Пешеходные переходы и перекрестки
Появление пеших граждан на дороге — совершенно естественно на «зебрах» и перекрестках. Но сочетание невнимательности водителей и самоуверенности пешеходов часто приводит к катастрофическим последствиям.
На небольших внутрирайонных дорогах перед перекрестками и пешеходными переходами попадаются светофоры без предупреждающего мигания. Если зеленый сигнал долго горит, подъезжая к светофору, всегда предполагайте его внезапное переключение. Снизив скорость, будьте готовы к вероятной остановке. Также никогда не проскакивайте на желтый или мигающий зеленый сигнал. Пешеходы могут выйти на проезжую часть раньше времени, причем совершенно не глядя по сторонам.
Дождавшись разрешающего сигнала или просто остановившись перед зеброй, не торопитесь снова начать движение, если рядом находится большой автомобиль, загораживающий обзор. Его задержка может быть вызвана бегущим наперерез пешеходом.
Подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, снижайте скорость, а при виде подходящего к нему пешехода плавно остановитесь. В противном случае можно не рассчитать расстояние, и человек окажется на дороге раньше, чем вы минуете это место. Но и просто при виде остановившегося перед зеброй автомобиля следует встать рядом, а не проскакивать мимо (п. 14.2. ПДД). Ведь за ним, возможно, скрывается не видимый заранее пешеход.
При повороте на перекрестке не забывайте пропускать пешеходов, переходящих дорогу, на которую вы поворачиваете (п. 13.1. ПДД). Они могут выйти на проезжую часть совершенно неожиданно и независимо от сигналов светофора. Выезжая из двора на основную дорогу, также пропускайте переходящих ее людей. Отслеживайте их заранее — находящийся рядом с машиной человек может попасть в слепую зону.
Еще стоит упомянуть велосипедистов (хоть они и не являются по ПДД пешеходами) и людей, катающихся на роликовых коньках, скейтбордах или самокатах. Многие из них переезжают проезжую часть прямо на своих колесных приспособлениях
Неважно, по пешеходному переходу или нет. Это в любом случае очень опасно, поэтому просчитывайте свои действия с учетом дефицита времени и пространства
Советы юриста как смягчить наказание
Тактика защиты по делам, связанным с наездом на пешехода, формируется адвокатом после изучения материалов.
Обратившись к квалифицированному адвокату, выбрав правильную стратегию переговоров с потерпевшей стороной и тактику защиты в суде можно рассчитывать на благоприятный исход дела о наезде на пешехода.
Юристами выработаны два основных направления защиты:
- отстаивание невиновности водителя в произошедшем наезде;
- урегулирование и прекращение дела в связи с примирением сторон.
Определиться с позицией желательно как можно раньше. Необоснованное стремление доказать свою невиновность и переложить ответственность на другие лица может сыграть против обвиняемого, усугубить дело и отрезать возможность примирения с потерпевшим.
Стратегия 1. Невиновность
Уменьшить степень наказания или минимизировать ее можно, если будет установлено:
- ДТП произошло в результате непреодолимой силы, не по вине автомобилиста.
- Водитель не имел технической возможности предотвратить наезд на пешехода.
- Злонамеренность пешехода.
Следственный эксперимент и экспертиза по выяснению технической возможности предотвратить наезд на пешехода будет проводиться только в ДТП с тяжкими последствиями, когда в отношении виновного водителя возбуждается уголовное дело.
Если последствия ДТП носят легкий или средней характер, назначать экспертизу не будут. А причину наезда на человека спишут на невнимательность водителя, не сумевшего обеспечить должную безопасность движения. Отстаивать свою правоту и доказывать невиновность в причинах ДТП водителю придется самостоятельно.
Чтобы была возможность смягчить меру ответственности, необходимо максимально собрать доказательную базу, представить суду больше документальных фотографий. Показания свидетелей также могут помочь в освобождении от наказания.
Например, если на фото отчетливо виден красный сигнал светофора, запрещающий движение по пешеходному переходу, но пострадавшее лицо его игнорирует, и продолжает движение, и здесь наезд неминуем.
Или в случае урагана, машину занесло на тротуар и человеку нанесены увечья, но для этого необходимо запросить метеосводку на день происшествия, чтобы ваши слова не были голословными.
Или дорожники плохо следят за состоянием магистрали – она обледенела, что привело к ДТП, и здесь вину можно переложить на службу.
Стратегия 2. Примирение
Следует понимать, что суд всегда исходит из позиции, что водитель, управляя автомобилем, несет повышенную ответственность за последствия своего вождения. А значит компенсировать нанесенный вред от наезда придется в любом случае.
Опираясь на положения ст. 25 УПК РФ можно мирно разрешить вопрос как на стадии следствия, так и непосредственно в суде.
Поэтому, если вы не располагаете неоспоримыми доказательствами невиновности в наезде, лучше попытаться договориться с пострадавшей стороной и загладить свою вину:
- оказать посильную помощь;
- возместить затраты на лечение;
- компенсировать причиненный вред.
Примирением сторон можно добиться прекращения дела о наезде, освободиться от уголовной ответственности и избежать лишения водительских прав (ст.76 УК РФ).
Ходатайство о прекращении дела должен подать пострадавший от наезда человек.
Следует понимать, что прекращение дела, по основанию примирения сторон – это лишь право суда, а не его обязанность.
Защищать свои права водителю нужно исходя из сложившихся обстоятельств, поэтому без квалифицированного автоюриста трудно выиграть судебное дело о наезде на пешехода.
Если вы оказались в подобной ситуации, обратитесь за консультацией к нашим автоюристам.
Адвокат поможет вам:
- оценить сложившуюся ситуацию и определить степень вины каждого участника происшествия;
- выбрать правильную линию защиты;
- построить взаимоотношения с потерпевшей стороной и достигнуть договоренностей;
- разобраться обоснованы ли требования потерпевшего;
- надлежаще оформить передачу денежных средств при возмещении причиненного вреда;
- составить пострадавшей стороне ходатайство о прекращении дела.
Парковка машины
Вам знакома к примеру, такая ситуация, когда Вы подъезжаете на парковку на которой мест практически нет, и в этот момент лично замечате те машины, которые припаркованы просто не правильно (сразу на два места)? Признайтесь сами себе, что в этот момент Вы и каждый из нас начинает(е) нервничать. Поэтому, когда Вы заезжаете на стоянку и паркуете свой автомобиль, то обязательно вспомните о этой самой ситуации, тогда скорее всего Вы поставите свою машину правильно и не мешая ни кому. Стоит здесь отметить, хотя за подобные действия в нашем законодательстве ответственность не предусмотрена, но все-же надо помнить о том, что из-за такой неправильной парковки Вы можете далее спровоцировать ненужную агрессию у других водителей по отношению к себе, а это может вызвать серьезный конфликт.
Ответственность за ДТП с пешеходом вне пешеходного перехода
Законодательство трактует ТС как объект повышенной опасности, поэтому вменяет водителям особую ответственность за урон, нанесенный окружающим. Это прописано в ст. 1079 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ):
В ПДД сказано, что человек, двигающийся пешком, может находиться на дороге только при её переходе. Согласно п. 4.3 — 4.5 ПДД, пересечение дороги может быть осуществлено на регулируемом, нерегулируемом, или подземном пешеходном переходе, а также в иных местах, если в пределах видимости нет обозначенных мест для пересечения дороги. Но в последнем случае гражданин, чтобы не нарушать ПДД, не должен создавать помех ТС.
Если же человек, переходя дорогу не по «зебре», создает помеху автомобилю, то, следовательно, он нарушает п. 4.5 ПДД, и вероятная авария в этот момент — вина пешехода. Но, учитывая ст. 1079 ГК, процитированную в первом абзаце этого раздела, можно сделать вывод, что отвечать за подобное ДТП будут обе стороны происшествия.
Рассмотрим, что грозит водителю, если он сбил человека не на пешеходном переходе. Автолюбителю, в зависимости от серьезности последствий, может быть вменен один из 3 видов ответственности:
- гражданская;
- административная;
- уголовная.
Гражданская ответственность предполагает возмещение пострадавшему нанесенного урона в материальном выражении.
Максимальные санкции административного характера за подобный дорожный инцидент — штраф до 25 000 руб. или изъятие водительских прав до 2 лет (ст. 12.24 КоАП РФ).
Как избежать уголовной ответственности, если сбили пешехода?
Виновниками ДТП могу быть: водитель, пешеход, пассажир автомобиля.
Уголовная ответственность наступает за причинение тяжкого вреда здоровью. Степень вреда устанавливается медицинской экспертизой. Водитель имеет право оспорить проведенную медицинскую экспертизу.
Причиной ДТП может быть поведение пешехода: переход в дороги в неположенном месте на запрещающий сигнал светофора, или тоже самое, но уже в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Следует зафиксировать поведение пешехода и исследовать документы медицинского свидетельствования.
В случае, если ДТП произошло по вине пассажира – следует предоставить видеозапись на которой будет видны такие действия или будет слышно, что пассажир осуществил действия, которые привели к ДТП.
Нередки ситуации, когда одной из причин ДТП является некачественное дорожное покрытие или плохая освещенность участка дороги – следует осуществить видео- или фотофиксацию места ДТП.
Кроме того, водителю следует постараться оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, предложить отвести его в больницу и сообщить в ГИБДД и скорую о случившимся. Наличие указанных фактов позволят избежать уголовной ответственности или минимизировать ее.
Внимание: смотрите видео, как защититься в составе преступления 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения) и подпишитесь на бесплатное видео в нашем канале YouTube уже сегодня
Что делать, если сбил пешехода?
В случае, если водитель транспортного средства осуществил наезд на пешехода необходимо осуществить следующие действия:
- остановить транспортное средство и ни в коем случае его не передвигать (изменение места остановки машины затруднит трасологическую экспертизу и может представить Ваши действия в негативном плане), сообщить в ГИБДД о случившемся
- незамедлительно оказать первую помощь пострадавшему и вызвать скорую, при необходимости – доставить пешехода в больницу лично и обязательно сообщить ГИБДД о том, что вы покидаете место ДТП для срочной доставки пострадавшего в больницу
- в любом случае, постарайтесь осуществить видео- или фотосъемку места ДТП, взять контакты, данные очевидцев ДТП для передачи ГИБДД или их вызова в суд;
- не отказывайтесь пройти медицинское освидетельствование
- сообщите в страховую организацию о случившемся
- обратитесь к юристу, т.к., Вас ждут судебные разбирательства как по факту нарушения ПДД, так и причинения ущерба пешеходу
ВАЖНО: при составлении документов по факту ДТП, принимайте активное участие в их составлении, предоставьте всю информацию, доказывающую, Вы не являетесь виновником ДТП, проследите за корректностью всех данных, в случае несогласия с любым обстоятельством, изложенным в документах, укажите, что не согласны с ними и поставите подпись около своей записи о несогласии
Наезд на пешехода повлекший смерть
Вне зависимости от причиненного вреда пешеходу, водителю следует сообщить о случившимся в ГИБДД и скорую. В случае, если ДТП произошло в населенном пункте и пострадавший не может самостоятельно придвигаться – лучшим будет вызвать скорую помощь и постараться самостоятельно не оказывать помощь пострадавшему т.к. существует риск причинить больше вреда при оказании неквалифицированной помощи, которые могут повлечь смерть пострадавшего.
В случае, если пострадавший не подает признаков жизни – вызов медиков является обязательным, т.к. именно они должны засвидетельствовать смерть пострадавшего.
Водителю не следует ни в коем случае передвигать тело умершего, автомобиль. Следует сфотографировать место происшествия: повреждения автомобиля, состояние дорожного покрытия, источники света (если ДТП произошло в темное время суток), видеокамеры, которые могли зафиксировать момент ДТП. Также следует провести видеосъемку указанных объектов.
Водитель не должен ни в коем случае употреблять алкогольных или иных спиртосодержащих напитков или лекарств, т.к. в обязательном порядке, его ждет медицинское освидетельствование.
Последнее изменение
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Было | Новая редакция |
---|---|
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. | 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. |
Наезд на пешехода по вине водителя
Любой автомобилист всеми силами будет избегать такой ситуации, как наезд. Это не зависит от того, нарушает ли пешеход правила, переходя трассу в непредусмотренных для этого местах, или соблюдает все условия ПДД.
ДТП по вине пешехода либо самого водителя чревато следующими негативными последствиями:
- Водитель потеряет массу времени на оформление. Люди, попадавшие ранее в аварии, знают, что на оформление даже легких столкновений двух автомашин можно потратить целых 10 часов. Если же пострадал один или несколько человек, то процедура может растянуться на еще более длительный срок.
- Если после ДТП по вине пешехода он скрылся с места аварии, разыскать его позже будет проблематично. Так что ремонт поврежденного транспорта владелец будет производить и оплачивать сам.
- Наезд, пусть даже с незначительными последствиями, для многих является большим стрессом. В наше нелегкое время лишние переживания людям за рулем совершенно ни к чему.
Кроме траты времени, сил и нервов, виновника наезда ждет наказание более серьезное.
Если вы стали участником ДТП, сбили пешехода, это грозит вам следующим:
- 1,5-2,5 тыс. руб. штрафа за наезд непосредственно на переходе либо при других обстоятельствах, являющихся нарушением ПДД.
- Сопутствующие штрафы за иные виды нарушений, выявленные сотрудником ГИБДД при оформлении наезда: например, если у водителя нет полиса ОСАГО, он находится в алкогольном опьянении, номер на а/м нечитаем и др.
Административные/уголовные меры при нанесении сбитому человеку вреда:
- — легкой степени – водитель заплатит 2,5-5 тыс. руб. либо лишится водительского удостоверения на 12-18 месяцев;
- — средней степени – придется заплатить 10-25 тыс. руб. либо права отберут на полтора-два года;
- — тяжелой степени – виновника аварии могут посадить на срок до 2-х лет.
При этом надо понимать, что наказание предусмотрено только для тех, кто нарушил предписания ПДД, что повлекло за собой несчастный случай. Наезд на человека является событием случайным и обусловлено не одним, а целым рядом обстоятельств.
Поэтому весьма важно, управляя транспортным средством, следить за всеми внешними факторами и учитывать ситуацию на дороге, не торопиться и не давать повода другим нарушать правила, рискуя собственной жизнью и жизнью других людей
Отсутствие прав не освобождает пешехода от необходимости соблюдения правил движения на дороге. Законодательством предусмотрена ответственность пешехода за нарушения, которые привели к аварии.
Административная ответственность пешехода определяется штрафом в пределах 500 рублей.
Если в результате ДТП был причинен вред здоровью и жизни другого участника происшествия, то предусмотрена такая ответственность:
- Штраф в пределах 1000-1500 рублей.
- Лишение свободы сроком до 2 лет, если пострадавший получил тяжелые травмы.
- Лишение свободы сроком до 4 лет, если авария повлекла за собой смерть участника ДТП.
- Лишение свободы сроком до 7 лет, если погибли двое и более человек.
Определение виновного в ДТП осуществляется при трудных обстоятельствах. Затруднение вызывают ситуации без прямого нарушения правил движения на дороге.
Вина водителя или пешехода определяется исходя из возможности избежать, какой-либо стороной, происшествия. Для определения вины водителя проводится авто-техническая экспертиза транспортного средства.
Если по техническим причинам водитель не мог избежать аварии, то есть сделал всё возможное чтобы избежать её, он признается не виновным в происшествии.
Законодательно закреплено за пешеходом право подать в суд на водителя и потребовать компенсации ущерба, вне зависимости от результатов экспертизы. Для пешехода срок исковой давности не имеет конечной даты, а для водителя – это три года после происшествия.
Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД
Итак, начнём мы с того, как нужно на 2022 год пропускать пешеходов на переходе.
Как правильно пропускать пешехода?
Как видно из цитаты пункта 14.1 выше, пешеходам необходимо уступить дорогу. До ноября 2014 года было несоответствие ПДД и КоАП: первый предписывал пропустить пешеходов, второй наказывал за неуступление дороги. Поэтому соответствующим изменением их привели в соответствие. Но в чём же был подвох?
А в том, что термин пропуска никак не описан в Правилах дорожного движения. А вот определение уступления дороги в новых ПДД есть.
Водитель должен не создавать помех пешеходу. Согласно пункту 1.2 Правил это означает, что он не должен вынудить его изменить скорость и/или направление движения именно по своей вине
Обратите внимание, что в контексте уступления дороги важно условие: Ваши траектории движения с пешеходом должны пересекаться одновременно в пространстве и во времени – то есть если Вы не уступите дорогу, то собьёте его, либо заставите пешехода остановиться/отбежать. В любом случае, по инициативе пешехода он изменит скорость и траекторию или же Вы корпусом своего автомобиля измените эти физические свойства, будет нарушен пункт 14.1 ПДД
Таким образом, пешеходов пропускать по правилам нужно так:
Вы подъезжаете к переходу и видите, что пешеход уже начал переход. Если он ещё не на проезжей части, то обязанность уступить тому дорогу у водителя не наступила.
Вы обязаны остановиться или снизить скорость так, чтобы пешеход перешёл дорогу, не изменив ни траекторию движения из-за Вас, ни скорость
Обратите внимание, если он передумал переходить и таким образом изменил траекторию и скорость, Вашей вины тут нет. А вот если испугался Вас, резко приближающегося, то возможны варианты, увы, уже на усмотрение инспектора.
Как только пешеход покинул место пересечения Ваших траекторий, Вы можете ехать
Обязанности дожидаться, когда он покинет проезжую часть полностью, у Вас нет. Ещё раз обращаем внимание – есть обязанность уступить дорогу, и она выполнена.
На схемах ниже Вы помех пешеходу не создали, и выполнили требование пункта 14.1 полностью.
- Если проедете, не создав помех пешеходу, когда тот переходит далеко от Вас на другой стороне дороги:
- Если проедете до того, как пешеход закончит переход, но пропустите его:
- Если пешеход изменил траекторию и/или скорость движения по своей инициативе:
Но это теория, а на практике…
Если непропуск пешехода зафиксировала камера, то не имеет значения факт уступления ему дороги – если Вы на пешеходном переходе, а пешеход – на проезжей части дороги, то будет выписан штраф. Это существенная недоработка на сегодняшний день (точнее, вероятно, ухищрение ЦАФАП, потому такие штрафы нужно обжаловать).
А на практике инспектор ДПС попытается оштрафовать Вас в любом случае, если пешеход уже на дороге. Увы, но сотрудники ГИБДД играют на незнании водителей Правил дорожного движения, и это самый распространённый их “развод”.
Поэтому, вышеперечисленные комментарии Вам помогут только в случае, если у Вас есть видеорегистратор, запись с которого может подтвердить отсутствие созданной пешеходу помехи и выполнение пункта 14.1 ПДД, и как следствие, избежать штрафа за непропуск пешехода. Просто сообщите инспектору о наличии у Вас регистратора и намерении обжаловать штраф, если он всё же настаивает о непропуске. Будьте уверены, он то точно знает трактовку 14.1.
Если же регистратора нет, то разъясняем следующее:
- свидетельские показания будут вескими, если свидетели не Ваши родственники, не пассажиры,
По новым правилам 2022 года инспектор вправе сразу выписать постановление. А если Вы с нарушением не согласны, то он обязан составить протокол. В нём и укажите нарушения инспектора. Также, если тот не разъяснил Вам статью 51 Конституции (никто не обязан свидетельствовать против себя и ближайших родственников) и статью 25.1 КоАП (о праве знакомиться с материалами дела), то также укажите это. Если инспектор отказывается составлять протокол, то можете указать это в постановлении.
Решение проблемы за рубежом
В развитых странах пик негативных взаимоотношений шоферов пришелся еще на 90-е годы прошлого столетия. Но власти быстро нашли выход из сложившейся ситуации. Во-первых, антипропаганда агрессивного поведения началась через все средства массовой информации, что немного утихомирило водителей. Ведь никому не нравилось быть уличенным в несоблюдении морали, а еще и быть высмеянным в ТВ-шоу, если совсем не повезет.
За рубежом СМИ активно содействовали антипропаганде агрессивного поведения на дороге
Во-вторых, в закон о правилах дорожного движения были внесены некоторые поправки, которые гарантировали более суровое наказание в случае противоправных действий на дороге. А любые судебные разбирательства были не только неприятны, но и пагубно сказывались на карьере нарушителей. Именно в связи с этим такое явление, как агрессия на магистрали, пошло на спад. Но и, конечно же, нельзя сказать, что неадекватных водителей за границей не стало вовсе. Сейчас их просто не так много.
Какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП
Для начала разберемся, какие происшествия по закону относятся к ДТП. Что является ДТП?
Пункт 1.2 ПДД: «Дорожно-транспортное происшествие» – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
То есть к ДТП относятся: столкновения двух машин, наезд машины на пешехода(ов), столкновение машины с любым посторонним объектом. Важный момент — описываемое происшествие должно произойти на дороге.
Теоретически к ДТП можно отнести даже царапину от ветки, скол от камня на лобовом стекле, пробитую шину, попадание в крупную дорожную яму. Однако за оставление места таких ДТП ГИБДД не наказывает, так как в них пострадало лишь ваше личное имущество.
В 2020 году за оставление места ДТП лишают права вождения автомобилем на срок от одного до полутора лет или арестовывают на срок до 15 суток.
Статистика судебных решений такова, что самое частое наказание за оставление ДТП — лишение прав. Но стоит учесть, что сотрудник инспекции не имеет право назначить наказание, наказание и его строгость определяет суд.
Судья, при вынесении решения учитывает:
- Первичность преступления,
- Наличие злого умысла.
Зачастую водители оставляют место ДТП, так-как в момент его совершения находились в состоянии опьянения и таким образом пытаются избежать наказания. Кроме того, судья будет особенно строг при вынесении приговора, если водитель не в первый раз оставляет место ДТП.
Другой распространенной причиной покидания места дата является банальная невнимательность. Один из водителей в суете дорожного затора моет просто не заметить соприкосновения личного автомобиля с посторонним объектом. Бывает даже, что водитель останавливается, но слишком далеко от места аварии.
Не редкость сейчас и такая ситуация. Автомобилисты договариваются о деталях урегулирования последствий ДТП устно, разъезжаются, а потом один из водителей заявляет под нажимом окружающих о произошедшей аварии в ГИБДД. Так как никаких бумаг, подтверждающих достижения мирного соглашения сторон, нет, второй участник признается покинувшим место ДТП самовольно.
«Нам некогда ловить нарушителя – надо царапины оформлять»
Координатор движения «Общество Синих Ведерок», блогер Петр Шкуматов
Петр Шкуматов
— На мой взгляд, новый законопроект никак не поможет выявлять по-настоящему опасных водителей. Ловить будут тех, кого легче всего поймать – мотоциклистов или водителей в местах большого скопления машин, например, на развязках, где приходится вынужденно перестраиваться через две сплошные, так как у них просто нет другого варианта).
Решать, кто опасно водит, а кто нет, будет офицер ГИБДД. В других странах наказания за опасное вождение существуют уже давно, но там и коррупция уже в основном побеждена… Если у нас в стране этот пункт ПДД полностью отдать на откуп стражам правопорядка, то у нас во всей стране пробки закончатся. Опасное вождение – это «резиновая» формулировка, в которой пенсионер Иванов, обгоняя пенсионера Сидорова, дважды пересекает сплошную линию и автоматически становится «опасным водителем».
А для того, чтобы поймать Мару Багдасарян, надо патрулировать город. Это целая эпопея. Или вот Ишаев, который разогнался до 309 км на МКАД… Да, ему придут штрафы. И все. Но опасное вождение надо пресекать в сам момент опасного вождения, а не постфактум – по камерам видеонаблюдения.
Если нам нужно изменить поведение водителей – необходима долгая системная работа, в том числе и по изменению алгоритмов работы Госавтоинспекции. Сейчас офицер с высшим образованием, вооруженный пистолетом, со спецоборудованием – это по сути государственный страховой комиссар, который приезжает на ДТП, чтобы оформить царапину на бампере. Недавно, в «день жестянщика» мои знакомые ждали инспектора 10 часов, в очереди они были 47-ми. Когда инспектор будет ловить Мару Багдасарян, Ишаева, Шамсуварова, когда ему надо ехать царапины оформлять?
Сейчас, конечно, рассматривают введение европротокола, но его далеко не всегда можно оформить – это упирается в некие ограничения, которые государство само поставило. Возможно, скоро запустят мобильное приложение оформления аварий по ОСАГО. Но пока это только в разработке. Выход – реформирование системы оформления аварии. Надо идти к тому, что ДТП без пострадавших должно оформляться без инспектора ГИБДД.
Я абсолютный противник ужесточения наказания и штрафов. Ехал я вчера в Екатеринбург на автомобиле, на трассе стоит знак 50 км/ч, под ним табличка – 19 км/ч. Дорога ничем не отличается от той, по которой я только что ехал 90 км/час. Конечно, там стояли наши доблестные стражи правопорядка.
Вся дорога представляет из себя мешанину и чехарду со знаками. Россия – не Германия, не Италия и не Испания. Ты едешь 90 км/ч., потом сразу — 50, 70, 20, 60. Да, у нас в стране, в отличие от других, можно превышать разрешенную скорость на 20 км (в ряде стран превышение скорости даже на 1 км/ч облагается штрафом – прим. ред.). Многие выступают за то, что отменить этот люфт – 20 км.
В России происходит гораздо больше ДТП, чем в европейских странах, но не из-за того, что у нас дороги не проектируются с точки зрения безопасности дорожного движения. Если вы посмотрите на аварийность дорожно-транспортной инфраструктуры, которая соответствует тем же стандартам проектирования в Германии (это у нас только платные дороги), вы увидите, что на них аварийность меньше, чем в Германии. О чудо – «плохие» российские водители на наших платных дорогах разбиваются меньше, чем хорошие немецкие водители в Германии! То есть не факт, что именно водители виноваты в авариях! Очень может быть, что и инфраструктура вносит свой вклад. Но статистика ГИБДД производит ложное впечатление, что основная причина аварий – человеческий фактор (90%).
Я уверен, что половина из всех аварий происходит из-за неудовлетворительных дорожных условий. Сюда входят и агрессия коммунальщиков – например, дорожные ямы. Водитель должен предусмотреть наличие ям, а то, что он попал в яму и из-за этого вылетел на встречку – коммунальщики не виноваты. Это водитель нарушил правила ПДД!
А если копнуть глубже и начать рассматривать недостатки дорог уже на уровне проекта, то, боюсь, статистика перевернется ровно наоборот — причиной 90 % аварий будут именно дороги.