Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе

С 2-3 лет воспитанники младшей группы начинают участвовать в опытах и проектах в группе и на прогулке. Вместе с воспитателем они проводят простейшие исследования, которые закладывают основу будущей познавательной деятельности.

Развитие детей важно

Необходимость развития познавательной деятельности у детей 3-4 лет

К 3-4 годам дошколята средней группы чётко ощущают собственную личность. Они хотят быть самостоятельными, узнавать мир, открывать новое. Самый действенный способ познания – эксперимент. В раннем возрасте он является главным способом понимания жизни.

Важно. Без наглядных опытов абстрактные понятия так и остаются иллюзией. Только практические наблюдения помогают ребёнку смоделировать картинку в своём сознании, установить взаимосвязи и закономерности.  

Только практические наблюдения помогают ребёнку смоделировать картинку в своём сознании, установить взаимосвязи и закономерности.  

Формы обучения по ФГОС

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта образования (ФГОС) педагогам дошкольного учреждения рекомендуется ежедневно моделировать ситуации, стимулирующие познавательную деятельность детсадовцев, изучать информационные карточки.

Формы развития исследовательской активности дошкольников:

  • эксперимент;
  • поисковая деятельность и исследование;
  • коллекционирование;
  • проектирование.

На грамотном сочетании форм и методов строятся опытно-экспериментальные занятия во второй младшей группе.

На прогулке малыши тоже экспериментируют

Безопасность проведения экспериментов

Экспериментирование в младшей группе проходит под строгим контролем воспитателя. Это необходимое условие безопасности юных исследователей.

К сведению. Ребёнку в этом возрасте свойственна увлечённость

Опыт может захватить его и заставить забыть об осторожности. Поэтому следить за процессом должен взрослый, особенно ранней весной и летом. Правила безопасного поведения просты:

Правила безопасного поведения просты:

Все манипуляции следует проводить не спеша, не разбрасывать и не разбрызгивать материалы.
Ничего не толкать в рот, нос, уши, не тереть глаза грязными руками.
Рабочее место должно быть в порядке.
С оборудованием для опытов (микроскоп, зеркало, спиртовка, стеклянная посуда) нужно обращаться осторожно и работать только под руководством взрослых.

Регулярные занятия помогут деткам запомнить правила безопасного поведения.

Ход занятия в младшей группе детского сада

Воспитатель. Дети, сегодня я шла в детский сад и встретила маленького медвежонка, он пришел к нам в гости чтобы мы рассказали ему что такое лед, который он нашел в лесу. Мишка зимой спал в своей берлоге, проснулся и вышел в лес, увидел что-то новое, но очень холодное.

Но сначала давайте вспомним, что такое лед?

Молодцы, лед — это замороженная вода.

Опыт № 1.

Предположение: Лед — твердый, скользкий.

Ход опыта

Воспитатель на тарелке проносит кубики льда и предлагает детям к нему прикоснуться, чтобы подтвердить, что лед холодный, скользкий, твердый. Дети называют все это, после того как обследовали лед.

Воспитатель. А ты, Мишка, все запомнил, что назвали малыши.

Опыт № 2.

Предположение: Лед быстрее растает в горячей воде чем в холодной воде.

Ход опыта

Наблюдайте: что будет происходить, если один кубик льда положить в холодную воду, второй — в горячую воду. (Дети помогают воспитателю, налить теплую и холодную воду, кладут лед в стеклянную чашу.)

А давайте послушаем стихотворение о воде:

Что такое вода — интересно ребятам,

Это то, без чего нам, друзья, не прожить.

Человечеству послана она во благо,

И водой мы, конечно, должны дорожить.

Что такое вода? Это реки и море,

Это лед Антарктиды, это снег или град.

Это синее озеро там, на просторе,

И красивый и громкой речной водопад.

И весенний ручей, и осенняя лужа,

Что такое вод? — Я отвечу легко.

Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,

Что в судьбу человека вошло глубоко.

Вот пока мы слушали стихотворение, то опыт уже почти закончился. В какой водичке лед быстрее растаял? В горячей воде.

Дети садятся за столы (на столах в тарелках кубики льда и соль).

Вот и наш мишка будет знать, что лед быстрее растаял в теплой в воде.

Опыт № 3.

Предположение: Лед тает, если его посыпать солью.

Ход опыта

Возьмите кубик льда, положите его на тарелку. Посыпьте кубик льда солью. И пока соль начнет действовать, мы сделаем физминутку.

Дети встают из — за столов.

Физминутка

Кружатся снежинки (дети кружатся на носочках)

В воздухе морозном (медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок)

Падают на землю (встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)

Кружевные звёзды

Вот одна упала

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, (бережно прикрывают снежинку)

Подожди немножко. (на ладони другой ладошкой)

Молодцы, немножко отдохнули, садитесь на свои места. Что происходит со льдом? Соль смешивается со льдом. Соленый лед тает быстрее, чем не посыпанный солью. Молодцы, теперь отставьте тарелки.

Теперь Мишка будет знать, что соль не только в пищу кладут для вкуса, а еще можно посыпать лед, чтобы он быстрее таял и становился обычной водичкой.

Опыт № 4.

Предположение: Лед и камни — тонут в воде?

Ход опыта

Осторожно положите кубик льда и камень в воду в банке. Лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности, а камень утонул

Это означает, что лед легче воды, и уже одного этого свойства достаточно, чтобы выделить лед из других твердых веществ как исключение. Благодаря этой особенности льда лед в водоемах появляется только на поверхности. Если бы лед тонул в воде, на поверхности образовывались бы все новые и новые его слои. Они, в свою очередь, опускались бы вниз, и водоем промерз бы до самого дна. Вследствие этого водные растения на дне были бы скованы льдом, а рыбе и всему живому, что находилось в воде, грозила бы неминуемая гибель.

Наш Мишка узнал много нового интересного и полезного, и будет спешить к себе в лес к друзьям чтобы им также рассказать о свойствах льда.

Итог занятия:

Воспитатель. В заключение нашего занятия давайте вспомним, опыты с кубиками льда, которые мы сегодня делали, и их выводы:

Лед холодный, скользкий, твердый.

Лед быстрее растает в горячей воде чем в холодной.

Лед тает быстрее, если его посыпать солью.

Лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности.

Открытое занятие

Открытые занятия-эксперименты проводятся с целью демонстрации умений и навыков, приобретённых младшими дошкольниками в процессе обучения в детском саду. В игровой форме ребята решают нестандартные задачи, обсуждают проблемные ситуации, наблюдают и делают выводы.

Открытое занятие «Твёрдое – мягкое»

Цель: различать качества предметов.

Задачи:

  • Дать представление о свойствах предметов.
  • Стимулировать наблюдательность, логику.
  • Развивать тактильные ощущения.
  • Обогатить лексикон (твёрдый, крепкий, белый, лёгкий).

Материалы и оборудование:

  • мелкие камни;
  • вата;
  • вода;
  • ложечка.

Ход занятия:

  • Педагог читает письмо от трёх поросят, в котором они спрашивают, из какого материала им стоит построить домики (из ваты или из камней). Предлагается провести эксперимент и выяснить это.
  • Проводятся опыты. Взять камешки, потрогать, помять, сжать в ладони, попробовать разломить на части – не получается (вывод: камень твёрдый, крепкий). Постараться сдуть камешек со стола – не выходит (вывод: он тяжёлый). Взять вату, проделать с ней то же самое (вывод: вата мягкая, воздушная, лёгкая). Взять тарелку с водой, опустить поочерёдно камень и вату (вывод: камень не промокает, вата становится мокрой).
  • Озвучивается вывод: дом нужно строить из камней.
  • Закрепляются знания свойств предметов: опустить руку в шляпу, потрогать предмет, охарактеризовать его наощупь.

Важно. Итогом исследовательских работ с детьми станет система дидактических материалов, альбомов и таблиц, где будут отражены основные моменты опытов и выводы, сделанные вместе с малышами

Ход игры — эксперимента

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик»

прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. предложите поймать убегающего«зайчика» . Если ребёнку понравилась игра,поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь«ловить» пятнышко света как можно более эмоционально,не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. … Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т. д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

Игра – эксперимент № 3 «Волшебная кисточка»

Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого — оранжевый, синего и красного — фиолетовый, синего и желтого — зеленый).

Материалы : Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров; образец для закрашивания, в котором три тройки воздушных шаров (в каждой тройке два шара закрашены — красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один — нет).

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей и в первой младшей группе по нормам САНПиН длится не более 15 минут. Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры, действия с игрушками), физическая (физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика), развлекательная (пение, разучивание стишков и поговорок), познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).

Опытно-экспериментальное занятие состоит из следующих структурных элементов:

  • организационный момент — 1 минута;
  • мотивирующее начало занятия — 4 минуты;
  • игровая или двигательная активность — 4–5 минут;
  • практическая деятельность — 4–5 минут;
  • подведение итогов — 1 минута.

После проведения эксперимента воспитанники помогают привести в порядок рабочее место или демонстрационный стол, убрать инструменты.

Экспериментальная деятельность должна вызывать положительные эмоции, которыми ребята делятся друг с другом в конце занятия

Картотека опытов и экспериментов в первой младшей группе — таблица

ТематикаСодержание опытов и экспериментов
«Вода (жидкая форма)»
  • эксперименты с переливанием воды: наблюдение за тем, как вода принимает форму различных сосудов;
  • опыты с выявлением плавучести различных предметов: бумажных корабликов, деревянных кубиков, резиновых игрушек;
  • опыты с раскрашиванием воды (акварелью, гуашью, пищевыми красителями);
  • игры с вылавливанием предметов из воды при помощи сачка, с водяной мельницей, «ныряющими» игрушками.
«Твёрдые формы воды: лёд и снег»
  • действия со снегом: лепка, создание узоров из следов на снегу, наблюдение за таянием снега, рисование гуашью на снегу;
  • действия со льдом: на прогулке заливают водой снежную горку для куклы и наблюдают за образованием льда, растапливание кубиков льда, изготовление разноцветных льдинок, ледяных бусин.
«Песок»
  • действия с сухим песком: просеивание, рисование песчаной струйкой, игра с песочной мельницей;
  • действия с влажным песком: лепка руками песочных пирожков, изготовление куличов при помощи формочек и ведёрок;
  • действия с кинетическим песком: скатывание, лепка, разминание, выдавливание узоров.
«Бумага»
  • разрывание бумаги на кусочки и создание из них аппликации;
  • скатывание комочков из бумаги и создание объёмной аппликации;
  • разрезание бумаги на полоски и оформление ими картинки.
«Ткань»
  • экспериментирование с кусочком ткани: вытягивание нитей, сминание, смачивание, разглаживание;
  • экспериментирование с окрашиванием ткани.
«Свет»
  • игра с солнечными зайчиками;
  • знакомство с возникновением тени на стене, создание театра теней;
  • опыт с цветными линзами.
«Воздух»
  • экспериментирование с мыльными пузырями;
  • экспериментирование с воздушной струёй, ветром: игры с вертушками, султанчиками, флюгером, воздушным змеем, корабликами с парусами.
«Магнит»

Воспитанники первой младшей группы пробуют рисовать при помощи струйки песка

Картотека опытов и экспериментов в младшей группе

Такая картотека составляется каждым педагогом в процессе работы в дошкольном образовательном учреждении.

Экспериментирование с водой

Вода окружает малышей с первых дней жизни. В первые годы жизни они пускают резиновых уточек в ванне. К 3-4 годам юным исследователям становятся интересны свойства этого вещества.

Таяние снега у батареи важно для наблюдения «экспериментаторов»

Опыты помогают увидеть, ощутить и понять:

  • Сравнить стаканчик с водой и стаканчик с молоком (вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная).
  • Попробовать воду на вкус (вывод: безвкусная).
  • Положить в стакан с водой сахар, соль, размешать, сделать глоток (вывод: приобретает вкус вещества, растворённого в ней).
  • Добавить в воду краску, размешать (вывод: становится цветной).

Опыты со снегом

Все малыши зимой едят снег. Он белый, чистый, пушистый. Стоит провести с ним простой эксперимент. Набрать в ведёрко, принести в группу, поставить к батарее.

Наблюдение приводит к выводам:

  • Снег тает в тёплом месте, а на улице лежит сугробами (на улице холодно, в группе тепло).
  • Талая вода мутная, с грязным осадком на дне ведра (снег на улице грязный, его есть нельзя).

Выводы, сделанные из самостоятельных наблюдений, формируют жизненный опыт и позицию дошколят.

https://youtube.com/watch?v=CuclOyKyxtc

Игры-эксперименты

Познать окружающий мир легко и ненавязчиво помогут игры:

  • «Веточка в вазе». Срезать веточку с дерева, рассмотреть внимательно, поставить в вазу с водой. Вести наблюдение. Сделать выводы: вода пробуждает жизнь, набухают почки, распускаются листики.
  • «Пенное облако». В чашку с водой капнуть средства для посуды, размешать, подуть в трубочку для коктейля, появятся пузыри и характерный звук. Вывод: при попадании воздуха в мыльную воду образуется пена.
  • «Солнечные зайчики». В солнечный день пускать с малышом зайчиков, объясняя, что солнце – природный источник света.

В ходе игровых экспериментов воспитанники детсада получают практические знания об окружающих предметах, явлениях и процессах. Активизируются процессы мышления и запоминания, возникает потребность анализировать и обобщать. Малыши растут и развиваются.

Оформление центра экспериментирования

Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В центре экспериментирования или мини-лаборатории должно быть выделено место для тематических выставок и демонстрации достижений воспитанников (размещении стенгазеты, фотоотчётов). Для хранения тематических альбомов с картинками, материалов для игр-экспериментов и приборов выделяются стеллажи. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Воспитатель знакомит детей с уголком экспериментирования, показывает, какие материалы хранятся в баночках и ящиках, спрашивает, с чем им хотелось бы позаниматься. Для детей 1,5–3 лет оформляется место свободного доступа — контейнер или полка: здесь для самостоятельного выбора предлагаются безопасные стимулирующие материалы. Это могут быть тканевые книжки для развития сенсорного восприятия, зашитые мешочки с разнообразным наполнением (камешки, семена, вата, опилки), резиновые, деревянные и пластиковые игрушки для экспериментирования.

Материалы для опытно-экспериментальной деятельности должны быть доступны воспитанникам

Материальная база центра экспериментирования состоит из:

  • природных материалов (ракушки, камешки, палочки, деревянные палочки, ореховые скорлупки, песок, семена);
  • образцов ткани, бумаги;
  • сосудов и ёмкостей (пластмассовые миски, баночки, стаканы);
  • приборов и инструментов (ложки, совки, трубочки, пластиковые увеличительные стёкла, воронки);
  • предметов для игр-экспериментов (водяные и песочные мельницы, вертушки, султанчики, формочки для песка);
  • вещества (сахар, соль, краски);
  • защитной одежды (фартуки, нарукавники, шапочки, перчатки).

Материальная база центра экспериментирования должна быть разнообразной и вызывать интерес у воспитанников

Деятельность младших дошкольников в центре экспериментирования осуществляется под непрерывным контролем воспитателя: он показывает, каким способом лучше исследовать предмет (извлечь звук, проверить прочность и др.). Неструктурированные материалы (крупы, сахар, соль) хранятся в недоступном малышам месте и предлагаются к изучению в совместной работе с педагогом. Ёмкости и приборы должны быть небьющимися, игровые наборы не содержат мелких деталей.

Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка. Экспериментируя с этими веществами, дети не только формируют знания об их свойствах, но и совершенствуют сенсорное восприятие и мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптомы переутомления, снимают напряжение мышц). Воспитатель организует и руководит играми-экспериментами малышей, предотвращает риск попадания песчинок в дыхательные пути

Воспитатель организует и руководит играми-экспериментами малышей, предотвращает риск попадания песчинок в дыхательные пути.

Играя с водой и песком, дети закрепляют и расширяют представления о свойствах этих веществ, развивают сенсорное восприятие и совершенствуют мелкую моторику

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста воспитывает любознательность и стремление к получению знаний. Проводя опыты с доступными предметами и материалами, воспитанники развивают мелкую моторику рук, восприятие различных органов чувств, память. Детское экспериментирование создаёт положительную эмоциональную атмосферу в группе и закладывает в каждом ребёнке черты исследовательского типа мышления.

Ход игры — эксперимента:

Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце.

Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе.

Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой, закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет.

Дети работают последовательно (смешивают, закрашивают)

над каждым цветом.

«ВЕС. ПРИТЯЖЕНИЕ»

Игра –эксперимент «Легкий — тяжелый»

Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые)

Материалы : Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый»

,«легкий» ).

Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, которые каждый из них хочет взять с собой к друзьям.Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

— игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;

— игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему;

— игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.

Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение»

в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена,и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое — Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержание ведерок.

Потом выясняется, что Крокодил Гена и Чебурашка переезжают на новую квартиру. Дети определяют,кто из них какие предметы будет переносить: группируют предметы по признаку «легкий — тяжелый»

с учетом размера и материала.

«ВОЗДУХ»

Игра – эксперимент «Почему кораблики не плывут»

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Ход занятия:

-Ребята,мы сегодня с вами немного попутешествуем и узнаем много интересного. Но сначала отгадайте загадку.

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без (воды).

-Ребята, сейчас к нам придёт гостья. Это – волшебница вода. (Предложить детям подумать и ответить для чего нам нужна вода).

– Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т. д.

– Правильно ребята. Молодцы.

– Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря (воспитатель предлагает закрыть глаза, а потом открыть).

– Что в бутылке?

_ Вода.

– Какая вода?

– Белая.

– Сейчас волшебница вода поможет нам разобраться с цветом воды (воспитатель берёт сначала бутылку с прозрачной водой, другой с красной).

– В какой бутылке вода красная? Почему? Что мы в неё добавили?

– Краску.

– Молодцы. Волшебница-вода вам говорит спасибо. Она бы не догадалась. А в этой бутылке вода чистая, прозрачная, бесцветная. Какую воду можно пить, а какую нет?

– кипячёную, прозрачную.

– Молодцы.

(На столе стоят стаканчики с кипячёной водой. Дети пьют воду.)

Какая вода по вкусу?

– Вкусная.

– А по цвету?

– Прозрачная.

– А сейчас ещё раз закройте глаза (берётся бутылка с зелёной водой).

– Какая сейчас по цвету вода? Почему? 

– Зелёная, т. к. в неё добавили краску зелёного цвета.

– А кому нужна вода?

-Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.

– Ребята давайте прогуляемся по лесу и послушайте кто в лесу поёт.

– Птицы.

– Ой, а это что у нас растёт?

-Ёлочка.

– Как вы думаете какая она?

– Зелёная, колючая, красивая.

-а это что под ёлочкой растёт?

– Мухомор.

– А как вы думаете,его можно есть?

– Нет.

– Правильно ребята, её есть нельзя, потому что она ядовитая. Ребята – тихо, вы слышите где-то журчит вода. Давайте мы с вами поиграем в игру «Посели животное». Водные обитатели заблудились и никак не найдут свою реку, а вы ребята можете помочь. Давайте выберем водных жильцов и поместим их в водоём. Давайте подумаем кто живёт на водоёме?

– лягушки, рыбы, лебеди, утки, гуси. (выбрать из набора карточек и приклеить на ватман, на котором изображён водоём). 

– Молодцы ребята все справились. А сейчас мы с вами немного отдохнём поиграем в игру «Капелька и тучка».

Подвижная игра «Капелька и тучка». Дети надевают шапочки капелек. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками 9взявшись за руки образуют ручейки). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла -текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.

– Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду и фокусы покажу, поиграем. До свидания.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово:

Льётся водичка с большой высоты,

Брызги летят на траву и цветы.

Детки вокруг оживлённо галдят,

Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки.Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки

Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится). Опыт № 9 «Сказка о камешке»

Опыт № 9 «Сказка о камешке»

Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий