Упражнения по дыхательной гимнастике для детей в ДОУ

Упражнения для средней и старшей группы професора Толкачева

Дети постарше могут делать простые физические упражнения, дыхательная гимнастика не обязательно должна обязательно иметь игровую форму, однако занятие должно быть веселым, его можно проводить под танцевальную музыку. Для детей этого возраста подходят следующие элементы:

  • согреваемся — скрещиваем руки перед собой и на выдохе хлопаем по плечам ладонями со звуком «ух-х», на вдохе разводим руки назад;
  • конькобежец — наклонится, руки за спиной, повторять конькобежные движения наклонами плеч со звуком «кр-р»;
  • заблудился — сложить ладошки перед губами, на выдохе произнести «а-у-у»;
  • снежный ком — на выдохе присесть, обхватить руками колени со звуком «хрр»;
  • веселящийся снеговик — стоя, держать руки на поясе, после вдоха на выдохе прыгнуть вперед со звуком «ха»;
  • растем большими — на вдохе поднимаем руки, становимся на носки, опускаемся на пятки, руки опускаем вниз, на выдохе произносим «ух-х»;
  • ставим руки в стороны, опускаем руки вниз, скрещиваем их на грудной клетке на выдохе и произносим «та-а-ак», на вдохе опять поднимаем в стороны;
  • достать пол — на выдохе нужно наклонится вперед и достать руками пола, проговаривая «ба-ак»;
  • постучать кулачками — присесть, три раза постучать кулаками о пол со словами «тук-тук»;
  • прыжки — прыгать одновременно на двоих ногах с произношением на каждом прыжке «ха».

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками

Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.

Причиной многих проблем с детским здоровьем и самочувствием часто бывает неправильное дыхание

Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться

При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме

Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:

Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами и пр.
Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.
Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием

Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.
Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей), помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.

Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой

Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).

Упражнения для малышей от 4-5 лет

В старшем возрасте при выполнении упражнений важно не только контролировать происходящее, но и давать ребенку возможность осознанно выполнять задания. Так он будет приучаться чувствовать собственное тело и контролировать его

  • Могучий ветер. Прекрасная практика, укрепляющая тело и позволяющая наблюдать за движением тела во время вдохов и выдохов. Ребенок в удобной для него позиции спокойно вдыхает большое количество воздуха носом, при этом его грудная клетка и мышцы живота округляются. Задержав дыхание на пару секунд, малыш начинает рывками выдыхать воздух через сжатые губы. Движения должны быть размеренными сильными, а выход воздуха будет сопровождаться подтягиванием живота и ребер.
  • Веселые трубочки. Здесь вам потребуется стакан, наполовину заполненный водой, коктейльная трубочка. Необходимо расслабиться и удобно сесть перед стаканом, опустив трубочку в воду вдохнуть глубоко носом, а затем без резких движений размеренно выдохнуть воздух через рот. Если вы уверены в том, что ребенок не станет пить воду из стакана, то можно в нее добавить немного жидкого мыла, тогда выдыхая воздух в воду, ребенок сможет также наблюдать за появлением пены и пузырей.
  • Легкое перышко. Простая и очень увлекательная игра, которая придется по вкусу непоседам. Все что вам необходимо, это достаточно свободного места и одно настоящее перышко. Оно должно быть легким и пушистым. Подкидываем перышко в воздух, дуя на него снизу, не даем коснуться земли. Игра учит контролировать силу вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а также его направление и скорость.

В более позднем возрасте к дыхательным упражнениям целесообразно добавить разминку, проводя комплекс упражнений напоминающих детскую йогу.

Тренируя дыхательные пути полезно использоваться мыльные пузыри. Всего одной бутылочки с мыльной жидкостью хватит, чтобы занять ребенка и развить его дыхательную систему. При этом задания могут меняться от «надуй самый большой пузырь» до «не дай пузырям упасть на землю» или конкурс «кто надует больше всего пузырей».

Не знаете, как правильно составить занятия или не видите результатов от домашних упражнений? Тогда обращайтесь к нашим специалистам, они проанализируют результаты малыша и помогут разработать оптимальную программу, нацеленную на оздоровление всего организма и тренировки дыхания.

Основные требования к выполнению ДГ

Есть воспитанники ДОУ, которым заниматься нельзя, поэтому следует проконсультироваться с доктором. ДГ следует проводить 2 раза в день, одно занятие 10-30 мин. Изначально воспитанникам упражнения могут показаться сложными, но цель воспитателя — обучить дошкольников верно их делать, по максимуму заполнять легкие воздухом.

К сведению! Важно освоить навык полного освобождения легких, ведь малыши, которые выдыхают не до конца, оставляют внутри себя отработанный, вредный воздух. Основные правила ДГ для детей 5-6 лет:

Основные правила ДГ для детей 5-6 лет:

  • занятия выполняются за 60 мин до приема пищи;
  • чтобы заинтересовать воспитанников, для упражнений нужно придумывать интересные названия;
  • в ходе их выполнения рекомендуется использовать игрушки;
  • эффективнее выполнять упражнения на улице, но только в теплое время года (не зимой) — весной, летом. В зимние месяцы занятия проводят исключительно в теплом, хорошо проветренном помещении;
  • костюм и обувь для ДГ должны быть комфортными, а приемлемый температурный режим должен быть в пределах +17-22 °С.

Обратите внимание! Только систематическая гимнастика даст эффект. Первые нагрузки должны быть несложными, задачи стоит усложнять со временем

Сначала заниматься нужно около 10 мин, повышая на 5 мин каждые 7 дней, пока не дойдет до получаса.

Дошкольная программа | American Gymnastics Club

В качестве введения в гимнастику AGC предлагает ряд специальных занятий по развитию моторики с явным акцентом на радость движения. Дошкольная программа предназначена для поощрения упражнений для всего тела, включая развитие силы, гибкости и координации. Классы структурированы, но не являются жесткими, чтобы дети могли направлять свою физическую энергию, учась общаться с другими учениками в безопасной и веселой обстановке.

Занятия по гимнастике для дошкольников AGC еженедельно включают темы, стимулирующие творческие игры и физические упражнения.

Здесь наши гимнасты изучают гимнастические позиции, следуют конкретным указаниям инструктора и растягивают мышцы в серии тематических игр. Как только их мышцы разогреются, инструкторы помогают своим классам пройти серию полос препятствий. Каждая полоса препятствий предлагает различные упражнения на двигательные навыки и гимнастические навыки, которые класс может отработать и освоить. Наши дошкольные занятия заканчиваются веселой и сложной заключительной деятельностью, такой как парашют, ритмичные ленты или батут.

(В настоящее время занятия с участием родителей не проводятся)

 Это занятие начального уровня предназначено для очень юных гимнастов, которым все еще требуется родитель или опекун, чтобы сопровождать его или ее на площадке.

Целевые навыки:  

  1. Лазание по лестнице
  2. Проползание через туннели
  3. Прыжки на двух ногах вместе
  4. Прогулки медведя (ползание на руках и ногах)
  5. Галоп
  6. Ходьба по нижнему бревну (боком)
  7. Прыжок с возвышения (высотой 1-2 фута)
  8. Скатывание вперед по наклонному коврику
  9. Вис/качание на перекладине и прыжок на ноги
  10. Качели на кольцах
  11. Donkey Kick на мате (мини-стойка на руках)
  12. Прыжки на батуте
  13. Прыгать на сиденье на батуте

Малыши Класс: 2 1/2 – 3 1/2 года

(В настоящее время занятия для малышей не проводятся)

Для многих наших гимнасток это первый опыт занятий без родителей.

Целевые навыки:

  1. Галопом вбок
  2. Frog Jumps (прыжки из приседа)
  3. Прыжки ногами врозь и вместе (врозь)
  4. Балансирование на одной ноге
  5. Перекатывание вперед по полу
  6. Стоя, разведение рук, перекатывание на наклонной поверхности
  7. Тележка с руками и ногами на коврике
  8. Ослиный удар на полу (мини-стойка на руках)
  9. Стойка на руках у стены
  10. Прогулка по нижнему бревну (вперед)
  11. Передняя опора на одиночный брус и параллельные брусья
  12. Махи гири на перекладине (руки и ноги на перекладине)
  13. Прыжок с трамплина

(Открыта регистрация!)

На этом уровне гимнастки могут легче следовать указаниям и могут осваивать более продвинутые двигательные навыки и гимнастические навыки. Каждая гимнастка должна работать над освоением навыков более низких уровней, а также над развитием силы и координации для следующих навыков.

На этом уровне гимнасты могут легче следовать указаниям и могут осваивать более продвинутые моторные и гимнастические навыки. Каждая гимнастка должна работать над освоением навыков более низких уровней, а также над развитием силы и координации для следующих навыков.

Целевые навыки:

  1. Прыжки на одной ноге
  2. Прыжок с группировкой
  3. Прогулки краба
  4. Сидя, перекатываясь, наклоняясь вниз
  5. Постоянный стрэддл-ролл на 9-м этаже0026
  6. Колесо, начиная с положения «звезда» над матом
  7. Прыжок к передней опоре на нижней перекладине
  8. Перекат вперед через нижнюю перекладину
  9. Поворотный колокол
  10. Ходьба вперед на приподнятом бревне
  11. Бег, прыжок и безопасное приземление с трамплина
  12. 3 прыжка в положение верхом на блоке с трамплина
  13. Сиденье Падение в положение стоя на батуте

(Открыта регистрация!)

В этом возрасте гимнасты способны дольше концентрироваться, поэтому мы увеличиваем продолжительность занятия с 50 минут до одного часа. В качестве перехода к нашей послешкольной программе этот класс включает целенаправленные занятия по отдельным видам гимнастики. Например, после работы на полосе препятствий ученики акробатического класса могут выстроиться на полу для акробатического вращения, чтобы изучить свои кувырки, стойки на руках и колеса.

Целевые навыки:

  1. Пропуск
  2. Прыжок с разворота
  3. Положение мостика
  4. Сидячий стрэддл-ролл
  5. Скатывание назад по склону
  6. Тележка из положения «Звезда» на полу
  7. Стойка на руках для выпада на мате
  8. Через окно на перекладине или кольцах
  9. L-удержание на параллельных брусьях
  10. Обезьяна идет боком через бар
  11. Подтягивание на перекладине у стены
  12. Ходьба назад на низком бревне
  13. Ходьба вперед на высоком бревне
  14. Сиденье, опускание собачки на батуте
  15. Подтягивание для блокировки с трамплина

Ошибки и отрицательное влияние на организм

Метод дыхания вокалистки изучался со всех сторон. Противники системы оздоровления говорят о его негативном влиянии на организм у небольшого числа пациентов. Выражается это следующим образом:

  1. В процессе выполнения заданий у людей повышается частота сердечного ритма. У пациентов с кардиологическими нарушениями это вызывает аритмию, приступ ишемии.
  2. Резкие вдохи оказывают сильнейшее давление на сосуды, легкие, бронхи. Объем дыхательных и кровеносных органов увеличивается резко. Если легкие, бронхи деформированы, то может нарушиться их двигательная, дыхательная функция из-за спазма. Это опасно при астме, одышке, приступах удушья.
  3. Количество кислорода в крови увеличивается за короткий период времени. Потом происходит обратная реакция: организм испытывает его недостаток, изменяется уровень рН (становится щелочным). Мозг на это реагирует спазмом. У человека возникает ощущение эйфории, повышенной возбудимости, активности.

Автор методики и ее последователи не зря обращают внимание на противопоказания к выполнению упражнений. В тяжелых состояниях, при плохом самочувствии, серьезных патологиях дыхательной системы, сердца, сосудов заниматься по системе маршевого вдоха–выдоха не рекомендуется. Желательно вовсе отказаться от подобных экспериментов или снизить нагрузки, составить индивидуальную схему нетрадиционной терапии вместе с лечащим врачом

Желательно вовсе отказаться от подобных экспериментов или снизить нагрузки, составить индивидуальную схему нетрадиционной терапии вместе с лечащим врачом.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Дыхательная гимнастика Стрельниковой (список болезней)

Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает организму справляться со многими болезнями без лекарств.

1. Насморк, аденоиды, гайморит

Для лечения болезней носа, следует хорошо освоить весь комплекс гимнастики.

2. Бронхит и бронхиальная астма

Дыхательная гимнастика Стрельниковой восстанавливает атрофированную слизистую бронхов и снимает воспалительные процессы.

3. Кожные заболевания (диатез, нейродермит, псориаз)

Тренируя только активный вдох, организм насыщается кислородом на клеточном уровне, способствуя тем самым регенерации кожного покрова. Благодаря этому активизируется и кожное дыхание, положительно воздействующее на весь организм, включая эндокринную систему. Ежедневные занятия активизируют кровообращение в соединительной ткани, ликвидируется закупорка устьев сальных желез, выводится из протоков кожное сало. Может исчезнуть угревая сыпь — хроническое заболевание кожи, особенно часто встречающееся у подростков и юношей в период полового созревания.

4. Невроз, неврит, депрессия

Дыхательная гимнастика способна через полчаса после начала тренировки улучшить ваше состояние и настроение. Упражнения вызывают массу положительных эмоций и прилив сил. Вместе с этим улучшается и общее самочувствие (см. утренняя зарядка).

5. Болезни сердечно-сосудистой системы

Гимнастика Стрельниковой улучшает кровоснабжение и насыщает кислородом сосуды рук и ног. Полезна многим больным, особенно на ранних стадиях заболевания.

6. Головные боли, эпилепсия, инсульт

7. Гипертония, гипотония и вегетососудистая дистония

Наиболее эффективны при гипертонии первые 5 упражнений – «Ладошки», «Погончики»», «Насос» (ни в коем случае низко не кланяться!), «Кошка» и «Обними плечи». Всего за один урок получится 5 «сотен» вдохов-движений.

8. Заикание

Заикающемуся ребенку надо изменить, стереотип дыхания и речи. Этого можно добиться с помощью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Из комплекса надо взять два упражнения: «Насос» и «Обними плечи» — делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день (утром и вечером) до еды или через полтора-два часа после (желательно делать и другие упражнения комплекса).

9. Остеохондроз, сколиоз, травмы головы и позвоночника

Дыхательная гимнастика воздействует на позвоночник изнутри. Межпозвонковые диски получают возможность быстро восстанавливаться, освобождаясь от сжатия позвонками. Гимнастика ликвидирует сдавливание позвоночных артерий и симпатических нервных стволов (исчезают болевой синдром и отеки)

«Насос», «Большой маятник» и упражнения головой, надо выполнять особенно осторожно, без резких движений

10. Лишний вес и табакокурение

Гимнастика Стрельниковой улучшает работу всех центров головного мозга, в том числе и пищевого, что приводит к его само регуляции. Гимнастика активизирует обменные процессы на клеточном уровне, в результате чего число жировых клеток не увеличивается, а существующие быстро «сгорают». Весь комплекс надо выполнять три раза в день (утром, днем и вечером).

Гимнастика помогает не только бросить курить, но и очистить голосовые связки, трахеи и бронхи от никотинового налета, он отторгается организмом вместе со слизью и мокротой.

* Здесь приведен лишь список болезней. Подробные рекомендации по лечению данных болезней читайте в книге М.Н. Щетинина «Дыхательная гимнастика Стрельниковой ».

Стрельникова Александра Николаевна является автором известной гимнастики, которая помогла не только ей, но и многим людям обрести здоровье. Она была оперной певицей и использовала дыхательные упражнений из будущей гимнастики потому, что потеряла голос. Певица была вынуждена изобрести средство, чтобы вернуть разговорный и певческий голос. Позже Стрельникова А.Н. стала педагогом-вокалистом и, имея нездоровое сердце, помогала себе в приступах удушья самостоятельно разработанной системой дыхания.

«Дыхательная гимнастика по Стрельниковой (мастер-класс) – это насыщенный качественным материалом фильм, которые расскажет о известной системе оздоровления.

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе с целями по ФГОС

Сотрудниками государственных органов разработана картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по ФГОС с целями. Благодаря ей можно самостоятельно начинать практиковать ДГ. Лучше первый раз потренироваться с воспитателем, посмотреть, как правильно. Можно обратиться к инструктору по дыхательной гимнастике. Если данная возможность отсутствует, переживать не стоит, так как все задания достаточно простые, им вполне можно обучиться своими силами.

База может выполняться в двух простых вариантах. Первый комплекс предусматривает следующие упражнения:

  1. Стойка прямо, ноги на ширине плеч.
  2. Руки располагаются на талии.
  3. Далее их нужно поднять вверх (на вдох).
  4. При наклоне вбок — выдох.
  5. Возврат в исходное положение (ИП).
  6. Не бросая рук — вдох.
  7. Наклон в противоположную сторону — выдох.
  8. Возврат в ИП.
  1. Положение прямо.
  2. Обнять себя за плечевой пояс и немного склонить голову.
  3. Руки в стороны на максимум, стараясь развернуть лопатки как можно активнее поднять голову и глубоко вдохнуть.
  4. Снова вернуться в ИП, расслабив руки, и выдохнуть.

Обратите внимание! Эти несложные упражнения смогут выучить и дети, и взрослые. Главное — практиковаться ежедневно

ДГ для ребят 5-6 лет может включать в себя дополнительные упражнения:

Обратите внимание! Данные упражнения несложные, но очень полезные для оздоровления и общего укрепления иммунитета

Последние новости центра

  • 616

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 362

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 587

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 437

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 867

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 813

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 487

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Игровой комплекс дыхательной гимнастики для дошкольников. Детский портал Солнышко solnet.ee



Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию игровой комплекс дыхательной гимнастики для дошкольников и приглашаю вас с детьми на семейное физкультурно-оздоровительное занятие. Выполнять его совсем не сложно, к тому же если проводить дыхательную гимнастику в форме игры, то получится замечательное времяпрепровождение.

Хорошим способом повысить иммунитет восстановить дыхательную систему после заболеваний, а также предотвратить частые простудные заболевание является дыхательная гимнастика. А если ваш ребёнок отличается гиперактивностью, то благодаря дыхательной гимнастике он научится расслабляться и успокаиваться. Дыхательная гимнастика очень полезна для организма!

Цель: научить ребёнка правильно дышать.

Задачи: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание. 

Рекомендация родителям

Вдох должен производиться через нос, а выдох через рот

При вдохе, следите за тем, чтобы плечи ребёнка не поднимались, важно сохранять спокойное положение тела. На выдохе следует дольше и более плавно выдыхать воздух, чтобы щёки ребёнка не раздувались, проследите за этим

При правильном выполнении упражнений дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие.

Ну, что вся семья в сборе? Начинаем наш игровой комплекс!

Разминка «Сдуй снежинки»

Понадобятся:— нитки (любые),— палочка (суши, роллы),— 1-3 снежинки из салфеток.

В порядке очерёдности друг за другом выполняем разминку дыхательной системы. Одной рукой держим палочку, на которой привязаны снежинки. Делаем глубокий вдох и выдыхаем на снежинки плавно, спокойно, так, чтобы они поднялись как можно выше. Выполняем упражнение 3-5 раз.

А теперь начинаем играть. Я приготовила для вас три игры. Играем и получаем удовольствие!

1. Игра «Бульканье»

Задачи: восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубления.

Оборудование: стол, стаканы и трубочки на количество игроков, вода.

Ход игрыПо количеству играющих членов семьи наполняем стаканы (или бутылочки) водой наполовину и вставляем трубочку. По команде «Марш!» делаем глубокий вдох через нос, затем начинаем выдыхать в трубочку плавно и долго, чтобы выдох получился длинный, долго булькающий. Побеждает тот, у кого в стакане бульканье продолжалось дольше всех, и при этом вода из стакана не проливалась.

2. Игра «Кто вперёд?»

Задачи: улучшение функции дыхания, укрепление мышц челюстно-лицевой области.

Оборудование: стол, крышечки от бутылочек 2-5 штук (ватные шарики), линейки (карандаши).

Ход игрыВ зависимости от ширины стола, могут играть сразу 2-3 человека. Готовим площадку, расставляем оборудование на 2-3 дорожки.

3. Игра «Воздушный шарик»

Задачи: улучшение функции дыхания, повышение тонуса адаптации дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.

Оборудование: воздушный шарик, верёвочка, небольшая площадка.

Ход игрыИграем парами. Руки за спиной, шарик передаём друг другу с помощью выдоха.
Один игрок подбрасывает шарик вверх, делая вдох носом. Затем, вытянув губы трубочкой, глубоким и сильным выдохом направляет шарик вперёд, чтобы он долетел до партнёра. Партнёр дует на шарик в обратную сторону, пока он в воздухе. Если вы не успели дунуть на шарик, и он упал, то вам гол. Побеждает тот, кто забил больше голов.Примечание: можно играть, сидя на полу лицом друг к другу; сидя на стульях; стоя, через верёвочку, игроки стоят по кругу.

Вы большие молодцы! Я надеюсь, что игры вам понравились, вы получили удовольствие, играя дома вместе с детьми.

Автор статьи: Светлана Яковлева,инструктор по физической культуреМБДОУ «Детский сад №1» г. о. Самара,специально для портала «Солнышко»Опубликовано 21 марта 2022 г.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕкомплексы упражнений, игровые гимнастики

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯспортивные игры, сценарии, стихи, песни

Виды дыхательной гимнастики для дошкольников старшей группы

Дыхательная гимнастика для детей 5-6 лет выполняется под руководством обученного педагога-воспитателя. По своему предназначению занятия на органы дыхания условно делят на:

  • общеукрепляющие с целью профилактики;
  • лечебные;
  • логопедические;
  • развивающие.

По технике исполнения все задания могут подразделяться на динамичные и статичные. Первые осуществляются строго в движении, объединяются с гимнастическими упражнениями. Вторые выполняют в спокойном состоянии, дыхательные упражнения в этот момент являются единственной нагрузкой.

Выполнение дыхательных упражнений под руководством воспитателя

Разработано много методик для дошкольников и взрослых, но самые популярные на сегодняшний день:

  • ДГ Стрельниковой — это лечебная методика, созданная пару десятилетий назад. Эта парадоксальная ДГ используется и сегодня при патологиях органов дыхания, ВСД, болезнях сердца, сосудов, ожирении, расстройствах ЦНС, в качестве профилактики.
  • Методика Бутейко — это терапия заболеваний глубокого дыхания способом волевой нормализации (устранения) глубокого дыхания (ВЛГД). В медцентре Бутейко лечили патологии сердца, сосудов и бронхолегочной системы, аллергий, ЛОР-заболеваний, СХУ, ВСД, а также занимались профилактикой иммунно-депрессивных состояний. Для детей методика применяется как профилактическая.
  • Система Мюллера — это комплекс занятий без дополнительной нагрузки, который направлен на поддержание полноценной жизни. Мюллер И. П. — уникальный врач, ученый и, конечно же, спортсмен. Профессор считал, нет волшебных методов излечения, все дело в ЗОЖ. Также он был уверен, что важнейшие из всех вольных упражнений — это те, что направлены на дыхание.

Важно! Методы показали себя как эффективные в комплексе с другими способами развития и воспитания дошкольников

Картинки и другие пособия для проведения дыхательных упражнений в ДОУ

Выполнять упражнения на развитие дыхание всегда интереснее с использованием различных пособий. В основном они предназначены для индивидуальной работы, хотя некоторые игры рассчитаны сразу на двух детей.

Вертушка — прекрасный тренажёр для дыхания

Множество игровых пособий педагог легко может сделать своими руками. Главное — подключить фантазию и иметь желание порадовать детей. Можно воспользоваться следующими идеями:

  • «Волшебный домик». Большая коробка обклеивается яркой бумагой, формируется крыша дома. К фасаду прикрепляется новогодний «дождик», а под ним можно помещать картинки (согласно изучаемой теме). Чтобы определить, кто находится в домике, дошкольнику нужно подуть на блестящий «дождик».
  • «Лесная полянка». Коробка из-под конфет или печенья обклеивается красивой самоклеящейся плёнкой. Внутри прикрепляются крупные изображения цветов. Бумажные бабочки подвешиваются на нитки. Ребёнок должен подуть на бабочку — тогда она сядет на цветочек.
  • «Грибочки спрятались». На картинке грибочки прячутся под опавшими листьями. Задача ребёнка — сдуть листики, чтобы увидеть грибы.
  • «Зайчики играют в прятки». Задание аналогично предыдущему, только найти нужно зайчиков, которые прячутся под травкой.
  • «Солнышко и тучки». Воспитатель предлагает ребёнку превратиться в мощный ветер, который прогонит тучки, и тогда засияет солнышко.
  • «Гусеницы и яблоки». Прожорливых гусениц нужно прогнать с яблочка, чтобы они его не съели (подобная идея — пчёлы и банка с вареньем).
  • Мини-футбол. Коробка из-под конфет обклеивается бумагой, внутри устанавливаются ворота из пластиковых контейнеров. Играют 2 дошкольника. Задача — с помощью лёгкого пластмассового мячика забить гол сопернику.
  • «Волшебные бутылочки». В каждой бутылочке находятся атрибуты определённого времени года — снежинки из кусочков салфеток, жёлтые листья из цветной бумаги, цветочки, листики. В крышках через отверстия вставлены трубочки. Если в них подуть, то начинается настоящее чудо-листопад, снежная буря, кружение листочков.
  • «Сдуй шапку с одуванчика». К центру цветочка крепятся лепестки на ниточках. Если на них подуть, то они разлетаются в стороны.
  • «Узнай тайну ракушки». Верхняя часть бумажной ракушки открывается, если подуть на неё (деталь прикреплена ниткой к краю основы). Внутри можно увидеть жемчужину.
  • «Обжорки». Разноцветные шарики-помпончики нужно задувать в ворота, представленные в виде ротика забавного существа. Участвовать в игре могут одновременно до трёх детей.

Фотогалерея: пособия для дыхательной гимнастики

При работе со старшими дошкольниками для выполнения полезных упражнений можно использовать картинки. Педагог не объясняет задание, он просто показывает нужное изображение, а дети выполняют соответствующее упражнение (несколько повторений). Примеры картинок:

  • Свеча. Её нужно задуть.
  • Роза. Дети глубоко вдыхают её аромат.
  • Одуванчик. Нужно очень сильно дуть, чтобы разлетелись воображаемые пушинки.
  • Спущенная шина на велосипеде или автомобиле. Дошкольники глубоко вдыхают воздух носом, а потом постепенно ослабляют звук «с», воспроизводя звук проколотой резины, когда из неё выходит воздух.
  • Воздушный шарик. Малыши его надувают с помощью нескольких выдохов.
  • Ветер. Дошкольники глубоко вдыхают воздух носом. Потом на одном выдохе попеременно то усиливают, то ослабляют звук «ввввв», имитируя свист ветра.
  • Пила. Сидя на стульях, ребята разбиваются на пары и берутся за ручки либо правыми, либо левыми руками. Выполняются движения, воспроизводящие процесс пиления дров — одно движение на входе, другое — на выдохе. При этом вдох делается носом, а выдох ртом.
  • Подводный мир. Дети зажимают носики и приседают, словно спрятались под воду. Так просидеть нужно 20–30 секунд, затем вставь и сделать глубокий вдох.
  • Насос. Нужно показать, каким образом сдувается колесо — на продолжительном выдохе произносится «сссс». Его предстоит накачать насосом (двумя руками малыши изображают соответствующие движения и говорят отрывисто «с-с-с»).
  • Цветок распускается. Дети стоят, ножки их вместе, а ручки на затылке со сведёнными локтями (изображают нераскрывшийся бутончик). Следует медленно подняться на носки, вытянуть ручки вверх и в стороны на вдохе (цветочек распускается). Затем дети медленно возвращаются в исходное положение.

Картинка подсказывает детям, какое дыхательное упражнение нужно выполнить

Информацию по дыхательной гимнастике необходимо предлагать для ознакомления родителям. Для этого воспитатель периодически вывешивает в уголке здоровья в раздевалке соответствующие памятки или плакаты.

С информацией по дыхательной гимнастике обязательно нужно знакомить родителей воспитанников

Краткая история создания

Автором уникальной методики дыхательной гимнастики, оказывающей положительное влияние на весь организм, является Александра Северовна Стрельникова. Она была оперной певицей. Нагрузки на связки, срыв голоса были знакомы ей по роду деятельности. Чтобы быстрее восстановиться после концертов, она придумала специальную систему дыхательных упражнений. Занималась по ней сама, учила коллег, тренировала дыхание дочери, которая страдала сердечным заболеванием.

Результаты тренировок поразили автора и учеников. Дочь Стрельниковой излечилась от болезни, один из коллег певицы, Михаил Щетинин, избавился от бронхиальной астмы. Вокалисты приходили к Александре Северовне за помощью, чтобы восстановить голос, научиться правильно дышать для поддержания здоровья.

В 1973 году певица запатентовала свою дыхательную методику, выпустила несколько научных работ, обосновывающих ее положительное влияние на организм человека. Первоначальная задача гимнастики — восстановление голоса – отошла на второй план.

Александра Северовна делала упор на оздоровительную сторону упражнений для детей и взрослых.

О разработке узнали во всем мире, до сих пор гимнастику Стрельниковой называют не по имени создателя, а просто «русской национальной системой дыхания».

Суть гимнастики заключается в тренировке правильных вдоха и выдоха. Они отличаются глубиной, интенсивностью, частотой. В процессе выполнения дыхательной гимнастики и насыщения организма кислородом с телом, внутренними органами и системами происходят чудеса. Можно сказать, что они перерождаются, начинают жить заново, наконец-то обретая необходимое количество энергии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий