Содержание
Слайд 1
:
Учитель биологии
ГБОУ СОШ №21
г
Сызрань З.Р.Конюшева
Слайд 2
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии:
Конституции Российской Федерации
Закона Российской Федерации «Об образовании»
На основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации
Слайд 3
патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Слайд 4
Любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельностидля человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Слайд 5
Слайд 6
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
Слайд 7
Эколого – патриотическое воспитание
Факультативы
Уроки
ДТДиМ,
Эколого-биологический
отдел
Областная станция
юных натуралистов
Социальные
экологические
проекты
Научное
общество
Предметные
декады
Клуб «Экос»
Учебная деятельность
Внеклассная деятельность
Внешкольная деятельность
КТОС
Посмотреть все слайды
Экологическое воспитание в библиотеке
Говоря о воспитании и образовании в школе, мы часто имеем в виду работу педагогов с классом на уроках (или во внеурочные часы). Но школа – не только класс и уроки. Вклад в экологическое воспитание юного поколения активно вносят библиотеки. Если раньше роль библиотек была лишь информативная (литература на всевозможные темы), то сейчас активность библиотек в учебном процессе приобретает новые формы. В экологическом воспитании школьные библиотеки принимают активное участие, организовывая интерактивные мероприятия: конкурсы, спектакли, кукольные театры, игровые программы, лото, состязания и многое другое. Во время проведения таких мероприятий, достигаются основные задачи – пробуждается интерес к проблемам экологии, повышается уровень экологической культуры, стимулируется интерес к литературе, посвященной проблеме охраны природы, а вместе с тем усиливается навык коммуникации, работы в команде и просто повышается настроение.
Экологическое воспитание в средних и старших классах
Отношение старших школьников к природе имеет свои специфические особенности. Если младшим свойственно эмоциональное отношение, то отношение подростков становится более прагматичным. Они начинают осознавать материальную ценность природных ресурсов. Это так же хорошо, как плохо. Учащиеся средних классов начинают воспринимать природу, как объект охраны. Начинают осознавать степень своей ответственности перед природой. Дети 5-9 классов уже отлично осознают цель, мотивы охраны окружающей среды.
Основные тенденции экологического воспитания в старших классах
- Акцент на формировании экологических представлений;
- Формирование бережного отношения к природе;
- Акцент на формировании стратегии и технологии взаимодействия людей и окружающего мира. Ориентация на экологические проблемы определенной местности.
Педагогическая работа с учащимися старших классах осуществляется также через проектную деятельность. В процессе такой работы, коллектив класса разбивается на малые группы, где каждый ее член зависит от других и учится работать в команде. Проекты бывают разными, порой охватывающие большое количество групп в нескольких классах одновременно.
?
Чтобы экологическое воспитание школьников стало полным, в работу включаются кружки, факультативы, тематические клубы в учебных, а также во внешкольных заведениях. Чтобы выработать у подрастающих граждан свой экологический стиль мышления, экологическую культуру педагогическая работа должна проводиться планомерно и комплексно.
Роль школы в экологическом воспитании
Общество поставило перед собой задачу – воспитать поколение, которое понимает проблемы экологии, имеет достаточно знаний, а самое главное, ощущает свою ответственность перед окружающим миром, ощущает себя его частью. Экологическое образование в школе приобрело высокую актуальность. Да, экология – не математика. Ее не учат в специально отведенные часы, не заучивают правила. Но в процессе всего обучения, ученики встречают с эковоспитанием каждый день, на многих предметах, в учебной и во внеклассной деятельности школы.
Как осуществляется экологическое воспитание?
- В классе. Даже если в вашей программе нет предмета «экология», будьте уверены, что экологическое воспитание плотно и умело, интегрировано в базовые школьные предметы. В начальной школе мы встречаем его в природоведении, в литературе (много детских писателей уделяли этой проблеме весомую часть своего творчества), на уроках ОБЖ, а также, в какой-то доле на уроках ИЗО, музыки и физкультуры. В средних и старших классах экологические проблемы всплывают так же, на уроках, приобретая уже более реалистичные (а также менее оптимистичные) черты. Уроки химии, физики, географии, биологии, а также уроки литературы – они просто наполнены экологическим смыслом, в той или иной мере доступным для ребенка. Помимо стандартных уроков не забудем про классные часы. Работа по экологическому воспитанию в классе проводится в соответствии с планированием с учетом требований ФГОС.
- Внеурочная деятельность. Основной уклон педагоги делают на нее. В непринужденной внеклассной обстановке дети показывают себя более готовыми к восприятию, более открытыми для развития экологической культуры. Экскурсии, ролевые и дидактические игры, экологические акции, конкурсы и опыты в естественной и искусственной среде, а также выставки, смотры, собрания с родителями и совместные проекты детей и родителей – это и есть внеклассная деятельность.
Экологическое воспитание молодежи (10-11 класс)
Экологическое воспитание молодежи в школе носит скорее научный, свободный характер, нежели дидактико-педагогический. Уже тот факт, что 10-11 классы в нашей школе не являются обязательными, говорит о том, что молодые люди имеют уже свободу выбора, суждений и ориентиров.
Для молодых людей 16-17 лет характерна учебно-профессиональная деятельность. Ко всему, что изучают, они подходят с уже сформированными профессиональными ориентирами. Поэтому для формирования у них ответственного отношения к природе необходимо:
- Развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
- Формировать социально ценные мотивы отношения личности к природе;
- Раскрывать универсальную ценность природы;
- Привлекать учащихся к исследованию и охране природы родного края;
- Формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения;
- Побуждать учащихся к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой;
- Привлекать учащихся к контролю и оценке социальных результатов природоохранной деятельности.
Формы экологической работы соответствуют возрасту и знаниям ребят. Это, обычно, организация и координация проведения мероприятий, праздников, акций. Если мы говорим об исследовательской работе, то она имеет более анализирующий характер и практическую направленность.
Экологическое образование в начальной школе
Дети приходят в школу совсем еще наивными и чистыми созданиями. Они гораздо более чувствительны ко всему, включая проблемы экологии. Младшие школьники не имеют достаточного представления о том, какие поступки и поведение людей действуют на природу разрушающе, но минимальные понятия они уже усвоили в дошкольном учреждении. Дети очень тонко переживают беседы о том, как (к примеру) страдают детеныши зверей, у которых охотник убил маму, сопереживают рыбкам, которым трудно дышать в загрязненном водоеме. Они еще добры, им не все равно
Поэтому так важно не упустить этот момент, чтобы дать взрослеющим малышам верные понятия и ориентиры
Экологическое воспитание в начальных классах имеет свою особенность – процесс воспитания должен стать более комплексным. У детей меняется ведущий вид деятельности (с игровой на учебную), наглядно-образное мышление сменяется абстрактным, развивается потребность к труду в природе, но соответствующих знаний и умений им все еще не хватает. Поэтому формы и методы воспитания все еще строятся на играх, экспериментах, наблюдениях, опытах в сопровождении бесед.
Курс «Человек и Мир»
Основная роль в эковоспитании младших школьников принадлежит курсу «Мир и Человек» (рекомендовано ФГОС) . Основная функция курса – не дать ребенку готовые знания, а научить его добывать самостоятельно. Те знания, которые нужны ему для нравственного ориентирования, для отношений с окружающей средой. Курс состоит из трех блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и здоровье». Он призывает педагогов создать для учащихся необходимую образовательную среду.
(«Образовательная среда – естественное и искусственно созданное социокультурное окружение ученика, которое включает различные виды средств и содержания образования, способные обеспечить продуктивную деятельность ученика» (по А.В.Хуторскому).
Для 1-2 классов можно позаимствовать темы экологических занятий для старшей группы детского сада.
Цели и задачи экологического воспитания в школе
Воспитание экологической культуры – с точки зрения педагогики, очень непростой процесс. Педагогика говорит, что воспитание – есть передача опыта старших поколений младшим. Но проблема в том, что экологический опыт старшего поколения недостаточен, чтобы в полной мере передать его школьникам (не только в нашей стране, но и во всем мире). По сути, здесь ученик – субъект, который сам должен воздействовать на старших и на сверстников.
В начальной школе к целям экологического образования относят:
- формирование бережного отношения к окружающей среде;
- соблюдение нравственных принципов взаимоотношений с природой, использование ее ресурсов;
- пропаганда его идей;
- активная деятельность по изучению и защите природы
Основные задачи эко образования в начальной школе почти такие же, что и в ДОУ, но помимо трех основных типов, выделяются новые задачи, смотри таблицу 2.
Таблица 2. Задачи экологического воспитания в начальной школе
Образовательные и воспитательные | Углубить, расширить экологические знания |
Поведенческие | Привить начальные экологические навыки и умения |
Познавательные | Развивать познавательную, творческую и общественную активность учащихся в процессе экологической деятельности |
Преобразовательные | Воспитывать чувства бережного отношения к природе |
Формы экологического воспитания
Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.
К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.
В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.
Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:
- консультации;
- конкурсы;
- семейные встречи;
- выставки детских работ;
- методические бюллетени;
- праздники.
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.