Полезные рекомендации
Чтобы любая дыхательная гимнастика эффективно способствовала насыщению организма кислородом и оказывала другое положительное воздействие, необходимо придерживаться ряда принципов.
- Дышать всеми легкими, давая возможность диафрагме при вдохе опускаться, а легким — полностью раскрыться, чтобы наполниться воздухом.
- Выполнять гимнастику ежедневно, а по показаниям — два раза в день, в одно и то же время, желательно натощак.
- Заниматься как дома, так и на свежем воздухе, в состоянии покоя или в процессе ходьбы. Вдох делать носом, а выдох ртом. В зависимости от скорости ходьбы рекомендуется чередовать вдох и выдох в соответствии с каждым шагом. Новичкам лучше тренироваться сидя или лежа.
- Дома для получения максимального эффекта желательно создать подходящую атмосферу: выбрать удобное время и место, исключив или сведя к минимуму отвлекающие факторы, в особенности телефон. На некоторых людей благотворно действует спокойная музыка, медитативный видеоряд, который помогает расслаблению и концентрации на собственном дыхании. Помещение не должно быть ярко освещено. Следует его проветрить или заниматься с открытой форточкой; сухой, спертый, несвежий воздух не способствует приятным ощущениям и не приносит пользы.
- Заниматься регулярно, иначе желаемого эффекта от дыхательных комплексов не будет: большинство из них основано на ежедневном выполнении. У ряда людей не наблюдается изменений из-за особенностей обмена веществ, приема некоторых медикаментов (гормональных средств, противозачаточных препаратов), личного отношения к методу (человек скептически относится к технике и заставляет себя выполнять упражнения против воли).
Правильность выполнения упражнений приходит с практикой и настойчивостью.
«Особенности использования дыхательной гимнастики в процессе физического воспитания дошкольников»
Необходимо концентрировать внимание детей на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие (педагог сам в совершенстве должен владеть методикой и контролировать правильность и качество выполнения упражнений детьми)
Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом (это правило не относится к упражнениям парадоксальных методик, например методики Стрельниковой).
Выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие (педагогу важно видеть каждого ребёнка и уметь грамотно определять его самочувствие в процессе выполнения упражнений). Дышать надо носом. Дышать надо носом
Дышать надо носом.
Увеличивать число повторений и количество новых упражнений следует постепенно по мере усвоения и этапа возрастного развития.
От старших дошкольников следует ожидать осознанного выполнения дыхательных комплексов (педагог должен доступно объяснять детям пользу того или иного упражнения и поощрять ответственное отношение детей к занятию).
Упражнения желательно выполнять на фоне медленной музыки (это даёт не только улучшение дыхательной функции на клеточном уровне, но и обеспечивает более глубокое расслабление, что очень важно в процессе реабилитации детей с двигательными нарушениями). Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:. Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:
Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:
— перед началом занятия очистить носовые ходы (младшие дошкольники учатся пользоваться носовыми платками, старшим дошкольникам доступно промывание носоглотки водой или слабым солевым раствором); — все упражнения выполнять легко, естественно, без излишних усилий и напряжения (главное, чтобы ребёнок не утомлялся и не задыхался после выполнения упражнений); — находиться в стадии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении); — следить за тем, чтобы воздух входил и выходил из лёгких одной непрерывной струёй, а вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга (если не оговорено какое-либо изменение актов вдоха и выдоха в примечании, согласно применяемой методики). Для того, чтобы подготовить носовые ходы детей к выполнению дыхательных упражнений, надо научить их правильно «высмаркиваться». Для этого следует попросить ребят положить носовой платок на ладошку и поднести к носу. Указательным пальцем другой ладони закрыть одну ноздрю и нерезкими короткими выдохами очистить нос, рот закрыт. Повторить с другой ноздрёй. Следить, чтобы выдохи были нерезкими, иначе дети могут травмировать слизистую оболочку носа. Другой способ очищения — промывание носа и полоскание горла подсоленной водой (0,5 чайной ложки соли на стакан воды комнатной температуры). В этом случае не только хорошо очищаются и обеззараживаются полости носа и рта (предотвращается развитие кариеса, появление насморка, заболеваний горла), но также осуществляется прекрасный закаливающий эффект. Полоскание горла доступно детям среднего возраста, а промывание носа под контролем взрослого можно начинать проводить со старшими дошкольниками
Важно придерживаться медицинских рекомендаций и учитывать индивидуальные особенности детей. Занятия дыхательной гимнастикой проводятся в любой позе, в любых условиях (стоя, лёжа, сидя, в движении), но разучивать новые движения целесообразно сидя. Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:
Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:
Суть артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, помогающих улучшить работу органов артикуляционного аппарата. Целью таких занятий является:
- укрепление мышц губ, языка, щек;
- повышение подвижности челюстей, языка и мягкого неба;
- развитие координации движения артикуляционных органов;
- закрепление умения удерживать язык и зубы в нужной позиции.
В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики у детей вырабатывается правильное произношение звуков
Если не уделять внимание работе по исправлению недостатков речи, это отразится на грамотности и приведет к проблемам с успеваемостью у ребенка
Для занятий с детьми дошкольного возраста необходимо выбирать упражнения в игровой форме, которые будут им интересны. Артикуляционная гимнастика может проводиться как индивидуально, так и в группах. Условием проведения артикуляционной гимнастики является использование зеркала.
Наиболее удобное время для ее выполнения — утром, после зарядки, и вечером. Длительность занятия должна составлять не более 10 минут и включать 4 – 5 упражнений. Чтобы разнообразить такие занятия, предлагаем воспользоваться следующей картотекой артикуляционной гимнастики для детей 5 – 6 лет.
Игры для языка
Цель таких игр научить контролировать движения языка, держать его в нужном положении.
Иголочка
Перед игрой надо выяснить у детей, знают ли они, что такое иголочка, какая она и для чего нужна. Можно показать им видео, на котором демонстрируется, как движется иголка при шитье.
Далее воспитатель предлагает детям повторить движения иголочки с помощью язычка. Рот нужно закрыть и «уколоть» языком левую щеку, затем правую щеку. Следует стараться делать это таким образом, чтобы на щеке появлялся заметный след от язычка.
Непослушный язычок
Воспитатель предлагает детям наказать язычок за то, что он мешает им правильно проговаривать звуки. Для этого нужно широко улыбнуться и высунуть язык.
Чтобы «отшлепать» язычок следует плотно смыкать и размыкать губы, зажимая ими язык. Делать это надо ритмично и быстро. Потом нужно его покусать его зубками (нажимать не очень сильно, чтобы не появлялось болевых ощущений). Эти движения необходимо чередовать, выполняя каждое из них по 10 раз.
Чистим зубы
В начале игры воспитатель проводит опрос среди детей: кто утром почистил зубы. Дети должны рассказать, как они это делали. Можно попросить их показать рукой, какие движения они выполняли.
Затем воспитатель предлагает детям почистить зубки еще раз с помощью язычка. Сначала нужно почистить верхние зубы с внешней стороны, а затем нижние зубы с внутренней. Рот широко открыт, язык ритмично движется влево – вправо.
Парус
Дети слушают стихотворение и рассматривают картинку с парусником.
Плывет кораблик по волнам,
Рвется парус к облакам.
К борту волны поднимаются,
И о кораблик разбиваются.
Воспитатель должен обратить внимание детей на изгиб паруса при его натяжении. После этого он просит изобразить парус с помощью языка
Они должны улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка нужно зацепиться за верхние зубы, напрячь его и удерживать в таком положении до 10 секунд.
Котенок
Воспитатель рассказывает стихотворение:
Котик любит молоко:
Лишь нальешь — слизнет он вмиг.
Лакает живо и легко,
«Лопаткой» высунув язык.
Воспитатель спрашивает у детей, кто из них наблюдал за котенком, когда тот пил молоко. Затем предлагает повторить эти движения. Нужно широко открыть рот, высунуть широкий язык и подвигать им, как будто лакая молоко. Следует выполнить 4 – 6 таких движений, затем отдохнуть и повторить все еще раз.
Игры для щек
Цель игр — укреплять мышцы щек.
Шарик
Перед началом игры нужно показать детям картинку с изображением воздушных шаров (или же сами шарики). Можно спросить, когда развешивают такие шарики и какое настроение испытывают дети при их виде.
После этого воспитатель просит детей изобразить шарик, надувая щеки. Потом показать, как шарик сдувается. Это можно делать медленно, постепенно выпуская воздух, или быстро — делая резкий выдох. Для большего веселья рекомендуется предложить детям «проколоть» шарик, нажав указательными пальцами на надутые щеки.
Хомячок
Детям предлагается рассмотреть картинку, видео или даже живого хомячка и обратить внимание на его щеки. Можно показать, как они увеличиваются, когда хомяк что-то запихивает себе в рот
Надувает хомяк щечки,
Зерно держит он в мешочках.
Щечки мы надуем тоже,
Вместе хомячку поможем.
Дети закрывают рот и надувают щеки. В таком положении они находятся около 5 секунд. Затем расслабляются.