Гимнастика пробуждения после дневного сна для младшей ясельной группы

Правила бодрящей гимнастики

  1. Подбирая комплекс заданий, необходимо учитывать те занятия, которые проводились до сна. Если перед обедом у малышей была физкультура, то в побудку не стоит включать упражнения, требующие интенсивных нагрузок на организм.
  2. Для создания оптимальных условий выполнения упражнений температура в комнате не должна быть ниже 16–18 градусов.
  3. Поскольку все детки просыпаются в разное время, есть смысл подготовить пару упражнений на самомассаж, например, с массажными мячиками. Но, учитывая возраст подопечных, педагоги должны направлять и корректировать действия малышей.
  4. Формой одежды для выполнения гимнастики в помещении являются трусики и маечка. Упражнения выполняются босиком. Чешки или носки требуются лишь в том случае, если в комплекс входят танцевальные элементы.

  5. Заставлять детей делать гимнастику нельзя. Если малыш не хочет выполнять задания, то педагог должен выяснить причины отказа, но не принуждать, ведь дети не похожи друг на друга, а значит, и особенности пробуждения у них тоже неодинаковые.
  6. Если группа закрыта на карантин, то физические нагрузки согласовываются с врачом. Обычно при высоких показателях заболеваемости простудой отменяется ходьба босиком по массажным коврикам.
  7. Блок активных упражнений в летний период обычно проводится на улице.

Как анализировать такую гимнастику

Как любой другой структурный элемент учебно-воспитательного процесса, бодрящая гимнастика требует тщательного анализа. Цель такого мониторинга заключается в составлении общей картины эффективности мер, направленных на укрепление здоровья и общее развитие малышей, анализ позволяет понять, нужны ли дополнительные корректировки в подходе воспитателя к данному вопросу. Анализ проводится один раз в 2–4 недели по мере введения новых комплексов. В начале указываются общие данные:

  • название дошкольного учреждения и группы,
  • имя педагога,
  • дата проведения гимнастики,
  • возраст детишек,
  • количество малышей в группе.

Гимнастика пробуждения является частью работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья малышей

Таблица: образец схемы анализа бодрящей гимнастики

№ п/пЭтап гимнастикиПеречень и описание упражненийВременные рамкиВывод (цели достигнуты или нет, уложились ли в отведённое время, все ли дети справились)Примечания
1Начало подъёма, туалет3 минутыВывод(На усмотрение воспитателя)
2Упражнения в постели(Перечислить конкретно и описать)Вывод(На усмотрение воспитателя)
3Упражнения возле кровати (в том числе хождение по массажным коврикам)(Перечислить конкретно и описать)1–2 минутыВывод(На усмотрение воспитателя)
4Подвижная игра(Перечислить конкретно и описать)2 минутыВывод(На усмотрение воспитателя)

Дневной сон помогает малышам 1,5 – 3 лет восстановить силы после разных видов активности, а также позволяет привыкнуть к новой для них жизни в детском саду. Методически грамотно построенная бодрящая гимнастика позволяет аккуратно встроить его в общий распорядок дня, что необходимо для гармоничной организации педагогического процесса.

Конспект проведения гимнастики во второй младшей группе, автор Ершова Ирина

Обычно воспитатели используют комплексы, которые имеют сюжетную основу:

  1. Воспитатель: «Дети, за вами было интересно наблюдать, пока вы спали. Кто-то сопел, как маленький котёнок, кто-то во сне потягивался, как лисёнок, кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных».
  2. Комплекс гимнастики. «Звери проснулись». И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.
  3. Воспитатель. Отгадайте загадку: В лесу зимой холодной Ходит злой, голодный. Он зубами щёлк! Это серый… (волк)
  4. «Приветствие волчат». И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперёд. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
  5. «Филин». И. п. — лёжа на спине, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.
  6. «Ловкие обезьянки». И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «животик» повернуться на живот. По команде «спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз: сначала умеренно, затем быстро.
  7. «Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе тянуть «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.

Воспитатель: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись (дети выполняют закаливающие процедуры).

Важность оздоровительной работы

Ни для кого не является секретом тот факт, что в последние десятилетия среди населения России наблюдается рост количества заболеваний. Ухудшается здоровье и у детей.

Какие меры могут быть предприняты, чтобы исправить данную ситуацию? Заботиться о здоровье граждан важно, уже начиная с малолетнего возраста. Ведь стоит помнить о том, что до семи лет каждый человек непременно проходит настолько огромный путь в своем развитии, равного которому не будет всю его последующую жизнь. Этот период дошкольного возраста является тем временем, когда происходит интенсивное развитие и становление всех основных систем организма и его органов

В связи с этим становится особенно актуально сформировать у деток основные практические навыки, направленные на ведение ими здорового и спортивного образа жизни, а также на до конца осознанную потребность в регулярных занятиях спортом и физической культурой

Этот период дошкольного возраста является тем временем, когда происходит интенсивное развитие и становление всех основных систем организма и его органов. В связи с этим становится особенно актуально сформировать у деток основные практические навыки, направленные на ведение ими здорового и спортивного образа жизни, а также на до конца осознанную потребность в регулярных занятиях спортом и физической культурой.

Эффективным методом, посредством которого снижается заболеваемость дошкольников, является работа физкультурно-оздоровительного направления в ДОУ, в том числе и гимнастика после сна в средней группе, а также и для других возрастных категорий воспитанников. Она обязательно должна сочетаться с выполнением физических упражнений по утрам, со спортивными играми, физкультминутками, оздоровительным бегом, закаливанием и прочими комплексами действий.

К сожалению, во многих ДОУ незаслуженно предана забвению гимнастика после дневного сна. В средней группе ее значение столь же велико, как и для других деток. Однако не всеми педагогами до конца осознается потенциал подобной формы работы, которая порой находит свое применение лишь для более быстрого перехода малышей к состоянию бодрствования, что также является немаловажным. Но тем не менее воспитателям дошкольников, возраст которых находится в диапазоне от 4 до 5 лет, необходимо знать, что существует специально разработанная ФГОС картотека гимнастики после сна в средней группе детского сада. Ее выполнение позволит придать физическим упражнениям оздоровительную направленность.

Информационный портал для родителей и воспитателей

Комплекс гимнастических упражнений после сна в младшей группе.

Все мы знаем любимое многими понятие «потягушки», когда залежавшиеся во время сна конечности, ну и все тело, разминается. Детский организм сложнее всего переключается из режима сна в режим бодрствования, ведь у младших ребят 2-3 лет в детском саду свободное время проходит почаще интенсивно, с подвижными играми, лазанием, ползанием. Конкретно для плавного приведения в движение расслабленных мускул проводится всеохватывающая гимнастика после сна в ДОУ. Для младшей группы ДОУ она обычная, с простыми упражнениями, сопровождается стихами либо потешками. Такая гимнастика призвана взбадривать, проще покинуть кровать и переключиться с режима «спать» на режим «играть». Приведем пример ряда оздоровительных гимнастических упражнений для младших детей.

Основные принципы гимнастики на мяче

  • Укрепление мышц спины — кладем ребенка на живот;
  • Укрепление мышц живота — кладем ребенка на спину;
  • Укрепление мышц при пупочной грыже — кладем ребенка на спину;
  • Общее расслабление ребенка — как правило, на животе;
  • Коррекция мышц при асимметрии мышечного тонуса — уклон мяча в ту сторону, где наблюдается повышенный тонус.

Оптимальный диаметр мяча для занятий с грудным младенцем — 60 – 65 см. В грудничковом возрасте для того, чтобы снизить повышенный тонус, мяч немного приспускают; чтобы, наоборот, тонизировать организм — туго надувают. Кроме общих для всех видов гимнастики, специфических противопоказаний для занятий на мяче практически нет, за исключением незажившей пупочной ранки. Начинать занятия можно уже с месячного возраста.

Вы удивитесь, как быстро организм малыша отреагирует на такие занятия: результаты упражнений на мяче будут заметны почти сразу. Кроха станет активнее, крепче, перестанет бояться изменений положения своего тела, у него улучшатся сон и аппетит, он получит положительный эмоциональный заряд.

Как анализировать такую гимнастику

Как любой другой структурный элемент учебно-воспитательного процесса, бодрящая гимнастика требует тщательного анализа. Цель такого мониторинга заключается в составлении общей картины эффективности мер, направленных на укрепление здоровья и общее развитие малышей; анализ позволяет понять, нужны ли дополнительные корректировки в подходе воспитателя к данному вопросу. Анализ проводится один раз в 2–4 недели по мере введения новых комплексов. В начале указываются общие данные:

  • название дошкольного учреждения и группы;
  • имя педагога;
  • дата проведения гимнастики;
  • возраст детишек;
  • количество малышей в группе.

Гимнастика пробуждения является частью работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья малышей

Таблица: образец схемы анализа бодрящей гимнастики

№ п/пЭтап гимнастикиПеречень и описание упражненийВременные рамкиВывод (цели достигнуты или нет, уложились ли в отведённое время, все ли дети справились)Примечания
1Начало подъёма, туалет3 минутыВывод(На усмотрение воспитателя)
2Упражнения в постели(Перечислить конкретно и описать)Вывод(На усмотрение воспитателя)
3Упражнения возле кровати (в том числе хождение по массажным коврикам)(Перечислить конкретно и описать)1–2 минутыВывод(На усмотрение воспитателя)
4Подвижная игра(Перечислить конкретно и описать)2 минутыВывод(На усмотрение воспитателя)

Дневной сон помогает малышам 1,5 – 3 лет восстановить силы после разных видов активности, а также позволяет привыкнуть к новой для них жизни в детском саду. Методически грамотно построенная бодрящая гимнастика позволяет аккуратно встроить его в общий распорядок дня, что необходимо для гармоничной организации педагогического процесса.

Что такое гимнастика после сна в детском саду

Определение по ФГОС гимнастики пробуждения, которая проводится для младшей 2 группы детского сада — это комплекс, состоящий из упражнений, позволяющих ребенку от размеренного сна постепенно перейти к активной деятельности. Проводится под плавную музыку.

Гимнастика в кроватях

Важно! Для младших дошкольников в комплексе упражнений всегда должен присутствовать сюжетный герой, за которым они «повторяют» действия

Цели и задачи гимнастики после сна

Цели комплекса пробуждения:

  • Улучшение настроения малыша;
  • Предотвращение возникновения плоскостопия и искривления позвоночника;
  • Воспитание культуры пробуждения у воспитанников ДОУ;
  • Приведение мышц всего тела в тонус.

Гимнастика выполняет в основном оздоровительную задачу, а именно: поддержание и укрепление здоровья ребенка.

Проведение тематических комплексов упражнений решает образовательную задачу и позволяет в игровой форме развивать детскую моторику и речь.

Правила бодрящей гимнастики

  1. Подбирая комплекс заданий, необходимо учитывать те занятия, которые проводились до сна. Если перед обедом у малышей была физкультура, то в побудку не стоит включать упражнения, требующие интенсивных нагрузок на организм.
  2. Для создания оптимальных условий выполнения упражнений температура в комнате не должна быть ниже 16–18 градусов.
  3. Поскольку все детки просыпаются в разное время, есть смысл подготовить пару упражнений на самомассаж, например, с массажными мячиками. Но, учитывая возраст подопечных, педагоги должны направлять и корректировать действия малышей.
  4. Формой одежды для выполнения гимнастики в помещении являются трусики и маечка. Упражнения выполняются босиком. Чешки или носки требуются лишь в том случае, если в комплекс входят танцевальные элементы.
  5. Заставлять детей делать гимнастику нельзя. Если малыш не хочет выполнять задания, то педагог должен выяснить причины отказа, но не принуждать, ведь дети не похожи друг на друга, а значит, и особенности пробуждения у них тоже неодинаковые.
  6. Если группа закрыта на карантин, то физические нагрузки согласовываются с врачом. Обычно при высоких показателях заболеваемости простудой отменяется ходьба босиком по массажным коврикам.
  7. Блок активных упражнений в летний период обычно проводится на улице.

Гимнастика после сна: комплекс «Котята просыпаются»

2-ой комплекс гимнастики в детском саду стихотворный. Врубается песенка «Серенькая кошечка» для проведения гимнастики. Преподаватель ДОУ гласит: «Ребята, желаете выяснить, кто приходил к для вас в гости, пока вы спали? Отгадайте загадку:

Мохнательная, усатенькая, Лапки мягенькие, когти острые.

Верно, ребята, это киска. Давайте вы сейчас будете малеханькими лохматыми котятами. Поиграем с вами?»

Дети повторяют движения, которые находятся в стихотворении:

Позже дети в кровати мяукают, пускают коготки, притворяются кошечками, как могут. Воспитатель к каждому подходит и гладит по голове. Позже можно покинуть кровать и идти мыться.

Картотека гимнастики пробуждения по ФГОС

Гимнастика после сна (2 младшая группа), картотека по ФГОС:

Название упражненийОписание
«Потягушки»Лежа, на вдохе потянуться руками вверх, а ногами изо всех сил вперед.
«Комарик»Исходное положение — на спине, прямыми руками хлопнуть перед собой, «поймав» комарика.
«Мячики»Прыжки возле кровати.
«Большой — маленький»Исходное положение — стоя. На слово «большой» (счет «один») ребенок выпрямляется во весь рост, на «маленький» (счет «два») — приседает и сжимается в комочек.
«Колобок»Лежа на кровати, переворачивать туловище то влево, то вправо.
«Кошечка — собачка»Исходное положение — на четвереньках. На слово «кошечка» — выгнуть спину дугой. При произнесении «собачка» — прогнуться (можно повилять «хвостиком» — скрещенными сзади ногами).
«Велосипед»Выполняется преимущественно в летнее время года. Лежа на спине, малыши ногами изображают езду на велосипеде.
«Обезьянки»Исходное положение — на спине, согнутые в локтях руки прижаты к груди. Поочередно выпрямлять то одну, то другую руку, «срывая» с воображаемого дерева бананы.
«Греемся на пляже»Лежа на спине, сгибать ноги поочередно к груди.

Упражнения в кровати и музыкально-ритмический блок

Наиболее распространенным сочетанием в гимнастике пробуждения являются стихи, музыка и непосредственно упражнения.

Музыкально-ритмический блок гимнастики пробуждения

Вот один из комплексов, который можно проводить, не поднимая малыша с кровати:

  1. «Потягушки» (тянемся по 5-10 секунд);
  2. «Комарик» (хлопать 5-10 раз);
  3. «Велосипед» (выполняется 10-15 секунд);
  4. «Музыканты» (выполняется под стишок):

Развивающий игры детям 3-6 лет для изучения алфавита

«Мы играли на гармошке и похлопали в ладошки (малыши несколько раз хлопают);

Ножками — топ! топ! (топают по кровати);

Ручками — хлоп! хлоп! (хлопают перед собой);

И ладошки опускаем (расслабляются, вытягивают руки вдоль корпуса).

Отдыхаем.»

Цель гимнастики после сна в 1 младшей группе детского сада

Цель гимнастики заключается в том, чтобы бодрить детей.

Дети просыпаются в детском саду

Для этого используется комплекс из тихой медленной музыки, стихотворных строк и движений. Методики включают в себя:

  • потягивание;
  • чередование медленных взмахов руками и ногами;
  • разминка пальцев рук;
  • упражнение дыхательных органов.

Это все направленно на то, чтобы взбодрить тело после сна. Медленные движения в такой зарядке исключают растяжение мышц, гиперактивность и возможную головную боль.

Обратите внимание! В эту программу по ФГОСу входят все необходимые физические нагрузки, закаливание и водные процедуры. Данные упражнения направлены на укрепление иммунитета, здоровья, повышение тонуса мышц

Веселые методики помогают сохранять малышам позитивный эмоциональный настрой на протяжении всего дня. Зарядка выступает профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата. Программа нацелена на выработку у детей полезной привычки делать разминку после сна

Данные упражнения направлены на укрепление иммунитета, здоровья, повышение тонуса мышц. Веселые методики помогают сохранять малышам позитивный эмоциональный настрой на протяжении всего дня. Зарядка выступает профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата. Программа нацелена на выработку у детей полезной привычки делать разминку после сна.

Важно! Длительность разминки в среднем составляет 10-15 минут. Упражнения после обеденного сна учитывают характер занятий до засыпания детей. Они менее интенсивны, чем утренние занятия

Чтобы заинтересовать детей, выполнение данной программы необходимо проводить в игровой форме.

Летнее время особо любимо детьми, поэтому игры и зарядку рекомендуется проводить на свежем воздухе во дворе детского сада. После бурных игр утром летом детям быстро хочется спать. В это время воспитателям необходимо пристальней следить за своими подопечными.

Разминка в постели

Физические упражнения после пробуждения делятся на четыре этапа:

  1. Упражнения делаются в кровати. Дети потягиваются, разминают руки и ноги. Гимнастика выполняется неспешно в течение 3-4 минут.
  2. Второй этап занимает от 5 до 8 минут — разминочная ходьба и игра с использованием различного спортивного инвентаря. В этом этапе присутствуют индивидуальные занятия для коррегирования нарушений опорно-двигательной системы.
  3. Третий этап включает в себя выполнение дыхательных упражнений. Время на проведение увеличивается до 5 минут, если дети уже выполняют данное упражнение не первый месяц.
  4. Индивидуальные занятия по закаливанию детей.

Обратите внимание! Такие занятия рассчитаны на 7-дневный комплекс упражнений

Предварительный просмотр:

гимнастики после сна

2 младшая группа

Гимнастика после сна

для детей второй младшей группы

И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед;

И.п. – выдох (4-6 раз)

И.п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой

вернуться в и.п.(4-6 раз)

И.п. лёжа на спине (10 –12 секунд)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот, задом наперед.

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки.

Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

I. 1. Разминка в постели, самомассаж

Дети просыпаются под звуки мелодичной музыки, затем лёжа в постели на спине поверх одеяла выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия.

  1. Поворот головы вправо, влево.
  2. Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток.
  3. Сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

Выше ножки! Топ, топ!

Веселее! Гоп, гоп!

Колокольчик, дон, дон!

Громче, громче, звон, звон!

Гоп, лошадка, гоп, гоп!

Тпру – ру – у, лошадка:

(с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения и самомассажа)

Играет спокойная музыка. В окна заглядывает солнышко.

Воспитатель подходит к каждому ребенку, гладит его по голове.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне.

А знаете ли вы, почему? К нам в гости заглянул солнечный зайчик, он заглянул вам в глазки.

Закрывайте их. Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его на голове, шее, затем животике, руках, Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник — он просто любит ласкать вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

Вставайте, и давайте поиграем с солнечным зайчиком.

(Дети встают на коврик рядом с с кроваткой)

Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.

Указание: при повороте руками не помогать.

Указание: ноги в коленях не сгибать.

(переходят в группу, проводятся закаливающие процедуры)

(с элементами самомассажа)

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто к вам приходил, когда вы спали? Отгадайте загадку:

Лапки мягоньки, а коготки востры . (Киска)

Воспитатель. Правильно, киска. Давайте поиграем, сегодня с вами — маленькие пушистые котята.

Кот решил котят учить,

Как же нужно лапки мыть,

Мы недалеко сидели,

Все движенья подглядели. Выполняют движения по тексту

Лапку правую потрем,

А потом ее встряхнем.

Вот и левой лапке тоже

Правой лапкой мы поможем.

Ушко левое свое

Левой лапкой достаем,

Правое не забываем,

Лапкой правой умываем.

Проведем по шерстке лапкой,

Будет лобик чистый, гладкий.

Дальше глазки закрываем,

Каждый гладим, умываем.

Чистим носик осторожно. Грудку нам разгладить можно

Грудку нам разгладить можно.

Вот и чистые котята,

Вот и выспались ребята!

(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

В-ль: Дети, за вами было интересно смотреть, когда вы спали. Кто-то сопел, как маленький котенок, кто-то во сне потягивался, как лисенок, кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок . Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных.

Воспитатель. Отгадайте загадку:

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Он зубами щелк! Это серый. (волк)

В-ль: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись (дети выполняют закаливающие процедуры)

  • Внеурочную деятельность осуществляют на уровне школы педагоги дополнительного образования

      

  • Здоровейка проект в доу

      

  • В чем различие представления о сущности человека в эпоху античности и в эпоху возрождения кратко

      

  • Чем прославился в истории священной римской империи карл 4 кратко

      

  • Приведите примеры того что некоторые языческие традиции частично сохранились до наших дней кратко

Картотека гимнастики пробуждения

Как уже отмечалось, достичь целей, которые определены бодрящей гимнастикой, можно чередованием комбинацией разных видов гимнастики (обычно через полмесяца). Для второй младшей группы рационально использовать сочетание двух-трёх видов, так как в этом случае проще составить единый сюжет для всего набора — то есть удовлетворить главное требование проведения подобной оздоровительной работы: физическую нагрузку облечь в форму игры. Составление комбинаций упражнений идёт в соответствии с планированием работы с детьми конкретной группы.

Упражнения в кровати и музыкально-ритмический блок

Самый распространённый вид сочетаний: гимнастика, стихи и музыка. Приведём пример нескольких комплексов такой гимнастики.

  1. Упражнение «Потягушки». Лёжа на спине, вытягиваем руки вдоль тела.
  2. Вдыхаем и одновременно тянемся ручками вверх, а пятками вперёд.
  3. Возвращаемся в начальную позу и выдыхаем.

Упражнение «Лови комара»

  1. Лёжа на спине, раскидываем руки в стороны.

Делаем хлопок перед грудной клеткой. Возвращаемся в исходную позу. Упражнение «Велосипед».

  1. Лёжа на спине, сгибаем ножки в коленях.

Имитируем езду на велосипеде. Выполняем 10–12 секунд. Упражнение «Музыканты».

  1. Мы играем на гармошке, Громко хлопаем в ладошки. (Дети хлопают).

Наши ножки: топ, топ. (Малыши топают). Наши ручки: хлоп, хлоп! (Снова хлопают). Вниз ладошки опускаем, (Руки расслабляем и опускаем вдоль туловища). Отдыхаем, отдыхаем. Упражнение «Весёлые ножки».

  1. Выше ножки! Топ, топ! (Дети топают).

Веселее! Гоп, гоп! (Подпрыгивают). Колокольчик, дон, дон! (Делают движение рукой, как будто в ней колокольчик). Громче, громче, звон, звон! Гоп, лошадка, гоп, гоп! (Подпрыгивают). Тпру, лошадка: Стоп, стоп! (Останавливаются и опускают руки вдоль туловища).

Инструкция к упражнениям общеразвивающего характера и самомассажу:

  1. Ложимся на спину.
  2. Поворачиваем голову вправо, влево.
  3. Поглаживаем руки, животик, ноги, пятки.
  4. Сгибаем ноги, обхватываем коленки руками и постепенно выпрямляем ножки.

Стихотворение для упражнения в кровати с элементами гимнастики для органов дыхания.

  • Птичка села на окошко, Во дворе мяукает кошка — Разбудить решили нас. Все! Окончен тихий час!
  • Просыпайтесь, дети, я хочу предложить вам поиграть в прятки. (Дети ложатся поверх одеял. Звучит спокойная музыка. Дети выполняют движения согласно тексту).
  • Наши сонные ладошки Просыпались понемножку, В прятки весело играли — Пальцы в кулачок сжимали.
  • Пальчики на наших ножках Знают в парке все дорожки. Проверяют — где там пятки, И играют с нами в прятки.
  • Мы почти уже проснулись, Наши ручки потянулись, Помахали над простынкой, Дружно спрятались за спинку.
  • Сцепим ручки мы в «замочек» У себя над головой. Правый, левый локоток Мы сведём перед собой. Не хотят коленки спать, Им давно пора вставать.
  • Мы коленки выставляли, Быстро ножки выпрямляли. Наши ротики — молчок, Тренируем язычок: Его спрячем и покажем. «Добрый день!» — мы звонко скажем.
  • Будем глубоко дышать, С шумом воздух выдувать. Наши носики проснулись, Мы друг другу улыбнулись! (встают на коврики рядом с кроваткой).

Инструкция к упражнению «Вырастем большими»:

  1. Становимся на коврики, руки опускаем вдоль тела.
  2. Ноги ставим на уровень плеч.

    Ходьба по массажным коврикам очень полезна для профилактики плоскостопия

  3. На вдохе поднимаем ручки вверх, прогибаемся и поднимаемся на носки.
  4. Опускаем руки, становимся на ступню полностью и выдыхаем со звуком «у-х-х-х».
  5. Повторяем 4–5 раз.

Что такое гимнастика после дневного сна

Гимнастика после дневного сна — несколько упражнений для физической нагрузки, с помощью которых под стихотворения и спокойную музыку организуется переход от дневного сна к активности. Для малышей первой младшей группы комплекс имеет общий сюжет, в котором часто действует один герой для подражания. Для детей 1,5 — 3 лет нагрузка распределяется между следующими видами упражнений:

  • для выполнения в кроватках (потягушки, махи ручками-ножками),
  • для выполнения возле кроваток как части заданий активного этапа (бег на месте, медленные приседания, элементы дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, ходьба по массажным коврикам),
  • для создания игровой ситуации (подвижные забавы).

На выполнение гимнастики пробуждения уходит максимум 5–7 минут.

На проведение бодрящей гимнастики после тихого часа в среднем уходит около 6 минут

В процессе разработки комплекса (подбора и продумывания упражнений) учитывается также общая специфика педагогического процесса данного детского сада. Другими словами, если, например, в дошкольном детском учреждении есть группы, практикующие процедуры закаливания, то и упражнения обязательно включают обливания или умывания холодной водой. Кроме того, в таких группах гимнастика пробуждения часто проводится на улице вне зависимости от времени года.

Цели гимнастики после сна

Гимнастика пробуждения имеет следующие цели:

  • поднятие мышечного тонуса,
  • улучшение эмоционального состояния,
  • предотвращение нарушений осанки и развития плоскостопия,
  • воспитание у деток привычки делать разминку после пробуждения.

При выполнении гимнастики детям необходимо воздерживаться от резких движений во избежание растяжений и возможного головокружения.

Для первой младшей группы упор делается на ходьбу на носочках, а также приподнимание туловища.

Задачи гимнастики после сна

В качестве задач выполнения бодрящих комплексов выделяют следующие:

  • профилактика тревожности, раздражительности и формирование позитивного эмоционального фона в группе,
  • оздоровление опорно-двигательного аппарата,
  • развитие координации,
  • совершенствование мелкой и крупной моторики,
  • воспитание привычки правильного пробуждения.

Приёмы для проведения гимнастики пробуждения

Чтобы методически грамотно решить поставленные задания, педагог может использовать комбинацию приёмов:

  1. Музыкальность — упражнения рекомендуется выполнять под негромкие звуки природы или тихую музыку.
  2. Сюжет — все задания, которые входят в комплекс, связаны единой фабулой.
  3. Наглядность — картинки, развешанные в спальне, куклы, которые «приходят» будить ребят — приёмы, вовлекающие малышей в работу.
  4. «Ленивая» гимнастика, то есть упражнения, которые выполняются в кроватках.
  5. Блок активных физических нагрузок — он предполагает интенсивную разработку мышц после пробуждения. Завершается ходьбой по массажным коврикам.
  6. Элементы пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики для стимуляции речевого аппарата, развития и тренировки органов дыхания.
  7. Игра.

«Ленивые» и другие упражнения

Как правило, педагог старается сделать комплекс, который включал бы в себя все вышеназванные компоненты. Однако из-за того, что на гимнастику выделяется довольно мало времени, а также требований образовательных стандартов, в календарно-тематические планы заносятся отдельные виды гимнастики с чередованием каждые 2–4 недели. Так, в сентябре дети делают разминку в постели, в октябре — самомассаж, но при этом потягушки они неизменно выполняют в течение всего года. Другими словами, в первой младшей группе с установленной периодичностью проводятся разные виды гимнастических приёмов:

  • упражнения для выполнения в постели — «ленивая гимнастика»,
  • подвижные игры,
  • пробежки по массажным коврикам,
  • лечебно-восстановительные процедуры или коррегирующие упражнения для предотвращения сколиоза, плоскостопия, для закаливания,

  • музыкальные занятия с элементами хореографии,
  • элементы артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики.

Правила проведения гимнастики

Важно! Детей нельзя заставлять что-либо делать. Главный фактор — добровольное выполнение указаний воспитателя

Если ребенок отказывается делать тот или иной вид игровой разминки, необходимо мягко узнать причину его действий. Принуждение к игровым упражнениям негативно скажется на воспитании и выработке привычки заниматься физическими упражнениями.

Ходьба по массажной дорожке

Как при провидении любого занятия, воспитанникам нельзя давать сильную нагрузку. Любые движения должны быть плавными и аккуратными

Важно избегать любых резких движений. В комплекс занятий добавляют упражнения для предотвращения плоскостопия, ходьбу по массажным коврам

Во время занятий детсадовцы одеты в трусики и майки. Лишняя одежда будет сковывать движения.

Обратите внимание! Для упражнений, связанных с бегом и танцами, надеваются носки. Исходя из вышесказанного, можно увидеть, что утренняя гимнастика не только помогает легко проснуться ребенку и быть активным весь день, но и укрепляет здоровье и иммунитет, вырабатывает хорошую привычку заниматься физической культурой

А самое главное — она помогает с раннего возраста детям быть сплоченными и относится к труду с позитивом

Исходя из вышесказанного, можно увидеть, что утренняя гимнастика не только помогает легко проснуться ребенку и быть активным весь день, но и укрепляет здоровье и иммунитет, вырабатывает хорошую привычку заниматься физической культурой. А самое главное — она помогает с раннего возраста детям быть сплоченными и относится к труду с позитивом.

https://youtube.com/watch?v=gsFwn5qykwg

Как анализировать такую гимнастику

Как любой другой структурный элемент учебно-воспитательного процесса, бодрящая гимнастика требует тщательного анализа. Цель такого мониторинга заключается в составлении общей картины эффективности мер, направленных на укрепление здоровья и общее развитие малышей, анализ позволяет понять, нужны ли дополнительные корректировки в подходе воспитателя к данному вопросу. Анализ проводится один раз в 2–4 недели по мере введения новых комплексов. В начале указываются общие данные:

  • название дошкольного учреждения и группы,
  • имя педагога,
  • дата проведения гимнастики,
  • возраст детишек,
  • количество малышей в группе.

Гимнастика пробуждения является частью работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья малышей

Таблица: образец схемы анализа бодрящей гимнастики

№ п/пЭтап гимнастикиПеречень и описание упражненийВременные рамкиВывод (цели достигнуты или нет, уложились ли в отведённое время, все ли дети справились)Примечания
1Начало подъёма, туалет3 минутыВывод(На усмотрение воспитателя)
2Упражнения в постели(Перечислить конкретно и описать)Вывод(На усмотрение воспитателя)
3Упражнения возле кровати (в том числе хождение по массажным коврикам)(Перечислить конкретно и описать)1–2 минутыВывод(На усмотрение воспитателя)
4Подвижная игра(Перечислить конкретно и описать)2 минутыВывод(На усмотрение воспитателя)

Дневной сон помогает малышам 1,5 – 3 лет восстановить силы после разных видов активности, а также позволяет привыкнуть к новой для них жизни в детском саду. Методически грамотно построенная бодрящая гимнастика позволяет аккуратно встроить его в общий распорядок дня, что необходимо для гармоничной организации педагогического процесса.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий