Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?
Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека, именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в его сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем. Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине считаются следующие: усвоение ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране, городе или поселке, накопление социального жизненного опыта, приобщение к отечественной культуре. Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького уголка далекого детства».
- Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.
- Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.
- Организация посильного , посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года.
- Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.
Воспитатели детского сада и родители должны тесно сотрудничать и быть подготовленными к проблемам патриотического воспитания, это повысит эффективность работы.
Также в детском саду и в семье должна быть создана эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности. Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает доверительные деловые контакты, обучение членов семьи способам общения с малышом, их активное вовлечение в педагогический процесс, а также организация предметно-развивающей среды на территории детского сада и в семье. Готовый к нравственно-патриотическому воспитанию педагог – это человек с должным уровнем профессионального мастерства и компетентности, способный самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.
Как уже было сказано выше, воспитывать патриотические чувства в детях нужно начинать с воспитания любви к родному дому, к улице, на которой вы живете, к детскому саду, который посещает ребенок.
На прогулках обращайте внимание ребенка на достопримечательности города, на его красоту.
Рассказывайте о том, что находится на вашей улице, на близлежащих улицах, аллеях, скверах и парках.
Формируйте у малыша представление о работе общественных организаций, таких как библиотека, почта, магазин. Наблюдайте за работой сотрудников этих организаций, говорите с ребенком о ценности и о значении их труда.
Вовлекайте ребенка в посильный труд по благоустройству двора, дачного участка.
Учите давать правильную оценку своим поступкам и поступкам других людей.
Читайте с ребенком книги о родной стране, ее традициях, героях и культуре.
Поощряйте стремление ребенка к поддержанию порядка, за правильное поведение в общественных местах.
Не пренебрегайте расширением собственного кругозора.
Методы патриотического воспитания
Основной, и самый действенный метод патриотического воспитания дошкольников – это личный пример педагога. Дети, лучше, чем взрослые чувствуют наше действительное отношение к тому, о чем мы говорим. Потому убежденность педагога, крепость его собственных патриотических чувств, способна не только ощущаться дошкольником, но и передаваться ему напрямую.
Другими, не менее действенными методами, являются:
- сравнение и ассоциации (родной край с домом, Родина с мамой);
- анализ рассказанного, после проведенной беседы
- наблюдение (за работой сотрудников ДОУ и представителей других профессий в городе);
- знакомство с русским народным фольклором (чтение книг, игра в народные игры, пение песен, хороводы и танцы на музыкальных занятиях);
- мероприятия с вовлечением семьи, посиделки.
Важно помнить, что дети дошкольного возраста еще так неусидчивы и переменчивы в настроении, потому-то и методы воспитания должны чередоваться, ненавязчиво переходя от одного другому. Так, во время наблюдения или экскурсии, воспитатель проводит беседу
После экскурсии группа анализирует поход, а по возращению может посмотреть видео или мультфильм, поиграть в игру, нарисовать увиденное. После этого, дети с радостью спешат поделиться с родителями своими новыми знаниями.
Дети и патриотизм – приобщаем играя
Детей трудно научить чему-либо, если они не хотят этому учиться. Тем более сложно научить их любить. Любить Родину. Гордиться ей. Чувствовать себя частью своего народа. Этому нельзя научить, но это можно дать. Примером, игрой, сравнением. Дети дошкольного возраста еще не имеют понятия о гражданском долге, о нравственности. Они с трудом разделяют «плохое» от «хорошего». Этим понятиям им еще предстоит учиться. Но они способны на инстинктивном уровне тянуться к доброму, к светлому.
Патриотическое воспитание маленького ребенка начинается с любви к тому, что есть вокруг него – к семье, товарищам в детском саду, к своему городу или поселку, к своей улице. С этого и стоит начинать воспитание будущих патриотов. С уважения к труду, к различным профессиям. Дети плохо воспринимают беседу, если она не подкреплена практикой. Они должны слышать и видеть. Покажи им, как трудится повар, прачка и кастелянша в детском саду. Пусть они попробуют себя на их месте. Совместно замесить тесто, подмести двор или сложить аккуратно белье – это тоже приобщение к патриотическому воспитанию. Воспитанию достойных граждан своей страны
Почему так важно быть патриотом?
Многие родители, и даже некоторые педагоги, до сих пор задаются вопросом: «Зачем нужно воспитывать патриотизм
Так ли это важно?» Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прояснить, что же такое – патриотическое воспитание
Под патриотизмом понимается:
- Чувство уважение к своему народу, а так же к себе самому, как его неотъемлемой части;
- Знание истории своего края (села, города) и своей страны в целом;
- Приобщение к народной культуре, поддержание традиций наших предков;
- Внимательное, непотребительское отношение к природе, ее ресурсам;
- Умение трудиться в коллективе, заботиться о близких, и о благе своей страны.
Трудно не согласиться, что такие качества могут только украсить человека. Тот, кто любит свою страну, никогда не будет ей вредить. Тот, кто любит свой народ, никогда не захочет войны. Тот, кто внимателен к природе, любит свой дом, чтит традиции своего народа – тот счастлив в гармонии и любви. Ни этого ли мы хотим?
Уровни патриотизма у дошкольников
Патриотическое воспитание в ДОУ, как и любое другое направление, требует выявления результатов. В нашем случае это будет мониторинг уровня патриотизма у детей. Диагностика уровня патриотизма строится на трех уровнях – низкий, средний, высокий – в соответствии с возрастом и программой по патриотическому воспитанию детей. Тесты-задания составляются педагогом, либо используются те, что предлагает программа.
Пример Выявление уровня патриотических знаний по тематике «Мой город»
Возраст детей: 5-6 лет
Вопросы для диагностики:
- Как называется наша страна?
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Сколько городу лет?
- Как называется улица, которой ты живешь? Почему она так называется?
- Памятники, каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь?
- Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?
- Как выглядит герб нашего города?
- В каких цветах наш флаг?
Результаты оцениваются на основании количества правильных ответов:
- 6-8 – высокий уровень
- 3-5– средний уровень
- 1-2 – низкий уровень
Формы патриотического воспитания в ДОУ
Беседа
Начиная со средней группы, педагог проводит с воспитанниками тематические беседы. В основном беседы проходят в процессе образовательной деятельности согласно планированию. Но, дети – есть дети. Они гораздо лучше воспринимают информацию, если она дается в непринужденном контексте. Поэтому педагоги беседуют постоянно, во время пребывания в детском саду.
Изобразительная деятельность. Известна и доказана связь мышления и деятельностью рук. Потому изобразительная прикладная деятельность становится одной из важнейших форм патриотического воспитания. Гжель, Хохлома, русские народные узоры – их воспроизведение закрепляет полученные в ходе беседы, знания о русских народных промыслах.
Праздники и мероприятия
Календарные или народные, праздники всегда проходят весело и познавательно. В ходе подготовки к утренникам идет закрепление информации, полученной на занятиях, происходит знакомство с элементами народного творчества (песни, танцы, хороводы, частушки).
Экскурсии и прогулки
Наглядная форма патриотического воспитания. Экскурсия чаще всего проводится с целью закрепление цикла тематических бесед. Это может быть поход в музей, после беседы об истории и быте родного края. Экскурсия по памятным местам с целью знакомства с родным городом. Посещение вечного огня, мемориальных досок и других монументов, посвященных павшим героям ВОВ в преддверии дня Победы – 9 мая. Дети очень эмоционально реагируют на все, что видят, если экскурсии предшествовала беседа.
Помимо этого, мы можем выделить и другие формы патриотического воспитания дошкольников, такие, как игры (фольклорные, тематические, дидактические), чтение сказок, литературы по тематике, а также, совместная работа с родителями.
Концепция патриотического воспитания
Концепция системы патриотического воспитания имеет следующие характеристики:
- Патриотическое воспитание – это система упорядоченных образов, смыслов и интерпретаций, в рамках воспитательно-образовательного процесса. Под патриотическими смыслами понимают основу личностного восприятия и осмысления каждым воспитанником современных и исторических явлений, его отношению к ним.
- Патриотическое воспитание в системе воспитания детей представляет собой социокультурные образцы и действия (модели), имеющие определенные формы и воспринимаемые детьми как норма.
- Система патриотического воспитания воспринимается с двух разных сторон. Первая сторона – это люди (дети, коллектив, общество и т.д.), представляющие собой объекты государства. С другой стороны – это идеалы, образы, традиции и т.д., то есть одна из сторон объекта патриотизма, отражающая его сущность – предмет патриотического воспитания.
Советы родителям. Как воспитать патриота
Обычно советы и рекомендации даются в нумерованном списке, через точку с запятой, но сейчас хочется сказать кое-что другое, особенное. Не указать вам, что вам делать с вашими детьми. А просто дать совет.
Родители, будьте искренне с детьми. Покажи им на вашем примере, что значит «любить свою Родину». Не ругайте при детях ни страну, ни правительство. Откажитесь от негативных высказываний о вашем труде и зарплате
Покажи им, как важно быть ВАМИ. Рассказывайте о вашем детстве, вашей семье
О профессиях, которые познали ваши предки. Кем они были, и какой вклад в развитие страны оставили. Не спешите утверждать, что вам нечего рассказать. Каждый труженик нашей большой страны вносит ощутимый вклад в ее судьбу. Учитель воспитывает и делится с детьми самым сокровенным. Медик заботится о здоровье. Бухгалтер ведет учет, что помогает сохранить порядок и избежать перерасхода. Адвокат защищает невиновных. Полицейский следит за порядком. Расскажите детям о вашем городе. О том, где вы живете, и, может, о том, где вы родились и выросли.
Позитив, друзья, больше позитива. Восхищайтесь вместе с ребенком каждому изменению в природе. Покажите, как играет ветер, причесывая золотые колосья пшеницы. Лед тронулся – это радость. Первый снег – это восторг. Если вам кажется, что это мелочи, то, поверьте, это не так. Многие страны лишены этой радости, наблюдать, как сменяются времена года. Эти эмоции, эти образы – то, что создает в маленькой головке образ «Родины». Это сильные маячки, они навсегда соединяют наши души с теми местами, где мы выросли. Любовь к родным местам, к традициям на новый год, к пасхальным звонам и к народным песням – это и есть любовь к Родине. Поделитесь любовью с детьми. Научите их быть патриотами, которые любят, ценят и гордятся своей великой страной.