Синдром гиперактивности — мнение медиков
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
Симптомы СДВГ: ребенок гиперактивный, невнимательный, импульсивный.
Существует перечень проявлений данных симптомов у ребенка согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) и американской классификации психических патологий (DSM-V).
Дефицит внимания | Гиперактивность и импульсивность |
Часто теряет вещи | Совершает импульсивные движения руками или ногами |
Избегает задач, требующих умственного напряжения | Не может ждать своей очереди |
Ребенок забывчивый | Вмешивается в разговор или деятельность других |
Часто переключается с одного занятия на другое | Отвечает прежде, чем был закончен вопрос |
Не может выполнить задание до конца | Совершает шумные выходки, выкрики |
Не слушает | Не может играть тихо, спокойно |
Не выполняет инструкции, не работает самостоятельно | Действует как будто «заведенный» |
Легко отвлекается | Чрезмерно много бегает |
Часто встает с места |
При наличии минимум 6 проявлений из 9, наблюдающихся в разных социальных средах (дом, класс, секция) в течение не менее 6 месяцев, врачи подозревают у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Синдром гиперактивности — мнение педагогов
Мы показали данный перечень воспитателям детского сада и педагогам начальной школы. Они отметили, что не меньше 20 % всех детей в 2-3 года (при поступлении в садик) и около 15 % ребят в возрасте 6-8 лет (при поступлении в школу) имеют некоторые из этих симптомов.
Чаще всего встречались следующие характеристики:
малыш активнее других детей;
ребенок проявляет нетерпеливость, может вскакивать с места, выкрикивать ответ в классе или на занятии в детском саду;
совершает беспокойные движения руками и/или ногами (например: барабанит пальцами, стучит ногой);
не может спокойно сидеть на одном месте, вертится, крутится, ерзает, извивается;
находится в постоянном движении, куда-то лезет, карабкается, бегает, прыгает;
ребенок шумный и болтливый, не может играть тихо и спокойно.
Значит ли это, что синдром гиперактивности встречается у каждого пятого ребенка?
Сложность постановки диагноза
- Прежде чем говорить о синдроме гиперактивности у ребенка, медики предлагают сначала убедиться в том, что импульсивность, чрезмерная активность и отвлекаемость не являются реакцией ребенка на сложную жизненную ситуацию в семье, садике, школе (переезд, семейные неурядицы, конфликты). Однако в современной жизни сложно «поместить» ребенка в идеальную ситуацию, чтобы сказать, что симптомы никак не связаны с влиянием психотравмирующих факторов.
- Не существует лабораторных и радиологических тестов, подтверждающих данное заболевание.
- Критерии диагностирования синдрома гиперактивности недостаточно ясные, часто изменяются.
Лечение, предлагаемое гиперактивному ребенку, длительное и не всегда эффективное, 100-процентное излечение невозможно.
Все это затрудняет диагностирование и ставит под сомнение необходимость медицинского вмешательства при синдроме гиперактивности.
Некоторые медики (включая психиатров), психологи, учителя, родители считают синдром дефицита внимания и гиперактивности несуществующим заболеванием (среди них специалисты с мировым именем — Томас Сас, Мишель Фуко).
Комитет по правам ребенка ООН даже выпустил рекомендации, в которых выразил озабоченность ошибочным диагностированием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдрома дефицита внимания (СДВ).
Итак, не все врачи имеют 100-процентную уверенность в необходимости назначения лечения гиперактивному ребенку.
Многие медики, психологи, педагоги склоняются к мнению, что если у ребенка не выявлены органические нарушения центральной нервной системы (ЦНС), то с проявлениями синдрома гиперактивности можно справиться немедикаментозными методами.
Пути коррекции | Ответственный за помощь ребенку |
Психокоррекционная работа | Психолог |
Коррекционная педагогика | Воспитатель в доу, учитель в школе |
Улучшение микроклимата в семье ребенка | Родители |
Правильное воспитание | Родители |
Большое значение в коррекции поведения ребенка с признаками синдрома гиперактивности имеет самочувствие ребенка в семье и его правильное воспитание.
Родители могут создать условия для развития ребенка, научить его использовать свою энергию в нужном русле. Для этого нужно понять особенности психики гиперактивного ребенка. Эти знания даются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Покажем основные моменты, которые просто необходимо знать родителям о своем шустром ребенке.