Трудоголизм вызывает психические расстройства

Если не работать, то в чем смысл жизни

– Мы все можем понять того, кто много работает ради погашения долга по ипотеке. А как быть с человеком, который последним уходит с работы без какой-то видимой объективной причины?

– С ипотекой тоже не все так очевидно. Мы во многом способны повлиять на свою жизнь, но не всегда признаем свою свободу выбора. Порой кажется, что проще пенять на обстоятельства, которые якобы вынуждают круглосуточно трудиться, чем признать свою ответственность за то, что я делаю.

Бывает, проблема кроется в «сломанных тормозах». Человека несет как автомобиль, у которого тормоза отказали. Сам остановиться не может, поэтому будет мчаться, пока не рухнет где-нибудь в изнеможении. Согласиться с тем, что сам себя загнал, не хочется, идти к психологу на «техосмотр» и тратить силы, время, деньги на «ремонт» тоже неохота, тут и находится отличное оправдание: «Жизнь меня заставила».

В случае же, когда трудовые задачи человек выполняет с желанием, но работа поглощает его жизнь целиком и все его интересы сконцентрированы на работе, тоже можно говорить о трудоголизме.

Если у человека нет объективных причин, ради которых стоит настолько глубоко уходить в работу, скорее всего он в ней прячется. От чего или от кого – хорошо бы выяснить.

– От чего прячутся?

– Например, от внутренней пустоты, от утраты смысла жизни. Человек может прятаться в работе, когда не понимает, что жизнь ценна сама по себе независимо от того, чем занимаешься, сколько у тебя денег, детей, друзей или власти.

Фото: Tommy Ingberg

Ощущение безусловной ценности моей жизни, моей уникальной личности, созданной по образу и подобию Божию – вот это чувство может потеряться. Тогда человеку нужно нечто, что оправдывало бы его существование, заполняло пустоту и давало импульс вставать утром с постели.

Я не раз слышала от клиентов: «Если не работа, то в чем смысл, зачем тогда жить?», «Мне важно чувствовать себя нужным, приносить пользу!»

Идея о том, что я нужен только тогда, когда приношу пользу – ложная. Существует немало людей, которые никакой материальной «пользы» не приносят. Дети, например.

Совершенно же «бесполезные» существа. Пока маленькие, они даже «вредные» – доставляют массу неудобств, хлопот и проблем, отвлекают родителей от работы.

Также «бесполезны» пожилые люди. Мы, конечно, можем говорить, что старики передают опыт и транслируют мудрость, но в социальном плане они в жизни уже не участвуют, ракеты в небо не запускают. Так? Иначе говоря, идея социальной пользы здесь не актуальна. Я утрирую, конечно, но…

К огромному сожалению, идеализация «полезности» и обесценивание «просто жизни» может приводить к очень грустным последствиям, так, некоторые зараженные этой идеей трудоголики, выходя на пенсию, особенно если отправлены на заслуженный отдых не по своей воле, заболевают и быстро умирают. Ощущение собственной бесполезности и ненужности, мысль, что они больше не могут приносить пользу, невыносимо для них.

Сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт, инсульт – являются самым распространенным недугом среди трудоголиков, хотя и желудочно-кишечные проблемы тоже часто встречаются – гастрит, язва и пр.

А между тем, необязательно что-то делать или «что-то из себя представлять», чтобы чувствовать ценность своей жизни – достаточно жить и быть собой. Ведь такого другого больше нет и никогда не будет. Бывает, что это становится очевидным, когда кто-то из наших близких неизлечимо болен: «Ты только живи! Больше ничего от тебя не требуется! Побудь с нами еще хоть немного»…

Инструментальные методы

Определить психические отклонения у человека помогают инструментальные методы обследования — томография, электроэнцефалография (ЭЭГ). При функциональных психических заболеваниях применяются ограниченно, по показаниям. Данные этих обследований полезны для дифференциальной диагностики. Например, магнитно-резонансная томография требуется, когда необходимо убедиться, что психические симптомы не связаны с повреждением мозговых тканей, сосудов или нейроинфекцией.

Традиционное изучение биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ) при эндогенных болезнях, например шизофрении, не показывает специфических отклонений. Более интересные результаты дает ЭЭГ, записанная в условиях воздействия на пациента звуковых, зрительных и других раздражителей. В этих условиях у пациента регистрируют так называемые вызванные потенциалы.

У пациентов с шизофренией, шизотипическим расстройством и предрасположенных лиц параметры некоторых вызванных потенциалов (компонентов Р50, Р300, N400, NA) могут существенно отличаться от здоровых. Эти аномалии отражают затруднение распознавания сигналов, нарушения памяти и направленного внимания, нарушение когнитивных функций в целом. Отдельные аномалии связаны с остротой, длительностью болезни, ее синдромами.

Хотя особые вызванные потенциалы могут встречаться при депрессии, инсультах, травмах мозга, алкоголизме, в основном их оценка вместе с клиническими данными помогает врачу в диагностике шизофрении и шизофреноподобных расстройств.

Более специфичное исследование для шизофрении — тест с антисаккадами, который выявляет отсутствие плавности движения глаз. Этот признак встречается почти у 80% людей с шизофренией и свидетельствует о функциональной недостаточности лобной коры («гипофронтальности»). Поскольку аналогичный дефект нередко демонстрируют здоровые родственники пациентов (генетическая особенность), более высокая диагностическая чувствительность достигается при комплексном электроэнцефалографическом обследовании.

Такой комплекс содержит тест на антисаккады и тесты с определением вызванных потенциалов (Р50 или Р300). Целесообразно также измерить предстимульное торможение стартл-рефлекса (СР), которое отражает врожденную реакцию человека (вздрагивание) на внезапный громкий звук. Отклонения стартл-реакции наблюдаются при шизофрении, уже на ранних стадиях заболевания. Такая диагностическая батарея ЭЭГ-тестов называется Нейрофизиологическая тест-система.

Описанные выше методы диагностики психических заболеваний применяют в дополнение к клиническим. Они основаны на результатах мировых исследований, представляют собой разные способы регистрации биологических изменений, которые свойственны психическому заболеванию. Принцип тот же, что и в других областях медицины: после осмотра и беседы врач назначает уточняющие обследования с различными возможностями — УЗИ, рентген, анализы. Совокупность полученных данных о состоянии здоровья увеличивает точность диагноза и сводит ошибки к минимуму.

Что кроется за терминами невроз и психоз

Мы так привыкли бросаться словами «истеричка», «неврастеник», «психопат», что нередко забываем, что используем в качестве ругательств или даже насмешек медицинские термины. Между тем ничего забавного в этих словах нет.

Невроз

Кратко невроз можно охарактеризовать так:

  • Это нервное истощение, длительное хроническое расстройство, способное развиться у человека на фоне перенесенного стресса или травмирующего события.
  • Личность пациента, страдающего неврозом, обычно не претерпевает серьезных изменений. У человека сохраняется критическое отношение к болезни; он может контролировать свое поведение.
  • Как правило, невроз проявляется вегетативными, соматическими и аффективными нарушениями.
  • Это обратимая (излечимая) болезнь.

Наиболее распространенными видами этого заболевания являются:

  • неврастения (астенический невроз, синдром усталости);
  • истерия (истерический невроз);
  • различные фобии (страхи, панические атаки) и навязчивые состояния (навязчивый невроз).

Одной из главнейших причин формирования невроза является стресс в самом широком понимании этого слова, будь то детская травма, неблагоприятный климат в семье, кризис на работе, нервное перенапряжение, межличностный конфликт или эмоциональное потрясение.

Согласно медицинской статистике, состояние невроза не понаслышке знакомо 10-20% населения нашей планеты, а от различных типов психоза страдают примерно 5% жителей Земли.

Психоз

Говоря о психозе, необходимо отметить следующее:

  • Это психическое расстройство, характеризующееся неадекватным поведением человека, нетипичной реакцией на события и явления.
  • Проявляется психическими нарушениями, в частности, нарушениями восприятия действительности (галлюцинации, бред).
  • Развивается незаметно для больного, может быть следствием патологий эндокринной и нервной систем.
  • Способен полностью менять личность пациента.
  • Это трудноизлечимая болезнь.

Психозы по их происхождению принято делить на:

  • Эндогенные, то есть, связанные с внутренними причинами (соматические заболевания, наследственные психические расстройства, возраст);
  • Экзоорганические, вызванные внешними факторами (инфекции, интоксикации и др.) или связанные непосредственно с нарушением структуры головного мозга (травмы, кровоизлияния, новообразования и др.).

К первой группе относят:

  • маниакально-депрессивный психоз;
  • сенильный (старческий);
  • аффектативный;
  • шизофренический;
  • эпилептический;
  • симптоматический психоз и др.

В экзогенную группу входят:

  • реактивный острый психоз;
  • интоксикационный;
  • инфекционный;
  • алкогольный психоз и др.

1

БОС-терапия при лечении и диагностике психоза

2

БОС-терапия при лечении и диагностике психоза

3

БОС-терапия при лечении и диагностике психоза

Виды психических расстройств

Ментальные нарушения приводят к изменению мышления человека. Явными признаками психических расстройств являются: вера в теорию заговора, мания преследования, чрезмерное увлечение магией, эзотерикой, уверенность в своей исключительности, особой миссии.

Тревожным сигналом является внезапная десоциализация, когда разрушаются социальные связи, человек бросает работу, перестает выходить из дома, не уделяет внимания внешнему виду и гигиене.

Чаще всего развиваются следующие патологии: 

  • Депрессия. Одна из самых распространенных болезней, приводящая к инвалидности. По данным исследований, в мире около 264 миллионов людей подвержены этому расстройству. Причем склонны к депрессиям в большей степени женщины. Болезнь проявляется подавленным состоянием, низкой самооценкой, изменениями режима сна (бессонницей), утратой аппетита, быстрой утомляемостью, невозможностью сконцентрироваться. Сопровождается состояние постоянным чувством вины. Различают эпизодическую и долговременную депрессию. Депрессия лечится при помощи нарративной, когнитивно-поведенческой терапии и психотерапии. 

  • Биполярное расстройство. Сопровождается депрессивными и маниакальными проявлениями, чередующимися с нормальным поведением. У человека внезапно возникает раздражение или возбуждение, излишняя активность, ускоряется темп речи. Ему кажется, что он не нуждается в отдыхе. Затем наступает фаза торможения. 
  • Шизофрения и психозы. Подобными расстройствами страдает около 20 млн человек в мире. Заболевание проявляется искаженным восприятием себя, происходящего, мира, что отражается на поведении человека. У больного возникают галлюцинации, бред, подозрительность, убеждение в своих идеях, несмотря на их абсурдность. Такое состояние делает невозможным обучение, работу. При отсутствии лечения в отношении больного развивается стигматизация, дискриминация. Первые проявления шизофрении наблюдаются чаще всего в подростковом возрасте.
  • Деменция. Это состояние, при котором поддается деградации когнитивная функция. Чаще всего развивается в пожилом возрасте. Ухудшается память, понимание происходящего, мыслительные способности. Нарушается способность ориентироваться, говорить, считать и рассуждать. Меняется эмоциональное состояние с последующей деградацией поведения в социуме. Способствуют развитию деменции травмы, болезни (Альцгеймера, гипертония, инсульт).
  • Аутизм и другие расстройства. Психические расстройства сопровождаются умственной отсталостью, нарушениями развития. При аутизме такие нарушения появляются в детском возрасте, сохраняются во взрослом. Если речь идет об аномалиях развития, то в отличие от других ментальных расстройств, эти проявления равномерны, без ремиссий и рецидивов. Пороки развития препятствуют выполнению повседневных задач. При аутизме нарушено поведение в социуме, недостаточно развиты коммуникативные и речевые способности.

При психических расстройствах крайне важна поддержка близких. Необходимо понимать, при каких обстоятельствах возникает рецидив, создавать условия для его предотвращения

В детском возрасте важно обеспечить больному четкий распорядок дня, включая режим сна и бодрствования, обучение, развивающие игры, регулярный прием пищи. 

Классификация поведенческих расстройств

В соответствии с нормативным документом по классификации медицинских диагнозов (МКБ-10) поведенческие расстройства отличаются общими симптомами, о которых мы рассказали выше, но могут быть нескольких подвидов:

1. Расстройство поведения, которое ограничено семейными рамками и условиями (F91.0)

Характеризуется тем, что нарушения проявляются только в домашней обстановке при общении с семьей. То есть, в этом случае ребенок может воровать деньги у родителей, портить вещи своей сестры, выражать агрессию только в общении с членами своей семьи. Вне дома отклонения выявляются крайне редко.

2. Несоциализированное РП (F91.1)

Расстройство подразумевает агрессивные поступки в отношении сверстников (например, одноклассников). Для этого типа заболевания характерны постоянная лживость, замкнутость, жестокость, желание изолироваться от других, акты вандализма, вызывающее поведение (в том числе, расторможенная сексуальность).

Ребенку кажется, что окружающие желают ему зла, поэтому агрессию он проявляет, чтобы защитить себя от опасности.

3. Социализированное РП (F91.2)

Отличается тем, что агрессивные или асоциальные поступки совершаются вместе с компанией приятелей единомышленников (правонарушения, самовольный пропуск занятий, совершение краж, уничтожение или осквернение предметов искусства или святых мест, избиение людей).

Дети с этим типом расстройства в период раннего детства развиваются и ведут себя в пределах нормы, опасные симптомы обычно начинают проявляться в подростковый период. Возникает раздражительность, частые истерики, родители замечают у подростка перепады в настроении. Если не уделить ребенку достаточно внимания в этот период, то авторитетом для него станут уже не родители, а друзья-правонарушители, которым он будет всецело предан.

4. Вызывающее оппозиционное поведение (F91.3)

Отмечается у детей более младшего возраста (примерно в девять лет) и характеризуется вызывающим непослушанием, стремлением поссориться и разорвать отношения со взрослыми или ровесниками. Для этого ребенок с расстройством может специально спорить, обидно дразнить, раздражать или игнорировать просьбы, а в свое оправдание обвинять в промахах и трудностях окружающих или внешние обстоятельства. Чаще всего, малыш ведет себя таким образом в домашней или привычной обстановке среди хорошо знакомых лиц.

Дети, страдающие этим видом расстройства, не поступают противозаконно, не дерутся и не крадут вещи, но недуг не дает им возможность построить нормальные отношения с людьми.

Я – трудоголик?

Как отличить настоящий трудоголизм от искренней увлеченности любимой работой или настойчивости в достижении поставленных целей? Следует серьезно задуматься, и, возможно, обратиться к психологу или психотерапевту, если вы:

  • Регулярно задерживаетесь в офисе допоздна, берете работу на дом, работаете в выходные дни или в отпуске;
  • Уделяете работе гораздо больше времени, чем семье и друзьям;
  • С трудом переключаетесь на что-либо другое, кроме работы;
  • Не любите отмечать праздники, ходить в гости, не имеете других увлечений, кроме работы, потеряли интерес к любимым развлечениям и хобби – теперь они кажутся вам бессмысленными, скучными, бесполезными;
  • Конфликтуете с членами семьи или друзьями, которые требуют, чтобы вы меньше работали;
  • В отпуске/во время выходных постоянно думаете и беспокоитесь о работе, что вызывает бессонницу, тревогу, мешает нормальному отдыху;
  • В отпуске/во время выходных постоянно думаете и беспокоитесь о работе, что вызывает бессонницу, тревогу, мешает нормальному отдыху;
  • Чувствуете себя виноватым, неприкаянным и ненужным, будучи оторванным от работы по причине болезни, отпуска, и т.д.;
  • Мелкие рабочие неурядицы и неудачи воспринимаете как личную катастрофу;
  • Чувствуете себя значимым, уверенным и самодостаточным, только будучи включенным в рабочий процесс;
  • Панически избегаете «ничегонеделания», во время вынужденных перерывов в работе испытывая раздражение, беспокойство, чувство вины;
  • Раздражаетесь, испытываете сильные негативные эмоции, если появляются препятствия или обстоятельства, вынуждающие вас оторваться от работы;
  • Выполняете одновременно несколько задач, причем стараетесь все делать самостоятельно, избегая ситуаций, когда нужно передать часть обязанностей коллегам или попросить о помощи;
  • Берете на себя больше обязательств, чем способны «потянуть», и ставите цели, которых не можете достичь, предъявляя к себе завышенные требования;
  • Из-за большого объема работы чувствуете усталость, общее ухудшение самочувствия;
  • Не умеете расслабляться, постоянно чувствуя напряжение, беспокойство, тревогу;
  • Стремитесь любое начинание довести до идеала, панически боитесь ошибок;
  • Заканчивая какое-либо дело, испытываете огорчение и заранее беспокоитесь о том, какую работу будете выполнять после.

Что такое поведенческое расстройство в психологии?

Ученые в области психологии называют расстройством поведения стойкую неспособность планировать и контролировать свои действия и поступки, выстраивать их с учетом общественных норм и правил. Такой недуг чаще всего встречается в детском и подростковом возрасте и проявляется:

  • в необщительности;

  • в агрессии по отношению к людям, животным, предметам;

  • в непослушании;

  • в недисциплинированности;

  • в драчливости;

  • в жестокости;

  • в регулярной порче имущества;

  • в воровстве;

  • в лживости;

  • в систематических побегах из дома.

Диагноз ставится с помощью клинических методов и техник психодиагностики. От простого непослушания расстройство отличается тем, что симптомы проявляются более полугода.

Чем опасен трудоголизм

В 2016 году ученые опубликовали исследование о связи трудоголизма с некоторыми психическими расстройствами. Связь оказалась значительной. Из всех испытуемых с диагностированным трудоголизмом:

  • 34% страдали от тревоги
  • 33% — от СДВГ
  • 24% — от ОКР
  • 9% — от депрессии

Невозможно наверняка сказать, что первично — трудоголизм или эти расстройства. Но можно предположить, что человек стремится уйти в работу, чтобы не сталкиваться с тревожными мыслями, чувством вины и собственной никчемности. Результат работы отходит на второй план.

Постоянные переработки могут приводить к проблемам со сном, памятью и принятием решений, а также к сниженному настроению. Эти факторы могут спровоцировать депрессию. 

 
 

Симптоматические проявления расстройств поведения

Поведенческое расстройство проявляется в следующих устойчивых и чрезмерных симптомах:

  1. АГРЕССИЯ (человек дерется, издевается над другими людьми или животными, жесток, может использовать оружие, чтобы принудить к каким-то действиям, угрожает и запугивает – словом, придерживается в поведении целенаправленного причинения вреда ближнему);

  2. ДЕСТРУКТИВИЗМ (стремится к разрушению, умышленно портит чужое имущество, может совершить поджог или осквернить святыню);

  3. ОБМАН (часто лжет ради своей выгоды, способен украсть);

  4. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ (сбегает из дома, бродяжничает, прогуливает занятия в школе, позволяет себе зло шутить над взрослыми и сверстниками, употребляет алкоголь, отличается чрезмерно ранней сексуальной активностью и распущенностью).

Ребенок/подросток с РП зачастую воспринимает поступки окружающих как угрозу в свой адрес. Успехи других вызывают у него гнев и чувство неудовлетворенности, а чужое горе оставляет безразличным.

Симптомы расстройства таковы, что могут проявляться у всех детей. То, что ребенок вступает в спор со взрослыми и не желает им подчиняться, перекладывает вину на товарища или ломает игрушки, не является однозначным диагнозом. Так вести себя могут и здоровые дети в кризисный период. Например, когда старший ребенок с враждебной неприязнью относится к новорожденному младшему, это может оказаться как обычной ревностью и боязнью потерять любовь родителей, так и проявлением расстройства. Поэтому диагностировать нарушения поведения должен квалифицированный специалист.

Клиническая картина симптомов выглядит следующим образом:

подавленное настроение;

пониженное внимание;

импульсивность и гиперактивность;

низкая популярность у сверстников (нет близких друзей);

плохие оценки в школе и замечания по поведению;

малыш не участвует в досуговых или спортивных мероприятиях.

При наличии этих проявлений, родителям следует задуматься о посещении психолога, поскольку, если не лечить поведенческое расстройство, это может закончиться депрессией и более серьезными психическими отклонениями.

Причины развития психических расстройств

Причины возникновения психических проблем делятся на:

  • эндогенные;
  • экзогенные.

В одном случае (при органическом поражении головного мозга из-за проблем с сосудами, интоксикации или черепно-мозговой травмы) причина ясна. В другом случае (при биполярном расстройстве или шизофрении), несмотря на многочисленные исследования, однозначную причину установить нельзя, ученые и врачи говорят о комбинации факторов (мультифакториальное заболевание).

К эндогенным факторам относятся:

  1. Генетическая предрасположенность.
  2. Внутриутробные нарушения развития, нарушения развития в раннем возрасте.
  3. Иммунологические расстройства и нарушения обмена веществ.
  4. Соматические заболевания, которые влияют на состояние головного мозга вследствие недостаточного кровоснабжения (дисциркуляторная энцефалопатия при болезнях сердца и артериальной гипертонии), аутоинтоксикации (тяжелые заболевания печени и почек) или нарушения гормонального фона (гипотиреоз, гипертиреоз).

Важно

Причины психических проблем часто комбинированные — человек испытывает стресс, организм ослаблен инфекцией или перегрузками, когда-то была травма, родственник страдает от расстройства (отягощенный семейный анамнез)

Оценивать важность каждого из этих факторов должен опытный психотерапевт.. Экзогенные факторы:

Экзогенные факторы:

  1. Интоксикация (алкоголизм, наркомания, токсикомания, токсические поражения вредными веществами на производстве или в быту).
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Инфекционные процессы (энцефалит, менингит).
  4. Радиационные воздействия.
  5. Острый или хронический эмоциональный стресс.

Психические и поведенческие расстройства врачи рассматривают как многофакторные заболевания. Даже если основная причина психической проблемы — четко определенное обстоятельство (например, неблагоприятная наследственность), состояние человека все равно зависит от множества факторов:

  • личностных особенностей;
  • традиций воспитания в родительской семье;
  • условий жизни;
  • социального окружения;
  • отношений с супругом и детьми;
  • обстановки на работе;
  • насколько здоров человек, какие у него хронические заболевания, как часто он простужается, перенес ли черепно-мозговые травмы.

При ранней диагностике и лечении у опытных специалистов — психиатров, психотерапевтов, иногда неврологов, психические расстройства хорошо поддаются терапии. Врачи используют современные медикаменты и немедикаментозные методы — психотерапию (индивидуальную, групповую), БОС-терапию.

Особенности протекания ананкастного расстройства

Ананкастический человек очень скрупулезен и добросовестен, он хочет быть совершенным во всех отношениях. Такие люди плохо переносят критику, из-за этого стремятся быть трудоголиками. Больные неоднократно проверяют, хорошо ли выполнена задача, педантичны, а если у них есть подчиненные – постоянно их контролируют.

Ананкасты редко наслаждаются своей работой – в стремлении к совершенству, они почти никогда полностью не удовлетворены результатами своего и чужого труда. Чаще всего они многое не успевают, постоянно оценивая и совершенствуя себя и окружающих. Чрезмерная концентрация на работе обычно идет рука об руку с отказом от удовольствий и уходом из общественной жизни.

Доминирующее чувство – страх перемен. Люди с этим расстройством личности анализируют негативные сценарии о будущем. Имея в виду будущие бедствия, которые могут произойти, они экономят деньги и скупо тратят их на себя и других. Они также склонны накапливать использованные и бесполезные предметы и убирать их «на черный день».

Симптомы ананкастного расстройства

Ананкастичные люди постоянно испытывают страх риска и перемен, из-за чего цепляются за то, что хорошо знают. Из-за этого они также чрезмерно осторожны и склонны подстраховываться «на всякий случай». Это сопровождается проблемами с принятием решений и планированием целей и задач в очень долгосрочной перспективе.

Как спасти трудоголика?

Обнаружив у себя признаки трудоголизма, следуйте рекомендациям:

Отдыхайте каждый час по 10 минут. Отвлекитесь на разговор с коллегой, выпейте чай, полейте цветы. Переключение разгружает, мозг успевает обработать информацию касательно рабочих вопросов.
Оцените загруженность. Если времени не хватает, подумайте, как распределить нагрузку. Часть работы возьмут на себя коллеги. Учитесь доверять. Не беритесь за новые проекты за счет времени отдыха. Это тот самый случай, когда нужно сказать «нет».
Определите, сколько часов в неделю затрачивается на работу. Если это число больше 50, требуется пересмотреть график. Подумайте, какой вред работа приносит самочувствию, эмоциональному состоянию, отношениям в семье. Необходимо выбрать дни, когда уйдете с работы вовремя, не берите работу на дом.
Вспомните, чем занимались раньше, может, в юности и в детстве, что нравилось. Подумайте, что давно хотелось сделать – научиться кататься на лыжах, роликах, вязать или увидеться с троюродным братом. Займитесь тем, что приносит радость. Уделите этому час в день. Это то, что приносит силы и наполняет.
Подумайте, кому из коллег могли бы доверить работу в период отпуска. Это поможет развить сплоченность в коллективе, и легче будет оставить дела.
Подберите досуг с близкими и родными людьми. Возможно, давно не отдыхали с семьей. Проведите выходные с ними

Обратите внимание на эмоциональное состояние в эти дни. Если в отношениях присутствует напряженность, отдых не будет продуктивным

Тогда обратитесь за помощью .
Если чувствуете, что сил на активный отдых нет, спланируйте отпуск и отправляйтесь на отдых в санаторий, где поправите здоровье.

Воспользовавшись рекомендациями, жена Никиты Михайловича стала больше разговаривать с мужем, аккуратно спрашивать о чувствах, больше интересоваться мнением. Понемногу они стали проводить больше времени вместе: в выходные выбираться за город и кататься на велосипедах. Также они обратились к семейному терапевту и через полгода преодолели кризис.

Если вы родственник трудоголика, не старайтесь добиться скорого результата. Приглашайте к диалогу, слушайте, отнеситесь с пониманием. Учитывайте интересы и особенности партнёра. Проанализируйте домашнюю обстановку — хочется ли возвращаться домой. Если это не так, решите, что изменить.

Если сложно начать выполнять рекомендации или во время отдыха возникают сомнения и самокритика, обратитесь за помощью к психотерапевту. Вероятно, здесь необходима работа по изменению установок в отношении труда и отдыха, повышению самооценки, проработка травм.

Как лечатся психиатрические расстройства

Бытует мнение, что данная группа заболеваний не поддается лечению и сопровождает человека до конца его жизни, отравляя ее. Но такое утверждение ошибочно. Многие психические нарушения при правильно выбранном лечении поддаются коррекции. При этом можно достигнуть довольно стойкой ремиссии или избавиться от недуга окончательно.

Пэрис Джексон – дочь Майкла Джексона, в возрасте 14 лет подверглась изнасилованию. После этого у девушки развился посттравматический синдром, сопровождающийся несколькими суицидальными попытками. После очередной попытки Пэрис пришлось обратиться за профессиональной помощью. И с тех пор терзающие ее симптомы отступили, и она не нуждается в приеме медикаментозных средств. Девушка окончательно избавилась от расстройства, и живет совершенно другой жизнью.

Терапия психических расстройств включает медикаментозный и немедикаментозный этапы.

Фармакотерапия применяется для купирования острой стадии болезни, при́ступного периода. Она также используется в качестве поддерживающей терапии.

Из медикаментозных средств применяют антипсихотики. К основным препаратам медикаментозной группы относят:

  • нейролептики – Галоперидол, Рисперидон. Чаще всего применяются для лечения психозов. Снижают психическую и двигательную активность, уменьшают напряжение и возбуждение;
  • транквилизаторы – Диазепам, Ксанакс. Основное их действие – противотревожное. А также противосудорожное, миорелаксантное, седативное;
  • антидепрессанты – Амитриптилин, Золофт. Устраняют симптомы депрессии;
  • нормотимики – Карбамазепин, Депакин. Регулируют уровень настроения;
  • психостимуляторы: Сиднокарб, Сальбутамол. Повышают уровень физической и психической активности. Устраняют чувство усталости, улучшают умственную деятельность;
  • ноотропы – Пирацетам, Фенибут. Улучшают течение познавательных процессов, стимулируют память, мышление. Улучшают сопротивляемость мозга стрессовым воздействиям.

К немедикаментозным средствам относят психотерапию. Она является главным способом избавления от психического расстройства, поскольку позволяет не только купировать симптомы, но и помогает осознать человеку его проблемы. Психотерапия дает возможность выявить ложные, неправильные установки, выработать новую модель поведения.

Очень важно в процессе избавления от психического недуга и для его профилактики поддерживать правильный образ жизни. Соблюдать режим сна и бодрствования, исключить вредные привычки, правильно питаться и поддерживать достаточную физическую активность

Немного иную форму лечения требуют ментальные расстройства органической природы. В этом случае терапия, прежде всего, направлена на устранение основного заболевания, так как именно оно вызывает неадекватные реакции психики. На этом фоне назначают и терапию, направленную на улучшение микроциркуляции тканей мозга, а также препараты для дезинтоксикационной терапии.

Психические заболевания – это довольно большая группа расстройств, которые удивляют своей непредсказуемостью и причудливостью симптомов. Учитывая, что мозг человека изучен только на 10%, нельзя предположить, какие сюрпризы он может преподнести. Поэтому ученые всего мира продолжают изучать и раскрывать ментальных патологий, открывая их причины и новые методы лечения.

Внешняя симптоматика

Врачи оценивают выражение лица больного, которому нужно поставить диагноз. Они отвечают для себя на вопрос, насколько постоянно выражение лица. Это помогает определить доминирующий аффект. Если пациент гневается или находится в состоянии возбуждения, происходит смена аффективных реакций, это должно насторожить специалиста.

При расстройствах ориентировки человек рассеянный, он выглядит недоуменно. Врачу может задавать вопросы о том, где он находится в данный момент, как куда-то пройти или проехать. Больной может оглядываться по сторонам с беспомощным видом. При расстройствах мышления нарушена речь. Но, если расстройства негрубые, их очень тяжело выявить, с этим может справиться только опытный специалист.

Бред проявляется как в речи, так и в движениях. Движения способствуют реализации определенных бредовых идей. К примеру, пациент может думать, что его хотят убить. Тогда он будет делать всё, чтобы остаться в безопасности. Он может сесть в угол, чтобы иметь широкое поле обозрения. Он может взять в руки что-либо тяжелое для обороны и т. д. Если человек находится не в клинике, а свободно действует и передвигается, он может обращаться в милицию. Специалисту нужно помнить, что в таких случаях никакое разубеждение с логическими доводами не поможет. Реакцией на споры может быть обида пациента, а также его агрессия, направленная на вас.

При расстройствах восприятия человек прислушивается к любым звукам, может внимательно наблюдать за средой вокруг. Жесты и мимика выдают то, что человек слышит и видит у себя «в голове». Если человеку представляются страшные образы наяву, он будет бежать, плакать или кричать от страха и т.п. Пациенты, которые слышат звуки, могут затыкать уши или искать в помещении, откуда же этот звук исходит (мелодия или речь, в разных случаях по-разному). Нужно учитывать, что галлюцинации не являются изолированными, это проявление психоза.

Опасны для окружающих такие лица:

  • больные с императивными галлюцинациями
  • мужчины в пожилом возрасте, у которых есть параноидный бред
  • больные с опасным поведением на фоне депрессивного или маниакального аффекта
  • пациенты с бредом ревности
  • люди с нарушениями влечения
  • алкоголизм, в том числе состояние абстиненции и др.

Агрессия — это поведение, которым человек причиняет вред или оскорбляет другого человека или животное, не желающих подобных действий и/или обращений в свою сторону. Некоторые специалисты считают, что агрессией стоит считать также подобное поведение, направленное на неживую природу. Примером агрессии может быть такая ситуация: на остановке вечером стоит девушка с ярким макияжем и в кротком платье; мимо проходит психические больной мужчина, который видит ее и считает, что может пригласить к себе домой, и она согласится; он подходит к девушке, она ему отказывает, вызывая у больного мужчины агрессию. Этот пример является неагрессивной провокацией со стороны объекта, на который направлена агрессия.

Агрессивное поведение человека может также спровоцировать агрессивную реакцию больного. Но агрессия может быть вызвана и внутренним состоянием больного, которое, как кажется, не зависит от внешних причин. Агрессия может быть сексуального характера. При этом, чем больше сопротивляется жертва, тем больше возбуждается насильник. В большинстве случаев запугивание жертвы не является целью насильника. Для серийных агрессоров сексуального характера типична стереотипность в действиях.

Жертва может понять сама, что перед ней находится именно серийный насильник. Он предъявляет требования последовательно, причем они могут казаться странными. Насильник предпринимает попытки обезличивания того, на кого он напал. Некоторые исследователи считают, что стереотипные действия больные реализуют в трансовом состоянии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий