Роль школы и личности учителя в духовном и нравственном воспитании
Нынешние дети сильно отличаются от школьников, что были даже 10 лет назад. Они более осведомлены, самоуверенны, чаще бывают склонны переоценивать свою информированность, пренебрегают авторитетами, чужим мнением, для них характерны поверхностные чувства, нежелание задумываться. Очень часто национальная, гражданская принадлежность для учеников начальных классов мало что значит, значение школьной жизни, образования тоже теряют значение. Литературные герои, известные соотечественники, учителя перестают быть нравственными образцами.
Мысли о будущей профессии мало связаны с бескорыстным служением другим, жизненные ориентации меркантильны, сознание детей направлено на личные интересы, кумирами становятся певцы, футболисты, банкиры, герои из боевиков.
Правильно организованная школьная жизнь активно противодействует примерам аморального и разрушительного поведения, которые захватывают детское сознание посредством компьютерных игр и телепередач.
В стенах школы моделируется культурное пространство, где абсолютным приоритетом являются традиционные нравственные начала. Но ценности высокой культуры воспринимаются ребенком только через собственную деятельность.
?
Урок – это не что-то индивидуальное, а место коллективных переживаний и действий, где детьми накапливается нравственный опыт, они учатся работать самостоятельно, слушать, сопоставлять, отстаивать мнение, помогать другим.
Для младших школьников учитель во многом образец подражания в манерах и отношении к детям. Если в классе царствует душевность, отзывчивость, преподаватель заботится о своих подопечных, то такими же становятся и взаимоотношения между одноклассниками
Старшие, как и в семье, должны уделять внимание не только успехам детей в чтении и математике, но и их духовно-нравственному развитию, воспитание и процесс обучения в начальной школе связаны неразрывно
Значение воспитания нравственности для общества
Морально-нравственная обстановка многих семей, общества в целом оставляет желать лучшего. Характерными причинами такой ситуации можно назвать отсутствие постоянной культурно-досуговой работы, здоровая физическая подготовка молодежи подменяется псевдонаукой о безопасном сексе, в школе отсутствует патриотическое воспитание, а политика государства скорее разрушает накопленный десятилетиями ценный педагогический опыт.
Процессы усиливаются мощным потоком пропаганды насилия, разврата, алкоголя при полном отсутствии у государственных и правоохранительных органов действенных методов для изменения ситуации.
В современной системе образования духовно-нравственному развитию уделяется чрезвычайно малое внимание . Спасением для страны должно стать восстановление научной, художественной, традиционной религиозной культуры. Гармония и красота, построенные на православно-христианских принципах – главный рычаг в преодолении кризиса в образовании, культуре, внутреннем мире человека. Основными критериями, позволяющими судить о нравственной воспитанности детей, могут служить:
Основными критериями, позволяющими судить о нравственной воспитанности детей, могут служить:
- гордость за свою Родину;
- умение быть полезным, обслуживать себя;
- стремление к добрым взаимоотношениям, любовь к чтению, труду;
- умение выбирать друзей, не подводить близких;
- критическое отношение к своим недостаткам;
- желание сохранять общественные ценности, родную природу;
- помощь близким, товарищам, инвалидам;
- творческое отношение к учебе и самостоятельной работе, участие в общественных мероприятиях.
Значение воспитания нравственности для общества
Морально-нравственная обстановка многих семей, общества в целом оставляет желать лучшего. Характерными причинами такой ситуации можно назвать отсутствие постоянной культурно-досуговой работы, здоровая физическая подготовка молодежи подменяется псевдонаукой о безопасном сексе, в школе отсутствует патриотическое воспитание, а политика государства скорее разрушает накопленный десятилетиями ценный педагогический опыт.
Процессы усиливаются мощным потоком пропаганды насилия, разврата, алкоголя при полном отсутствии у государственных и правоохранительных органов действенных методов для изменения ситуации.
В современной системе образования духовно-нравственному развитию уделяется чрезвычайно малое внимание. Спасением для страны должно стать восстановление научной, художественной, традиционной религиозной культуры
Гармония и красота, построенные на православно-христианских принципах – главный рычаг в преодолении кризиса в образовании, культуре, внутреннем мире человека.
Основными критериями, позволяющими судить о нравственной воспитанности детей, могут служить:
- гордость за свою Родину,
- умение быть полезным, обслуживать себя,
- стремление к добрым взаимоотношениям, любовь к чтению, труду,
- умение выбирать друзей, не подводить близких,
- критическое отношение к своим недостаткам,
- желание сохранять общественные ценности, родную природу,
- помощь близким, товарищам, инвалидам,
- творческое отношение к учебе и самостоятельной работе, участие в общественных мероприятиях.
Организация духовно-нравственного развития
По мере взросления детям приходится искать ответы на вечные вопросы о том, что есть семья и Отечество, милосердие, честь, почему необходимо придерживаться правил, уважать закон. Понимание смысла ответов приобретает личностный смысл для ребенка, становится воспитательной задачей школы. Для решения этих задач привлекаются следующие рычаги:
- общеобразовательные дисциплины;
- художественные произведения;
- современные периодические публикации, телепрограммы;
- фольклор, культура народов, населяющих Россию;
- традиции, жизненный опыт семьи;
- личная практика в рамках социальных и культурных мероприятий;
- различные источники научной информации.
Теоретические основы учебных программ, содержание учебников предполагают использование пласта культурологических знаний, дающих представление о многонациональности российского общества.
?
Одно из важных условий полноценного духовно-нравственного созревания – соблюдение принципа равноценности детства и социализации, одновременное раскрытие внутреннего и внешнего реального мира. С одной стороны, ребенку необходимо нравственное здоровье личности, с другой – возможность бесконфликтного взаимодействия с другими людьми.
Уроки литературы
Суть работы учителя – организовать полноценное восприятие детьми тех произведений, которые они читают. В процессе обсуждения случаев из жизни героев, рассуждений над их взаимоотношениями с людьми, природой, выяснений важных жизненных вопросов младшие школьники знакомятся с миром посредством искусства, у них формируется должное отношение к людям, труду.
Малыша не испугать серьезными вопросами. Современные дети в жизни порой сталкиваются с довольно сложными проблемами. Чем раньше они начнут задумываться об истоках любви и ненависти, порядочности, добра, тем лучше. Чувство участия, сопереживания воспитывают гораздо лучше назиданий и нравоучений.
История и краеведение
Учащиеся мало знают о родном крае, его прошлом и настоящем. Организация краеведческой работы поможет осознать свое место в мире, формирует гражданственность. Знания ребят о родном крае, его ресурсах, знаменитых земляках, важных исторических событиях убеждают в необходимости заботливого отношения к природе, уважения к истории.
Знакомство с идеями православия
Согласно православному мировоззрению, смысл жизни человека, его семейного бытия – воплощение высоких духовных установок, хранителем которых всегда была православная церковь. Принципы, которые она проповедует, обладают высокими образовательными, воспитательными возможностями.
Стержень духовно-нравственного воспитания – идеи основных конфессий, что существуют в России. Главной целью учебных предметов, которые представлены в виде изучения истории религии или культуры – помочь детям понять непреходящую актуальность тех мудрых советов, которые противостоят разрушению, помогают встать на путь жертвенности, самоотдачи.
Организация духовно-нравственного развития
По мере взросления детям приходится искать ответы на вечные вопросы о том, что есть семья и Отечество, милосердие, честь, почему необходимо придерживаться правил, уважать закон. Понимание смысла ответов приобретает личностный смысл для ребенка, становится воспитательной задачей школы. Для решения этих задач привлекаются следующие рычаги:
- общеобразовательные дисциплины;
- художественные произведения;
- современные периодические публикации, телепрограммы;
- фольклор, культура народов, населяющих Россию;
- традиции, жизненный опыт семьи;
- личная практика в рамках социальных и культурных мероприятий;
- различные источники научной информации.
Теоретические основы учебных программ, содержание учебников предполагают использование пласта культурологических знаний, дающих представление о многонациональности российского общества.
? Одно из важных условий полноценного духовно-нравственного созревания – соблюдение принципа равноценности детства и социализации, одновременное раскрытие внутреннего и внешнего реального мира. С одной стороны, ребенку необходимо нравственное здоровье личности, с другой – возможность бесконфликтного взаимодействия с другими людьми.
Уроки литературы
Суть работы учителя – организовать полноценное восприятие детьми тех произведений, которые они читают. В процессе обсуждения случаев из жизни героев, рассуждений над их взаимоотношениями с людьми, природой, выяснений важных жизненных вопросов младшие школьники знакомятся с миром посредством искусства, у них формируется должное отношение к людям, труду.
Малыша не испугать серьезными вопросами. Современные дети в жизни порой сталкиваются с довольно сложными проблемами. Чем раньше они начнут задумываться об истоках любви и ненависти, порядочности, добра, тем лучше. Чувство участия, сопереживания воспитывают гораздо лучше назиданий и нравоучений.
История и краеведение
Учащиеся мало знают о родном крае, его прошлом и настоящем. Организация краеведческой работы поможет осознать свое место в мире, формирует гражданственность. Знания ребят о родном крае, его ресурсах, знаменитых земляках, важных исторических событиях убеждают в необходимости заботливого отношения к природе, уважения к истории.
Знакомство с идеями православия
Согласно православному мировоззрению, смысл жизни человека, его семейного бытия – воплощение высоких духовных установок, хранителем которых всегда была православная церковь. Принципы, которые она проповедует, обладают высокими образовательными, воспитательными возможностями.
Стержень духовно-нравственного воспитания – идеи основных конфессий, что существуют в России. Главной целью учебных предметов, которые представлены в виде изучения истории религии или культуры – помочь детям понять непреходящую актуальность тех мудрых советов, которые противостоят разрушению, помогают встать на путь жертвенности, самоотдачи.
Формы воспитательной работы по развитию духовно-нравственных свойств личности младших школьников
Воспитательная работа по духовно-нравственному развитию учащихся начальной школы требует построения системного взаимодействия между школой, семьей, обществом и его институтами.
Она строится на основе единства интересов и направлений деятельности всех участников образовательной и воспитательной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников реализуется в следующих формах:
- Создание развивающего пространства. В учебном заведении формируется предметно-развивающее пространство, в котором учащиеся могут реализовать свой творческий потенциал, самоутвердиться, самовыразиться.
- Проведение тематических занятий. Предполагается организация классных часов по различным тематикам: вопросы уважительного отношения к старшим, формирование семейных ценностей, понятие «любовь», «дружба», «доброта» и т.д.
- Патриотическое воспитание. Предполагается включение в образовательную программу бесед о Родине, родном крае, изучение праздников, символики страны и т.д. Беседы могут быть включены в разные дисциплины. Например, окружающий мир или чтение, русский язык, музыка.
- Организация взаимодействия с родителями. Необходимо привлекать родителей к воспитанию детей. Строится единая направленность воспитательной деятельности, проводится повышение воспитательной компетентности родителей в области духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.
- Организация взаимодействия с социальной сферой. Здесь, осуществляется проведение экскурсий по историческим местам города, музеям, галереям, памятным местам и т.д.
- Проведение этических бесед с учащимися. Педагоги знакомят детей с основами этики и нормами этического поведения.
- Организация выставок творческих работ детей.
- Знакомство учащихся с народным творчеством, народными праздниками, традициями, промыслами. Это помогает приобщить учащихся к своему народу, почувствовать себя частью единого национального пространства.
Слайд 17Духовно-нравственное воспитание, прежде всего, проявляется в «культе родного языка, родного слова».
Проводились конкурсы стихотворений, сочинений, проектов, устные журналы и т.д. Родной язык, родное слово должны пронизывать школьную жизнь. Провожу много мероприятий, связанные с родным языком. В этом году ученица 2 класса, Кадикина Камилла, заняла 2 место в конкурсе стихотворений 23 октября 2018 года на базе кафедры родного языка и литературы филологического факультета ФГБОУ «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», где прошел Республиканский творческий конкурс художественного чтения на языках народов Республики Мордовия «Пою Мордовию мою!».
Организация духовно-нравственного развития
По мере взросления детям приходится искать ответы на вечные вопросы о том, что есть семья и Отечество, милосердие, честь, почему необходимо придерживаться правил, уважать закон. Понимание смысла ответов приобретает личностный смысл для ребенка, становится воспитательной задачей школы. Для решения этих задач привлекаются следующие рычаги:
- общеобразовательные дисциплины,
- художественные произведения,
- современные периодические публикации, телепрограммы,
- фольклор, культура народов, населяющих Россию,
- традиции, жизненный опыт семьи,
- личная практика в рамках социальных и культурных мероприятий,
- различные источники научной информации.
Теоретические основы учебных программ, содержание учебников предполагают использование пласта культурологических знаний, дающих представление о многонациональности российского общества.
?Одно из важных условий полноценного духовно-нравственного созревания – соблюдение принципа равноценности детства и социализации, одновременное раскрытие внутреннего и внешнего реального мира. С одной стороны, ребенку необходимо нравственное здоровье личности, с другой – возможность бесконфликтного взаимодействия с другими людьми.
Уроки литературы
Суть работы учителя – организовать полноценное восприятие детьми тех произведений, которые они читают. В процессе обсуждения случаев из жизни героев, рассуждений над их взаимоотношениями с людьми, природой, выяснений важных жизненных вопросов младшие школьники знакомятся с миром посредством искусства, у них формируется должное отношение к людям, труду.
Малыша не испугать серьезными вопросами. Современные дети в жизни порой сталкиваются с довольно сложными проблемами. Чем раньше они начнут задумываться об истоках любви и ненависти, порядочности, добра, тем лучше. Чувство участия, сопереживания воспитывают гораздо лучше назиданий и нравоучений.
История и краеведение
Учащиеся мало знают о родном крае, его прошлом и настоящем. Организация краеведческой работы поможет осознать свое место в мире, формирует гражданственность. Знания ребят о родном крае, его ресурсах, знаменитых земляках, важных исторических событиях убеждают в необходимости заботливого отношения к природе, уважения к истории.
Знакомство с идеями православия
Согласно православному мировоззрению, смысл жизни человека, его семейного бытия – воплощение высоких духовных установок, хранителем которых всегда была православная церковь. Принципы, которые она проповедует, обладают высокими образовательными, воспитательными возможностями.
Стержень духовно-нравственного воспитания —, идеи основных конфессий, что существуют в России. Главной целью учебных предметов, которые представлены в виде изучения истории религии или культуры – помочь детям понять непреходящую актуальность тех мудрых советов, которые противостоят разрушению, помогают встать на путь жертвенности, самоотдачи.
Читайте еще: Методы и формы нравственного воспитания
Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе
Мероприятия лучше разделить по подгруппам:
Познание
Сюда относят различные интеллектуальные игры, работу по заполнению рейтинговых таблиц. Ребятам необходимы беседы, направленные на возбуждение интереса к учебе по таким темам: «О чем не написано в учебнике», «Выдающиеся женщины-ученые», «О людях науки».
Главное не давить на детей, а развить у них интерес к учебе, желание развиваться.
Ценностные ориентиры
Скучные классные часы, сухие беседы не смогут дать должного патриотического воспитания, не научат основам этикета. Гораздо более интересны, познавательны виртуальные путешествия, онлайн-игры.
Детям полезно услышать подлинные истории о патриотических поступках из уст ветеранов. Правила этикета закрепляются под контролем классного руководителя во время обеда, внеклассных мероприятий с выходом в город или на природу.
Необходимость труда
Осознание важности труда прививается детям во время небольших дежурств, генеральных уборок класса, пришкольной территории. Дополнительным подспорьем выступят классные часы на тему призвания, выбора будущей профессии, посещения местной фабрики, завода, организация школьной ярмарки
Общественная польза
У этой группы бесед и мероприятий задача помочь осознать каждому ученику, что он должен быть полезен кому-то в реальной жизни. Это может быть шефство над более младшими школьниками, кроликом, котенком. С классным руководителем дети посещают приюты, детские дома, больницы.
Развлечь малышей, рассказать им сказку, помочь больному с обедом – эти занятия не только воспитывают сострадание, но становятся решающим фактором при выборе будущей профессии.
Творческие занятия
Поездки по родному краю, местам боев, тематические вечера на тему прихода осени, Масленицы, показы мод, встречи с поэтами и композиторами развивают у школьников интерес к творческим занятиям.
Уверенности в себе будущим творцам придаст неподдельный интерес окружающих к его творениям
Ребенку важно выражение восхищения, чрезмерная критика или игнор разрушают желание рисовать, выступать в драматическом кружке
Укрепление здоровья
Регулярные спортивные состязания и классные часы на тему правил сохранения здоровья – полезное начинание. Чтобы ребятам было интересно принимать участие в играх, поездках в оздоровительные лагеря, походах, к ним тщательно готовят реквизит, плакаты, проводят сравнительную диагностику показателей здоровья «до» и «после».
Свободное время младших школьников может быть посвящено занятиям в тематических кружках, спортивных секциях. Для ненавязчивого контроля учителя могут использовать проведение анкетирования или метод обсуждения
Только здесь важно, чтобы такая «беседа» не превратилась в монолог учителя или разговор исключительно в среде детей
Слайд 7Внеурочная деятельность «Моя Мордовия»
Внеурочная деятельность «Моя Мордовия» посвящено изучению малой родины. Учащиеся оформляют альбомы, газеты, устные журналы, электронные презентации: «Моё село вчера, сегодня, завтра», «Моя малая родина», «Наши земляки – наша гордость» и другие. Подготавливают и проводят коллективно – творческие дела, такие как «Ветераны моего села», «Моя родословная», «Улица родная», конкурс знатоков края «Викторина о родном крае», встречаются с ветеранами Вов, труда. Затем разрабатывают и реализуют социальные проекты, направленные на улучшение жизни в селе: «Что я могу сделать с мусором?», «Рыба нашей речки», «Цветочная поляна моей школы». Проводят акции «Чистый двор», конкурс «Экологические сказки» и другие. Своими проектами выходят в район, в республику. Мой ученики стали победителями в муниципальных и Всероссийских конкурсах учебно-исследовательских, проектных работ учащихся «Юный исследователь».
Слайд 21 Заключение Таким образом,
обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данная система духовно-нравственного воспитания младших школьников способствует социализации личности, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, села, страны. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное, нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.