Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?
Воспитывая ребенка, родители могут допускать такие ошибки, мешающие речи активно развиваться:
- Отказ от общения. Взрослые не должны угадывать желания ребенка без слов. Неблагоприятно на развитии дошкольника может сказаться и завышение требований. Родители не должны наказывать за неправильность произношения.
- Намеренное искажение слогов. Допускать подобных речевых ошибок взрослые не должны. Ребенок запоминает произносимые звуки, в дальнейшем воспроизводя их.
- Монотонная или слишком быстрая речь родителя. Взрослые должны использовать интонации, паузы и другие средства выражения эмоций.
- Попытки ускорить развитие. Интенсивные нагрузки могут вызывать переутомление и негативное отношение к занятиям.
https://youtube.com/watch?v=o3ZIZFaGUQ0
Причины
Факторами появления такой патологии может быть комплекс причин, которые имеют свои симптомы и проявления у детей в раннем возрасте, которые нельзя не заметить.
Причины задержки речевого развития у детей 3 лет делятся на две группы:
- Социальные, обусловленные средой воспитания:
- отсутствие внимания со стороны родителей, долгих разговоров с малышом;
- родители, при разговоре с малышом, не контролируют темп речи, говорят неразборчиво и слишком быстро;
- отношения взрослых выясняются на повышенных тонах, с помощью скандалов, при детях;
- слишком навязчивая опека малыша, предугадывание его желаний, в такой обстановке малыш ленится учиться говорить, так как его и так понимают без слов;
- в семье многоязычных родителей, где они пытаются научить малыша с пеленок разговаривать на двух или более языках. Этот момент нельзя назвать отрицательным, но иногда такой подход лишает ребенка полноценных знаний о построении речи на одном из языков;
- отсутствие контакта с ровесниками.
- Биологические:
- инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания плода;
- травмы головы при прохождении по родовым путям;
- патологические роды;
- недоношенность;
- асфиксия плода при родах;
- курение женщины во время беременности;
- наследственность;
- при тугоухости или нарушениях зрения малышу сложнее воспринимать чужую речь, а соответственно, учиться разговаривать самому;
- частые простудные заболевания в младенческом возрасте;
- синдром Дауна;
- слабое развитие артикуляции;
- отоларингологические заболевания.
Очень часто специалисты затрудняются назвать причину отклонения, каждый третий диагноз остается без выясненной этимологии. Задержка речевого развития у детей 3х летнего возраста, причинами которой являются проблемы с воспитанием, корректируются гораздо легче, чем патология, вызванная физиологическими сбоями.
Что делать, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка?
Хотелось бы поделиться с вами своим опытом, личными наблюдениями и советами, которыми делятся психологи и педагоги.
- Общайтесь с малышом на абсолютно разные темы. Обсуждайте все, что ему интересно. Никогда не отказывайтесь в общении с ним.
- Давайте возможность общаться ребенку с разными людьми. Разные люди – разный опыт.
- Обсуждайте не только привычное, но и знакомьте малыша с новыми предметами и явлениями.
- Если вы обсуждаете какой-либо предмет, то говорите о нем детально, затрагивая многие характеристики.
- Учите вашего дитя правильно употреблять предлоги, местоимения, и падежные окончания.
- Рассматривайте картинки в книжках и придумывайте комментарии и названия к ним.
- Читайте вместе больше книжек. Причем старайтесь озвучивать реплики всех героев разными голосами.
- Развивайте артикуляционный аппарат. Существует много различных упражнений. Например, вырежете свечки из бумаги и задувайте их. Или есть упражнения «часики». Высовывайте язык и изображайте часовую стрелку.
- Купите домашний театр. Или смастерите его сами. Затем показывайте ребенку театральные инсценировки.
- Не забывайте о ролевых играх
Особенности возраста
Уровень развития речевых навыков трехлеток может существенно отличаться. В это время какие-то дети уже имеют подобие формировавшейся речи: они с легкостью говорят сложными предложениями, выдают быструю реакцию на реплики в их сторону, а также замечают какие-либо ошибки в разговорах своих сверстников.
Другие же, наоборот, лишь начинают с запинками строить фразы. Их путь к вполне понятной, сформированной речи еще долог.
Исходя из того, что дети трех лет продолжают активно познавать окружающий мир, общаться с людьми и открывать для себя массу всего интересного, начинается период «почемучки». Конечно, у них уже есть какой-то опыт познания окружающего, но это лишь 2% того, что им хочется знать, и на какие вопросы они сами могут дать ответы. На все остальное они ждут ответ у вас, родителей.
Ошибки родителей, тормозящие речевое развитие
Быстрое и правильное развитие речи у детей стимулируют родители. К сожалению, многие из них совершают ошибки, тормозящие речевое развитие малышей. Выделим наиболее распространенные из них.
1. Искажение собственной речи
Когда малыш начинает произносить первые слова, родители обычно испытывают радость и умиление. В порыве нежных чувств они нарочно искажают правильную речь, обращаясь к ребенку. Когда малыш окружен сюсюканием, он лишается возможности слышать и имитировать правильную речь.
2. Игнорирование нечеткой речи ребенка
Многие родители считают, что со временем ребенок «перерастет», поэтому мало обращают внимания на неправильную или нечеткую речь малыша. Конечно, все дети проходят этап нечеткого произношения слов, но если после трех лет, малыш все еще имеет проблемы, его речь понятна только самым близким, ситуация требует немедленной коррекции у специалистов.
3. Слишком быстрая и сложная речь взрослого
При обращении к малышу взрослый должен добиваться четкой речи, с выражениями и грамматическими конструкциями, доступными ребенку. Слишком быстрый разговор также отрицательно сказывается на развитии малыша, когда, пытаясь имитировать родителей, он не может полноценно воспроизвести слова и фразы.
4. Завышенные требования к ребенку
Есть родители, которые близко к сердцу принимают нормы речевого развития и если их малыш не «укладывается», начинают ставить перед ним повышенные требования. Постоянные окрики и упреки ничего, кроме вреда, не принесут. Если вы считаете, что ребенок значительно отстает от нормы, лучше сразу обратиться к специалистам, которые определят тяжесть проблемы.
Характерные особенности
Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их чада. К ним относятся:
- в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов;
- попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;
- речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;
- внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;
- создание собственных словоформ;
- попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
- с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
- и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;
- нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);
- путают звуки;
- переставляют слоги в словах.
Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?
Развитие речи детей 3-4 лет
Во время речевого развития родители не должны оставаться в стороне. Нужно помогать произносить слова правильно. Не надо «сюсюкать», пусть малыш знает, как правильно произносятся слова.
Игровая форма изучения
Развитие речи младшая группа (весна)
Развитие речи младшая группа весна формирует начальные познания о приходе весеннего времени года. В ходе игры он сможет делать следующее:
- Отгадывать загадки.
- Увеличить знания.
- Пополнить словарный запас.
- Отвечать на вопросы, не перебивая других.
- Развивать мелкую моторику.
- Показывать движения, связанные с текстом.
- Развить память.
Нормы речевого развития от трех до четырех лет к марту
Во время развития речи в младшей группе на март ставят следующие цели:
- Изучение новых звуков через стихи.
- Повторение звука , , .
- Воспроизведение части знакомой сказки.
- Учить звукоподражательные слова.
Малыш до четырёх лет пытается придумать невообразимые слова. Речь в этом возрасте не подготовленная, запас слов постоянно растет.
Важно! Возраст 3–4 года — период настоящих «почемучек». Главное отвечать на вопросы кратко и в понятной форме!
Развитие грамматического строя в 3 года
В три года начинает формироваться грамматический строй речи. Он должен понимать взаимосвязь между словами. Познание невозможно представить без игр, книг, общения с родными и сверстниками.
Как определить задержку речевого развития
У малыша до четырех лет формируется связной разговор. Бить тревогу нужно в следующих случаях:
- Говор непонятен окружающим.
- Ребенок не может назвать предметы вокруг.
- Слова проглатываются, произносятся не полностью.
- Сверстники не могут понять малыша.
«Речевые нормативы»
Многие специалисты в шутку говорят, что дети в этом возрасте молчат, только когда спят. То есть в речевом плане они безумно активны. Но не всегда родители могут определить, нормально ли развивается речь их крохи. Вдруг он говорит мало? Вдруг неправильно, что он что-то без конца тараторит? Вдруг он слишком нечетко произносит звуки?
Для ориентира, кроме вышеперечисленных умений, можно обратиться к примерным возрастным речевым нормам.
- Дети к 3–4 годам уже накопили некоторый жизненный опыт и багаж знаний о предметах и явлениях, поэтому могут рассуждать и делать простые выводы.
- Ребенок уже знает и называет свою фамилию, имя и отчество, имена родителей, близких родственников, друзей.
- Может называть и обобщать в группы все известные ему предметы (еда, одежда, мебель, посуда, игрушки).
- Может определить и назвать признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка теплая, стол деревянный).
- Понимает и называет действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается).
- С удовольствием повторяет за взрослыми слова и предложения.
- Может представлять простые образы.
Если малыш пока может не все из перечисленного, возможно, ему просто не хватает родительского внимания, которое стоит направить на коррекцию конкретных показателей речи.
Насторожить должны лишь явные симптомы отставания ребенка в речевом развитии:
- невнятная монотонная речь;
- быстрая, рваная или растянутая речь;
- непонятная «тарабарщина»;
- речь не оформлена в предложения с подлежащими, сказуемыми, предлогами, дополнениями;
- малыш произносит только фразы из мультиков или книг, не строя собственных;
- не может выполнить простых поручений из 2 действий (достань книгу с полки и отнеси папе);
- «съедает» окончания слов;
- постоянно путает порядок слогов или звуков в большинстве слов, искажает или заменяет много звуков другими;
- не использует в речи предлоги, союзы, наречия;
- вообще не говорит полноценных слов;
- у ребенка постоянно открыт рот и течет слюна;
- он плохо держит равновесие, неловок, имеет плохую координацию (не умеет переступать преграды, ловить мяч, лазать по лестнице, стоять на одной ноге);
- не может выполнять мелкие движения (застегивать пуговицы, точно вставлять детали мозаики в отверстия, собирать «лего», сильно давит на карандаш при рисовании);
- невнимателен, не может сосредоточиться;
- гиперактивен или, наоборот, слишком заторможен.
Такие признаки требуют обязательной консультации специалистов (педиатра, невролога, психиатра, психолога, логопеда, дефектолога, отоларинголога, сурдолога). Может понадобиться не только коррекция речи, но и комплексное лечение, если будут выявлены нарушения в работе центральной нервной системы, органов слуха или артикуляции.
Симптомы задержки психического развития речи
Официальный диагноз маленькому пациенту ранее 4, а то и 5 лет не поставят. Но первые предпосылки можно заметить еще в первые месяцы жизни новорожденного. При подозрении на нарушение педиатр обязательно задаст родителям наводящие вопросы — и на основании полученной информации уже может предположить задержку психического развития речи.
Вот признаки, по которым можно его заподозрить.
- В 4 месяца младенец не улыбается, игнорирует вербальное обращение к нему родителей, их жесты и мимику;
- В 8 месяцев младенец не пытается повторить слова с помощью звуков, а в 12 — вербально пассивен;
- В 1,5 годика не понимает значения простых слов, не реагирует на свое имя, на примитивном уровне не формулирует просьбы («дай»), не жует;
- В 2 года знает очень мало слов и не учит новые, а позднее его словарь насчитывает не более 20-ти слов, нет простой фразовой речи;
- Трехлетний малыш не говорит предложениями, «глотает» окончания, говорит медленно, звуки растягивает, не ведет диалог — вместо ответа повторяет заданный вопрос.
Родителям стоит обратить внимание и на другие признаки, которые сопровождают нарушение. Так, если ребенок гиперактивный, агрессивный, невнимательный, плохо запоминает новое, у него скудное воображение и эмоции, он необщительный, слабый физически — все это должно насторожить родителей и стать поводом обращения к педиатру
На что обратить внимание
График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:
- К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
- К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
- К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
- К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
- К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
- К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
- К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
- К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
- К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
- К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
- В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.
Прогнозы и последствия: чего ждать?
Эффективность лечения зависит от многих факторов. Главные из них – возраст маленького пациента, степень выраженности задержки психического речевого развития ребенка и первичные заболевания.
К сожалению, при глубинных нарушениях или терапии, начатой у 5 – 6-летних деток, ждать больших результатов не приходится. Лишь в 0,2% случаев из 100% возможно, что он начнет говорить. Если же дитя не овладело речью в 7 лет, то уже не заговорит никогда.
Если же родители обратились за помощью, когда малышу исполнилось 2 – 3 годика, то есть все шансы на полное восстановление. В этом случае все зависит от степени недоразвитости, участия родителей и методик, которые применяются для лечения.
Если родители ждут, что дитя рано или поздно заговорит само, они только упускают время. Если это не индивидуальный темп развития конкретного малыша, а действительно проблема, она не пройдет сама
На фоне психической и речевой недоразвитости дети страдают плохой памятью и мышлением, искаженно воспринимают и перерабатывают информацию, не могут сосредотачивать внимание. В будущем это приводит к изменениям в личностном плане — ребенок становится раздражительным, закрытым, необщительным, у него появляется чувство собственной неполноценности
Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.
Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет
0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал;
2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями;
3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него;
6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат;
7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»;
9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет»;
11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев
Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»)
Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками;
- 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам;
- 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.
Ход занятия воспитателя в младшей группе
I. Орг. момент
Воспитатель предлагает детям поехать на поезде, чтобы погулять по лесной поляне.
Воспитатель. — Все стройтесь в поезд — мы вагончики.
— Паровозик, вперед! Поехали! Повторяйте вместе со мной стихотворение.
Паровозик наш бежит,
Паровозик наш пыхтит,
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту — ту!
Психогимнастика «Лесная поляна»
— На лесной поляне растут одуванчики (выставляет рисунок с изображением поляны одуванчиков).
Представьте, что вы лесные цветы — одуванчики. Они растут (поднимаем ручки медленно). С утра раскрываются солнышку (расставить пальчики). Оглядываются по сторонам и здороваются с соседями. Вот и наступает день, ветерок подул, колеблются цветочки. Вечер наступает, одуванчик закрывает свои цветочки. Опускает свои головки вниз и засыпает.
II. Основная часть занятия
Комментируемое рисование: Воспитатель рисует круг. Что я нарисовала? (Солнышко) дорисовываю лучики. Почему я его нарисовала? Что нам дает солнышко? (Свет, тепло) Вот солнышко согрело наши листики и начали появляться первые весенние … Я начну рисовать, а вы догадайтесь. (Цветы)
— Что это за цветы, нам расскажет стих Сергей и Юля.
Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.
— Да, это подснежник. Рисую цветок, листья, стебель подснежника. (Демонстрирую изображение подснежника.)
Чистоговорки
Ик-ик-ик — вырос подснежник.
— Расскажите, какой подснежник? (Дети передают цветок из рук в руки) (Маленький, белый)
— Что есть у подснежника? (Стебель, листочки, цветочек)
— Какой стебелек? (Зеленый, тоненький)
— Какие листочки? (Зеленые, нежные, тонкие)
— Какие цветы? (Они белые, красивые)
— Что, по цвету, напоминают цветки подснежника? (Весенние тучки)
— О следующем цветке, который мы нарисуем, отгадайте загадку:
— Стояла дама на поляне в желтом сарафане. (Одуванчик) (Демонстрирую изображение одуванчика)
Чистоговорки:
Гу — гу — гу — растет одуванчик на лугу
— Расскажите об одуванчике — (у него желтый цветок, стебель, листочки)
Можно рассказать еще и пролеске (материалы для воспитателя детского сада
Беседа воспитателя с детьми о весенних цветах
— Где, кроме того, кроме лесных полян, растут цветы? (В саду, в цветниках, на клумбах)
— Когда появляются первые цветы? (Весной)
— Почему именно весной? (Становится тепло, природа просыпается после зимы).
— Вам нравятся цветы — (Да!)
Физкультминутка Танец с цветами.
Наши чудные цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают
Тихо засыпают
Дидактическая игра «Посади цветок»
(проводится под музыкальное сопровождение)
Я предлагаю сделать нам свой цветник самостоятельно. На столе для вас лежат цветы — каждый должен разместить свой цветок на клумбе. Вместе они образуют красивое украшение для нашей группы.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Воспитатель предлагает детям закончить предложения — сравнение.
Например: У подснежника цветы голубые, а у пролеска синие.
У одуванчика желтые цветы, а у пролеска синие.
У подснежника острый тонкий лист, а у одуванчика зубчатый.
Подснежник похож на тучку, а одуванчик на солнышко.
III. Итог. Рефлексия
— Где мы были?
— Что вы там видели?
— Как одним словом можно назвать пролесок, подснежник, одуванчик?
Ход деятельности
В: (держит в руках куклу одетую в костюм весны) Ребята, сегодня к нам гости пришла гостья, а зовут ее, Весна. Давайте поздороваемся с нашей гостьей.
К-В: Здравствуйте ребята! Я так рада, что пришла в гости к вам.
Д: Здравствуй Весна!
К-В: Ребятки, я пришла в гости и принесла вам свои подарки.
В: Чудесно, давайте посмотрим какие подарки принесла нам Весна. Все готовы? Посмотрите, Весна принесла нам что-то желтое и тёплое. Что это такое принесла нам Весна?
Д: Солнышко!
В: Да, молодцы. Солнышко. А, что стало с солнышком весной?
Д: Оно стало сильнее греть.
В: Зимой на улице много снега, а весной солнышко греет сильней и, что стало со снегом?
Д: Снег растаял.
В: Снег растаял и появились большие лужи. Посмотрите ребята, какая большая лужа у нас в группе (дети подходят к тазику с водой). В этой луже можно пускать кораблики. А мы, будем пускать кораблики в нашей луже?
Д: Да.
В: Тогда давайте поиграем в кораблики вместе с Весной. Весна пускай кораблик первая, а мы за ней (дети играют с корабликами в импровизированной луже). Подул ветерок, что делает кораблик?
Д: Кораблик плывёт.
В: Поиграли с корабликами, пойдёмте с весной дальше гулять.
(Воспитатель с детьми подходят к дереву, где сидят много птичек, висят гнездо и скворечник).
Посмотрите ребята, какое дерево тут выросло. А, кто у нас на дереве сидит?
Д: На дереве сидят птички!
В: Птички прилетели в гости и вьют себе гнёздышки или заселяются в домиках, которые сделали для них люди. Эти домики называются скворечниками. Посмотрите в каких домиках живут птички и какие гнёздышки они себе вьют (дети рассматривают скворечник и гнездо).
Коля, Таня…. повторите, скворечник, гнёздышко. Птички вьют гнёзда.
Что же ещё, Весна, ты нам принесла?
К-В: А вот, что (показывает на тучку с дождиком и радугой).
Д: Дождик с радугой.
В: Весной идет теплый дождик и можно увидеть разноцветную радугу.
К-В: Ребята, а давайте с вами поиграем в игру. Она называется «Солнышко и дождик»
Д: Давайте (дети играют под музыку «солнышко и дождик»).
В: Вот и поиграли мы. Никого дождик не замочил? Ну, что пошли дальше весенние подарки искать. Посмотрите ребятки сюда, что это такое здесь растёт? (подходят к травке)
Д: Травка.
В: Да, конечно. Весной появляется первая зелёная травка. Давайте подойдем и рассмотрим её. Посмотрите какого она цвета?
Д: Зелёного.
В: Потрогайте травку какая она мягкая. Весной появляются первые цветочки-подснежники.
А, что же ещё нам Весна принесла? Идём дальше и посмотрим (подходят к веточкам с распустившимися листочками).
Д: Веточки с листочками.
В: Конечно. Весной становится тепло и на веточках набухают почки, а потом распускаются зелёные листочки.
К-В: Ну вот, ребята, это все подарки, которые я сегодня принесла.
В: Спасибо, Весна, тебе за подарки и за прогулку. Ребята скажем Весне «Спасибо».
Д: Спасибо, Весна.
(Рядом стоит мольберт, с прикреплёнными к нему рисунками солнышка, птичек, травки, дождика с радугой
Что же мне пора уходить, а на прощание я подарю вам по картинке раскраске «Весенние приметы». До свидания друзья!