заболевание.

Если хилый – сразу в гроб!

Сохранить здоровье чтоб,

Применяйте, люди, обтирание!

Смысл этой песни прост и понятен каждому мало-мальски заботящемуся о своем здоровье человеку. Без физической активности – любое заболевание, в том числе и вирус, сможет сломить наш организм. Если закаляться и повышать иммунитет, то можно дать отпор болезням и старости.

Важной частью советской пропаганды здорового образа жизни была мультипликация. Так, в 60-х и 70-х годах выходит целая серия мультфильмов, посвященных различным видам спорта

В 1965 году “Союзмультфильм” выпускает “Ваше здоровье” – один из самых популярных мультфильмов, повествующих о вреде алкоголя и курения. Пропаганда вреда алкоголизма и курения показана в мультфильмах из серии “Ну погоди!”.

В современной России пропаганда здорового образа жизни только набирает обороты. Ей противостоят лень человеческая и производители фастфуда, газированных напитков и псевдо диетического питания. Кроме того, становлению здоровой российской нации мешает зарубежная пропаганда всеобъемлющей толерантности и борьба против института традиционной семьи. Самой подверженной дурному влиянию западной пропаганды является современная молодежь, которая еще не в состояние отличить зерна от плевел. Как результат – процветание гражданских браков, феминизма и идеологии “чаилд фри”. Тем временем Россия не может преодолеть рост числа разводов и абортов.

Что же делается сейчас в рамках пропаганды здорового образа жизни? Прежде всего, следует отметить ограничение в рекламе и продаже алкоголя и табачных изделий. Важен и запрет на курение в общественных местах. Фактором пропаганды здорового образа жизни можно с уверенностью назвать возрождение ГТО и рост популярность спортивного досуга среди населения.

Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд..

Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни

Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности

Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации распорядка дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности.

Примерный распорядок дня младшего школьника

Распорядок дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Воспитание здорового образа жизни в среде молодежи является очень тяжелым трудом, требующим активной пропаганды не только в вузах и училищах, но и в общественных местах, таких как кинотеатры, рестораны и клубы. Современная молодежь, не смотря на тенденции к здоровому питанию и фитнесу, не осознает реальных последствий вредных привычек, в числе которых нерегулярный сон, курение и употребление легких наркотиков .

Факторы, разрушающие психическое здоровье

К ним следует отнести все противоположности тому, о чем было написано выше: нарушенный режим сна, отсутствие физических нагрузок при интеллектуальном труде, лишение регулярного отдыха и избегание стрессов. Кроме того:

Употребление психоактивных веществ

Алкоголь – яд для нервной системы. Даже однократное употребление “некрепкого” алкоголя наносит ущерб нервной системе эквивалентный сотрясению головного мозга.

Курение сигарет – истощает процессы возбуждения в головном мозге, так как никотин – психостимулятор.

Наркотики – вещества искусственно вызывающие психические расстройства (от депрессии до шизофрении).

Перегрузка информацией

Чрезмерное поступление новой информации сначала приводит к перевозбуждению нервной системы, сопровождающемуся повышенной потребностью к информации, а затем к срыву нервной системы.

Ложь, одиночество

Нездоровые отношения, чрезмерное внимание (или полное невнимание) к свому здоровью также можно отнести к разрушающим психику явлениям.

Избегание диспансеризации

Наличие болезней внутренних органов, которые не выявлены и по которым не назначено лечение.

Как это ни банально звучит, внутренние болезни (сахарный диабет, гипертония, онкология и т.д.) сказываются на работе сосудов и нейронов мозга. А психика, по мнению врачей является одной из главных функций головного мозга.

Поэтому раннее выявление любого заболевания (или предрасположенности к нему) будет предотвращать воздействие на мозг и соответственно на психическую сферу.

Рекомендации для клиентов онлайн-консультирования:

  • желательно, чтобы на протяжении все психологической работы вы находились в одном месте. То есть, чтобы был одинаковый фон. В этой работе все имеет значение, в том числе, и стабильность места.
  • лучше позаботиться заранее, чтобы, если вы живете не одни, вас не беспокоили домашние — можно прямо попросить сделать «час тишины». Скажем так, кино в соседней комнате можно посмотреть и в наушниках. Постарайтесь сделать для себя встречу со специалистом комфортной.
  • постарайтесь отключить лишние гаджеты, убедиться, что, например, во время консультации к вам не придет доставка еды. Стабильность места и времени имеет терапевтический эффект.

Это именно рекомендации, пожелания, а не директивы. Желательно эти рекомендации соблюдать, но, если не получится (особенно с первого раза, да и не все можно предсказать) — ничего страшного. Все исправимо.

Как видите, у консультирования и психотерапии онлайн гораздо больше выгод и преимуществ, чем недостатков и ограничений. На обложку этой статьи я вынес изображение Гермеса — древнегреческого бога. У него была уникальная особенность — он мог свободно путешествовать между мирами — Олимпом, земным миром и Царством мертвых, что было недоступно для многих, в том числе, богов Олимпа. Он мог это делать беспрепятственно. Гермес передавал послания между богами и от богов людям. Он был в том числе и богом связи.

Если с кем сравнивать силу интернета, так это с ним, символически Гермес помогает нам наладить связь на расстоянии. Но, как и чем это пространство наполнить — зависит от нас.

В центре FIDEM вы можете записаться на онлайн встречу со специалистом. Мы постараемся создать для вас безопасное онлайн пространство для психологической сессии.

Нарциссические проблемы характера аналитика

Все вопросы, связанные с желанием признания, становятся более актуальными, когда в нашей самости присутствуют нереализованные и неразрешенные нарциссические проблемы. У нас могут возникнуть сложности, связанные с одиночеством, или с эксгибиционистской потребностью продемонстрировать другим свой ум, или с желанием разделить вуайеристское удовольствие от того, что мы видим или слышим от своих пациентов. Как писал Фрейд относительно проблемы признания и нарциссизма: “Встречаются пациенты, которые хотят сохранять свое лечение в тайне, зачастую потому, что сохраняли в тайне свой невроз; этому я не вижу препятствий. И разумеется, здесь не следует принимать в расчет то соображение, что в результате мир ничего не узнает о некоторых наиболее успешных случаях лечения. Очевидно, что решение пациента в пользу сохранения тайны уже раскрывает некую черту его тайной истории”. Мы должны смириться с тем, что иногда мир может так ничего и не узнать о нашей “замечательной” работе. Потребность найти поддержку, отдачу, выразить гордость своей хорошей работой могут стать факторами, приводящими к нецелесообразному распространению информации о пациентах, и особенно это касается проходящих обучение аналитиков. Поэтому энтузиазм новичка может на практике возмущать ту внутреннюю психологическую атмосферу и нарциссический баланс, что необходимы для успешного следования основополагающим правилам лечения. Решение нарушить императив сохранения конфиденциальности, то есть решение аналитика пренебречь тайной, если перефразировать Фрейда, раскрывает некую “черту тайной истории аналитика”.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий