Инновационные логопедические технологии: синквейн

Содержание

  • Слайд 1

    в развитии речи старших дошкольников.

  • Слайд 2

    Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
    Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
    Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
    Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
    Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность.

  • Слайд 3

    Достижение более глубокого осмысления вопроса.
    Проверка умение детей кратко и точно выразить свои  мысли на заданную тему.

  • Слайд 4

    • иметь достаточный словарный запас в рамках темы, • владеть обобщением, • понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак, • научиться правильно, понимать и задавать вопросы, • согласовывать слова в предложении, • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

  • Слайд 5

    Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
    синквейна по прослушанному рассказу;
    коррекция и совершенствование готового синквейна;
    анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить).

  • Слайд 6

    Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
     На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

  • Слайд 7

    облегчении процесса усвоения понятий и их содержания,
    расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова,
    выработке способности к анализу,
    гармонично сочетанию в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

  • Слайд 8

         Начиная учить предложите детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т.д.)
         Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

  • Слайд 9

    Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая  к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии. 
      Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.   Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез.

  • Слайд 10

         Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)
         Мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны)
     

  • Слайд 11

    Синквейн для воспитателя детского сада:

     инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство творческого самовыражения ребёнка, способ обогащения словарного запаса,
    подготовка к краткому пересказу,
    увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Посмотреть все слайды

Ход занятия:

(ребята сидят на креслах, звучит музыка природы)

– Здравствуйте уважаемые гости, мы рады вас приветствовать в нашей литературной гостиной.

– (обращение к гостям) Вы любите стихи? (ответы гостей)

– Ребята, а вы любите стихи? (ответы детей)

– Чем отличаются стихи от сказок, рассказов (ответы детей)

– Какие бывают стихи? (рифмованные и нерифмованные «синквейн»)

– Что такое «синквейн»?

Это стихотворение, которое состоит из 5 строчек и эти строки не рифмуются между собой. И составляется оно по правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль

3 строча – три глагола, описывающие действия в рамках темы

4 строка – фраза, несущая определенный смысл

5 строка – заключение (ассоциация с первым словом)

Форма «синквейна» была разработана в начале 20 века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновленной японскими стихами хайки и танка. Происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка, который позволяет получить быстрый результат.

В России стала использоваться с 1993 года.

– Ребята, научим наших гостей составлять стихотворение в форме «синквейна»?

– Перед тем как нам начать сочинять стихи по «синквейну» я вам предлагаю немного потренировать память.

– Давайте вспомним, какое сейчас время года? (весна)

– Правильно, а через несколько месяцев какое время года наступит? (лето)

– Вспомните и назовите признаки весны? (на улице стало теплее, солнце светит ярче, снег тает и т. д.)

– Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)

– Правильно ребята, весной вся природа просыпается после долгого сна.

– Я вам предлагаю сочинить стихотворения в форме «синквейна» о диких животных, некоторые из них тоже просыпаются после весной после зимы.

О каких животных вы будете сочинять стихи, узнаете, отгадав загадки:

1. Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в берлоге снеговой. (Медведь)

2. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

3. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса – А зовут ее. (Лиса)

4. На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

5. Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Еж)

6. Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (Заяц)

7. На его пути не стой,

Глазки ты ему не строй,

Два клыка, нос пятаком,

И характер не простой! (Кабан)

– Предлагаю вам немного размяться.

Физкультминутка “Подснежники просыпаются”

Вот подснежники проснулись, (встают на ноги)

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись,

Два – изящно покружились,

Три – нагнулись и присели,

И на солнце посмотрели

И тихонечко присели.

– Теперь я вижу, что вы готовы составлять «синквейны».

– Сейчас каждый выберет себе картинку с животным, при помощи схемы сочинит стихотворение «синквейн».

Предмет (тема) – слово предмет.

Слова – признаки по теме.

Слова – действия по теме.

Предложения по теме.

Ассоциация по теме: одно слово – предмет.

Чтение готовых «синквейнов».

– Все были молодцы, знаете времена года. Много знаете о животных.

– Умеете работать по схемам.

– Ребята, какие замечательные стихотворения – «синквейны» вы сами научились составлять, и научили наших гостей.

Презентация на тему: ” Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в рамках дополнительного образования Учитель-логопе д МБДОУ «Детский сад 17» Н.Г. Гудкова.” — Транскрипт:

1

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в рамках дополнительного образования Учитель-логопе д МБДОУ «Детский сад 17» Н.Г. Гудкова

2

Определение Синквейн – пяти строчная стихотворная форма. Дидактический синквейн – упрощённая форма синквейна, как литературного произведения.

3

Графическая модель составления синквейна.

4

Слово – предмет Слово – признак Слово – действие

5

Критерии оценки синквейна Соответствие заданной тематике. Содержание. Художественность образов. Исполнение.

6

Обоснование необходимости проекта Актуальность : Дети с нарушением речевого развития испытывают трудности в овладении навыками связной речи в достаточном объёме. Поэтому обучение рассказыванию, как метод формирования связной речи у детей – логопатов относится к числу актуальных.

7

Обоснование необходимости проекта Новизна проекта : метод синквейна можно включать в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы, не нарушая структуры занятия. Объект : дети подготовительной группы Предмет : методика использования дидактического синквейн а

8

Обоснование необходимости проекта Цель : повысить результативность логокоррекционной работы, направленной на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, путем применения технологии дидактического синквейна. Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

9

Обоснование необходимости проекта Гипотеза : при систематическом применении данной технологии речь детей станет ярче, богаче, дети перестанут стесняться озвучивать свои высказывания. Научатся ясно и точно формулировать свои мысли вслух.

10

Ожидаемые результаты Дети научатся самостоятельно рассуждать, делать выводы и обобщения. Адекватно реагировать на оценку своей деятельности, применять полученные знания в практической деятельности. Увеличится словарный запас детей. Дети смогут уверенно пользоваться обобщающими словами и понятиями. У детей разовьется навык составления текстов разного типа: описание, повествование, рассуждение.

11

Принципы Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы Принцип поэтапного формирования умственных действий Принцип доступности Принцип наглядности Принцип коррекционной направленности Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной коммуникативной адаптации

12

Сроки и этапы проекта 1 этап -подготовительный май 2015 г.–сентябрь 2015 г. 2 этап-практический октябрь 2015 г.–апрель 2016 г. 3 этап-обобщающий май 2016 г. 4 этап-внедренческий с октября 2016 г.

13

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса Учитель-логопед Воспитатель Родители Дети

14

МАСТЕР-КЛАСС

15

ИННОВАЦИЯ Какая прогрессивная, передовая, современная, востребованная, актуальная. Что делает: развивает, обогащает, экспериментирует, моделирует, проектирует. Инновация обновляет образовательный процесс. Нововведение. Преобразование

16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!

Слайд 3Синквейн — это методический прием, который представляет собой пять нерифмованных строк,

имеющих форму стихотворения.При этом составление каждой из них подчинено определенным

принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность дошкольников. Составление синквейна — это свободное творчество, которое требует от ребёнка найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах составления стихотворения.

Подвижные игру в ДОУ

Не только в детском саду, но и в начальных классах дети отличаются высокой подвижностью. Поэтому для них проводят специальные игры с мячом или другим предметом. Можно передавать его и называть определенные характеристики предметы, вспоминать слова на определённый звук и т. п.

Программа для подготовительной группы

Педагог в своей работе обязан опираться на конспекты, которые отражают основные этапы занятия. Написание их позволяет правильно выстраивать процесс обучения.

Поэтому специалист может воспользоваться рабочей программой воспитателя логопедической подготовительной группы под авторством Нищевой. В ней рассматривается учебный план, методы и приемы работы, необходимые пособия. Обязательно указываются детали взаимодействия воспитателя и логопеда.

Конкурсы для дошкольников

Не только подвижные логопедические игры помогают развивать интерес к учебе. Разные соревнования тоже этому способствуют. Например, в детском саду можно провести логопедические конкурсы для дошкольников.

Важно! Дети могут участвовать в эстафетах и других подобных мероприятиях. Можно провести соревнование в лесу, например, кто больше соберет шишек или найдет спрятанные вещи

В саду для конкурсов делают специальные загадки, задачи — «найди 4 лишнего», «исключи предмет» и т. п

Можно провести соревнование в лесу, например, кто больше соберет шишек или найдет спрятанные вещи. В саду для конкурсов делают специальные загадки, задачи — «найди 4 лишнего», «исключи предмет» и т. п.

Детей обязательно материально поощряют наклейкой или медалями

Подгрупповое логопедическое занятие

Для проведения урока логопед использует определенные формы организации дошкольников. Эффективно делить их на небольшие группы, так как это позволяет малышам лучше трудится.

Тема «Весна»

Логопедическое занятие по теме «Весна» направлено на расширение словаря и усвоение основных представлений об этом времени года. Для его проведения можно использовать презентацию.

Для начала логопед задает тематическую загадку, после чего детям задают наводящие вопросы о том, что они знаю о времени года: какая погода бывает весенней, что происходит в этот период и т. п.

Специальные распевки способствуют развитию речевого слуха и интонации. Тексты подбирают в соответствии с уровнем развития детей. Желательно петь их по нотам.

Обязательно подбираются тематические задания — «какие птицы прилетают весной», «что происходит в это время года, а что нет» и т. п. Логопедическое занятие «Весна» в старшей группе может проводить в форме праздника.

В логопедии используют разные методы и приемы. Каждый из них помогает решать определенные проблемы.

Слайд 20В чём же эффективность и значимость синквейна?Его простота. Синквейн могут

составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои

интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн помогает развить речь и мышление. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать! Совет: Сделайте с детьми копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, вы должны отгадать загадки. Отгадки мы будем вписывать в кроссворд, а когда всё разгадаем, то узнаем о чём мы сегодня будем говорить. «Светит, сверкает, всех согревает» (солнце). «Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю» (воробей). «К маме –речке я бегу и молчать не могу, я её сын родной, а родился – весной» (ручеёк). «Белые горошки на зелёной ножке» (ландыш). «Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка). (Воспитатель вписывает отгадки в кроссворд и получается слово «ВЕСНА»).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы верно отгадали загадки. Давайте мы с вами немного отдохнем.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сдувает росу.

В стороны руки, плавно помашем — Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за схема, как она называется?

(Демонстрируется схема (алгоритм) составления «синквейна»)

Дети: Это синквейн, он помогает нам рассказывать о предметах, составить нерифмованное стихотворение по теме.

Воспитатель: Молодцы, верно. Давайте с вами вспомним, какое слово на первой строке мы должны сказать. (Название предмета)

На второй строке какие слова должны быть? (Слова – признаки)

На третьей строке какие слова должны быть? (Слова – действия)

На четвертой строке? (Нужно составить предложение с данным словом)

И на пятой строке мы делаем вывод или обобщение (Слово-ассоциация).

У нас с вами есть 3 картинки: ручей, подснежник, дождь. Давайте разделимся на 3 команды, для этого нужно взять из коробочки разноцветные кружочки. Дети, у которых кружочки голубого цвета, будут составлять синквейн о ручейке; дети с зелеными кружочками – о подснежнике; ребята с белыми кружочками – о дождике.

РУЧЕЙ

Весенний, звонкий

Течет, шумит, льется

Шумит весенний, звонкий ручеек.

Вода

ПОДСНЕЖНИК

Красивый, нежный

Растет, пахнет, радует

Весной появились первые подснежники.

Цветок.

ДОЖДЬ

Теплый, мокрый

Идет, мочит, брызгает

На улице начался дождь.

Зонт

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. А сейчас присядьте на коврик, как вам удобно. Представьте, что мы в весеннем лесу, давайте послушаем, что в нём происходит? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»). Чьи птичьи голоса вы услышали? (ответы детей). Какие птицы прилетели весной самые первые? Почему говорят, что грачи «открыли весну»? А какую пользу приносят птицы? (ответы детей). Как много вы знаете о них. Молодцы! А давайте составим синквейн на слово «птицы».

ПТИЦЫ

Зимующие, перелетные

Летают, мерзнут, ищут

Корм по крошкам собирают.

Друзья.

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: Вы отгадали все загадки, назвали признаки весны, составили интересные синквейны о весне, рассказали о птицах. Скажите дети, какое задание для вас было трудным? Посмотрите, и солнышко стало ярче светить, радует весна нас своими весенними преобразованиями. За вашу активность на занятии я хочу вам подарить весенние смайлики (наклейки).

Слайд 18Например: Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно

спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?

Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.   Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.   Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

Слайд 7Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется

тем, что эта новая технология: открывает новые возможности; помогает оптимизировать

работу учителя –логопеда;гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;является диагностическим инструментом;даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Примеры логопедических дидактических игр

Развитием ребенка нужно заниматься с раннего возраста. Для этого используют специальные игры для тренировки высших психических функций.

Логопедическое домино

Такая игра легко делается своими руками или ее можно купить в магазине. Она состоит из разрезных карточек, которые нужно соединять по совпадающему рисунку.

Логопедическое домино используют для автоматизации звука. Для этого подбирают соответствующие комплекты карточек. Подобная игра делает закрепление нового звука интересным.

Связка двух схожих картинок позволяет ребенку научиться выстраивать логические связи.

Как составить логопедическое панно

На деревянной или крепкой картонной основе крепят съемные материалы — листы с извилистыми дорожками, дерево с подвижными листочками, бусы на нитке и многое другое.

Сюжетная картинка

Логопедическое панно используют на индивидуальных занятиях со старшими дошкольниками.

Квест

Увлекательная игра, где нужно решать разные задачи, очень нравится детям. Для нее разрабатывают специальный сценарий.

Важно! Для начала педагогу нужно продумать ход занятия, после — подготовить весь необходимый реквизит. Детей в средней группе можно разделить на две команды

Им задают разные загадки, дают задания и следят за качеством выполнения. Соревновательный момент позволяет их мотивировать

Детей в средней группе можно разделить на две команды. Им задают разные загадки, дают задания и следят за качеством выполнения. Соревновательный момент позволяет их мотивировать.

Сказки

С помощью таких текстов проводят артикуляционную гимнастику или знакомство со звуком. В таком облике ребенку проще воспринимать тему. На фронтальном занятии детям логопед рассказывает сказку о язычке и других органах речевого аппарата.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий