Хадисы о родителях
«Довольство Аллаха – в довольстве родителей, гнев Аллаха – в гневе родителей» (Байхаки)
***
Один человек спросил у Пророка ﷺ: «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о, Посланник Аллаха?». Пророк ﷺ ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?». Он снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?». Пророк ﷺ снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил ещё раз: «А затем к кому?». И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости» (Муслим)
***
Абу-д-Дарда’, да будет доволен им Аллах, передавал, что (как-то раз) к нему пришёл один человек и сказал: «У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» (На это Абу-д-Дарда’) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Родитель это срединные врата Рая, и если ты захочешь, то (можешь) лишиться этих врат или сохранить их» (Ат-Тирмизи)
***
Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «(В свое время) ко мне приехала моя мать, которая при жизни Посланника Аллаха ﷺ была многобожницей, и я обратилась за советом к Посланнику Аллаха ﷺ сказав: «Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, так следует ли мне поддерживать отношения с ней?» Он ответил: «Да, тебе следует делать это» (Аль-Бухари, Муслим). (Одни) говорят, что это была ее родная мать, а другие — что молочная, но правильно первое.
***
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям» (Аль-Бухари, Муслим)
***
«Проклят тот, кто ругает своих родителей» (Муслим)
***
«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай» (Аль-Бухари)
***
Однажды Му’авия ибн Джàхима ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, пришел к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я желаю совершить военный поход и пришел посоветоваться с тобой!» Пророк ﷺ спросил: «У тебя есть мать?» Он ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Заботься о ней, поистине Рай под ее ногами!» (Ан-Насаи). А в версии, которую приводит Ибн Маджа (2781) сказано, что Му’авия ибн Джàхима трижды приходил к Пророку ﷺ
и говорил: «О Посланник Аллаха, я хочу совершать джихад, стремясь к Лику Аллаха и желая жизни вечной!» На что Пророк ﷺ
отвечал: «Горе тебе! Жива твоя мать?! Иди и проявляй по отношению к ней благочестие!» Когда же Му’авия ибн Джàхима
вернулся в третий раз и сказал то, что говорил, Пророк ﷺ ответил: «Горе тебе! Держись ее ног, там Рай!»
Общие положения о браке в Исламе
Ислам уделяет особое внимание браку и всячески поощряет вступление в него человека при достижении им совершеннолетия, если он готов к этому физически, морально и материально. Всевышний создал мужчину – праотца человечества Адама – и создал для него из его же плоти супругу – Хаву с тем, чтобы они в своем союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Творец всего сущего сказал:
Творец всего сущего сказал:
Семья является знамением Всевышнего:
Также бракосочетание является Сунной и качеством, присущим пророкам и праведникам, безосновательный отказ от создания семьи неприемлем и порицаем Исламом. Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Брак является моей Сунной, кто избегает моей Сунны, тот избегает и меня» (Ибн-Маджа).
Существует множество божественных и пророческих изречений, в которых однозначно рекомендуется заключать брак не только во избежание вступления на путь заблуждений, разврата и прелюбодеяния, но и с целью обретение благ этой и последующей жизни.
Единственно правильный способ создать семью в Исламе – это заключение законного брака, т. е. НИКАХа. Согласно канонам исламского права, брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной и только по их обоюдному согласию. Говоря о бракосочетании в Исламе, стоит отметить, что это не просто способ законным образом удовлетворить свои физиологические желания, но гораздо больше: это лучшее, что можно иметь из мирских благ в этой жизни.
Семья ‒ это единственный вид поклонения,
который может продолжаться в мире вечном.
Богослов Ибн Абидин сказал: «Нет поклонения, которое было бы установ-ено со времен Адама и существовало бы по сей день, а потом имело продолжение в последующей жизни, кроме брака».
Под мусульманским бракосочетанием подразумевается союз, заключенный между мужчиной и женщиной в соответствии с законами исламского права. Эти законы реализуются татарами через призму ханафитской правовой школы, которая является источником семейного права большинства мусульманских стран мира. В связи с этим шариатские нормы или богословские заключения (фетвы), касающиеся семейно-брачных отношений и производимые на территории духовных управлений центральной России должны производиться в соответствии с ханафитской правовой школой.
Исламское бракосочетание (никах) в нашей стране не имеет никакой юридической силы, т.е. по законам РФ оно не считается действительным, поэтому с целью защиты прав членов семьи молодоженам необходимо зарегистрировать брак в органах ЗАГСа. Всевышний Аллах сказал:
Исходя из этого аята некоторые богословы делают заключение, что для мусульман законы региона их проживания, не противоречащие шариату, являются такими же обязательными к исполнению, как и другие законы шариата.
Стоит отметить, что брак, который был заключен только в органах ЗАГСа, часто соответствует правилам заключения исламского бракосочетания (никаха). И поэтому не совсем правильно полагать, что какое-то количество этнических мусульман, заключивших брак в ЗАГСе и не совершивших при этом исламский ритуал бракосочетания, считается прелюбодеями.
Также следует обратить внимание на то, что расторжение брака в органах ЗАГСа часто соответствует исламским правилам расторжения брака и поэтому разрывает исламский брак, т.е. происходит талак
Хадисы о семье и родственных связях
Абу Аюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передает, что один человек пришел к Пророку ﷺ и попросил: «Расскажи о деяниях, которые приведут меня в Рай». Пророк ﷺ ответил: «Поклоняйся Аллаху, не придавай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи» (Бухари)
***
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье» (Ат-Тирмизи)
***
«Кто верит в Аллаха и Судный День пусть поддерживает родственные отношения» (Аль-Бухари, Муслим)
***
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлен, пусть поддерживает связи с родственниками» (Аль-Бухари)
***
Пророк Мухаммад ﷺ сказал, обращаясь к верующим: «О мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)» (Аль-Бухари, Муслим)
***
«Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз» (Ат-Тирмизи). Другая версия этого хадиса: «Подаяние (садака) нуждающемуся – это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам – это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей»
***
Сообщается со слов ибн Умара, да будет доволен ими обеими Аллах, что один человек пришел к Пророку ﷺ со словами: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (то есть сестра матери)?». Человек сказал: «Да», – тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказывай ей благодеяния» (Ат-Тирмизи, Хаким)
***
Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!». На что он сказал: «Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» (Муслим)
***
От Айши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет» (Бухари, Муслим)
***
В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Не получает милость Аллаха народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи» (Ахмад, Абу Нуайм)
***
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поддерживайте родственную связь хотя бы приветствием» (Табарани, Аль-Баззар)
***
Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости — не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет закрыть глаза на прегрешения своих родственников, простить их и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере» (Аль-Бухари)
***
«Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай» (хадис от Жубайр бин Мутим)
***
Асвад, да будет доволен им Аллах, спросил Айшу, да будет доволен ею Аллах, о том, чем занимался Пророк ﷺ, находясь дома. Она ответила: «Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть» (Аль-Бухари)
***
«Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают» (Аль-Бухари, Муслим)
***
«Воистину, деяния сынов Адама предстают (перед Аллахом) каждый четверг, в ночь на пятницу, и не принимаются дела тех, кто разрывает родственные узы» (Ахмад)
***
«Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим)
Ислам традиции религии: 5 столпов ислама кратко
Чтобы уберечь людей от злых помыслов, греховных поступков и заблуждений, испытать силу и крепость их веры, Всевышним были определены для всех мусульман пять религиозных обязанностей — пять столпов ислама.
К религиозным традициям ислама относят:
- свидетельство веры (шахада);
- ежедневный пятикратный намаз;
- соблюдения поста в Рамадан;
- ежегодную выплату закята;
- совершение паломничества в Мекку.
Шахада (свидетельство веры). Исповедание ислама — признание единства Создателя и пророческой миссии Мухаммада — не может быть формальным. Произнесение сакральной фразы шахады должно быть подкреплено искренним душевным намерением и убежденностью. Однажды приняв ислам, невозможно перестать быть мусульманином, отречься от веры.
Намаз (ритуальная молитва). Ежедневно, пять раз, истинно верующие мусульмане совершают обязательный намаз — чтение канонических молитв. Утреннюю называют фаджр, дневную — зухр, предвечернюю — ’аср, вечернюю — магриб, ночную — ’иша.
Пятничный полуденный намаз. Эту особую совместную молитву — джума намаз — приверженцы ислама совершают каждую пятницу в главных мечетях. Совместное пятничное богослужение сопровождается проповедью.
Соблюдение поста Рамадан. В течение 30 дней накануне Ураза Байрам — важного исламского праздника, посвященного ниспосланию Пророку первого из откровений Корана — мусульманам предписано воздержание от пищи, воды, супружеских сношений в светлое время суток
Обязательная милостыня, или закят. Ежегодный закят-аль-фитр в пользу малоимущих и прочих нуждающихся выплачивают до наступления Ураза Байрам все мусульмане, имеющие достаточно средств. Размер милостыни определен шариатом — 1/40 часть от годового дохода семьи. Поощряются и добровольные пожертвования в другие дни года.
Паломничество, или хадж. Каждому исповедующему ислам предписано хотя бы единожды в жизни совершить паломничество в Мекку. Совершают священный хадж в период с седьмого по десятый дни месяца Зуль-хиджа.
Отношение к детям в исламе
«Птенцы орла становятся сильными и гордыми птицами в гнезде». Перефразируя эту древнюю мусульманскую мудрость, можно сказать, что дети вырастают достойными и ответственными людьми, почитающими Бога, родителей и вечные жизненные ценности при должном воспитании в семье.
Истинные мусульмане считают: воспитывать дитя нужно начинать с момента его появления на свет, с первого прикладывания к материнской груди. В воспитании принимают участие и отец, и мать. Ведь старательно и правильно воспитанные сыновья и дочери — залог радостных и спокойных дней их родителей как в земной жизни, так и в жизни вечной.
Больше чем Великодушие
В Коране и хадисах пророка Мухаммада, да
благословит его Аллах и приветствует, слово бирр обозначает доброе
отношение к родителям.Чаще всего оно переводится как доброта или
великодушие. К сожалению, как и большинство арабских слов, бирр теряет
свою глубину в переводе на русских язык. Это не только доброта, но и
милосердие, сопереживание, уважение и даже терпение. Ислам – не просто
религия, а образ жизни, где перечисленные качества должны составлять основу
всех взаимоотношений, особенно родителей и детей.
Родители ухаживают и заботятся о детях долгое
время, но проходит время и уже у них появляется потребность во внимании. Дети
обязаны заботиться о родителях. В их отношении должны проявляться все оттенки бирр.
А награда от Господа последует обязательно. Пророк Мухаммад говорил:
«Господь даст легкую смерть, а затем
Рай тому, кто выполнит три вещи: будет мягким по отношению к слабому,
заботливым к родителям и добрым к рабам» (Тирмизи).
Бабушки и дедушки в исламе
Они, будучи родителями Ваших матери и отца, заслуживают особого отношения. Во-первых, каждый мусульманин обязан уважать и почитать их так же, как и своих родителей. Подтверждение этому мы можем найти в жизнеописании Посланника Аллаха (с.г.в.). Наш Пророк (с.г.в.), который некоторое время воспитывался в доме своего деда – Абдульмутталиба, относился к нему как к родному отцу. Во-вторых, именно дед, согласно Шариату, становится опекуном человека в случае смерти его отца. В-третьих, наши пожилые родственники доживают свои годы и хотя бы в силу своего возраста заслуживают хорошего отношения.
Бабушки и дедушки относятся к категории махрам, то есть с ними запрещено вступать в брак, дозволено оставаться наедине и не обязательно соблюдать аурат (девушкам).
Биологические? Родные!
Иногда современный человек говорит «биологические родители». Очень неприятный термин, обесценивающий, потому что он уже заранее отметает духовную часть. Мы предпочитаем говорить «родные родители», подчеркивая, что в родстве есть и духовная, и телесная часть.
А как же быть в случае, если ребенок усыновлен? Нужно ли человеку уважать мать, которая отказалась от него в роддоме? Сможет ли выросший ребенок уважать родителей, которые над ним издевались?
Очень важно то, что с библейской точки зрения приемные родители не могут быть заменой родных. Важно понять, что родные родители никуда не исчезают. Приемные родители могут быть, могут не быть, а родные остаются всегда, ведь именно их кровь течет в жилах ребенка
Ребенок не может почитать приемных родителей, если он не почитает родных
Приемные родители могут быть, могут не быть, а родные остаются всегда, ведь именно их кровь течет в жилах ребенка. Ребенок не может почитать приемных родителей, если он не почитает родных.
Заповедь о почитании родителей дана взрослому человеку, к младенцу, которого родили, но не выкормили, и он умер, ее применить невозможно. А если человек вырос в приемной семье и своих родителей никогда не видел? Должен ли он почитать их? Несомненно — должен. Потому что в нем течет их кровь, и, отказываясь от нее, не принимая ее, он не принимает себя.
Если уподобить приемного ребенка дереву, то корнями этого дерева являются родители. Приемные родители, которые человека вырастили, в этой схеме выполняют роль подпорки, благодаря которой деревце не погибло. Но что будет с деревом, которое откажется от своих корней?
Почитать приемных родителей, безусловно, можно и нужно, но отказываться от родных, и не уважать их — нельзя. Даже если принять их поступки по отношению к ребенку, бывает непросто, а порой и просто — невозможно.
Нужно ли сохранять тайну усыновления? Человек должен знать, кто его родил, иметь, если возможно, информацию об этих людях. Совсем необязательно выстраивать с ними отношения, или общаться, но знать — нужно. Невозможность узнать ничего о своих родных родителях — страшная трагедия для человека и такие примеры многократно повторялись в нашей истории.
Тема отношений приемных родителей с детьми очень обширна, серьезна и, безусловно, заслуживает отдельного разговора.
Обязанности братьев и сестер друг перед другом.
1) между братьями и сестрами должны быть единство и взаимная любовь;
2) братья и сестры друг для друга являются частями, объединенными в одно целое; не должно быть ничего,
что могло бы разрушить это единство и отделить братьев и сестер друг от друга;
3) братья и сестры не должны ссориться из-за таких вещей, как наследство, деньги, имущество;
4) старший брат и сестра как отец и мать для младших; поэтому младшие должны уважать старших и не оскорблять их;
а старшие в свою очередь должны защищать и любить их и быть милосердными к ним;
5) братья и сестры должны делать друг другу добро и стараться приносить пользу друг другу, как самому себе.
Свёкр и свекровь (тесть и тёща) в исламе
После вступления в брак у человека круг родных расширяется и появляются свойственники. После замужества мусульманка покидает свою семью и становится членом семьи мужа. Следовательно, по отношению к свёкру и свекрови она имеет такие же права и обязанности, как по отношению к собственным родителям.
При общении с «новыми родственниками» могут возникнуть некоторые проблемы, но, несмотря на разногласия, следует помнить о правах и обязанностях в новой семье. Невестка обязана помогать в домашних делах, воспитывать детей, ухаживать за родителями мужа, если в этом есть необходимость. Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Довольство Всевышнего – в довольстве родителей» (Тирмизи).
Если же какие-то разногласия имеют место быть, то необходимо попытаться решить их мирным путём. Если это не удастся, то лучше жить по отдельности.
Аналогичным образом мужчина должен относиться к тёще и тестю.
Основы ислама для начинающих
Какие обязанности детей по отношению к родителям предписывает ислам?
Ислам учит, что дети обязаны уважать своих родителей, подчиняться им и заботиться о них. Это является одним из долгов каждого мусульманина
Важно помнить, что эти обязанности включают не только материальную заботу, но и эмоциональную поддержку и уважение к родительскому авторитету.
Может ли ребенок отказаться от выполнения обязанностей по уходу за родителями?
В исламе нет такой возможности, как отказ от выполнения обязанностей по уходу за родителями. Родительская милость в исламе считается обязательным долгом для детей
Таким образом, даже если дети не хотят или не могут физически обеспечивать поддержку своих родителей, они должны по крайней мере показывать им уважение и заботу.
Какие условия необходимы для выполнения обязанностей по уходу за родителями?
В исламе необходимо, чтобы дети уделяли законное время и внимание своим родителям. Они должны показывать им уважение, подчиняться им и активно ухаживать за ними, если они находятся в состоянии болезни или иным образом нуждаются в помощи
Для выполнения этих обязанностей необходимо иметь чистое сердце и искреннее желание помогать своим родителям.
Какие социальные последствия могут возникнуть, если дети не выполняют свои обязанности по уходу за родителями?
Если дети не выполняют свои обязанности по уходу за родителями, это может привести к социальным последствиям, таким как общество безразличия и неуважения к более старшим людям. Это может также привести к психологическим проблемам у старших поколений
Поэтому очень важно, чтобы каждый мусульманин осознавал свою родительскую обязанность и исполнял ее наилучшим образом.
Какую роль играет забота о родителях в формировании характера человека?
Забота о родителях играет важную роль в формировании характера человека. Она обучает мусульманина уважению к старшему поколению и дает ему возможность понять, как поддерживать отношения с теми, кто находится в более уязвимом состоянии
Общение с родителями и забота о них учит ответственности и доброте, а также помогает развивать эмпатию и сочувствие.
Как молодежь может привнести в свою жизнь духовный аспект заботы о родителях?
Молодежь может привнести в свою жизнь духовный аспект заботы о родителях, практикуя чтение Корана, молитву и дуа. Это поможет им укрепить связь с Аллахом и позволит приносить духовные плоды к своей семейной жизни. Также важно показывать заботу и эмоциональную поддержку своим родителям и проводить время с ними, чтобы укрепить семейные узы и проявить свою любовь к ним.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Исламские финансы
7 советов бизнесменам в Исламе
Первой целью мусульманского бизнеса не должно быть извлечение прибыли на мусульманском рынке — она должна быть направлена на то, чтобы до…
674
вчера
Хадис
Достоверный хадис о тех, кто не предостерегает от дурного
В Священном Коране есть несколько аятов, в которых говорится об этом. Существует также множество хадисов, в которых поощряется предписани…
445
вчера
Акыда
Человек и его разум с точки зрения Ислама
В Исламе человек, как творение, почитаем благодаря разуму. В противном случае в адрес человека выносится выговор и предостережение. Есть …
1 050
3 февраля, 24
Семья в Исламе
Красота «хусну занн»: хорошее мнение о супруге
Психотерапевт Джон Готтман обнаружил, что успешные пары, представляя совместное будущее, говорили друг о друге в позитивном ключе, в то в…
1 181
11 января, 24
Общество
Ислам и восхождение искусственного интеллекта
В 2018 году генеральный директор Google Сундар Пичаи сказал об ИИ: «ИИ — одна из самых важных вещей, над которыми работает человечество. …
5
14 декабря, 23
Ответы от экспертов о Исламе: вопросы рядовых верующих
Вопрос: Какое значение имеет согласие отца и матери в вопросах воспитания согласно исламу?
Вопрос: Что делать, если родители не могут достичь согласия по вопросам воспитания?
Вопрос: Кто имеет основное право на решение в вопросах воспитания детей согласно исламу?
Каково мнение ислама о согласии отца и матери в вопросах воспитания детей?
В Исламе согласие и сотрудничество между отцом и матерью являются важными аспектами воспитания детей. Коран говорит: «Твой Господь приказал, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и чтобы родители были милосердны к детям. Если один из родителей станет обременительным, найдется необходимый подход и согласие.» (Коран 6:151). Поучения пророка Мухаммада (мир ему) подтверждают эту идею. Пророк сказал: «Нет верующих, чьи дела были бы лучше, чем семья, в которой прав родительский авторитет и где родители с соответствующими заслугами воспитывают своих детей» (Ат-Тирмидхи). Отсюда следует, что воспитание детей должно осуществляться с совместными усилиями, сотрудничеством и согласием отца и матери. Они должны работать вместе, чтобы обеспечить детям правильное руководство и уроки мудрости.
Каковы преимущества сотрудничества отца и матери в вопросах воспитания?
Сотрудничество отца и матери в вопросах воспитания детей имеет множество преимуществ. Прежде всего, это создает стабильную семейную среду, основанную на любви, взаимопонимании и гармонии
Коран подчеркивает важность семейной единого, говоря: «Из его знаков то, что Он создал вас самих из ваших же себя, так что нашел у вас покой ваших грудей и вложил вас между вами теплоту и сострадание» (Коран 30:21). Сотрудничество родителей также способствует развитию ответственности, терпимости и уважения у детей
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Лучшее богатство, которое может дать отец своему ребенку, — хорошее воспитание и воспитание детей». Сотрудничество родителей помогает создать благоприятную среду для такого воспитания.
Содержимое
Положения ислама
Как прославлять Аллаха
Ислам в мире
Информация мусульманам
Написано в Коране
Говорили пророки
Правила жизни
Знаменитые мечети
Слова молитвы
С Праздником Ураза Байрам — Пусть Аллах Примет Наши Посты
Количество страниц в «Макс Вебер Протестантская Этика и Дух Капитализма» — важная информация